В период политических репрессий с 1929 по 1941 г. в различных регионах СССР были репрессированы тысячи М. (до 20% взрослого муж. населения). В Великую Отечественную войну многие М. были депортированы в вост. районы СССР. Однако, если план депортации немецкого населения в сент.-окт. 1941 г. из Поволжья и Крыма удалось осуществить практически полностью, то нем. (в т. ч. и меннонитское) население Украины было вывезено лишь частично: хортицкие и заградовские поселения М. в этот период находились уже на оккупированной герм. войсками территории. Всего в вост. районы СССР (Сибирь и Казахстан) было вывезено до 20 тыс. М. Во время герм. оккупации 1941-1943 гг. произошло оживление религ. жизни находившихся там М. Были открыты многие церкви, вновь стали проводиться молитвенные собрания. Однако осенью 1943 - весной 1944 г. отступавшие под натиском Красной Армии фашистские войска эвакуировали большинство меннонитского населения Украины в Вартегау. Здесь практически все советские М. получили герм. гражданство, мн. мужчины были мобилизованы в нем. армию. В кон. 1944 - нач. 1945 г. ок. 35 тыс. М. оказались за границей. 12 тыс. из них добрались до Канады и Юж. Америки; большинство же было принудительно репатриировано в СССР и направлено на объекты трудармии (взрослые мужчины и женщины), а также в места проживания депортированного немецкого населения, в основном в Таджикистан. После 1943 г. в связи с изменениями в религиозной политике советского правительства среди депортированных М. наблюдался подъем духовной жизни. Наметилось и увеличение количества верующих в меннонитских церквах. В случаях если верующих было очень мало и невозможно было организовать самостоятельную общину, они присоединялись к ближайшей церкви родственной конфессии. Так, «Братские меннониты», проживавшие в Сталинабаде (ныне Душанбе), в 1947 г. вошли в общину рус. евангельских христиан-баптистов, в 1948 г. то же произошло в Новосибирске. Значительное число «Церковных меннонитов» также вынуждены были присоединиться к общинам родственных конфессий. С 1954 г. было позволено проводить молитвенные собрания на немецком языке, 13 дек. 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с М., как и со всех советских немцев, был снят режим спецпоселения, однако им запрещалось возвращение в места довоенного проживания, можно было свободно перемещаться только в пределах азиат. части СССР. С 1956 г. были восстановлены офиц. контакты со Всемирным меннонитским братством. В этот же период началось общее оживление духовной жизни меннонитских общин. Так, в Приуралье создавались новые общины и проводились тайные богослужения в частных домах. Наибольшей активностью отличалась проповедническая деятельность «Братских меннонитов». В целом же в 50-х гг. XX в. отмечалось усиление экуменистических тенденций между представителями различных меннонитских конфессий, попытки М. отстоять свои права как самостоятельной религ. орг-ции пресекались властями.

http://pravenc.ru/text/2562994.html

Анатолий Карпов: «Мы все живем на одной территории. Живем столетиями. И жить нам и дальше, надеюсь, вместе долго-долго» 8 мая 2006 г. 16:50 Накануне Дня Победы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своей резиденции в Чистом переулке принял делегацию Международной ассоциации фондов мира во главе с её президентом, одним из великих шахматистов нашего времени А.Е. Карповым. Святейшему Патриарху были вручены 10 экземпляров Сводного тома «Памяти павших. Великая Отечественная война 1941-1945», которые впоследствии будут переданы в церковные библиотеки и духовные академии. После этой встречи Пресс-служба Московской Патриархии попросила Анатолия Карпова ответить на несколько вопросов. — Анатолий Евгеньевич, вы родились после войны. Но отдаете работе по увековечению памяти героев Великой Отечественной войны всю свою душу… — Издание книг памяти павших в Великой Отечественной войне, которой занимается Международная ассоциация фондов мира, — мемориальный долгосрочный проект. Книги общим тиражом 20 миллионов экземпляров изданы в странах СНГ при участии различных общественных организаций, а также всех традиционных конфессий России. Идея эта не моя, о чем я сказал и во время встречи с Его Святейшеством. В этой встрече приняли участие члены Объединенной редколлегии Книг памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., сотрудники Международной ассоциации фондов мира, в том числе председатель Объединенной редколлегии адмирал А.И. Сорокин, профессор В.П. Маслин, генерал В.Н. Лобов. Это была мечта легендарного писателя-фронтовика, автора «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, моего предшественника на посту руководителя нашей миротворческой организации. В 1981 году Бориса Николаевича не стало. После него меня избрали председателем правления Советского фонда мира, правопреемником которого является Международная ассоциация фондов мира. Одно из главных дел, чем занимаемся и продолжаем заниматься, — это увековечение памяти героев Великой Отечественной войны.

