64 Это очень смешно! (франц.). 65 Вот она, фефёла и Девственница! (франц.). 66 Вот как оборачивается война, когда знамя несет Девственница! (франц.). 67 Черт возьми! (франц.). 68 Убирайся к черту! (франц.). 69 На двух ногах или на всех четырех (франц.). 70 Милый друг (франц.). 71 Каждый в свой черед, генерал! Каждый в свой черед (франц.). 72 А пока — да здравствует любовь и да здравствует легкомыслие! (франц.). 73 Красные облака вокруг заходящего солнца предвещают ясный день (лат.). 74 Не делайте глупостей! (франц.). 75 Отрывки из различных черновых вариантов «Часа воли божией» см. в кн. В. Гебель «Н. С. Лесков», стр. 143–151. 76 О Якоби-Толиверовой см. прим. к «Даме и фефеле». 77 Здесь ошибка автора. Указанное примечание помещено, как и следует, в конце XII главы. 78 См. его книгу «Жизнь Николая Лескова», стр. 33 и 342. 79 С этим оттиском ознакомил нас Б. М. Эйхенбаум, в библиотеке которого он сохраняется. comments Комментарии 1 …в лицо его жалит песья муха…— Здесь, вероятно, имеется в виду библейская легенда о мучительных укусах мух: «налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух» (Исход, VIII, 24). 2 …чтоб они не боялись для себя ни битья, ни бритья, ни горячего укропа…— Укроп здесь — горячая вода, вар, кипяток. 3 Майоранное мыло. — Майоран — душистое травянистое растение, употребляемое в парфюмерных изделиях и в качестве пряности. 4 …поломя рассечь…— Поломя здесь в значении — пополам. 5 Измигул — ленивый, оторвавшийся от работы. Здесь ближе к значению измигун — насмешник, пересмешник. 6 Кармазинный — ярко-алый. 7 Варакушка — певчая птица из семейства дроздовых. 8 Митусить ногами — топать, частить в пляске. 9 Зоблить (обл. зобать) — есть жадно, торопливо; хватать, подбирать губами пищу прямо с руки. 10 Кравчий — боярин, ведающий царским столом. 11 Подторжье — торговля накануне ярмарки, базара. 12 …вспомянем их кануном…— Канун (канон) — церковное песнопение в честь святого или праздника. 13 …записаны чертами и резами…— выражение из сочинения X века «О письменех черноризца Храбра».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Н. Квициани Ист.: Белокуров С. Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. М., 1891; Какабадзе С. Исторические документы. Тб., 1913. Т. 3 (на груз. яз.); Чачанидзе Г. Грамота Теймураза I от 1612 г. Алавердскому храму//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тифлис, 1926. Вып. 1. С. 146-154 (на груз. яз.); Материалы по истории груз.-рус. взаимоотношений, 1615-1640 гг.: Посольства Веревкина, Харитона, Феодосия, Никифора, Гегенева и Волконского/Сост.: М. Полиевктов. Тб., 1937; Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тб., 1962 (на груз. яз.); Книга посланий/Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Грузинские док-ты в собр. ЛОИВ АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136; Летопись Картли//Там же. С. 139-180; Столетняя летопись//Там же. С. 331-413; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе и др. Тб., 2008. Т. 1 (на груз. яз.). Лит.: Джанашвили М. История Грузии. Тифлис, 1894; он же. Саингило//Дзвели Сакартвело (Древняя Грузия)/Сост.: Е. Такаишвили. Тб., 1913. Вып. 2. С. 51-352; Хаханов А. Экспедиции на Кавказ 1892, 1893 и 1895 г.//МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в эпоху монг. господства// Он же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; Чубинашвили Г. Архитектура Кахетии. Тб., 1956; Майсурадзе Г. Очерки по истории взаимоотношений Грузии и Армении IV-XII вв. Тб., 2002 (на груз. яз.); Марджанишвили Г. Эрети (Херети). Тб., 2005 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Христианское население Саингило в 20-40-х гг. XX в.//Новая и новейшая история. Тб., 2009. Вып. 2(6). С. 270-287 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/text/2462303.html

