А без страданий мирного населения не обходится ни одна война. Именно поэтому последний фактор – фактор народного страдания всегда можно использовать в идеологических целях. Сразу оговоримся, что есть войны, которые воспринимаются как значимые для общества, причём не только для участников событий, но и для их потомков. Эти войны являются священными по факту того, что их участники защищали свою Родину, совершали героические поступки ради великой цели, а трагедия мирного населения приобретала широкие масштабы (естественно, речь об участниках войны с одной стороны, т.к. другая сторона являлась захватчиком). К таким войнам и для России, и для Белоруссии относится Великая Отечественная. Как минимум, надписи на стенах Брестской крепости дают представление о том, что защищали советские солдаты. В период существования СССР отношение к войне было понятным. Война приобрела характер народной, Советский Союз победил. После распада СССР у новых локальных государств возникла проблема отношения к событиям 19411945 гг. Ведь если следовать логике постсоветской пропаганды, Советский Союз не давал возможности развивать что-нибудь национальное, направо и налево занимался русификацией, чем практически полностью искоренил неграмотность, всюду строил новые заводы и фабрики, нарушая тем самым экологический баланс регионов, расширял сеть поликлиник, больниц, санаториев, лишая тем самым народы веры в традиционные заговоры, самолечение, прочие проявления этнической культуры и совершал прочие нехорошие дела. То есть для оправдания собственной независимости бывшие части СССР должны были отказаться от советского наследия, ведь оно как раз лишало их права на суверенитет. Подавляющее большинство бывших советских республик пошли именно по этому пути. Самые яркие примеры дала Прибалтика. Запрещение советской символики в Литве и Латвии, но героизация коллаборантов, воевавших против Красной армии – вот самый простой рецепт формирования новых национальных убеждений. В подобном контексте рассматривать боевые действия периода 19411945 гг.

http://pravoslavie.ru/55286.html

Это должны делать мы ». Начальник оперативного отдела ОКВ генерал А. Йодль сообщил 7 октября главнокомандующему сухопутными войсками генерал-фельдмаршалу В. фон Браухичу волю фюрера, который вновь решил, что «капитуляция Ленинграда, а позже Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником…» С циничной предусмотрительностью эта директива предупреждает об опасности эпидемий, которые могут распространяться на войска из уничтожаемого города. «Поэтому, - говорится в ней, - ни один немецкий солдат не должен вступить в город» и приказано: «Кто покинет город против наших линий, должен быть отогнан назад огнём… Недопустимо рисковать жизнью немецкого солдата для спасения русских городов от огня, точно так же, как нельзя кормить их население за счёт германской родины… Эта воля фюрера должна быть доведена до сведения всех командиров». Вторая «сенсация», опубликованная в книге Ю. Лебедева, имеет цель дискредитировать высшее партийное и государственное руководство города на Неве. Связана эта находка с так называемыми «пирожными» голодного Ленинграда. Суть в том, что автор во время перевода книги Хассо Стахова увидел фото производства пирожных якобы для партийной элиты города. Аналогичные фотографии он обнаружил в ЦГА кинематографии и фотодокументов в Санкт-Петербурге. Автор снимка А.А.Михайлов. Дата 12.12.41г. Читаем у автора: «Два миллиона голодных ленинградцев о подобной сладкой продукции ничего не знали, а если и догадывались, то молчали из-за страха репрессий». Однако на основании этой фотографии делать вывод, что ленинградское руководство наслаждалось шоколадом, несостоятельно. Во-первых, на фото не видно, что это за продукция. Вполне возможно, что это хлеб. Во-вторых, вполне возможно это и был шоколад, но только предоставленный для летчиков-фронтовиков, так как известно, что их ежедневный паек предполагал наличие шоколада. В монографии «Питание военнослужащих в 1941-1945 гг.» подробно, по всем родам войск, приводятся данные по установленным нормам довольствия для солдат и офицеров Красной Армии: «На самолетах также полагалось держать запас на случай аварий и вынужденных посадок (по 3 банки сгущенного молока, 3 банки мясных консервов, 800 г. галет, 300 г. шоколада или 800 г. печенья, 400 г. сахара на человека» (Кринко Е.Ф., Тажидинова И.Г. Питание военнослужащих в 1941-1945 гг.).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/27/at...

