24 сент. 1889 Извлечение из протокола 17 секции нацио­нального синода старокатоликов Швейцарии 21 мая 1891 в Chud-de-fonds. На нем. яз. Печ. 2 экз. 21 мая 1891 The Mother of All Churches: being A faithful translation of one of the popular Catechisms of The Holy Orthodox Eastern Church. Перевод на англ. яз. J. G. Bromage, предисловие R. Raikes Bromage. (Лондон, 1891). На англ. яз. Печ. брошюра. Herzog Eduard, доктор, старокатолический епи­скоп La réunion près du puits de Jacob. Lettre pasto­rale. (Берн, 1892). На фр. яз. Печ. брошюра. 4 февр. 1892 Николай (Зиоров) , архиеп. Алеутский и Аля­скинский Из письма преосвященного Николая Алеут­ского, из С.-Франциско, от 8/20 мая. Печ. брошюра. 8 (20) мая 1892 Liederheft für den II Internationalen Altkatoliken Congres in Luzern, September 1892. Heft I. На нем. яз. Печ. брошюра. сент. 1892 A Catechism of the Coptic Church. Перевод на англ. яз. Abouna Filothaus, Naser Odeh. Преди­словие R. Raikes Bromage. (Лондон, 1892). На англ. яз. Печ. брошюра. Beek van J. K. Lijst van eenige Boeken en Brochuren uitgegeven in de Oud-Katholieke Kerk van Nederland sedert 1892 (Роттердам, 1892). На голландском яз. Печ. брошюра. Подборка газетных материалов о старокато- личестве. На англ. и нем. яз. Печ. Пометы черн. и кар. 1892–1898 и б. д. Материалы 3-го старокатолического Кон­гресса в Люцерне: программы, объявления. Печ. На нем., голландском, фр. яз. 28–30 авг. 1894 Vereeniging: Oud-Katholick Ondersteu- ningsfonds. Afdeeling Rotterdam. Muziek- Uitvoering ter gelegenheld van het Derde Interna­tionale Oud-Katholiken-Congres te Rotterdam, op Woensdag 29 Augustus 1894. На голландском яз. Печ. брошюра. Private Chapel, Windsor Castle. Monday, No­vember 19 th , 1894. Церковная служба. На англ. яз. Печ. Конв. 19 нояб. 1894 Goetz Leopold Karl, старокатолический священ­ник в Пассау Zur Union der romfreien katholischen Kirchen des Abend- und Morgenlandes. Статья. На нем. яз. Отд. оттиск. С дарственной надп. автора от 3 (15) июля 1897. Czerh M. Rede zum 25jährigen Bestands-Jubiläum der altkatholischen Kirchengemeinde Warnsdorf. На нем. яз. Печ. 2 экз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 3. P. 164-166; 1843. Vol.: Atlas. Pt. 2; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1850. Vol.: Atlas. Pl. XXXIX, XL, XLI; 1851. Vol. 3; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Т. 1. С. 99-178; Внешняя хроника//Дроеба (Времена). Тифлис, 1885. 43 (на груз. яз.); Церетели И., свящ. Женский мон-рь в Мгвимеви//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1886. 6 (на груз. яз.); Кондаков Н. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы: Д. Бакрадзе. Тифлис, 1890. С. 145-148; Чачанидзе А., свящ. Из письма С. Н. Церетели//Иверия. Тифлис, 1894. 206 (на груз. яз.); Церетели С. Н. Монастырь Мгвимеви//Там же. 191. С. 3-4 (на груз. яз.); Вашадзе В. Мгвимский жен. мон-рь в Земо-Имерети/Мцкемси (Пастырь). 1898. 2 (на груз. яз.); Церетели Г. Е. Археологическая прогулка//МАК. 1898. Т. 7. С. 92-100; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4). Лит.: Амиранашвили Ш. Описание фрагментов фресковой росписи в храме мон-ря Мгвиме Шорапанского у.