Лаврентий Павлович (17.03.1899, с. Мерхеули Сухумского окр. Кутаисской губ.- 23.12.1953, Москва), советский гос. и партийный деятель, организатор массовых репрессий 30-х - нач. 50-х гг. ХХ в. Род. в бедной крестьянской семье. Мать Б. происходила из обедневшего дворянского рода и была глубоко верующей женщиной. В 1919 г. Б. поступил в Бакинский механико-строительный техникум, увлекся марксизмом и организовал подпольный кружок. В 1917 г. (по др. сведениям, в 1919) вступил в РСДРП(б). Будучи студентом (1920-1921) Бакинского политехнического ин-та, работал в 1919-1920 гг. в мусаватистской контрразведке. В 1920 г. в Грузии дважды арестовывался меньшевиками по подозрению в шпионаже в пользу Советской России, сидел в тюрьме, в авг. был выслан этапом в Азербайджан. В 1920-1921 гг. состоял в должности управляющего делами ЦК КП(б) Азербайджана, ответственного секретаря Бакинской ЧК. С дек. 1926 г. являлся председателем Грузинского и зам. председателя Закавказского ГПУ. В 1931 г. Б. стал 1-м секретарем ЦК КП(б) Грузии, в 1938 г. переведен в Москву на должность 1-го зам. наркома и начальника ГУГБ НКВД СССР. 25 нояб. 1938 г. назначен наркомом внутренних дел СССР (по 29 дек. 1945). Первоначально перед ним ставилась задача ликвидировать «ежовщину», приостановить репрессии. Со временем Б. придал гос. террору планомерный характер, продолжил развитие системы каторжных и специальных лагерей с наиболее бесчеловечным режимом. При руководстве Б. аппарат гос. безопасности использовался как орудие в борьбе группировок в верхушке партии. С 3 февр. 1941 по 5 марта 1953 г. являлся зам. председателя СНК-СМ СССР. В годы войны был членом ГКО, курировал оборонную промышленность. По его указанию в начале войны были организованы процессы, вынесшие смертные приговоры мн. военачальникам. Б. руководил карательными отрядами СМЕРШ и заградительными отрядами, к-рые стреляли по отступавшим или сдававшимся в плен. В 1944 г. возглавил операции по депортации народов Сев. Кавказа и Крыма; был одним из организаторов массовых расстрелов польских военнопленных в Катыни (1940). С 1944 г. курировал все работы и исследования, связанные с созданием атомного оружия. В 1943 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза, в 1945 г.- Маршала Советского Союза. С 1946 г. Б. являлся членом политбюро ЦК ВКП(б), с 16 окт. 1952 по 5 марта 1953 г.- членом Бюро Президиума ЦК КПСС, последние 3 месяца перед арестом был министром внутренних дел. Арестован 26 июня 1953 г. на заседании Президиума ЦК КПСС. 23 дек. 1953 г. как «враг народа» и «шпион» неск. иностранных разведок приговорен к высшей мере наказания, в тот же день расстрелян.

http://pravenc.ru/text/78150.html

В 1909 г. С. В. Троицкий был назначен членом Комиссии при Учебном комитете Св. Синода по древним языкам. В 1910 г. он участвовал в Совещании по вопросу об организации Русской Церкви за границей, а затем командирован с научной целью в Болгарию, Сербию и на Афон. В 1912 г. С. В. Троицкий был назначен членом Издательской комиссии Училищного совета и послан в Германию для изучения издательского дела в Католической Церкви. Затем, 16 мая 1913 г., он был командирован на Афон по делу ереси имябожников, а 18 февраля 1914 г. – в Москву для представления Синодальной конторе сведений по этому делу. В 1913 г. С. В. Троицкий состоял также членом и делопроизводителем Издательского совета при Св. Синоде, а в 1915 г. – чиновником особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода. В 1917 – 1918 гг. вместе с профессором В. Н. Бенешевичем он принимал активное участие в работе Московского Собора и, кроме того, в 1918 г. был начальником кодификационного отдела канцелярии Собора Русской Церкви в Киеве. В 1919 – 1920 гг. он работал приват-доцентом Новороссийского университета по кафедре церковной истории. 