Внушительные потери от атак С-13 по-настоящему взбесили Адольфа Гитлера. Фюрер объявил Александра Маринеско своим личным врагом. Советская подлодка успешно вернулась домой после 37-суточного похода. За боевые достижения в нём Тимофея Кондратова удостоили ордена Отечественной войны II степени. В приказе командира Маринеско от 20 февраля 1945 г. говорилось, что за время боевого похода в тяжелых зимних условиях старший краснофлотец Кондратов проявил себя смелым стойким и мужественным воином. Несмотря на большие штормы, своевременно обеспечивал личный состав отлично приготовленной пищей, тем самым способствовал потоплению легкого крейсера и лайнера противника водоизмещением 20 тысяч тонн. Лайнер противника, о котором написано в наградном листе, назвался «Wilhelm Gustloff». Это германский 10-ти палубный пассажирский круизный лайнер, один из крупнейших в то время пассажирских судов. Во время войны лайнер использовался Германией для военных нужд — в частности, служил плавучей казармой школы подводников. Уничтожение этого лайнера подлодкой С-13 в советской истории называют «атакой века». На немецком лайнере погибло по разным оценкам от 6 до 8 тысяч человек, в том числе около тысячи немецких подводников — офицеров и курсантов. Вторым вражеским транспортом, упомянутым в наградном листе, было немецкое транспортное судно «General Steuben» (Маринеско идентифицировал его как легкий крейсер). После атаки корабль затонул, погибло более 3000 человек. Есть историки, которые считают, что действия Маринеско не соответствуют нормам военной практики и из-за его действий по уничтожению лайнера и транспортного судна в январе-феврале 1945 года загублены жизни сотен мирных жителей и раненых немецких военных. Но… уничтоженные немецкие корабли использовались для военных целей, имели на борту военные подразделения и вооружение, не были обозначены знаком Красного креста, и ничто не говорило о том, что на них находятся раненые или беженцы. 9 мая 1945 г. в латвийском городе Лиепая вместе с сослуживцами легендарной Краснознамённой подводной лодки Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота Тимофей Кондратов тепло отметил день Победы. В этот незабываемый день вышел приказ о награждении боевого кока медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/06/k_...

