Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте - здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.      В 1943-м Преосвященный Лука становится архиепископом Красноярским. Через год его переводят в Тамбов архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Там он продолжает медидинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.      В 1945 году была отмечена пастырская и врачебная деятельность Владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается медалью " За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. " .      В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии 1 степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах " Очерки гнойной хирургии " и " Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов " .      В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе " Дух, душа и тело " , начатая в начале 20-х годов.      26 мая 1946 года Преосвященный Лука, несмотря на протесты тамбовской паствы, переведен в Симферополь и назначен архиепископом Крымским и Симферопольским.      1946-1961 годы были всецело посвящены архипастырскому служению. Болезнь глаз прогрессировала, и в 1958 году наступила полная слепота.      Однако, как вспоминает протоиереи Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал Владыке совершать Божественные службы. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.      Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Похоронен Владыка на городском кладбище Симферополя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Армия стала практически не боеспособна. Антон Керсновский указал на кукловодов и источники финансирования тех, кто в разгар войны вел в действующей армии и тылу (только в России!) агитацию за так называемый мир без аннексий и контрибуций. «Германское командование, - пишет историк, - усилило свою контрподготовку, все время приказывая Ленину устраивать демонстрации в Петрограде и предписав ему вести борьбу против наступления под лозунгом «мира без аннексий и контрибуций». 17 июня командир 1-го германского резервного корпуса генерал фон Морген отметил в своем дневнике циркулярное распоряжение германской Главной квартиры сообщить в русские окопы лозунг «мира без аннексий и контрибуций». Таким образом, этот дурачивший головы русских солдат лозунг был придуман Людендорфом». Сообщения с Лениным Гинденбург и Людендорф поддерживали курьерами через Финляндию и дальше телеграфом через Швецию посредством Фюрстенберга-Ганецкого и Гельфанда-Парвуса, указывает Керсновский. Приказания германской Главной квартиры достигали Ленина на второй день. «В первых числах мая в Россию прибыл правая рука Ленина - Бронштейн-Троцкий, снабженный громадными кредитами (72 миллиона марок золотом) германским Рейхсбанком и еврейскими банками в Америке, всегда субсидировавшими русское революционное движение. Если Ленин был головой русской революции, то исступленно кровожадный Бронштейн стал ее душой, вложив в дело разрушения России безграничный пафос ненависти. Прибытие Троцкого с деньгами дало возможность большевикам широко развить свою печать и пропаганду» Когда развал дисциплины достиг предела, а решения, идти или не идти в наступление, принимались на митингах разнузданной солдатской массы, генерал Л.Г. Корнилов потребовал обуздания Советов и прекращения подрывной деятельности на передовой и в тылу. Прошедшим через горнило Второй мировой войны такое, возможно, покажется странным - добиваться суровой кары для изменников и пособников врага. Без подобных мер никакая война немыслима. Но случилось то, что случилось, и чем закончилось, известно. Сопоставьте это с действиями советской власти во Вторую мировую, в схожих обстоятельствах развала и разгрома летом-осенью 1941 или весной-летом 1942 гг. Можно вспомнить о сталинских приказах 270 о трусах и дезертирах и 227 «Ни шагу назад!», о вездесущих и безжалостных НКВД и «Смерш». Как справедливо отметил военный историк О.С. Смыслов, в войне 1941-1945 гг. нам удалось выстоять только благодаря сочетанию героизма и самоотверженности советских людей с массовым террором на фронте и в тылу. Только в 1941-1942 гг., указывает историк, военными трибуналами фронтов и армий было приговорено к расстрелу «за паникерство, трусость и самовольное оставление поля боя» 157 593 человека

http://ruskline.ru/analitika/2014/08/6/z...