Питание теперь у нас, благодаря стараниям к[ультурно-]б[ытовой] комиссии, значительно улучшилось, однако, возможно, ненадолго, так как и в эту комиссию втесались некоторые недостойные лица. Недавно для лучших рабочих было получено 20 хороших шерстяных костюмов. Несмотря на это, два члена комиссии, никогда палец о палец не ударивших, умудрились получить костюмы в первую очередь. Администрации, при теперешнем положении, это очень на руку, потому что это расшатывает стойкость и основы комиссии. Кроме того, не меньше половины членов комиссии подпадет под амнистию, и все пойдет по-старому. Весьма выгодно было воровать разным служащим. Недавно мне снова случайно пришлось посетить Прищепу 933 . Он просил меня обязательно посидеть с ним и побеседовать. После общих разговоров он перевел разговор на вопросы религии и Церкви. Как я убедился, он очень сведущ в этих делах и, как видно, действительно был священником, а не симулянт, как говорил Шкурин. В магазинах у нас по-прежнему никаких продуктов нет, за исключением нескольких сортов малоходких консервов. Остаюсь с наилучшими пожеланиями уважающий Вас Т. Юнгус. Выписка из Указа Президиума Верховного Совета от 17 сентября опубликованного, в газете «Известия» от 18/IX 222–11911. Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной Войны 1941–1945 гг. После победоносного окончания Великой Отечественной войны советский народ добился новых больших успехов во всех областях хозяйственного и культурного строительства и дальнейшего укрепления своего социалистического государства. Учитывая это, а также прекращение состояния войны между Советским Союзом и Германией и руководствуясь принципом гуманности, Президиум Верховного Совета СССР считает возможным применить амнистию в отношении тех советских граждан, которые в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами. В целях предоставления этим гражданам возможности вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами социалистического общества, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

- И про папу-фронтовика напиши! – настойчиво изрёк Бондарев. –И нам с Астафьевым не забудь книгу подарить... Правда, в Волгоград я так больше и не попала, но книгу написала. И не одну. Жаль только, не подарила её ни тому внимательному чиновнику, ни нашим замечательным писателям… На Троекуровском кладбище на сороковины со дня смерти Юрия Бондарева, будучи в составе официальной группы писателей во главе с председателем правления Ивановым Николаем Фёдоровичем, я улучила минутку и постояла у могилы своего первого «приёмного» начальника, поклонилась ему благодарно за всё доброе и попросила прощение за промахи – «вольные и невольные». Награды, премии и звания Юрия Бондарева Герой Социалистического Труда (14 марта 1984 года) два ордена Ленина (22 июня 1971 года; 14 марта 1984 года) Орден Октябрьской Революции (7 августа 1981 года) Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985 года) Орден Трудового Красного Знамени (18 марта 1974 года) Орден Дружбы народов (14 марта 1994 года) — за большой личный вклад в развитие отечественной культуры и современной отказался принять, о чём направил телеграмму Б. Н. Ельцину Орден «Знак Почёта» (28 октября 1967 года) Орден «За личное мужество» (10 марта 2009 года, Приднестровская Молдавская Республика) — за личный вклад в развитие и укрепление дружбы и сотрудничества между Российской Федерацией и Приднестровской Молдавской Республикой, выдающиеся заслуги в создании высокохудожественных произведений о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., возрождение и пропаганду истинных культурных Орден Почёта (14 октября 2003 года, Приднестровская Молдавская Республика) — за заслуги в создании и становлении писательской организации Приднестровской Молдавской Республики, пропаганду литературных произведений приднестровских авторов в Российской Федерации, организацию Дней литературы Приднестровья в городе Москва две медали «За отвагу» (14 октября 1943 года, 21 июня 1944 года) Медаль «За оборону Сталинграда» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/03/...

