В июне 1999 г. началась работа над капитальным трудом по истории обители в ХХ веке, окончательно завершенная в 2012 г. Этот труд был задуман как продолжение вышедшей в 1913 г. двухтомной книги С.Г. Рункевича «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра», переизданной в сентябре 2001 г. издательством «Логос» по заказу обители. 26 февраля 2000 г. митрополит Владимир благословил открытие в сети Интернет сайта обители, а 18 сентября 2002 г.- возобновление издания газеты «Вестник Александро-Невской Лавры». Выпуск ее первого номера в январе 2003 г. стал заметным событием. С тех пор газета постоянно выходит 5-6 раз в год тиражом от 3 до 12 тысяч экземпляров, она пользуется популярностью у верующих и полностью раскупается через несколько недель после выхода. В 2005 г. была создана Интернет-версия газеты. Откликнулась обитель и на празднование 300-летия Санкт-Петербурга. В 2003 г. вышли книги: «Жизнь святого благоверного князя Александро-Невского. Александро-Невская Лавра (исторический очерк)» под редакцией архимандрита Назария, «Александро-Невское братство, 1918-1932 гг.» М.В. Шкаровского, «Когда горит свеча» Л.И. Соколовой - по истории Никольского кладбища Лавры. В 2003 г. в стенах монастыря появилась выставка Книжный форум «Христианский диалог». В 2005 г. вышли альбом иконописи лаврских иконописцев «Благосердие Богородицы», посвященный их работе по созданию уникального ансамбля современного иконописания и декоративно-прикладного искусства в церкви пос. Саперное, а также подготовленный издательством «Арт-Деко» альбом «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра». С 2009 г. епископ Назарий собирал материалы для фундаментального издания «...во имя св. благоверного князя Александра Невского», посвященного всем православным храмам мира, воздвигнутым во имя этого святого, первый том которого вышел в конце 2013 г. К 300-летию монастыря была подготовлена к выходу целая серия изданий: книга стихотворений духовника обители архимандрита Сергия (Бирюкова», монография М.В. Шкаровского «Русские православные храмы Туниса» (над которыми шефствует Лавра), новое иллюстрированное издание «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра», труды почившего духовника Лавры (в 2003-2011 гг.) архимандрита Елеазара (Иванова), находящийся в руках у читателя фундаментальный труд по истории обители в XX веке и т.д.

http://ruskline.ru/special_opinion/kultu...

После революционных событий 1917 года начинаются страшные годы безбожия, гонений на церковь. Наступление на Ростовский кафедральный собор началось еще в 20-е годы. Тогда собор вместе с колокольней был обнесен кирпичной оградой, причем, были разобраны мраморные паперти, единственный вход в собор был разрешен с западной стороны. В 1929 г. рабочие сняли последнюю икону в соборе. С 1932 по 1942 годы кафедральный собор вообще был закрыт, кресты с куполов сняты, иконостас и все внутреннее убранство было утрачено. Внутри храма устроили склад зерна, на подворье разместили зверинец. Очевидцы рассказывали, что клетку с львицей-роженицей поставили в храм, чтобы она своим ревом не пугала народ, а она еще больше стала реветь и металась по клетке до тех пор, пока ее не вынесли на подворье. В конце июля 1942 года верующие люди сами открыли собор. В начале 1951 года был установлен главный четырехъярусный иконостас, выполненный в Москве по проекту иконостаса Храма Христа Спасителя. Новая страница истории Ростовского кафедрального собора начинается в конце 80- х годов. К 1000-летию Крещения Руси пять его куполов были покрыты медью и позолочены, а над ними воссияли позолоченные кресты. К 1999 году была полностью восстановлена колокольня. Ее освятил во время визита в епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Адрес: 344007, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 58; тел. (863) 210-19-00 . Подробнее... Свято-Казанский храм (Ростов-на-Дону) [ править править код ] Казанский храм В 1996 году на пустыре бульвара Комарова в Северном жилом массиве г. Ростова-на-Дону появился небольшой вагончик с православным крестом, и начались богослужения. Мало-помалу весть о храме в честь Казанской иконы Божией Матери разнеслась по округе, и со всех сторон к нему ручейками потянулись люди. Маленький временный храм до отказа наполнился прихожанами и вскоре уже не мог вместить всех желающих. Прошли долгие восемь лет, прежде чем строительство храма сдвинулось с мёртвой точки. Всё изменилось с назначением в июне 2004 года настоятелем Свято-Казанского храма священника Димитрия Соболевского.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов-на-Дону

