Во 2-й пол. 40-х гг. М. завершил свой капитальный труд «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви». По характеристике автора, «это единственная история, написанная старообрядцем... подлинно старообрядческая история» ( Мельников Ф. Е. Письмо свящ. Иоанну Сычёву (Одесса) от 18 декабря 1957 г.//Архив Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2945. Л. 1 об.- 2). Белокриницкий митр. Тихон (Качалкин) представил книгу в румын. Мин-во культов, где ее предложили перевести на румын. язык. Перевод был заказан, по словам М., «одному никонианскому попу (бессарабцу)»; был ли он завершен, неизвестно. Книга была издана на рус. языке по машинописной копии в 1999 г. старообрядческой издательской группой «Лествица» в Барнауле. Это же издательство в 1999-2007 гг. опубликовало 8-томное Собрание сочинений М., включающее апологетические работы послереволюционного и эмигрантского периодов. В мае 2009 г. прихожане Введенской ц. на хуторе Писк во время реконструкции храма вынули из тайника личный архив М., замурованный в стену колокольни, очевидно, перед приходом советских войск, и передали архив экспедиции под рук. А. А. Пригарина. Наиболее ценные документы и фотоматериалы хранятся в архиве общины Введенской ц., частично опубликованы в ж. «Липоване». Арх.: РГБ. Ф. 164. Соч.: Собр. соч. Барнаул, 1999-2007. 8 т.; Письмо неустановленному лицу с обращением «Досточтимейший Петр Арсеньевич» (П. А. Голубину?) от 2 июля 1932 г.//Во время оно...: История старообрядчества в свидетельствах и док-тах. М., 2005. Вып. 1. С. 50-52. Ист.: Иерей Е. П. Мельников: Некр.//Старообрядец. 1907. 3. С. 373-374; Коломийцев Д. Как преследовали редактора зарубежной газеты «Слово правды» Ф. Е. Мельникова и его брата В. Е. Мельникова//Слово правды. 1907. 2. С. 1-2; Михаил (Семёнов), еп. Письма Ф. Е. Мельникову, 1911-1913 гг.//Во время оно... 2007. Вып. 4. С. 86-94; Пригарин А. А. О спорах в заграничном старообрядчестве 1935 г.: Публ. писем Ф. Е. Мельникова и о. Игнатия//Судьба старообрядчества в ХХ - нач. XXI в.: История и современность: Сб. науч. тр. и мат-лов. К., 2008. Вып. 2. С. 120-143; Кириллов И. А. Письмо Ф. Е. Мельникову от 19 янв. 1917 г.//Во время оно... 2012. Вып. 6. С. 159-160; Иннокентий (Усов), еп. Как хранятся архивы старообр. епископов// Он же. Собр. соч. М., 2014. Т. 1. С. 352.

http://pravenc.ru/text/2562954.html

Продолжается осквернение сербской святыни в Косово Грачаница, 11 июня 2011 г. 10 июня 2011 г. епископ Рашко-Призренский Феодосий выразил острый протест в связи с продолжающимся осквернением церкви Св. Иоанна Предтечи в Самодреже под Вучитрном, осудив происходящий вандализм. Владыка подчеркнул, что больше нельзя терпимо относится к унижению Сербской Православной Церкви, становящимся условием для восстановления святынь, разрушенных в предыдущие годы. Восстановление религиозных объектов, по словам владыки, и свобода вероисповедания являются фундаментальными человеческими правами. Владыка обратился к международным представителям на территории Косово с тем, чтобы они повлияли на местные органы власти, которые должны обеспечить условия для восстановления храма и защиты собственности Сербской Православной Церкви там, где она находится под угрозой. Современная церковь Св.Иоанна Предтечи в Самодреже (општина Вучитрн) построена в 1932 году на месте древнего средневекового храма, в котором, согласно преданию, князь Лазарь причащал свое войско перед Косовской битвой. Около церкви находится несколько древних могильных крестов. Историки предполагают, что здесь были похоронены воины, павшие в Косовской битве. В настоящее время в Самодреже не осталось сербского населения. Количество сербских семей здесь стремительно уменьшалось, особенно начиная с 1980-х гг. Перед войной в 1999 г. оставалось только 20 сербских семей, но все они были эвакуированы так как могли подвергнуться нападению. Сейчас в селе живут одни этнические албанцы, которые в 1999 г. взорвали и подожгли храм. Кров, купола и внутреннее убранство церкви были полностью уничтожены. Около храма расположена сельская школа, построенная при коммунистах на церковной земле. Начиная с 1999 года, албанские школьники используют разоренный храм как помойку и общественный туалет. Представители Церкви потребовали от международных представителей очистить церковь и защитить от дальнейшего осквернения. В защите храма по просьбе Рашко-Призренской епархии особое участие принимали канцелярия специального представителя ЕС, ОБСЕ и неправительственная организация «Каменный мост». Ими был организован целый ряд встреч с местными представителями общины Вучитрн и жителями села Самодрежа с целью найти путь решения проблемы.

