разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева В преддверии религиозной свободы Дискуссия о религиозной жизни в СССР в 1970-1980-е гг. развернулась на презентации книги воспоминаний Т.Щипковой Источник:  Благовест-инфо Презентация книги Татьяны Щипковой " Женский портрет в тюремном интерьере. Записки православной " стала поводом для дискуссии о жизни христиан в СССР в 1970-1980-е гг. 4 ноября, в день открытия выставки " Православная Русь " , в ЦВЗ " Манеж " на презентацию собрались те, кто хорошо помнит это время, кто знал автора представленной книги, сам был участником тайных христианских кружков и семинаров этого периода. Татьяна Николаевна Щипкова (1930-2009) – лингвист, кандидат филологических наук, преподаватель иностранных языков, была осуждена на три года колонии (1980-1983 гг). за проповедь православия в студенческой среде. В книге воспоминаний, написанной по " свежим следам " – в 1985-1987 гг., нет разоблачений политической системы. Это взгляд православного человека на трудную судьбу своих соотечественниц, обреченных на годы унижения уссурийской " исправительной " колонии. Презентацию вел сын Т.Н.Щипковой – известный православный журналист, директор Православного правозащитного центра " Территория Церкви " Александр Щипков, который, рассказав о биографии автора книги, привел слова одного из первых ее читателей – Патриарха Кирилла: " Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества – это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется, что эта реальность исповедничества – где-то позади в прошлом. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет " . Эти слова резонировали со многими высказываниями участников презентации, в частности, с полемическими соображениями А.Щипкова о роли Церкви в современном обществе. Руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин обратил внимание на то, что в 1970-1980 – е гг. в Церковь пришла не только интеллигенция и не только из диссидентских побуждений. " Живая вера людей была не просто и не всегда диссидентством, противостоянием безбожному государству, но всегда – жизнью Духа, интеллектуальным и художественным творчеством " , – сказал о.Всеволод, вспомнив православные общины, сложившиеся в те годы вокруг таких известных пастырей, как оо.Дмитрий Дудко, Всеволод Шпиллер, Александр Мень, митрополит Никодим (Ротов). Если об этих представителях духовенства уже многие знают, то " большая часть пласта наследия этого времени остается неизвестной " , отметил О.Всеволод. Однако в последнее время эта страница истории Церкви стала приоткрываться: на презентации вспоминали недавний фильм А.Архангельского " Жара " , вышедшие этой осенью книги о.Тихона (Шевкунова) " Несвятые святые " и Олеси Николаевой " Чудесные истории " .

http://religare.ru/2_90215.html

Брянск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Городище. Карта и ближайшие объекты 23 сентября 2017 года Митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на улице Бежицкой в Бежицком районе города Брянска и возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Благовещенский храм является приписным к Преображенскому (Спасо-Гробовскому) храму. Новый небольшой храм построен в русском стиле. «Мы старались приблизиться к архитектуре Преображенского храма, поэтому все элементы, которые там присутствуют, хотя немного и в упрощенном виде, я старался привнести сюда», - рассказал автор проекта и строитель храма генеральный директор ООО «Промстрой» Владимир Константинович Злотников. Храм воссоздан на месте разрушенной в XX столетии Благовещенской трехпрестольной церкви. При закладке фундамента строители обнаружили фундамент прежнего храма, что свидетельствует о преемственности времен и историческом обосновании его строительства именно на этом месте. Трехпрестольный каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был возведен в 1896-1900 годах на месте сгоревшего деревянного храма в селе Городище. Сейчас это место, называемое в народе Городище, расположено на улице Бежицкой в Бежицком районе города Брянска. Храм имел два придела: во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале 1930-х церковь была закрыта. Здание храма использовали под парикмахерскую, склад для типографской бумаги и типографию, гараж. В апреле 1971 года церковь разрушили и разобрали на стройматериалы. Новая история Благовещенского храма началась в 2009 году. На пустыре - месте прежнего храма - решено было создать часовню-памятник. Трудами прихода храма в честь Преображения Господня (Спасо-Гробовского) и при помощи генерального директора ООО «Промстрой» В.К. Злотникова была построена центральная часть часовни. Затем строительство на время было приостановлено. Назначенный на Брянскую кафедру Митрополит Брянский и Севский Александр благословил реконструировать часовню в храм. Это решение, прежде всего, было обусловлено тем, что в часовне нельзя совершать Литургии, а этот район находится несколько в отдалении от других православных храмов. Появление храма в шаговой доступности стало долгожданной радостью для православных местных жителей, проживающих в частном секторе, особенно для пожилых людей и мам с маленькими детьми.

