славной вмц. царицы Кахетинской Кетевани// Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 247-277; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Вып. 1 (на груз. яз.). Лит.: Асатиани Л. Поэтессы Древней Грузии. Тифлис, 1936 (на груз. яз.). Авалишвили З. Теймураз I и его поэма «Мученичество святой Кетеван». П., 1938 (на груз. яз.); Бибичадзе А. Андреас Грифиус и его трагедия «Королева Грузии Катарина»: АКД. Тбилиси, 1950; Кенчошвили И. Английское послание о царице Кетеван//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1961. 1. С. 163-168 (на груз. яз.); Джамбурия Г. Георгий Саакадзе. Тбилиси, 1964 (на груз. яз.); он же. Новая ирано-тур. война и царства Картли и Кахети//Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1973. Т. 4: Грузия с нач. XVI до 30-х гг. XIX в./Сост.: М. Думбадзе. С. 243-254 (на груз. яз.); он же. Нашествия шаха Аббаса на Грузию//Там же. С. 262-274 (на груз. яз.); Имедашвили Г. «Мученичество царицы Кетеван» Теймураза I и мартирологический жанр//Очерки древнегруз. письменности. Тбилиси, 1964. Т. 2. С. 129-149 (на груз. яз.); Орловская Н. К. Грузия в литературах Зап. Европы XVII-XVIII вв. Тбилиси, 1965; Паичадзе Г. Материалы к истории русско-груз. отношений (1652-1658)//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тбилиси, 1965. Вып. 19/20. С. 439-469 (на груз. яз.); Сванидзе М. Из истории грузино-тур. отношений в XVI-XVII вв. Тбилиси, 1971; Кавтария М. Из истории груз. гимнографии XVII-XVIII вв.//Мравалтави (Многоглав)/ТГУ. 1973. Вып. 3. С. 157-176 (на груз. яз.); Кекелидзе К. Григол Додоркели// Он же. Др.-груз. лит-ра. 1980. Т. 1. С. 342-343 (на груз. яз.); он же. Кетеваниани//Там же. 1981. Т. 2. С. 493-496 (на груз. яз.); он же. Теймураз I//Там же. С. 551-571 (на груз. яз.); он же. Царь Арчил//Там же. С. 572-592 (на груз. яз.); Гугушвили М. Теймураз Первый. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.); Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1986. Т. 2: XIII - 1-я четв. XX вв. (на груз. яз.); Гиоргадзе Р. Святыни Груз. Церкви в музее Загорска//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы).

http://pravenc.ru/text/1684283.html

лит-ры/Сост.: И. Лолашвили. Тб., 1978. Т. 1. С. 487-493 (на груз. яз.); Груз. поэзия/Сост.: С. Цаишвили. Тб., 1979. Т. 1. С. 80-104 (на груз. яз.); Древнейший Иадгари/Сост., ред., исслед.: Е. Метревели, Ц. Чанкиева, Л. Хевсуриани. Тб., 1980 (на груз. яз.). Ист.: Такаишвили Е. Пархальское Четвероевангелие//МАК. 1909. Вып. 12. С. 139-151; Ингороква П. Древнегруз. духовная поэзия. Тифлис, 1913. Т. 1: VIII-X вв. (на груз. яз.); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 337-343; Описание груз. рукописей Синайской горы/Сост., исслед.: И. Джавахишвили. Тб., 1947. С. 145-165 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Колл. S. Тб., 1959. Т. 1. С. 544-567 (на груз. яз.); Шатбердский сб. X в./Сост.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Иоанн Минчхи. Поэзия/Сост., исслед.: Л. Хачидзе. Тб., 1987 (на груз. яз.); Месяцеслов Георгия Святогорца: Сент./Сост.: Л. Джгамаия; ред: Л. Хевсуриани. Тб., 2007 (на груз. яз.). Лит.: Карбелашвили П., прот. Груз. светские и духовные напевы//Историческое обозрение. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Кекелидзе К. Литургические груз. памятники в отечественных книгохранилищах и их науч. значение. Тифлис, 1908; он же. Иерусалимский канонарь VII в. Тифлис, 1912. С. 321-342; он же. Мцхетский документ XI в. и его сведения о груз. письменности// Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 238-249 (на груз. яз.); он же. Два Евфимия в древнегруз. лит-ре//Там же. 1957. Т. 4. С. 90-104 (на груз. яз.); он же. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 174-177; он же. Новый труд для истории древнегруз. поэзии// Он же. Этюды. 1960. Т. 6. С. 103-119 (на груз. яз.); он же. Груз. версия араб. Жития Иоанна Дамаскина//Там же. 1961. Т. 7. С. 136-176 (на груз. яз.); он же. Неизвестная редакция груз. Месяцеслова//Там же. 1962. Т. 8. С. 5-122 (на груз. яз.); он же. Грузинский литургический словарь//Там же. 1986. Т. 14. С. 190-216 (на груз. яз.); Blake R. The Athos codex of the Georgian Old Testament//HarvTR. 1929. Vol. 22. P. 33-56; Две древние редакции груз. Четвероевангелия, по 3 Шатбердским рукописям (897, 936 и 973 гг.)/Сост.: А.