Вып. 4. 6 (на груз. яз.); Каухчишвили С. Ефрем Мцире и вопросы греко-визант. стихосложения//Тр. ТГУ. 1946. Вып. 27b (на груз. яз.); Кекелидзе К. История древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1980. Т. 1. С. 607-617 (на груз. яз.); Лолашвили И. Новизна Афонских груз. рукописей. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); Датиашвили Л. Из истории переводческой деятельности Ефрема Мцире//Летопись древнегруз. письменности. Тбилиси, 1984. Вып. 1 (на груз. яз.); Безарашвили К. Поэзия Григория Назианзина в груз. лит-ре//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1986. Вып. 3 (на груз. яз.); она же. Неизвестная груз. версия «Лествицы» Иоанна Синаита//Там же. 1987. Вып. 4; 1989. Вып. 3 (на груз. яз.); она же. Сочинения Григория Назианзина и груз. лит. традиции//Там же. 1994. Вып. 1-4 (на груз. яз.); она же. Ефрем Мцире, эллинофилы и вопросы греко-груз. стихосложения//Мравалтави. 1995. Вып. 2 (на груз. яз.). К. Безарашвили Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия ИОАНН I еп. Картли (Мцхетский) (приблизительно 20-60-е гг. IV в.), 1-й Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАНН II (приблизительно кон. 20-х гг. VII в.), католикос Картли (Мцхетский), Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/text/639853.html

По сведениям прав. Евфимия Такаишвили, в 1-й пол. XIX в., во время обновления храма, стены полностью расчистили, при этом были уничтожены ценные исторические надписи. В кон. 90-х гг. XX в. в церкви провели ремонтные и восстановительные работы, очищены и оштукатурены стены, обновлено покрытие кровли, двор выложен гранитными плитами. В 1998-2000 гг. Д. Хидашели и М. Чакветадзе осуществили роспись храма. В 2001 г. в юж. нефе был устроен придел во имя Жен-мироносиц. Колокольня И. была построена в 1656 г. по заказу Бежана Чхеидзе и настоятеля церкви о. Николая. Строение расположено в 20 м от церкви и представляет собой 3-ярусную, сужающуюся кверху башню (6,25×4,95 кв. м), сложенную из грубо тесанных квадров песчаника. В кон. XIX в. колокольня была отреставрирована, с юж. стороны была пристроена маленькая беседка. Ограда (40×25 кв. м, высота до 2 м) сооружена также в 1656 г. из квадр известняка; в нач. XIX в. вход на территорию мон-ря был перенесен на юго-вост. сторону, в юж. часть ограды встроена башня. Кельи и др. постройки примыкают к ограде. Ист.: Brosset M. F. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgia et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1878. St.-Pb., 1851. Vol. 3. Р. 106; Такаишвили Е. Три исторические хроники. Тифлис, 1890. С. 21 (на груз. яз.); Древности Грузии/Сост.: Е. Такаишвили. Тифлис, 1910. Т. 3. С. 126, 132-133 (на груз. яз.); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим/Исслед., словарь, указ.: Е. Метревели. Тбилиси, 1967. С. 13 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 377. Лит.: Габашвили Ц. Порталы в груз. архитектуре. Тбилиси, 1955. С. 74; Беридзе В. Древнегрузинская архитектура. Тбилиси, 1974. С. 15-18 (на груз. яз.); Описание ист. и культурных пам-ков Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 434-436 (на груз. яз.); Рчеулишвили Л. Очерки истории искусства Грузии. Тбилиси, 1994. С. 434-436 (на груз. яз.); Качарава Э. Доротеоз III//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 101-102 (на груз. яз.); Гуниа И. Монастыри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 127-128 (на груз. яз.); Лацибидзе Т. Итриа: Древнейшие селения Хашурского р-на и их история. Хашури, 2010 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1237727.html

