Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. Д. Барановский. Фотография. 40–50-е гг. ХХ в. Петр Дмитриевич (14.02.1892, с. Шуйское Вяземского у. Смоленской губ. - 12.06. 1984, Москва), архит., реставратор, один из основоположников новых методов реставрации и консервации архитектурных сооружений. Окончил Московское строительно-техническое уч-ще (1912) и отд-ние археологии Московского археологического ин-та с золотой медалью (1918). Во время первой мировой войны служил начальником строительного участка на Западном фронте (авг. 1915-1918). Преподавал историю рус. архитектуры в Ярославском отд-нии Московского археологического ин-та (1919-1922) и в МГУ (1922-1923). С 1919 г. старший научный сотрудник московской секции ГАИМК, старший научный сотрудник-архитектор ЦГРМ (20-е - нач. 30-х ХХ в.). В 1933 г. был репрессирован, до 1936 г. находился в ссылке в г. Мариинске (Кемеровская обл.), после освобождения - сотрудник музея г. Александрова. С 1938 г. являлся членом структур гос. охраны памятников разных уровней, один из основателей ВООПИК (1966). Создатель музеев в с. Коломенском (1923-1933 директор), в Чернигове (1946), В Юрьеве-Польском (1947), в Андрониковом мон-ре в Москве (1960). Реставрационная деятельность Б. началась в 1911 г. с обмеров Введенской ц. Свято-Троицкого Болдинского мон-ря в Смоленской губ. В 1919-1929 гг. он реставрировал в мон-ре Введенскую ц. и звонницу, организовал музей. Б. реставрировал средневек. храмы в Смоленске (апостолов Петра и Павла, св. Иоанна Богослова, св. Архангела Михаила и др., 1923-1963), в Ярославле (здания Спасского мон-ря, храмы св. Архангела Михаила, св. Николы Мокрого, св. Николы «Рубленый город», 1918-1931), в Угличе (храмы Алексеевского мон-ря) и в Ростове (ц. св. Исидора и храмы Борисоглебского мон-ря). По его инициативе была создана Ярославская реставрационная комиссия (1918; с 1922 - Ярославское отд-ние ЦГРМ). Б. обмерял и изучал, первоначально под рук. И. Э. Грабаря , храмы и деревянные гражданские сооружения Русского Севера (1920-1931), Соловецкий мон-рь (1922-1923), храмы Новгорода (1922-1923). Участвовал в экспедициях по Волге (1930) и в Белоруссию (1929). В 1922 г. Б. обследовал ряд крупнейших древнерус. мон-рей, провел фрагментарную реставрацию боровского Пафнутьева (1923-1927) и перемышльского Лютикова (1927-1932) мон-рей в Калужской обл. Во Владимире и области он обследовал и реставрировал храмы вмч. Георгия в Юрьеве-Польском (1922-1950), Княгинина мон-ря (1924), вмч. Димитрия Солунского (1939-1941).