http://pravenc.ru/text/2563174.html

Лит.: Dulaurier M. E. Recherches sur la chronologie arménien, techniqie et historique. P., 1859. Vol. 1: Chronologie technique; Алишан Г. Айрарат. Венеция, 1890 (на арм. яз.); он же. Ширак. Венеция, 1881 (на арм. яз.); он же. Айапатум. Венеция, 1901 (на арм. яз.); Зарбаналян Г. Армянская библиография, 1565-1883. Венеция, 1883 (на арм. яз.); он же. История древнеарм. книжности. Венеция, 1932 (на арм. яз.); Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах. СПб., 1905; Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910 (на арм. яз.); Материалы об арм. меликствах. Эчмиадзин, 1913-1914. Вып. 1-2 (на арм. яз.); Воскян А. Ованнес Ванакан и его школа. Вена, 1922 (на арм. яз.); он же. Монастыри Арцаха. Вена, 1953 (на арм. яз.); Джанполадян Р. M. Мхитар Гош и монастырь Нор Гетика//Тр. Гос. ист. музея Армении. Ереван, 1948. Т. 1 (на арм. яз.); он же. «История Армении» Киракоса Гандзакского и надписи Нор-Гетика//Исследования по истории культуры народов Востока: Сб. в честь акад. И. А. Орбели. М.; Л., 1960. С. 61-63; Памятные записи арм. рукописей XIV в./Сост.: Л. С. Хачикян. Ереван, 1950; Памятные записи арм. рукописей XV в. Ереван, 1955. Ч. 1: 1401-1450 гг./Сост.: Л. С. Хачикян; 1958. Ч. 2: 1451-1480 гг./Сост.: Л. С. Хачикян; 1967. Ч. 3: 1481-1500 гг. (на арм. яз.); Гарегин I (Овсепян), католикос. Колофоны рукописей. Антилиас, 1951. Т. 1: V в.- 1250 г. (на арм. яз.); Орманян М. Азгапатум. Бейрут, 1959-1961 (на арм. яз.); Boyle J. A. Kirakos of Ganjak on the Mongols//Central Asiatic Journal. Wiesbaden, 1963. Vol. 8. N 3. P. 200-214; idem. The Journey of Het‘um I, King of Little Armenia, to the Court of the Great Khan Möngke//Ibid. 1964. Vol. 9. N 3. P. 175-189; Бабаян Л. О. Очерки истории средневек. Армении. Ереван, 1966 (на арм. яз.); Аракелян В. Д. Текстологические исправления в «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци//ИФЖ. 1969. 2(45). С. 63-74 (на арм. яз.); он же. Киракос Гандзакеци//Там же. 1972. 1(56). С. 48-62 (на арм. яз.); Bedrosian R. Concerning Dawit the Deceiver//Ararat. N. Y., 1982. Vol. 23. P. 36-42; Arzoumanian Z. Kirakos Ganjakec‘i and His History of Armenia//Medieval Armenian Culture/Ed. Т. J. Samuelian. Chico (Calif.), 1984. P. 262-271; Boisson-Chenorhokian P. Notes sur Kirakos Ganjakec‘i//REArm. 2005/2007. Vol. 30. P. 237-248; eadem. Histoire de Saint Gregoire d " après Kirakos Ganjakec‘i//Ibid. P. 249-271.