Сумбат (кон. VIII - нач. IX в.), Сахл (1-я пол. IX в.- ок. 853), Адарнерсе (ок. 853 - 3-я четв. IX в.), Григол Хамам (ок. 4-й четв. IX в.- 897; царь с 893). Цари Эрети: Адарнасе Патрикий (ок. 1-й четв. X в.), Ишханик Абу Абд аль-Малик (30-50-е гг. X в.), Иоанн Сенекерим (50-60-е гг. X в.). Цари Кахети-Эрети: Квирике III Великий (1014-1037/39), Гагик (1037/39-1058), Ахсартан I (1058-1084), Квирике IV (1084-1102), Ахсартан II (1102-1104). Цари К.: Георгий I (1466-1476), Александр I (1476-1511), Георгий II (1511-1513), Леван (1520-1574), Александр II (1574-1601, 1602-1605), Давид I (1601-1602), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Ростом (царь Картли и Кахети в 1648-1656), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722), Константин II (Махмадкули-хан) (1722-1733), Теймураз II (1733-1744), Ираклий II (1744-1762). Ист.: Караулов Н. А. Сведения арабских писателей IX и X вв. по Р. Х. о Кавказе, Армении и Адербейджане: VIII. Мас " уди//СМОМПК. 1908. Вып. 38. С. 30-61; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в эпоху монг. господства// о н же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; Барнавели Т. Надписи ист. памятников Кахети. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Древнеарм. текст с груз. пер. Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Книга посланий/Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд. Ин-та Востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие//Грузинская проза. Тбилиси, 1983. Т. 5. С. 455-561 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер. с древнеарм.: Л. Давлианидзе-Татишвили. Тбилиси, 1985 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Описание Картли и Кахети/Сост.: Т. Енукидзе, Г. Бедошвили. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 303-330; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Там же. С. 75-137; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-211; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Т. 1 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

20. С. 724; Отче, редактор!: [Ответ на письмо комиссии уполномоченных имеретинского духовенства об автокефалии Груз. Церкви]//Слово. Пг., 1906. 3. С. 15-16; Ощутимая ошибка в вопросе автокефалии Груз. Церкви//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1906. 10. С. 3-5 (на груз. яз.); Ошибка в вопросе об автокефалии Груз. Церкви: [Письмо еп. Леонида по вопросу автокефалии Груз. Церкви]//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тифлис, 1906. 11. С. 6-8; Слова и поучения. Поти, 1914. Т. 1: Дни груз. святых (на груз. яз.); Обращение митрополита к грузинам//Грузия. Тифлис, 1918. 8 авг. (на груз. яз.) (То же//Народное просвещение. Тб., 1989. 24 мая (на груз. яз.)); Послание Святейшего Леонида, католикоса-патриарха всея Грузии, к Святейшему Тихону, патриарху Московскому и всея России, 5 авг. 1919 г. Тифлис, 1920; То же [Письмо к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Тихону]//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). 1990. 3. С. 64-76 (на груз. яз.); Кочламазишвили Е. Католикос-патриарх Леонид и его проповеди//Календарь Груз. Патриархии на 1990 г. Тб., 1990. С. 117-440 (на груз. яз.); Письмо об отделении Церкви от гос-ва. Тб., 2005; Письма католикосов-патриархов всей Грузии Кириона II (Садзаглишвили), Леонида (Окропиридзе), Амвросия (Хелаи), 1917-1927 гг. Тб., 2010 (на груз. яз.); Католикос-патриарх всей Грузии Леонид (Окропиридзе) на страницах газ. «Иверия», 1889-1905 гг.: Сб./Сост.: К. Алибегашвили. Тб., 2014 (на груз. яз.). Ист.: Наречение и хиротония члена Грузино-имеретинской синод. конторы архим. Леонида во еп. Горийского, 1-го викария Груз. епархии//ДВГЭ. 1898. 9. С. 18-23; Журналы и заседания 2-го отдела Высочайше учрежденного Присутствия при Свят. Синоде для разработки подлежащих рассмотрению на Поместном Церк. Соборе вопросов: Об устроении церк. дел на Кавказе. СПб., 1907; Хронологический сб. законов Груз. ССР, постановлений Президиума Верховного Совета Груз. ССР и постановлений правительства, 1921-1940 гг. Тб., 1959 (на груз. яз.); Католикос-патриарх Леонид (Окропиридзе), 1861-1921: Фотолетопись//Сапатриаркос уцкебани (Вестник Патриархии).