http://pravoslavie.ru/47008.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАДУРА [на языке йоруба - молящиеся], общее название харизматических сект, возникших в Зап. Нигерии после первой мировой войны и оформившихся в Африканские независимые церкви пятидесятнического типа, распространившиеся в основном в Зап. Африке. По сведениям на 1999 г., общая численность сторонников более чем 100 сект А. превышает 2 млн. чел. Последователи А. есть в Гане, Нигерии, Либерии, Сьерра-Леоне, Того, Великобритании и США. В 1918 г. возникла «молитвенная группа» молодых англикан (в основном из народа йоруба), к-рые в противовес исцелению медицинскому пропагандировали силу «божественного исцеления», оберегающих молитв и суровых постов. Процесс формирования А. ускорила эпидемия гриппа 1918 г. в Нигерии, унесшая множество жизней. Расхождения с Англиканской Церковью в основном из-за отсутствия в религ. практике последней глоссолалии побудили членов движения в 1922 г. сформировать из неск. общин собственную религ. орг-цию «Скинии веры», одну из первых сект А. С сер. 20-х гг. стали образовываться и др. независимые «церкви». Апостольская церковь возникла в 1932 г. в результате деятельности «пророка-целителя» Дж. Бабалолы (1906-1959). Кульминационным моментом в богослужении он считал акт «божественного исцеления», благодаря чему эта церковь окончательно приобрела черты пятидесятничества . Оппозиция по отношению к традиц. христ. конфессиям и их проповедникам вынудила Бабалолу искать поддержку у пятидесятнической Апостольской церкви в Великобритании, в 1932 г. приславшей своих миссионеров. Европейцы не отвергали использования медицинской помощи, хотя это и противоречило доктрине «божественного исцеления», но решительно осудили получившую распространение среди последователей А. полигамию. Европ. пятидесятники претендовали на полный контроль над А., однако в 1938-1941 гг. национальные лидеры движения, включая Бабалолу и И. Б. Акиниеле, сформировали самостоятельную Апостольскую церковь Христа, к-рая к 60-м гг. насчитывала уже более 100 тыс. членов, гл. обр. в Гане.

http://pravenc.ru/text/63992.html

Храм Иконы Божией Матери " Взыскание погибших " (Савино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Иконы Божией Матери " Взыскание погибших " (Савино). Построена в 1888 г. как часовня. Крупная кирпичная кубическая одноглавая постройка. Была приписана к церкви в Старом Покрове. Закрыта в 1932 г., перестроена. Возвращена верующим в 1999 г. Содержание История [ править править код ] Немногочисленные свидетельства историков-краеведов позволяют считать годом постройки храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в д. Савино 1888г. Точная дата начала строительства храма, имя архитектора и благотворителей история не сохранила. Однако известно, что церковь так и не была достроена, не было настоятеля и церковной общины, поэтому она являлась приписной к Покровскому храму в д. Старый Покров. Освящал ее в 1890г. о. Иоанн Рудаков, в освящении участвовал его старший сын о. Петр. Богослужения не часто, но проводились. Концепция часовни состоит из бесстолпного четверика храма с полу- циркулярной апсидой и трапезной. На четверике установлена луковичная главка на 8-гранном глухом барабане с восьмиконечным крестом, трапезная имеет по 3 окна лучковой формы на северном и южном фасадах. В советское время часовня в с. Савинское была закрыта решением Мособлисполкома от 21 июня 1932 г. и перестроена, единое внутреннее пространство разделено перекрытием на два этажа, разрушен купол, в алтарной части церкви была размещена котельная. В храме размещались различные организации, а с 1969 года размещено правление «Совхозрабкоопа». Исторические крыши, полы, окна и двери, живопись и элементы декора утрачены… На основании приказа комитета культуры Московской области 158 от 10 мая 2001 г. здание перепланированной и перестроенной церкви «Взыскание погибших» д. Савинская признано вновь выявленным памятником истории и культуры. После передачи храма приходской общине появилась возможность начать реставрацию и благоустройство храма. Сначала демонтировали административные надстройки, реконструировали кровлю, заменили оконные рамы, оштукатурили фасад и внутренние помещения. Затем установили новые системы отопления здания и электроснабжения, настелили деревянные полы. В день памяти апостола Симона Зилота в мае 2008г. после освящения благочинным Орехово-Зуевского округа прот. Андреем Коробковым храмовый купол с позолоченным крестом вознесся над д. Савино. Основные реставрационные работы, вернувшие безликой, уродливой административной постройке облик православного храма, были завершены в сентябре 2008г. Благодаря помощи архимандрита Сергия Шагаева (1952-2020гг) в возрождающемся храме появился иконостас, церковная утварь и облачения.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Иконы_Бож...