В 1943-1945 гг. СНК СССР принял ок. 20 постановлений и распоряжений, касавшихся религ. объединений. Среди них: о порядке открытия церквей (нояб. 1943), об открытии текущих счетов епархиальных управлений и приходов в Госбанке СССР (1944), об освобождении от призыва и мобилизации священнослужителей (нояб. 1944), о порядке открытия молитвенных зданий религ. культов (дек. 1944), о предоставлении религ. общинам права юридического лица в части аренды, строительства и покупки в собственность домов, строений, транспорта и утвари (1945), о порядке обложения доходов мон-рей и предприятий при епархиальных управлениях (1945). В целом изменения в отношении гос-ва к религии, в частности к правосл. Церкви, не носили всеобъемлющего характера. Репрессии в отношении духовенства и верующих заметно снизились, но не прекращались за все время ВОВ. Несмотря на образование гос. органов по связям с религ. орг-циями, решение ключевых проблем религ. политики в последующие неск. лет Сталин оставил за собой, что объясняется его намерением использовать религ. фактор для решения политико-идеологических задач внутри страны и на внешнеполитической арене. В военные годы менялось отношение гос-ва к католич. Церкви (общины существовали в Прибалтийских республиках, Белоруссии и на Украине). В кон. 1943 - нач. 1944 г. проблемами урегулирования отношений с католич. Церковью занимались НКГБ, Совет по делам РПЦ, с мая 1944 г.- Совет по делам религ. культов, искавшие компромисса с руководителями католич. общин. Совет стремился не допускать закрытия костелов и мон-рей, способствовать открытию приходов в тех местах, где об этом просили верующие. В Латвии с разрешения властей возобновилась деятельность ДС, в Литве было решено не настаивать на юридической регистрации католич. общин ввиду отрицательного отношения к этому со стороны верующих. Компромиссная политика властей по отношению к католич. духовенству и верующим объяснялась стремлением советского правительства к установлению контактов с папским Престолом и нормализации межгос.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Советская историческая наука вслед за ее главным идеологом В. И. Ленины м повторяла мысль о том, что «война является результатом хищнических устремлений царей». Согласно утверждению вождя мирового пролетариата, благость войны заключается в том, чтобы уничтожить империализм как высшую форму проявления капитализма и построить социализм. Вот почему «единственным выходом из нее является превращение империалистической войны в гражданскую войну», чего, собственно, и добивались большевики, когда пришли к власти в результате Октябрьского переворота 1917 г. И нужно отметить успех работы советской пропаганды в области забвения событий Первой мировой войны. За 70-летие советской власти в сознании русского человека в лучшем случае осталась память о гибели армии генерала Самсонова и Брусиловском прорыве 1916 г. Если картину Отечественной войны 1812 г. советский человек мог воссоздать хотя бы благодаря роману Л. Н. Толстого «Война и мир» и шедевральной оскароносной экранизации С. Бондарчука , то образы Первой мировой войны воссоздавались только в негативном контексте упоминания о некогда существовавшем монархическом строе в России. Принято было считать, что войну могла остановить только революция и приход к власти большевиков, которые заключили с Германией знаменитый мир в Брестской крепости в 1918 г., о котором опять же мало кто помнит. К слову сказать, в Брестской крепости сегодня больше вспоминают о войне 1941-1945 гг., но не о событиях 1914-1918 гг. Видно, это обусловлено тем гибельным позором, под которым этот мирный договор был подписан. Однако, если обратиться к тексту мемуаров даже не царских генералов, а тех, кто потом уже воевал в Гражданскую войну 1918-1922 гг. и затем Великую Отечественную 1941-1945 гг., то можно увидеть, какое воодушевление переживали солдаты и офицеры в начале Первой мировой войны. Это было обусловлено не только тем, что в начале войны у бойцов было еще много сил для ведения боевых действий, но в первую очередь тем боевым духом, в котором традиционно воспитывался русский воин до революции 1917 г. Для мужчины той эпохи война было делом доблести и чести, поэтому такой солдат, например, как унтер-офицер Р. Я. Малиновский, ставший впоследствии маршалом Советского союза, отправился добровольцем в императорскую армию в шестнадцать лет (!). Малиновский воспитывался на картинах, образах и рассказах о героях Отечественной войны 1812 г., созданные в произведениях Пушкина и Лермонтова, поэтому еще с детства всеми фибрами души хотел стать военным. Вот, что он пишет в своем автобиографическом романе «Солдаты России»: «Все это складывалось в определенную систему, западало в чистую, неиспорченную детскую душу. И рождалась любовь, страстная, всепоглощающая любовь к России, к ее широким просторам, к ее чудесным дремучим лесам, к многоводным рекам и морям. Жизнь научила его любить людей, среди которых он родился и рос».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/29/so...

Однако вскоре обострились отношения между лидерами ОУН в эмиграции. Бандера отказался признать решения III-ro Чрезвычайного Великого сбора (съезда) ОУН от августа 1943 года, направленные на демократизацию внутриорганизационной жизни, искоренение тоталитарной идеологии «интегрального национализма» и вождизма. Он не желал смириться с созданием надпартийного органа - Украинской головной вызвольной рады - и избранием без него бюро Провода ОУН (Б) в Украине во главе с Романом Шухевичем. Требовал созыва нового Великого сбора для подтверждения собственной руководящей роли, хотя с июля 1941 г. являлся скорее символом националистического движения, нежели реальным ее лидером. Дошло до того, что Р.Шухевич и его приемник Василь Кук-«Лемиш» приказали снять лозунг «Хай живе Степан Бандера», запретили подпольщикам именоваться «бандеровцами». Представителями от западно-украинских земель на Великий сбор направили именно Д.Маевского, а также члена бюро Провода Грицая (Перебыйниса). 19 декабря 1945 г. они попали в засаду, устроенную чешскими органами госбезопасности близ границы с Германией. Маевский застрелился, а схваченный Грицай в ту же ночь наложил на себя руки в тюремной камере (по официальной версии). Яков Бусол погиб. 15 сентября 1945 года оперуполномоченный Козовского райотдела НКВД обходил село Бышки на Тернополыцине с бойцами истребительного батальона, контролируя ход хлебозаготовок. Хозяйка одного из подворий Галина Кабан вдруг занервничала, настойчиво пыталась угостить незваных гостей самогоном. Милиционер заподозрил неладное. Когда один из «ястребков» полез на чердак с проверкой, оттуда ударили автоматные очереди. Некто, отстреливаясь из автомата, метнулся к лесу и был сражен винтовочным выстрелом оперработника. В убитом арестованные соратники и С.Карин-Даниленко опознали Дмитрий Веденеев, доктор исторических наук Примечания: 1. ОГА МВД Украины. Ф.45. Оп.1. Д.102 Л.67-69 об; Деятельность органов государственной безопасности в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Сборник документов и материалов. М.: ВКШ КГБ при СМ СССР, 1964. С. 320, 334-335.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/10/hoc...