//Изв. Кавк. отд. Моск. АО. Тифлис, 1921. Вып. 6. С. 59; он же. Бека Опизари. Тб., 1956; он же. История груз. искусства. Тб., 1971; Какабадзе С. К вопросу о ктиторах Мгвиме в Имеретии: Мелкие известия и заметки//Изв. КавИАИ. 1926. Вып. 4. С. 126-137; Гордеев Д. Мгвимская резная дверь//Моамбе (Бюллетень)/Музей Грузии. Тифлис, 1927. Вып. 3. С. 195-238; Какабадзе С. Предварительные сведения о некоторых эпиграфических материалах Зап. Грузии// Он же. Исторический сб. Тифлис, 1929. Кн. 4. С. 102-111 (на груз. яз.); Толмачевская Н. И. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931; Замятин С. Н. Пещерные навесы Мгвимеви близ Чиатуры: Первые следы наскальной палеолитической графики в Закавказье//Сов. Арх. 1937. 3. С. 57-76; Чубинашвили Н. Г. Грузинская средневек. художественная резьба по дереву (перелома X-XI вв.). Тб., 1958; Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; Кения Р. Чеканка алтарных врат церкви мон-ря Мгвимеви//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1969. Вып. 18. С. 22-27 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из соц.-полит. истории Зап. Грузии феод. периода (сеньории). Тб., 1981. Т. 2 (на груз. яз.); Гомелаури И. Мгвимеви: Памятник груз. архитектуры XIII в. Тб., 1982 (на груз., рус. яз.); Сакварелидзе Т., Алибегашвили Г. Грузинские иконы. Тб., 1994 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Имерети. Тб., 1995 (на груз. яз); Хускивадзе И. «Народные» росписи груз. церквей позднего средневековья. Тб., 2003 (на груз. яз.); Monuments of Georgia " s Cultural Heritage. Tbilisi, 2010 (на груз., англ. яз.); Беридзе В. История груз. архитектуры. Тб., 2014. Т. 1. 341-343; Т. 2. С. 89-90 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2562748.html

д. К церковному праву также относятся документы гражданского права, так или иначе касающиеся вопросов церковного законодательства: «Правило и порядок помазания царем» (XI в.),«Распорядок царского двора» (XIV в. ), «Судебник, или Правила Бека и Агбуги», «Уложение Георгия Блистательного», «Судебник Вахтанга VI» (XVII в.), а также грамоты, регулирующие отношения гос-ва и Церкви (жалованные, верности, пожертвования, поборные книги и т. д.), литургические памятники, церковные типиконы и т. д., в к-рых рассмотрены мн. вопросы церковного права. Ист.: Номоканон Иоанна Постника в его редакциях груз., греч. и слав./Ред.: Н. А. Заозерский, А. С. Хаханов. М., 1902; Ответы Петра Хартофилакса (кон. XI в.)//ЗапИФО. 1909. Т. 8. 14. С. 1-19 (груз. и греч. тексты); О груз. католикосе 1543-1549 гг.//ПГП. 1965. Т. 2 (на груз. яз.); «Книга, написанная о Евфимии Великом, монаха Георгия» и «Вопросы и ответы, написанные учеником Евфимия Мтацминдели Теодоре Сабацминдели»//Там же. 1970.Т. 3.С. 5-11, 12-18; (на груз. яз.); Постановление церк. собора 1263 г.//Там же. С. 161-164 (на груз. яз.); Мцнеба Сасджулой: Канонич. письмо Антиохийского патр. Михаила Абхазскому католикосу (1470-1474 гг.)//Там же. С. 221-232 (на груз. яз.); Заповеди и каноны, установленные католикосом Гергетским (XVI в.)//Там же. С. 351 (на груз. яз.); Решение суда церк. собора 1702 г. о настоятеле мон-ря (6-е правило)//Там же. С. 633-635 (на груз. яз.); Правило 7 церк. собора 1748 г.