http://pravenc.ru/text/1840141.html

Лит: Путуридзе В. Арабский историк о Тбилиси XII в.//Энимкис моамбе (Лингвист. вестн.). Тбилиси, 1943. Т. 13 (на груз. яз.); Джавахишвили. История народа. 19652. Т. 2. С. 193-220 (на груз. яз.); Давлианидзе Л. Об известиях Мате Урхаели о Давиде Агмашенебели//Грузия в эпоху Руставели. Тбилиси, 1966. С. 242-252 (на груз. яз.); Копалиани В. Взаимоотношения Грузии с крестоносцами и Византией. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); Метревели Р. В. Внутриклассовая борьба в феод. Грузии XII в. Тбилиси, 1973 (на груз. яз.); он же. Давид IV Агмашенебели. Тбилиси, 1990 (на груз. яз.); Месхиа Ш. А. Дидгорская битва. Тбилиси, 1974; Лордкипанидзе М. Д. Внутренняя политика и внешнеполит. положение Грузии в 80-х гг. X - 80-х гг. XI в.//ОИГ. 1979. Т. 3. С. 210-224 (на груз. яз.); она же. Кон. XI и 1-я четв. XII в.//Там же. С. 225-256 (на груз. яз.); она же. Давид IV Агмашенебели//Там же. С. 257-262 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 271-272 (на груз. яз.); Авалишвили З. Д. Из эпохи крестоносцев. Тбилиси, 1989. С. 5-26 (на груз. яз.); Гоголадзе Д. Царь Давид IV и его прозвище Агмашенебели//Мацне (Вестник): Сер. ист. Тбилиси, 1989. 3. С. 43-44 (на груз. яз.); Гоголадзе А. Давид IV Агмашенебели//Грузинские цари. Тбилиси, 2000. С. 122-131 (на груз. яз.); он же. Завещание Давида Агмашенебели мон-рю Шиомгвиме. Тбилиси, 2001. С. 163-167 (на груз. яз.); Джапаридзе Г. И. Грузия и ближневост. мир XII-XIII - 1-й трети XIII в. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Дундуа Г. , Дундуа Т. Груз. нумизматика. Тбилиси, 2006. С. 196-198 (на груз. яз.). А. Э. Габидзашвили Иконография Д. С. изображен на фреске XVI в. в соборе Рождества Богородицы мон-ря Гелати. Образ царя открывает галерею исторических лиц в ктиторском ряду на сев. стене сев. рукава храма. Фронтальную фигуру Д. С., превосходящую по размерам остальные, выделяет величественная осанка, в правой руке он держит акакию (мешочек с землей), в левой - модель храма. Портретные черты Д. С.: пропорциональное лицо, миндалевидные глаза, короткий прямой нос, густые брови, короткая округлая седоватая борода - передают благородный образ правителя. Царский венец с подвесками-пендулиями, обрамляющими лицо, усыпан драгоценными камнями. Лоратное облачение Д. С. представляет собой упрощенный вариант царских одежд, характерный для поздневизант. периода (XIV-XV вв.). Изображение сопровождает надпись на асомтаврули : «Великий, выдающийся среди царей, Строитель вовеки, да пребудет память о нем. Аминь».