http://sobory.ru/article/?object=18078

Вступление в монашество и выход из него. Часть 1 Редакция сайта «Православие.Ру» продолжает публикацию дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии, начатую несколько лет назад. Дипломы выпускников прежних лет: иеромонаха Иоанна (Лудищева) «Проблемы современного человека в письмах духовников XX века» , Юрия Филиппова «Революционное движение и духовные школы России в конце XIX – начале XX веков» , Максима Янышевского «Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930–1950 годах» и другие, поднимавшие важные для современности проблемы и написанные с привлечением архивных материалов, – вызвали большой интерес у читателей сайта. Серию публикаций дипломов выпускников СДС продолжает работа выпускника 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Никона (Горохова) «Вступление в монашество и выход из него» (научный руководитель – протоиерей Владислав Цыпин), посвященная чрезвычайно актуальным и злободневным проблемам современной церковной жизни. При этом автор в своей работе не только опирается на творения отцов Церкви, канонические постановления и исследования по истории Церкви, но и учитывает богатейший опыт старцев и духовников Псково-Печерской обители, всего строя иноческой жизни в ней. Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал или не видел монахов, не сталкивался бы с ними в храмах, в монастырях или в быту. Многие имеют родственниками монахов, а еще больше людей имеют среди монашествующих духовников или просто знакомых. Внешняя сторона деятельности монахов, благодаря средствам массовой информации, достаточно известна, но какая-то сторона их жизни остается абсолютно неведомой в миру. От этого рождаются или загадки, или расхожие домыслы, или неправдоподобные истории. Открытие многих новых монастырей и подворий на территории России на протяжении последних 20 лет привели к тому, что эти монастыри стали быстро наполняться иноками и инокинями, что само по себе очень отрадно. Но, с другой стороны, скороспелые постриги, необдуманный приход в монашество, реальные трудности возрождения обителей и острый дефицит опытных духовников привели к тому, что иноческие обители стали быстро наполняться насельниками случайными и малоподготовленными. Многие принимали постриг необдуманно, не рассчитав свои силы, не проверив себя, без рассуждения, доверившись мимолетным чувствам или уговорам посторонних лиц и в общем, как оказалось, по ошибке. Что не замедлило сказаться на духовном уровне современных российских монастырей.

http://pravoslavie.ru/30891.html

Жизненный путь Патриарха Сербского Павла Рано остался без родителей. Когда мальчику было три года, отец уехал работать в США, там заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Вскоре умерла и мать, и мальчика взяла к себе тетка. Увидев, что ребенок очень слабый, она освободила его от крестьянских работ, благодаря чему будущий Патриарх смог посещать школу. 15 ноября, 2009 Рано остался без родителей. Когда мальчику было три года, отец уехал работать в США, там заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Вскоре умерла и мать, и мальчика взяла к себе тетка. Увидев, что ребенок очень слабый, она освободила его от крестьянских работ, благодаря чему будущий Патриарх смог посещать школу. Патриарх Сербский Павел родился 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы (территория Австро-Венгрии, сейчас — Хорватия) в крестьянской семье. Окончил гимназию в Белграде, затем шесть классов Богословской школы в Сараеве и Богословский факультет в Белграде. Рано остался без родителей. Когда мальчику было три года, отец уехал работать в США, там заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Вскоре умерла и мать, и мальчика взяла к себе тетка. Увидев, что ребенок очень слабый, она освободила его от крестьянских работ, благодаря чему будущий Патриарх смог посещать школу. Хотя в школе маленький Гойко предпочитал математику и физику, под влиянием родни его конечным выбором стало богословие. После окончания гимназии в Тузле (1925-1929) и Богословской школы в Сараево (1930-1936) он приехал в Белград, где поступил на Богословский факультет. В Белграде он также закончил гимназическое образование, чтобы параллельно учиться на Медицинском факультете. Когда он окончил Богословский факультет и второй год обучения на Медицинском, началась Вторая мировая война. По предложению своего школьного друга Елисея Поповича он уезжает в Овчарско-Кабларский монастырь, где начинается его монашеская жизнь. Вначале он подвизался в монастыре Святой Троицы в Овчаре, потом преподавал Закон Божий детям беженцев в Бани Ковилячи. Там он тяжело заболел, врачи диагностировали туберкулез и предсказали ему три месяца жизни. Эти три месяца он провел в монастыре Вуян, где излечился и в знак благодарности подарил монастырю древний крест. В 1946 году подвизался в монастыре Благовещения и тогда же был рукоположен во иеродиакона.

http://pravmir.ru/zhiznennyj-put-patriar...

