архимандрит Таврион (Батозский) (10.08.1898–13.08.1978) Письма Проповеди и слова архимандрит Таврион (Батозский) Духовный наставник, проповедник, иконописец, духовник Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого женского монастыря (г. Рига). Биография Родился в семье казначея городской управы. Был шестым ребёнком в многодетной семье (всего в ней было десять сыновей). Получил образование в земской школе в 1906—1909 годы, затем в учительской семинарии. С восьми лет прислуживал в церкви, с детства мечтал о поступлении в монастырь. В январе 1913 года ушёл в Глинскую пустынь, где трудился в иконописной мастерской под руководством о. Серафима (Амелина), учился на миссионерских курсах. Во время Первой мировой войны был призван в армию, после её окончания вернулся в Глинскую пустынь. В 1920 году был пострижен в монашество. В 1922 году Глинская пустынь была закрыта, и монах Таврион уехал в Москву, где поселился в Новоспасском монастыре. С 1923 — иеродиакон, с 1925 года — иеромонах. Окончил в монастыре школу рисования и росписи. В 1925 году, после закрытия властями Новоспасского монастыря, был иеромонахом в Рыльском монастыре Курской епархии. С 1926 года — настоятель Маркова монастыря в Витебске в сане игумена. С 1927 года служил в Перми, где в 1929 году был настоятелем Феодосьевского храма, активно боролся против обновленческого движения. В том же году епископ Павлин (Крошечкин) возвёл его в сан архимандрита. Аресты, лагеря, ссылки Осенью 1929 года был арестован. 3 января 1930 года приговорён к трём годам лишения свободы, работал на строительстве Березниковского химического комбината в Вишерских лагерях. В 1935 году был освобождён, жил в Калуге, Курске, Липецке, работал художником. Окормлял тайные православные общины. 27 декабря 1940 года вновь арестован, находился в тюрьме в Казани. 14 марта 1941 года приговорён к восьми годам лишения свободы. Срок отбывал в Туринском лагере на северо-востоке Свердловской области, неподалеку от Тавды. Вначале находился на общих работах на лесоповале, затем был лагерным художником в культурно-воспитательной части.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Воспоминания о святителе Иоанне Шанхайском Беседа с Верой Феофиловой, воспитанницей святителя Иоанна Вера Семеновна Феофилова родилась в 1929 году в семье русских беженцев в Китае. Рано лишилась отца и матери и воспитывалась в шанхайском детском приюте, основанном святителем Иоанном (Максимовичем). Профессионально занималась певческой деятельностью. В настоящее время является одной из солисток хора при архиерейской Крестовой церкви в Кройдене (Австралия). Ко дню 15-летнего юбилея прославления во святых ее учителя и наставника Вера Семеновна поделилась своими воспоминаниями с корреспондентом сайта " Православие.Ru " . Вера Феофилова на престольном празднике архиерейской Крестовой церкви во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, (Кройдон) – Вера Семеновна, расскажите, пожалуйста, о себе. – Я родилась 2 сентября 1929 года в Хантахэнзе, недалеко от Харбина, в Китае. Потом наша семья переехала в Шанхай. В нашей семье нас, детей, было четверо. В Шанхае мы не могли найти квартиру, даже комнату: не пускали с детьми. И моему папе сказали, что можно обратиться к владыке Иоанну, и он поможет. И вот таким образом мы попали в приют, устроенный владыкой. Приют был назван во имя святителя Тихона Задонского. Жить вообще тогда было трудно, трудно было и папе устроиться куда-нибудь. И мама была не очень здоровая. Мы приехали в Шанхай приблизительно в 1940 году, а 1942 году мама скончалась. И мы остались насовсем в приюте, там и выросли все. Я жила в приюте до 1949 года. Мы там ходили и в школу, а владыка всегда был к нам добр и внимателен, как хороший отец и настоятель. И мы к нему обращались со всем, как к родному отцу. Во время войны было трудно. Но мы голодными не были, все-таки что-то получали. Вообще приют существовал на пожертвования людей. До войны в Шанхае много было иностранцев, и они жертвовали в приют. В приюте в первый год, как я только туда попала, я кушала лучше, чем когда-то дома. Во время войны, конечно, было тяжело, но кусочек хлеба с горячим чаем по утрам нам давали, а в обед и вечером нам суп или кашу делали, и кормили в общем-то так в течение всей войны. И только после войны, уже в 1947 году, у нас появилось и мясо, и все такое. В приюте и одевали всех, потому что у детей, которые жили там, были только или мамы, или папы. Семей целых не было, так чтобы и папа и мама были.

