«Земля в солнечном дыму от любви Господней». Памяти архиепископа Иоанна (Шаховского) В соцсетях можно найти множество его афоризмов, но в 99% случаев они приписаны его тезке и современнику 31 мая, 2019 В соцсетях можно найти множество его афоризмов, но в 99% случаев они приписаны его тезке и современнику Архиепископ Сан-Францисский Иоанн, в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, был человеком глубочайшего смирения. Впрочем, прошедшее время – «был» – здесь не вполне уместно, поскольку именно этой глубиной смирения объяснима незаметность его имени в публичном пространстве до настоящего времени. Удивительный подвижник, проповедник, поэт и литературный критик уклоняется от земной славы и после своей смерти. Князь Шаховской В «православном сегменте» социальных сетей бродит множество его афоризмов, но в 99% случаев они приписаны его тезке и современнику – святителю Иоанну Максимовичу, архиепископу Сан-Францисскому (в 1963-66 годах) юрисдикции РПЦЗ. Архиепископ Иоанн Шаховской был с 1950 по 1974 год архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским в Православной Церкви Америки, которая получила автокефалию от Московского Патриархата в 1970 году. «Перепутыванию» архиепископа Иоанна Шаховского с блаженным святителем-чудотворцем способствовало созвучие его фамилии с первым титулом Иоанна Максимовича – епископ Шанхайский. Князь Дмитрий Шаховской родился в 1902 году в Москве, рос в Тульской губернии. В 1917 году 15-летним подростком был с матерью арестован, потом был выпущен и добивался от руководства ВЧК освобождения матери, потом воевал в Добровольческой армии, потом уехал из России навсегда. В 20-х годах в Брюсселе круг общения – Честертон (благодаря ПЕН-клубу), Бунин, Ходасевич, Цветаева (князь Шаховской был редактором журнала «Благонамеренный»), Бердяев – по Парижскому Свято-Сергиевскому институту… Его духовным отцом становится владыка Вениамин Федченков, по благословению которого он уезжает на Афон, где общается с преподобным Силуаном и другими отцами Пантелеимонова монастыря, в котором принимает постриг. По возвращении с Афона был рукоположен. В 30-х – 40-х – Берлин, поначалу – надежды на освобождение гитлеровцами России от большевизма, позже – осознание зверской сущности фашизма, существование под прессингом гестапо, связь с германским церковным сопротивлением, окормление военнопленных в лагерях. С 1946 года в США, с 1947-го в архиерейском сане, с 1947-го по 1950-й – декан Нью-Йоркской Свято-Владимирской семинарии, которую впоследствии возглавляли Шмеман и Мейендорф.

http://pravmir.ru/zemlya-v-solnechnom-dy...