25 января 1920 г. С. В. Троицкий эмигрировал в Югославию, где с 24 апреля 1920 г. был гонорарным, с 30 декабря 1922 г. – экстраординарным и с 26 февраля 1929 г. – ординарным профессором юридического факультета Белградского университета (до 6 апреля 1941 г. в Суботице и до 6 ноября 1945 г. в Белграде) по кафедре церковного права и одновременно в 1937 – 1943 гг. – гонорарным профессором богословского факультета в Белграде по той же кафедре. 3 декабря 1925 г. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви С. В. Троицкий был избран экспертом по каноническим вопросам и в этой должности принимал участие в составлении проекта закона о Сербской Православной Церкви, ее устава и брачных правил, а также в защите ее от попытки Константинопольской Церкви подчинить себе епархии и приходы Сербской Церкви за пределами Югославии. 18 октября 1937 г. Министерство просвещения Югославии назначило его членом-заместителем Комиссии по проведению экзаменов на звание профессора, а в 1938 г. он был членом Конференции представителей университетов Югославии по составлению устава юридических факультетов. 22 февраля 1941 г. Министерством юстиции он назначается членом Комиссии по составлению проекта закона о смешанных браках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Очень ценным архивохранилищем является Политический архив Министерства иностранных дел в Бонне (Politisches Archiv des Auswärtigen Amts Bonn – АА), где хранятся десятки дел с аналитическими записками, отчетами, письмами, телеграммами немецких дипломатических служб о религиозной ситуации в странах Восточной и Центральной Европы, в том числе в Сербии, Хорватии, Греции, Словакии, Венгрии и т.д. (Inland I-D, 4740-4742, 4797-4800 и др.). Третьим важным для темы германским архивом является Федеральный военный архив во Фрейбурге (Bundesarchiv-Militärarchiv Freiburg – BA-MA), материалы которого позволяют исследовать церковную политику военной администрации на оккупированных территориях СССР. В фонде командующих армейскими тыловыми областями хранятся указы, определившие отношение к Русской Православной Церкви военнослужащих вермахта, деятельность в этой области военной администрации и армейских отделов пропаганды (RH 22/7, 171, 272a). А одно из дел составляет доклад о переговорах представителя командующего частями вермахта на Украине с православным епископом Николаевским (RH 22/160). В фонде комендантов тыловых армейских областей были обнаружены интересные документы о деятельности Псковской Православной Духовной Миссии на Северо-Западе России в 1941–1943 гг. (RH 23/281). Материалы Верховного командования армии (ОКХ)/Генерального штаба армии свидетельствуют об определенном внимании, которое ОКХ уделяло церковной проблеме в России. Здесь можно встретить и суждение Восточного отдела иностранной армии о необходимости изменить религиозную политику на Востоке от 25 ноября 1942 г. (RH 2/2089), и подборку подробнейших сведений из прессы, сообщений радио, допросов военнопленных, донесений разведки о церковной жизни в СССР за июль 1944 – апрель 1945 гг. (RH 2/2336), и доклады абвера 1943 г. о настроениях населения в религиозной сфере на Украине и Северо-Западе России (RH 2/2560). В фонде Верховного командования вермахта (ОКВ) привлекают внимание доклады, отчеты, информационные записки отделов пропаганды при командующих армейскими тыловыми областями, содержащие информацию о деятельности различных конфессий на оккупированной территории СССР (RW 4/v. 235, v. 236), а также русской эмигрантской организации НТС в Смоленске (RW 4/v. 254). Подобная же информация имеется в ежемесячных докладах за 16 октября 1941 – 17 июня 1942 гг. командующего частями вермахта на Украине в фонде территориальных командующих в СССР (RW 41/1). Наконец, необходимо упомянуть дело «Вербовка в армию Власова, 1944–45», в котором говорится о душепопечении пленных советских солдат и офицеров, хранящееся в фонде лагерей военнопленных, рабочих и строительных команд военнопленных (PH 49/111).

