е. был только действующий кафедральный собор Дманисский Сиони. В наст. время открыты еще 8 храмов: во имя вмч. Георгия в с. Диди-Гомарети; во имя свт. Василия Великого в с. Саркинети; во имя св. Димитрия Солунского в с. Велиспири; во имя вмч. Георгия в г. Дманиси; в честь Воздвижения Креста Господня в с. Гантиади; во имя вмч. Георгия в с. Джавахи; во имя мц. Марины в древнем городище Дманиси; во имя вмч. Георгия в с. Мшвера. Действуют 2 муж. мон-ря: Дманисский Сиони, в честь Успения Пресв. Богородицы (основан в 2005), и Чечес Сакдари, в честь Рождества Пресв. Богородицы (в ущелье р. Храми), основанный в V в. и возобновленный в 2006 г. Ист.: Жордания. Хроники. 1897. Т. 2; Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Яков Хуцеси. Мученичество св. царицы Шушаник// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1 (на груз. яз.); Книга посланий/Арм. текст с груз. пер., исслед., коммент.: З. Н. Алексидзе. Тбилиси, 1968. С. 1 (на груз. яз.); Ухтанес, еп. История отделения грузин от армян/Арм. текст с груз. пер., исслед., коммент.: З. Н. Алексидзе. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Док-ты по социальной истории Грузии. Тбилиси, 1940. Т. 1. С. 49 (на груз. яз.); ПГП. 1965. Т. 2. С. 49; 1970. Т. 3. С. 234; 1971. Т. 4. С. 549; Орбелиани П. История Грузии/Ред.: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.). Лит.: Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. Тифлис, 1889. Т. 1. Вып. 2. С. 11; Мусхелишвили Л. Дманиси//Памятники эпохи Руставели. Л., 1938; он же. Исторические остатки Укангори//Моамбе: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1941. Вып. 10; Такаишвили Е. Надписи из Сомхит-Саорбело//Шромеби (Труды ТГУ). Тбилиси, 1951. Вып. 43 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Квемо Картли. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); он же. Дманисхеви//Дманиси: Сб. Тбилиси, 2000. Т. 2 (на груз. яз.); Джавахишвили И. А. История груз. народа// Он же. Соч. Тбилиси, 1979. Т. 1 (на груз. яз.); КГН. 1980. Т. 1. С. 255; Джапаридзе В. Раннесредневек. археол. памятники Квемо Картли. Тбилиси, 1982 (на груз.

http://pravenc.ru/text/178576.html

Лит.: Колюбакин Н. П. После 1861 г.: По случаю крестьянского вопроса в Имеретии, Гурии и Мингрелии//ЧОИДР. 1865. Кн. 1. С. 244-312; Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1887. Т. 5: [От убийства кн. Цицианова до подавления восстания царевича Григория (1812 г.)]; Утверждение русского владычества на Кавказе: К 100-летию присоед. Грузии к России (1801-1901)/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1901. Т. 4. Ч. 1; Джавахишвили И. А. Политическое и социальное движение в Грузии в XIX в. СПб., 1906; Эсадзе С. С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907; Авалов З. Независимость Грузии в междунар. политике, 1918-1921 гг. П., 1924 (на груз. яз.); Хачапуридзе Г. В. Гурийское восстание в 1841 г. Тифлис, 1931; Маркова О. П. Восстание в Кахетии 1812 г. М., 1951; Мегрелидзе Ш. В. Грузия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Батуми, 1955; Думбадзе М. Зап. Грузия в 1-й пол. XIX в. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Лумонджава Д. Крестьянское восстание в Мегрелии в 1856-1857 гг. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Бурчуладзе Э. Крымская война и Грузия. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Матиашвили А. Г. Движение помещичьих крестьян Грузии в 20-30 гг. XIX в.: АКД. Тбилиси, 1965; ОИГ. 1970. Т. 4. 1973. Т. 5 (на груз. яз.); Жордания О. К. История крестьянской реформы в Грузии. Тбилиси, 1982; Швелидзе Д. Образование политических партий в Грузии: Федералисты Тбилиси, 1993 (на груз. яз.); Тоидзе Л. Политическая история Грузии (1921-1923 гг.). Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Бендиашвили А. Первая груз. республика (1918-1921 гг.). Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Гурули В. История Грузии: XX в. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Квеселава И. Хроники истории Грузии (1970-1990). Тбилиси, 2004. Т. 1 (на груз. яз.). История других христианских конфессий на территории Г. Католицизм. Контакты Г. с представителями Зап. Церкви прослеживаются с нач. VII в. католикос-патриарх Кирион I , на Соборе Армянской Церкви в Товине (Двине) (596) преданный анафеме среди проч. иерархов, признавших Вселенский IV Собор (Халкид. 451), ок. 600 г. обратился к папе Григорию I Великому с вопросом догматического характера о монофизитстве. В полемике с Армянской Церковью «римляне» поддержали Кириона. С подобными посланиями католикос обращался к К-польскому патриарху и визант. императору ( Макарий. История РЦ. Т. 1. С. 157). Царь Зап. Грузии Деметре II (825-861) послал папе Бенедикту III богатые дары для гробницы св. ап. Петра. В IX в. прп. Иларион Грузин отправился в Рим, чтобы поклониться усыпальницам св. апостолов Петра и Павла, и провел там 2 года «в ангельской жизни и дивных трудах гражданских» (Житие и деяния Иллариона Грузина. М., 1998. С. 85).

