Ист.: Ксенофонтов Х. Описание Кавтисхевского мон-ря//Кавказский вестник. Тифлис, 1848. 40-43; Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Слово на погребение сиятельного кн. полковника Иоане Луарсабовича Тархан-Моурави, 5 мая 1856 г.//Цискари (Заря). Тифлис, 1858. 11. С. 174-186 (на груз. яз.); он же. Мон-рь Кватахевский Успения Богородицы//Грузинский духовный вестник. Тифлис, 1864. 9. С. 85-89 (на груз. яз.); он же. Гуджары мон-ря Кватахеви//Моамбе (Бюллетень). Тифлис, 1903. 9. Ч. 2. С. 1-36 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1873. (ЗОЛКА; Вып. 1); Ведение Свят. Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г.//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 407-410; Предложение статского советника Чиляева Грузино-Имеретинской синод. конторе от 28 окт. 1816 г., 98//Там же. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 364; Всеподданнейший доклад Свят. Синода от 4 нояб. 1921 г., 18//Там же. С. 418-421; Мы сообщаем: Груз. надписи церкви Кватахеви//Там же. 1877. 172. С. 2 (на груз. яз.); Чичинадзе З. Б-ка Кватахеви//Там же. 1877. 190. С. 3 (на груз. яз.); Чичинадзе З., Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Сегодняшнее//Там же. 1882. 152. С. 1-2; 162. С. 2 (на груз. яз.); Новая история: О школе в Кватахеви//Иверия. Тифлис, 1888. 156. 27 июля. С. 2; 1890. 198. 18 сент. С. 2 (на груз. яз.); Джанашвили М. Вынос из Кватахеви архим. Кирионом и перенесение в Тифлисский церк. музей 96 рукописей//Иверия. Тифлис, 1898. 179. 21 авг. С. 1 (на груз. яз.); Кирион (Садзаглишвили), архим. Надписи Квабтахеви//Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1898. 612. 22 авг. С. 2 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Экспедиции на Кавказ: 1892, 1893 и 1895 гг. М., 1898. (МАК; Вып. 7); Икона Богородицы мон-ря Кватахеви//Могзаури (Путник). Тифлис, 1901. 8-9. С. 923 (на груз. яз.); Какабадзе С. Исторические док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2, 3 (на груз. яз.); Меликсет-Бек Л. Из археол. путешествия в Кавтурское ущелье в 1923 г. Тифлис, 1925. Вып. 5 (на груз. яз.); Иосиф (Саакадзе), митр. Дидмоуравиани. Тбилиси, 1939 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1684021.html

Груз. народные и духовные напевы: Ист. обзор. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Аракчиев Д. И., Гроздова А. А. Два письма по поводу отзыва г-на Н. И. Компанейского о литургии груз. расп. в гармонической обработке Н. С. Кленовского//РМГ. 1902. 51/52. Стб. 1292-1297; Чхиквадзе З. [Рец.:] Песнопения литургии св. Иоанна Златоуста груз. (кахетинского) расп. Н. Кленовского//Иверия. 1902. 265. С. 3-4 (на груз. яз.); Компанейский Н. И. Литургия св. Иоанна Златоуста груз. расп.//РМГ. 1902. 42. Стб. 998-1011; Кастальский А. Д. Письмо в редакцию//Там же. 1903. 7/8. Стб. 206-207; Аракишвили Д. И. [Рец. на изд.:] Кленовский Н. Песнопения на литургии Св. Иоанна Златоустаго груз. (кахетинского) расп.//Иверия. 1903. 