http://pravenc.ru/text/168512.html

Лит.: Бакрадзе Д. Царь Мириан и св. Нино. Тифлис, 1880 (на груз. яз.); Хаханов А. Источники по введению христианства в Грузии//Древности восточные: Тр. МАО. 1893. Т. 1. Вып. 3; Такаишвили Е. Крещение Грузии: Источники груз. летописей: Три хроники. Тифлис, 1900; Кекелидзе К. , прот. К вопросу о иерусалимском происхождении Груз. Церкви//СИППО. 1914. Т. 25. Вып. 3/4; он же. Главные ист.-хронол. вопросы обращения грузин. Тифлис, 1926 (на груз. яз.); он же. Иеремия Иверийский, антинесторианский деятель V в.//Этюды. 1956. Т. 1; Кикнадзе З. , Мирзашвили Т. О чем повествует «Книга» Мириана. Тбилиси, 1985. 6 (на груз. яз.); Чхартишвили М. С. Источниковедческие проблемы изучения груз. агиографии: Житие св. Нино. Тбилиси, 1987 (на груз. яз., рез. на рус. яз.); Джанашиа Н. С. Картли во 2-й пол. V в.: Вахтанг Горгасал//ОИГ. 1988. Т. 2; Мамулия Г. Картлийская Церковь, V-VI вв. Тбилиси, 1992 (на груз. яз.; рез. на англ., рус. яз.); Патаридзе Л. А. Житие св. Нино: Культурно-ист. вопр. изуч. обращения Грузии в христианство. Тбилиси, 1993 (на груз. яз.); она же. Обращение грузин по «Картлис Цховреба». Тбилиси, 2000 (на груз. яз.); она же. Еврейская диаспора Мцхеты: Соц. статус//Юбил. сб., посвященный 75-летию Д. Мусхелишвили. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Kiknadze Z. The Conversion of Kartli//Letters from Georgia. W., 1994. Bd. 1; Хоштариа-Броссе Э. Леонтий Мровели и «Картлис Цховреба». Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Сирадзе Р. Г. Житие св. Нины и начало груз. агиографии. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Болквадзе Г. Первый христианский храм в Мцхете - нижняя церковь «Святая Святых»//Дзиебани. Тбилиси, 1998. 2 (на груз. яз.); Кипиани Г. Начало археол. изучения купольного храма Преображения жен. мон-ря Самтавро//6-я науч. сессия: Отчеты. Мцхета, 30 апр. 2003 г. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Николозишвили Н. От Завулона до Мириана//Кавказский лит.-ист. Олимп. Нальчик, 2003. 12; То же//Клио. Тбилиси, 2003. 17) (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Греческие надписи в Грузии. Тбилиси, 20042 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Пер.: Мудрость Балавара. СПб., 1897. Изд.: Das Martyrium des heiligen Eustatius von Mzcheta/Hrsg. v. H. Harnak. B., 1901. P. 875-902 (на нем., груз. яз.); Марр Н. Я. Описание груз. рукописей Синайской горы/Ред.: Н. А. Бердзенишвили, И. А. Джавахишвили. М.; Л., 1940 (на рус., груз. яз.); Георгий Мтацминдели. Житие Иоанна и Евфимия Мтацминдели/Ред.: И. А. Джавахишвили. Тбилиси, 1946 (на груз. яз.). Лит.: Джорбернадзе С. Основание и развитие Тбилисского ун-та//Тбилисский ун-т, 1918-1968. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Гвритишвили Д. Иване Джавахишвили (1876-1940). Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Метревели Р. Иване Джавахишвили и Тбилисский ун-т. Тбилиси, 1996 (на рус., груз., англ. яз.); Бакрадзе А. , Джавахишвили Н. Описание личного архива Ивана Джавахишвили. Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); Барамидзе А. Г. И. А. Джавахишвили (1876-1940). Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); Ломтатидзе Г. А. Иван Александрович Джавахишвили. Тбилиси, 1976; Кикнадзе Р. К. И. А. Джавахишвили и источниковедение истории Грузии. Тбилиси, 1976; Киквидзе А. , сост. Сб. к 100-летию со дня рождения академика Иване Джавахишвили. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Какулия Ш. Проблема человека в научном наследии И. А. Джавахишвили. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Каландадзе А. Н. Иване Джавахишвили и археология Грузии. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Джорбенадзе С. М. Жизнь и деятельность Иване Джавахишвили. Тбилиси, 1981, 19842 (на груз. яз.); Кодуа Е. И. Джавахишвили: Социологические и историко-филос. искания. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Коранашвили Г. Иване Джавахишвили: Попытка нового прочтения. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Иване Джавахишвили: Энцикл. словарь/Ред.: Р. Метревели. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Куталадзе Г. , Талахадзе И. , сост. Иване Джавахишвили: Библиогр., 1976-2004. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.). Г. Коранашвили Ключевые слова: ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/text/171809.html