http://pravenc.ru/text/77518.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриарх Болгарский Максим (Минков). Фотография. Нач. XXI в. (Минков Марин Найденов; 29.10.1914, с. Орешак близ г. Троян, Болгария - 6.11.2012, София), патриарх Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1971-2012 гг. Начальное образование получил в родном селе, в 12 лет стал послушником в Троянском монастыре . В 1929-1935 гг. обучался в Софийской ДС. В 1936-1938 гг. певчий и делопроизводитель ц. Пресв. Богородицы в г. Русе. В 1938 г. поступил, в 1942 г. окончил Богословский фак-т Софийского ун-та. 13 дек. 1941 г. пострижен в монашество, 19 дек. рукоположен во диакона. С кон. 1942 г. в Духовной семинарии преподавал основное и пастырское богословие. 14 мая 1944 г. рукоположен во иерея. 12 июля 1947 г. возведен в сан архимандрита, назначен протосинкеллом Доростоло-Червенского митр. Михаила (Чавдарова). В 1950 г. назначен настоятелем подворья БПЦ в Москве. С 15 июля 1955 г. главный секретарь Синода БПЦ, в 1957-1960 гг.- председатель редколлегий журналов БПЦ «Церковный вестник» (Църковен вестник) и «Духовная культура» (Духовна култура). 30 дек. 1956 г. в кафедральном соборе блгв. кн. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом Браницкий. 30 окт. 1960 г. избран, 20 нояб. утвержден митрополитом Ловчанским. В 1968 г. добился разрешения на возвращение монахов в Рильский монастырь , ранее превращенный гос. властями в музей. После смерти Болгарского патриарха Кирилла (Константинова ; 7 марта 1971) М. был 13 марта избран наместником-председателем Синода БПЦ. 25 июня 1971 г. его кандидатура в числе 3 митрополитов была выдвинута на Патриарший престол. 4 июля 1971 г. на Патриаршем выборном Соборе 98 делегатов из 101 проголосовали за избрание М. патриархом Болгарским. Патриаршество М. делится на 2 периода в соответствии с общественно-политической ситуацией в Болгарии. В годы правления коммунистов М. дистанцировался от отношений с властями, пытаясь сохранить автономию БПЦ, но в условиях ограничения публичной деятельности Церкви и духовенства он не мог противостоять атеистической пропаганде, практике замены «гражданскими ритуалами» христианских таинств и обрядов (крещения, брака, погребения) и т. п. Благодаря заступничеству М. избежала сноса ц. прп. Иоанна Рильского в г. Перник. Он не допустил вовлечения БПЦ в т. н. Возродительный процесс (кампания 1989 г. болг. властей по болгаризации местных турок, к-рым предписывалось сменить тур. имена на славянские или переехать в Турцию).

http://pravenc.ru/text/2561598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНУПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ερηνουπλεως], епархия Александрийской Православной Церкви . Кафедра И. м. находится в г. Дар-эс-Салам (греч. название Иринуполь). 23 нояб. 1999 г. для улучшения церковного управления из состава Кенийской и Иринупольской митрополии была выделена Дар-эс-Саламская и Восточнотанзанийская митрополия, в 2005 г. переименованная в И. м. (в 1999-2005 в названии Кенийской и Иринупольской митрополии сохранялась 2-я часть, хотя Иринуполь уже относился к др. епархии). В юрисдикцию И. м. входит вост. часть гос-ва Танзания и Сейшельские о-ва. Зап. часть Танзании, в к-рой проживает бóльшая часть правосл. верующих, подчиняется Мванзской митрополии (до 2007 епископия Букоба). Епархия делится на 7 округов: Дар-эс-Салаам, Аруша, Моши, Танга, Иринга, Морогоро и Сейшельские острова. В 1958 г. в Дар-эс-Саламе была учреждена православная кафедра как центр Восточноафриканской и Иринупольской (Дар-эс-Саламской) митрополии, включавшей территорию совр. гос-в Кения, Уганда и Танзания (о распространении Православия в данном регионе см. подробнее в статье Кенийская митрополия ). В 1971 г. центр епархии был перемещен в г. Найроби (Кения). 28 нояб. 1994 г. митрополия была переименована в Кенийскую и Иринупольскую (кафедры в Найроби и Дар-эс-Саламе), с выделением из нее самостоятельной Кампальской митрополии (территория Уганды). К моменту образования Дар-эс-Саламской и Восточнотанзанийской митрополии на ее территории действовало 5 правосл. храмов: митрополичий собор прмц. Параскевы в Дар-эс-Саламе (1952), ц. Успения Пресв. Богородицы (1947) в Кундучи, ц. вмч. Георгия Победоносца в Танге (1951), ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Аруше (1954), ц. вмч. Димитрия Солунского в Иринге (1973). Ц. сщмч. Дионисия Ареопагита в Моши, построенная в 1950 г., с 1973 г. принадлежала протестантам. Строительство храмов возобновил митр. Протерий (Павлопулос; 2001-2004), воздвигший церкви вмч. Георгия Победоносца в Кимамба (2002) и преподобных Андроника и Афанасии (2003) в Киндамали.

