Система обороны и группировка японских войск в Маньчжурии и Корее к августу 1945 г. Надпись на карте генерального штаба РККА: «Оперативные планы японцев 1940–1943 гг. по захвату Советского Приморья (по показаниям военнопленного японского генерала Кито Сейити, бывшего командующего войсками 1 фронта)» Старающиеся сохранить объективность зарубежные историки отказывают Японии в праве выступать в качестве обвинителя. Так, американский историк японского происхождения Хасэгава Цуеси пишет: «Япония, так же как и СССР, использовала пакт о нейтралитете лишь для отвода глаз, поэтому в случае необходимости без терзаний совести рассчитывала аннулировать свои обязательства. Безусловно, пакт о нейтралитете нарушил СССР, а не Япония. Однако это не значит, что Япония может обвинять СССР в нарушении пакта о нейтралитете с позиций блюстителя закона » . Объявление войны и широкомасштабные военные действия против Японии со стороны Советского Союза в августе 1945 года выглядят более серьезным нарушением пакта, чем торпедирование японцами советских кораблей. Но не более того. Япония, понимавшая, что Россия будет избегать войны на два фронта и ради этого терпеть любые ее провокации, действовала нагло и безнаказанно в течение 1941–1945 годов. Ибо нападение на иностранное судно в международных водах, его захват и тем более уничтожение с гибелью или интернированием экипажа является достаточным поводом к войне и очевидным нарушением заключенного сторонами пакта. Странно читать высказывания некоторых отечественных историков (например, Б.Н. Славинского), упрекающих руководство СССР в том, что оно, мол, не денонсировало пакт до апреля 1945 года, пока само избегало войны с Японией, а вспомнило об этих нарушениях, когда Германия была практически повержена и открытие фронта на Дальнем Востоке не грозило нашей стране гибелью. Именно так, а не иначе и надо было действовать, чтобы наказать еще одного наглого агрессора – Японию – тогда, когда для этого появилась возможность . Тем не менее, СССР старался соблюсти нормы международного права. 5 апреля 1945 года нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов принял Н. Сато, посла Японии в СССР, и сделал ему заявление о денонсации пакта в соответствии с его третьей статьей. Факт денонсации, а не аннулирования, означал, что пакт будет действовать до 25 апреля 1946 года. Историк К.Е. Черевко пишет, что СССР имел право на аннулирование пакта (то есть полное прекращение его действия) «в соответствии с Парижским пактом 1928 г. о запрещении агрессии», однако не сделал этого. Поскольку «это могло бы насторожить Токио и создать дополнительную угрозу дальневосточным рубежам СССР, Советское правительство ограничилось лишь заявлением о денонсации упомянутого договора» .

http://pravoslavie.ru/141003.html

Другим источником епархиальных кадров стало вновь рукоположенное духовенство, но хиротонии в 1940-е – 1950-е гг. были единичными (по данным инспектора Совета А.П. Исаева, за все время пребывания на кафедре архиеп. Палладий рукоположил всего 5 человек) . После войны на хиротонию чаще решались люди, закаленные серьезным жизненным опытом. Например, глубоко верующим был Василий Репин (1902-1954), в 1918-1945 г. работавший в советских учреждениях (финансовых и судебно-следственных), до 1941 г. проживавший в Калининской области. Он начал болеть, стал инвалидом, когда врачи сказали, что жить уже недолго, решить остаток жизни посвятить Богу. В 1945 г. был рукоположен в сан священника. «Отец Василий был секретарем в епархии, всегда ходил только в рясе (а тогда многие священники ходили в гражданском). Он располнел от болезни... «Отъел пузо-то!» – ему кричали вслед... В него и камни бросали... «Поп!» – кричала... молодежь. Он ходил, как стена! Он недолго прожил, но послужил, лет пять-семь послужил (9 — С.Б.). Говорил:»Господь много мне отпустил. Врачи мне давали только год»« . В числе других замечательных примеров можно упомянуть протоиерея Владимира Георгиевского (1898-1971), представителя священнической династии (его дед, отец и брат тоже были священниками). Родился о. Владимир в г. Каменец-Подольске, имел два высших светских образования (в 1922 г. окончил историко-филологический факультет Каменец-Подольского университета; в 1937 г. – институт иностранных языков г. Москвы). В 1941-45 гг. жил в оккупации, в 1945 г. осужден по ст. 58-10 на 10 лет, в 1945-1954 гг. – отбывал заключение в Акмолинских лагерях Казахстана. Сам побывавший в лагерях, он из собственного опыта знал о крестном пути духовенства в условиях откровенно безбожного государства, а также слышал от своего младшего брата-священника о. Валериана Георгиевского (1900-1969). Последний в лагерях подвергался страшным пыткам: ему поливали голову кислотой, становились на грудь и вырывали бороду, раздевали догола и обливали водой на морозе.