Закрыть Обратная сторона победы Политические репрессии в Крыму в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 30.12.2008 488 Время на чтение 9 минут От редакции : Этот текст продолжает цикл статей Дмитрия Соколова о красном терроре и репрессиях во время гражданской войны и послевоенного времени в Крыму. Однако она посвящена репрессиям во время Великой Отечественной войны. А потому надо сделать некоторые оговорки. Считаю, что методология автора ошибочна. Нельзя с теми же мерками подходить к оценке ситуации военного и мирного времени. К примеру, позицию тех людей, кто выражал надежду «на скорое падение большевизма», в условиях войны нельзя назвать иначе как измена, а потому репрессии в отношении их назвать несправедливыми язык не поворачивается. Обвинение в антисоветской агитации до войны и после войны - все-таки разные вещи. Неубедительны также попытки автора осудить жесткие меры власти в отношении дезертиров, предателей, а также угрозы репрессий в отношении их семей. Тех, кто не хотел защищать Отечество из чувства долга, власть должна была заставить это делать хотя бы путем угроз. За всем этим кроется главная ошибка Дмитрия Соколова и других авторов - нам надо понять, что в 1941 году гражданская война закончилась . Те, кто этого не понял, жестоко за это поплатились. Их можно пожалеть (Краснова, Шкуро, фон Панвица, даже Власова), за них нужно молиться, но оправдать их нельзя. И никогда совесть русская их не оправдает! Главный редактор РЛ Анатолий Степанов . О Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. написаны горы литературы. Об этом периоде сохранилось бесчисленное количество документов, воспоминаний, кино- и фото- свидетельств. Но даже сейчас, спустя 60 с лишним лет, многие события того страшного времени не получили должного освещения. Теперь уже ни для кого не секрет, что наряду с блистательными победами советского оружия история войны СССР с нацистской Германией имеет немало позорных страниц. Отдавая должное солдатскому подвигу, помня о миллионах погибших от рук иноземных поработителей, нельзя не сказать и о злодеяниях сталинской власти.

http://ruskline.ru/analitika/2008/12/30/...