http://patriarchia.ru/db/text/110811.htm...

При рассмотрении темы боев и сражений Отечественной войны 1812 г. следует также помнить о том, что в Белоруссии большее внимание уделяется тем событиям, которые происходили на территории республики. В этом смысле белорусская историография главное внимание уделяет начальному этапу войны, завершившемуся соединением русских армий под Смоленском, и конечному, завершившемуся разгромом Наполеона на Березине. Тому же, что происходило с момента оставления Смоленска и до возвращения русских войск в белорусские земли, в Белоруссии в последние годы уделяют значительно меньше внимания, за исключением, пожалуй, самой Бородинской битвы. Но и тут внимание белорусских историков больше приковано к участию в ней в составе русской армии полков, укомплектованных выходцами из Белоруссии. Нечто подобное мы можем наблюдать и в российской историографии, которая мало внимания уделяет европейской кампании 1813-1814 гг. в Европе и занятию русскими войсками Парижа, хотя совершенно очевидно, что заграничная кампания была неотделима от Отечественной войны 1812 г. Любопытно, что наиболее полно об этом феномене написал не русский, а английский ученый Доминик Ливен в своей книге: «Россия против Наполеона: борьба за Европу», которая вышла в 2012 г. в издательстве «РОССПЭН». Этой же теме была посвящена статья Д. Сдвижкова «Война и тыл» в журнале «Родина» 8 за 2012 г. Сдвижков с определенной горечью пишет, касаясь юбилейных мероприятий в самой России: «...пока наши двухсотлетние торжества сознательно или невольно продолжают разделение на «нашу» и «не нашу» войну, на самоизоляцию «отечественной» истории» - и тут же приводит слова Д. Ливена: «...российскую армию в 1813-1814 годах в большей части Европы встречали, как армию освободителей, а ее победы означали... конец эры непрерывных войн и возвращение торговли и благосостояния Европы». Все это напоминает и освободительный поход Красной армии в Европу в 1944-1945 гг. Но никому ведь пока не приходит в голову разделять Великую Отечественную войну на 1941-1944 и 1944-1945 гг.