Храм в честь святителя Николая Чудотворца был построен в 1899 г., строился как полковая офицерская церковь. После революции 1917 г. храм стал приходским и действовал до 1932 г. Архивные документы сохранили сведения о том, что Православное общество взяло в бесплатное пользование храм в честь святого Николая, расположенный в городе Ленинск (Чарджоу) в особой ограде за городским садом (с находящейся в той же ограде сторожкой), а также приписанную к нему Епархиальным Управлением кладбищенскую Петропавловскую церковь. 2 августа 1925 г. настоятель собора протоиерей Павел Матусевич на запрос из Ленинского горисполкома ответил, что единственный в городе собор находится в руках общины верующих-обновленцев. 10 августа 1925 г. в Ленинский горисполком было подано заявление о регистрации Православной Религиозной общины, Уполномоченным которой был Михаил Ефимович Земенко. 18 января 1927 г. был произведен обыск на квартире настоятеля Николаевской церкви протоиерея Павла Матусевича. Формальным поводом к этому была продолжавшаяся регистрация крещений, отпеваний и венчаний. 2 августа 1927 г. настоятелю Николаевской церкви было отправлено письмо, в котором ему предписывалось отчитаться о службах, с описанием затрагиваемых вопросов и количеством присутствующих. В 1932 г. в городском саду возле храма был убит последний настоятель собора протоиерей Николай. Его похоронили за алтарем Петропавловского храма. Чин отпевания совершил протоиерей Василий Попов. В конце 1930-х гг. были разобраны центральный купол, и купола колокольни с крестами, в конце 50-х и начале 60-х г.г. – окончательно разрушены 2-ой и 3-ий ярусы колокольни и основание центрального купола. До апреля 2000 г. храм находился на балансе в/ч 3345 «А» и использовался как солдатский клуб. Начиная с 1987 г. настоятели храма святых апостолов Петра и Павла иерей Александр, протоиерей Георгий Хорунжий, протоиерей Георгий Побыловский неоднократно обращались с просьбами о передаче церкви святого Николая православным города Чарджоу. Так, на Маслахате 1999 г. прозвучало обращение к президенту Туркменистана С.А. Ниязову с просьбой вернуть православным верующим, живущим в Чарджоу, здание храма. Президентом было дано указание командованию МО Туркменистана передать здание Николаевского храма в ведение Русской Православной Церкви и 24 марта 2000 г. в/ч 03345 «А» произвела передачу здания.

http://sobory.ru/article/?object=13171

Из письма М.И. Елисеева: «Мой отец, вернувшись с империалистической войны в 1917 году, оставался приверженцем религиозных обрядов. Он на Пасху руководил организацией пасхальных салютов во время крестного хода. Вот в один пасхальный вечер, полагаю это был 1926 год, салют производился из пушек времен Петра I, которые стояли по углам паперти и заряжались с дула, а выстрел производили поджиганием фитиля, смоченного керосином. По всей видимости, очень туго набили пыжи, а пушка старая, при выстреле содержимое пошло не через дульную часть, а через казенную. Отцу всю щеку засыпало порохом». С апреля 1929 г. началось массовое закрытие православных храмов. 15 мая 1932 г. была объявлена «безбожная пятилетка»: «К 1 Мая 1937 года имя Бога должно быть забыто». Из воспоминаний М.И. Елисеева: «Бурным было это время – время «борьбы» с религией. Запомнилась единственная Пасха, когда с началом вечерней службы молодежь собралась на противоположной стороне от церкви, где перед вечерней службой приезжие артисты – гимнасты устроили свое представление, в том числе с пением песен. Оно длилось вплоть до крестного хода. Вторым событием был сброс колоколов с колокольни при большом стечении народа, особенно молодежи. После этого в церкви был устроен клуб со сценой и балконом. Я в этом клубе был всего один раз. Во всяком случае, при мне драмкружок школы в церкви не выступал. Население отрицательно относилось к развалу церковных устоев и «инициаторов» погрома именовали «нехристями», потерявшими совесть». В 1932 г. верующие с. Гагарино «учитывая настоятельное требование рабочих совхоза», добровольно передали помещение церкви для культурных целей. Основными аргументами послужили «необходимость устройства клуба и наличие средств на переоборудование церкви». После закрытия здания (1937 г.) храм долгое время использовался местным хозяйством в качестве мастерской по ремонту тракторов, автомашин. Там было размещено сварочное и токарное, а в самом алтаре – кузнечное оборудование совхоза «Гагаринский». В 1993 г. было принято решение о возвращении Христорождественского храма верующим, он был передан Воронежско-Липецкой епархии. Датой регистрации стало 11 ноября 1999 г.