Литературоведческой академии. Тбилиси, 1999. T. 2. C. 266-316 (на груз. яз.); Дондуа В. Историч. исследования. Тбилиси, 1973. T. 2 (на груз. яз.); Кахабришвили Ц. Из истории перевода Часослова на груз. язык//Мацне (Вестник): Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1973. T. 3. C. 122-129 (на груз. яз.); Дзоценидзе К. , Данелия К. Груз. версии Посланий ап. Павла. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Metreveli H. , Outtier B. Contribution à l " histoire de l " Hirmologion: Anciens Hirmologia géorgiens//Le Muséon. 1975. Vol. 88. P. 331-359; eidem. La compréhension des termes hymnographiques Paraptoni et Mosartavi//Bedi Kartlisa. 1979. T. 37. P. 68-85; Чанкиева Ц. Об одном синайском списке Типикона св. Саввы//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1976. T. 4. C. 127-131 (на груз. яз.); Шанидзе А. , Мартиросов А. , Джишиашвили А. Папирусно-пергаменный Иадгари. Тбилиси, 1977. (Памятники древнегруз. языка; 15) (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Синайская коллекция/Изд.: Е. Метревели и др. Тбилиси, 1978-1987. T. 1-3 (на груз. яз.); Хевсуриани Л. О составе груз. рукописи Sinait. 34//Мравалтави. 1978. T. 6. C. 88-122 (на груз. яз.); она же. Об одной рукописи Иоанна-Зосимы//Там же. 1980. Т. 7. С. 50-63 (на груз. яз.); она же. Структура древнейшего Тропология: Дис. Тбилиси, 1984 (на груз. яз.); Имнаишвили И. Две последние редакции груз. Четвероевангелия. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Алексидзе З. Арсений Сапарели: О разделении грузин и армян. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Метревели e. , Чанкиева Ц. , Хевсуриани Л. Древнейший Иадгари. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); eidem. Le plus ancien Tropologion géorgien//Bedi Kartlisa. 1981. T. 39. P. 54-62; Квирикашвили Л. Композиция гимнографического канона. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); Кикнадзе Г. Невмированный Ирмологий: Ркп. A-603. Тбилиси, 1982. (ПДГП; 3) (на груз. яз.); Данелия К. Вопросы истории груз. лит. языка. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Джгамая Л. Вопрос 2-й оды в груз. гимнографическом каноне X в.//Мравалтави. 1983. Т. 10. С. 114-121 (на груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Йеремиаша (авторы либретто О. Йеремиаш и Я. Мариа). Менее удачны были предпринимавшиеся в разные годы попытки экранизации „Братьев Карамазовых“ за рубежом (1927 — Германия; 1948 — Италия; 1957 — США и др.). Примечания 1. Их следовало бы выдумать (франц.). 2. Я видел тень кучера, которая тенью щетки чистила тень кареты» (франц.) 3. Совершенный рыцарь! (франц.). 4. Рыцарь? (франц.). 5. Скорбящей богоматерью (лат.). 6. Владетельный граф фон Моор! (нем.). 7. больше благородства, чем искренности (франц.). 8. больше искренности, чем благородства (франц.). 9. благородство! (франц.). 10. К радости! (нем.). 11. Всё это свинство (франц.). 12. тут чувствуется Пирон (франц.) 13. верую (лат.). 14. Это потрясающе (франц.). 15. Награда не нужна мне, госпожа (нем.). 16. За и против (лат.) 17. исповедания веры (франц.) 18. «Соборе Парижской богоматери» (франц.). 19. «Милосердный суд пресвятой и всемилостивой девы Марии» (франц.). 20. милосердный суд (франц.). 21. к вящей славе господней (лат.). 22. одно вместо другого, путаница, недоразумение (лат.). 23. Так я сказал (лат.). 24. При выносе тела (из келий в церковь и после отпевания из церкви на кладбище) монаха и схимонаха поются стихиры «Кая житейская сладость…» Если же почивший был иеросхимонахом, то поют канон «Помощник и покровитель…» (примеч. автора). 25. тайно (лат.). 26. Здесь покоится Пирон, который был никем, даже не академиком (франц.). 27. довольно право (франц.). 28. кончено (франц.). 29. Тексты черновых материалов и писем, не вошедших в настоящее Собрание сочинений, цитируются по изданию: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972–1990 (римской цифрой обозначается том, арабской — страница). 30. См.: Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Достоевского. М., 1959. С. 380–382. 31. О значении „Войны и мира“ Л. Толстого для определения направления творческих исканий Достоевского в 1860-1870-х годах см.: IX, 508–509. 32. См. о связи эволюции эстетических деклараций Достоевского и его творчества 1860-1870-х годов в книге: Фридлендер Г.

http://predanie.ru/book/68775-bratya-kar...