http://pravoslavie.ru/31008.html

Архиерейское подворье храма в честь Воскресения Христова (Катынское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Воскресения Христова в поселке Катынское — храм-памятник жертвам политических репрессий, был возведён близ мемориала " Катынь " . Является архиерейским подворьем. Содержание История [ править править код ] В 1920–1940-е годы Катынский лес стал местом массовых расстрелов и захоронений советских и польских граждан. Здесь находится не менее 150 могильников, в которых захоронены около 10-ти тысяч советских граждан и 4-х тысяч пленных польских офицеров. Урочище Козьи горы в Катынском лесу служило местом казней во время репрессий: «красный террор» начался в 1918 году (одними из первых жертв стали священнослужители), следующий виток репрессий относится к 1922 году, затем — 1929 начало 1930 года. 1937–1938 года — время «большого террора», когда люди уничтожались «по лимиту». Согласно декрету Н. И Ежова, генерального секретаря госбезопасности СССР, от 5 июля 1937 года в Смоленской области должны были быть расстреляны 1000 человек и подлежали высылке и лагерям еще 5000 тысяч. Так 8 декабря 1937 года в Катынском лесу были уничтожены более 70 человек, в их числе был и архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов). А к 1938 году число ежедневных расстрелов достигло 180 человек. Весной 1940 года сотрудниками НКВД СССР в Катынском лесу были расстреляны 4241 польских офицера — заключённые козельского лагеря. В память о совершившейся трагедии в 2000 году был открыт международный мемориал жертвам политических репрессий «Катынь» . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Катынь «Смоленской Голгофой». Во время своего управления Смоленской епархией он неоднократно поднимал вопрос о важности и значимости строительства здесь, на Мемориальном комплексе, православного храма. В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха работы были начаты. В апреле того же года состоялась закладка камня в основание будущего храма. Камень заложили премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин и председатель Совета Министров Польши Дональд Туск.

http://azbyka.ru/palomnik/Архиерейское_п...

Святейший Патриарх Кирилл посетил мемориальный комплекс «Катынь» 15 июля 2012 г. 14:11 15 июля 2012 года, по окончании Божественной литургии в храме-памятнике в честь Воскресения Христова в Катыни, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил мемориальный комплекс «Катынь». На Аллее Памяти, которая объединяет российскую и польскую части мемориального комплекса, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию «о упокоении душ всех, на месте сем невинно убиенных». Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую и польскую части комплекса и возложил к мемориалам цветы. Катынь — Смоленская Голгофа В 1920-1940-е гг. Катынский лес стал местом массовых расстрелов и захоронений советских и польских граждан. Здесь находится не менее 150 могильников, в которых захоронены около 10 тысяч советских граждан и более 4 тысяч пленных польских офицеров. Урочище Козьи горы в Катынском лесу служило местом казней во время репрессий: «красный террор» начался в 1918 г. (одними из первых жертв стали священнослужители), следующий виток репрессий относится к 1922 г., затем — 1929 г. — нач. 1930 г. 1937-1938 гг. — время «большого террора», когда люди уничтожались «по лимиту». Согласно декрету Н.И. Ежова, генерального секретаря госбезопасности СССР, от 5 июля 1937 г. в Смоленской области должны были быть расстреляны 1000 человек и подлежали высылке и отправке в лагеря еще 5000 человек. 8 декабря 1937 г. в Катынском лесу были уничтожены более 70 человек, в числе которых был архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов). К 1938 г. число ежедневных расстрелов достигло 180 человек. Весной 1940 г. сотрудниками НКВД в Катынском лесу были расстреляны 4241 польских офицера — заключенные козельского лагеря. В память о трагических событиях в 2000 г. был открыт международный мемориал жертвам политических репрессий «Катынь». Условно комплекс подразделяется на российскую и польскую части . На польском мемориале находятся братские могилы, установлены поминальные кресты, памятная стела. Сюда приезжают люди из разных стран мира зажечь лампады и вспомнить своих близких. Ежегодно в апреле приезжает польская делегация.

http://patriarchia.ru/db/text/2344859.ht...