http://bogoslov.ru/article/2564245

1930), его протест поддержали религиозные и политические деятели мн. стран. Хотя правительство СССР заявило об отсутствии притеснений верующих, в целом гонения только ужесточились. В 30-х гг. XX в. были репрессированы почти все католические священники. Так, еп. Б. Слосканс после заключения в СЛОН и ссылки в Сибирь был выслан из СССР в 1933 г., еп. Жан Амудрю - в 1935 г.; еп. А. Фризон, арестованный в окт. 1935 г., был казнен 2 авг. 1937 г. До 1936 г. католическими приходами фактически руководил еп. П. Э. Невё, служивший в католич. ц. св. Людовика в Москве, однако после визита во Францию ему было отказано в возвращении в СССР. Устраивались показательные процессы над католич. священниками по надуманным обвинениям (шпионаж, терроризм), напр., в Белорусской ССР (дело т. н. Польской войсковой орг-ции, 1933), в Украинской ССР (дело «троцкистского центра», 1935). В 1937 г. в СССР насчитывалось 10 католических священников, вскоре почти все они были репрессированы. Церковные структуры оказались полностью разрушены. К 1941 г. действовали только 2 церкви, в которых служили католические священники - иностранные подданные: пресв. Леопольд Браун, капеллан посольства США,- в ц. св. Людовика в Москве и пресв. Мишель Флоран - в ц. Пресв. Девы Марии Лурдской в Ленинграде. После включения в состав СССР Зап. Белоруссии, Зап. Украины, Литвы и Латвии на территории Советского гос-ва оказалось большое количество католических приходов и мон-рей. Почти все католические мон-ри на землях, присоединенных в 1939-1941 гг., были закрыты, уцелевшие обители упразднены советскими властями в послевоенные годы. В 1945-1948 гг. из-за инициированного властями принудительного переселения в Польшу почти всего польск. католич. населения западнобелорус., западноукр. и молдав. областей (в рамках неск. программ обмена населением между Польшей и СССР) было закрыто большинство католич. приходов в фактически прекративших свое существование Пинском и Луцком католических еп-ствах, кафедры которых в послевоенное время из-за противодействия Совета по делам религ.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

дес.) значительный контингент евреев. 15 июня 1926 г. Президиум ЦИК СССР утвердил постановление, в к-ром одобрялся план привлечь в течение 10 лет 100 тыс. евр. семей к сельскохозяйственному труду в К. 30 июля 1926 г. Президиум принял новый закон о переводе севернокрымских земельных угодий в фонд Всесоюзного комитета по переселению. Это решение спровоцировало конфликт с советским руководством К., возглавляемым татар. лидерами. В свою очередь они выдвинули план переселения в К. 200 тыс. татар из Румынии и 200 тыс. татар из Болгарии, к-рые выехали с полуострова в XIX - нач. ХХ в., а также план переселения на юж. берег К. малоземельных крымско-татар. крестьян из сев. районов полуострова. Несмотря на отказ Москвы поддержать это предложение, татар. руководители К. начали реализацию этих планов (в 1926-1928 они были сняты с должностей и репрессированы). В кон. 20-х гг. XX в. развернулась кампания по борьбе с татар. национализмом и крымским контрреволюционным движением. В то же время политика коренизации, в т. ч. и татаризации, не была свернута. Так, в 1930 г. были образованы первые национальные районы К.: крымско-татарские Алуштинский, Балаклавский, Бахчисарайский, Судакский, Ялтинский, Фрайдорфский евр. р-н, Биюк-Онларский нем. р-н, Ишуньский (позднее Красноперекопский) укр. р-н. В 1935 г. образованы Куйбышевский (Албатский) крымско-татар., Лариндорфский евр. и Тельманский нем. национальные районы. Также в 1935 г. Симферополь, Севастополь, Керчь и Феодосия стали городами республиканского подчинения. К началу Великой Отечественной войны все районы потеряли национальный статус (в 1938 - немецкие, в 1939 - еврейские, затем все остальные). В 1938-1939 гг. в К. в ходе репрессий против граждан иностранного происхождения наиболее пострадала польск. община К. (ок. 5 тыс. чел.). Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. К. стал местом ожесточенных сражений с немецко-фашистскими захватчиками. 18 авг. 1941 г. в условиях наступления нем. войск была депортирована в Ср. Азию вся нем.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Святейший Патриарх Алексий принял делегацию Международной Ассоциации фондов мира во главе с Анатолием Карповым 8 мая 2006 г. 13:06 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своей резиденции в Чистом переулке принял делегацию Международной ассоциации фондов мира во главе с её президентом А.Е. Карповым. Во встрече приняли участие члены Объединенной редколлегии Книг памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., сотрудники Международной ассоциации фондов мира, среди которых председатель Объединенной редколлегии адмирал А.И. Сорокин, профессор В.П. Маслин, генерал В.Н. Лобов. Святейшему Патриарху Алексию были вручены 10 экземпляров Сводного тома «Памяти павших. Великая Отечественная война 1941-1945», которые впоследствии буду переданы в церковные библиотеки и духовные академии. Издание книг памяти павших в Великой Отечественной войне — мемориальный долгосрочный проект; книги общим тиражом 20 млн. экземпляров изданы в странах СНГ при участии различных общественных организаций, а также всех традиционных конфессий России. Сводный том завершает данный проект. В нем, помимо обширных, представляющих широкий общественный интерес мемориальных сведений, содержится современная, хорошо аргументированная трактовка всех важнейших событий истории Великой Отечественной и Второй мировой войны. Сводный том получил высокую оценку общественности, ученых, ветеранских и миротворческих организаций России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Святейший Патриарх Алексий в приветственном слове подчеркнул большое значение издания книг памяти павших: «Особенно важно это для молодежи, которая не знает испытаний и лишений, выпавших на долю старшего поколения. Отрадно, что Фонд мира развивает свою деятельность, направленную на сохранение в народе памяти о славном подвиге наших воинов, на предотвращение новых войн», — сказал Святейший Патриарх. В свою очередь, руководители Фонда поздравили Предстоятеля Русской Церкви с пасхальными праздниками и наступающим Днем Победы. А.Е. Карпов вручил Патриарху ценный подарок — набор шахмат. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/110637.htm...

