поиск:   разделы   рассылка Любовь Балакирева Катынь – Голгофа православных мучеников 7 апреля на Благовещение в Катыни на месте массовых репрессий премьер-министры России и Польши примут участие в мемориальных мероприятия в память о жертвах массовых расстрелов. Здесь под Смоленском в конце 30-х годов в результате политических репрессий погибло большое количество советских граждан. Там же были расстреляны польские офицеры, а позже нацисты расстреливали бойцов Красной армии. О роли Церкви в возвращении исторической памяти, о строительстве храма-памятника Воскресения Христова мы беседуем с епископом Смоленским и Вяземским Феофилактом. Епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт – Сегодня каждый человек знает, что такое Бутово. Это место под Москвой, где в 30-40-е годы проводились массовые расстрелы. Есть свое Бутово и у смолян... – Есть такая Голгофа и в Смоленске. Смоляне это место называют Козьи горы. Свое современное название – Катынский лес – оно получило позже по поселку Катынь, который находится в километре от Козьих гор. В 1943 году впервые стало известно, что в этом месте находится множество скрытых захоронений советских граждан, репрессированных в довоенные годы, и польских военнопленных, которые были уничтожены органами НКВД в 1940 году. Сейчас в названии Катынь ошибочно ставят ударение на польский лад – на второй слог, правильно – на первый. В Катыни в годы лихолетья были расстреляны тысячи и тысячи наших соотечественников, были среди них и священнослужители, монашествующие, и просто верующие люди, которые защищали храмы, отстаивали свое право на веру. Это место для смолян действительно священно. В 1918 году начался " красный террор " , и одними из первых под лемех попали священнослужители. Виток репрессий продолжился в 1922 году, затем в 1929 – начале 1930 годов и достиг своего апогея в 1937–38 годах, которые сегодня называют годами " большого террора " , когда люди уничтожались просто " по лимиту " . 5 июля 1937 года Ежов подписал распоряжение, в котором по всем регионам Советского Союза были разосланы определенные цифры по расстрелам, высылке, заключению, концлагерям и т. д. Смоленская область по этому распоряжению получила по первой категории, т.е. расстрелу, тысячу человек, по другим категориям (высылке, концлагерях, заключению, внесудебном наказании) – пять тысяч человек.