Ибердский. Ибердский Александро-Невский Софрониев монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1892. Адрес: Россия, Рязанская область, Кораблинский район, п.Ибердский Координаты: 53.871217, 40.28363 Проезд:От пос. Ибердский в лес 3,5 км на ВСВ, на правом берегу р. Ибердь Изменить описание объекта Автор: монастырь Снято: 6 мая 2008 Добавлено: 13 февраля 2009 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты На месте возрождённого Александро-Невского храма  некогда был женский монастырь, который до основания был разрушен в 1930-1940-годы. В 1892 году на месте поселения праведного Софрония Ибердского  священником Гавриилом Петровичем Кудрявцевым был сооружен и освящен храм в память избавления от смертельной опасности Его Императорского Высочества, Государя наследника, Великого князя Николая Александровича в Японии. Двухпрестольный храм был освящен в честь Святого Благоверного  Великого Князя  Александра Невского и иконы Знамения Божией Матери. При храме стали возводиться небольшие дома для будущих инокинь. Место получило наименование сначала Александро-Невской Богадельни. 3 марта 1904 года по указу  Священного Синода богадельня была обращена в женское общежитие. 7 мая 1907 года женская община Святейшим Синодом обращена в женский монастырь. Все это время старец Софроний принимал деятельное участие в устроении жизни обители. С утра до вечера он принимал у себя людей из сел и деревень. Последние годы старец жил на монастырском хуторе. Скончался он в 1914 году. В 2000 году 7 февраля он причислен к лику святых. От его мощей постоянно происходят исцеления, о чем ведётся запись настоятелем. Имеется еще одна драгоценная реликвия в храме - чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». После разгрома монастыря она была перенесена в близлежащий храм села Ясенок, но в наше время возвращена в родные стены. Перед этой иконой постоянно совершаются молебны. Есть и чудотворный колодец недалеко от храма, в народе его называют Софрониевым.

http://sobory.ru/article/?object=10646

Конь-Колодезь. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревянной церкви в селе Конь-Колодезь относится к 1711 году. К середине 18 века был возведен трехпрестольный каменный храм, проект которого разработали в Санкт-Петербурге в мастерской архитектора Коробова. При церкви в 1885 году была открыта церковно-приходская школа. В начале 1930-х годов храм был закрыт, в здании устроено зернохранилище, а часовня разобрана на кирпичи. Позже эта участь постигла и церковь, из кирпичей которой была построена школа, сгоревшая в 1990-х годах. В 2001 году здание бывшей усадьбы Сенявиных, где частично расположился храм, было передано Липецкой епархии. По данным Справочной книги для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник Андрей Яковлевич Никитин и псаломщик Александр Алексеевич Патрицкий. Церкви принадлежало 35 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 321 двор, где проживало более 2600 человек. Источник:  http://rustemple.narod.ru/lp_kon_kolodez.html Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в с. Конь-Колодезь, Задонского уезда, каменная с колокольнею, с приделами: на правой стороне св. Илии (в трапезной с левой стороны), на левой - Преображения Господня, построена в 1795 году, возобновлена в 1835 году помещиком Сенявиным. Прежде в этом селе была тоже Богословская церковь и при ней в 1732 году был поп Иаков. Земли пахатной и сенокосной 40 десятин. Прихожан 1130 душ. В приходе деревни: Бестужево (8 верст) и Знаменка (6 верст)». Источник: http://rustemple.narod.ru›lp_kon_kolodez.html Домовый храм открыт в 2003 г. в доме-усадьбе бывшего помещика Синявина XVIII в., недалеко от места, на котором стоял храм, сооруженный в 1731-1739 г.г. и разрушенный в годы советской власти. В 2004 г. начаты, а в 2009 г. завершены ремонтно-восстановительные работы домового храма на втором этаже здания. На первом этаже здания располагается воскресная школа, музей адмирала Синявина. В летнее время в здании располагается детский православный лагерь Липецкой епархии. Здание является памятником истории и культуры XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=07279