Ключевым термином, символом и своего рода метафорическим выражением идеи конференции стал термин-концепт - «Магистрали Победы». Этот концепт объединил проблемно и тематически разновесомые научно-академические и восторженно-публицистические, парадно-торжественные и остро дискуссионные материалы. Здесь речь, таким образом, идет не просто о железных дорогах как технологическом средстве-приложении обеспечения Победы, не просто о фактах транспортной истории войны, не только о железнодорожном строительстве, транспортных коммуникациях, логистике, а скорее о людях, о жизни, о подвиге, о самопожертвовании героев, о невероятных усилиях, которые претерпел советский народ, перемогая беду. «Магистрали Победы» - это широкий путь к торжеству человечности, неодолимое движение к свободе. В этом движении высвечивают и некие глубинные метафизические основания самого процесса русской истории, наделяющие ее вековечными смыслами и целью. Открылась конференция торжественным заседанием в Дубовом зале университета, который за свою двухсотлетнюю историю помнит немало торжественных заседаний и научных форумов. Сами стены старевшего высшего транспортного учебного заведения страны расположили участников к строгому и благоговейно-почтительному вниманию докладов и сообщений. Во вступительном слове проф. В.В.Фортунатов поздравил присутствующих с праздником Победы, подчеркнул непреходящий характер подвига советского народа в войне, вручил памятные подарки гостям. Проф., д.и.н А.С.Сенин ( Москва ), своим докладом «Железнодорожный транспорт СССР накануне Великой Отечественной войны 1941-1945» задал общий торжественный строй обсуждения, который был продолжен коллегами д.и.н., проф. Н.В.Старостенковым (Москва) - «Железнодорожные войска СССР: вклад в Великую Победу», генералом-майором железнодорожных войск, проф. д.и.н. В.В.Яробковым - «Дорога Жизни - Дорога к Победе!», проф., к.и.н. Г.Г.Самсоненко «Волхов в обороне Ленинг рада», другими учеными, выступившими на пленарном заседании. Оживление вызвало выступление председателя Всероссийской организации любителей железных дорог А.Б.Вульфова (Москва), который своим докладом «Повседневная жизнь советских железнодорожников в 1941-1945 гг.» заставил слушателей вновь пережить волнующие моменты героических трудовых буден железнодорожников.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Позднее, создавая картины на военную тематику, художник не показывает самих военных действий. Что, кстати, характерно для многих ветеранов – режиссеров, художников… На его полотнах – то, что происходило до или после боев. Иногда это «после» звучит пронзительно-трагично, как в картине «В медсанбат не дошли («Подсолнухи»), где на фоне жаркого лета, среди солнечно радостных цветов – два недвижно лежащих на дороге солдата, которым уже никогда не встать… Тоска израненной солдатской души звучит в картине «Липа вековая», через образ играющего на гармони солдата, сидящего под мощным деревом с изуродованным стволом. Художник, не понаслышке знающий, какой ценой заплачено за мирную жизнь, умеет дорожить каждым ее мигом. Потому-то многие его полотна буквально наполнены радостью бытия, выплескивающегося за пределы изобразительного пространства. Например, картина «Лето», глядя на которую, зритель невольно становится участником счастливого бега юных героинь. Жизнь неповторима, волнующа и прекрасна – говорит нам художник своими «мирными» натюрмортами и пейзажами. Фотографии Оксаны Головко. Митрополит Московский и Коломенский Сергий в своем кабинете. Москва, 22 июня 1941 года Иерархи и священнослужители после награждения медалью " За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг " . Лето 1945 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 апреля, 2024 27 января, 2024 20 января, 2024 11 октября, 2023 8 мая, 2023 7 мая, 2023 21 апреля, 2023 22 июня, 2022 9 мая, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ikona-protknutaya-fash...

