Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П. 27 липня 2009 р. 14:18 Архиепископ Волоколамский Иларион: «Тема Православия на Украине очень политизирована» [Ihmepb " ю] Сегодня начался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Портал Патриархия.ru публикует интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Волоколамского Илариона, сопровождающего Предстоятеля Русской Церкви в поездке, данное газете «Труд». 24 липня 2009 р. 19:51 Владимир Легойда: Массовый голод 30-х годов — боль чад всей Русской Православной Церкви [Ihmepb " ю] Патриархия.ru републикует интервью «Российской газете» Владимира Легойды, в котором председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви ответил на вопросы о голоде 1930-х годов, привлекающие к себе особое внимание в связи с предстоящим визитом на Украину Святейшего Патриарха Московского и все Руси Кирилла 23 липня 2009 р. 20:00 Архиепископ Волоколамский Иларион выступил в эфире радиокомпании «Голос России» [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион принял участие в программе «Русской службы» радиокомпании «Голос России» «Логика власти» (17 июля 2009 года). 10 липня 2009 р. 20:00 Владимир Легойда: «Патриарх Кирилл едет к своей пастве» [Ihmepb " ю] Накануне первого визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда рассказал о целях и задачах визита Предстоятеля Русской Православной Церкви на Украину и ситуации на Украине накануне этой пастырской поездки. 9 липня 2009 р. 12:00 Архиепископ Волоколамский Иларион: Межцерковные отношения строятся на протяжении многих столетий [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы корреспондента газеты «Персона». |
Правовое обеспечение репрессий против священнослужителей в 1920–1930-е гг. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 1. Историография по теме репрессий священнослужителей Тема репрессий 1920–1930-х гг. интенсивно изучается последние два десятилетия. В публикациях 1990-х годов содержится богатый эмпирический материал, отражающий юридический, религиозно-конфессиональный, этнический, организационный, статистический, народно-хозяйственный и другие аспекты политических репрессий. Немалый вклад в разработку проблемы внесли работы Н. Ф. Бугая, В. Н. Земскова, Г. М. Ивановой, В. П. Попова и др. 1 . Юристы и историки изучают вопросы реабилитации, неизбежно связанные с историей репрессий в СССР 2 . Историографический очерк изучения репрессий в СССР, предложенный М. Г. Степановым, содержит краткий анализ основных исследований по теме и свидетельствует о её сложности и масштабности 3 . Западные исследователи также пытаются понять феномен советского строя, акцентируя внимание на терроре и репрессиях 4 . Регулярно проводятся научные конференции, посвящённые этой теме. Одним из последних научных форумов стала международная конференция “История сталинизма: репрессированная российская провинция”, посвящённая проблеме репрессий в российской провинции (Смоленск, 9–11 октября 2009 г.). Особое место в общей репрессивной политике советского государства занимали репрессии по отношению к духовенству. Как “социально-чуждые” элементы, не вписывающиеся в новую структуру общества, как носители враждебной большевикам идеологии, священнослужители по определению подлежали ликвидации. Уничтожение духовенства как влиятельного сословия было необходимым для большевиков условием ликвидации Церкви и “религиозных пережитков” в народе. Поэтому в отдельный блок выделилась тема истории репрессий против священнослужителей, клира и мирян, пострадавших за веру, Церковь и свои христианские убеждения. Пионером в изучении темы репрессий духовенства следует назвать игумена Дамаскина (Орловского), который не один десяток лет занимается этой проблемой и начал собирать материал задолго до открытия архивов 5 . |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Мученики и исповедники Российские в контексте изучения архивно-следственных дел 1920-х — 1930-х годов " Оптинский альманах " . 