В 1932 г. служащий священник храма Иоанн Ткаченко был арестован. В 1936 г. был арестован священник Василий Еремеев-Новиков, а 14 декабря 1937 г. расстрелян священник Матфей Волков. В 1960 г. храм Рождества Христова на Угре был закрыт. Находившуюся в нём чудотворную икону Божией Матери " Ломовскую " перенесли в храм Рождества Богородицы в село Барятино. В храме разместилась туристическая база. Затем здесь действовал молокозавод. А после этого до самой передачи Церкви храм использовался под склад химических удобрений. Уникальный мраморный иконостас был утрачен. Осенью 1990 г. храм передали Калужской епархии в полуразрушенном состоянии. Настоятелем храма был назначен священник Николай Алиев. В 1991 г. началось восстановление храма. 21 января 1993 г. архиепископ Калужский и Боровский Климент совершил освящение храма. В 1997 году прихожанкой храма Л.Ф. Гетман сделан список с чудотворной Ломовской иконы Божией Матери, который особо почитается прихожанами. В 1998 г. храм был отреставрирован. В 1999 г. была построена колокольня, и 18 декабря того же года подняты колокола. Восстановление велось при помощи завода " Строммашполимер " , а также Калужского щебзавода и ТОО " Сила " . Осенью 2007 г. были установлены новая маковка и крест на центральный купол храма. А с весны до осени 2008 г. воздвигнут новый трёхъярусный деревянный иконостас с сусальным золочением. Заменены шесть маковок с крестами, стропильная часть и кровля центрального свода и колокольни, покрашены наружные стены храма. Сейчас приход окормляет две тюрьмы, дом престарелых и казачью станицу. Текст на обороте открытки N15 из набора " Храмы земли Калужской. Дзержинский район, 2014 " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00803

В 1932 г. были вскрыты и осквернены погребения на территории мон-ря, останки сожжены. В 1-й пол. марта 1943 г. при отступлении нем. войска взорвали Троицкий собор, Введенскую ц., 2-й этаж трапезной палаты, колокольню. В 50-х гг. в сохранившихся зданиях разместились учреждения совхоза «Ставково», сыроваренный завод, почта. 14 мая 1990 г. в Тихоновском храме Г. Б. м. состоялось первое богослужение. 31 янв. 1991 г. решением Свящ. Синода мон-рь был возобновлен, настоятелем назначен игум. (с 1997 архим.) Антоний (Мезенцев). В мае 1993 г. Г. Б. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 4 дек. 1997 г., в день праздника Введения во храм Пресв. Богородицы, митр. Смоленский Кирилл (Гундяев) освятил восстановленную трапезную палату и Введенский храм, в к-ром совершаются регулярные богослужения. В 1999-2001 гг. храм и палаты были расписаны, в бывш. приделе свт. Митрофана устроена ризница. Отреставрирована Тихоновская ц., просфорня, восстановлены дом настоятеля (1993), ограда с 4 башнями (1993), дом, в к-ром жил Барановский, построены деревянная часовня на монастырском кладбище, кирпичный келейный и казначейский корпуса. В 2000 г. был расчищен от руин юж. придел взорванного Троицкого собора, в 2005 г. началось его восстановление. Обретенные под руинами собора в июле 2001 г. мощи прп. Герасима находятся в деревянной раке во Введенской ц., у юж. стены. Одновременно были обретены мощи прп. Аркадия Дорогобужского . Среди др. святынь Г. Б. м.- 2 ковчега с частицами мощей ап. Луки , святителей Никифора I К-польского, Николая Чудотворца, Игнатия , еп. Ростовского, Питирима , еп. Тамбовского, Феофана Затворника , сщмч. Ермолая , вмч. Меркурия Кесарийского, Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , Иоанна Воина , преподобных Ефрема Сирина , Сергия Радонежского , Оптинских старцев, сохранившийся образ прп. Герасима Болдинского и свт. Николая Чудотворца, к-рые держат Казанскую икону Божией Матери (2-я пол. XIX в.), иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона , Димитрия Солунского , прп. Нила Столобенского , Лаврентия Черниговского , святых Космы и Дамиана . На территории мон-ря находятся захоронения князей А. Н., И. Н., Н. В., Н. Н. и Е. А. Долгоруковых, участников войны 1812 г. семьи Вистицких. Г. Б. м. имеет подворья в г. Сафонове с Владимирским храмом и Дорогобуже с Казанским храмом.