Святейший Патриарх Болгарский Максим HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Святейший Патриарх Болгарский Максим Патриарх Болгарский Максим (в миру Марин Найденов Минков) родился 29 октября 1914 г. в благочестивой семье ремесленника в селе Орешак Троянско Ловчанского округа неподалеку от Троянского монастыря. В детские годы будущий предстоятель Болгарской Церкви испытал на себе благотворное влияние братии этой святой обители. Титул предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Патриарх Болгарский Максим (в миру Марин Найденов Минков) родился 29 октября 1914 г. в благочестивой семье ремесленника в селе Орешак Троянско Ловчанского округа неподалеку от Троянского монастыря. В детские годы будущий предстоятель Болгарской Церкви испытал на себе благотворное влияние братии этой святой обители. В 1935 г. он с отличием заканчивает Софийскую Духовную Семинарию, а в 1942 г. - Богословский факультет Софийского государственного университета им. свт. Климента Охридского. На последнем курсе факультета , 13 декабря 1941 г., Марин принял монашеский постриг с именем Максим, а ровно через неделю,19 декабря, он был рукоположен в сан иеродиакона. После недолгого служения митрополичьим диаконом в г. Ловеч, был назначен учителем-воспитателем Софийской Духовной Семинарии. На этой должности иеродиакон Максим находился почти пять лет с 1942 по 1947 гг. 14 мая 1944 г. состоялось рукоположение отца Максима во иеромонаха, а 12 октября 1947 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен протосингелом Доростоло-Червенской митрополии . В 1950 г. определением Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Максим был назначен настоятелем Болгарского подворья в Москве. Его служение в Москве продолжалось в течение почти шести лет - до конца 1955 г. В это время отец Максим расширил свои познания о Русской Православной Церкви, познакомился с ее архипастырями и пастырями, снискал общую любовь своих прихожан. После возвращения на родину архимандрит Максим был назначен главным секретарем Священного Синода Болгарской Церкви ( Занимал эту должность в 1955 — 1960 г. ). и председателем редакционной коллегии синодальных периодических изданий ( 1957 –1960 гг. ). 30 декабря 1956 г. состоялась его хиротония во епископа Браницкого, а в 30 октября 1960 г. — провозглашение митрополитом Ловчанским.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Храм святителя Николая (Ландсхут) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святителя Николая в Ландсхуте - православный храм Русской православной церкви. При храме действует Церковно-приходская школа имени В.И. Даля. Содержание История [ править править код ] В сентябре 1945 года священник Николай Травин по распоряжению митрополита Серафима посетил Ландсхут, где проживало около 250 православных верующих. После Богослужения состоялось собрание верующих, на котором было принято решение о создании собственной Церкви с приходской общиной и приходской школой. Новая церковь, расположенная в помещении казармы, была освящена в октябре 1945 года. В прилегающих к городу населенных пунктах Эргольдинг и Альтдорф проживало еще около 400 русских, однако только часть из них посещали службы в храме Святителя Николая, так как в лагерях имелись украинские автокефальные церкви, к которым было легче добраться. Приход Ландсхута окормлял протоиерей Аркадий Моисеев, проживающий в Ландсхуте до 1951 года. В ноябре 1945 для окормления верующих в ландсхудский приход был назначен священник Николой Травин, а отец Аркадий принял на себя заботу о верующих в лагерях Эргольдинга и Альтдорфа, где не было собственного храма. Иерей Николай Травин окормлял общину Ландсхуту до апреля 1947 года. После его перевода протоиерей Аркадий Моисеев совмещал управление Храмом Святителя Николая и лагерными приходскими общинами до его переезда в ноябре 1951 года. В марте 1946 года митрополит Серафим в первый раз посетил Ландсхутский приход и принял участие в приходском собрании. В это время русская православная церковь находилась в капелле доминиканской церкви на Regierungsplatz. Иконостас и многие иконы в храме были написаны самими прихожанами. В период с 1945 – 1947 гг. в храме было зарегистрировано 105 крещений, 29 венчаний и состоялось 4 отпевания усопших. К церковной общине в 1948 году принадлежало 300 прихожан, 150 из которых регулярно посещали Богослужения в храме. В результате закрытия лагеря в казармах и переезда многих верующих за пределы Ландсхута, церковная община потеряла многих из числа своих прихожан. В 1950 году в приходской общине Ландсхута было зарегистрировано 606 верующих. До 1953 года многие из них переехали на Übersee. Уже в 1954 году после регистрации в составе общины состояли 215 человек, половина из которых все еще проживала в казармах, а остальные получили жилье в новых районах города. При этом был постоянный приток беженцев в лагерные казармы из других лагерей Германии. В это время окормлял приход игумен Георгий Соколов, осуществляя регулярно богослужения в храме по воскресным дням и в дни церковных праздников. Он также по нескольку дней в месяце оставался в общине для общения с прихожанами. Его последователем в 1968 году стал архимандрит Иоанн Петерфальв.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Патриарх Алексий II — о себе Впечатления детства, переписка с монахом, «домашнее задание» и любимая музыка 14 июня, 2005 Впечатления детства, переписка с монахом, «домашнее задание» и любимая музыка «К сожалению, минут досуга бывает мало. Но когда появляется свободное время, я люблю пообщаться с «братьями меньшими». У меня в резиденции под Москвой есть хозяйство, куда можно съездить и покормить коров, козочек, немножечко пройтись по воздуху» — подборка воспоминаний и рассказ о себе Патриарха Алексия II. 1. Биография Я родился 23 февраля 1929 года в городе Таллин (Эстония). У родителей я был единственным сыном. Мой отец, Михаил Александрович Ридигер, был из Санкт-Петербурга и эмигрировал в Эстонию после революции. Мать, Елена Иосифовна, родилась и выросла в Эстонии. Жизнь нашей семьи всегда была тесно связана с храмом Божиим, с жизнью прихода. С шести лет я стал прислуживать в церкви. Первым моим послушанием было разливать воду в праздник Крещения Господня. Потом был алтарником, ризничным, псаломщиком. В 15 лет я стал иподиаконом. Учился в русской средней школе Таллинна, потом в Санкт-Петербургской семинарии (1947-1949) и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1950-1953). Студентом академии я был рукоположен в сан священника (в 1950 году) и сразу же назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллиннской епархии. В 1961 году в Троице-Сергиевой Лавре я принял монашеский постриг. И в том же году стал епископом Таллиннским и Эстонским, а позднее и Митрополитом Ленинградским и Новгородским (1986). В июне 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви меня избрали на Московский Патриарший Престол. Тогда же состоялась интронизация. 2. Каникулы Каждое лето, когда родители были в отпуске, мы всей семьёй совершали паломничества в разные монастыри. Мы ездили в Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Псково-Печерский Успенский мужской монастырь и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь. 3. Впечатления детства Особенно мне запомнилось паломничества в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, расположенный на острове, который входил тогда в состав Финляндии. Мы побывали здесь дважды: в 1938 и 1939 году.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksij-ii-vs...