22 февраля 2009 Мученики и исповедники Российские в контексте изучения архивно-следственных дел 1920-х – 1930-х годов Интенсивность изучения архивно-следственных доступ к которым исследователи получили впервые только в конце ХХ века, в последние годы неуклонно возрастает. Историк, юрист, социолог, психолог, педагог и философ, представители иных гуманитарных специальностей, богослов найдут и находят в этих документах неисчерпаемый пласт информации, необходимой для воссоздания исторической и духовной правды о человеке России в ХХ столетии. Из материалов ХХ съезда КПСС в 1956 году народ впервые официально узнал о чудовищных масштабах политических репрессий в послереволюционные десятилетия. Но об антирелигиозном терроре в этих материалах не говорилось. КПСС под руководством Хрущева готовилась к новому витку гонений на Церковь. Лишь со второй половины 1970-х годов стали проникать в основном из-за рубежа немногочисленные воспоминания пострадавших. Немногим позднее появились отдельные художественные произведения, обобщающие образ подвижника в литературном герое. Эти произведения, как например «Отец Арсений», и поныне оказывают влияние на религиозное самосознание народа. И все же это была только литература, отражающая субъективный взгляд автора, а не документально удостоверенное и объективное воспроизведение реальной действительности. Разительным контрастом с информацией художественного вымысла и мемуарного зазвучали в 1990-е годы уголовно-процессуальные материалы. Архивно-следственные документы оказались практически единственным и наиболее информативным официальным источником, раскрывающим истоки и масштабы трагедии русского народа в ХХ столетии, впервые за свою тысячелетнюю историю испытавшего жесточайшие гонения на Веру со стороны государства. Документы зафиксировали уникальную информацию об именах, духовно-нравственном и физическом состоянии и земном пути многих и многих русских людей, оказавшихся перед лицом вечности: расстрелянных, погибших в застенках, переживших лагеря, сосланных. В них нашли отражение втянутые в канву следственных дознаний малоизвестные или вовсе неизвестные советской исторической науке факты массового противостояния народа уничтожению традиционных форм его жизни. |
Закрыть Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви 14.05.2019 1663 Время на чтение 12 минут 11 мая в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) снова выступил с критикой Иосифа Сталина, призвав не приписывать ему Победу в Великой Отечественной войне. Говоря о личной роли Сталина в Победе, митрополит отметил, что по этому вопросу возникает очень много споров, в том числе по поводу действий главы государства, направленных на ослабление армии в 1930-е годы. По его словам, многие выдающиеся военачальники были расстреляны по подозрению в измене, а армия оказалась «совершенно не готовой» к этой войне. «Поэтому говорить о том, что победа Советского Союза в Великой Отечественной войне - это заслуга Сталина, никак нельзя. Я думаю, что это заслуга всего народа, которая была приписана Сталину из-за культа личности. Я не думаю, что возрождать этот культ личности нужно сейчас, в наше время», - заявил с своей телепроповеди митрополит Иларион . Зоологический антисоветизм и латентная власовщина, не позволяющие объективно и беспристрастно судить о прошлом нашей Родины, а тем более о роли Верховного главнокомандующего Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, давно присущи председателю ОВЦС митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву). Уже не в первый раз он предается нездоровой русофобии, на которой всегда замешан антисоветизм. Так еще в 2009 году в интервью журналу «Эксперт», 23(661) от 05.06.2009 г.) митрополит Иларион изрек расхожую либеральную гнусность, приравнивающую Сталина к Гитлеру, а репрессии советского периода к фашистской системе лагерей смерти: «Я готов ...вызвать волну критики в свой адрес, высказав свое собственное мнение о Сталине. Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ [Серб. Павле] (Стойчевич Гойко; 11.09.1914, с. Кучанци, близ г. Дони-Михоляц (ныне в Хорватии) - 15.11.2009, Белград), патриарх Сербский (1990-2009). Род. в семье крестьян Стефана и Аны, рано осиротел, вместе с братом воспитывался в семье тети. Начальную школу окончил в родном селе, начальную гимназию - в г. Тузла (ныне Босния и Герцеговина), потом завершил обучение в VI старшей гимназии в Белграде. В 1930-1936 гг. учился в ДС в Сараево, по окончании к-рой поступил на Белградский богословский факультет , параллельно прослушал 2 курса на медицинском фак-те Белградского ун-та. Начало второй мировой войны встретил в Белграде, работал на стройке, но оставил работу по причине слабого здоровья. В 1941 г. был мобилизован в медицинскую часть, служил в госпитале в г. Заечар (Сербия). В 1942 г. окончил богословский факультет. С 1942 по 1944 г. жил в монастыре Света-Троица в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ). В 1944 г. работал вероучителем в доме для детей беженцев в с. Баня-Ковиляча. Спас тонувшего в р. Дрине ребенка, но получил переохлаждение и впосл. заболел пневмонией и туберкулезом. Поселился в монастыре Вуян близ г. Горни-Милановац, где через 2 года чудесным образом выздоровел. В 1946 г. с игум. Иулианом (Кнежевичем) перешел в монастырь Благовештене в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ), где в 1948 г. принял монашество с именем Павел и вскоре был рукоположен во диакона. Вместе с братией мон-ря Благовештене в 1949 г. перешел в мон-рь Рача , где жил до 1955 г. В этот период часто общался с архим. Иустином (Поповичем). В учебном 1950/51 г. преподавал церковнослав. язык и церковное пение в Духовной семинарии в Призрене. В 1954 г. рукоположен в сан иеромонаха, в том же году получил сан протосинкелла, в 1957 г. возведен в сан архимандрита. С Рождества 1955 г. проходил стажировку на богословском фак-те Афинского ун-та. |
Монастырщина. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1906 году в центре села Монастырщина был построен храм в русском стиле. Храм действовал до 1930 года. Спустя 11 лет, в 1941-м, в нем снова стали совершаться богослужения. В 1947 году местные власти попросили здание храма под Дом культуры, которого не было в районном центре, пообещав возвратить. Однако позже приспосабливали его под склад, под магазин, под спортзал. После 1947 года православная община сумела купить два дома, один из которых стал молитвенным - в честь апостолов Петра и Павла, а другой – крестильным. К началу восьмидесятых дома пришли в полную негодность, портились иконы, утварь храма. В самом центре поселка стояло обезображенное здание храма, без колокольни и куполов. Власти разрешили лишь разобрать молитвенный дом и крестильное помещение, а на их месте построить новый храм. Был создан проект, заложен фундамент, завезены материалы... 14 марта 1989 года Совет по делам религий разрешил вернуть верующим здание Успенского храма. Большой вклад в его восстановление внесли настоятели прихода - протоиерей Богдан Гайдук и протоиерей Михаил Бевцик. 2 октября 1994 года храм был вновь освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1996 году в книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России Смоленская область» Монастырщинский храм упоминается как «Церковь Успения». Протоиерей Михаил Бевцик, желая восстановить историческое название храма, направил прошение Владыке Кириллу (ныне Патриарху Московскому и Всея Руси) с просьбой о переименовании храма. Таким образом, через 49 лет храм обрел свое историческое название. Настоятели Свято-Успенского храма: 1991 - 1999 год-протоиерей Михаил Бевцик; 1999 - 2005 - иерей Андрей Никитенков; 2005 - 2008 -иерей Сергий Прокопов; 2008 - 2009 - иерей Михаил Дмитриев; с июня 2009 года - вновь иерей Андрей Никитенков. Из газеты Смоленской епархии «Смоленск православный», 2011, 5, стр.9 |