И из этого необходимо сегодня сделать соответствующие выводы, иначе так и будем жить «в стране невыученных уроков». Памятью не одной Великой Отечественной живет русский человек. Чтобы выучить этот урок истории, необходимо пробудить интерес масс к данной теме. В русской истории было множество войн. Однако сегодня почему-то вспоминают только о последней войне 1941-1945 гг. Наверное, это обусловлено тем, что еще живы ветераны Великой Отечественной. С другой стороны, в советское время было принято говорить, что подлинная история России началась лишь в 1917 г. А между тем интерес к истории Первой мировой войны 1914-1918 гг. обусловлен несколькими фактами. Во-первых, это была первая война, где роль играла уже не пехота, а техника и технологии. В эту войну уже впервые в мировом масштабе активно применялось не только стрелковое оружие, но использовалась артиллерия, танки, самолеты (аэропланы). Эта война также «открыла» миру смертоносную силу оружия массового поражения (газовая атака, химическое оружие). Во-вторых, в этой войне впервые в боевых действиях активно участвовали женщины. Так под Сморгонью был задействован первый женский батальон смерти под командованием Марии Бочкаревой, о чем снят художественный фильм «Женский батальон». В-третьих, еще одной отличительной особенностью этой войны были полковые священнослужители – капелланы, которые благословляли, вдохновляли солдат и офицеров перед боем, а также исповедовали их, причащали и отпевали в случае гибели. Представители духовенства кормились и жили вместе с бойцами. Полковые священники практически одевались всегда в красном пасхальном облачении, что явилось символом того, что смерть на поле боя для бойца открывала врата в Царство Небесное. Такого открытого активного участия духовенства в жизни армии по определению не могло быть в последней войне 1941-1945 гг. в силу религиозных гонений в эпоху советского атеистического строя. Во время Первой мировой войны случались и чудеса. Так одно из таких чудес случилось в ночь с 13 на 14 сентября 1914 года, когда русским солдатам, находящимся в окружении немецких войск в лесах близ г. Августова, явилась Божья Матерь с младенцем Иисусом Христом на руках и помогла выйти из окружения. Позже в начале 1915 г. под Августовом произошло сражение, которое ознаменовалась победой русских войск под командованием генерала П. И. Булгакова.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/29/so...

Сегодня мы также вспоминаем генерала армии, Героя Советского Союза Валентина Ивановича Варенникова , скончавшегося в 2009 году. Он родился 15 декабря 1923 г. в Краснодаре. К началу Великой Отечественной войны Валентин успел окончить среднюю школу. Уже в августе 1941 г. его призвали в армию и направили в военное училище. После его окончания в 1942 г. Варенников в звании лейтенанта был направлен на Сталинградский фронт. Он участвовал в форсировании Днепра, сражался за освобождение Белоруссии и Польши, брал Берлин. За время войны был трижды ранен, награжден четырьмя боевыми орденами. В июне 1945 г. участвовал в Параде Победы, встречал привезенное из Берлина Знамя Победы и сопровождал его в Генштаб. Великую отечественную войну закончил в звании капитана. После войны Варенников остался в армии, занимал ряд командных должностей, окончил Военную академию имени Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, Высшие академические курсы Генерального штаба. С 1962 по 1966 гг. Варенников был командиром дивизии Ленинградского военного округа, с 1967 по 1969 гг. – командиром корпуса Ленинградского военного округа. Затем до 1971 г. он возглавлял 3-й армию Группы Советских войск в Германии, а в 1971-1973 гг. был первым заместителем начальника штаба Группы Советских войск в Германии. В 1973-1979 гг. Варенников занимал пост командующего войсками Краснознаменного Прикарпатского военного округа. В 1978 г. ему было присвоено звание генерала армии. В 1979-1984 гг. Варенников служил начальником Главного оперативного управления, затем до 1989 г. первым заместителем начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. В связи с военными конфликтами и советским участием в них генерал Варенников побывал в Анголе, Сирии, Эфиопии и Афганистане. Был главным организатором работ воинских частей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1984-1989 гг. – начальник Группы управления Министерства обороны СССР в Афганистане. 1989-1991 гг. – Главнокомандующий Сухопутными войсками – заместитель министра обороны СССР, член Совета обороны СССР.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/06/de...