http://pravenc.ru/text/2463431.html

мат-лы истории Грузии и груз. лит-ры, собранные в хронологическом порядке и истолкованные Ф. Д. Жордания/Ред.: И. Долидзе. Тбилиси, 1965. Т. 2; Памятники груз. права/Ред.: И. И. Сургуладзе. Тбилиси, 1970. Т. 1-3; Вахушти Багратиони. Описание царства грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); он же. История царства Грузинского/Пер.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//КЦ. 1973. Т. 4. (пер. на рус. яз.: То же/Пер., введ., примеч.: Г. Цулая. Тбилиси, 1986); Великий номоканон/Подгот. к изд.: Э. Габидзашвили, М. Долакидзе, Г. Нинуа. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Уложения Руис-Урбнисского Собора/Изд.: Э. Габидзашвили. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв.; Жамтаагмцерели. Столетняя летопись/Подгот. текста: Р. Кикнадзе. Тбилиси, 1987. Сведения араб. историков XIV-XV вв. о Грузии/Пер., введ. и примеч.: Д. Гочолеишвили. Тбилиси, 1988 (на груз. яз.); Обращение Грузии/Пер. с древнегруз.: Е. С. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М. Чхартишвили, Тбилиси, 1989; Жизнь царя царей Давида/Изд.: М. Шанидзе. Тбилиси, 1992 (на груз. яз.); Восхваление и возвеличивание языка грузинского//Текст, пер., исслед.: Т. А. Путкарадзе. Тбилиси, 2000; Большой требник/Изд.: Э. Челидзе. Тбилиси, 2002. Кн. 1 (на груз. яз.); Амвросий (Микадзе), митр. Проповеди/Изд.: прот. М. Габашвили. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Силогава В. Завещание Давида Строителя Шиомгвимскому мон-рю. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Типикон Шиомгвимского мон-ря/Изд.: Е. Кочламазашвили, Э. Гиунашвили. Тбилиси, 2005. Лит.: Иоселиани П. И. Краткая история Груз. Церкви. СПб., 1843; он же. Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью. Тифлис, 1850; Бакарадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Джанашвили М. Церковная история Грузии. Тифлис, 1886; он же. История Православной Церкви. Тифлис, 1889; Вебер Г. Всеобщая история. М., 18912. Т. 2. С. 64; Кирион (Садзагелов), еп. Жития различных груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

У истоков груз. станковой живописи: «Персидско-грузинская» живописная школа//Очерки Гос. музея искусств Грузии. Тб., 2003. Т. 8. С. 100-109 (на груз. яз.); она же. Из истории груз. светского портрета//Там же. 2005. Т. 10. С. 68-82 (на груз. яз.); она же. Предыстория Мартвильского храма по письменным и изобразительным источникам//Спектр. Тб., 2008. С. 26-30; eadem. Martvili Cathedral: Fragments of Murals of The Palaeologan Artistic Style//Georgian Art in the Context of European and Asian Cultures. 21-29 June 2008. Tbilisi, 2009. P. 277-279; Adle Ch. Archéologie et arts du monde iranien, de l " Inde musulmane et du Caucase d " après quelques recherches récentes de Terrain, 1984-1995//CRAI. 1996. Vol. 140. N 1. P. 315-376; Вардосанидзе С. Грузинская православная Апостольская Церковь в 1917-1952 гг. Тб., 2001 (на груз. яз.); он же. Грузинские архиереи XX-XXI вв. Тб., 2010 (на груз. яз.); Кадария Т. Княжество Мегрелия в нач. XIX в. Тб., 2003 (на груз. яз.); Кошоридзе И. Грузинская одежда военной аристократии Ирана в XVI-XVII вв.//Очерки гос. музея искусств Грузии. Тб., 2005. Т. 10. С. 132-155 (на груз. яз.); Отарашвили Н. Наша история//Чкондидели: Правосл. журнал. Тб., 2005. 5. С. 17-19; 6. С. 19-25 (на груз. яз.); Макалатия С. История и этнография Мегрелии. Тб., 2006 (на груз. яз.); Силогава В. Грузинская эпиграфика в Мегрелии и Абхазии. Тб., 2006 (на груз. яз.). Н. Э. Чихладзе Святыни М.- памятники искусства Грузии Мартвильская икона Пресв. Богородицы «Одигитрия» в триптихе Выносной крест из мон-ря Мартвили. XV в. (ГМИГ) Выносной крест из мон-ря Мартвили. XV в. (ГМИГ) (рубеж X и XI вв., ГМИГ, 27,6×15,1 см, золото, позолоченное серебро, драгоценные камни, чеканка, перегородчатая эмаль IX, X-XI вв., 1-й пол. XII в.). Является вкладной иконой из триптиха, заказанного митр. Чкондидским Гавриилом (Дадиани) в 1-й четв. XVIII в. для хранения этого образа. Пресв. Богородица с Младенцем на руках стоит в полный рост внутри арки, украшенной растительным орнаментом с использованием камней и жемчуга.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