http://religare.ru/2_74432.html

протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев (4.09.1893–4.12.1966) Каноническое право Сборники Сравнительное богословие Догматическое богословие Статьи протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев  Священнослужитель Архиепископии православных церквей русской традиции в Западной Европе (Константинопольский патриархат). Богослов-экклезиолог, профессор Свято-Сергиевского института в Париже. Биография Родился 4 сентября 1893 года в Одессе. Отец его, присяжный поверенный, скончался, когда Николай был еще в гимназии. Воспитывался матерью и бабушкой. Окончил гимназию в 1912 или 1913 году, с опозданием по болезни. По окончании гимназии поступил в Новороссийский Университет, на медицинский факультет, через год перешел на физико-математический факультет. В 1915-1916 годах был в Сергиевском Артиллерийском училище в Одессе. С 1916 по 1918 годы проходил военную службу в Ревельской Береговой Артиллерии. С 1918 года служит в банке. После эвакуации в ноябре 1920 года из Севастополя, попадает сначала в Константинополь, затем - в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Весной 1921 года поступает на только что открытый Богословский факультет в Белграде; принимает участие в Белградском православном кружке. По окончании Богословского Факультета в октябре 1925 г. венчается в Праге в ноябре того же года. С этого же времени состоит преподавателем Закона Божия в женской гимназии в Скопле. Готовит докторскую диссертацию на тему «Государственная власть на вселенских соборах»; однако диссертация не была защищена, так как в октябре 1929 г. он должен был уехать по болезни из Белграда в Давос и Ментону. В марте 1930 г. получает стипендию Православного Богословского Института в Париже и осенью этого же года получает место в Религиозно-Педагогическом Кабинете при Православном Богословском Институте, руководимом В. В. Зеньковским. С 1932 по 1940 год состоит доцентом Православного Богословского Института в Париже (преподает церковное право и греческий язык). В 1930-х годах принимает участие в работе РСХД, часто ездит в лагеря, руководимые А. Е. Матео и помогает ей в работе с молодежью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Разделы портала «Азбука веры» Никифоров–Волгин Василий А. Василий Акимович Никифоров-Волгин (1901–1941) родился в д. Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии в семье мастерового. Вскоре после рождения Василия семья переехала в Нарву. Не имея средств для окончания гимназии, Никифоров-Волгин в детстве и юности много занимался самообразованием, хорошо узнал русскую литературу. Его любимыми писателями были Ф. Достоевский, Н. Лесков, А. Чехов, С. Есенин. В 1920 году Никифоров-Волгин стал одним из организаторов «Союза русской молодежи» в Нарве, устраивающим литературные вечера и концерты. С 1923 года начинается регулярная литературная и журналистская деятельность Никифорова-Волгина. В русских периодических изданиях, выходивших в Эстонии, он публикует рассказы, статьи, очерки, этюды, лирические миниатюры, которые подписывает псевдонимом Василий Волгин. Одновременно Никифоров-Волгин, хорошо знавший и любивший православное богослужение, служит псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе (до весны 1932-го). В 1927 году становится одним из учредителей русского спортивно-просветительного общества «Святогор», при котором в 1929 году создаётся религиозно-философский кружок, положивший начало местной организации Русского студенческого христианского движения. В 30х годах вместе с Л. Аксом редактирует журнал «Полевые цветы» – орган русской литературной молодежи в Эстонии. К середине 30х Никифоров-Волгин становится известным писателем русского Зарубежья. В 1935 году он переезжает в Таллин; печатается в крупном органе российской эмиграции – рижской газете «Сегодня». В таллинском издательстве «Русская книга» вышли 2 сборника Никифорова-Волгина – «Земля именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938). Летом 1940 года в Эстонии была установлена советская власть, положившая конец культурной и литературной жизни русской эмиграции. В мае 1941 года Никифоров-Волгин был арестован органами НКВД, а с началом войны отправлен по этапу в Киров (Вятка), где расстрелян 14 декабря 1941 года «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания». Реабилитирован в 1991 году.

http://azbyka.ru/fiction/1/nikiforov-vol...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Не хотел бы писать о плохом, хотя и хорошего-то нет»,  — мученик Димитрий Вдовин 7 мин., 22.04.2021 23 января 1940 года Дмитрий Михайлович писал супруге из лагеря: «Ты пишешь и просишь не поддаваться унынию. Напрасно ты это думаешь. Я сам отлично знаю, что тоской и печалью делу не поможешь, и я чувствую себя очень хорошо — духом бодр, хотя отчасти плоть немощна, но для моего возраста и того достаточно, что имею, то есть здоровья, и тем более, где я нахожусь, сама обстановка не дает повод к большому унынию, — конечно, не дома, сама должна понять, но всё-таки коллектив людей на нашей колонне очень хороший — начальствующие люди симпатичные, ко мне относятся как те, так и другие очень внимательно, даже подчас думается, как будто бы я этого и недостоин, поэтому и нет основания очень-то убиваться... Я вам писал даже не один раз, что посылок не шлите, так же и денег: расходы большие, а нужды большой нет, — я обхожусь, а у вас без того расходы, тем более это дело связано с такими неудобствами по дальности. Читая строки твоего письма, я очень-очень рад за вас, что у детей наших дружба — это самая лучшая черта в жизни, и желаю им так же и в дальнейшем держаться ближе к дружбе, зная, что дружная семья веселее переживает радости и легче переживает неприятности...» До смерти Дмитрия Михайловича в невыносимых лагерных условиях оставалось чуть больше двух лет... Мученик Димитрий родился 3 февраля 1883 года в городе Коломне Московской губернии в небогатой купеческой семье Михаила Антоновича и Любови Пантелеимовны Вдовиных. По окончании Коломенского городского училища отец отдал Дмитрия «в мальчики» в торговую лавку к брату, и здесь он проработал до службы в армии. В 1910 году Дмитрий обвенчался с дочерью купца Ивана Архипова Надеждой и через два года завел свою посудную лавку, где был и хозяином, и продавцом. После революции, когда новообразованное государство учредило для граждан в качестве государственной религии атеизм и активно занялось разрушением хозяйственного уклада страны, Дмитрий Михайлович нанялся на работу в коломенскую артель кондитеров. В 1919 году он был мобилизован в Красную армию, где прослужил до конца 1920 года. После демобилизации он стал работать в Коломенском уездном отделе здравоохранения. В 1924 году он вместе с будущим зятем и двумя племянниками открыл москательную торговлю, став совладельцем одной четвертой части магазина «Казаков и Вдовины». В 1928 году он занялся производством и продажей сит и решет. Однако свобода хозяйственной деятельности в стране вскоре была отменена, и в 1932 году Дмитрий Михайлович поступил рабочим в лесопильный цех коломенского завода. В течение двух лет, в 1928 и в 1929 годах, он был старостой в одном из храмов города Коломны.