Алексеевский Саратовский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Алексеевский Саратовский женский монастырь - православная женская обитель, основанная в конце XIX века. Возвращен Церкви в 1991 году. При монастыре имеется трапезная и гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] В 1848 году Афанасий (Дроздов), архиепископ Саратовский и Царицынский, купил для архиерейской дачи в районе Спасо-Преображенского мужского монастыря в четырёх вёрстах от Саратова участок земли площадью около 16 га, на котором располагались роща и сад. Через некоторое время там возник мужской скит, отчего это место стали называть Верхней Монастыркой. При Павле (Вильчинском), занимавшем кафедру в 1882—1889 годах, там построили храм во имя митрополита Алексия, в котором ежедневно совершались богослужения. Впоследствии площадь скита увеличилась до 22 гектаров. В районе скита появился источник питьевой воды, что связали с молитвами его членов. Вода из этого источника по керамическому водопроводу подводилась к скиту, где были устроены пруд и фонтан, и к слободе, окружавшей скит. 23 января 1918 года земли скита были секуляризованы, храм перестроен (уничтожены были купола и звонница). По некоторым сведениям, насельники скита были подвергнуты гонениям, а часть их была убита в подвале храма. Сад при монастыре был по большей части вырублен и заброшен, водопровод и фонтан были разрушены, но родник сохранился. В 1929 году на территории монастыря был расположен детский туберкулёзный санаторий, в 1940-е годы её стали застраивать частными домами, а в 1969 году в зданиях, сохранившихся от скита, была расположена гинекологическая больница 2 Кировского района. В 1982 году земельный участок, занимаемый больницей, был отведен для отдела здравоохранения Саратовского городского совета. В 1985 году там расположилась глазная клиника. На следующий год часть земли скита была передана НПО «Алмаз» для строительства горнолыжной базы. Там же планировалось построить в 13-й пятилетке инженерно-лабораторный корпус для производственно-торгового объединения «Медтехника».

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_С...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви посетил Никольское и Большеохтинское кладбища Санкт-Петербурга 26 июля 2023 г. 19:17 26 июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Санкт-Петербург. В поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождают председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Антоний  и личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков). Из аэропорта Северной столицы Предстоятель направился в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру . У входа на Никольское кладбище Лавры Святейшего Владыку встречали глава Санкт-Петербургской митрополии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий  с братией обители, ректор  Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан , духовенство Санкт-Петербургской епархии . В сопровождении встречавших Святейший Патриарх Кирилл проследовал на могилу своего духовного наставника приснопамятного митрополита Никодима (Ротова, 1929-1978), где совершил заупокойную литию.  Предстоятель также помолился у могил приснопамятных митрополитов Антония (Мельникова, 1924-1986) и Иоанна (Снычева, 1927-1995), архиепископа Михаила (Мудьюгина, 1912-2000),  епископа Маркелла  (Ветрова, 1952-2019),  своего старшего брата протоиерея Николая Гундяева (1940-2021) и других служителей Русской Православной Церкви. Затем Святейший Владыка направился на Большеохтинское кладбище Санкт-Петербурга, где совершил литию на месте погребения своих благочестивых родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых и возложил цветы к их могилам. Завтра, 27 июля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл примет участие во II Экономическом и гуманитарном форуме «Саммит Россия — Африка» в Санкт-Петербурге. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.

http://patriarchia.ru/db/text/6045645.ht...