http://pravoslavie.ru/44165.html

 Следует отметить, что материалы аналогичных фондов в германских и российских архивах в основной массе не повторяются и взаимно дополняют друг друга. Дело в том, что только часть документации различных ведомств III Рейха была вывезена в СССР, другая же часть осталась в Германии. И если довоенный период национал-социалистической политики по отношению к Русской Православной Церкви лучше документирован в российских архивах, то военный, напротив, в германских. Поэтому исследователям необходимо работать и в тех, и в других. Трофейные же немецкие акты, вывезенные в США, в настоящее время скопированы, и их можно просмотреть в Федеральном архиве Берлина и Институте современной истории в Мюнхене. Для изучения истории русской церковной эмиграции в годы Второй мировой войны можно использовать хранящиеся в Хорватском государственном архиве в Загребе (Drzavni arhiv hrvatske u Zagrebu) материалы архивно-следственного дела митрополита Загребского Гермогена (Максимова) и большой группы других священнослужителей и мирян различных конфессий, осужденных по указанию коммунистического руководства Югославии Военным трибуналом при коменданте г. Загреба 29 июня 1945 г. (д. K 167/1945), а также некоторые документы Синода Элладской Православной Церкви за 1941–1943 гг., хранящиеся в Историческом архиве Священного Синода Элладской Церкви в Афинах ( Historical Archives of the Holy Synod of the Greek Church – HAHS). Большая группа подобных материалов содержится в Центральном государственном архиве Болгарии в Софии (Централен държавен архив – ЦДА). Здесь интерес представляют как фонды занимавшихся церковными делами русской эмиграции учреждений и ведомств этой страны, так и документы самой Болгарской Православной Церкви 1930-х – 1945 гг., прежде всего фонд Священного Синода (Ф 791к). Русские церковные документы за 1941–1945 гг. содержат архивы двух американских университетов. Первый из них – Бахметьевский архив русской и восточно-европейской истории и культуры – находится в Колумбийском университете г. Нью-Йорка (The Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture, New York). В этом архиве могут быть использованы главным образом документы фонда известного деятеля Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Востокова, служившего в годы Второй мировой войны в Югославии. Другой архив принадлежит Стенфордскому университету, расположенному в Силиконовой долине вблизи г. Сан-Франциско (Калифорния). Одна часть архива хранится в Гуверовском институте войны, революции и мира (Hoover Institution on war, revolution and peace Archives, Stanford University): коллекции А. Даллина, Н. Иванова, Б. Николаевского, Г. Фишера, а вторая – в специальной коллекции университетской библиотеки (Stanford University, Special collections Librarian). Здесь особенный интерес представляет фонд епископа Григория (Граббе) – управляющего делами Архиерейского Синода РПЦЗ в годы Второй мировой войны (тогда еще являвшегося мирянином).

http://bogoslov.ru/article/2564245

Закрыть Исторический смысл ленинградской блокады В свете «арабо-израильского конфликта» 10.11.2023 188 Фото: предоставлено автором Исторический феномен существования Святой Руси, Российской Империи, СССР , представляющей собой Россию с окаймляющими ее малыми народностями, Российской Федерации; раскинувшейся на одной шестой суши земного шара – для православного человека объясняется её (России) предназначением для исполнения исторической функции на земле – «спасения человеческих душ», подверженных духовному тлению. «Не праведников пришёл Я спасти, но грешников» – сказано Спасителем в Новом Завете. Поэтому духовная катастрофа, разразившаяся в России в начале двадцатого века (февраль 1917 года), соизмеримая с катастрофой, постигшей Византийскую империю в 1453 году, отразилась в последующие годы многими миллионами человеческих жизней. «Центральным моментом» существования страны в этот безбожный (если не считать времени правления т. Сталина с 1936 по 1953 гг.) период, начиная с февраля 1917 года и заканчивая августом 1991 года, выступила Великая Отечественная Война 1941–1945 гг. с немецкими агрессорами и их европейскими сателлитами. В плане стратегического противодействия нашествию германских войск в войне 1941–1945 гг. три города СССР «ни в коем случае» не подлежали их сдаче противнику – нацистским агрессорам. Этими городами были – Москва, Сталинград (бывший Царицын) и Ленинград (Санкт-Петербург). Заметим, что начиная с 1917 года, когда начался процесс уничтожения русской элиты, масса инородцев – часто натурализовавшихся, но еще не обрусевших, переселялась в главные города России – Москву, Киев, Петербург. Начинался процесс образования «советской» элиты. И, вот, этот процесс на двадцать третьем году существования СССР (1941 год) ознаменовался войной, которая должна была охарактеризовать духовное состояние общества, подвергнувшегося испытанию войной; его способность переносить тяготы военного времени, его единство в достижении цели – победы над врагом. Блокада Ленинграда продолжалась с конца 1941 года и была прорвана в январе 1943 года.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/10/is...

Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками парадов на Красной площади 7 ноября 1941 г., 24 июня 1945 г. и 9 мая 2015 г. 24 июня 2015 г. 14:30 24 июня 2015 года, в день 70-летия исторического Парада Победы на Красной площади, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками парадов на Красной площади 7 ноября 1941-го, 24 июня 1945-го и 9 мая 2015 годов. По благословению Его Святейшества и при поддержке Министерства обороны России и Правительства Москвы в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя собрались участники важнейших сражений Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и военной службы, сегодняшние защитники Отечества. В числе собравшихся были Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, кавалеры государственных наград, военачальники, члены Правительства Москвы, руководители и актив общероссийских и столичных ветеранских организаций, священнослужители Русской Православной Церкви. В мероприятии участвовали председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов . Торжественное собрание началось с демонстрации фильма, посвященного парадам на Красной площади 1941, 1945 и 2015 гг. В Зал церковных соборов были внесены Государственный флаг Российской Федерации, Знамя Победы, Флаг города-героя Москвы, боевые знамена Великой Отечественной войны. Прозвучал Гимн Российской Федерации. Затем начальник отдела Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации, заслуженный работник культуры России О.В. Тихомирова представила боевые знамена: Знамя Победы; знамена 8-й Гвардейской ордена Ленина, Краснознаменной ордена Суворова Режицкой им. И.В. Панфилова стрелковой дивизии; 1-й гвардейской штурмовой авиационной Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии; Гвардейского Краснознаменного Военно-Морского флота.

http://patriarchia.ru/db/text/4132779.ht...

Патриарх Кирилл: Мы построим процветающую Россию только тогда, когда будем способны к самопожертвованию 11 сентября 2011 года после богослужения в Троицком соборе г. Щелково Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к мемориалу воинам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на аллее Славы. Затем Святейший Владыка обратился с кратким словом к ветеранам и молодежи, собравшимся у памятника. 12 сентября, 2011 11 сентября 2011 года после богослужения в Троицком соборе г. Щелково Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к мемориалу воинам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на аллее Славы. Затем Святейший Владыка обратился с кратким словом к ветеранам и молодежи, собравшимся у памятника. 11 сентября 2011 года после богослужения в Троицком соборе г. Щелково Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к мемориалу воинам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на аллее Славы. Затем Святейший Владыка обратился с кратким словом к ветеранам и молодежи, собравшимся у памятника. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваше Превосходительство, уважаемый Борис Всеволодович! Дорогие владыки, отцы, братия и сестры! Особое мое слово к ветеранам, которые здесь присутствуют, и к молодежи, детям, которые сегодня тоже вместе с нами. Мы возлагаем цветы и венки к монументам, воздвигнутым в честь сынов и дочерей Отечества нашего, которые отдали жизнь за свою страну, за свой народ. В сознании современного человека самое дорогое — это жизнь. Самое главное в жизни — это достижение благополучия, и ничто другое несоизмеримо с этими ценностями. Почему же предшествовавшее поколение, поколение ветеранов, считало иначе? Почему они считали, что главной ценностью является не их личная жизнь, а спасение народа? Не благополучие, а готовность идти до конца в борьбе с врагом, подвергая себя смертельной опасности? И ведь сколько людей не вернулось с поля брани, сколько пропало без вести, в том числе жителей Щелковского района! Сколько людей вернулось инвалидами, лишенными возможности работать, трудиться, иметь семью! Ради чего были все эти жертвы? С точки зрения современной жизненной психологии эти поступки необъяснимы. Но именно эти поступки и мотивация, которая двигала нашими воинами и тружениками тыла, ныне здравствующими ветеранами, привели к спасению страны.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

