Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни Источник По благословению Высокопреосвещеннейшего Евсевия, митрополита Псковского и Великолукского Свято-Успенской Псково-Печерской обители священноархимандрита. Курсовое сочинение архимандрита Иоанна Крестьянкина «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени», написанное во время обучения будущего старца в Московской Духовной Академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре (1947–1950 гг.), публикуется впервые. Эта работа, плод рассуждений священника Иоанна о судьбах монашества и старчества, имела огромное значение для духовного становления будущего инока Божия. Преподобный Серафим Саровский становится духовным маяком на пути отца Иоанна к монашеству, этот святой особо присутствовал в жизни батюшки: дважды через преподобного Серафима Господь открывал священнику Иоанну Свою волю о нем. Описанный в сочинении идеал светлого старца, стяжавшего «дух мирен», полного светлой пасхальной радости, принимавшего всю духовно больную, измученную Россию, со временем воплотил и сам отец Иоанн в годы своего старчества. Предисловие Изучение жизни прославленных Церковью подвижников благочестия, усвоение оставленного ими духовного наследия, выяснение их влияния на окружавших их людей представляет большой познавательный интерес. Но наряду с этим такое изучение приносит и величайшую духовную пользу: ведь влияние этих выдающихся личностей на общество отнюдь не ограничивается кратким периодом их жизни. «Христианские святые воплотили в себе дух евангельского учения, распространили вокруг себя силу и жизненность христианских начал, возбуждали своим примером среди своих современников ревность и любовь к духовным подвигам, стали – скажем словами профессора Ключевского – «для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, так что целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благотворно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного». Они вышли из нас, были плоть от плоти и кость от костей наших, а поднялись на такую высоту, о которой трудно было и помыслить, чтобы она кому-нибудь из нас была доступна. В этом именно многочисленном, как звезды небесные, «торжествующем соборе» праведников ... люди всех званий и возрастов, всякого умственного и нравственного развития легко могут найти себе соответствующие образцы для подражания» (Недельский) 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Скачать epub pdf Статья священника Димитрия Сафонова, кандидата исторических наук, кандидата богословия, секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям, клирика храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) – выдающийся церковный историк, археограф и источниковед, замечательный пастырь – последний год своей жизни провел в Новоспасской обители . Здесь он преставился ко Господу 25 лет назад в день памяти апостолов Петра и Павла 12 июля 1994 года. Здесь он и был похоронен. Память его очень почитается в обители. Этот выдающийся подвижник церковной науки сегодня является примером служения Церкви для очень многих православных людей. Важнейшее значение приобретает дальнейшее изучение его жизненного пути и наследия. Архив архимандрита Иннокентия (Просвирнина) , находившийся в Новоспасском монастыре, был безвозмездно передан в Отдел рукописей Российской государственной библиотеки в 1996 году тогдашним наместником обители епископом Орехово-Зуевским (впоследствии – архиепископом Костромским и Галичским) Алексием (Фроловым) (1947–2013) 1 . Важнейшим и еще не изученным источником о жизни и трудах архимандрита Иннокентия (Просвирнина) является его личное дело, хранящееся в архиве Московской духовной академии. Обзору этого ценнейшего источника и посвящена статья. В деле имеются документы, характеризующие жизнь о. Иннокентия с момента рождения до 1986 года. Первым