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

Адрес: Томская область, Кожевниковский район, село Чилино, Колхозная, 49. Подробнее... Храм Преображения Господня (Молчаново) [ править править код ] Из архивных документов известно, что первый храм был деревянный, но он сгорел в 1805 году. Второй был каменный, построен в 1818 году, разоборан в 1853 году. Новый каменный храм был выстроен на высоком берегу в 1859 году. Приход был закрыт 2 февраля 1930 года, снесены колокольня и центральный купол. Здание отдано под Дом культуры, позже в нем размещались склады райпотребсоюза. Приход вновь образован 27 мая 1998 года, богослужения проводились во временном помещении. 6 сентября 2009 года храм был освящен после реконструкции. Адрес: Томская область, Молчановский район, с. Молчаново ул. Димитрова, 10. Подробнее... Храм Преображения Господня (Парабель) [ править править код ] Храм в честь Всемилостивейшего Спаса, построенный на средства прихожан в 1904 году, был закрыт в 1932 году. В конце 1930-х с него сняли купола, а в 1945 году полностью разрушили здание. В 1991 году верующим села передали здание бывшего видеосалона, которое постепенно благоустраивалось. В 1992 году временный храм был освящен в честь Рождества Христова. В 1999 году началось строительство кирпичного храма в честь Преображения Господня при финансовой помощи местных властей и благотворителей. Храм был освящен в 2006 году. Адрес: Томская область, Парабельский район, с. Парабель, ул. Советская 56, строение 1. Подробнее... Храм Владимирской иконы Божией Матери (Северск) [ править править код ] Решение о строительстве православного храма в городе Томске-7 (тогда Северск носил такое название) было принято в 1991 году, первое богослужение состоялось в городском музее в честь закладки храма. 14 мая 1991 года была произведена закладка и освящение камня патриархом Всея Руси Алексием II. Работы по возведению храма начались 7 августа 1994 года. Первую литургию отслужил в построенном храме 7 января 2000 года архиепископ Томский и Асиновский Ростислав. 27 мая 2002 года храм был освящён Патриархом Всея Руси Алексием II в честь Владимирской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Томская_област...