Православие на Калининградской земле 21 марта 2009 г. 11:00 История Калининградской области в составе России не ограничивается периодом после великой Победы. Был момент, когда Восточная Пруссия принадлежала Российской Империи во времена правления Елизаветы Петровны, потом русские воины проливали кровь в первой наполеоновской войне и освобождали Пруссию от Наполеона в 1812 г., воевали с немцами в 1914 г. История войн и насилия завершилась в 1945 г., когда Восточная Пруссия пала под ударами Красной армии, преследовавшей фашистских захватчиков, и, согласно решениям Ялтинской конференции, была передана СССР. Встал вопрос о восстановлении здесь хозяйства, разрушенного войной, мирной жизни. В область было направлено много переселенцев, которые отстраивали разрушенное войной и вели стройки социализма. Они попадали сюда со всей России и нынешних стран СНГ. Следует упомянуть наличие здесь главной базы Балтийского флота и военной группировки, куда посылали на службу призывников и выпускников высших военных учебных заведений. Эта особенность создала здесь по-своему уникальный сплав различных культур, традиций и национальностей, которые вместе трудились, работали, защищали Родину. Основную часть прибывших составляли люди из областей, где были сильны традиции православной веры. В течение 1947-1950 гг. было очень много обращений в органы власти, проводились многочисленные акции по сбору подписей за открытие прихода. Верующие даже были готовы молиться в здании немецкой кирхи, не используемой в хозяйстве, им был важен факт регистрации прихода. Власти обычно ограничивалась отписками и формальными отказами. В 1950-х годах религиозная жизнь ушла в подполье. Внешне город считался местом, где победил атеизм, поскольку в городе не было ни одного православного храма. Жители Калининграда посещали храмы в Литве, Белоруссии, Смоленске. Они венчались, крестились, только власти не замечали это, заняв «круговую оборону» от заявлений о регистрации прихода. Лед тронулся лишь в 1980-е годы. С началом «перестройки», после почти 40 лет молитв и ожидания приход Русской Православной Церкви был зарегистрирован. Это событие было связано с двумя процессами новой конституцией СССР 1977 года, давшей право на свободу вероисповедания, и сменой руководства Калининградского обкома КПСС в 1984 г. Первыми приход зарегистрировали баптисты, а православным пришлось ждать еще 7 лет даже, несмотря на поддержку уполномоченного совета по делам религий Ю.Я. Махобайского, назначенного на этот пост в 1978 г. Он встречался с верующими, со старостой общины М.И. Витенковым и убеждался, что эти люди лояльны власти. М.И. Витенков был ветераном войны, высококлассным специалистом-инженером совхоза и, как и многие верующие, уважаемым человеком.

http://patriarchia.ru/db/text/592484.htm...