http://sobory.ru/article/?object=17312

Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь - православный мужской монастырь Кременчугской епархии Украинской Православной Церкви. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] На рубеже XIX-XX вв. в этих местах существовал скит Козельщинского женского монастыря с церковью Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»; после закрытия Козельщинской обители он оставался действующим с 1929 по 1932 гг.; в это время здесь пребывала чудотворная Козельщинская икона Божией Матери (перенесенная из монастыря); подвизались козельщинская игумения прмц. Олимпиада II (Вербецкая) (†1937) и сщмч. Александр (Петровский) (†1940) – духовник скита, будущий архиеп. Харьковский. Монастырь прпп. Антония и Феодосия Печерских учрежден в 1999 г. как скит Мгарской Спасо-Преображенской мужской обители, в 2003 г. преобразован в самостоятельный. Название «Потоцкий» происходит от с. Потоки, которое расположено на правом берегу р. Псел напротив с. Дмитровки и обрело свое имя от магнатов Потоцких, владевших этими землями в XVII в. (Дмитровка основана в XVI, Потоки – в 1-й пол. XVII вв.). Монастырь открыт, прежде всего, с миссионерской целью: здесь прекрасные условия для просветительской деятельности. Он расположен на живописном берегу р. Псел, Кременчуг и Комсомольск находятся недалеко. Регулярно монастырь посещают паломники, основательно воцерковляются, участвуют в монастырских богослужениях и прихожане церквей округа. Также монастырь посещают учащиеся воскресных школ, дети из многодетных семей, сироты. Проводятся беседы, тематические лекции для взрослых, с детьми заниматся сопровождающие их преподаватели воскресных школ. Монастырь принимает паломников. Есть возможность остаться на ночь. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Святые [ править править код ] В скиту Козельщинского женского монастыря — духовном предшественнике нынешней Свято-Антоние-Феодосиевской Потоцкой обители — между 1929 и 1932 гг. подвизались козельщинская игумения прмц. Олимпиада II (Вербецкая) (†1937) и сщмч. Александр (Петровский) (†1940) – духовник скита, будущий архиеп. Харьковский. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Антоние-Феодос...

В 1929 г. народный суд возбудил против А. дело по обвинению в сокрытии от описи церковных ценностей, А. был приговорен к 3 месяцам лишения свободы с конфискацией имущества на 200 р. Несмотря на преследования, А. продолжал проповедовать, много помогал священникам, находившимся в заключении. Заботясь о духовном просвещении народа, организовал при храме б-ку духовной лит-ры. 15 марта 1932 г. вновь арестован, 9 июля 1932 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Хотя ссылка была адм. наказанием, в приговоре специально оговаривалось, что А. должен следовать на место ссылки по этапу, т. е. проходя через все тюрьмы юж. направления. В 1935 г. А. вернулся в Калинин. Осенью 1937 г. снова подвергся аресту по обвинению в участии в «контрреволюционной фашистско-монархической организации». На допросах отверг все в обвинения. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Калининской обл. от 2 дек. 1937 г. Реабилитирован в 1989 г. В 1999 г. канонизирован к местному почитанию в Тверской епархии, причислен к лику общероссийских святых на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. Арх.: УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. 7564-С, 25784-С, 21756-С. Лит.: Дамаскин. Кн. 3. С. 381-409. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ.