Тамбов. Казанский мужской монастырь. Колокольня (новая). Колокольня. Действует. Год постройки:Между 2009 и 2014. Архитектор:А.С. Лунькин, Г.М. Лунькина, Д.В. Третьяков Адрес: Россия, Тамбовская область, г. Тамбов, на территории Казанского Богородичного мужского монастыря (ул. Максима Горького, д. 3) Координаты: 52.721361, 41.45795 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Восстановление монастыря началось с 1992 года. На сегодняшний день основные работы завершены, открыты оба храма и колокольня, но на этом план возведения монастыря не заканчивается. Главной доминантой монастыря является проходная колокольня. Первая колокольня была построена в 1848 году. В 1926 году комиссией было принято решение снять шпиль с колокольни, угрожавший падением. В 1930-х гг. колокольню полностью взорвали, а на ее фундаменте построили железнодорожную школу, впоследствии преобразованную в среднюю общеобразовательную школу 32. Когда пришло время восстановления колокольни, остро встал вопрос о месте строительства, так как на тот момент школа все еще действовала и в ней обучалось около 600 учеников. Новую колокольню решили строить слева и впереди от школы, в западной части обители напротив Иоанно-Предтеченского храма. Изменилось не только расположение колокольни, но и ее внешний вид. Из-за того, что современные постройки сильно зажали Казанский монастырь и вторглись в общественное пространство обители, было принято решение построить колокольню в два раза выше прежней. Строительство колокольни началось в 2009 году, а закончилось в 2011-м. Шпиль на колокольню устанавливали при помощи вертолета. Общая высота колокольни составляет 106 метров, делая ее третей в России по высоте (после колокольни Петропавловского собора в С.-Петербурге и колокольни Спасо-Преображенского собора в Рыбинске). В 2012 году в Воронеже было отлито 14 колоколов, которые подключили к часам колокольни, смотрящим циферблатом на все четыре стороны. Со строительством колокольни монастырь обрел центральный парадный вход. В ночное время все колокольни Тамбова ярко подсвечиваются. |
ЦВ 6 (403) март 2009 / 9 апреля 2009 г. Жизнь среди смерти 29 марта 2009 года трагически погиб в автокатастрофе Николай Иванович Неволин — главный судебно-медицинский эксперт Свердловской области. Н.И. Неволин руководил Свердловским областным бюро судебной медицины, был заслуженным врачом Российской Федерации, заведующим кафедрой судебной медицины Уральской государственной медицинской академии. Безвременная смерть этого незаурядного ученого, высочайшего профессионала и яркого человека вызвала скорбь у всех, кто его знал. Николай Иванович Неволин родился 18 ноября 1957 года в селе Поташка Артинского района Свердловской области. Незадолго до рождения сына родители Николая приютили в своем доме монахиню Красно-Уфимского монастыря Евдокию. С 16 лет она вступила на иноческий путь, а после закрытия обители в 1930 году была обречена на скитания. В доме Неволиных Евдокия Ивановна жила в отдельной комнатке. Несмотря на опасные для верующих времена, она соблюдала все посты, совершала молитвенное правило утром и вечером, а днем молилась по четкам. Когда появился на свет маленький Коля, старая монахиня убедила его родителей крестить младенца. Коля, а затем и его младшая сестра воспитывались под постоянным присмотром Евдокии Ивановны. Таким образом, перед глазами детей всегда был пример жизни верующего человека. Евдокия Ивановна закончила свой земной путь, когда Николаю исполнилось двенадцать лет. Он очень скорбел об этой потере, потому что горячо любил свою воспитательницу. Она никогда напрямую не внушала ему вероучения, но атмосфера, которую она поддерживала в доме, подспудно сформировала в Николае нравственный фундамент всей его жизни. В юности Николай Неволин мечтал об авиации, но, желая угодить отцу, решил стать врачом. В 1981 году он окончил Свердловский медицинский институт и остался ассистентом на кафедре судебной медицины, совмещая с работой преподавательскую деятельность. Спустя три года Николай Иванович перешел в Свердловское областное бюро судебно-медицинской экспертизы, в котором и проработал всю жизнь. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Троицкий собор: как все начиналось... 