http://pravoslavie.ru/56158.html

14 сент. постановлением Совнаркома СССР был образован Совет по делам РПЦ, 7 окт. было утверждено «Положение о Совете по делам РПЦ при Совнаркоме СССР». Наряду с центральным аппаратом Совета, располагавшимся в Москве, создавался институт уполномоченных при Совнаркомах союзных и автономных республик, при край- и облисполкомах, права и обязанности уполномоченных регламентировались в особой инструкции, принятой в нач. 1944 г. До мая 1944 г. Совет по делам РПЦ занимался проблемами всех религ. объединений. В частности, опираясь на обращение мусульм. духовенства, Совет добился принятия правительственного решения о создании в нач. 1944 г. духовных управлений мусульман Ср. Азии и Казахстана (Ташкент), Сев. Кавказа (Буйнакск) и Закавказья (Баку). В течение короткого времени мусульманам было возвращено более тысячи мечетей, из тюрем и лагерей освобождалось духовенство. С 1944 г. стало возможным осуществление хаджа в Саудовскую Аравию. В окт. 1943 г. при СНК Армянской ССР был образован Совет по делам Армяно-григорианской Церкви. Особый статус ААЦ объяснялся внешнеполитическими причинами, т. к. большая часть приходов Эчмиадзинского Католикосата находилась вне пределов СССР, учитывалась и патриотическая деятельность Армянской Церкви в годы войны. В мае 1944 г. был учрежден Совет по делам религиозных культов при СНК СССР, на к-рый возлагалась задача осуществления связей «между Правительством СССР и руководителями религиозных объединений: мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, греко-католической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций по вопросам этих культов, требующим разрешения Правительства СССР». Совет, председателем к-рого был назначен И. В. Полянский , занимался регистрацией религ. общин, вопросами открытия молитвенных зданий и духовных школ, организацией паломнических поездок за рубеж, проведением съездов и мероприятий. Особое внимание новообразованные гос. органы уделяли вопросам открытия молитвенных зданий по ходатайствам верующих и юридической регистрации общин, прежде всего действовавших на ранее оккупированной территории. Совет по делам РПЦ во мн. случаях способствовал признанию гос-вом этих приходов, благодаря чему количество правосл. храмов и мон-рей во 2-й пол. 40-х гг. росло: в авг. 1944 г. в СССР действовало 8809 приходов, в июле 1945 г.- 10 243, в янв. 1946 г.- 10 547. К кон. 1945 г. на территории СССР действовало свыше 5 тыс. религ. общин (не считая православных), из них 1704 католич., 500 мусульм., 433 протестант., 415 старообрядческих, 105 иудейских.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

объединения были поставлены под контроль нем. властей, их деятельность под страхом наказаний была ограничена рамками религ. практики. Право метрикации актов гражданского состояния и тем более собственность, национализированная в 1940-1941 гг., не были возвращены католич. Церкви. Каждое религиозное объединение должно было полностью находиться в границах генерального комиссариата, что вызывало недовольство духовенства. За время нацистской оккупации в Л. было арестовано, выслано в концлагеря и убито несколько десятков католических священников, в 1942 г. закрыты все вильнюсские католич. мон-ри. 1944-1990 гг. Во 2-й пол. 1944 - нач. 1945 г. Красная Армия изгнала с территории Л. (включая Клайпеду) нацистские войска, был восстановлен советский режим. В 1946-1947 гг. прошли выборы в Верховный Совет СССР и ЛССР. К 1946 г. территория Л. достигла 65 тыс. кв. км, что было примерно на 1/3 больше, чем до присоединения Виленского края к Л. в 1939 г. При этом в 1944-1946 гг. по соглашению с Польшей поляки из Л. были переселены в Польшу (до 200 тыс. чел.), а литовцы Польши - в Л. Сюда направлялись также переселенцы из др. союзных республик, гл. обр. русские и белорусы. В первые послевоенные годы политика союзного центра опиралась на рус. население Л., напр., к 1953 г. доля литовцев в КПЛ составляла лишь 18%. Особенно сильно изменился этнический состав жителей Вильнюса: если в 1951 г. литовцев было лишь 30%, то в 1989 г.- 50%, а в 2011 г.- 58%. Аналогичная ситуация сложилась в Клайпеде. В целом доля городского населения Л. за 1940-1989 гг. выросла с 23,7 до 68%. После войны в Л. была развернута индустриализация. Возникли новые отрасли промышленности (радиоэлектронная, химическая, станкостроительная и др.), были построены такие значительные объекты, как Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, Каунасская ГЭС, Игналинская АЭС. С 60-х гг. XX в. руководство ЛССР взяло курс на развитие небольших городов. Это позволяло оптимальным образом задействовать местные трудовые ресурсы. Одним из приоритетных секторов экономики было и традиционное для Л.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Закрыть «Инициатором настоящего издания была Лидия Ивановна Соколова...» († 16.06. 2016) В издательстве Оптиной пустыни вышел сборник «История Псковской православной миссии в документах. Часть I» 16.06.2017 1120 Время на чтение 4 минуты В издательстве Оптиной пустыни под научным руководством кандидата исторических наук игумена Дамаскина (Орловского) вышел рекомендованный к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви сборник «История Псковской православной миссии в документах. Часть I. Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского)» (составители: А.А.Кузнецова, иеромонах Платон (Рожков), С.Н.Романова, канд.ист.наук, † Л.И.Соколова, З.Н.Столярова). Это сборник документальных материалов, касающихся малоизученной темы - деятельности православного духовенства на оккупированных территориях Северо-Запада СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Большинство из представленных документов публикуются впервые. Сборник представляет интерес как для светских профессиональных исследователей, так и для обычного читателя, интересующегося церковной историей, историей страны. В предисловии составителей к изданию, в частности, говорится: «Исследование истории Псковской православной миссии началось не так давно. Но, к сожалению, многие работы на эту тему не отличаются объективностью: их авторы берут лишь отдельные фрагменты и как бы «забывают» об обширной источниковой базе, сохранившейся в архивах по данной теме, то есть используют источники, подтверждающие только их концепции. Целью нашей работы является ознакомление всех интересующихся историей Русской Православной Церкви с наиболее информативными источниками по Псковской миссии. Первая часть посвящена документам из личного архива митрополита Сергия (Воскресенского), опубликованным впервые, а вторая - судебно-следственным делам служащих Миссии. Также в сборник вошли две статьи: «Смерш» - ветерана УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинг радской области С.В.Чернова и «Система административного управления оккупированными территориями Советского Союза» кандидата исторических наук И.Ю.Молодовой. Сборник снабжен необходимыми комментариями, именным указателем, списком сокращений и списком использованной литературы. Всего в сборник вошло 155 документов за период с августа 1941 г. по 1945 г. » Издание проиллюстрировано фотографиями членов Псковской миссии.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/16/in...