http://pravenc.ru/text/168205.html

В нач. XIX в. территории Д. е. наряду с территориями Бичвинтской (Пицундской) и Моквской епархий , входивших до тур. господства в состав Абхазского княжества, были присоединены сначала к Цагерской , затем к Чкондидской епархиям ГПЦ. В 1851 г. с вхождением Абхазии в состав России была образована Абхазская (с 1885 Сухумская) епархия Грузинского Экзархата РПЦ ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 79). Заброшенный кафедральный храм в Дранде в 1885 г. был восстановлен рус. монахами, основавшими здесь мон-рь ( Агафодор (Преображенский). 1894. С. 21-27). В 1917 г. была восстановлена автокефалия ГПЦ и территории Д. е. вошли в состав новообразованной Сухумско-Чкондидской (с окт. 1919 Сухумско-Бедийской, с сер. 20-х гг. XX в. Сухумско-Абхазской) епархии ГПЦ. Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 781, 845; Описание груз. рукописей: Синайская коллекция/Сост.: Ц. Чанкиева, Л. Джгамаия. Тбилиси, 1979. Т. 2. С. 170 (на груз. яз.); Джованни да Лука. Сведения об Абхазии и Мегрелии// Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1987. Т. 3. С. 160-161 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Сванетия//Зап. Кавк. отд-ния РГО. Тифлис, 1864. Кн. 6. С. 92; Белокуров С. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 324, 351-352; Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии на Кавказе близ г. Сухуми: Ист.-археол. описание. Ставрополь, 1894. С. 21-27; Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Груз. Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901. С. 79; Жордания Ф. Омофор Моквской церкви (в Абхазии) с ист. приписками//Иверия. Тифлис, 1902. 92 (на груз. яз.); Какабадзе С. О кровных грамотах//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тифлис, 1924. Вып. 2. С. 65-66 (на груз. яз.); Джавахишвили И. А. Описание груз. рукописей Синайской горы. Тбилиси, 1947. С. 244 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 309; Метревели Е. Мат-лы к истории иерусалимской груз. колонии, XI-XVII вв. Тбилиси, 1962. С. 15-22, 53-54, 72, 107, 109, 174 (на груз. яз.); Хотелашвили М., Якобсон А. Визант. храм в с. Дранда (Абхазия)//ВВ. 1984. Т. 45. С. 192-200; Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1987. Т. 3. С. 160, 162-166 (на груз. яз.); Меписашвили Р. Дранда: Памятник архитектуры VIII в.//IV Междунар. симпозиум по груз. искусству. Тбилиси, 1989. С. 1-2 (на груз. яз.); Хорава Б. К датировке Моквского омофора//Ист. разыскания. Тбилиси, 2001. Вып. 4. С. 18-27 (на груз. яз.); он же. Драндское епископство//Вопр. гуманитарных наук. М., 2006. 4. С. 17-22; Кудава Б. Церковь Зап. Грузии, IX-XI вв.: Канд. дис. Тбилиси, 2002. С. 25-40, 47-49, 63-64. Ркп. (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/180409.html

