Скачать epub pdf Предисловие Прежде чем ознакомиться с текстом слова «О молитве» в двух словах остановимся на нововыявленном рукописном документе. Во-первых, этот труд уже публиковался в вышеприведённых источниках. Автором слова «О молитве» является известный мировому Православию святитель и подвижник благочестия ХХ века, ныне уже причисленный к лику святых Иоанн (в миру Михаил Максимович) (04.06.1896 – † 02.07.1966) 1 . Предыстория появления рукописи Предыстория возникновения рукописи слова «О молитве» непосредственно связана с известным подвижником Православной Церкви, но уже в Закарпатье – архимандритом Василием (Прониным) (08.09.1911 – † 05.01.1997). Из биографии студента Битольской семинарии (1929–1931), а впоследствии богословского факультета Белградского университета (1931–1937) Владимира Пронина известно, что его духовным отцом был иеромонах, а впоследствии епископ и  архиепископ Иоанн (Максимович) 2 . Последний, как известно с 1929 года был преподавателем и воспитателем в Сербской семинарии Охридской епархии в городе Битоле, а 28 мая 1934 года был посвящён в епископы и назначен в Шанхайскую епархию. Видимое общение между ними продолжалось всего пять лет, с 1934 года, когда (Несмотря на то, что видимое общение между ними продолжалось всего пять лет, с 1934 года общение между ними приняло эпистолярный вид. Хотя в 1934 году)  отца Иоанна возводят в сан епископа, и он уезжает в далёкий Шанхай, сердечное общение между ними продолжалось до самой смерти святителя, теперь уже в письменной форме 3 . В архиве Мукачевской епархии сохранилась уникальная и глубокая по своему духовному содержанию переписка между святителем Иоанном и тогда ещё иеромонахом Василием (Прониным) 4 . Как известно помимо подвижнических трудов святитель Иоанн оставил после себя уникальные аскетические, гомилетические и богословские статьи, труды, книги. Одним из таких трудов является слово «О молитве». После краткого пребывания на сельских приходах (После кратких пребываний на приходах ) Мукачевской епархии, в апреле 1940 года иеромонах Василий (Пронин) был переведён для пастырского служения в Покровский храм-памятник русским воинам города Ужгорода 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Смотраковская (Пинежка). Иоанно-Богословский Варлаамиев Важский монастырь. Богословский погост, Варламова пустынь, Важский монастырь Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1426. Адрес: Архангельская область, Шенкурский р-н, местность Пинежка, ур. Погост Координаты: 62.226694, 43.099164 Проезд:На правом берегу Ваги в 25 км от Шенкурска, у Городецкого переката. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Сошествия Святого Духа (Трех Святителей) Часовня Варлаама Важского Церковь Иоанна Богослова (разрушена в 1949-50 гг.) Карта и ближайшие объекты Основан в 1426 г. прп. Варлаамом Важским. Упразднен в 1764 г., храмы преобразованы в приходские Иоанно-Богословского прихода. Название Погост Пинежка дано по правым притокам Ваги рекам Пинежка и Малая Пинежка, между устьями которых на высоком угоре располагались постройки монастыря. К концу 1940-х гг. на территории погоста находились: деревянная церковь Сошествия Святого Духа 1782 г. с приделом Трех Святителей, каменная церковь Иоанна Богослова 1802 г. с приделами Варлаама Важского и Скорбященской И.Б.М. (1809), деревянная часовня Варлаама Важского (1821 г., возобновлена в 1894 г.). Первые монастырские деревянные церкви - Иоанновская (до 1450 г., возобновлена в 1520-30 гг.) и Трехсвятская 1450-70 гг., сгорели в 1622 г. Следующая деревянная Иоанновская церковь построена в 1627-31 гг., Варлаамовский придел в ней устроен в 1635 г., разобрана за ветхостью в 1821 г. Трехсвятская деревянная церковь с 1630-х гг. отстраивалась заново дважды. Обе постройки последовательно сгорели к 1671 г. Во второй из них был устроен придел в честь Сошествия Святого Духа. Следующая деревянная церковь была освящена уже как Духовская с приделом Трех Святителей, она простояла с 1671 по 1782 г. и была за ветхостью разобрана и заменена нынешней. Каменная Иоанновская церковь была построена в 1802 г. на новом месте к юго-востоку от Духовской. Обе имевшиеся церкви и часовня были закрыты в 1929 г., колокола сняты, несмотря на протесты населения, священники и церковные активисты репрессированы. В Варлаамовской часовне устроено зернохранилище, в Духовской церкви - школа. Иоанновская церковь разобрана в 1949-50 гг. В 1998-99 гг. рухнуло ярусное завершение Трехсвятительской (Духовской) церкви. В настоящее время готовится проект реставрации монастыря. Ежегодно в день памяти Варлаама Важского 2 июля (19 июня по старому стилю) проходит Крестный ход от г. Шенкурска и молебен у Варлаамовской часовни.