http://pravenc.ru/text/64562.html

После успешного окончания духовной академии прот. Владимиру Рыбакову была предоставлена возможность самому выбрать приход 118 . С 16 сентября 1911 г. по 8 марта 1932 г. отец Владимир Рыбаков числился настоятелем храма Христа Спасителя (Спас-на-водах) 119 . Одной из причин того, что выбор пал именно на этот храм, стало то, что «доход настоятеля состоял здесь лишь из выплачивания тем же военным ведомством жалования – 75 рублей» 120 . Этот храм находился на Английской набережной и был построен как памятник в честь моряков, погибших во время Русско-японской войны, но в 1932 г. был снесен богоборческой властью. В 1914 г., оставаясь настоятелем храма, прот. Владимир Рыбаков был назначен старшим священником Генерального штаба и до 1917 г. служил в Ставке 121 . Достоверных сведений о последующем общении прот. Владимира Рыбакова с И. А. Карабиновым не найдено, поэтому сложно сказать, под чьим руководством было написано его магистерское сочинение под названием «Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность». Защита этой работы состоялась 24 мая 1928 г. на Высших богословских курсах, причем первым рецензентом был назначен А. А. Дмитриевский 122 , а вторым – И. А. Карабинов 123 . До прот. Владимира Рыбакова вопросами, связанными с жизнью и песнотворческой деятельностью преподобного Иосифа Песнописца, занимались многие литургисты, среди которых был и И. А. Карабинов . Во введении к своей работе прот. Владимир Рыбаков пишет. «Совершенно особо должна быть поставлена по своему достоинству одна очень солидная работа, вышедшая в 1910 г., профессора И. А. Карабинов – «Постная Триодь», но она трактует о песнотворческой деятельности преподобного Иосифа не во всем объеме, а постольку, поскольку это касается названной богослужебной книги» 124 . Магистерская работа прот. Владимира Рыбакова продолжает кандидатское сочинение и представляет собой труд, посвященный изучению жизни и творческой деятельности одного из выдающихся церковных поэтов – святого Иосифа Песнописца. В библиотеке СПбДА сохранился один экземпляр данной работы, который состоит из четырех томов. Часть работы была опубликована в 1985–1986 гг. в «Богословских трудах» 125 , в «1999 г. этот труд был переиздан в Санкт-Петербурге» 126 , а в 2002 г. – в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

22 апреля 1930 митрополит Антоний заложил часовню (она все-таки повыше и пошире московской) в присутствии принцессы Ольги Николаевны, внучки вел. кн. Владимира Александровича и супруги югославского принца Павла. На постройку внесли свои пожертвования все члены Русского Императорского Дома, проживавшие в эмиграции. В фундамент была положена горсть русской земли. Часовня выкрашена в белый, канелированные пилястры – в зеленый, капители и базы – в желтый цвет. Голубой полукупол украшен звездами золотого цвета. При освящении часовни 5 июля 1931 сербским Патриархом Варнавой при участии митрополита Антония и епископа Лондонского Николая, в крестном ходе, с пением акафиста, несли написанный на Афоне список Иверской Божией Матери, который ныне находится внутри часовни. Кроме этой иконы, украшенной серебряным окладом, в часовне, в небольшом иконостасе, помещены также привезенный из Иерусалима образ Успения Божией Матери и Нерукотворный Спас, дар русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне. На наружной стене находятся большие иконы с изображением свт. Николая Чудотворца и свт. Алексия Митрополита Московского, доставленные с Афона в воспоминание о Царе-Мученике и его сыне. В стену снаружи вмурована надгробная доска архиепископа Феофана (1872–1943), а слева от входа можно видеть могилы протопресвитера Петра Беловидова (1869–1940) и епископа Лондонского Николая (1891–1932). Рядом – спуск в усыпальницу часовни, над которым по мрамору написано: «Свет Христов просвещает всех». Здесь покоится прах митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого), главы РПЦЗ, выдающегося церковно-общественного деятеля и богослова, и его верного келейника архим. Феодосия (Мельника), игумена Высоко-Дечанского монастыря. Обычно по средам в часовне читается акафист, по пятницам служится панихида, но до войны в часовне регулярно совершались и литургии. Несколько месяцев (с мая по ноябрь) это происходило в 1999, после того как в ночь на 23 апреля бомбами самолетов НАТО Троицкий храм был сильно поврежден и возникла опасность обрушения потолка. Восстановительными работами руководил проф. А. И. Постников; средства настоятель собирал в основном в России. 14 ноября 1999 сербский Патриарх Павел освятил отремонтированную церковь малым освящением. На него пришло столько русских и сербов, что не все могли попасть внутрь храма.

http://sobory.ru/article/?object=43593

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010