Победы на полях сражений вдохновили националистические движения на новые свершения. По всей стране началась травля людей, связанных с иностранной культурой или религиозной традицией. В 1930-e гг. Япония живёт под влиянием идей милитаризма и националистического шовинизма. В 1937–1945 гг. идёт вторая японско-китайская война. 7 декабря 1941 г. был осуществлён знаменитый налёт на Перл-Харбор, что стало фактическим началом вооружённого противостояния с США и Великобританией в рамках Второй мировой войны. Вместе с тем были завоёваны Гонконг, Филиппины и Малайский полуостров. Во время военных действий всех поражало мужество и самопожертвование японских солдат, готовых отдать жизнь даже не только во имя достижения победы, но ради получения тактического преимущества в ходе военной операции. Создавались специальные отряды смертников – камикадзе. Камикадзе – спасители Отечества Впервые словом «камикадзе» (букв. «божественный ветер») были названы тайфуны, уничтожившие в 1274 и 1281 гг. монгольский военный флот, направлявшийся к берегам Японии. Монголы, хорошо знакомые с тихоокеанским климатом, нарочно выбирали для своих экспедиций самые спокойные периоды года. Именно поэтому внезапные ураганы были расценены как божественное вмешательство, спасшее Японию. Самые известные из них – лётчики, готовившиеся совершить единственный вылет, с тем чтобы по завершении миссии обрушить свой самолёт на врага. Для этого изготавливались даже специальные самолёты-снаряды, начинённые взрывчаткой, возвращение которых на авиабазу изначально не предполагалось. Существовала религиозная концепция, согласно которой Аматэрасу возложила на лётчиков особую миссию по охране Японии. Погибшие прославлялись как герои, объявлялись ками, в их честь воздвигались храмы, а семьи пользовались огромным уважением соотечественников. Молодых людей, желающих отдать свою жизнь за императора и страну, находилось гораздо больше, чем самолётов, годных для этой цели. 6 и 9 августа 1945 г. авиация США нанесла атомные бомбовые удары по городам Хиросима и Нагасаки. 9 августа СССР вступает в войну с Японией. В результате этих событий 2 сентября 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В 20-30-х гг. Г. участвовал в работе различных молодежных христ. орг-ций, подготовил ряд публикаций, посвященных теоретическим вопросам педагогики и христ. воспитания молодежи, христ. интерпретации европ. культурного творчества (статьи и монографии о древнегреч. философе Сократе , блж. Августине , Данте Алигьери, Б. Паскале , Ф. М. Достоевском , Ф. Гёльдерлине и Р. М. Рильке, где Г. стремился через биографии сделать наглядными некие общие парадигмы понимания жизни), а также философско-теоретическим проблемам («Противоположность: Опыт философии жизненно-конкретного» (Der Gegensatz: Versuche zu einer Philosophie des Lebendig-Konkreten)). В 30-х гг. Г. завоевал широкую известность как проповедник, публичный оратор и журналист. После прихода к власти в Германии нацистов Г. выступил с резкой критикой идеологии и практики национал-социализма, в нач. 1939 г. издал во Франции под псевдонимом Л. Вальдор кн. «Христианин перед лицом нацизма» (Le chrétien devant le racisme). 11 марта 1939 г. по решению нацистских властей была закрыта кафедра Берлинского ун-та, где преподавал Г., сам он был отстранен от преподавания и уволен из ун-та. В 1941 г. вышел офиц. запрет на письменные или устные публичные выступления Г. В нарушение запрета летом 1943 г. по приглашению католич. пресв. А. Ваксмана Г. выступил с циклом лекций «Свобода, благодать, судьба» в Грайфсвальде, за что Ваксман вскоре был арестован и казнен († 21 февр. 1944). В 1943-1945 гг. проживал в Мосхаузене (Швабия) у друга, католич. пресв. Й. Вайгера, там Г. написал неск. томов автобиографического дневника. После войны, в 1945-1948 гг., возглавлял кафедру философии религии и христ. мировоззрения Тюбингенского ун-та, в 1948-1962 гг.- одноименную кафедру на философском фак-те Мюнхенского ун-та (ныне носит имя Г.), где он также служил в университетской ц. св. Людовика. В 1950 г. по поручению нем. епископата Г. осуществил новое издание Псалтири с переводом на нем. язык. В том же году вышло одно из самых известных его произведений - «Конец Нового времени: Попытка найти свое место» (Das Ende der Neuzeit: Ein Versuch z. Orientierung), продолжившее характерные для нач. XX в. дискуссии о кризисе новоевроп. гуманизма.

http://pravenc.ru/text/161766.html

Заключительные доклады были посвящены государственному законодательству в отношении Русской Церкви советского периода. Исследователь из Самары В. Н. Якунин (Самарский ГУ) в докладе “Из­менение правового положения РПЦ в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.” рассказал о разработке и принятии Положения об управлении Русской Православной Церковью 1945 г. и о реакции на основные нормы этого Положения духовенства и верующих. Так, норма Положения о контроле за средствами прихода со стороны настоятеля порой встречала упорное сопротивление со стороны старост храмов и других членов церковных советов, до этого самостоятельно распоряжавшихся церковными средствами. Итог обсуждению вопроса о влиянии государственного законодательства на жизнь Церкви подвел доклад А. Л. Беглова (ИРИ РАН), обратившего внимание на то, что в течение 1920–1940-х гг. советское руководство по собственному усмотрению определяло границу законного в церковной жизни. В 1920–1930-х гг. сфера легального постепенно сужалась: из нее выбрасывались монашество, церковные благотворительность, образование, снятые с регистрации приходы. В 1940-х гг., когда государственно-церковные отношения временно “потеплели”, границы легального стали расширяться: открывались храмы, монастыри, духовные школы. Однако сталинское руководство не желало связывать себя какими-либо обязательствами и законодательно закрепить упрочившееся положение Церкви. Оно рассматривало свою политику в отношении Церкви как “клапан”, который можно открывать или закрывать в зависимости от обстоятельств. Докладчик сопоставил церковную политику сталинского руководства с аналогичными мерами в области сельского хозяйства и пришел к выводу, что изменяемая граница легальности была характерной чертой советской социально-политической системы 1920–1940-х гг., с помощью которой эта “система пыталась взять под свой контроль глубинные человеческие потребности и производные от них общественные явления”. В заключение слово взял Я. Н. Щапов . Поблагодарив участников конференции и отметив, что Институт Российской истории — основное подразделение Российской Академии наук, в котором ведется разработка истории Русской Православной Церкви, он коротко остановился на перспективах изучения ряда дискутируемых проблем.

http://pravmir.ru/hronika-nauchnaya-konf...