До кон. XIX в. в М. хранился крест (по описанию католикоса-патриарха сщмч. Кириона III (II), длиной 2 вершка (8,89 см), шириной вершок и 3 дюйма (ок. 12,06 см), толщиной 3 дюйма (ок. 7,62 см)), который, по преданию, был выполнен из части Животворящего Креста Господня. Крест был помещен в складной серебряный кивот, «на лицевой его стороне вырезан Саваоф и по сторонам Пресв. Богородица и Иоанн Богослов. На оборотной стороне хотя и есть изображения святых, но трудно их угадать. По местам края креста отбиты для частиц» ( Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 42). Ист.: Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Кн. 1. С. 19-178; Внутренняя хроника//Дроеба (Времена). Тифлис, 1884. 193. С. 1-2 (на груз. яз.); Садзагелов-Ивериели Г. [Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх]. Историко-археол. очерк Метехского храма. Кутаис, 1891; он же [Садзагелов Г.]. Описание Метехского Четвероевангелия 1049 г.//ДВГЭ. 1892. 10. С. 13-18; Джанашвили М. Четвероевангелие 1049 г. из с. Метехи//Иверия. Тифлис, 1892. 76. С. 2-3; 79. С. 2-3; 80. С. 2-3 (на груз. яз.); Село Метехи//Иверия. 1898. 172 (на груз. яз.); Село Метехи и его руины//Могзаури (Путешественник). Тифлис, 1902. 9/10. С. 683-686 (на груз. яз.); Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2, 3 (на груз. яз.); Дондуа В. Писанье о вкладе Кахи Торели в Рконский мон-рь: Введ., пер., коммент.//Груз. источниковедение. Тб., 1968. Т. 3. С. 50-76; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв./Сост.: Т. Енукидзе, Н. Шошиашвили, В. Силогава. 2013. Т. 2: Груз. ист. док-ты XIV-XV вв./Сост.: Т. Енукидзе, Н. Тархнишвили, Б. Ломинадзе; 2014. Т. 3: Груз. ист. док-ты 2-й пол. XV в./Сост.: Т. Енукидзе, Д. Клдиашвили, М. Сургуладзе (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Отхмезури Г. Надписи из с. Метехи//Клио: Ист. альм. Тб., 2003. 18. С. 3-12 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Церкви и мон-ри Шида-Картли. Тб., 2011 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563072.html

Митр. Чкондидский Антоний (Цагарели) в сотрудничестве с Филиппом Каитмазовили перевел с арм. языка «Книгу истинного богословия» (Кут. 95), к-рую митр. Антоний предварил пространным предисловием. Автор труда не указан, однако в переводе соч. Антония Ковида Левмоакского, выстроенного на основах учения Фомы Аквинского, говорится о некой «богословской книге мудреца Алферди», к-рого отождествляют с Альбертом Великим, а книгу - с «Книгой истинного богословия» (Кекел. S 250). В 1753 г. Тбилисский митр. Тимофей (Габашвили), используя различные источники, в т. ч. Акты Церковных Соборов, создал историко-полемическое произведение «Клещи» (Кекел. А 118, 120). 2-й его труд, «Изложение о единстве и любви Святой Церкви» (Кут. 48), представляет собой сборник догматическо-полемических произведений. В 1-й пол. XIX в. мон. Иона (Хелашвили) под влиянием рус. богословской мысли создал «Трехчастное богословие» (Кекел. А 13, S 307), состоящее из физического богословия, богословия Откровения, этики. Ист.: Сабинин М. Рай Грузии. СПб., 1882; Орбелиани Сулхан-Саба. Сочинения/Сост.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1963. Т. 3 (на груз. яз.); Шатбердский сборник X в./Ред.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Арсений Сапарели. О разделении Грузии и Армении/Ред.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Феодор Абукура. Трактаты и Диалоги/Ред.: Л. Датиашвили. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Брегадзе Т. Описание груз. рукописей, содержащих соч. Григория Назианзина. Тбилиси, 1988 (на груз. яз.); Мгалоблишвили Т. , сост. Кларджетский Многоглав. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Антинесторианские трактаты из «Догматикона» Арсения Вачесдзе/Ред.: А. Чантладзе. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Иоанн Дамаскин. Полное изложение правосл. веры/Сост.: Р. Миминошвили, М. Рапава, Э. Челидзе. Тбилиси, 2000 (на груз. яз.). Лит.: Кекелидзе К. К вопросу о времени празднования Рождества Христова в Древней Церкви//ТКДА. 1905. 1. С. 149-158; Кавтария М. Давидгареджийская лит. школа. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Алексидзе З.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010