24. С. 3-4 (на груз. яз.); он же (Аракчиев Д. И.). Краткий очерк развития груз., карталино-кахетинской нар. песни с приложением нотных примеров и 27 песен в нар. гармонизации. М., 1905; он же. О ладовой структуре нар. песен Зап. Грузии. Тб., 1954 (на груз. яз.); Клдиашвили Д. Мемуары. Тб., 1932 (на груз. яз.); Тавзишвили Г. История народного образования и педагогической мысли в Грузии, 1801-1870. Тб., 1948. Т. 2 (на груз. яз.); Хундадзе Т. Очерки из истории нар. образования, XIX в. Тб., 1951 (на груз. яз.); Цамцишвили А. А. Мревлишвили, 1823-1889//Грузинские деятели нар. образования и нар. учителя/Ред.: В. Швангирадзе. Тб., 1955. Сб. 2. С. 3-8 (на груз. яз.); Мшвелидзе А. Музыкальное образование в Грузии. Тб., 1976 (на груз. яз.); Чхатараишвили К. Первые попытки восстановления и записи груз. церк. пения//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1989. 6. С. 252-261 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Грузинское церк. пение в период экзархов//Грузинское церк. пение: Народ и традиция: Докл. науч. конф. 16 марта 2001 г. Тб., 2001. С. 173-202 (на груз. яз.; резюме на рус. и англ. языках); Кастальский А. Д. Статьи, мат-лы, воспоминания, переписка/Ред.-сост.: С. Г. Зверева. М., 2006. (РДМДМ; 5) (по указ.); Жужунадзе Б. Новые тенденции в груз. церк.-певч. традиции XIX в. Тб., 2009 (на груз. яз.); Мачуришвили Г.

http://pravenc.ru/text/2564264.html

N. Y., 2009. P. 121-132. Грузинская традиция. Изд.: Такаишвили Э. Из археол. путешествия по Мингрелии// Он же. Древняя Грузия. 1913/1914. Т. 3. С. 81 (на груз. яз.); Доборджгинидзе Н. Слова на псалмы, сокращенно избранные из толкований мн. книг. Тбилиси, 1996. Т. 1-2; 2007. Т. 3 (на груз. яз.); Кочламазашвили Э., ред. Толкования Апостола: Избр. из соч. Иоанна Златоуста и др. св. Отцов, переведенные Ефремом Мцире (Каричисдзе). Тбилиси, 2000. Т. 1; 2006. Т. 2 (на груз. яз.); он же. Толкования Посланий Павла: Избр. из соч. Иоанна Златоуста и др. св. Отцов/Пер.: Евфимий Мтацминдели; изд. Э. Кочламазашвили. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Гелатские катены на пророчество Михея. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Джугели В. Блж. Феодорит Кирский: Жизнь, деятельность, взгляды, соч. и их груз. переводы/Под. ред. Д. Меликишвили. Тбилиси, 2008. Т. 1; 2011. Т. 2 (на груз. яз.); Катены Гелатской Библии/Подгот.: Б. Гигинеишвили, Г. Тодуа; ред.: Э. Челидзе. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.). Лит.: Шанидзе М. Вступление Ефрема Мцире к толкованиям Псалтири//Тр. кафедры древнегруз. языка/ТГУ. Тбилиси, 1968. 11. С. 77-122 (на груз. яз.); Джугели В. О структуре и источниках Гелатской Библии//Журнал Гелатской академии наук. Гелати, 2002. 4. С. 26-31 (на груз. яз.); она же. Об определении источников Гелатской Библии//Логос. Тбилиси, 2004. 2. С. 370-387 (на груз. яз.); она же. Феодорит Кирский в сборниках груз. катен//Первый национальный симп. «Совр. проблемы литературоведения»: Тез. Тбилиси, 2007. С. 102-105 (на груз. яз.); Габидзашвили Е. Переводные памятники древнегруз. письменности: Библиография. Тбилиси, 2009. Т. 4: Библиология. Экзегетика. Апокрифы (на груз. яз.); [Рец. на:] Jugeli V. The Blessed Theodoret of Cyrus: The Life, Activities, Creed, Writings and their Georgian Translations. Tbilisi, 2008. Т. 1//Phasis: Greek and Roman Studies. Тбилиси, 2009. Vol. 12. P. 348-370. Коптская традиция. Изд.: Lagarde P., ed. Catenae in Evangelia aegypticae quae supersunt. Gött., 1886. Лит.: Achelis H. Hippolytstudien. Lpz., 1897. S. 163-169. (ТИ; 16/4); Bellet P. Excerpts of Titus of Bostra in the Coptic Catena on the Gospels//StPatr. B., 1957. Vol. 1. P. 10-14. (ТИ; 63); Yossef Y. N. The Coptic Catena on the Four Gospels according to Severus of Antioch. 1: The Gospel of Matthew//Bull. de la Soc. d " archéologie copte. Le Caire, 2004. Vol. 43. P. 95-120.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