//Там же. С. 798-805 (на груз. яз.); Решение суда церк. собора 20 дек. 1762 г. об управлении епархией//Там же. С. 848-850 (на груз. яз.); О епископе (35-й пункт)//Там же. С. 871-887 (на груз. яз.); Уложения Руис-Урбнисского Собора//ПГП (на груз. яз.); То же/Ред.: Э. Габидзашвили. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Великий Номоканон/Ред.: Э. Габидзашвили, Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Малый Номоканон/Ред.: Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.). Лит.: Brosset M. Notice sur un Nomocanon géorgien. СПб., 1874. Р. 373-374; 1876. Р. 113-168; Бенешевич В.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Лит.: Образцы декоративного убранства груз. рукописей: Альбом/Введ., примеч. к 32 табл.: Р. Шмерлинг. Тб., 1940. С. 60-63. Рис. 7-9. Табл. 23; Амиранашвили Ш. Грузинская миниатюра. М., 1966. С. 25; он же. Вывезенные в разное время музейные сокровища Грузии и их возвращение. Тб., 1968. С. 20 (на груз. яз.); он же. История груз. искусства. Тб., 1971. С. 282-283. Табл. 107, 108 (на груз. яз.) ; Мачавариани Е. Грузинские рукописи. Тб., 1970. Табл. 41-43; она же. Три груз. Четвероглава: Гелатское (Q 908, XII в.), Джручское 2-е (Н 1667, также XII в.), Моквское (Q 902, 1300 г.): Принцип иллюстрирования (XII-XIV вв.)//Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тб., 1985. 12. С. 85-98 (на груз. яз.); она же. Книжное искусство в древней Грузии. Тб., 2008. С. 83-105 (на груз. яз.); она же. Грузинские рукописи: Вопросы каллиграфии и украшения. Тб., 2012. С. 267-282 (на груз. яз.); Беридзе В. Древнегруз. мастера. Тб., 1967. С. 85-86 (на груз. яз.); Лазарев В. Новый памятник к-польской миниатюры XIII в.//Византийская живопись. М., 1971. С. 256-274; Алибегашвили Г. Этапы развития средневек. груз. миниатюрной живописи: 4-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тб., 1983. С. 16; eadem (Alibegashvili G). La miniatura e le icone depinte//I tesori della Georgia. Milano, 1984. P. 109-144 (здесь: 136-137); Такаишвили Е. Монастырь Мартвили. Тб., 1993. С. 58-60 (на груз. яз.); Чичинадзе И. Уникальный Моквский кодекс//Дзеглис мегобари (Друзья памятников искусства). Тб., 1996. Вып. 4. С. 32-39 (на груз. яз.); она же. К вопросу оформления заставок в груз. рукописях//Там же. 1997. Вып. 1(96). С. 40-48 (на груз. яз.); она же. Художественные особенности миниатюр Моквского Четвероевангелия//Шромеби (Труды)/ТГУ. Тб., 1998. Вып. 326. С. 68-90. Рис. 37-49 (на груз. яз.); она же. Мастера Моквского Евангелия//Там же. 1999. Вып. 328. С. 170-184 (на груз. яз.); она же. Цикл чудес исцеления из Моквского Евангелия//Сб. научных трудов каф. истории и теории искусства ТГУ. Тб., 2001. Вып. 2. С. 235-253 (на груз. яз.); она же. Место Моквских миниатюр в развитии искусства эпохи Палеологов//Там же. 2002. Вып. 3. С. 129-153 (на груз. яз.); она же. Художественные принципы оформления Моквского Четвероевангелия. Тб., 2004 (на груз. и англ. языках); Моквское Евангелие: Альбом/Вступ. слово: Н. Кавтария. Тб., 2012 (на груз. и англ. языках); Моквское Евангелие: Альбом/Вступ. слово: В. Кекелия. Тб., 2015 (на груз., англ., абхаз. языках).