http://sobory.ru/article/?object=24800

Статистика Алексий II (Ридигер), патр. Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). Отец его обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил Богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина). С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора; с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора в Таллине. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви Таллина. В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия. 15 июля 1957 года отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

http://lib.cerkov.ru/authors/787

Статистика Павел Сербский, патр. Патриарх Павел (серб. Павле, в миру Гойко Стойчевич, серб. 11 сентября 1914 года — 15 ноября 2009 года) — епископ Сербской Православной Церкви; с 2 декабря 1990 года Архиепископ Печский, Митрополит Белградский-Карловачский, Патриарх Сербский. Детство и образование Родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя в деревне Кучанцы недалеко от Доньи-Михольяц в Славонии. Семья была крестьянской. Окончил гимназию в Белграде и шестиразрядную семинарию в Сараево; учился на Богословском факультете в Белграде. Рано остался без попечения родителей: отец Стефан, серб по национальности, уехал работать в США, где заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Гойко тогда не было и трех лет; только что родился брат. Мать Анна, хорватка по национальности, спустя год после смерти отца, вышла замуж и вскоре умерла во время родов, брат и Гойко остались с бабушкой и теткой. Заботы о воспитании Гойко взяла на себя тетя (позднее он говорил — «Моё ощущение материнской любви связано с теткой, которая заменила мне мать и я помню её безграничную любовь, думаю, что когда умру, первой встречу её, а потом остальных»). Поскольку Гойко был очень слабым, больным ребенком, его освободили от сельских забот и позволили получать образование. Начальную школу закончил в родной деревне. Затем последовал переезд в Тузлу для обучения в средней школе с 1925 по 1929 гг., где одним из друзей молодости стал Меша Селимович. Хотя, он был по его словам склонен к техническим наукам («предметам, не требующим запоминания, как то математика и физика»), а по Катехизису имел низкую оценку, под влиянием родственников, выбор был сделан в пользу духовной семинарии. Обучался в шестилетней семинарии в Сараево с 1930 по 1936 год. Позднее обучался на Богословском факультете Белградской духовной академии, хотя в начале поступил на медицинский факультет. Одно время был старостой студентов Богословского факультета. Перед войной был секретарем министра церковных дел Воислава Янича. В 1940 году вступил в армию военным медиком в Зажичаре. Во время немецкой оккупации жил вначале в Славонии, затем возвратился в Белград.

http://lib.cerkov.ru/authors/851

Харбин. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (третья). Благовещенская церковь на Пристани /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По просьбе жителей района Пристани молодого города Харбина, а также рабочих и служащих Главных Механических мастерских КВЖД, главный строитель города С.Н. Хилков начал хлопотать об отводе участка для строительства храма. В 1902 году был построен деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1903 году при храме открылось подворье Русской духовной миссии в Китае. 10 февраля 1918 года храм сгорел дотла, лишь чудом лишь сохранился образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Сгоревший храм был восстановлен и в 1919 году был освящен епископом Пекинским Иннокентием. В 1920 году заведующим Благовещенским подворьем Пекинской духовной миссии был назначен епископ Забайкальский Мелетий. 29 августа 1929 года совет кружка ревнителей церковного благолепия при этой церкви получает благословение к сооружению новой каменной церкви. Проект величественного храма составил архитектор инженер Б.М. Тустановский и 7 июля 1930 года план был утверждён Харбинской городской управой, а 14 сентября того же года состоялось торжество закладки в присутствии многочисленных жителей Харбина. Чин основания храма совершил архиепископ Мелетий в сослужении миссийского и городского духовенства. Средства на постройку собирались как доброхотные жертвы верующих и строительство шло медленно. Успешный исход был обеспечен в первую очередь благодаря трудам владыки Мелетия, который сохранил свою резиденцию при храме и после назначения на Харбинскую кафедру. Строительство окончили к началу 1940 года, после чего еще год ушел на отделку. Роспись храма вели художники братья Задорожные. Освящение состоялось В 1942 году храм был передан в ведение Харбинской епархии. На Крещение большинство верующих Харбина собиралось к Благовещенской церкви, откуда после литургии совершался крестный ход на лед реки Сунгари, где совершался чин освящения воды.