Закрыть Магистрали Победы Железнодорожный транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.): история и современность 06.05.2015 725 Время на чтение 8 минут Всю историю второй половины XX века пронизывают те важнейшие смыслы и значения, которые были заданы Второй Мировой войной и ее срединным пунктом и событием - Великой Отечественной войной советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Великая война по сей день будоражит память и актуализирует в сознании людей вековечные темы преступления и наказания, свободы и несвободы, добра и зла, света и тьмы, справедливости и несправедливости, чести и бесчестия. Подтверждением этому являются длящиеся уже многие десятилетия обсуждения на страницах научных журналов, дискуссии в средствах массовой информации, различные конференции, круглые столы и т.п. Юбилейные даты вновь бередят старые раны фронтовиков, а ученых, политиков и общественных деятелей заставляют обращаться к неизбывным событиям военного лихолетья. Вот и семьдесят лет уже прошло, как закончилась эта война... Международная научно-практическая конференция, посвященная семидесятилетию Великой Победы, «Магистрали Победы. Железнодорожный транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.): история и современность», состоявшаяся 22-24 апреля 2015 г. в старейшем транспортном университете России Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I как раз и стала таким коммеморативным мероприятием, которое объединило ученых историков, философов, социологов, политологов нашей страны, Дальнего и Ближнего Зарубежья. Организаторами этого научного форума выступил коллектив ученых-гуманитариев кафедры «История» ПГУПС под руководством заведующего кафедрой, д.и.н., проф. В.В.Фортунатова и администрация ВУЗа. Весьма примечательно, что конференция была представлена разными поколениями участников - ветеранами и молодежью, т.е. продемонстрировала морально-политическое и идеологическое единство научной вузовской общественности в понимании великого непреходящего значения Победы.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Отвергая высказанную И. Сталиным теорию об окончательном формировании груз. нации в 60-х гг. XIX в. и опираясь на основные компоненты, формирующие нацию (территория, язык, культура, национальное самосознание), Д. считал, что этот процесс происходил в эпоху раннего средневековья, о чем сообщил в докладе на общем собрании АН Грузинской ССР 23 дек. 1944 (Об образовании груз. нации. 1977). Особое внимание Д. уделял изучению истории царского рода Багратиони и юго-зап. провинции Грузии Тао-Кларджети (ныне территория Турции), совместно с Бердзенишвили опубликовал ряд статей о правах Грузии на эти территории (Заря Востока. 1945. 15 дек.; Правда. 1945. 15 дек.; Известия. 1945. 20 дек.; Коммунист. 1945; Вопросы истории. 1947). Д. определил принципы освещения истории народов Кавказа в учебниках и общих курсах истории народов СССР, исправил ряд ошибок (Некоторые ошибки. 1940; Письмо в редакцию. 1940). Д. внес значительный вклад в изучение груз. и северокавк. языков: он был председателем гос. комиссии по установлению норм груз. лит. языка, организовывал свано-адыгские (черкесские) языковые встречи. С 1941 г. руководил археологическими работами в Мцхете. Обнаруженный материал подтвердил ряд высказанных им ранее предположений о развитии груз. государственности. В докладах Д., опубликованных в 6-м т. его «Трудов» (1988), подведены итоги археологических изысканий. Ряд работ Д. посвящен вопросам источниковедения, исторической географии, взаимоотношениям Грузии с Византией и Арабским халифатом. В вопросе распространения христианства в Грузии Д. уделял особое внимание внутренним, внешнеполитическим и социальным процессам, роли царской власти. Д. писал о значении христианства в единении грузин в борьбе против иноземных завоевателей, о вопросах армяно-груз. раскола, о проповеднической деятельности в горных регионах. Утверждение св. царем Вахтангом Горгасали (2-я пол. V в.) главой Церкви католикоса-диофизита Д. рассматривал как акт расширения самостоятельности Грузинской Церкви и открытого противостояния монофизитству, которое он называл «персидское христианство».

http://pravenc.ru/text/171815.html

В апр. 1939 г. Н., проводившая последовательную политику нейтралитета, отказалась от подписания договора о ненападении с Германией, а с началом второй мировой войны объявила себя нейтральным гос-вом. Тем не менее Н. оказалась в фокусе военно-стратегических интересов 4 воюющих держав (Великобритания, Франция, СССР и Германия). Ее территория рассматривалась зап. гос-вами как плацдарм для антисоветских действий. В ходе советско-фин. войны, осенью 1939 - зимой 1939/40 г., Н. отклонила требование Великобритании и Франции пропустить англо-франц. экспедиционные силы через ее территорию в Финляндию. В ночь на 9 апр. 1940 г. нацистская Германия напала на Н. Потопление нем. крейсера «Блюхер» в прол. Дрёбак вместе со штабным персоналом и с войсками, предназначенными для захвата Осло, позволило норвеж. политическому руководству выиграть время и покинуть столицу. Военные действия продолжались до нач. июня, когда норвеж. правительство вместе с войсками союзников эмигрировало в Лондон, откуда управляло торговым флотом (7% мирового тоннажа), обслуживавшим нужды союзников по антигитлеровской коалиции (немцам удалось завладеть лишь 15% флота). В апр. 1940 г. Квислинг объявил о создании «национального правительства», готового сотрудничать с оккупантами. Но вскоре А. Гитлер его распустил и назначил Й. Тербовена (1898-1945) норвеж. рейхскомиссаром, фактически руководившим Н. В авг. 1940 г. власть передана норвеж. нацистам (совету из 13 комиссаров), Квислинг провозглашен вождем норвеж. нации. 1 февр. 1942 г. он стал министром-президентом и главой марионеточного национального правительства. В Лондоне продолжало действовать правительство Н. в эмиграции во главе с Нюгорсволлом, здесь активно действовали кор. Хокон VII и наследный принц Улаф, назначенный главнокомандующим Вооруженными силами Свободной Норвегии. В ответ на политику нацификации и репрессий в стране возникло движение Сопротивления (ДС), сначала в виде пассивного протеста и забастовок, но постепенно движение приобрело характер вооруженной борьбы. Норвежские патриоты организовали ряд крупных актов саботажа: напр., им удалось сорвать производство тяжелой воды в Рьюкане, на юге Н. ДС препятствовало массовой мобилизации норвеж. молодежи в германскую армию после объявления Квислингом войны СССР в авг. 1943 г. Однако ок. 5-6 тыс. норвежцев участвовали в войне на стороне Германии. В ходе Петсамо-Киркенесской операции осенью 1944 г. Советская армия нанесла поражение герм. войскам в Н.; 8 мая 1945 г. герм. части на территории Н. капитулировали. Во время войны Н. потеряла ок. 10 тыс. чел., более половины торгового флота, гос-ву был нанесен существенный экономический ущерб. В 1941-1945 гг. в Н. герм. властями были доставлены ок. 100 тыс. советских военнопленных для использования на строительных работах, ок. 14 тыс. из них погибли.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