Закрыть Цена Победы 10.09.2005 352 Время на чтение 7 минут В период празднования 60-летия Победы прошла интернет-конференция российских и германских ученых-историков, посвященная итогам Второй мировой войны. Это мероприятие было достаточно интересным, однако мы обратили внимание вот на какой аспект: говоря о потерях Красной Армии, известный историк Борис Соколов назвал цифру 26 миллионов. Возражения у представителей германской стороны она не вызвала... Кстати, и в наших средствах массовой информации сейчас приводятся самые различные сведения о потерях советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны. Многие из приводимых цифр не соответствуют документально подтвержденным данным и вольно или невольно умаляют мастерство советского командного состава. Не вступая в полемику с " ниспровергателями " , представляется все же целесообразным привести отрывок из книги " Россия. Век XX (1939 - 1964) " (с некоторыми сокращениями). Ее автор - талантливый отечественный литературовед и мыслитель Вадим Кожинов (1930 - 2001 гг.) посвятил последние годы жизни историческим исследованиям, развенчанию псевдо-исторических мифов о прошлом России. Знакомясь с иными нынешними сочинениями о войне, читатели волей-неволей должны прийти к выводу, что Сталин, да и тогдашний режим в целом, чуть ли не целенаправленно стремились уложить на полях боев как можно больше своих солдат и офицеров, тем самым патологически пренебрегая и своими собственными интересами, ибо, чем слабее становится армия, тем это опаснее для режима. Поскольку в сущности главная цель многих сочинений, затрагивающих вопрос о потерях нашей армии, заключалась не в исследовании реальных фактов, а в обличении Сталина и его режима, предлагались абсолютно фантастические цифры - вплоть до 44 миллионов (!) погибших военнослужащих. Полнейшая абсурдность этой цифры совершенно очевидна. В начале 1941 года население СССР составляло, как выяснено в последнее время посредством тщательнейших и всецело достоверных подсчетов, 195,3 млн. человек, а в начале 1946-го людей старше 5 лет в стране имелось всего лишь 157,2 млн. Таким образом, " исчезли " 38,1 млн. человек из имевшихся в начале 1941-го. Утрата конечно же огромна - 19,5 процента, почти каждый пятый из населения 1941 года. Но в то же время очевидна и нелепость утверждения, что только военнослужащих в 1941 - 1945-м погибло-де 44 млн. - то есть на 6 млн. больше, чем было утрачено за эти годы людей вообще, включая детей, женщин и стариков.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Что касается Югославии, Италия с 1919 года оккупировала югославский — бывший австро-венгерский портовый город Задар (итал. Зара), расположенный в центральной части восточной Адриатики, и почти все примыкающие к нему острова. Вскоре Италия оккупировала примерно 40% североадриатического полуострова Истрия, который должен был стать частью новообразованной Югославии. Югославский монарх предлагал Риму переговоры по этим вопросам, но тщетно. Притязания Рима на югославскую Адриатику воплотились весной 1941 года в ходе коллективной агрессии и оккупации Югославии войсками Германии, Италии, Венгрии и Болгарии. Причем хорватские националисты (усташи) поддерживали притязания Рима на югославскую Адриатику — в обмен на объявление в 1941-м Хорватии формально независимым государством после раздела Югославии в 1941-м: это был германско-итальянский протекторат. Только в 1945-47 гг. эти регионы, включая Задар с прилегающими островами, воссоединились с Югославией (подробнее – А. Чичкин, «Технологии ликвидации: как разрушали Югославию ... ». Уфа, «Медиа-принт», 2023). Югославия и Франция в конце 20-х - середине 30-х противодействовали агрессивной политике Италии, потому неудивительно соучастие её спецслужб в убийстве югославского монарха и главы МИДа Франции Луи Барту. Тем более, что в тот же период Париж и Белград планировали сформировать Средиземноморскую Антанту с участием также Греции и Албании: еще в 1924-м Италия пыталась захватить греческие Ионические острова (на стыке Адриатики и Средиземного моря), но безуспешно. Но претензии Рима на этот архипелаг сохранялись, реализованные в ходе германско-болгаро-итальянской оккупации Греции в апреле-мае 1941 года. Хочется надеться, что новые столь же значимые монографии по истории Балкан, геополитических процессах в этом регионе, его взаимосвязях с Россией будут подготовлены и опубликованы Е.А. Бондаревой и другими исследователями. Алексей Алексеевич Чичкин , историк, публицист Н.А. Нарочницкая Е.А. Бондарева Владения Италии с 1918 г. Оккупированные Италией территории в Южной Европе, 1942 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/23/yu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010