хронологическим документом является подлинник свидетельства о рождении А. Просвирнина. Он родился 5 мая 1940 года в Омске в семье Ивана Демьяновича и Марии Михайловны (урожденной Карповой) Просвирниных. Своим ранним церковным воспитанием будущий архимандрит был обязан матери. В своей автобиографии он писал о том, что в детстве он был чудесно исцелен от косноязычия 2 . Мать начала водить его на службы в кафедральный собор г. Омска в раннем детстве, здесь он ощутил «какое-то необъяснимое тяготение к Алтарю» 3 . В феврале 1950 г. он упросил мать отвести его к правящему архиерею архиепископу Ювеналию (Килину) 4 с просьбой взять его прислужником. Вскоре Толя Просвирнин стал старшим иподиаконом, оставаясь им до поступления в семинарию. С лета 1957 года, по окончании средней школы, он стал готовиться к поступлению в МДС под духовным руководством архиепископа Вениамина (Новицкого) 5 , иподиаконом которого был.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Экуменизм. Экуменическое движение Цель и история экуменизма 1942. Васильева О. Ю. Государство, Русская Православная Церковь и экуменизм: исторические аспекты проблемы//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 115–118. 1943. Декларация Ассоциации ревнителей Великой Схизмы им. кардинала Гумберта и патриарха Михаила Керул-лария//Страницы. 1996. 2. С. 141–146. Иронические замечания в адрес противников экуменизма. 1944. Замен К. Развитие стремлений к Вселенской Церкви [во Франции, Германии, Англии и Швеции]: Обзор духовной жизни протестантизма/К. З.//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 114–119. 1945. Робертсон Р. Дж., свящ. Отношения католиков и православных в посткоммунистической Европе: призраки прошлого и задачи на будущее//АиО. 1994. 1. С. 82–104. 1946. Свидлер Л. Межрелигиозный диалог: истоки, проблемы, перспективы: Беседы с профессором религиоведения Университета Темпл, основателем и главным ред. журн. «Экуменические исследования» Л. Свидлером/Беседу вел: М. Сергеев//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 452–461. 1947. Секачев В., диак. Греко-католичество в экуменической перспективе//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 38–42. 1948. Соловьев И. В. [Рец. на кн.:] Православие и экуменизм: Документы и материалы/ОВЦС МП. М., 1998//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 173–175. 1949. Трауберг Н. Л. [Рец. на кн.:] Крифт П. Экуменический джихад=Kreeft P. Ecumenical jihad. San Francisco: Ignatius Press, 1996//Страницы. 1996. 4. С. 147–150. 1950. Уляхин В. Н., свящ. Русская Православная Церковь и экуменическое движение XIX-XX вв.//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 31–37. 1951. Уляхин В. Н., свящ. К вопросу об экуменическом движении в России в XIX в.//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 61–64. 1952. Чернышева О. В. Современный шведский экуменизм//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 220–226. См. также 1447, 1470, 1842, 1893, 2494, 2824, 2914. Проблема соединения Церквей 1953. Бьянки Э. Мы верим, что возможна монашеская жизнь католиков и православных вместе: Беседа с Энцо Бьянки/Беседу вел: А. Э. Бодров; Пер. с итал.: С. Файн//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 622–628.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Череповец. Собор Троицы Живоначальной. Троице-Сергиевский собор, Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичный храм, выстроенный в 1758-1781 гг. Располагался к юго-западу от Воскресенского собора. Первоначально двухэтажная одноглавая постройка с Сергиевским престолом внизу и Троицким вверху. В 1792 г. пристроена трехъярусная колокольня в стиле классицизма, в 1807 г. северный придел Кирилла Новоезерского, в 1885 г. Троицкий придел перенесен на первый этаж. В 1933 г. разобрана колокольня, в 1934 г. храм закрыт, использовался в