В конце 1943 - начале 1944 гг. дух бандеровцев был высок - когда Красная Армия перешла Днепр, они выставили лозунг - «Советы гонят на запад - мы наступаем на восток» и объявили «поход на Киев»! Это был пик 30-40 тысячной УПА. (По немецким данным к осени 1944 г. военное ядро УПА насчитывало около 50-80 тысяч чел. Было и нерегулярное ополчение неопределённой численности). «Абвером» и лично Канарисом было указано создать украинское подполье для диверсий, террора и шпионажа. С весны 1944 г. УПА согласовывала свои планы с подразделениями Вермахта. Был выпущен приказ поддерживать фашистов и прекратить нападения на мелкие подразделения гитлеровцев с целью захвата оружия. С августа 1944 г. началось «своего рода генеральное взаимодействие между УПА и боевыми германскими частями». Против Красной Армии УПА приняла тактику малой войны. Распространённым приёмом нападения бандеровцев было переодевание в форму красноармейцев или НКВД. Иногда они обряжались женщинами, переходили фронт в крестьянской одежде или скрываясь под маской красных партизан. «Украинская националистическая революция» показала себя более бесчеловечной, чем нацизм в Германии. «Ревтрибуналы УПА» наводили ужас своим террором. Свирепства 1941-1945 гг. были продолжением зверств галичан в 1914-1918 гг. В июне 1943 г. представитель Центрального провода ОУН Д.Клячковский («Клим Савур»), вдохновлённый гитлеровским решением национального вопроса, дал секретную директиву «о поголовном и повсеместном физическом истреблении всего польского населения, проживающего на территории западных областей Украины». Ради «Святой Земли Украинской» и «Великого Народа Украинского» (слова присяги УПА 19 июля 1944 г.) расправу над безоружным польским населением на «этнических украинских землях» ОУН и УПА вели не только огнестрельным оружием, но дубьём, ножами, косами, вилами и досками с гвоздями. Чтобы «этнической чистке» помогал ужас, жертв убивали изуверски - вбивали гвозди в череп, прибивали колом к земле, перепиливали наполовину пилой, вспарывали живот и заливали кипятком, срезали бритвой кожу с лица, проталкивали до горла палку, всаженную в вагину. Маленьких детей насаживали на штакетник. В декабре 1943 г. Шухевич, видимо, имея в виду зверскую «волынскую резню» поляков, заявил, что на Волыни деятельность ОУН-УПА «ведётся гораздо лучше, чем в Галиции».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

По традиции на кинофестивале работает «Детское жюри» под руководством заслуженного учителя России Ольги Нерсесовой. Проводится социологический опрос зрителей, по итогам которого вручается «Приз зрительских симпатий». В этом году гостей кинофестиваля ожидает разнообразная внеконкурсная программа, состоящая из тематических и ретроспективных показов. Рубрика документального кино «Но помнит мир спасенный» посвящена           65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и представляет уникальную архивную кинохронику об освобождении стран Европы в 1944–1945 годах («Освобождённая Франция», «Будапешт», «Берлин»). Программа «Образ Веры: Пробуждение, Возвращение, Присутствие» сформирована совместно с Госфильмофондом России, при поддержке Кинофонда Свердловской киностудии, Санкт-Петербургской студии документального кино, студии «Остров» и включает в себя лучшие отечественные и зарубежные документальные фильмы (1945–2005 гг.). Юбилейным событиям этого года посвящены: - Спецпоказ кинофильма «Пять вечеров» по случаю 65-летия известного режиссера и актера Никиты Михалкова; - 4 ноября Творческая встреча с легендой анимационного кино Леонидом Шварцманом: мастеру в этом году исполнилось 90 лет; - 5 ноября Вечер памяти Сергея Бондарчука, посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося режиссера, с участием народной артистки России Ирины Скобцевой. На вечере будет представлен документальный фильм о создании эпохальной киноленты «Война и мир» по роману Льва Толстого. Сама же киноэпопея будет демонстрироваться в рамках тематического показа «Русская классика на экране». В дни осенних школьных каникул специально для младших школьников и дошкольников организаторами фестиваля подготовлена интересная и яркая анимационная программа. Открытие детской и внеконкурсной программы фестиваля состоится в Киноцентре на Красной Пресне 1 ноября в 14.00. Там же, в Киноцентре, в дни работы фестиваля будет действовать Международная передвижная выставка детского художественного творчества «Божий мир глазами ребенка», где маленьким зрителям представится возможность принять участие в мастер-классах и конкурсах.