http://pravenc.ru/text/2564018.html

Эллинофильская направленность творчества Е. М. получила развитие в трудах прп. Арсения Икалтойского , прп. Иоанна Петрици, других представителей гелатской литературно-богословской школы. Подробнее об этом см. разделы «Монастырские школы» и «Грузинская церковная литература» в ст. Грузинская Православная Церковь . Соч.: Повествование об обращении грузин, о том, в каких книгах об этом упоминается/Изд.: Т. Брегадзе. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.). Пер.: Деяния Апостолов/Изд.: И. Абуладзе. Тбилиси, 1950 (на груз. яз.); Грузинские версии Соборных Посланий/Изд.: К. Лорткипанидзе. Тбилиси, 1956 (на груз. яз.); Ареопагитические труды/Изд.: С. Енукашвили. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Грузинские версии Посланий ап. Павла/Изд.: К. Дзоценидзе, К. Данелия//Тр. кафедры древнегруз. языка ТГУ. Тбилиси, 1974. Вып. 16 (на груз. яз.); Иоанн Дамаскин. Диалектика/Изд.: М. Рапава. Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); он же. Точное изложение православной веры: Груз. переводы «Изложения» Иоанна Дамаскина/Изд.: Р. Миминошвили, М. Рапава, Э. Челидзе. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Древние сборники метафразов/Изд.: Н. Гогуадзе. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Хачидзе Л. Неизвестный перевод Ефрема Мцире//Изв. АН Грузии: Сер. языка и лит-ры. 1991. Вып. 1. С. 132-154 (на груз. яз.); Василий Великий, свт. Произведения/Пер. с древнегруз.: Н. Каджая. Тбилиси, 1992 (на груз. яз.); Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии: Греч.-груз. толкования трактата/Изд.: Дж. Чумбуридзе. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Василий Кесарийский, Григорий Назианзин. Письма/Изд.: Н. Каджая. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Толкования на Деяния Апостолов/Изд.: Е. Кочламазашвили. Тбилиси, 2000. Т. 1; 2006. Т. 2 (на груз. яз.); Greg. Nazianz. Opera. Vers. iber. Turnhout, 1998. Vol. 1: Oramiones I, XLV, XLIV, XLI/Ed. H. Metreveli et al. (CCSG; 36 [CN; 5]); 2000. Vol. 2: Oramiones: XV, XXIV, XIX. (CCSG; 42 [CN; 9]); 2001. Vol. 3: Oramio XXXVIII (CCSG; 45 [CN; 12]); 2004. Vol. 4: Oramio XLIII/Ed.: B. Coulie, H. Metreveli et al. (CCSG; 52 [CN; 17]); 2007. Vol. 5: Oramiones: XXXIX, XL (CCSG; 58 [CN; 20]); Pseudo-Nonnos. Commentarii in Gregorii Nazianzeni Oramiones. Vers. iber./Ed. Th. Omkhmezouri. Turnhout; Leuven, 2002. (CCSG; 50 [CN; 16]).

http://pravenc.ru/text/182161.html

По-видимому, З. Б. скончался после 1034 г., т. к. с этого времени его имя в источниках не упоминается ( Метревели. 1996. С. 186). Ист.: Иоанн Постник. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях груз., греч. и слав./Ред.: Н. А. Заозерский, А. С. Хаханов. М., 1902; Описание груз. рукописей: Рукописи (Q) новой коллекции музея/Сост.: Е. П. Метревели, Х. Г. Шарашидзе; ред.: И. В. Абуладзе. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 36-38 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Коллекция (S) бывшего Об-ва распространения грамотности среди груз. населения/Сост.: Т. М. Брегадзе и др.; ред.: Е. П. Метревели. Тбилиси, 1959. Т. 1. С. 51 (на груз. яз.); Аристакес Ластивертци. Повествование вардапета Аристакеса Ластивертца/Пер. с древнеарм.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 60; он же. История/Груз. пер., исслед., коммент.: Е. В. Цагареишвили. Тбилиси, 1974. С. 51, 164 (на груз. яз.); Малый Номоканон/Ред.: Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1972. С. 14 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Коллекция (А) бывшего Церковного музея/Сост.: Т. М. Брегадзе и др.; ред.: Е. П. Метревели. Тбилиси, 1973. Т. 1. Вып. 1. С. 7-17 (на груз. яз.); Цагареишвили Е. В. Арм. источники о взаимоотношениях Грузии и Византии в X-XI вв.