хозяйственных целях. Решение о сносе принято в 1947 г., сломан в начале 1950-х гг. По материалам сайта " Храмы России " В 1758 году игумен Феофилакт испросил у епископа Вологодского и Белозерского Серапиона благословенную грамоту на сооружение теплой каменной церкви с трапезою и разрешение на сбор подаяний на эту постройку иеродиакону монастыря Софронию. В 1761 году игумен Феофилакт и строитель монастыря крестьянин Иван Семенов заключили договор с крестьянином Ярославского уезда Иваном Федоровым на постройку каменной церкви по образцу храма ярославского Афанасьевского монастыря “за сто рублей на монастырских харчах”. Престол теплого храма во имя преподобного Сергия Радонежского освятили в том же году. В 1763 году вновь заключили договор с тем же крестьянином на надстройку второго этажа над Сергиевской церковью за шестьдесят рублей. Второй холодный престол, по монастырской традиции посвященный Троице, освятили лишь в мае 1781 года, уже после упразднения монастыря. С упразднением монастыря строительство еще более оживилось. В 1792 году по резолюции митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила в ответ на просьбу прихожан при Троице-Сергиевской церкви, встык с ней, выстроили каменную трехъярусную колокольню, увенчанную конусовидным куполом и главкой со шпилем. В куполе поместили часы с боем. На площадке звона размещалось семь колоколов, из них самый большой весил семьдесят семь пудов. На нем была чеканная надпись, которая читалась частично: “…при благополучной державе… Екатерины Алексеевны…”. Позже, в 1867 году, “иждивением” прихожан был куплен колокол весом 251 пуд 30 фунтов. Язык его весил 81,5 пуда. На поверхности были чеканные изображения Воскресения Христова, Святой Живоначальной Троицы, преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

http://sobory.ru/article/?object=39903

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВЕСТНИК РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ» выходит с 1 дек. 1925 г., издание прерывалось в 1939-1945 гг. и в 1948 г. Первоначально журнал являлся органом Русского студенческого христианского движения (РСХД). Название издания менялось: в 1925-1926 гг.- «Вестник русского студенческого движения в Западной Европе», в 1927, 1930-1936, 1950-1974 гг.- «Вестник русского студенческого христианского движения», в 1928-1929 гг.- «Вестник: Орган русского студенческого христианского движения в Западной Европе», в 1937-1939 гг.- «Вестник: Орган церковно-общественной жизни», в 1945-1947 гг.- «Вестник церковной жизни», в 1949 г.- «Вестник: Орган русского студенческого христианского движения в Германии» 3 - под названием «Вестник: Орган русского студенческого движения во Франции»), с 1974 г. 112/113) - «В. Р. х. д.». Редакторы журнала: Н. М. Зёрнов (1925-1929), И. А. Лаговский и Г. П. Федотов (1929-1930), Лаговский (1930-1936), В. В. Зеньковский (1937-1938), свящ. Лев Липеровский (1939), Л. А. Зандер (1945-1947), свящ. Александр Киселёв (1949), прот. Георгий Бенигсен (1949, с 5/6), И. В. Морозов (1950-1955), в 1955-1970 гг. общая редколлегия, с 1970 г. ответственный редактор Н. А. Струве. Место издания: в 1925-1939, 1945-1947 гг.- Париж, в 1949 г.- Мюнхен, с 1950 г.- Париж, с 1953 г.- Париж и Нью-Йорк, с 1974 г. (с 112/113) - Париж, Нью-Йорк, Москва. Периодичность: в 1925-1926 гг. вышли 12 номеров, в 1927-1935 гг. издавались 12 номеров в год, в 1936 г.- 2 1/2 и 11), в 1937 г.- 12, в 1938 г.- 5, в 1939 г.- 2, в 1945 г.- 4, в 1946 г.- 3, в 1947 г.- 1, в 1949 г.- 12, в 1950-1952 гг.- 6 номеров в год, с 1953 г.- без определенной периодичности, с общей нумерацией. 1925-1939 гг. Первоначально «Вестник» представлял собой информационный бюллетень объемом ок. 14 страниц, напечатанный на ротаторе в количестве 75 экз. Задачей издания были активизация и объединение деятельности кружков, входивших в РСХД.