С 1931 по 1934 г. обучался на философском фак-те семинарии св. Людовика на о-ве Джерси. В 1934-1936 гг. занимал должность профессора в коллегии св. Иосифа в Пуатье. В 1936-1939 гг. изучал богословие в семинарии Фурвьер в Лионе вместе с Х. У. фон Бальтазаром под рук. В. Фонтуанона и А. де Любака . Здесь Д. и Бальтазар открыли для себя наследие свт. Григория Нисского. В то же время Д. изучал ранние работы К. Маркса , с последователями к-рого он позже полемизировал. 24 авг. 1938 г. Д. становится священником, что не помешало его мобилизации (с 1939 по 1940 г.- в военно-воздушных силах). Во время службы в армии он начал писать первую кн. «Le signe du Temple ou de la Présence de Dieu» (Знамение Храма, или О Божественном присутствии, 1942), о к-рой говорил, что в ней содержится все его мировоззрение - любовь к созерцанию, к богословию символов и к экзегетическим методам св. отцов. В 1941 г. Д. стал капелланом высших учебных заведений в Севре и Нёйи. Был связан с Сопротивлением. В 1943 г. Д. по своей книге о свт. Григории Нисском (1944) защитил диссертацию на звание д-ра богословия в Католическом ин-те в Париже, где в 1944-1969 гг. возглавлял кафедру раннехрист. лит-ры и истории, в 1961-1969 гг. был также деканом богословского фак-та. В 1944 г. Д. защитил докт. диссертацию по филологии под рук. Э. Брейе в Сорбонне по той же книге о свт. Григории Нисском, дополнив ее франц. переводом трактата святителя «Жизнь Моисея», опубликованного в 1944 г. в 1-й кн. серии «Sources Chrétiennes», основанной де Любаком, Д. и др. Это событие ознаменовало начало возрождения католич. патристики в XX в. C 1943 г. Д.- главный редактор ж. «Études», где вышла его ст. «Les orientations présentes de la pensée religieuse» (Современные направления религиозной мысли, 1946). С 1945 г. Д. становится основателем и постоянным сотрудником ж. «Dieu vivant. Perspectives religieuses et philosophiques» (1945-1955), в к-ром часто печатались материалы в рамках диалога между представителями разных конфессий и философских школ; членом редколлегии этого журнала был В. Н. Лосский . С 1946 г. Д. начинает регулярные реферативные публикации «Bulletin de litérature patristique et d " histoire des origines chrétiennes» (Бюллетень патристической литературы и раннехристианской истории) в качестве приложения к периодическому изд. «Recherches de science religieuse».