В лучах закатного солнца К 80-летию событий, развернувшихся на страницах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Прелестный роман Они видя не видят и слыша не разумеют. (Лк. 8: 10) Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать самым прелестным сочинением в русской литературе XX века. Правда, воспринимать слово «прелесть» необходимо в его первоначальном, древнерусском смысле: прелесть – это обман. В православной традиции главным прелестником человека выступает диавол, который пытается бороться с Богом за человеческие души. Прелесть кроется уже в самом названии романа – «Мастер и Маргарита». Судя по нему, речь в творении Булгакова должна была бы пойти о двух людях – художнике и его возлюбленной, но на самом деле это сочинение о диаволе: он присутствует в двух разновременных пластах романа. Диавол незримой поступью входит в произведение уже в самом его начале, в сцене на Патриарших (!) прудах, и ведет дальнейшее повествование своею волею. К демонологической тематике Булгаков обратился еще в 1923 году, работая над повестью «Дьяволиада», вышедшей отдельным изданием в 1925 году. Спустя три года Булгаков задумывает «роман о диаволе», центральным персонажем которого стал бы вечный противник Бога. Не случайно и варианты романа 1928–1937 годов носят соответствующие названия: «Черный маг» (1928–1929); «Консультант с копытом», «Копыто инженера» (по преданию, пальцы на ногах диавола срослись и превратились в копыто) – до сожжения его в начале 1930 года. Восстанавливая роман в 1931 году, Булгаков перебирает названия: «Великий канцлер», «Сатана», «Черный богослов», «Он появился». Редакция 1937 года получает название «Князь тьмы» (это другое наименование сатаны). И лишь последняя редакция романа – 1938–1940 годов – обрела название «Мастер и Маргарита». При этом Мастер появляется только в 13-й главе. Примечательно, что число 13 в народном восприятии – это «чертова дюжина». Между прочим, в вариантах романа до 1937 года Мастером назывался Воланд. Да и сам эпиграф, призванный отражать суть произведения, свидетельствует, что это роман о диаволе: «…так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте И.-В. Фауст).

http://pravoslavie.ru/30256.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Годовщина со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II Патриарх Алексий II о времени, о близких, о себе... 04.12.2009 555 Время на чтение 9 минут Телепрограмма «Православная энциклопедия» (выйдет в эфир 05.12.09) Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия». 5 декабря, ровно год назад скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 15-й Предстоятель Русской Православной Церкви. Он возглавлял нашу Церковь 18 лет. Время Его Первосвятительства называют вторым Крещением Руси. Миллионы людей пришли тогда в храмы к голосу Церкви стали прислушиваться и общество и государство. При Патриархе Алексие произошло знаменательное событие - объединение Русской Церкви Московского Патриархата и Зарубежной. В архивах «Православной энциклопедии» сохранилось много уникальных видеозаписей почившего Патриарха, которые Вы увидите сегодня впервые. В них очень ценные для нас размышления и духовные наставления Святейшего Патриарха Алексия. Святейший Патриарх Алексий: - Каждый человек, я думаю, должен иметь свободные минуты, чтобы побыть с самим собой и подумать о прошлом и настоящем. К сожалению, таких свободных минут мало, но надо их выкраивать, потому что побыть со своей совестью и заглянуть в свою душу каждому человеку нужно, а, особенно, для человека, который достиг уже вечера своей жизни Алексий Ридигер родился 23 февраля 1929 года в Таллинне. Его предки - представители старинного дворянского рода курляндских немцев, принявших православие ещё при Екатерине. Отец будущего Патриарха Михаил Александрович учился в одном из самых привилегированных учебных заведений - Императорском училище правоведения. После революции из охваченного революционными беспорядками Петрограда семья бежала в Эстонию. Здесь русским предлагали только самую тяжелую и грязную работу. Михаил Александрович сначала зарабатывал рытьем канав, а потом поступил бухгалтером на фанерную фабрику Лютера, где и проработал вплоть до рукоположения во дьяконы в в 1940 году. А ещё через два года он принял священнический сан.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > С допроса - на Лукьяновское кладбище: судьба Экзарха Украины, митрополита Константина (Дьякова) 22.02.2018 547 Время на чтение 16 минут Представительная Международная научная конференция «Киевский митрополит сщмч. Владимир (Богоявленский) и начало гонений на Православную Церковь в ХХ веке», состоявшаяся 7-8 февраля 2018 г. в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, дала новый импульс научным и публикаторским мероприятиям по углубленому исследованию и увековечиванию блаженной памяти мучеников и исповедников Православной Церкви. Жертвами преследований и целенаправленного террора, сопоставимого только с гонениями на первых христиан времен языческого Рима, стали десятки тысяч священослужителей и сотни архиереев. В частности, с 1918 по 1940 г. погибло семь митрополитов Киевских. Тюремная камера стала и последним земным пристанищем Патриаршего Экзарха Украины (1929-1937 гг.), митрополита Киевского и Галицкого (1934-1937 гг.) Константина (Дьякова). О трагическом исходе его архипастырского служения пойдет речь в статье. Поражу пастыря... Развертывание в СССР с конца 1934 г. массовых политических репрессий, одним из основных объектов которых стало православное духовенство, породило ряд директивных документов, ужесточавших преследование пастырей и архипастырей, поразив которых власть могла рассчитывать на рассеивание пасомого «малого стада» и гибель Церкви. В частности, 10 января 1936 г. начальник Секретно-политического отдела (в функции которого входила и борьба с «церковниками и сектантами») Главного управления государственной безопасности НКВД СССР, комиссар госбезопасности 2-го ранга Георгий Молчанов подписал циркуляр «Об агентурно-оперативной работе по церковно-сектантской Документ особый акцент делал на «разработке» православной среды. Со ссылкой на агентурные и выбитые следственные материалы утверждалось о «значительно возросшей контрреволюционной активности церковников и сектантов, росте подполья, восстановлении организационных связей и безусловном наличии руководящих центров». Сугубую «обеспокоенность» вызывали возвращавшиеся к служению епископы и священники («нелегалы-профессионалы», как их именовали чекисты). Их априори обвиняли в политических преступлениях, создании «церковно-монархического подполья». Предписывалось активизировать агентурно-оперативную работу по «церковно-сектантской контрреволюции». Ставилась задача «не оставлять не репрессированными ни одного участника контрреволюционного «Заключенный 114»