http://pravenc.ru/text/158264.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Индия на старте выборов: США провоцируют приграничную эскалацию с Китаем «Война памяти» – с прицелом на Джавахарлала Неру? 11.04.2024 24 Время на чтение 10 минут Источник: ФСК Во второй декаде апреля с. г. в Индии стартуют парламентские выборы, которые продлятся до начала июня. Похоже, противоборство будет бурным – так, 4 апреля агентством по борьбе с финансовыми преступлениями по обвинению в коррупции был взят под стражу один из лидеров оппозиции и главный министр столичного региона Арвинд Кеджривал. Разумеется, его сторонники утверждают о фабрикации дела, однако федеральное правительство и правящая партия «Бхаратия Джаната» (БДП) премьер-министра Нарендры Моди, не без основания рассчитывающая на успех в большинстве штатов, отрицают политическое вмешательство. Общеизвестная ставка БДП на радикальные националистические лозунги оказывает немалое влияние как на внутриполитическую ситуацию в стране (включая непростые отношения с крупнейшей в стране мусульманской и другими религиозными общинами), так и на взаимоотношения с соседями. Так, с целью прочнее обосновать официально объявленную недавнюю трансформацию «колониального» наименования «Индия» в Бхарат (древнее название страны, встречающееся в санскритских текстах), в пределах которого на исторических картах можно видеть и ряд районов почти всех сопредельных стран (помимо Мьянмы), министр иностранных дел Субраманьям Джайшанкар в канун выборов подверг резкой критике Джавахарлала Неру (1889-1964) – одного из основателей современной страны премьер-министра в 1947-64 гг. Напомним, Дж. Неру – один из первых руководителей партии «Индийский национальный конгресс», добившейся в 1947 г. независимости от Великобритании и воссоединения – к середине 1950-х и в начале 1960-х годов – соответственно, пяти французских и четырёх португальских приморских районов на Индостане. Кроме того, именно под руководством Дж. Неру была предотвращена в 1947-48 гг. инспирированная вчерашними колонизаторами-англосаксами попытка отделения от Индии обширного центрального штата Хайдарабад с правящей мусульманской (британский протекторат – княжество до 1948 г. включительно с абсолютно преобладающим индуистским населением).

http://ruskline.ru/opp/2024/04/11/indiya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Велимирович. Фотография. 2001 г. [Velimirovi] Милош (10.12.1922, Белград - 18.04.2008), амер. музыковед, исследователь визант. и слав. муз. культур. В 1940 г. окончил Белградскую муз. школу (ныне им. С. Мокраняца) как скрипач и пианист. В 1941 г. после прекращения занятий в Белградском ун-те в связи с началом второй мировой войны и нем. оккупации Югославии В. поступил в Музыкальную академию и продолжил занятия по классам скрипки (у П. Стояновича) и фортепиано (у Е. Крстич). В 1943 г., избежав работы на рудниках, он сумел сформировать маленький муз. ансамбль, игравший в лагерях серб. молодежи нем. полувоенной строительной орг-ции Тодта. В дек. 1943 г. бежал в Белград; в апр. 1944 г. из-за амер. бомбардировки Белграда присоединился к войскам генерала Д. Михайловича, занимался составлением ежедневных сводок новостей. В 1945 г. был взят в плен силами И. Б. Тито, однако был определен в Клуб 23-й дивизии Югославской армии с предписанием создать джаз-банд совместно с музыкантами разных подразделений. В связи с выборами 1945 г. был арестован за причастность к силам Михайловича, провел 9 месяцев в штрафном батальоне в Словении. В 1946 г. возвратился в дивизию, располагавшуюся близ Триеста, на место пианиста и руководителя клубного ансамбля. В 1947 г. вернулся после военной службы в Белград, где продолжил занятия в Музыкальной академии (1947-1952) по фортепиано, композиции (у М. Логара) и с 1948 г. в качестве музыковеда, а также в ун-те (1947-1951) на отд-нии изящных искусств философского фак-та (среди учителей - историк-византинист Г. Острогорский ). В 1950-1951 гг. в качестве ассистента проф. А. Лорда (Гарвардский ун-т, США) занимался собиранием эпической поэзии, гл. обр. репертуара мусульм. певцов, поющих с аккомпанементом гусле, в т. ч. в Македонии. С 1952 г. учился в Гарвардском ун-те у О. Гомбоши (история музыки, муз. палеография), Р. Томпсона (контрапункт), С. Таттла (библиография, музыка англ.