Лысьва. Церковь Троицы Живоначальной (новая). Строящаяся Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 2009. Архитектор: А.Б. Турчевич (?) (автор изначальной церкви) Ссылки:   Адрес: Россия, Пермский край, г. Лысьва, возле пожарной части по адресу ул. Революции, д. 2 Координаты: 58.099858, 57.796733 Проезд:автобусом Пермь-Лысьва, не доезжая 2 остановки до автовокзала. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 11 июня 1799 г. в центре рабочего поселка нового чугунолитейного завода на р. Лысьве освятили деревянный храм, который и положил начало жизни нового прихода. Хозяйка Лысьвенского завода, княгиня В. А. Шаховская, сделала большие пожертвования, и на ее деньги построили в поселке первую Троицкую церковь. Свято-Троицкий Храм (Лысьва) первоначально был деревянный с двумя пределами. Главный придел посвятили Святой Троице, второй – Святителю Николаю Чудотворцу. В 1891 г. был заложен первый камень в основание нового собора. Большую часть пожертвований составили добровольные взносы знатных людей края. Благодаря этому в поселке возвели храм достойный любого губернского города. Здание собора было длиной 60 м, шириной 36 м. Высота колокольни составляла 42 м. Церковь была построена в неовизантийском стиле. Наверху возвышалось 5 больших глав в виде шлемов.Украшал церковь характерный для этого стиля малый полукруглый купол объемной алтарной пристройки апсиды. Он считался отдельным куполом и венчался крестом. Авторство проекта приписывается пермскому архитектору А. Б. Турчевичу. Освятили величественное сооружение 11 июня 1906 г. Приход Свято-Троицкой церкви составлял на тот период более 3 тыс. прихожан. Священнослужители того времени почитались особо, потому что занимались не только духовным, но и культурно-просветительским воспитанием. В истории сохранилось имя священника первой половины XIX в. И. И.Первушина. Он воспитывал в своем доме внука, будущего знаменитого математика, автора «числа Первушина». Храм строили на века, но простоял он совсем недолго. В 1930 году его снесли до основания. Серебряную утварь сдали в государственный банк, ризы, иконы, представлявшие художественную ценность, сдали государству. Из церковного кирпича построили школу, баню и Дворец культуры металлургов. Мраморные колонны, украшавшие высокую паперть, еще долго лежали на площади Революции.

http://sobory.ru/article/?object=20689

Меленки. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:2016. Архитектор:А.А. Волков Адрес: Владимирская область, Меленковский район, г.Меленки, ул. Красноармейская,85 Координаты: 55.339526, 41.632357 Проезд:В центральной части города, во дворе домов 85 и 87 по ул. Красноармейской. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старообрядческая община белокриницкого согласия в Меленках была зарегистрирована в 1908, в 1930-х ликвидирована. В нач. 2000-х под старообрядческую церковь выделено деревянное здание 1-й пол. ХХ в., прежде служившее детским садом. В 2009 начата постройка небольшого кирпичного храма с деревянным куполом. http://svyatayarus.su/church/detail/44218/ Меленки — крупный старообрядческий центр во Владимирской области. Одним из первых конкретных шагов к церковному разделению в этих краях стало осуждение на Соборе 1653 года муромского протопопа Логгина. Отец Логгин имел большое влияние в монастырях и храмах г. Мурома и Муромского уезда (территория современного Меленковского района). В 1677 году распоряжением царя Феодора Алексеевича большое число противников Никоновых новин из города Ярополча и села Вязников Муромского уезда было выселено в глухие места. Они и составили деревни и села «новопоселенной» волости по реке Унже. Однако переселение не принесло ожидаемого результата: мещане и крестьяне не перешли на новый обряд. После переселения меленковские и вязниковские старообрядцы поддерживали между собой духовные и промышленные отношения. Образовался новый центр старообрядчества — Меленковский. В 1729 году иеродиакон вязниковского Благовещенского монастыря Пахомий бежал в Меленковские леса, где основал мужской монастырь. Там же в окружении старообрядческих селений по реке Унже возникает в это же время женский монастырь, который возглавила черница Девора из рода Нарышкиных. Вязниковские купцы-старообрядцы Ф. Лукновский, И. Рукавишников открыли в 1733 году на наемной крестьянской земле в Меленках льноперерабатывающую фабрику: в пяти светлицах располагались 52 каламиношных, 32 ревендучных, 4 фламских стана. На них производилось в год 2012 кусков каламиношных, 1115 ревендучных, 136 фламских полотен, которые поставлялись в Москву и Санкт-Петербург.