С 1941 года ссыльный профессор консультировал все госпитали Красноярского края. Когда в 1942 году срок ссылки закончился, Владыка Лука получил назначение возглавить Красноярскую епархию с возведением в сан Архиепископа. Напряженную работу хирурга Владыка Лука совмещает с борьбой за Православие – добивается открытия новых храмов. В 1944 году госпиталь из Красноярска переезжает в Тамбов, и Архиепископ Лука получает назначение на Тамбовскую кафедру. За огромный вклад в медицинскую науку и практическую хирургию в Тамбове Владыка Лука был награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–45 гг.”. С 1945 по 1947 год Архиепископ Лука пишет книгу “Дух, душа, тело”, в которой доказывает, что ничто не препятствует гармоничному сочетанию веры и науки. 1945 год – Луку ссылают в Симферополь. В этом же году Патриарх Московский наградил Владыку Луку бриллиантовым крестом на клобук, а в 1946 году Владыку назначают Архиепископом Крымским и Симферопольским. Владыка продолжает врачебную деятельность, читает лекции по медицине. Однажды на заседании хирургического общества военный хирург задал вопрос Владыке: – Как вы, такой специалист, хирург, можете верить в Того, Кого никто никогда не видел, в Бога? Профессор ответил: “Вы верите в любовь?” – Да. – Вы верите в разум, а вы видели ум? – Нет. – Вот и я не видел Бога, но верю, что Он есть. В 1959 году отвечая в письме на вопросы студентов мединститута, интересующихся как можно совмещать научную деятельность с глубокой верой в Бога, Владыка писал, что нельзя судить о религии по антирелигиозной пропаганде: – Глубоко религиозным я был с детства, и вера моя не только не уменьшилась по мере приближения старости..., а всё более углубилась. За 38 лет священства и архиерейского служения я произнёс около 1250-ти проповедей... Свои “Очерки гнойной хирургии” я написал, уже, будучи епископом. Лишённой возможности трудиться в больнице, учёный продолжает принимать больных у себя дома, на его двери было вывешено объявление, в котором сообщалось, что профессор медицины ведет бесплатный приём больных. Самые безнадёжные больные, исцелялись после посещения Владыки Луки. Успешное лечение было связано не только с профессиональным умением профессора медицины, но и с глубокой верой Владыки. Он учил и больных просить выздоровления у Бога. По свидетельству очевидцев в последние годы жизни, теряя зрение, Владыка продолжал помогать страждущим, консультировал, вымаливал безнадёжно больных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Ну нет, собора вам никогда не видать. – А другого мне от вас ничего не нужно, – ответил Лука и покинул облисполком. С новым председателем, который сменил Козырькова, произошла у архиерея стычка еще более резкая. В конце 1945 года дана была команда награждать церковный люд. В середине декабря Лука и его секретарь получили приглашение явиться в облисполком, где по случаю торжества собрались руководители города, уполномоченный по делам Церкви и представители городской медицины. Началось все очень чинно. Председатель облисполкома поблагодарил в своей речи профессора Войно-Ясенецкого за успехи в лечении воинов и обучении медицинского персонала. За врачебную и педагогическую деятельность профессору вручалась медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Леоферову такая же медаль была вручена за патриотические проповеди и за сбор пожертвований на танковую колонну. После вручения медалей председатель добавил также, что хотя труд Войно как консультанта эвакогоспиталя завершен (госпитали эти осенью 1944 года покинули Тамбов и двинулись дальше на запад), но он надеется, что профессор и впредь будет делиться своим большим опытом с медиками города. Если бы устроители торжества знали содержание ответного слова архиепископа Луки, то, очевидно, вообще отказались бы от церемонии. Раздосадованный ничтожностью награды и тем, что она дана ему лишь как врачу, Лука сказал следующее: «Я учил и готов учить врачей тому, что знаю: я вернул жизнь и здоровье сотням, а может быть, и тысячам раненых и наверняка помог бы еще многим, если бы вы (он подчеркнул это «вы», давая понять слушателям, что придает слову широкий смысл) не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей воле». У областного начальства реплика вызвала род шока. Какое-то время в президиуме и в зале царила тягостная тишина. Потом, кое-как придя в себя, председатель залепетал, что прошлое пора-де забыть, а жить надо настоящим и будущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010