Н. также составил сборник мудрых высказываний, к-рые частично были напечатаны в газ. «Иверия» в 1898 г. Ист.: Такаишвили Е. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1905. Вып. 1; Грузинская книга: Библиография. Тб., 1941. Т. 1 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. H/Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1946. Т. 1 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей бывшего Об-ва распространения грамотности среди груз. населения: Колл. S/Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1959. Т. 1 (на груз. яз.). Лит.: Николоз Тбилели (Орбелиани), 1685-1725//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1884. 13. С. 10-13 (на груз. яз.); История Грузии с древних времен до нач. XIX в./Ред.: акад. С. Джанашия. Тб., 1943 (на груз. яз.); Пайчадзе Г. К истории русско-груз. отношений в 1-й четв. XVIII в. Тб., 1960 (на груз. яз.); Багратиони И. Краткое уведомление о груз. писателях. Тб., 1982; Грузинская лит-ра: Словарь-справ. Тб., 1984. Т. 1; Жордания Ф. Краткий ист. очерк о создании и работе печатного дела в XVII - 1-й пол. XVIII в.//Иверия. 1885. 10. С. 101-116 (на груз. яз.); Дондуа В. Исторические изыскания. Тб., 1985. Т. 3 (на груз. яз.); Иоселиани А. Вопросы истории груз. книги и типографии. Тб., 1990. Т. 1 (на груз. яз.); Менабде Л. Николоз (Орбелиани): Жизнь и деятельность литургиста, каллиграфа, поэта и ученого XVII-XVIII вв.//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тб., 1992. 4. С. 74-79 (на груз. яз.); он же. Орбелиани: Николоз (Орбелиани)//Груз. лит-ра XVII-XVIII вв. Тб., 1997. С. 105-115 (на груз. яз.); Касрадзе О. Очерки истории груз. печатной книги. Тб., 1997. С. 316-320 (на груз. яз.); Сигуа С. Мартвили и Аламдари. Тб., 2003. Т. 1 (на груз. яз.); Чиковани Ю. Арагвские эриставы. Тб., 2011 (на груз. яз.); Митр. Николоз (Орбелиани): 1672-1732: Фотоисследование//Сапатриаркос уцкебани (Ведомости Патриархии). Тб., 2013. 11-17 июля. 27(686). С. 17-20 (на груз. яз.). Г. Мачуришвили Рубрики: Ключевые слова: НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф

http://pravenc.ru/text/2566000.html

А все мы, господине, помним и знаем, сказываем в Божью правду: тот, господние, луг, на котором стоите, Пречистые Стромынского монастыря Семеновского селища жаловалные и по межам отведем. – И судии вспросили поселского Филиповского Юшка: а у тебя кому ведомо, что тот луг Чюдовского монастыря Филиповского села? И Юшко так рек: ведомо то, господине, людем добрым старожилцем, что тот луг Филиповского села да Черные деревни: Ивану Овсевьеву, да Федку Максимову, Офонасу Бункову, Олексию Бурку Кузмину, Семену Иванову Дуде, Ивану Гридину Шеметову, Данилу Власову, Ондрею Дементьеву Черемхе, Селе Иванову Шилкову, Ивану Кузмину Белебелину, Кузме Григорьеву Ушенина, Устину Семенову, Гриде Микитину, Якушу Гаврилову, Власу Сидорову Холщева. А во се, господине, те старожильцы перед вами же. И судии вспросили Чюдовских старожилцов Ивана Овсевьева с товарищи: скажите в Божью правду – чей тот луг, на котором стоим? И старожилцы так ркли: яз, господине, Ивашко Овсевьев да яз Федко Максимов помним, господине, за 80 лет, а яз Офонаско Буйков помню за 60 лет, а яз Олексейко Бурко да яз Семен Дуда да яз Ивашко Шеметов да яз Данилко Власов, мы, господине, помним за 50 лет, а яз Селя Шилков да яз Ивашко Белебелин да яз Куземка Ушенин да яз Ондрейко Черемхин, мы, господине, помним за 40 лет, а яз Устинко Семенов помню, господине, за полчетвертатцат лет, а яз Гридя Микитин да яз Якуш Гаврилов да яз Власко Холщов, мы, господине, помним за 30 лет. А все мы, господине, помним и знаем, сказываем вам в Божью правду: тот, господине, луг, на котором стоите, Чюдовского монастыря Филиповского села да Черные деревни изстарины; тот луг косят на монастырь да и крестьяне косят на себя, и по межам, господине, тот луг отведем. И повели ищеины Стромынского монастыря старожилци Осташ Панкратов с товарищи от болота от вяза да от дуба от сухова поперек лугу безмежно да к виловатому дубу, да от дуба от виловатого к дубу, что стоит дуб у реки у Мележи на берегу, а от дуба повели налево берегом вверх подле реку Мележу до пяти волех, что волхи из одного корени стоят у реки в берегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010