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/22/s_...

Казанский храм (Реутов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский храм (Реутов) Образец современного церковного зодчества, одноглавая церковь в новгородском духе, сооруженная в 1996-1999. Кирпичный храм поставлен на подклет, окружен галереей с боковыми приделами и шатровой колокольней. Боковые приделы Александро-Невский и Новомучеников Российских; при крестильне в подклете Всехсвятский храм. Содержание История [ править править код ] Город Реутов начинает свою историю с середины XIX века , когда хутор Реутов стал фабричным поселком при широкоизвестной не только в России, но и за рубежом, хлопкопрядильной фабрике. Поселок рос вместе с Реутовской мануфактурой. С 1929 года поселок Реутово — районный центр, в 1940 году он получает статус города, а с 1970 года — город областного подчинения. За всю историю города Реутова в нем не было православного храма. В начале XX века при Реутовской мануфактуре был устроен молельный дом. В 1919 г. на праздник Казанской иконы Божией Матери его посетил святитель Тихон (Белавин) вскоре после своего избрания на патриарший престол. В 1993 году образовалась православная община. Она обрела свое помещение в квартире жилого дома по улице Ленина д.10. В 1995 году глава администрации В.И. Явтушенко принял постановление об отводе земельного участка под строительство Казанского храма. 21 апреля 1996 года главой города Реутова был избран А.Н. Ходырев, который взял на себя труды храмоздателя. 21 июля, в день праздника Казанской иконы Божией Матери, состоялась закладка храма в южной части города. Строительство велось очень стремительно, работа буквально не прекращалась ни днем, ни ночью. Весной 1997 года был вырыт котлован и установлен фундамент будущего храма. К 1 июля 1997 года начал зримо проступать контур храма: арка главного входа, галереи, алтарная часть. 9 апреля 1998 года, в преддверии Пасхи Христовой, на колокольню были подняты девять колоколов, которые были отлиты под Екатеринбургом, в городе Каменске-Уральском. Впервые над городом, носящим имя Колокол, разнесся колокольный звон.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_храм...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010