В нач. 30-х гг. XX в. в Д. было 19 правосл. церквей, польск. костел, 2 арм. церкви (в Дербенте и Кизляре), нем. молитвенный дом. В 1926 г. в Д. рус. население составляло 66 тыс. чел., или 8,8% общего количества населения Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики (ДАССР). В 1932-1939 гг. здесь были закрыты все правосл. церкви (4 переоборудовали под культурно-просветительские учреждения, 1 - под склад). Так, в 1939 г. в Махачкале собор Александра Невского (построен в 1891) был закрыт и передан Махачкалинскому гарнизону в качестве складского помещения. Позднее собор был разрушен, на его месте построили здание Правительства ДАССР. К нач. 40-х гг. в республике были закрыты все культовые здания и религ. орг-ции. После Великой Отечественной войны ситуация постепенно менялась. На 30 мая 1969 г. в республике было зарегистрировано и действовало 35 религ. объединений, из них 5 правосл. церквей (в Махачкале, Дербенте, Хасавюрте, Кизляре и в Кизлярском р-не). В это же время наблюдалась самая высокая численность рус. населения в ДАССР - 214 тыс. чел. В 1990 г. действовали 9 приходов РПЦ (в Махачкале, Хасавюрте, Дербенте, Буйнакске, Каспийске, Кизляре, Избербаше, а также в селах Тарумовка и Кочубей Тарумовского р-на и в с. Крайновка Кизлярского р-на). В 1993 г. было 4 прихода РПЦ, в 1995 г.- 7 приходов, в 1997 г.- 11 приходов. Хотя после военных событий авг.- сент. 1999 г. количество прихожан резко сократилось из-за оттока русскоязычного населения, в последнее время ситуация стабилизировалась. 26 дек. 2006 г. в Кизляре был открыт Крестовоздвиженский жен. мон-рь (настоятельница - игум. Михаила Сафонова)). В 1837-1930 гг. в Темир-Хан-Шуре был католич. храм, после его закрытия католики стали посещать правосл. храмы. С нач. 90-х гг. ХХ в. в Махачкале действует католич. приход «Святой Терезы и Младенца Иисуса», церкви нет: верующие собираются на квартире одной из прихожанок. Для совершения служб приезжает священник, к-рый служит также во Владикавказе, Нальчике, Прохладном и Грозном.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Печатается впервые по машинописной копии из архива Е.В.Апушкиной. По желанию автора воспоминания об о. Алексии и о. Сергии Мечевых объединены в одно. Елена Владимировна Апушкина, урожд. Быкова (21.3/3.4.1901 – 25.1» 7.2.1999) – духовная дочь о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Училась на философском факультете Московского университета (1919–1920). Отбывала ссылку в Казахстане (1932–1935). Вышла замуж за К.К.Апушкина (1936) – также духовного сына о. Алексия и о. Сергия Мечевых . В предвоенные годы работала в Москве секретарем-машинисткой; во время войны – в различных артелях в Москве. Вышла на пенсию (1956), получив инвалидность (I группы) по зрению. Перепечатывала труды для епископа Афанасия (Сахарова) . Собирала материалы о церковной жизни России эпохи гонений. Писала воспоминания. Отпевали ее в храме свт.Николая на Маросейке. Была погребена рядом с могилой о. Алексия Мечева (до обретения его мощей). Исходя из свидетельств, содержащихся в тексте, воспоминания (во всяком случае, об о. Алексии Мечеве ) в настоящем их виде были записаны около 1953 г. 60 Вячеслав Иванович Иванов (1866–1949) – поэт, философ, теоретик символизма. «В.Иванов, – писал Н.А.Бердяев , – был виртуозом в овладении душами людей. Его пронизывающий змеиный взгляд на многих, особенно на женщин, действовал неотразимо. Но в конце концов люди от него уходили. Его отношение к людям было деспотическое, иногда даже вампирическое, но внимательное, широко благожелательное» (Бердяев Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М. 1991. С.156). 61 Храм Святителя Николая Явленного на Арбате был освящен 2.10.1860 (престолы Никольский и Покровский, придел равноапп. Кирилла и Мефодия) на месте разобранной церкви, известной с 1593 г. В октябре 1929 г. президиум Моссовета постановил снести храм. Разрушен в 1931 г. На пустыре была построена школа, занятая впоследствии Главным управлением народного образования исполкома Моссовета. 62 Протоиерей Александр Добролюбов (1864 – ?) – арестован по «делу об изъятии церковных ценностей» (1922); Московским революционным трибуналом был осужден по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей (8.5.1922).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