http://pravoslavie.ru/42126.html

Для участия в работе жюри VII Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» приглашены мастера отечественного и зарубежного кинематографа, киноведы, педагоги, художники: режиссер Вера Сторожева, художественный директор Международного Фестиваля Нового кино в г. Пезаро Джованни Спаньолетти (Италия), директор сербского киноцентра, киновед Миролюб Вучкович (Сербия), режиссер, сценарист Юрий Шиллер, заместитель директора Каннского кинофестиваля Надин Сель (Франция), кинокритик Эльга Лындина, режиссер, художник, педагог Алексей Демин, художник-постановщик, педагог Марина Курчевская, режиссер, аниматор Елена Чернова, режиссер-документалист, сценарист Валерий Тимощенко и народная артистка России Ирина Скобцева. По традиции на кинофестивале работает «Детское жюри» под руководством заслуженного учителя России Ольги Нерсесовой. Проводится социологический опрос зрителей, по итогам которого вручается «Приз зрительских симпатий». В этом году гостей кинофестиваля ожидает разнообразная внеконкурсная программа, состоящая из тематических и ретроспективных показов. Рубрика документального кино «Но помнит мир спасенный» посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и представляет уникальную архивную кинохронику об освобождении стран Европы в 1944–1945 годах («Освобождённая Франция», «Будапешт», «Берлин»). Программа «Образ Веры: Пробуждение, Возвращение, Присутствие» сформирована совместно с Госфильмофондом России, при поддержке Кинофонда Свердловской киностудии, Санкт-Петербургской студии документального кино, студии «Остров» и включает в себя лучшие отечественные и зарубежные документальные фильмы (1945–2005 гг.). Юбилейным событиям этого года посвящены: — Спецпоказ кинофильма «Пять вечеров» по случаю 65-летия известного режиссера и актера Никиты Михалкова; — 4 ноября Творческая встреча с легендой анимационного кино Леонидом Шварцманом: мастеру в этом году исполнилось 90 лет; — 5 ноября Вечер памяти Сергея Бондарчука, посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося режиссера, с участием народной артистки России Ирины Скобцевой. На вечере будет представлен документальный фильм о создании эпохальной киноленты «Война и мир» по роману Льва Толстого. Сама же киноэпопея будет демонстрироваться в рамках тематического показа «Русская классика на экране».

http://pravmir.ru/v-moskve-p/

Работы И. Власовского и протопресвитера Тимофея Миненко тенденциозно отражают исторический взгляд с позиций украинских автокефалистов (всячески оправдывая их деятельность), однако они имеют определенную ценность ввиду подробного описания многих событий исследуемой темы на основе недоступных другим исследователям документов автокефальной Украинской Православной Церкви. Следует отметить также, что после распада СССР в декабре 1991 г. часть украинских и белорусских ученых пытаются найти истоки нынешней независимости своих государств в событиях Второй мировой войны. Наконец, краткий обзор истории Русской Православной Церкви и религиозной политики советского государства в военный период содержится в трех обобщающих трудах светских российских исследователей, посвященных церковной истории XX века . Несмотря на определенную изученность проблемы, некоторые важные темы еще ждут своих исследователей: религиозный фактор как один из источников победы в Великой Отечественной войне; религиозность различных слоев населения до и во время войны; состояние отдельных православных епархий в военный период; патриотическая деятельность Русской Право­славной Церкви на местах; роль Церкви в общественной жизни СССР в 1941–1945 гг.; религиозное образование в военные годы; вклад Русской Православной Церкви в органи­зацию движения сопротивления на оккупированных нацистами территориях; связи Московского Патриархата и зарубежных Православных Церквей в период войны; вклад в Победу и развитие религиозной деятельности в 1941–1945 гг. неправославных конфессий и ряд других. Таким образом, многие аспекты истории Русской Православной Церкви и других конфессий СССР в годы Великой Отечественной войны остаются малоисследованными и требуют дальнейшего изучения, прежде всего на основе ставшего за последние 20 лет доступным огромного комплекса документов российских государственных архивов. Роль существующих публикаций источников пока относительно невелика в силу специфики исследуемой темы и невозможности (за редкими исключениями) как для отече­ственных ученых, так и для зарубежных на протяжении многих лет получить доступ к соответствующим архивным материалам или опубликовать их.