Арх: Центр хранения архивного фонда Алтайского края (г. Барнаул). Ф. 164. Оп. 1; Оп. 2; ГА Томской обл. Ф. 183, 184; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1720; Оп. 4. Д. 381. Пер.: Пророческие книги Ветхого Завета/Опыт переложения на рус. яз. алтайского миссионера архим. Макария (Глухарева). М., 1863; Беседы готовящемуся к святому Крещению: Об истинном Боге и истинной вере. СПб., 1865 (на алт. и рус. яз.); Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1865 (на алт. яз.); Чевалков М. , свящ. Поучительные статьи в стихах и прозе на алтайском языке. Каз., 1881. Вып. 2; Жития святых, на алт. яз. Каз., 1882-1884. 4 вып.; Иннокентий (Вениаминов), митр. Указание пути в Царствие Небесное: Катихизическое поучение. Каз., 1884 (на шорском яз.); Макарий (Невский), еп. Беседы к язычникам. Томск, 1885 (на алт. и рус. яз.); он же. Беседы об истинном Боге и истинной вере на наречии обских остяков. Томск, б. г.; Требник. Бийск, 1890 (на алт. яз.); Часослов. Томск, 1895 (на алт. яз.); Деяния святых апостолов. Томск, 1900 (на алт. яз.); Первая Лепта: В нотном издании. Томск, 1901; Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, на алт. яз. Томск, 1910. Учеб. пособия: Букварь для обучения детей крещеных алтайских инородцев церковному и гражданскому чтению. СПб., 1868; Грамматика алтайского языка/Сост. членами Алтайской миссии. Каз., 1869; Алтайский букварь. Каз., 1882; Вербицкий В. , прот. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Каз., 1884; Шорский букварь: Для инородцев восточной половины Кузнецкого округа. Каз., 1885; Грамматика киргизского языка: Фонетика, этимология и синтаксис. Оренбург, 1897; Букварь для детей крещеных киргизов. Томск, 1897. Лит: Штыгашев И. М. Записки о путешествии алтайца в Киев, Москву и ее окрестности (с 11 августа по 6 сентября 1884 года). М., 1884; Вербицкий В. И. , прот. Очерк деятельности Алтайской духовной миссии по случаю ее юбилея (1830-1880 гг.)//Памятная книжка Томской губернии 1885 года. Томск, 1885. С. 142-221; он же. Алтайские инородцы: Сб. этногр. статей и исслед. М., 1893; Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. М., 1894; Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая. Х., 1909, 1997р; она же. На служении Алтаю. Х., 1914; Пивоваров Б. , прот. Издательская деятельность Алтайской духовной миссии//Книга в автономных республиках, областях и округах Сибири и Дальнего Востока. Новосиб., 1990. С. 41-61; Ершов В. В. , Кимеев В. М. Тропою миссионеров: Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. Кемерово, 1995; Из духовного наследия алтайских миссионеров. Новосиб., 1998; Кацюба Д. В. Алтайская духовная миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово, 1998; Свет Христов просвещает всех!: Сб./Сост., вступ. ст. и примеч. прот. Б. Пивоварова. Новосиб., 2000.

http://pravenc.ru/text/115104.html

Изд.: Песнопения на литургии св. Иоанна Златоуста: Карталино-кахетинский лад/Перелож. на ноты и сост. А. Бенашвили. Тифлис, 1886 (на груз. яз.); Литургия св. Иоанна Златоуста: Партитура 1/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1895 (на груз. яз.); Кленовский Н. Песнопения на литургии св. Иоанна Златоустого груз. (кахетинского) распева. М., 1896; Карталино-кахетинское церк. пение «карбеловского напева»/Перелож. на ноты и изд.: свящ. В. Г. Карбелов. Тифлис, 1897. Ч. 1: Вечерня/Изд. Цнобис Пурцели. Тифлис, 1898. Ч. 2: Утреня; Песнопения чина Погребения: Партитура 3/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); Песнопения на литургии Преждеосвященной, на литургии св. Василия Великого, чина Венчания: Партитура 2/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1901 (на груз. яз.); Песнопения Пасхи: Партитура 4/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1904 (на груз. яз.); Груз. церк. песнопения (карталино-кахетинского распева) на литургии св. Иоанна Златоуста/Гармонизованные для смеш. хора З. П. Палиевым. Тифлис, 1909; Праздничные песнопения литургии: Партитура 5/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1911 (на груз. яз.); Груз. песнопение (гурийский лад)/Перелож. на ноты К. Росебашвили. Тбилиси, 1976; Груз. церковное пение: Школа церк. пения Шемокмедского мон-ря/Перелож. на ноты и сост. Д. Шуглиашвили по записям А. Еркомаишвили. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Груз. пение: Школа церк. пения Гелатского мон-ря/Изд. Центр церк. пения при Груз. Патриархии. Тбилиси, 1999, 20012, 20043. Т. 1: Вечерня, утреня, литургия/Сост.: М. Еркванидзе по рукописям игум. Эквтиме (Кереселидзе) и прот. Р. Хундадзе; 2002. Т. 2: Песнопения двунадесятых Господских и Богородичных праздников/Сост.: М. Еркванидзе (на груз. и англ. яз.); Груз. пение: Школа церк. пения Гелатского мон-ря: Вечерня, утреня, литургия, песнопения двунадесятых Господских и Богородичных праздников, песнопения Пасхи, чинов Погребения и Венчания/Сост.: М. Еркванидзе, Л. Вешапидзе. Тбилиси, 2003 (на груз. и англ. яз.); Груз. пение: Школа восточногруз. церк. пения (карталино-кахетинский лад)/Сост.: М. Еркванидзе. Тбилиси, 2005. Т. 3 (на груз. и англ. яз.).