http://pravenc.ru/text/150149.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРУЗЕЛЬ [франц. Crouzel] Анри Мари Альфред (1.01.1919, Тулуза, Франция - 29.04.2003, По, там же), иезуит, пресвитер, патролог, историк. Жизнь К. род. в семье библиотекаря Тулузского ун-та. Незадолго до рождения К. его отец погиб на бельг. фронте первой мировой войны. В раннем возрасте у К. проявились хорошие способности. Среди близких родственников и друзей семьи были представители различных профессий: преподаватели, адвокаты, астрономы, библиотекари. Семейная атмосфера была отмечена религиозностью. В возрасте 7 лет К. поступил в иезуитский коллеж Сен-Станислас, затем перешел в Ле-Каузу в Тулузе. В классе он был одним из первых учеников, принимал деятельное участие в скаутском движении. В 1936 г. К. окончил лицей и получил диплом по классической словесности. В 1937 г. проходил новициат в замке Монс (близ Кондома, деп. Жер). В сент. 1938 г. К. вступил в ювенат в бельг. Флорене. Здесь он совершенствовал свои знания в области классической филологии и получил степень лиценциата. Во время войны К. был мобилизован в дек. 1939 г.; по причине тяжелой болезни демобилизован в марте 1942 г. В 1942-1944 гг. К. прошел курс философии в семинарии в Вальс-пре-ле-Пюи (Франция) и получил соответствующий диплом. С 1944 по 1947 г. преподавал философию в иезуитском коллеже Сен-Жозеф в г. Сарла. В 1947-1951 гг. К. изучал богословие в семинарии иезуитов в г. Ангьен (Бельгия), 30 июля 1950 г. принял там сан пресвитера. Тогда же определилась область его научных интересов - отцы и учители Церкви, в особенности Ориген . Б. де Гибер, биограф К., приписывает этот выбор влиянию кард. Анри де Любака ( Guibert. 2004. P. 103). Пройдя заключительную стадию новициата в Австрии, К. в окт. 1952 г. приступил к активной профессиональной деятельности - стал преподавать философию в коллеже г. Монпелье на юге Франции, одновременно работая над дис. «Богословие образа Божия у Оригена» (Théologie de l " image de Dieu chez Origène), которую защитил в дек. 1954 г. на богословском фак-те Страсбургского ун-та. С этого времени К. начал внимательно отслеживать все публикации, посвященные Оригену, задавшись целью выявить традицию научного исследования со времени изобретения книгопечатания. В 1971 г. появилась «Критическая библиография по Оригену», дополненная впосл. еще 2 томами (Bibliographie critique d " Origène. Steenbrugis, 1971; Suppl. 1. 1982; Suppl. 2. 1996. (Instrumenta Patristica; 8)). Ее суммарный объем составил 1,5 тыс. страниц; были учтены публикации на основных европейских, а также скандинавских, иберо- и балкано-романских, русском языках, на языках стран Вост. Европы.

http://pravenc.ru/text/2462057.html

Закрыть Израиль – Газа: экономика конфликта на Ближнем Востоке Обещания создать в Палестине арабское государство так и остались на бумаге 16.10.2023 317 Время на чтение 10 минут Источник: ФСК Сектор Газа – едва ли не самый многострадальный район в мире. Судите сами: в конце 1947 года ООН определила этот район в состав арабского государства в Палестине, а через 4 месяца начинается арабо-израильская война за территории, отведённые соответствующей резолюцией под арабское палестинское государство (официально Государство Израиль провозглашено Бен-Гурионом в мае 1948 года). Как известно, и для арабских стран, да и для арабов Палестины та война завершилась плачевно: свыше половины территории, отведённой арабскому государству в Палестине, перешло под контроль молодого еврейского государства и его боевых отрядов, а на некоторых оставшихся территориях «утвердились» соседние арабские государства – Египет и Иордания. Это неудивительно, так как границы между предполагаемым арабским и еврейским государствами эксперты ООН определили таким образом, что постоянные конфликты между сторонами стали неизбежными. В частности, северная граница сектора Газа простиралась почти до Тель-Авива, включая близлежащие к нему и к самой Газе порты Ашкелон и Ашдод. Более того, она соприкасалась с западной границей палестинского сектора Западного берега реки Иордан, что отделяло южную часть Израиля от северной. В 1950 и 1967 гг., по результатам арабо-израильских войн, вся северная и южная части Газы были захвачены Израилем, в результате чего эта арабская территория сократилась на 65%. Местное население из перешедших под контроль Израиля районов было либо депортировано новыми властями в оставшуюся часть Газы, либо самостоятельно выехало в тот же регион. Типичный пример – приобретшее печальную известность поселение Сдерот, образованное на месте арабских деревень Неджд и Хаудж, население которых было изгнано из родных мест в первые годы после образования Государства Израиль. Во второй половине 1960-х годов, после завершения строительства трансизраильского нефтепровод между портами Эйлат (на Красном море) и Ашкелон (на Средиземном море), имелся проект отвода этой артерии и в Газу, на побережье которой ещё в 1950-х годах планировалось построить транзитный порт с нефтяным терминалом. В сравнении с проектом к Ашкелону данный вариант был почти на четверть короче и примерно на 20% дешевле по строительным затратам. Разумеется, по очевидным политическим причинам в Тель-Авиве предпочли вариант с Ашкелоном, расположенным в 15 километрах от тогдашних северных границ Газы. В настоящее время трансизраильский нефтепровод работает в основном для перекачки аравийского (до начала 1980-х гг. также иранского и частично советского) энергетического сырья на экспорт в обход Суэцкого канала.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/16/izrail...