http://bogoslov.ru/article/2564245

Хозяйство колониальной Бирмы основывалось на рисоводстве. В годы первой мировой войны страна стала одним из крупнейших производителей вольфрамовой руды, также добывали олово, свинец и нефть, древесину тикового дерева. Модернизация Бирмы выразилась в развитии городов, коммуникаций, портов, экспортно-ориентированной экономики, в притоке мигрантов, в изменении социальной структуры населения, в широком распространении совр. учебных заведений (в т. ч. создании ун-та), в появлении выборных органов власти и политических партий. В 20-х гг. XX в. в Бирме возникло антиколониальное движение. Вследствие мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. в стране в 1930 г. вспыхнуло крестьянское восстание под рук. Сая Сана (1876-1931). Восставшие требовали предоставления независимости Бирмы. Брит. власти подавили восстание, Сая Сан был казнен. В 1930 г. возникла патриотическая орг-ция «Добама Асиайон» (Ассоциация «Наша Бирма»; ДА). В 1935 г. парламент Великобритании принял закон об управлении Бирмой. С 1937 г. она становилась отдельной колонией (выводилась из состава Британской Индии). Был создан 2-палатный законодательный орган из выборной палаты представителей и сената, половину членов к-рого назначал генерал-губернатор, 2-ю половину - избирала нижняя палата. Правительство формировал генерал-губернатор. Оно было подотчетно палате представителей. Генерал-губернатор сохранил контроль над обороной страны, охраной порядка, внешними сношениями и финансами. ДА требовала полной независимости Бирмы. В 1939 г. в Рангуне представители ДА, движения танкинов («господ»), рабочих и студентов создали Коммунистическую партию Бирмы (КПБ). Во второй мировой войне Бирма участвовала на стороне Великобритании. По брит. Закону об обороне Бирмы 1940 г. начались преследования оппозиции. В дек. 1941 г. Япония вторглась в Бирму, а к маю 1942 г. оккупировала страну. Созданный япон. властями в мае 1943 г. Комитет по подготовке независимости Бирмы принял 1 авг. 1943 г. текст основного закона. Формально Бирма провозглашалась независимой и получала собственные ВС - Национальную армию Бирмы (НАБ), но реальной властью обладало командование япон. оккупационных войск. В 1944 г. была создана Антифашистская лига народной свободы (АЛНС) во главе с Аун Саном, занимавшим пост министра обороны в оккупационном правительстве. Целью АЛНС была ликвидация любого иностранного господства над Бирмой (как британского, так и японского). Англо-амер. войска вступили в Бирму в янв. 1945 г., в марте взяли Мандалай. 27 марта 1945 г. части НАБ восстали против Японии. В мае бирм. части во главе с ген. Не Вином освободили Рангун. Последние япон. соединения покинули Бирму в авг. 1945 г. В февр. 1946 г. от КПБ откололась Компартия «Красный флаг», сама КПБ стала называться «Белый флаг».

http://pravenc.ru/text/2564540.html

После крушения титовской Югославии в «малой Югославии» (представлявшей собою союз бывших союзных республик Сербии и Черногории) идеология претерпела некоторые существенные изменения, предпринимались попытки переосмысления некоторых принципиальных вопросов, связанных с причинами того, что именно Сербы оказались наиболее пострадавшим народом. (На территории Югославии на протяжении 1941-1945 гг. взаимно переплетались война за независимость против нацистских захватчиков; межнациональная сербо-хорватская война и гражданская война между тремя силами: коммунистами, национал-демократами и прогермански ориентированными правыми консерваторами). Тем не менее, новые управленческие кадры, отказавшись от коммунистической преемственности, не могли себя позиционировать ни наследниками четников, ни, тем более, наследниками льотичевцев. В этой связи хочу поделиться советом, который, быть может, будет интересен тем российским чиновникам, которые озадачены вопросами «российско-сербской дружбы». В Сербии нет культа Второй Мировой. Организовывать у них «Бессмертные полки» - затея не просто пустая, но небезопасная. Ибо у одного Серба деды-прадеды воевали за Дражу, у другого – за Тито, а третьи до сих пор преисполнены чувства благодарности по отношению к оболганному генералу Недичу. И поэтому культа Второй Мировой – нет. А вот культ Первой Мировой там есть. Одним из следствий этого стало то, что в Сербии до сих пор не существует Мемориального центра, посвящённого памяти жертв 1941-1945 гг. Итак, Сербы – в отличие от других народов планеты – не сумели внятно выразить свою роль в антигитлеровской борьбе. Следствием этого стало то, что знамя антифашистской борьбы народов Югославии пытаются подхватить… Хорваты. И тут мы подходим к главному. Сложилась совершенно абсурдная ситуация: на празднование 80-тилетия с начала Второй мировой приглашаются Украинц ы и Хорваты, а Русские и Сербы – не приглашаются. Между тем ни для кого не секрет, что современное политическое сознание Хорватов во многом зиждется на усташеской идеологии, точно так же, как современная политическая нация Украинцев формируется на базе бандеровщины.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/05/v_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010