http://sobory.ru/article/?object=34799

Часть 1 Апостольский век Тальберг Николай Дмитриевич (1886–1969) . Родился 22 июля в мест. Коростошев близ Киева. Окончил в 1907 г. Императорское училище правоведения. Занимал ряд должностей на государственной службе. В эмиграции с 1922 г. Жил в Германии, в Югославии и в Австрии. В 1940-е гг. староста храма св. архистратига Михаила в г. Зальцбург и Свято-Покровской церкви в г. Парш (Австрия). Один из лидеров Высшего монархического совета. Постоянный сотрудник газеты (впоследствие журнала) «Отечество» (1921–1927). В 1950 г. переехал в США. Историк Церкви. Преподавал в семинарии при Свято-Троицком монастыре в г. Джорданвилль. Скончался 29 мая (по ст. ст.). Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Творения: Церковный Раскол (Париж, 1927). Святая Русь (Париж, 1929. Джорданвилль, 1964). Месяцеслов русских святых (Джорданвилль, 1954). Русская Православная Церковь в Северной Америке (Джорданвилль 1955). Муж верности и разума: К.П. Победоносцев (Джорданвилль, 1957). История Русской Церкви (Джорданвилль, 1959). Отечественная быль (Джорданвилль). К сорокалетию пагубного Евлогианского раскола (Джорданвилль, 1966). История христианской Церкви (М., 1991, 2-е издание – М.: Св.-Тихоновский богословский ин-т, 2000). Условия, благоприятствовавшие распространению Церкви Ко времени пришествия Христа Спасителя в мир почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство – римское . Рим назывался столицей всей вселенной. За несколько лет до явления Спасителя римское государство из республики превратилось в империю. Императоры обладали деспотической властью. Таковыми являлись и их представители в отдельных областях. Народ раболепствовал перед императорами. Резко отличалось имущественное и социальное положение высших классов. Особенно тяжелым было положение многочисленных рабов, которые в руках своих господ были не более, чем одушевленной вещью, которой те распоряжались по своему произволу. Иудея, под управлением князей из фамилии Маккавеев , составляла ещё отчасти самостоятельное государство (167–63 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Приложение 4. Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг. Приложение 4 составлено путём компьютерной обработки каталога епархий M. Е. Губонина (см. Приложение 3). Данные по епархиям были загружены в банк данных, что позволило автоматически получить список епископов, обеспечить возможность поиска данных по датам, конфессиям и другим показателям, провести статистическую обработку и получить ряд интересных результатов (из-за недостатка места они будут опубликованы отдельно). Типографские гранки Приложений 3 и 4 также автоматически были выведены из банка данных при помощи настольной издательской системы. Справочная информационная система по епархиям и епископам 1917–1946 гг. разрабатывалась в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте как составная часть большой работы по сбору информации и созданию общего банка данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Церкви 20 в. Работа проводилась совместными усилиями кафедры Новейшей истории Русской Православной Церкви и кафедры Информатики, использовались системы НИКА и МАГИС, разработанные в Институте системного анализа РАН. Эти две системы оказались наиболее удобными для проведения исторических исследований благодаря развитым средствам работы с данными и документами сложной структуры. Заметим, что имена епископов упоминавшихся в списках M. Е. Губонина без указания фамилий, не могли быть точно идентифицированы. Аввакум Боровков 28 .11(11.12).1922–1923: Староуфимская Августин Беляев 08(21).09.1923–01(14).10.1929: Иваново-Вознесенская 01(14).04.1930–1931: Сызранская 27 .03(09.04).1934–05.1937: Калужская Августин Петерсон 29 .03(11.04).1936–1940: Рижская Августин Разумовский 1925–1926: Мариупольская (обн.) 238 20 .01(02.02).1927–26.03(08.04).1927: Терская (обн.) Августин 1926–1935: Луганская (григ.) Аверкий Кедров 29 .06(12.07).1915–1922: Острожская 1922–1926: Житомирская Авраамий Дёрнов 03(16).09.1923–1929: Уржумская 09(22).02.1929–1931: Кировская, в. у. 22 .02(07.03).1929–1931: Глазовская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Троцкий против Сталина. Так кто же победил? Победа в борьбе против сатанинских идей Троцкого зависит от каждого из нас 06.03.2023 2255 Время на чтение 11 минут Фото: из открытых источников Бессмысленный вопрос, не правда ли? Ведь всем давно известно и внесено во все энциклопедии, что 20 (умер 21-го) августа 1940 года известный всему миру выдающийся русский революционер Лев Давидович Троцкий-Бронштейн (по происхождению еврей), по приказу такого же известного всему миру выдающегося русского революционера Иосифа Виссарионовича Сталина-Джугашвили (по происхождению грузина), был убит в пригороде Мехико Койоакане, в собственном доме, Рамоном Меркадером, убежденным испанским коммунистом, любящим СССР и связанным с НКВД. О чем тут еще толковать? Сталин убил Троцкого, значит, Сталин победил! Ну да, если бы речь шла о схватке двух диких зверей, в которой один убивает другого, то такой вывод был бы вполне логичным. Но после убитого животного не остается ничего, кроме костей, а после человека – остается многое. Очень многое, иногда даже слишком. И как тут не вспомнить старую советскую максиму относительно художественных персонажей: герой умер, но дело его живет! И в случае с Троцким эта истина (когда-то казавшаяся людям старшего поколения всего лишь примитивным идеологическим штампом) будет звучать вполне злободневно. За что же Сталин убил Троцкого? Ведь к 1940 году их реальный политический и государственный вес был настолько несоизмерим, что это убийство (да еще убийство человека, жившего на другой стороне земного шара!), казалось бы, было просто актом паранойи и болезненной мстительности со стороны Сталина! И действительно: один – вождь великой страны (лихорадочно готовящейся к величайшей в Истории войне), а другой – всего лишь частное лицо без гражданства, изгнанник, так нигде толком и не приткнувшийся по причине своей неудобности и для правых, и для левых. Но… Но Сталин, и это известно из свидетельств ближайшего окружения, выпустив Троцкого (точнее, изгнав его) из СССР в 1929 году, впоследствии очень жалел об этом своем шаге и считал его громадной ошибкой. Да еще – мало того! – Троцкому разрешили выехать со всем своим архивом, в котором содержались редчайшие документы, включая письма Ленина и который насчитывал около трех десятков ящиков (не папок, а ящиков, вдумайтесь!). Вот это действительно трудно понять: ты выпускаешь из рук на свободу своего злейшего врага, зная, что он будет против тебя бороться всеми доступными ему средствами – и при этом даёшь ему вывезти огромный корпус животрепещущих и буквально кровоточащих документов?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/06/tr...