http://pravenc.ru/text/168806.html

Вот, оказывается что получается: утверждающие о 6 млн. жертвах холокоста сознательно замалчивают, что в немецких концлагерях имелись подробные лагерные картотеки с указанием фамилий заключенных. По ним-то оказалось возможным определить общее число жертв вплоть до одного человека. В Бухенвальде эта цифра составила 51.572 человека. В энциклопедии " Великая Отечественная война 1941_1945 гг. " в статье о Бухенвальде приводится дополнительная информация: " Труд узников использовался в шахтах и на промышленных предприятиях, особенно на крупном военном предприятии Густловерке " . Немцы не разделяли заключенных по национальному признаку, что подтвердила и парламентская комиссия Великобритании. В сохранившихся документах указывалось, из какой страны заключенные прибыли, их фамилии и общее число. Например, пленные с советско-германского фронта назывались русскими, хотя среди них были представители многих народов, населявших Советский Союз. Поэтому везде, во всех документах указывается общая цифра убыли лагерного населения без разделения по национальному признаку. Сколько же среди умерших в Бухенвальде было евреев, так никто и не определил. Таким образом, уже и эта информация заставляет сомневаться в цифрах жертв холокоста. О лагере Дора в документах Нюрнбергского процесса сообщается следующее: " Вместимость лагеря 20 тысяч человек. Лагерь имеет барачную систему, где насчитывается 140 жилых и служебных бараков, имеется крематорий с двумя печами с закладкой в каждую печь по 5 трупов. По количеству пепла и по оставшимся документам в печах крематория и в ямах сожжено трупов 35 тысяч (за все время существования лагеря с 1942 по 11 апреля 1945 г.) " . Теперь можно сравнить, что точно такой же крематорий в Освенциме, но с тремя печами ( " Правда " от 7 мая 1945г.), ежемесячно сжигал 9 тысяч трупов. Все это говорит о том, что статья в " Правде " была инспирирована советскими сионистами, скрывавшимися тогда под маской коммунистов. Из доклада юридической службы 3-й армии США от 2 июня 1945 г., обследовавшей концлагерь Флоссенбюрг: " Среди жертв Флоссенбюрга были русские - гражданское население и военнопленные, германское гражданское население, итальянцы, бельгийцы, поляки, чехи, венгры, английские и американские военнопленные. Практически невозможно составить полный список жертв, погибших в лагере с момента его основания в 1938 году до дня освобождения. Приблизительно этот список насчитывает более 29 тысяч человек " . И здесь мы видим, что никто из общего списка не выделял и не подсчитывал число погибших евреев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Власов Андрей Андреевич. Родился 1 сентября 1901 г . в с.Ломакино Сергачского уезда (ныне Гагинского района) Нижегородской губернии в крестьянской семье. Окончил сельскую школу и духовное училище, куда его приняли по ходатайству отца – церковного старосты. Два года учился в Нижегородской семинарии, после закрытия которой в 1917 году поступил в Единую трудовую школу II ступени, которую окончил в 1919. Затем учился на агрономическом факультете Нижегородского университета, откуда в 1920 г . был призван в Красную Армию. Участвовал в боях на врангелевском фронте и против отрядов Махно, Каменюка, Попова и других руководителей «зеленых». Остался в армии, находился на должностях младшего и среднего комсостава. Член ВКП (б) с 1930 г . В 30-е гг. служил в Ленинградском и Киевском военных округах. В 1938-1939 гг. военный советник в армии Чан Кай-ши в Китае. Генерал-майор с 1940 г . За успехи в подготовке войск награжден орденами Красного Знамени (1940) и Ленина (1941). В начале Великой Отечественной войны командовал 4-м механизированным корпусом, затем 37-й армией, комендант обороны Киева. После разгрома 37-й армии и оставления Киева вышел из окружения, находился на излечении в госпитале. В ноябре 1941 года назначен командующим 20-й армией, которая под его руководством в декабре 1941 г . остановила 4-ую немецкую танковую армию, освободила от немцев Солнечногорск и Волоколамск, а затем прорвала немецкую оборону на р. Лама, за что Власов получил второй орден Красного Знамени и звание генерал-лейтенанта. В марте 1942 назначен заместителем командующего Волховским фронтом, в апреле 1942 принял командование 2-й ударной армией. После окружения и разгрома 2-й ударной армии 12 июля 1942 года попал в немецкий плен. Находился в лагерях для военнопленных в Летцене и Виннице, где дал согласие на руководство созданным немцами Русским комитетом, а затем Русской освободительной армией (РОА), существовавшей до конца 1944 года лишь на бумаге. Руководил деятельностью Дабендорфской школы пропагандистов. Осенью 1944 года после личной встречи с Гиммлером возглавил Комитет освобождения народов России (КОНР) и приступил к формированию вооруженных сил КОНР. 12 мая 1945 захвачен советскими войсками у города Пльзень в Чехословакии при попытке перейти в западную зону оккупации. Осужден Военной коллегией Верховного суда СССР на закрытом судебном процессе 30-31 июля 1946 г . в Москве. 1 августа 1946 года вместе с другими руководителями РОА и КОНР казнен.

http://pravmir.ru/maski-generala-vlasova...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010