http://pravenc.ru/text/674051.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Э. Веллес. Фотография. ХХ в. [Wellesz] Эгон (21.10.1885, Вена - 9.11.1974, Оксфорд), австр. музыковед и композитор. В 1905 г. начал изучать композицию у А. Шёнберга, в том же году поступил в Венский ун-т, где прошел курс музыковедческих дисциплин у Г. Адлера и к 1908 г. завершил докт. диссертацию об итал. композиторе Дж. Боно (1710-1788) и итал. опере в Вене XVIII в. В 10-х гг. ХХ в., испытав влияние идей Й. Стржиговского и А. фон Баумштарка , В. приступил к историческому исследованию визант. музыки. Результатом его научных разработок стало открытие принципа использования мелодических формул как главной структурной основы визант. мелоса. В ходе научной дискуссии с Г. Тильярдом , брит. филологом-классиком, тогда же увлекшимся византийской нотацией , В. удалось вновь открыть систему визант. певч. знаков и принцип их использования, что позволило достоверно расшифровать памятники визант. церковного пения. В 1931 г. в сотрудничестве с дат. филологом-классиком К. Хёгом Тильярд и В. основали в Копенгагене серию «Monumenta Musicae Byzantinae» (ММВ), в к-рой впосл. были опубликованы факсимильные издания певч. рукописей, расшифровки визант. мелоса и научные монографии. В Оксфорде, где В. жил после оккупации нацистами Австрии, создано 2 капитальных труда В.- «Восточные элементы в западном церковном пении» (Eastern Elements in Western Chant: Stud. in the Early History of Ecclesiastical Music. Oxf., 1947. 19672. (MMB. Subs.; 2)) и «История визант. музыки и гимнографии» (A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxf., 1949, 19612). В 1950 г. В. участвовал в Международном конгрессе церковной музыки в Риме, посетил греч. мон-рь Гроттаферрата близ Рима, где изучал визант. муз. рукописи, на основе к-рых осуществил расшифровку и исследование Акафиста Богородице, атрибутированного им визант. гимнографу прп. Роману Сладкопевцу . Эта работа была опубликована в отдельном томе ММВ в 1957 г. В., вместе со своим учеником М. Велимировичем , является основателем издания «Исследования по восточному церковному пению» (Studies in Eastern Chant. L.; Crestwood (N. Y.), 1966-.) и издателем первых 3 томов этой серии. Автор 9 симфоний и др. муз. сочинений.

http://pravenc.ru/text/150159.html

Николай (Кутепов Николай Васильевич), епископ Омский к Тюменский Родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове, Болоховского района, Тульской обл. По окончании средней школы был зачислен в Тульское пулеметное училище. В 1942 году участник Великой Отечественной войны. В сентябре 1944 года поступил на I-й курс Тульского механического института. С октября 1946 года был секретарем Тульского архиепископа. В 1947 году выбыл из числа студентов механического института. В сентябре 1950 года поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии. В 1952 году окончил полный курс Московской духовной семинарии и уволен от должности секретаря. В 1953 году был принят в клир Вологодской епархии и назначен на должность сверхштатного псаломщика при Череповецком кафедральном соборе, а 12 июля того же года рукоположен во диакона к Казанской церкви г.Устюжны. В июне 1956 года окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской духовной семинарии и в ноябре 1959 года рукоположен во священника. В дек.1959 года пострижен в монашество и назначен инспектором Саратовской духовной семинарии. 26 авг. 1961 г. – архимандрит. 