В 1932 г. по инициативе историка Н. Йорги в стенах мон-ря был основан Мавзолей героев 1-й мировой войны. В 1970-1971 гг. здесь были проведены археологические раскопки, в ходе к-рых были выявлены основные фазы строительства мон-ря. Церковь сильно пострадала от землетрясений 1977 и 1986 гг., была отреставрирована в 1988-1990 гг. и заново расписана. В 1992 г. патриарх Феоктист (Марина) возобновил мон-рь. В наст. время монастырский комплекс находится в стадии реставрации. Подвизаются 12 монахов, настоятель - протосинкелл Михаил (Мускариу). Мон-рь Делта-Няжловулуй находится в 7,5 км от г. Кэлугэрени; первоначально был основан как скит, зависимый от мон-ря Комана, в 2005 г. получил статус мон-ря. Его игуменом и ктитором является бывш. игумен Команы Ириней (Юрашку), братию составляют 7 монахов. Архангельская ц. Слобозийского мон-ря. XIX в. Фотография. 1-я пол. ХХ в. Слобозийская и Кэлэрашская епископия с кафедрой в Слобозии распространяет юрисдикцию на жудецы Яломица и Кэлэраши, территории к-рых охватывают пространство степи Бэрэган, исторически уязвимого региона (особенно при нашествиях кочевников) с неустойчивой демографией. Изначально христиане степи Бэрэган находились в юрисдикции Томисских епископов, затем Вичинских, после 1359 г. вошли в юрисдикцию Унгро-Влахийской митрополии. После 1923 г. и создания Томисской (Констанцской) епископии в ее юрисдикцию был включен и жудец Яломица, ранее входивший в состав Бухарестской архиепископии. В апр. 1950 г., после объединения Констанцской и Галацкой епископий в Нижнедунайскую, жудец Яломица вошел в каноническое пространство Бузэуской епископии, но уже 1 янв. 1951 г. был возвращен в состав Бухарестской архиепископии. Кэлэрашский жудец был образован в 1981 г. из частей жудецев Яломица и Илфов (последний всегда находился в юрисдикции Бухарестской архиепископии). К 1993 г. в жудецах Яломица и Кэлэраши было 4 благочиния: Слобозийское, Урзиченское, Кэлэрашское и Олтеницское в структуре Бухарестской архиепископии. На заседании Епархиального совета Бухарестской архиепископии 22 июня 1993 г. слушали ходатайство представителей клира и мирян благочиний жудецев Яломица и Кэлэраши об основании епископии. Прошение было отправлено в Синод, к-рый на заседании 6-8 июля 1993 г. принял решение о создании для этих территорий Слобозийской и Кэлэрашской епископии (Слобозия - адм. центр жудеца Яломица). Строительство Воскресенского кафедрального собора в Слобозии было начато в 1992 г. по инициативе патриарха Феоктиста (Марины) и завершено в 2003 г. при еп. Дамаскине. Епархия включает 6 благочиний: Яломицкое, Фетештское, Слобозийское и Урзиченское в жудеце Яломица, Олтеницкое и Лехлиуское в жудеце Кэлэраши. В епископии 306 приходов, 312 церквей, 11 из них - исторические памятники; служат ок. 300 священников. Епископы: Нифонт (Михэйцэ; 11 янв. 1994 - 1999), Дамаскин (Кораву; 24 февр. 2000 - 23 апр. 2009), Викентий (Грифони; с 18 июня 2009).