А фото встречи ее «императорского высочества» вел. княгини Виктории Федоровны с Гитлером в Кобурге тоже фейк? И в книге «Русский Корпус на Балканах во время II Великой войны. 1941-1945 гг.». и в 6-ти серийном фильме: «Русский корпус. Свидетельства» говорится о том, что русские эмигранты считали свою борьбу с Советским Союзом и партизанами Югославии, как продолжение белой борьбы. Д. Ковалевский в очерке «Во имя Родины» пишет, что люди, вставшие в ряды Русского корпуса мирились с временной победой Германии, считая большевизм Сталина более опасным. Поэтому, лозунг был такой: «Хоть с чертом, но против врага ( «Русский Корпус на Балканах во время II Великой войны. 1941-1945 гг.»…, с.15). В книге В.Д. Вертепова четко сказано, что генерал Скородумов выдвинул немцам ряд условий, среди которых одно гласило: «Русский корпус одет в старую русскую форму, материал для которой будет дан из старых сербских запасов». Вот, что об этом пишет Б. Янковский в очерке: «Форма одежды»: «Первоначально форма корпуса имела подобие нашей формы времен первой мировой войны. В однобортном походном мундире защитного цвета, стоячий воротник был переделан в отложной и на нем нашиты шинельные петлицы. На плечах из того же сукна были нашиты старые русские погоны, обозначавшие последний чин в русской армии, который никакого служебного значения не имел. Чины и звания отличались на петлицах, наподобие Красной Армии. Лейтенант имел на петлице узкую серебряную полоску, обер-лейтенант с одной, а гауптман с двумя квадратными звездами. Майор – две серебряные полоски, оберст-лейтенант с одной, а оберст – с двумя звездочками… Головной убор-пилотка, фуражка русского образца и шлем с белым ополченским крестом. За недостатком этого обмундирования вновь формируемые части одевались в темно-коричневую форму, построенную собственным попечением» («Русский Корпус на Балканах во время II Великой войны. 1941-1945 гг.».., с. 31). Фотографий казнённой партизанки, народного героя Югославии в интернете выставлено несколько. Видны на форме у палачей знаки принадлежности к вермахту, то есть орлы, которые сжимают в лапах свастики. Это форма русского корпуса из сербских запасов до того как в апреле 1943 года бойцы и командиры русского корпуса будут переодеты в немецкую форму. Лозунг белых: «Хоть с чертом», но против коммунистов, – говорит сам за себя. Русский корпус воевал с югославскими коммунистами и карал их, исходя из своей идеологии.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/27/i_...

Мы собрали для вас самые лучшие рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Рассказы от первого лица, не придуманные, живые воспоминания фронтовиков и свидетелей войны. Мы собрали для вас самые лучшие рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Рассказы от первого лица, не придуманные, живые воспоминания фронтовиков и свидетелей войны.  Рассказ о войне из книги священника Александра Дьяченко «Преодоление» — Я не всегда была старой и немощной, я жила в белорусской деревне, у меня была се­мья, очень хороший муж. Но пришли немцы, муж, как и другие мужчины, ушел в партизаны, он был их командиром. Мы, женщины, поддерживали своих мужчин, чем могли. Об этом ста­ло известно немцам. Они приехали в деревню рано утром. Выгнали всех из домов и, как ско­тину, погнали на станцию в соседний городок. Там нас уже ждали вагоны. Людей набивали в те­плушки так, что мы могли только стоять. Ехали с остановками двое суток, ни воды, ни пищи нам не давали. Когда нас наконец выгрузили из ваго­нов, то некоторые были уже не в состоянии дви­гаться. Тогда охрана стала сбрасывать их на зем­лю и добивать прикладами карабинов. А потом нам показали направление к воротам и сказали: «Бегите». Как только мы пробежали половину расстояния, спустили собак. До ворот добежали самые сильные. Тогда собак отогнали, всех, кто остался, построили в колонну и повели сквозь ворота, на которых по-немецки было написано: «Каждому — свое». С тех пор, мальчик, я не могу смотреть на высокие печные трубы. Она оголила руку и показала мне наколку из ряда цифр на внутренней стороне руки, бли­же к локтю. Я знал, что это татуировка, у моего папы был на груди наколот танк, потому что он танкист, но зачем колоть цифры? — Это мой номер в  Освенциме . Помню, что еще она рассказывала о том, как их освобождали наши танкисты и как ей повезло дожить до этого дня. Про сам лагерь и о том, что в нем происходило, она не расска­зывала мне ничего, наверное, жалела мою детскую голову. Об Освенциме я узнал уже позд­нее. Узнал и понял, почему моя соседка не мог­ла смотреть на трубы нашей котельной.

http://pravmir.ru/rasskazy-o-vojne-rassk...