XI в. с письмом прп. Евфимия некоему груз. монаху (НЦРГ. A 381, A 450; также Sinait. iber. 68. Fol. 40 (по каталогу Цагарели 91); письмо опубликовано М.-Г. Сабининым ( Сабинин. Рай. 1882. С. 432-436) и Ф. Жорданией ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 82-83)). Ист.: Джанашвили М. Г. История Груз. Церкви. Тифлис, 1898. Кн. 1; Описание рукописей Церк. музея Карталино-Кахетинского духовенства/Сост.: Ф. Жордания. Тифлис, 1902. Т. 2; 1903. Т. 1; Кекелидзе К. К вопросу о времени празднования Рождества Христова в Древней Церкви//ТКДА. 1905. Т. 1. 1. С. 149-158; он же. Грузинские агиографические памятники: Кимени (Monumenta Hagiographica Georgica: Keimena). Тифлис, 1918. Т. 1. Ч. 1; Тб., 1946. Т. 1. Ч. 2; он же. Этюды. 1955. Т. 3; 1962. Т. 8; он же. Из истории груз. апокрифической лит-ры: Мученичество Христофора Кинокефала//Моамбе (Вестник)/Ин-т рукописей АН Груз. ССР. Тб., 1959. Вып. 1. С. 21-49 (на груз. яз.); он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1; Марр Н. Деяния трех святых близнецов мучеников Спевсипа, Еласипа и Меласипа: Исследования и текст//ЗВОРАО. 1907. Т. 17. С. 285-344; Хаханов А. Материалы по груз. агиологии: По рукописям X в.//Тр. по востоковедению/Лазаревский Ин-т вост. языков. М., 1910. Т. 31. С. 25-46; Иоанн Болнели, еп. Проповеди/Предисл., введ.: М. Джанашвили. Тифлис, 1911 (на груз. яз.); Le Synaxaire Géorgien: Rédaction ancienne de l " Union arméno-géorgienne/Publ. et trad. par le manuscript du couvent Iviron du Mont Athos par N. Marr. Turnhout, 1926. (PO. Vol. 19. Fasc. 5. N 95); Marr N., Bri è re M. La langue géorgienne. P., 1931; Абуладзе И. Многоглав//Моамбе (Вестник)/Ин-т языка, истории и материальной культуры. Тб., 1944. Вып. 14. С. 241-316 (на груз. яз.); он же, сост. Образцы груз. письма: Палеогр. альбом. Тб., 1949 (на груз. яз.); Джавахишвили И. Описание груз. рукописей горы Синай. Тб., 1947 (на груз. яз.); Имнаишвили И. Историческая хрестоматия груз. языка. Тб., 1970. Т. 1 (на груз. яз.); Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinaï//Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Louvain, 1956. Vol. 165; idem. La Passion géorgienne de Sainte Golindouch//AnBoll. 1956. Vol. 74. N 3/4. P. 405-441; Курцикидзе Ц. Грузинские версии апокрифов об апостолах: По рукописям IX-XI вв. Тб., 1959. С. 55-72 (на груз. яз.); Шанидзе А. Синайский Многоглав 864 г. и его значение для истории груз. языка//Шромеби (Труды)/Кафедра древнегруз. языка ТГУ. Тб., 1959. Вып. 5. С. 287-338 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Церк. музея: Колл. А/Сост.: Е. Метревели, Т. Брегадзе, М. Кавтария и др. Тб., 1973. Т. 1. Ч. 1 (на груз. яз.); Esbroeck M., van. Les plus anciens homéliaires géorgiens: Étude descriptive et historique. Louvain-La-Neuve, 1975; Кларджетский Многоглав/Подгот., исслед.: Т. Мгалоблишвили. Тб., 1991 (на груз. яз.); Афонский Многоглав: Проповеди Иоанна Болнели/Сост.: М. Майсурадзе и др. Тб., 1999 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2579124.html