http://sobory.ru/article/?object=44888

Митрополит Волоколамский Иларион: «Интервью изданию Orthodoxie.com» 28.02.2022 15:15:17 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион дал интервью франкоязычному изданию Orthodoxie.com . — Вы с 2009 года являетесь председателем Отдела внешних церковных связей. Данный Отдел — особый орган внутри Московского Патриархата. Можете ли Вы рассказать, когда и почему был создан Отдел? — Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата был создан в 1946 году, когда Русская Православная Церковь только начинала восставать из пепла, как птица феникс, после двух с лишним десятилетий жесточайших гонений. Во время гонений 1920-1930-х годов от Русской Православной Церкви почти ничего не осталось: почти все храмы оказались либо разрушены, либо перестроены, почти все священники были физически уничтожены, расстреляны. Из более ста епископов, которые имелись в нашей Церкви до революции, перед началом войны на свободе оставалось только четыре действующих архиерея — и это на всю Русскую Православную Церковь! Во время войны ситуация изменилась, потому что Церковь заняла патриотическую позицию. Государство это оценило, и гонения были временно не то что прекращены, но ослаблены. В 1946 году, когда вся страна восстанавливалась после войны, Церковь решила восстановить свои связи, прежде всего, с Русским Зарубежьем — теми православными христианами, которые на протяжении долгих лет были оторваны от Московского Патриархата. Ради этих целей, а также дабы возобновить диалог с иными христианскими конфессиями, который был начат еще в дореволюционное время, и был создан Отдел внешних церковных сношений (с 2000 года — Отдел внешних церковных связей). Поначалу в нем было всего несколько человек: один митрополит, одна секретарша. Постепенно штат Отдела увеличивался. Сейчас, спустя 75 лет, у нас работает около ста человек, если говорить о полном штате сотрудников, включая водителей, уборщиц, технический персонал. Если же иметь в виду тех сотрудников, которые работают по конкретным темам — по взаимодействию с Православными Церквами, с Католической Церковью и иными христианскими конфессиями, с другими религиями, то это примерно сорок человек. Есть такой анекдот: Папу Иоанна Павла II спросили, сколько в Ватикане работает людей. Он ответил: «Примерно половина». Так вот, в нашем Отделе внешних церковных связей примерно половина сотрудников — это те, которые непосредственно работают по конкретным тематическим направлениям.

http://radonezh.ru/2022/02/28/mitropolit...

Надовражино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2000 и 2001. Архитектор:А.А. Анисимов (рук. коллектива), Т.И. Ефимова Ссылки:     Адрес: Россия, Московская обл., Истринский р-н, с. Надовражино Координаты: 55.91653, 37.11452 Проезд:с Рижского вокзала до ст. Дедовск, далее автобус или маршрутка в сторону дом отдыха " Лесная поляна " ГУВД до остановки на развилке в сторону д. Турово и пос. Надовражино. Далее пешком пос. Надовражино коттеджный. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Надовражино известно с XVII в. В 1730 г. вдова владельца села, стольника Протасьева, Любовь Михайловна, построила в Надовражино деревянную церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В 1767 г. новая владельца села, коллежская советница Пелагея Павловна Дурнова, построила каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Храм в Надовражино был разрушен в 1930-х гг. 21 сентября 2001 г. в Надовражино настоятелем Сретенского монастыря в Москве архимандритом Тихоном (Шевкуновым, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) освящён новый каменный храм Рождества Божией Матери с приделом святителя Николая Мирликийского. Он построен " Русским Домом " и находится в ведении Сретенского монастыря, ктиторами являются Александр, Ирина и Николай Крутовы. Из книги " Храмы Истринского района " , протоиерей Олег Пэнэжко, Владимир 2009 г.  Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Надовражине. Село Надовражное в 1623 г. пустошь Московского уезда Горетова стана, принадлежавшая Григорию Пушкину. В переписных книгах 1646 г. написано: «за Петром Даниловичем Протасьевым деревня Надовражная, а в ней двор крестьянский, людей в нем 2 человека». По смерти П. Протасьева этой деревнею владел сын Дмитрий Петрович Протасьев, при котором Надовражное в 1678 г. было поселено вновь крестьянами, перевезенными из других вотчин Дмитровского и Ярославского уездов, и названо сельцом, в котором находилось в 1704 г. двор вотчинников, дворы скотный, конюшенный и 6 дворов крестьянских, всего в них 65 человек.

http://sobory.ru/article/?object=06763

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010