http://pravenc.ru/text/168199.html

Лит.: Алишан Л. Айрарат. Венеция, 1890. С. 190-200, 220 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 144-145; Bd. 2. S. 701; Тораманян Т. Мат-лы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 114-118, 125-126, 245-246; 1948. Т. 2. С. 127, 156-158 (на арм. яз.); Яралов Ю. С. Два памятника арм. архитектуры: (Зоравар, Амена-Пркич)//Сообщ. Ин-та истории и теории архитектуры. М., 1947. Вып. 8. С. 1-12; Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники арм. зодчества. М., 1951. С. 45-46; Саинян А. Архитектура Касахской базилики. Ереван, 1955. С. 105-114 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961. С. 89-90, 141-143; Елиазарян О. Большой и малый мон-ри Елварда и др. важные памятники села//Эчмиадзин. 1962. 7. С. 40-52 (на арм. яз.); Gandolfo F. Chiese e cappelle Armene a navato semplice dal IV al VII sec. R., 1973. P. 87-94. Fig. 7, 132-136; idem. Le basiliche Armene IV-VII sec. R., 1982. P. 96-105; Мурадян П. М. Криптографическая надпись Егварда//Ереванский ун-т. 1974. 1(18). С. 36-40 (на арм. яз.); он же. Хронологическая система летосчислений по-армянски//ВОН. 1975. 10. С. 80-81; Котанджян Н. Г. Цвет в раннесредневек. живописи Армении: Анализ памятников VI-VII вв. Ереван, 1978. С. 10, 15, 51-53. Ил. 48-51; Дурново Л. А. Искусство//Культура раннефеод. Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980. С. 393-394; Халпахчьян О. Х. Восьмиапсидные центрально-купольные сооружения средневек. Армении//Архит. наследство. М., 1982. Вып. 30. С. 60-76; Матевосян К. Церковь и мон-рь Зоравар Егварда//Эчмиадзин. 1983. 7 (на арм. яз.); Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 117, 138-139; Гюзальян Л. Т. Иранские средневек. изразцы на купольном барабане храма Богородицы в Егварде//ИФЖ. 1984. 2. С. 153-174; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 19864. P. 322, 324; Thierry J.-M., Donab é dian P., Thierry N. Les arts arméniens. P., 1987; Cuneo P. Architettura Armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Т. 1. P. 162-165; Степанян Н. С. Искусство Армении: Черты ист.-худож. развития. М., 1989; Иованнес [Ованнес] Драсханакертци, католикос История Армении/Пер. и коммент.: Г. Б. Тосунян. Ереван, 1996. С. 94-95 (на арм. яз.); Асратян М. Арм. архитектура раннего христианства. М., 2000. С. 17, 31-32, 109, 147, 227, 330-331; он же. Мон-рь св. Феодора Егварда//Христ. Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 312-313 (на арм. яз.); Shahinian S. The Tradition of Funerary Architecture in Armenia from the Origins of Christianity to the Late Middle Ages//Trail to the East: Essays in Memory of Paolo Cuneo. R., 2000. P. 72-80; Мнацаканян С. Х. Базилика Егварда//История арм. архитектуры. Ереван, 2002. Т. 2. С. 182-184. Табл. 34 (на арм. яз.); он же. Многоапсидные памятники//История арм. архитектуры. Ереван, 2004. Т. 3. С. 170-172 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/187954.html