В обители старца Авеля (Македонова) почтили его память (ФОТО) Пощупово, 8 декабря 2014 г. Фотограф: Антоний Тополов      6 декабря 2014 года исполнилось 8 лет со дня блаженной кончины архимандрита Авеля (Македонова), в схиме Серафима, - возобновителя и устроителя Иоанно-Богословского мужского монастыря в селе Пощупово и его старца. В этот священный для обители день здесь молитвенно почтили память отца Авеля, сообщает пресс-служба Рязанской епархии. Фотограф: Антоний Тополов      Фотограф: Антоний Тополов      Божественную литургию возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин в сослужении епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа, который приходится родным племянником приснопамятному архимандриту Авелю, и епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, бывшего настоятеля Иоанно-Богословского монастыря, а также епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия, бывшего и.о. игумена обители. Фотограф: Антоний Тополов      Фотограф: Антоний Тополов      Владыкам сослужили священнослужители Рязанской митрополии, Касимовской, Ивановской и Уваровской епархий. По заамвонной молитве состоялась панихида по блаженнопочившему архимандриту Авелю. Фотограф: Антоний Тополов      Фотограф: Антоний Тополов      Фотограф: Антоний Тополов      Фотограф: Антоний Тополов      Жизнеописание архимандрита Авеля (Македонова) Архимандрит Авель (в миру Николай Николаевич Македонов) родился 21 июня 1927 года в селе Никуличи под Рязанью в семье благочестивых крестьян. 6 ноября 1945 года своим духовным наставником - архиепископом Рязанским и Касимовским Димитрием (Градусовым) - был рукоположен во диакона. 23 ноября 1945 года тем же архипастырем пострижен в монашество с именем Авель - в честь святого праведного Авеля. 24 января 1947 года о. Авель был рукоположен в иеромонаха и до 1950 года служил вторым священником в селе Городищи Рыбновского района Рязанской области. За эти несколько лет он снискал себе особую любовь прихожан. Однако по принуждению советских властей он был вынужден в течение суток покинуть пределы Рязанской области.

http://pravoslavie.ru/75677.html

«Его смерть была не скорбью, а великим торжеством» Семейные воспоминания о священноисповеднике Сергии Касимовском (Правдолюбове). Часть 8 Протоиерей Сергий Правдолюбов Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов (1890–1950). Фото ок. 1947 года (из архива Веры Сергеевны и Софии Сергеевны Правдолюбовых) В основу очередной публикации легли беседы протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, которые прозвучали в этом году на радио «Радонеж» в рамках передачи «Родное село». Эти воспоминания бережно хранятся в семейных преданиях и архивах рода Правдолюбовых и передаются из поколения в поколение. Чтобы не скрыть эти крупицы света новомучеников под спудом, предлагаем вниманию читателей расшифровку этих бесед, посвященных священноисповеднику Сергию Касимовскому, в сокращении и с авторской редактурой. Из письма дочки священноисповедника Сергия Веры Сергеевны Правдолюбовой, которое она написала мне в январе 1981 года (кратко о любимом присловии о. Сергия): «От имени отца Сергия Анатольевича-старшего приветствую вас его любимыми стихами (кажется, Тредиаковского). Отец Сергий ими нам уши набил. Тот в сей жизни лишь блажен, Кто малым доволен. В тишине знает прожить, От суетных мыслей волен . И как же часто в жизни я мысленно папу, отца Сергия, за это благодарила. Вот и взбрело на ум вам, особенно тебе, написать это с пожеланиями на деле почувствовать блаженство от довольства своей долей, которую дает Промыслитель Бог». Царствие Божие – это есть создание в себе такого настроения, которое характеризуется словами: «Правда, мир и радость о Духе Святом» Сохранилось письмо самого священноисповедника Сергия, написанное в июле 1948 года детям: «Милые мои детки Верочка, Сонечка и Володя!.. Получив тяжелую болезнь, стараюсь подготовиться к переходу в вечную жизнь. Завтра еще раз причащусь и пособоруюсь, а то как бы не положили в больницу, а оттуда возврата не ожидается. Если я умру, то первой вашей обязанностью будет поддержка матери. Она не только мать, но и человек, покоить которого я вас обязал. А во-вторых, живите по-Божьи, “ищите прежде Царствия Божия и правды его” (Мф. 6: 33), а Царствие Божие – это есть создание в себе такого настроения, которое характеризуется словами: “Правда, мир и радость о Духе Святом” (Рим. 14: 17). Правда есть легкое, непринужденное исполнение заповедей Христовых. Мир – постоянное согласие с совестью в отношении к Богу и людям. А радость – это есть совершенная и немеркнущая радость о том, что мы получили спасение не только за труды свои, но и по неизреченной Его милости. Вот так устройтесь, и жизнь ваша потечет как следует.