//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1973. Вып. 2. С. 157-209 (на груз. яз.); Брегадзе Т. Описание груз. рукописей, содержащих соч. Григория Назианзина. Тбилиси, 1988. С. 62-70 (на груз. яз.). Лит.: Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Сост.: Н. П. Кондаков; груз. надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890. С. 166-170; Каухчишвили Т. С. Греч. приписки нек-рых груз. рукописей//Мимомхилвели (Обозреватель). Тбилиси, 1951. Вып. 2. С. 456-476 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. Художественное оформление груз. рукописной книги IX-XI вв. Тбилиси, 1967. Т. 1. С. 158; 1979. Т. 2. С. 143-147; Копалиани В. Грузино-визант. полит. взаимоотношения в 970-1070 гг.. Тбилиси, 1969. С. 108-109 (на груз. яз.); Алибегашвили Г. Художественный принцип иллюстрирования груз. рукописной книги XI - нач. XII вв. Тбилиси, 1973. С. 13, 38, 71-72; Мачавариани Е. Афонский Иверский мон-рь и груз. иллюминованная книга//Сабчота хеловнеба (Советское изобразительное искусство). Тбилиси, 1980. 11. С. 52-60 (на груз. яз.); Метревели Е. Очерки из истории Афонского культурно-просветительского очага. Тбилиси, 1996. С. 107-172, 186 (на груз. яз.); Очерки истории Грузии. Тбилиси, 2002. Т. 3. С. 96-97 (на груз. яз.); Успенский Ф. И. История Визант. империи. М., 2002. Т. 3: Период Македонской династии (867-1057 гг.). С. 669-670; Силогава В. И., Шенгелия К. А. Тао-Кларджети. Тбилиси, 2006. (на рус., груз., англ., тур. яз.).

http://pravenc.ru/text/182705.html

Лит.: Марр Н. Иоанн Петрицский, груз. неоплатоник XI-XII вв. СПб., 1909; Каухчишвили С. Гелатская академия. Тбилиси, 1948 (на груз. яз.); Tarchnischvili M. Geschichte der kirchl. georg. Literatur. Vat., 1955; Менабде. Очаги. Т. 1; Чкония T. К изучению нового источника послесл. к Толкованиям Иоанна Петрици//Четыре памятника древнегруз. письменности. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Кекелидзе. История др.-груз. лит. Тбилиси, 1980. Т. 1 (на груз. яз.); Меликишвили Д. Гелатская школа и вопр. развития груз. науч. языка//Тр. ТГУ. 1986. Вып. 26 (на груз. яз.); он же. О составе послесл. «Толкований» Иоанна Петрици и некоторых новых источниках//Тр. кафедры древнегруз. языка ТГУ. Тбилиси, 1988. Вып. 27 (на груз. яз.); он же. Монастырская лит. школа (академия) Гелати//Вестн. Кутаисского ун-та. Кутаиси, 1993. 1-2 (на груз. яз.); он же. Очерки по истории древнегруз. филос.-теолог. терминологии. Тбилиси, 1999; он же. Гелати: Другие Афины, второй Иерусалим//Журнал Гелатской АН. Кутаиси, 2004. 12. Тбилиси, 2005. 1-3 (на груз. яз.); Лосев А. Ф. Слово о груз. неоплатонизме// Он же. Философия, мифология, культура. М., 1991. С. 374-379; Махарадзе Н. Откуда происходит название «Гелати»//Вестн. Кутаисского ун-та. 1995. 4 (на груз. яз.); Челидзе Э. Г. Жизнь и деятельность Иоанна Петрици//Религия. Тбилиси, 1994. 3-5; 1995. 1-3 (на груз. яз.); он же. Древнегруз. богосл. терминология. Тбилиси, 1996. Т. 1 (на груз. яз.); он же. И снова об Иоанне Петрици//Науч.-богосл. тр. Тбилиси, 1999. Вып. 1 (на груз. яз.); Цкитишвили Т. О сути и значении одного оригинального труда Иоанна Петрици//Вестн. Кутаисского ун-та. Кутаиси, 1995. Вып. 4. С. 121-139 (на груз. яз.); она же. Некоторые вопр. биографии и творчества Иоанна Петрици//Сб., посвящ. проф. З. Чумбуридзе. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Alexidze L. Griechische Philosophie in den «Kommentaren» des Ioane Petritsi zur «Elementation Theologica» des Proklos//Oriens Chr. 1997. Bd. 81. S. 148-168; idem. Zum Verhältnis zwischen Neuplatonischem und Christlichem im Procloskommentar des Ioane Petrizi//Metaphysik und Religion: Akten d.