снабдил М. Полиевктов. Тифлис, 1926; Бердзенишвили Н. Исторические док-ты о евреях Грузии//Тр. Историко-этногр. музея евреев Грузии. Тб., 1940. Т. 1. С. 162-246; Описание рукописей/Сост.: Е. Николадзе. Тб., 1953. Т. 1 (на груз. яз.); Месяца октября 31 святых и победоносных мучеников Давида и Константина...//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 359-361; Мученичество Давида и Константина Аргветских//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 248-264; Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мученичество Давида и Константина// Он же. Мартирика. Тб., 1980. С. 154-169 (ПДГАЛ; Т. 6); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим//Груз. проза. Тб., 1984. Т. 6. С. 581-778 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Калмасоба//Там же. С. 1-577 (на груз. яз.); Цулая Г. Из истории груз. агиографии: «Мученичество Давида и Константина»//Этногр. обозр. М., 1996. 1. С. 104-116. Лит.: Чубинашвили Г. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959. Т. 1; Сакварелидзе Т. Из истории груз. чеканного искусства XII в. Тб., 1980 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Зодчие Берекашвили//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1984. Вып. 68. С. 64-66 (на груз. яз.); он же. Мон-рь Моцамета//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1991. 8. С. 189-191 (на груз. яз.); он же. Ряд настоятелей Моцаметы в период Экзархата//Сакартвелос сидзвелени (Древности Грузии). Тб., 2006. 9. С. 167-172 (на груз. яз.); Гегечкори Г. Моцамета. Кутаиси, 1991(на груз. яз.); Ланчава О., Карцидзе Н. Укимериони - «город-крепость Цкалцители»//Тр. Кутаисского гос. ист. музея. Кутаиси, 2009. Вып. 19. С. 9-16 (на груз. яз.); Ланчава О., Мумладзе Ц. Гармония цветов груз. рукописи. Кутаиси, 2010; Ткешелашвили Л. Моцамета. Кутаиси, 2010 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс благодаря местоположению на высоком скалистом мысе, омываемом с 3 сторон рекой, и мощной ограде создает впечатление хорошо укрепленной крепости. Комплекс составляют кафоликон, колокольня, 2 башни, ограда, келейный корпус, др. постройки. Вход в мон-рь возможен с севера через мост; еще один мост соединяет основную территорию монастыря с частью, где расположены жилищные и хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

Гимнограф католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) в соч. «Мерное слово» (2-я пол. XVIII в.) посвятил И. Ш. 2 строфы, в риторической и витиеватой манере назвав его «сугубо сообразительным, премудрым поэтом, имеющем дарование истинно говорить» ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 275, 770-771). О почитании И. Ш. известно с древности. Соч.: Абдул-Мессия//Древнегруз. одописцы/Сост., исслед., предисл., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1964. Т. 2 (на груз. яз.). Ист.: Марр Н. Я. Древнегруз. одописцы: XII в. СПб., 1902. С. 1-27. (ТРАГФ; Кн. 4); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 383-386. 1949. Т. 2. С. 198-209; История и восхваление венценосцев/Пер.: К. Кекелидзе. Тбилиси, 1954. С. 77, 79; То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 283, 285; Жизнь царицы цариц Тамар//КЦ. 1959. Т. 2. С. 95, 136; Грузинская поэзия. Тбилиси, 1979. Т. 1: Древнегруз. поэзия V-XII вв./Сост., исслед., коммент., словарь: С. Цаишвили. С. 192-200 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Исслед., сост., коммент., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 275, 770-771 (на груз. яз.); Сулава Н. Грузинская гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 301-305 (на груз. яз.). Лит.: Лолашвили И. Новые известия афонских груз. рукописей. Тбилиси, 1982. С. 16-18 (на груз. яз.); Метревели Е. Так называемое Восхваление Тамар и Давида//История груз. лит-ры. Тбилиси, 1966. Т. 2: XII-XVIII вв. С. 90-115 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 323-326; 1981. Т. 2. С. 233-247; Сирадзе Р. Христ. культура и груз. лит-ра. Тбилиси, 1992. Т. 1. С. 97-105 (на груз. яз.); она же. Культура и образное мышление. Тбилиси, 2008. С. 128-136; Сулава Н. «Песнь Богоматери Вардзийской» Иоане Шавтели//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1997. 1/4. С. 81-96 (на груз. яз.); она же. Груз. гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 128-145 (на груз. яз.); Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 422. Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.)