http://pravoslavie.ru/149522.html

История становления Калининградской области в составе России насчитывает не только те 50 с лишним лет после Великой победы. Был момент, когда Восточная Пруссия принадлежала Российской Империи во времена правления Елизаветы Петровны, потом русские воины приливали кровь в первой наполеоновской войне и освобождали Пруссию от Наполеона в 1812, воевали с немцами в 1914-м. История становления Калининградской области в составе России насчитывает не только те 50 с лишним лет после Великой победы. Был момент, когда Восточная Пруссия принадлежала Российской Империи во времена правления Елизаветы Петровны, потом русские воины приливали кровь в первой наполеоновской войне и освобождали Пруссию от Наполеона в 1812, воевали с немцами в 1914-м. История войн и насилия завершилась в 1945 году, когда восточная Пруссия пала под ударами Красной армии, преследовавшей фашистских захватчиков, и, согласно решениям Ялтинской конференции, была передана СССР. Встал вопрос о восстановлении здесь хозяйства, разрушенного войной, мирной жизни. В область было направлено много переселенцев, что отстраивали разрушенное войной и вели стройки социализма. Они попадали сюда со всей России и нынешних стран СНГ, а еще следует добавить наличие здесь главной базы Балтийского флота и военной группировки, куда посылали на службу призывников и выпускников высших военных учебных заведений. Эта особенность создала здесь по-своему уникальный сплав различных культур, традиций и национальностей, что вместе трудились, работали, защищали Родину. Но основную часть прибывших составляли люди из областей, где были сильны традиции православной веры, и они, видя чужие по их представлениям дома, чужую землю, стремились обосноваться здесь навсегда и хотели, в первую очередь, иметь возможность соборной молитвы Богу, к чему они привыкли на своей малой родине, чувствовать свои корни, от которых они оторвались. В течение 1947- 1950 г .г. было очень много обращений в органы власти, проводились многочисленные акции по сбору подписей за открытие прихода. Верующие даже были готовы молиться в здании немецкой кирхи, не используемой в хозяйстве, им был важен факт регистрации прихода. Власть в лице А.И. Глазких, главы местного Совета по делам религий (СДР), чиновника по религиозным вопросам, обычно ограничивалась отписками и формальными отказами в большей степени из-за политической конъюнктуры. Следует признать, что это был единственный человек, кто вел диалог с верующими, после его отставки в 50 годах религиозная жизнь ушла в подполье. Внешне город считался местом, где победил атеизм, «потому что в городе не было ни одного православного храма», — как рассказывали экскурсоводы. А его жители посещали храмы в Литве, Белоруссии, Смоленске, венчались, крестились, только власти не замечали это, заняв «круговую оборону» от заявлений о регистрации прихода.

http://pravmir.ru/pravoslavie-na-kalinin...