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Сщмч. Михаил Виноградов служил в З. п. до 1930 г., затем в Знаменской ц. дер. Лисинцево Наро-Фоминского р-на. В мае 1931 г. был арестован, сослан в Алма-Ату, скончался 31 мая 1932 г. Сщмч. Димитрий Розанов, служивший в З. п. с 1914 г. сначала как сверхштатный, а с 1915 г. как штатный священник, состоял «секретарем» религиозного об-ва, к-рое было зарегистрировано 22 марта 1924 г. при храмах бывш. мон-ря. В 1929 г., когда артель была окончательно ликвидирована, о. Димитрий служил в еще не закрытом Троицком храме. В мае 1931 г. был арестован, сослан в Казахстан, по возвращении после 1935 г. служил в Скорбященском храме с. Фёдоровского Волоколамского р-на, с февр. 1937 г.- в церкви дер. Нововасильевское Лотошинского р-на. В сент. того же года снова арестован, расстрелян 9 окт. на Бутовском полигоне. С 1929 г. территорию З. п. занимал Инвалидный дом 9. В 1933 г. в Троицком храме устроили клуб, в колокольне - водонапорную башню и склад, в 1945 г. Одигитриевский храм был окончательно разрушен. Во время Великой Отечественной войны бывш. обитель служила госпиталем для раненых летчиков с соседнего аэродрома в Сотникове, а после 1945 г. в одном из корпусов размещены инвалиды войны. С 1968 г. на территории З. п. располагался пионерский лагерь Московского метрополитена. 14 янв. 1982 г. постройки З. п. были включены в «Список памятников архитектуры, выявленных в 1982 г.» как «интересный пример небольшого провинциального монастырского комплекса сер. XIX - нач. XX в.». По инициативе общественности Управление Московского метрополитена 22 сент. 1995 г. подписало охранные обязательства 42-95) перед Комитетом по культуре РФ по памятнику истории и культуры «Зосимова пустынь». 1996-2009 гг. Колокольня с ц. во имя св. Иоанна Предтечи. 1857 г. Фотография. 2005 г. Колокольня с ц. во имя св. Иоанна Предтечи. 1857 г. Фотография. 2005 г. По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) с мая 1996 г. в З. п. благочинный епархиальных мон-рей прот. А. Сложеникин служил молебны, на к-рые собирались более 100 чел. из окрестных селений и Москвы. Указом митр. Ювеналия от 27 авг. 1999 г. на территории З. п. было учреждено подворье московского Новодевичьего мон-ря, настоятельницей назначена мон. Елена (Конькова).

http://pravenc.ru/text/200057.html

ч. настоятельский и 2 братских, трапезная с кухней и хлебной, корпус для «чередных служителей», братская больница (1854), амбар, а также помещение для экипажей и конюшни и др. К 1909 г. мн. постройки П. П. м. обветшали, поскольку последний ремонт проводился в 1888-1889 гг. Еп. Пензенский Митрофан (Симашкевич) писал, что все храмы обители «стоят с выбитыми стеклами в окнах, штукатурка снаружи осыпалась, крыши протекают», зимой в Александро-Невской ц. «сквозь скважины в крыше и потолке деревянном проникает снег около святого престола в алтарь»; колокольня, ограда и братские кельи требовали «неотложного капитального ремонта»» ( Дворжанский. История. 1999. С. 231). Кон. 20-х гг. XX в.- 2010 г. С 1927 г. вокруг П. П. м. разрешили частную застройку, постепенно здесь появились улицы Индустриальная, Отдельная, Полевая (позднее микрорайон получил название «Свинтрест»). В 1929-1931 гг. были закрыты все церкви мон-ря, кроме Преображенского собора, в одном из храмов устроена сушилка, другой в 1931 г. передан конторе «Установка» под школу по подготовке кадров. В 1934 г. закрыт Преображенский собор. Еще в апр. 1933 г. было принято решение о ликвидации остальных построек мон-ря для использования территории под электростанцию. В результате основной комплекс бывш. мон-ря был уничтожен; оставшиеся каланча и ограда снесены в сер. 70-х гг. XX в. Подверглись репрессиям протодиак. Арсений Степанович Виноградов († 1931) и диак. Николай Владимирович Девиченский († 1932), в разное время служившие в обители, были расстреляны свящ. Димитрий Андреевич Андреев († 1937) и бывш. наместник П. П. м. архим. Иоанникий (Жарков) († 21 сент. 1937). Бывш. монастырский собор в честь Преображения Господня (1735-1750), ставший в 1794 г. приходским храмом, 26 сент. 1931 г. также был закрыт. Его внешний вид изменился после перестроек 2-й пол. XIX в. (по проекту архит. А. С. Купинского, утвержденному в 1857, под надзором архит. П. А. Елецкого перестроена колокольня в русско-визант. стиле; в нач. 70-х гг. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010