Соч.: [Проект реорганизации Грузинской Церкви]//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1905. 1. С. 2 (на груз. яз.); Автокефалия Церкви Грузинской: Ист. очерк IV-XI вв. Тифлис, 1905; Ист. справка по вопросу об автокефальности Груз. Церкви//ДВГЭ. 1906. 4. 15 февр. С. 6-16 (отд. отт.: Тифлис, 1906); Телеграмма [Патриаршему Местоблюстителю Преосвященному Алексию, Митр. Ленинградскому и Новгородскому]//ЖМП. 1944. 7. С. 6; Приветственная телеграмма Святейшему Патриарху Алексию ко дню новолетия и к празднику Рождества Христова//Там же. 1947. 1. С. 9; Телеграмма Святейшему Патриарху Алексию: [Поздравление с 800-летием престольного града Москвы]//Там же. 10. С. 7; Речь, произнесенная Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом Грузии Каллистратом, на торжественном заседании 8 июля 1948 г. в храме Воскресения Христова, что в Сокольниках г. Москвы: [К 500-летию автокефалии Русской Церкви]//Там же. 1948. 8. С. 9-10; Слово на Святую Пасху, сказанное в Сионском соборе в Тбилиси 24 апр. 1949 г.//Там же. 1949. 5. С. 34-35; Ответная телеграмма Святейшему Патриарху Алексию: [Благодарность за поздравление с днем памяти равноап. Нины]//Там же. 1950. 3. С. 6; Ответ Патриарха-Католикоса всея Грузии Каллистрата на Обращение Святейшего Патриарха Алексия, 2 апр. 1950 г.//Там же. 7. С. 12; Речь на Грузинской Республиканской Конференции сторонников мира в Тбилиси 19 сент. 1951 г.//Там же. 1951. 11. С. 26-27; Речь на Третьей Всесоюзной конференции сторонников мира//Там же. 12. С. 18-19; Воспоминания об Илии [Чавчавадзе]//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1985. 2. С. 171-174 (на груз. яз.); Письмо Каллистрата Цинцадзе Иване Джавахишвили//Груз. язык и лит-ра в школе. Тбилиси, 1986. 2/3. С. 110-119 (на груз. яз.); Иверская Церковь в период Сасанидов (265-570 гг.)//Сагвтисметквело кребули (Богословский сб.) Тбилиси, 1987. 3. С. 59-113 (на груз. яз.); Из моих воспоминаний: Док-ты о народно-политическом, социальном и религиозном бытии Грузии на рубеже XIX-XX вв.//Там же. С. 19 (на груз. яз.); О груз. антиминсе: Заметка//Лит-ра и искусство. Тбилиси, 1992. 1/2. С. 195-217 (на груз. яз.); Квашветская церковь св. Георгия в Тифлисе. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.); О личности Никифора Ирбаха//Месхети: Ист. сб. Тбилиси; Ахалцихе, 1999. Вып. 3: К 300-летию груз. книги. С. 170-197 (на груз. яз.); Мои воспоминания. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Сасанидский период Иверской Церкви (265-570 гг.)//Бодбис самрекло (Колокольня Бодбе). 2003. Июнь-июль. С. 16-18 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1320121.html

А мне, после сегодняшнего дня, после этих ощущений, остается отдать вам последний поклон – и, хотя с печалью, но без зависти, безо всяких темных чувств, сказать, в виду конца, в виду ожидающего Бога: „Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!“ Лаврецкий тихо встал и тихо удалился; его никто не заметил, никто не удерживал; веселые клики сильнее прежнего раздавались в саду за зеленой сплошной стеной высоких лип. Он сел в тарантас и велел кучеру ехать домой и не гнать лошадей. «И конец? – спросит, может быть, неудовлетворенный читатель. – А что же сталось потом с Лаврецким? с Лизой?» Но что сказать о людях, еще живых, но уже сошедших с земного поприща, зачем возвращаться к ним? Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, – увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини – и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо – и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать – и пройти мимо. Примечания Ну, ну, мой мальчик… (франц.). (обратно) Осторожнее, осторожнее (франц.). (обратно) Это даже очень шикарно (франц.). (обратно) Прелестный малый (франц.). (обратно) Замирая (итал.). (обратно) Я тоже художник (итал.). (обратно) Цвет (франц.). (обратно) «здравствуйте»… – как вы поживаете?» (франц. «bonjour», «comment vous portez-vous?»). (обратно) «Декларацию прав человека» (франц.). (обратно) «В законности – добродетель…» (лат.). (обратно) Мой сын (франц.). (обратно) Вы (франц.). (обратно) «Моя дочь делает прекрасную партию» (нем.). (обратно) Очаровательная мадам Лаврецкая (франц.). (обратно) От Шоссе д’Антен до улицы Лилль (франц.). (обратно) Эта знатная русская дама, такая изящная, которая живет на улице П… (франц.).

http://azbyka.ru/fiction/dvoranskoe-gnez...

яз.); Мурадян П. Типикон Григория Бакуриана в греч. и груз. редакции: Рассмотрение вопроса//ИФЖ. 1968. 1. C. 108-119 (на арм. яз.); Кукава Т. Мировоззрение Иоанна Петрици. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Podskalsky G. Nikolaus von Methone und die Proklosrenaissance in Byzanz//OCP. 1976. Vol. 42. P. 509-523; Tevzadze G. Aristoteles in Ioane Petrizis Kommentaren//Georgica. Jena, 1977. N 1. S. 51-60; он же. Иоанн Петрици и Николай Мефонский//Религия. Тбилиси, 1992. Вып. 3. С. 15-22 (на груз. яз.); idem. Die Kategorie der Subjektivität in Joane Petrizis Kommentar des Proklos//Selbst, Singularität, Subjektivität: Vom Neuplatonismus zum deutschen Idealismus. Amst.; Phil., 2002. S. 131-154; Лолашвили И. А. Неизвестные переводы Иоанна Петрици. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.; то же, пер. на рус. яз.); Панцхава И. Д. Петрици. М., 1982; Хидашели Ш. История груз. философии. Тбилиси, 1988. С. 172 (на груз. яз.); Харанаули А. В. Методология использования источников в филос. трудах Прокла Диадоха и Иоанна Петрици: [АКД]. Тбилиси, 1990; она же. Энады (νς) и монады (μονς) согласно Иоанну Петрици//Вестник Кутаисского гос. ун-та. Кутаиси, 1995. Вып. 1. С. 140-151 (на груз. яз.); eadem. Die Bibel in den Kommentaren Ioane Petricis//Georgica. Jena, 1996. Bd. 19. S. 71-76; Alexidze L. Das Kapitel 129 der «Elemente der Theologie» des Proklos bei Ioane Petrizi//Georgica. Jena, 1994. Bd. 17. S. 47-53; eadem. Griechische Philosophie in den Kommentaren des Joane Petrizi zur Elementatio theologica des Proklos//Oriens Chr. 1997. Bd. 81. S. 148-168; она же. Древнегруз. лит-ра и богосл. вопросы - воля в представлении Иоанна Петрици//Там же. 2005. 4/5/6. C. 38-45 (на груз. яз.); она же. Иоанн Петрици и антич. философия. Тбилиси, 2008 (на груз. яз.); Челидзе Э. Жизнь и деятельность Иоанна Петрици//Религия. Тбилиси, 1994. 3/4/5. C. 113-126; 1995. 1/2/3. C. 76-89 (на груз. яз.); Гигинеишвили Л. Энада в философской системе Иоанна Петрици//Вестник Кутаисского гос. ун-та. Кутаиси, 1995. Вып. 4. С. 152-169 (на груз.