http://pravenc.ru/text/471558.html

За время десятилетнего участия Киреевского в оптинском издательстве (1846–1856) было издано 26 наименований книги брошюр, в том числе: 1. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского (с присовокуплением предисловий на книги Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и спостником старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве). М., 1846. (Вышло в самом начале 1847 года в количестве 6 тыс. экз.) 2. Сборник переводов, сделанных старцем Паисием, главным образом о молитве и трезвении (из Григория Паламы, Марка Исповедника Галатийского, Мелетия Галисийского, Иоанна Златоуста) под названием «Восторгнутые класы в пищу души» (М., 1849). 3. Преподобный Нил Сорский. Предание о жительстве скитском. М., 1849. 4. Письма Георгия, затворника Задонского. 1–е изд. М., 1850. 5. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1851 (на славян. яз.; 1862 – на рус. яз.). 6. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. М., 1852 (на славян, яз.). 7. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1852. 8. Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения. М., 1852 (на славян, яз.; 1883 – на рус. яз.). 9. Преподобный Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню и Слово постническое. М., 1853 (на славян, яз.). 10. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1854 (на славян, яз., но гражданским шрифтом). 11. Преподобный авва Фалассий. Главы о любви. М., 1855 (в рус. пер.). 12. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. М., 1855 (в рус. пер.). 13. Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 1856 (в рус. пер.). 14. Житие преподобного Симеона Нового Богослова, составленное преподобным Никитой Стифатом. М., 1856 (в рус. пер.). 15. Жизнь святого Досифея и два поучения преподобного аввы Дорофея. М., 1856. Список достаточно красноречив. За десять лет была дана целая аскетическая библиотека. Это десятилетие было, очевидно, вообще самым интенсивным для оптинского издательства: если в течение его было издано 23 наименования, то почти до конца столетия, а именно до 1898 года, было издано еще только 43 наименования[ 42 ].

http://bogoslov.ru/article/6192466

Справка: По § 81 лит. б п. 1 устава духовных академий «зачисление в студенты академии» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять сербского уроженца Григория Божовича и болгарского – иеродиакона Панарета (Наумова) в число студентов I курса Академии. 2) В случае утверждения сего постановления просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о назначении сербскому уроженцу Григорию Божовичу на содержание его в Академии, со дня прибытия в оную (15 сентября 1901 года), стипендии из духовно-учебного капитала в размере 220 р. в год; от иеродиакона же Панарета отобрать подписку в том, что он не будет просить стипендии на свое содержание из Синодальных сумм. XVI. Собственноручные показания студентов I курса о желании их изучать специальные предметы первой или второй группы, один из древних и один из новых языков и слушать лекции по естественно-научной апологетике. По сим показаниям изъявили желание слушать: предметы первой группы: из языков: 1. Адамов Иван Антоний, иеромонах Боголюбов Владимир, свящ. Божович Григорий, серб. урож. франц. 5. Белявский Андрей франц. Беляев Иван Дгебуадзе Иван Добротворский Николай —313— Евсеев Константин франц. 10. Ершов Филипп Левитов Василий Нежданов Алексей Никитский Владимир 15. Отрезов Михаил Панарет (Наумов), иерод. болгар. урож. франц. Петропавловский Александр франц. Протопопов Виктор Розанов Владимир франц. 20. Смирнов Николай 2-й Соболев Всеволод Соловьев Михаил Троицкий Александр Чистяков Иван 25. Федоровский Михаил предметы второй группы: из языков: 1. Батин Александр Благоволин Федор франц. Борис Антон Булыгин Сергей 5. Виндряевский Михаил Грандилевский Александр Громцев Николай Дверницкий Арсений франц. Демьянов Григорий 10. Дьяченко Николай Златоустов Павел Иванов Петр Каэлас Александр франц. Лебедев Иван Лясковский Николай Неутриевский Иван Орлов Митрофан франц. 20. Павский Григорий

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010