27 апреля 1940 г. А.И. Солженицын женится на Наталье Решетовской . В 1941 г. он заканчивает университет в Ростове и приезжает в Москву на экзамены в МИФЛИ, а 18 октября 1941 г. уходит на фронт сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы в Костроме – в звании лейтенанта. В 1943 г. он получает орден Отечественной войны второй степени, в 1944 г. – орден Красной Звезды, будучи уже капитаном. В 1945 г. его переписка с другом Н. Виткевичем попадает под надзор военной контрразведки, раскрывшей «политические негодования» адресатов, обозначавших Ленина уменьшительным «Вовка», а Сталина – кличкой «Пахан». 27 июля 1945 г. А.И. Солженицын был осуждён на восемь лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58 Уголовного кодекса, пункты 10 и 11. Эти годы он провёл вначале в лагере на Калужской заставе, затем четыре года – в НИИ (“шарашке”), два с половиной года – на общих работах в лагерях Казахстана. В 1952 г. А.И. Солженицын принимает участие в Экибастузской «смуте», после которой хирург в лагерной больнице оперирует его по поводу злокачественной опухоли. После смерти Сталина А.И. Солженицын выходит из лагеря на «вечное ссыльнопоселение» в ауле Кок Терек Джамбульской области на юге Казахстана (оно длилось три года). Осенью 1953 г. болезнь возобновляется, власти позволяют ему выехать в Ташкент на лечение. Все эти годы, не исключая лагерных, А.И. Солженицын, как и на фронте, много писал: то поэму в стихах «Дороженька», заучивая её наизусть, то пьесу «Республика труда» (1954 г.), то роман о Марфинской шарашке «В круге первом» (1955–1968 гг.). 3 февраля 1956 г. А.И. Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР.      Обстоятельства, происходившие как во всей стране, так и с ним лично (войну, лагерь, болезнь, смерть Сталина, доклад Хрущева о последствиях культа личности на ХХ съезде КПСС в 1956г.) писатель воспринял гораздо глубже, чем многие другие. Их вполне можно считать фактами духовной биографии А.И. Солженицына. Трудно сказать, когда сформировались те взгляды Александра Исаевича, которые по его произведениям и поступкам нам стали известны впоследствии. Скорее всего, мировоззрение писателя складывалось постепенно, также постепенно выявлялся и его жизненный  путь, диктуемый желанием духовного освобождения России из пут атеизма и коммунизма, с одной стороны, и теми обстоятельствами и вызовами, которые этому освобождению препятствовали, с другой.