http://pravenc.ru/text/639853.html

З. Схиртладзе Ист.: Муравьёв А. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1; Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Краткое описание мон-рей Грузии: Пустынь прп. отца нашего Давида Гареджели//Груз. духовный вестник. 1869. 8. С. 36-50 (на груз. яз.); Гавриил Мцире. Жития гареджийских преподобных/Сост.: З. Схиртладзе. Тб., 2002 (на груз. яз.); Исторические документы Гареджи, XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе и др. Тб., 2008. Т. 1; 2011. Т. 2 (на груз. яз.). Лит.: Чубинашвили Г. Пещерные мон-ри Давид-Гареджи: Очерк по истории искусства Грузии/Акварели и рис.: Е. Лансере. Тб., 1948; Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тб., 1957. Т. 1; Кавтария М. Давидгареджийская лит. школа. Тб., 1965 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. Из истории отношений груз. феод. сеньорий. Тб., 1966. Т. 1 (на груз. яз.); Чубинашвили Н. Хандиси: Проблема рельефа на примере одной группы груз. стел посл. четв. V, VI и 1-й пол. VII в. Тб., 1972; Иоселиани П. Житие Георгия Тринадцатого. Тб., 1978 (на груз. яз.); Бердзенишвили М. Материалы к истории груз. общественности 1-й пол. XVIII-XIX вв. Тб., 1980. Т. 1 (на груз. яз.); Схиртладзе З. Царский ктиторский портрет в главном храме гареджийского мон-ря Натлисмцемели//Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тб., 1983. 11. С. 96-110 (на груз. яз.); он же. Опять о ктиторском изображении Натлисмцемели//Там же. 1987. 3. С. 108-113 (на груз. яз.); idem. Les portraits de l " église principale du monastere Natlismtsemeli à Garedja//Зограф. Београд, 1993. Т. 23. P. 5-14; он же. Фреска монаха в гареджийском мон-ре Натлисмцемели//Груз. Патриархия. Тб., 1999. Вып. 1. С. 33-39 (на груз. яз.); он же. Неизвестный очерк о Гареджийском Многогорье//Тбилисская духовная академия и семинария: Газ. Тб., 2000. 6(18) (на груз. яз.); он же. Деятельность ктитора мон-ря Натлисмцемели на Гареджийском Многогорье мамасахлиси Иоанна//Монашеская жизнь в пустыни: Гареджа и Христ. Восток. Тб., 2001. С. 133-166 (на груз. яз.); Вольская А. Росписи пещерных мон-рей Давид-Гареджи//Гареджи: Тр. Кахетинской археол. экспедиции. Тб., 1988. Вып. 8. С. 130-155 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Тбилиси, 1979; Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1984. Т. 1 (на груз. яз.); Economopoulos A. Fresh Data Resulting from the Excavation in the Church of the Monastery of the Holy Cross at Jerusaem//Actes du Xe congrés international d " archéologie chrétienne. Thessalonique, 1980. Vat., 1984. Vol. 2. P. 377-390; он же. Новые материалы проведенных археол. раскопок в иерусалимском Св. Креста мон-ре: Предварительные отчеты. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Джапаридзе Г. Арабский энциклопедист XIV в. в Крестовом мон-ре Иерусалима//Мацне (Вестник): Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1985. Вып. 3. С. 179-186 (груз. яз.); он же. Грузия и ислам. мир Ближ. Востока. Тбилиси, 1995 (груз. яз.) ; он же. Учреждение иерусалимского Крестового мон-ря в свете дипломатии Ближ. Востока в 30-х гг. XI в.//Ближний Восток и Грузия: Сб. ст. Тбилиси, 2005. Т. 4. С. 141-142 (на груз. яз.); Силагадзе Б. Сведения Яхьи Антиохийского о груз.-визант. отношениях в кон. X в. и в 1-й четв. XI в.