http://pravenc.ru/text/471437.html

Малоизученным остается эпистолярное наследие К., включающее письма, адресованные грузинским и русским ученым. Нек-рые хранятся в личном архиве К. в Грузии (НЦРГ) и в архивах адресатов (Письмо к В. В. Латышеву//ПФА РАН. Оп. 2. Д. 21, 3 марта 1913 - 7 сент. 1914 гг.; Письмо к А. А. Дмитриевскому 1929 г.//РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 797а. Д. 479 и др.). Соч.: К вопросу о времени празднования Рождества Христова в Древней Церкви//ТКДА. 1905. Т. 1. 1. С. 1-10; Литургическая справка по вопросу об автокефалии Груз. Церкви//ДВГЭ. 1906. 9/10. С. 3-9; Когда переписано Адишское Евангелие//Моамбе (Вестник)/Тифлисский гос. ун-т. Тифлис, 1922. Вып. 2. С. 392-397 (на груз. яз.); Два Евфимия в груз. лит-ре (Мтацминдский или Иерусалимский?)//Чвени мецниереба (Наша наука). Тифлис, 1923. 2/3. С. 102-121 (на груз. яз.); История груз. лит-ры. Тифлис, 1923. Т. 1: Древняя письменность; 1924. Т. 2: Светская письменность XI-XVIII вв. (на груз. яз.); К вопросу о прибытии в Грузию сир. деятелей: Культурно-ист. проблема. Тифлис, 1925 (на груз. яз.); Главные историко-хронологические вопросы обращения грузин. Тифлис, 1926 (на груз. яз.); Die Bekehrung Georgiens zum Christentum. Lpz., 1928; Два праздника груз. культуры: 300-летие книгопечатания и 1500-летие груз. алфавита//Мнатоби (Светоч). Тифлис, 1929. 5/6. С. 151-167; 7. С. 135-150 (на груз. яз.); Автор «Витязя в тигровой шкуре» и время его создания//Там же. 1931. 7/8. С. 152-171; 9/10. С. 213-226 (на груз. яз.); Периодизация груз. феод. лит-ры: Социология древнегруз. письменности и диалектика ее развития. Тифлис, 1933 (на груз. яз.); Никифор Ирбах - инициатор груз. типографии в Риме//Литературули мемквидреоба (Лит. наследие). 1935. Вып. 1. С. 135-155 (на груз. яз.); Из истории Афонской лит. школы//Шромеби (Труды)/Тбилисский гос. ун-т. 1938. Вып. 6. С. 139-160 (на груз. яз.); Вопросы классификации народов и их геогр. размещения в древнегруз. лит-ре: Груз. версия Liber Generationis//Там же. 1939. Вып. 7. С. 1-15 (на груз. яз.); Конспективный курс истории древнегруз.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

Тифлис, 1917 (на груз. яз.); Келенджеридзе М. Правда об автокефалии Грузинской Церкви. Кутаис, 1918 (на груз. яз.); Абрамишвили Э. Частный архивный фонд Кириона: Обзор//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1971. Вып. 1. С. 356-380 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Кирион II, Святейший и Блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918). Озургети, 1994 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Восстановление автокефалии Грузинской Церкви и декларация независимости Грузии//Христианство в Грузии: Сб. Тбилиси, 2000. С. 40-62 (на груз. яз.); он же. Введение//Ахтальский мон-рь/Сост.: Э. Бубулашвили, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2005. С. 5-30; Вардосанидзе С., Анания (Джапаридзе), еп. Грузинская Православная Автокефальная Церковь, 1917-1952. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Кокрашвили Х. Национально-общественное и ист. мнение о католикосе-патриархе всей Грузии Кирионе II: Дис. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Гамахария Д. Святой священномученик Кирион II (Садзаглишвили) и Абхазия. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); он же. Неизвестные документы сщмч. Кириона II по материалам Тбилисской охранки//Центр истории и археологии Горийского ун-та: Сб. трудов. Тбилиси, 2011. 2. С. 12-26 (на груз. яз.); Хижий М. Л. Православие и идеология правого радикализма в нач. XX ст. в России: Дис. СПб., 2006; Кикнадзе В. Жизнь и деятельность католикоса-патриарха Кириона II// Он же. Проблематика народа и человека в трудах груз. религ. деятелей XIX в. Тбилиси, 2009. С. 69-161 (на груз. яз.); Мельникова И. Е. К истории восстановления автокефалии Грузинской Церкви 12 марта 1917 г.//ЕжБК. 2009. Т. 1. С. 398-404; она же. Некоторые малоизвестные обстоятельства из жизнеописания еп. Кириона (Садзаглишвили)//Там же. 2010. Т. 1. С. 415-417; она же. Некоторые сведения о начале духовного служения Католикоса-Патриарха Кириона (Садзаглишвили)//Там же. 2012. Т. 1. С. 58-65; Бурдули Г. Еп. Кирион в Отчетах заседаний Предсоборного присутствия Русской Церкви, 1906 г. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.); Алибегашвили К. Святейший и Блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии Кирион II: Библиография.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

В кон. XI в. этот цикл сочинений по греч. и груз. источникам на 7 месяцев продолжил Иоанн Ксифилин, сведения о чем стали известны из груз. источников ( Кекелидзе. Этюды. 1957. Т. 5. С. 235-241). Большая часть сочинений Ксифилина сохранилась только в груз. переводах, а их греч. оригиналы или утеряны, или не выявлены. В груз. переводе сборника Ксифилина на март представлено 18 метафрастических текстов, 37 гомилетических; на апрель - 25 метафрастических; на июнь - 26 метафрастических, 10 гомилетических; на июль - 20 метафрастических; на август - 20 метафрастических, 9 гомилетических. Сборник Ксифилина содержит много непереработанных произведений, часть опубликована К. Кекелидзе (Этюды. 1960. Т. 6). Груз. переводы синаксарных агиографических памятников (ок. 500) собраны в Великом Синаксаре (Кекел. А 97, А 193, XI в. и др.), переведенном с греч. в 1042 г. прп. Георгием Святогорцем. Ист.: Груз. агиогр. памятники/Сост.: К. Кекелидзе. Тифлис, 1918. Т. 1/11: Кимени: янв., февр., Тбилиси, 1946. Март, апр., май. Т. 1/2 (на груз. яз.); Ист. хрестоматия груз. языка/Сост.: И. Имнаишвили. Тбилиси, 1970. Т. 1/1; 1971. Т. 1/2 (на груз. яз.); Жития отцов: Груз. Рукописи XI в. Британского музея/Сост.: В. Имнаишвили. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.). Лит.: Кекелидзе К. Этюды по истории древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1955. Т. 3; 1957. Т. 4; 1957. Т. 5; 1960. Т. 6; 1961. Т. 7; 1962. Т. 8 (на груз. яз.); он же. История древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1980. Т. 1 (на груз. яз.); Абуладзе И. Груз.-арм. лит. взаимоотношения в IX-X вв. Тбилиси, 1944 (на груз. яз.); он же. Происхождение и история «Балавариани» и его место в сокровищнице мировой лит-ры// Он же. Труды. Тбилиси, 1982. Т. 3. С. 162-184 (на груз. яз.); Цакадзе Н. Сир., араб. и груз. версии «Жития Нисиме»: текст и исслед. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Гогуадзе Н. Древние метафрастические сборники: Сент. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Св. Георгий в древней груз. лит-ре. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); он же. Переводная груз. агиография. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010