http://bogoslov.ru/article/2999387

Можно было бы в это поверить, если бы не очевидные факты. Княжна Васильчикова в своем «Берлинском дневнике» в 1943 году писала, что в армию мобилизовали всех, кого только можно. Тогда в Германии была объявлена «тотальная» мобилизация. Кинохроника конца апреля 1945 года показывает, как Гитлер идет вдоль строя мобилизованных подростков и стариков. Всего же в годы войны Германия мобилизовала по разным данным от 17,8 до 19,0 млн. человек. Куда же исчезли эти миллионы? Определенную работу в этом направлении проделал российский историк-экономист А. Козинский. Он сумел аргументировано доказать, что во всех расчетах немецких потерь убитыми и умершими странным образом исчезает около 5,0 млн. военнослужащих Вермахта. (А. Козинский. «История военных потерь во Второй мировой войне: сколько же потеряли убитыми гитлеровские вооруженные силы?»). Генерал-майор В. Гуркин, член комиссии Минобороны СССР по потерям в Великой Отечественной войне в статье «О людских потерях на советско-германском фронте в 1941-1945 гг.» полагает, что безвозвратные людские потери фашистской Германии на советско-германском фронте, включая австрийских, люксембургских, эльзасских, лотарингских, судетских немцев и добровольные формирования из других государств, составили 6.923.700 человек. («Новая и новейшая история», 3, 1992). Следовательно, соотношение по людским потерям на советско-германском фронте составляет не более чем 1:1,3 в пользу Германии. Такое соотношение потерь подтверждает и анализ людских балансов вермахта и Красной Армии на конец войны. Тогда в вермахте под ружьем оставалось около 7,0 миллионов военнослужащих (33% призванных), а в Красной Армии - 12,8 миллиона (37% призванных). Общие людские потери вооруженных сил Германии во Второй мировой войне по расчетам Гуркина составили 13.448.000 человек, или 75,1% от числа мобилизованных и 46% от всего мужского населения Германии на 1939 год, включая Австрию. Большинство этих потерь немцы понесли на Восточном фронте. Напомним, что только за три недели боев в июне-июле 1941 года вермахт потерял 100 тыс. человек. Таких потерь немцы не несли даже в сражениях с сильнейшей армии Европы, французской. А в СССР нацисты прошли через сражения под Москвой, Ржевом, Ленинградом, Воронежем, Сталинградом, Курском, Киевом и т. д. Эти сражения стали для гитлеровцев подлинной «мясорубкой».

http://ruskline.ru/opp/2013/5/10/o_lendl...