http://foma.ru/ne-hotel-by-pisat-o-ploho...

Сент-Женевьев-де-Буа. Домовая церковь Николая Чудотворца при Русском доме. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1927 - 1930. Адрес: Франция, Иль-де-Франс, департамент Эсон, Сент-Женевьев-де-Буа, ул. Коссоннрийская, д. 1 Координаты: 48.635073, 2.336783 Проезд:Церковь находится на первом этаже главного корпуса Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetiere Sainte-Genevieve-des-Bois) — расположенное неподалеку от французского города Сент-Женевьев-де -Буа кладбище, став местом захоронения многих русских эмигрантов после революции 1917 г. На кладбище стоит православный храм — Успенская церковь, построенная по проекту Альберта Бенуа в 1939 г. Успенская церковь относится к юрисдикции Константинопольского Патриархата. Кладбище считается преимущественно русским и православным, хотя там есть могилы и представителей других конфессий и национальностей. Регулярно русских начали хоронить в этом месте с 1929 г. Недалеко находится старческий " Русский дом " , в котором живут пожилые русские эмигранты. При " Русском доме " имеется еще одна церковь - Свято-Никольская, относящаяся к юрисдикции Московского Патриархата. Русский дом (также Русский старческий дом) — дом престарелых, основанный 7 апреля 1927 года в имении Коссоннри (франц. Cossonnerie) в Сент-Женевьев-де-Буа. Управляется Ассоциацией Русского дома. Его пансионеры — первые русские эмигранты, впоследствии похороненные на самом крупном русском зарубежном Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Открытый в 1927 году, Русский дом занял купленную на средства мисс Дороти Пэджет загородную усадьбу Коссоннри. В 1920-1940-х годах принимал до 250 пенсионеров. Основателем и первым Президентом Ассоциации (1927—1949 годы) была княгиня Вера Кирилловна Мещерская. Здания Русского дома XIX и XVIII веков, домовая церковь святителя Николая Чудотворца и часовня для отпеваний взяты под охрану французским государством в 2012 году. Здесь хранятся портреты императоров и трон, находившиеся до признания Францией СССР в здании Российского посольства в Париже, занимающем Особняк д’Эстре.