10 сентября 1961 года хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. Хиротонию совершали: митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим, митрополит Херсонский и Одесский Борис, архиепископ Эдмонтонский и Канадский Пантелеймон, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Подольский Киприан, епископ Костромской и Галичский Никодим и епископ Таллинский и Эстонский Алексий. С 9 октября 1963 года – епископ Омский.и Тюменский. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП” 1961, II, стр.41. Литература: «ЖМП” 1961, 9, стр.5. -“- 1961, II, стр.41–45. -“- 1963, 3, стр.9. -“- 1963, 5, стр.11, 13. -“- 1963, 6, стр.10. -“- 1963, II, стр.3. Vom 24.11. bis 21.12.1968 unternahm er eine Reise nach Westafrika (MP 1969,4,5). Am 16.12,1969 zum Bvon Rostov und Novoerkassk bestimmt (MP 1970,1 ,5).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никольский собор (Каракас) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский кафедральный собор построен в 1954-1955, принадлежит РПЦЗ, Каракасская и Южноамериканская епархия. Содержание История [ править править код ] C 1947 года русские беженцы начинают массово прибывать в Венесуэлу. К 1950 году, практически во всех местах компактного поселения русских были организованы православные приходы, которые находились в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Инициатором строительства в 1954 году и первым настоятелем собора, построенного в районе Дос-Каминос, стал протоиерей Иоанн Бауманис. Строителем-инженером храма стал А. В. Яковлев, которому помогали П. Н. Соловьев и И. А. Шестаков. Расписана церковь была в 1955 году художниками И. П. Диким, В. А. Ивановым и Ж. М. Петровичем. Торжественное освящение собора состоялась в 1955 году. Собор получил статус кафедрального и по настоящее время является духовным центром русской колонии в Венесуэле. При соборе святителя Николая в Каракасе была организована похоронная касса для погребения малоимущих. В 1965 году было решено выкупить на городском кладбище участок, чтобы русские могилы не затерялись. После смерти протопресвитера Иоанна Бауманиса настоятелем храма стал священник Павел Волков. 6 декабря 2004 года Никольскую церковь посетил Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Лавр, где его встречали колокольным звоном, хлебом-солью и цветами. Протоиерей Ярослав Беликов отслужил молебен перед чудотворной иконой Курско-Коренной. После молебна Владыка Лавр рассказал о ходе и положении дел в связи с переговорами с Московским Патриархатом о возможности евхаристического общения, но собравшиеся были больше всего обеспокоены положением в самой Венецуэле, где имеется один только священник, уже не молодой. Они просили Митрополита похлопотать о назначении им по крайней мере одного ещё священника. В 2000-е годы настоятель и прихожане Собора поддержали усилия митрополита Лавра по примирению с Церковью в Отечестве. В результате среди Венесуэльских приходов РПЦЗ ни один не ушёл в раскол.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_соб...

Новости Патриарх Алексий выразил соболезнования по поводу кончины митрополита Лавра 17.03.2008 00:03 Москва, 17 марта. Патриарх Московский и всея Руси Aлekcuй II выразил соболезнования по поводу кончины первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра в телефонном разговоре со вторым заместителем председателя Архиерейского синода РПЦЗ архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком. Как сообщил РИА Новости руководитель пресс-службы Московской патриархии, Aлekcuй II отметил выдающуюся роль митрополита Лавра в восстановлении единства Русской Церкви после десятилетий трагического разделения, порожденного