Астафьев, например, вспоминает своё последнее посещение любимой бабушки в больнице и её просьбу принести крепко заваренного чаю. Причины невыполнения желания бабушки писатель объясняет по-детски просто: «впав в веселье и красноречие, запамятовал» с. 484]. И тут же писатель, желая, видимо, как-то нивелировать своё недостойное поведение, вводит его в широкий контекст: «А была она не очень лёгким человеком, хотя ко мне проявляла доброту посреди целого народа, забывшего о доброте» с. 484]. Как видим, «правдоруб», «человеколюб» Астафьев и бабушку недобрым словом задел, и целому народу несправедливый приговор вынес. Итак, приведённые примеры из романа и повестей показывают, насколько несостоятелен Астафьев в интерпретации событий Великой войны. Чем же объяснить запредельную ложь писателя? Тем, что Астафьев, по его словам, не читал документы, а опирался, в первую очередь, на свои воспоминания? Но если автор обращается к историческим реалиям, то, конечно, он должен представить их художественный эквивалент, немыслимый без фактологической и атмосферной правды событий. Думаем, Астафьев это прекрасно понимал, но следовать данному правилу не мог: тогда бы ничего не осталось от его солдатской «правды». Позже, при издании пятнадцатитомного собрания сочинений, Виктор Петрович подкорректировал свои свидетельства о первоисточниках романа «Прокляты и убиты». В «Комментариях» сообщается о двух ценных книгах, неожиданно полученных по почте с. 824-825]. Первую книгу «“Скрытая правда” о войне 1941 года» Виктор Петрович называет самой нужной. Не трудно догадаться, для чего нужной. Уже из названия книги очевидна её направленность, а «шедевральное» выражение «война 1941 года» говорит о многом. Но всё же возникает вопрос: что автор романа о 1942-1943 годах нашёл самое нужное в книге о начале войны? Умолчал Астафьев и о том, чем помогла ему вторая книга «Война Германии против Советского Союза 1941–1945 гг.», присланная из страны, развязавшей Вторую мировую войну. Знали немцы, кому свою книгу адресовать: не Юрию Бондареву или Евгению Носову, не Михаилу Лобанову или Владимиру Бушину (названы фронтовики с принципиально иным, чем у автора романа «Прокляты и убиты», восприятием войны), а – Астафьеву.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/28/soldat...

В свете данного письма становятся понятными дальнейшие шаги вождя: 1. Ликвидация «исторической школы Покровского», которая небезуспешно выкорчевывала русскую, традиционную историческую школу. 2. Воспрещение всяких «реформ» и «дискуссий» о «реформе» русского алфавита (постановление ЦК ВКП(б) от 5 июля 1931 г.). 3. Прямой запрет генсеком латинизировать алфавит тех народностей, которые применяют русскую письменность. 4. Создание вместо пропитанного троцкизмом РАППа Союза советских писателей. 5. Перевод, начиная с 1936 г. всех языков народов СССР на кириллицу, что было в основном завершено к 1940 г. (некириллизованными из распространенных в СССР языков остались немецкий, грузинский, армянский и идиш). 6. Развёртывание в СССР мощной пропагандистской компании в литературе, театре и кино по возвращению к исторической теме национальной традиции (обращаем внимание – совершенно не в 1941 году, а в 1930-е годы!): такие кинофильмы, как «Тихий Дон» (ещё немой, 1930 г., первая экранизация романа М. Шолохова), «Гроза» (1933 г., по пьесе А. Островского), «Пётр Первый» (1937 г.), «Александр Невский» (1938 г.), «Суворов» (1940 г.), «Богдан Хмельницкий» (март 1941 г.) и другие. 7. Уничтожение антинациональной «пятой колонны». Об этом пишет П.А. Судоплатов: «Жизнь показала, что подозрительность и ненависть Сталина и руководителей ВКП(б) к политическим перерожденцам и соперникам в борьбе за власть имели под собой реальную почву. Решающий удар по КПСС и Советскому Союзу в 1990-1991 годах был нанесён именно группой бывших руководителей партии» (Судоплатов П.А. Победа в тайной войне: 1941-1945 гг. М., 2019, с.34)» . Все перечисленные нами выше мероприятия были проведены И.В. Сталиным задолго до начала войны. С этим почти согласился Р.А. Илющенко, но… «… явно антихристианская, да и антирелигиозная повестка, наиболее широко распространившаяся в нашей стране после революции 1917 года, получила новое наполнение, начиная с 1991 года. Тогда одних революционеров экспериментаторов-марксистов у кормила власти, сменили другие революционеры экспериментаторы-либералы.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/15/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010