http://sobory.ru/article/?object=50864

Скончался А.А. Зиновьев 11 мая 2006 г. 12:58 10 мая в российской столице на 84 году жизни умер писатель, философ, логик, социолог Александр Александрович Зиновьев, один из наиболее жестких и последовательных критиков коммунизма и мировоззренческого либерализма западнического и постсоветского типов, а также глобализма как новой формы неофашистской идеологии. Он родился 29 сентября 1922 года в селе Пахтино Костромской области. В 1929 году семья бежала от голода из деревни в Москву. В 1940 году пошел служить в Красную армию, участвовал в Великой Отечественной войне, - сперва в танковых частях, затем в штурмовой авиации. Летал на Ил-2, совершил 31 боевой вылет, был дважды ранен. Кавалер ордена Красной Звезды. В 1946-м Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, который и закончил в 1951-м, получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Он был одним из основателей Московского логического кружка, наряду с Мерабом Мамардашвили и Георгием Щедровицким. В 1954 году Александр Зиновьев заканчивает аспирантуру, защитив кандидатскую на тему «Логика «Капитала» К.Маркса». В 1959-м защищает докторскую диссертацию «Философские проблемы многозначной логики». С 1964 года — профессор, один из самых известных ученых Института философии АН СССР, завкафедрой логики философского факультета МГУ, член редакционной коллегии журнала «Вопросы философии», член Финской Академии наук. В это время выходят его монографии «Философские проблемы многозначной логики», «Логика высказываний и теория вывода», «Основы научной теории научных знаний», «Комплексная логика», «Логика науки», «Логическая физика». В 1976 году, после публикации в швейцарском издательстве Age d " homme романа «Зияющие высоты» он был уволен с должности старшего научного сотрудника и лишен званий доктора философских наук и профессора с формулировкой «за несоответствие должности и званиям». В 1977-м был исключен из рядов КПСС. В 1978-м эмигрировал и был лишен советского гражданства. Зиновьев жил в Мюнхене, занимаясь научной деятельностью в качестве визитирующего профессора. Следом за «Зияющими высотами» вышли книги «Светлое будущее», «Гомо советикус», «В преддверии рая», «Желтый дом», «Пара беллум», «Катастройка», «Без иллюзий», «Мы и Запад», «Ни свободы, ни равенства, ни братства».

http://patriarchia.ru/db/text/111264.htm...

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1653 году на берегу реки Клязьмы в пустоши Иванишково князь Яков Никитич Одоевский построил деревянный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, и местность эта стала называться по церкви селом Троицким. Таким образом, известна точная дата строительства храма и образования села Троицкое. Затем в 1695 году князем Михаилом Яковлевичем Черкасским, который в то время владел селом Троицким, было начато строительство каменного храма и завершено в 1704 году, а в 1815-1822 гг. при новом владельце села графе Дмитрии Николаевиче Шереметеве была возведена каменная колокольня. В начале XX века храм был несколько расширен, так как не мог уже вместить постоянно умножающихся прихожан. Наступил 1917 год, а вместе с тем пришло тяжелейшее испытание для православной церкви, которое не обошло и Троицкий храм. Его трем последним настоятелям пришлось много потерпеть от безбожной власти. В 1929 году по ложному обвинению был арестован протоиерей Петр Холмогоров. Через несколько месяцев заключения, его освободили, но здоровье его было сильно подорвано, и он не мог уже более исполнять в полноте свое пастырское служение. Сменивший его протоиерей Василий Рыбнов был убит выстрелом в голову, обезумевшим от атеистической пропаганды, комсомольцем на глазах у прихожан, во время совершения заупокойной вечерни на дому в с. Новосельцево в 1931 году. Последним настоятелем Троицкой церкви был протоиерей Сергий Третьяков с 1931 г. по 1936 год. В 1936 году его арестовали и дальнейшая судьба отца Сергия неизвестна. Сразу после этого храм был закрыт, и в том же году с него сняли колокола. Затем в 1940 году он лишился своих завершений и был осквернен. Во время ВОВ храм использовался как бомбоубежище. В 1945 году в нем разместилась ткацкая фабрика, а в конце 70-х годов ее сменило литейное предприятие, работавшее до 1990 года. За эти годы храм стал не узнаваем и сильно обветшал, а на его крыше выросли деревья. Церковная жизнь в селе Троицком возродилась в 1995 году, но храм еще не был передан церкви и по этому Богослужения совершались у стен храма, с начало на улице, а затем в здании бытовки, построенной для рабочих литейного предприятия. В 1997 году, при личном участии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, храм был возвращен его настоящему владельцу — Святой Православной Церкви. Первое Богослужение в нем было совершено в день празднования обретение мощей преподобного Сергия Радонежского, 18 июля, т. е. в один из своих престольных праздников. С этого момента началось восстановление храма.