[Исламская Республика Пакистан; урду Ислами Джамхурийа-и Пакистан; англ. Islamic Republic of Pakistan], гос-во в сев.-зап. части Юж. Азии. На западе граничит с Ираном , на северо-западе и севере - с Афганистаном , на востоке и юго-востоке - с Индией , с юга омывается Аравийским м. Территория - 803,9 тыс. кв. км. Столица - Исламабад (1 млн чел.; перепись 2017 г.). Крупнейшие города (на 2017): Карачи (14,9 млн чел.), Лахор (11,1 млн чел.), Файсалабад (3,2 млн чел.), Равалпинди (2,1 млн чел.). Административно-территориальное деление: 4 провинции (Пенджаб (Панджаб), Синд, Хайбер-Пахтунхва, Белуджистан) и 2 федеральные территории - столичная территория Исламабад и Территория племен федерального управления (ТПФУ; в наст. время находится в процессе слияния с Хайбер-Пахтунхвой, который должен завершиться в 2020). Под контролем П. находятся также Азад Кашмир (13,3 тыс. кв. км) и Гилгит-Балтистан (73 тыс. кв. км), которые формально считаются пакистанским правительством самоуправляемыми территориями. Через Гилгит-Балтистан П. на северо-востоке граничит с Китаем . Офиц. языки - урду и английский. П.- член ООН (1947), ОИС (1969), Содружества (1947; вышел в 1972, вернулся в 1989), МВФ (1950), МБРР (1950), СААРК (1985), ВТО (1995), Шанхайской орг-ции сотрудничества (2017; наблюдатель с 2005). География. Северные и сев.-зап. части П. заняты преимущественно горами и возвышенностями, восточные и юго-восточные - низменной равниной р. Инд (зап. часть Индо-Гангской низменности). Наиболее высокие горные цепи относятся к горным системам Гималаев и Гиндукуша. Пять горных пиков, находящихся в Гилгит-Балтистане, превышают 8000 м; среди них 2-я по высоте в мире горная вершина Чогори (8611 м) и Нанга-Парбат (8126 м). Высшая точка собственно П.- гора Тирич-Мир (7690 м). К востоку от русла Инда в районе предгорий расположено плоскогорье Потвар, обрамленное с юга Соляным хребтом. К западу от р. Гумаль (правого притока Инда) тянутся окраинные хребты Иранского нагорья - Макран, Киртхар и Сулеймановы горы. Аллювиальная равнина Инда почти целиком лежит ниже 200 м над уровнем моря и охватывает земли в поймах рек Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж. После слияния Инда с его основными притоками Пенджабская равнина сменяется к югу Синдской низменностью. На юго-востоке П. включает в себя часть пустыни Тар, а вдоль побережья, к востоку от дельты Инда, расположена солончаковая низменность Б. Качский Ранн. Климат П. преимущественно сухой континентальный (на большей части территории - тропический, на северо-западе - субтропический), характеризующийся большими перепадами температур как в течение года, так и в течение дня.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010