В 1944 году командир русского корпуса Штейфон договорился с Власовым о включении русского корпуса во власовскую армию. «Уехав в Германию и явившись к генералу Власову, командир корпуса предоставил корпус в его распоряжение», – пишет С. Гулевич в «Кратком очерке действий корпуса» («Русский Корпус на Балканах во время II Великой войны. 1941-1945 гг.»). 16 марта 1945 года по приказу командования все чины Корпуса нашили нарукавные нашивки «РОА» . Так что господин Азаров, видимо, не читал книгу Дмитрия Петровича Вертепова «Русский Корпус на Балканах во время II Великой войны. 1941-1945 гг» (Нью-Йорк: Наши вести, 1963), и поэтому разделяет белых и Власова. Вместе с Власовым все командиры и рядовые Русского Корпуса – предатели!. В апреле 1945 года Русский корпус вступил в бой с Красной Армией как власовский корпус. « Белые» власовцы – преступники, а русские только по названию, так как гитлеровский «инструмент», частью которого они являлись, стоил русскому народу 27 млн. человек! И современным белым этого мало?! Главнокомандующий вооруженными силами президент России Владимир Владимирович Путин на Параде Победы на Красной Площади 9 мая 2021 года сказал: «История требует делать выводы и извлекать уроки. Но, к сожалению, многое из идеологии нацистов, тех, кто был одержим бредовой теорией о своей исключительности, вновь пытаются поставить на вооружение. И не только разного рода радикалы и группировки международных террористов. Сегодня мы видим сборища недобитых карателей и их последователей, попытки переписать историю, оправдать предателей и преступников, на руках которых кровь сотен тысяч мирных людей». Вопрос о фейке, как утверждает В. Азаров, о фотографии казни югославской партизанки. Владимир Азаров не может определить: кто именно набрасывает петлю на шею девушке, ссылается на то, что специалист определил бы по фото палача, как представителя либо Хорватских сил самобороны (Хорватское самобранство), либо хорватско-немецкой полиции. На этом основании Владимир Азаров делает вывод, что, мол, дело здесь мы имеем с фейком, который забросили западные спецслужбы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/27/i_...

Шенк пишет о небывалом прежде количестве книг, изданий, публикаций, посвященных Александру Невскому в то время: " Ни одна другая фаза долгой истории памяти об Александре Невском не была так богата работами о нем, как период между 1941 и 1945 гг.  Период между 1941 и 1945 гг. можно обозначить как одну из вершин культа Александра Невского в русской и советской истории. После 1941 г. он мог быть интегрирован в советскую военную пропаганду в практически неизмененном виде… на дискурс об Александре Невском военного времени со всей очевидностью наложил отпечаток фильм Эйзенштейна. Официальное прочтение деяний героя после 1941 г. отличается прогрессирующими националистическими и милитаристскими чертами, а также новой формой сакрализации " . Фритьоф Шенк пишет о учрежденном в 1942 г. ордене Александра Невского :   «Орденом награждались командиры Красной армии за «личную отвагу, мужество и храбрость, умелое командование подразделением, частью и соединением, обеспечившие успешные действия в б оях». В годы Великой Отечественной войны орденом Александра Невского было награждено около 42 тысяч командиров. « Следует учитывать, что   это послужило прочному укоренению образа Александра Невского в его советском патриотическом изводе в историческом сознании руководящего состава Красной армии, – считает Шенк. –  В годы войны Александр Невский выдвинулся как одна из важнейших исторических фигур советской  русской самоидентификации не в последнюю очередь потому, что исторический фильм Эйзенштейна 1938 г. был пущен в ход для мобилизации населения непосредственно после начала войны.  Уже радиосообщение о нападении немецких войск на СССР 22 июня заканчивалось важнейшим музыкальным лейтмотивом из фильма — «Вставайте, люди русские!». Экранизация битвы на Чудском озере сформировала дискурс об Александре Невском и всю патриотическую культуру военных лет и привела к утверждению фигуры новгородского князя в сороковые годы в историческом сознании советского народа. Так, цитаты из фильма можно обнаружить в многочисленных текстах об Александре Невском, появившихся во время войны…

http://radonezh.ru/2023/09/12/aleksandr-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010