http://sobory.ru/article/?object=10136

Багнувате. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь /// Епархия неизвестна Добавить фотографии Фото И.Синкальского 1992 г. из книги Слободян В. " Церкви Украины: Перемышльская епархия. " - Льв.: 1998, стр. 86 Т. ?? Добавить статью Впервые упоминается в Акте польского короля Сигизмунда Августа в 1569 году. Предыдущая трехверхая деревянная церковь бойковского типа была построена в 1721 году и пришла в упадок в конце 1930-х гг. В 1927 году рядом с ней началось сооружение новой деревянной церкви. Проекты были выполнены Евстахием Косоногой из Самбора (1927 г.) и Евгением Нагорным из Львова. Строительство церкви по проекту Е. Нагорного завершено в 1929 году. Это крещатое, пятиверхое здание с гранеными раменами, завершенное высокими восьмериками, покрытыми палаточными банями, увенчанными фонарями с макушками. Окружает церковь поддашшя. В 1961-1989 гг. церковь стояла закрытой. Уничтоженная во время военных действий в 1944 году. Центральная баня восстановлена в первые послевоенные годы. Источники: Государственный архив Львовской области, фонд 1, опись 25, дело 1647. Центральный Государственный исторический архив Украины во Львове, фонд 146 Галицкое наместничество, описание 20, дело 1481. Центральный Государственный исторический архив Украины во Львове, фонд 159 Галицкая финансовая прокуратура, описание 9, дело 1940. Центральный Государственный исторический архив Украины во Львове, фонд 726 коллекция карт и планов, описание 1, дело 1218, 1270. Слободян В. Церкви Украины: Перемышская епархия. - Льв.: 1998, стр. 86-87. Деревянная церковь бойковского типа, построенная в 1721 году. Это было трехэтажное здание, возведенное из еловых брусьев на подмуровку. Наву покрывал пирамидальный верх с четырьмя заломами, такие верхом над алтарем и бабинцем имели по два залома. Разделяли верхом широкие коши. Верх бабинца чуть нависал над входом. Его горишняя часть каркасной конструкции правила за колокольню, о чем свидетельствовали полциркульные гласные прорези во втором заломе опоясывавшего сооружение общее большое поддашье, опертое на профилированные венцы срубов. Храм был поврежден во время Первой мировой войны. В 1928-1929 годах рядом возвели новый, а более древний в конце 1930-х годов разобрали.