революцией, гражданской войной и богоборческой властью большевиков. " Молимся о упокоении души новопреставленного митрополита Лавра в Обителях Небесных " , - сказал Патриарх, выражая соболезнования всему Архиерейскому синоду, духовенству и прихожанам РПЦЗ. Митрополит Лавр скончался ночью в скиту в Джорданвилле (США). Его нашли мертвым утром в воскресенье (около 14.00 мск). В последнее время митрополит плохо себя чувствовал. Будущий митрополит (в миру Шкурла Василий Михайлович) родился 1 января 1928 года в городе Ладомирово (Чехословакия, ныне Словакия) на Пряшевской Руси, по национальности карпаторосс. В 11-летнем возрасте вступил в братию монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, основанного иноками Почаевской лавры, а в 1944 году стал послушником монастыря. В 1946 году эвакуировался вместе с монастырем в Джорданвилль, где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ. В 1947 году пострижен в рясофор, а 19 марта 1948 года в мантию с наречением имени в честь св. мученика Лавра. Постриг совершил архиепископ Виталий (Максименко), основатель Свято-Троицкого монастыря; 14 января 1950 года рукоположен в иеродиакона, а 27 июня 1954 года в иеромонаха. С 1954 года идо последнего времени преподавал в Свято-Троицкой семинарии догматическое богословие и каноническое право. С 1958 года инспектор семинарии. 6 сентября 1959 года был возведен в сан игумена. 17 апреля 1966 года возведен в сан архимандрита.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Осинники. Церковь Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Город Осинники не только вырос на месте древнего шорского улуса Апсахтыг-аал, что означает «на осиновых горах», но и позаимствовал его имя. Русское поселение началось с нескольких дворов, впервые упоминается о нем в документах 1848 года. Но уже к середине 19 века в селении насчитывалось 337 жителей и 47 хозяйств. Церковь во имя пророка Божия Илии появилась здесь в 1866 году, средства на нее постройку внес купец первой гильдии Назар Куртегешев. Деревянная, на каменном фундаменте, она располагалась в районе бывшей горноспасательной станции. Рядом был погост с могилами священнослужителей и главного ктитора храма шорского купца Назара Куртегешева. В приходе имелось две часовни в деревнях Ашмарина, во имя пророка Божия Илии, и Торгаевской: молитвенный дом в деревне Куртуково во имя апостолов Петра и Павла (открылся в 1887 году). Церковноприходские школы в селе Осиновка (с 1887 года) и улусе Нижнекинерковском (с 1902 года); имелась церковная библиотека. Церковь ликвидировали в 1930-е годы, здание раскатали, бревна поссовет продал на строительство жилых домов. Только после войны, в 1947 году после многочисленных прошений православных разрешено было открыть Ильинскую приходскую общину. Первым настоятелем стал протоиерей Владимир Назаров. В том же году приобрели здание под молитвенный дом, в 1950-м – второй, в котором разместилась крестильная. Шли годы. Здание церкви стало ветшать. Не спасало положение дел ежегодные ремонтные работы. Благодаря стараниями прихожан в 1971-1974 годах был возведен новый деревянный храм из бруса. Алтарь и стены были расписаны художниками московской Патриархии в январе 1974 года митрополит Гедеон в сослужении клириков Кемеровского благочиния совершил освящение храма. Из истории храма 1864 год – в улусе Апсахтыг (на осиновых горах) имеется старая деревянная часовня. Кто ее построил, история молчит. 1866 год – вместо часовни на каменном фундаменте построена церковь кузнецким временным купцом Н.С. Куртегешевым.