Отрекись от Него— и громом Не расколется небосвод… Только свет из грешного дома, Может быть, навсегда уйдет. И заметишь ты это едва ли: Всё заботы да суета… Мы уже не раз предавали И стыдились верить в Христа. Но глядит Он из дальней дали, Весь изъязвлен и весь в крови: Дети, дети Моей печали, Дети, дети Моей любви. Надежда Павлович Мы молитвенно чтим память новомучеников и исповедников Российских, чья святость просияла в годы гонений. Однако не только святость являют такие годы, но и апостасию— отступничество от Христа. О некоторых из тех, кто пошел по этому пути в эпоху хрущевской атаки на Церковь, наш сегодняшний рассказ. Эпоха С первых дней своего существования советская власть объявила Православной Церкви беспощадную войну. Гонения начались при Ленине, продолжились при Сталине. Мощной, продуманной и организованной атаке подверглась Церковь при Хрущеве. Не так уж мало было пострадавших за веру и при Брежневе, но это отдельная тема. Чем хрущевские гонения отличались от гонений предшествующего времени? По образному выражению одного священника, сталинскому режиму Церковь была нужна, как стеклянный глаз на бандитской физиономии: функции выполняет чисто декоративные, но без него физиономия выглядит уж слишком свирепой. Не следует преувеличивать меру благоволения Сталина к Православию, как это делают нынешние неосталинисты: к 1939 году в стране оставалось всего 350–400 действующих церквей (для сравнения: в 1914 году в Российской империи их было 77767) . Краткой передышкой между гонениями стал период с 1943 по 1946год, когда храмы стали открываться и репрессии по религиозным мотивам несколько сократились. С 1947 года они вновь усилились, хотя и в меньших, по сравнению с довоенными, масштабах. С 1948 года до смерти Сталина не было открыто ни одного храма. Еще одной короткой передышкой стала середина 1950-х. Процесс либерализации жизни в стране не мог не затронуть и Церковь. Священнослужители, выжившие в лагерях и тюрьмах, выходили на свободу; стали открываться новые приходы; практически впервые за советский период разрешили печатать Библию, и в 1956 году она вышла тиражом 50 тысяч экземпляров. Но уже в 1957 году положение начало ухудшаться; в 1958-м атака началась.

http://pravoslavie.ru/50509.html

Патриарх Болгарский Максим: Я грешный человек, но компромиссов во вред Церкви не делал никогда Предстоятель Болгарской православной церкви Патриарх Максим скончался во вторник на 99-м году жизни. В память о почившем публикуем интервью с ним и фотографии. 6 ноября, 2012 Предстоятель Болгарской православной церкви Патриарх Максим скончался во вторник на 99-м году жизни. В память о почившем публикуем интервью с ним и фотографии. Предстоятель Болгарской православной церкви Патриарх Максим скончался во вторник на 99-м году жизни. В память о почившем публикуем интервью с ним и фотографии. Патриарх Болгарский Максим во время визита Святейшего Патриарха Кирилла в Болгарскую Православную Церковь. Фото: С. Власов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриарх Максим (в миру Марин Найденов Минков) — епископ Болгарской Православной Церкви; с 4 июля 1971 года Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский. Родился 29 октября 1914 года в селе Орешак около города Трояна в семье ремесленника. В возрасте 12 лет родители отдали сына послушником в Троянский монастырь. С 1929 по 1935 учится и оканчивает Софийскую Духовную Семинарию. 13 декабря 1941 принимает пострижение в монашество. 12 июля 1947 возведен в сан архимандрита. С 1950 по 1955 архимандрит Максим был настоятелем Болгарского подворья в Москве. 30 октября 1960 провозглашен митрополитом Ловчанским. После смерти Болгарского патриарха Кирилла в 1971, 4 июля 1971 он провозглашен и интронизирован патриархом Болгарским и митрополитом Софийским. Патриарх Болгарский Максим: Я грешный человек, но компромиссов во вред Церкви не делал никогда Болгарское Национальное Телевидение представило документальный фильм «Моё служение» (автор Г.Благоев), подготовленный специально к юбилею Предстоятеля Болгарской Православной Церкви. Один из фрагментов фильма – интервью Святейшего Патриарха Максима . – Ваше Святейшество, какое влияние оказали родители на Ваше решение стать священником? – Мои родители были простыми сельскими жителями. Мама происходила из богатой семьи, но вышла замуж за бедного юношу, еще в детстве оставшегося сиротой. Вместе жили в согласии. Регулярно ходили на службы в Троянский монастырь. Отец был бессменным членом церковного настоятельства в родном селе Орешак. Мать была центром духовной жизни деревни, собирала соседок для молитв и чтения духовной литературы.

http://pravmir.ru/patriarx-bolgarskij-ma...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010