http://sobory.ru/article/?object=61193

Сегодня, в день 5-летия со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , портал Православие.Ru представляет вниманию читателей 2-ю главу из книги о Святейшем, которую писатель Александр Сегень готовит для публикации в серии «Жизнь замечательных людей». Выбранный фрагмент повествует о малоизвестных эстонских страницах жизни юного Алексия Ридигера, чудесной истории его появления на свет и первых шагах на пути к великому церковному служению. Заданный отрывок охватывает 1929–1940-е годы. Молодой Алексий Ридигер Очередь волновалась — всем надо ехать, а в автобусе всё меньше и меньше мест. Поглядывали на молоденькую беременную русскую. Пропустить, что ли, её вперёд? А если самим не хватит билетов? Нет уж, пусть дома сидит, а не разъезжает со своим животом! И когда, наконец, очередь дошла до неё, кондуктор сухо объявил: — Piletid otsa! — Кончились билеты! — Но мне очень нужно, — взмолилась беременная. — Пожалуйста! Я готова хоть стоя ехать. — Стоя ехать не полагается! — решительно отказал кондуктор. Уговаривать его было бесполезно. Единственное, что он мог для неё сделать, продать билет на завтрашний рейс. На другой день она снова пришла на автобусную остановку. При виде неё вчерашний кондуктор свысока посмотрел и сухо обронил: — Ваше счастье, что вы вчера не уехали. — А в чём дело? — Тот автобус разбился. Упал с моста в реку. Все пассажиры погибли. Она могла погибнуть вместе со всеми. И не родился бы её ребёнок. А она ещё так переживала, что не смогла уехать вчера! Бог отвёл её и малыша от погибели. Чудо милости Господней, благодаря которому на свет появится Алёша Ридигер. Другое, ещё более потрясающее чудо произойдёт на водах Невы 21 августа 1963 года. Но об этом — в своё время. Елена Иосифовна не поехала в злосчастном автобусе, её ребёнок нужен будет всей России, и он появился на свет в субботу 23 февраля 1929 года по новому стилю. В сей день Церковь отмечает память мученика Харалампия, епископа Магнезийского, пострадавшего в 202 году. Правитель Лукиан, видевший мучения, лично приблизился к терзаемому, плюнул в него, и тотчас лицо Лукиана повернулось назад, а затылок стал вместо лица. Лишь по молитве мученика лицо правителя вновь заняло привычное положение. Кроме Харалампия 23 февраля вспоминают мучеников Порфирия и Ваптоса, благоверную княгиню Анну, супругу Ярослава Мудрого, преподобного Прохора Печерского, преподобного Лонгина Коряжемского, святую Галину и мучениц дев Еннафу, Валентину и Павлу.

http://pravoslavie.ru/66446.html

Егорьевский округ Материал из Азбука паломники Александро-Невский храм (Егорьевск) [ править править код ] Александро-Невский храм построен в 1897 году по заказу градоначальника Н.М. Бардыгина архитектором А.С. Каминским в псевдорусском стиле - кирпичный пятикупольный четырехстолпный с шатровыми куполами. Храм назван во имя святого великого князя Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II, в память избавления его от покушения 2 апреля 1879 года. Храм был закрыт с 1941 по 1945 года и разорен, в 1946 году возвращен верующим, началось возрождение. В 2010 году была произведена полная научная реставрация росписи. Сейчас храм восстановлен и действует. Адрес: Московская область, город Егорьевск, пл. Александра Невского, д. 1. Телефон: +7 (496) 404 14 60 Подробнее... Знаменский храм (Алешино) [ править править код ] Знаменский храм построен в 1886 году на средства градоначальника Н.М. Бардыгина по проекту И.Т. Барютина, в традициях псевдорусской архитектуры. Обладает пышностью наружного убранства, характерного для купеческого строительства конца XIX века. С 1929 по 1930 год в храме служили диакон Александр Виноградов и послушницы закрытого Свято-Троицкого монастыря Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова), ныне причислены к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 1940 году храм закрыли, верхний ярус колокольни снесли. В 1946 году передали старообрядцам на временное пользование. В 2008 году возвращено православной общине, восстановлен и действует. Адрес: Московская область, Егорьевский район, деревня Алёшино, д. 49. Подробнее... Казанский храм (Гридино) [ править править код ] Казанский храм построен в 1999 году вместо утраченных деревянных церквей XIX века и более древней XVII века, сгоревшей при пожаре. В предвоенные годы деревянную церковь разобрали на брёвна для строительства детского сада но за день до открытия он сгорел дотла. В конце 1960-х годов была разрушена часовня на месте Гридинских родников, один из начальников сельсовета предупредил жителей, и они смогли спасти иконы и ценные исторические документы.

http://azbyka.ru/palomnik/Егорьевский_ок...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010