http://sobory.ru/article/?object=23884

Скачать epub pdf Семен Людвигович Франк Семен Людвигович Франк (1877–1950) родился в Москве, принял Православие в 1912 году. Семен Людвигович окончил юридический факультет Московского университета. В юности он увлекся идеями социал-демократии, занимался в нелегальных кружках, был арестован и выслан. В 1890-х годах, разочаровавшись в марксизме, он порывает со средой революционеров. После революции, в 1917 году Семен Людвигович становится профессором Московского Университета. В 1922 г. он выдворен из России на “философском пароходе”. В эмиграции Семен Людвигович преподавал в Берлине и Париже. В 1930-е годы, при нацистах, его лишают кафедры в Германии, он уезжает во Францию, а после немецкой оккупации эмигрирует в Лондон, где он и прожил до своей смерти (1945 г.). С. Л. Франк – автор многочисленных трудов по проблемам гносеологии, психологии, социальной философии. Особое место в его работах занимает проблема соотношения науки и религии, между которыми Семен Людвигович не видел противоречия. О. Михаил: В самые последние недели жизни Семена Людвиговича Франка вы, Владыка, ходили к нему каждый день или очень часто. Какие у вас самые последние впечатления об этом философе? Митр. Антоний: Прежде чем говорить о последних впечатлениях, я расскажу о том, как я однажды осрамился с Семеном Людвиговичем. Когда я впервые приехал в Англию, я остановился у них после съезда (вероятно, в 1947 году, на первой конференции Содружества св. Албания и св. Сергия Радонежского). Я не имел никакого представления о том, что он выдающийся русский философ. Мы как-то сидели, а он был, в общем, довольно глухой в то время. Поэтому все говорили ясно и громко. Он меня спросил, читаю ли я какие-то богословские книги. Я не мог назвать ни одной его книги, потому что я не знал ничего об этом, и я сказал: «Да, я хорошо знаком с Лосским, читал все, что он когда-либо писал». И потом прибавил: «А вы его читали? Он очень глубокий, но, я думаю, что вы несомненно могли бы его осилить». Он улыбнулся и сказал: «Да, я думаю, что я мог бы понять то, о чем он пишет». Я только после этого узнал, с кем я имею дело, и какую я безнадежную глупость сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Топки. Церковь Николая Чудотворца. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты С начала ХХ в. г. Топки по ул. Кузнецкой существовала часовня, которую в 1936 г. переоборудовали под цех маслозавода. На неоднократные просьбы о возврате часовни власти отвечали неизменным отказом и только в 1945 г. разрешили церковной общине и благочинному Борисову приобрести у прихожанина М.М. Круглова небольшое деревянное старое здание по ул. Луначарского-157 и оборудовать там молитвенный дом. 12 ноября 1947 г. была зарегистрирована община РПЦ. На отведенном под строительство месте в 1948 г. соорудили новую церковь из выкупленного в колхозе «Боевой май» сруба. По завершению строительства здание решением суда в июне 1949 г. было конфисковано и приспособлено под клуб. Настоятель прихода Н. Дмитриевский отправляет телеграмму в Москву Сталину с просьбой вернуть здание. В итоге в апреле 1950 г. службы вовсе запретили. В январе 1951 г. бывший церковный староста передал в дар общине принадлежащий ему жилой дом по ул. Луначарского-163, где проводились службы вплоть до постройки современной церкви. В 1963 г. пожарный надзор перед празднованием Пасхи запретил службы, а власти под этим предлогом попытались закрыть молитвенный дом. Однако верующие отстояли храм. Настоятелями храма в разные годы служили: священник Аркадий Карпинский (1961-1965 гг.), священник Ефим Куропатник (1965-68 гг.), священник Александр Сыгунов, священник Владимир Миненков (1968-69 гг.), священник Анатолий Белецкий (1969-1970 гг.), священник Юрий Персианов (1970-72 гг.). В 1972 году настоятелем прихода назначается протоиерей Михаил Прудников, при котором в тайне от властей под видом подсобного помещения началось строительство нового храма, освященного к концу года благочинным протоиереем Алексием Курлютой в сослужении с настоятелем священником Василием Литвиненко и духовенством благочиния. При новом настоятеле священнике Василии Литвиненко в 1973-78 гг. на здании были поставлены купола, стены обшиты снаружи «вагонкой». С 1978 по 1985 гг. настоятелями были священники Владимир Бирюков, Владимир Сеник и Павел Хвойнецкий. При настоятеле протоиерее Владимире Почаеве, служившем в храме в 1985-1990 гг. была построена колокольня, в бывшем молитвенном доме открылась воскресная школа с небольшой библиотекой. С 1990 г. богослужения в храме совершает новый настоятель священник Стефан Лупань в субботние, воскресные и праздничные дни.

http://sobory.ru/article/?object=23151

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010