//Груз. источникознание. Тбилиси, 1985. Вып. 6. C. 108-126 (на груз. яз.); Степнадзе М. Настоятель Даниил - дипломат или пилигрим//Груз. дипломатия. Тбилиси, 1987. Вып. 4. С. 213-233 (на груз. яз.); Tzapheres V. The Monastery of the Holy Cross in Jerusalem. Jerusalem, 1987; он же. Святыни иерусалимского Крестового мон-ря//Религия. Тбилиси, 1993. 6/7. С. 96-110 (на груз. яз.); Авалишвили З. Из эпохи крестоносцев: Четыре ист. очерка. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Лолашвили И. Гробница царицы Тамары в Гелати. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Гасс Б. Крестовый мон-рь. Иерусалим, 1990; Тухашвили Л. Очерки по истории груз. дипломатии. Тбилиси, 1994. Т. 1: Со времен Баграта III до Георгия V Блистательного (на груз. яз.); Шубладзе О., Цицуашвили Г. Грузины в Иерусалиме по 3 араб. документам XVI в. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Буачидзе Г. Грузия, Византия и халифат Фатимидов: Дипломатия и полит. борьба 1014-1023 гг.//Груз. дипломатия. Тбилиси, 1997. Т. 4. С. 39-57 (на груз. яз.); Хуцишвили Н. Подворье иерусалимского Крестового мон-ря в Тбилиси 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Став на лугу у реки Мележы Пречист(ые) Стромынского монастыря келар Гурей да Чюдовского монастыря (посел)ской Филиповского села Юшко Захаров, перед судьями так рек келар Гурей: то, господине, луг, на котором стоите, Пречистые монас(ты)ря Стромынскаго Семеновские пустоши, и тот, господине, поселской Юшко тот луг покосил у нас сильно да и сено свез; а ставится, господине, на том лугу 200 копен сена. – И судьи вспросили Юшка: отвечяй. И Юшко так рек: то, господине, луг, на котором стоите, Чюдовского монастыря Филиповского села да Черные деревни изстарины; а косил, господине, тот луг яз на монастырь да и сено есть, господине, с того луга свез да сметал на устороньи в лесу для того, что проезжие люди да и ратные едоки ездячи сено травят. И судьи вопросили келаря Гурья: наперед того кто тот луг косил, и почему ты называешь тот луг Пречистые Стромынского монастыря, и кому то у вас ведомо? И келарь Гурей так рек: косили, господине, тот луг мы на Стромынский монастырь, а ту, господине, пустошь Семеновскую куплю дал в дом к Пречистой на Стромыню князь Василий Ярославович, а тот, господине, луг к тому селищу к Семеновской пустоши; а ведомо, господине, у нас людям добрым старожилцем, что тот луг Стромынского монастыря Семеновскаго селища и косили мы его на монастырь, Осташу Панкратову, да Уварику Иванову Ершова, да Ивану Михалеву, да Олексею Стегримову, да Офонасу Прокунину, да Андрею Семенову Кузнецову, да Петруше Кузмину, да Онтушу Степанову, да Гриде Семенову, да Миките Фатьянову, да Филату Сидорову, да Олексею Павлову. А во се, господине, те старожильцы перед вами. – И судьи вопросили старожилцов Осташа Панкратова с товарищи: скажите в Божью правду чей то луг, на котором стоим? И старожилцы так ркли: яз, господине, Осташ помню за 80 лет, а яз Уварик да яз Ивашко помним за 70 лет, а яз Олексейко да яз Офонаско да яз Ондрейко Кузнецов помним, господине, за 60 лет, а яз Онтуш да яз Петруша помним, господине, за 50 лет, а яз Гридя Семенов да яз Микитка Фатьянов помним, господине, за 30 лет, а яз Филатко да яз Олексейко Павлов помним, господине, за 20 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010