23.05.2009 469 Время на чтение 5 минут Возрождение Троицкого собора в Вольске иначе как чудом не назовешь. Памятник вождю мирового пролетариата, водруженный на месте храма к концу 1930-х годов, казался незыблемым символом эпохи даже тем, кому сама эта эпоха была отвратительна и постыла… Все начиналось на рубеже 1995 и 1996 годов, когда ветер перемен, вовсю бушевавший в столицах, достиг глубоко провинциального Вольска. В это время в Благовещенской церкви, единственном храме, уцелевшем в городе, появились молодые прихожане, которые не только с благоговением вслушивались в каждое слово немногочисленного тогда духовенства, но хотели и чего-то большего: живого евангельского слова и общения, основанного не на общности интересов, а на общности веры; богослужения в красивом просторном храме с высоким куполом и незакопченными стенами. В начале было слово... К Рождеству 1996 года вышел первый номер «Вольской православной газеты». На логотипе этого издания немногочисленные знатоки истории родного города отчетливо увидели очертания разрушенного в 1930-е годы Троицкого собора. Финансировал издание предприниматель Сергей Иванович Опрышко, а редактором газеты стал только что уволившийся в запас преподаватель Вольского высшего военного училища тыла подполковник Константин Викторович Марков, и лучшего редактора найти было невозможно. Вторая половина 90-х годов в Вольске была временем широкой церковно-общественной активности. Именно в это время в большинстве школ города стали проводиться уроки «Нравственности на основе Православия». Такие же занятия проводились в детских садах с дошкольниками. Трижды организовывались курсы по подготовке педагогов по этому предмету с участием Саратовского института повышения квалификации работников образования — дипломы государственного образца, полученные слушателями курсов, делали преподавание предметов, ориентированных на православную культуру, вполне легальным. Атмосфера духовного подъема, связанного с обращением к традициям Православия, охватила весь город. |
Брянск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Городище. Карта и ближайшие объекты 23 сентября 2017 года Митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на улице Бежицкой в Бежицком районе города Брянска и возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Благовещенский храм является приписным к Преображенскому (Спасо-Гробовскому) храму. Новый небольшой храм построен в русском стиле. «Мы старались приблизиться к архитектуре Преображенского храма, поэтому все элементы, которые там присутствуют, хотя немного и в упрощенном виде, я старался привнести сюда», - рассказал автор проекта и строитель храма генеральный директор ООО «Промстрой» Владимир Константинович Злотников. Храм воссоздан на месте разрушенной в XX столетии Благовещенской трехпрестольной церкви. При закладке фундамента строители обнаружили фундамент прежнего храма, что свидетельствует о преемственности времен и историческом обосновании его строительства именно на этом месте. Трехпрестольный каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был возведен в 1896-1900 годах на месте сгоревшего деревянного храма в селе Городище. Сейчас это место, называемое в народе Городище, расположено на улице Бежицкой в Бежицком районе города Брянска. Храм имел два придела: во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале 1930-х церковь была закрыта. Здание храма использовали под парикмахерскую, склад для типографской бумаги и типографию, гараж. В апреле 1971 года церковь разрушили и разобрали на стройматериалы. Новая история Благовещенского храма началась в 2009 году. На пустыре - месте прежнего храма - решено было создать часовню-памятник. Трудами прихода храма в честь Преображения Господня (Спасо-Гробовского) и при помощи генерального директора ООО «Промстрой» В.К. Злотникова была построена центральная часть часовни. Затем строительство на время было приостановлено. Назначенный на Брянскую кафедру Митрополит Брянский и Севский Александр благословил реконструировать часовню в храм. Это решение, прежде всего, было обусловлено тем, что в часовне нельзя совершать Литургии, а этот район находится несколько в отдалении от других православных храмов. Появление храма в шаговой доступности стало долгожданной радостью для православных местных жителей, проживающих в частном секторе, особенно для пожилых людей и мам с маленькими детьми. |
| |