А.Л. Беглов Часть 2. Советское государство и церковное подполье в период «нового курса» в государственно-церковных отношениях. 1943–1953 годы § 1. Советское государство и церковное подполье: колебания границы легальности В начале 1940-х гг. тенденцию государственной политики к сужению сферы легальной церковной жизни, так и не нашедшую в конце 1930-х гг. своей окончательной реализации, сменила противоположная. Сообщение о приеме Сталиным в Кремле трех митрополитов, опубликованное в «Правде» и «Известиях» 4 сентября 1943 г., во всеуслышание обозначило смену этих тенденций. «Сочувственное отношение» главы правительства к нуждам Православной Церкви было продиктовано далеко идущими планами Сталина, надеявшегося использовать ее влияние в своей внешнеполитической игре 257 . Вместе с тем, высказанное в центральной печати, оно дало санкцию на возвращение в сферу легальной церковной жизни церковной благотворительности (в основном, правда, в пользу самого государства), образования, монашества. Появляется возможность открывать храмы; восстанавливается легитимность, особенно после проведения Поместного Собора 1945 г., центрального церковного управления 258 . Эти изменения закрепляются постановлениями и распоряжениями правительства. Многие из них противоречили Постановлению ВЦИК и СНК 1929 г. Разрешение благотворительной деятельности, в частности, сбора средств в Фонд обороны, на нужды раненых и сирот противоречило пункту «а» §§ 17 и 22 постановления «О религиозных объединениях»; распространение посланий патриарха – § 19, ограничивавшему «район деятельности служителей культа» «местонахождением соответствующего молитвенного помещения»; этому же параграфу противоречили терпимые властями крестные ходы из села в село; открытие финансового счета Московской Патриархии и передача ей в собственность имущества можно квалифицировать как обретение ею «урезанного статуса юридического лица» 259 . Это, а также прямые государственные субсидии, оговоренные Сталиным при встрече с митрополитами, противоречили уже самому Декрету об отделении Церкви от государства 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Г. Мурачёв. Фотография. 2000 г. Афанасий Герасимович (1916, дер. Каначак (ныне Турочакского р-на Алтайского края) - 12.09.2008, Енисейский р-н Красноярского края), старообрядец часовенного согласия , крестьянский писатель, полемист. М. род. в многодетной семье зажиточного сибирского крестьянина-старообрядца часовенного согласия, с раннего детства занимался крестьянским трудом. В 1929 г. семья, опасаясь раскулачивания, уехала из деревни, переселилась в края, более суровые, чем Алтай: в поселок на р. Чичкаюл (ныне Тегульдетского р-на Томской обл.). Привлекла глухая тайга, вскоре, однако, ставшая местом водворения спецпереселенцев. Семья еще не раз переселялась, избегая записи в колхоз. В 1940 г. М., уже один, перешел на притоки Енисея, долго скитался, терпя нужду и голод. В 1947 г. он поселился как мирянин в одном из Дубчесских скитов, основанных в кон. 30-х гг. XX в. Симеоном (Лаптевым) . В скиту М. стал учеником о. Симеона, овладевал сокровищами древнерус. книжности, что заложило основу его писательского мастерства. При разгроме скита в 1951 г. М. вместе с др. насельниками был арестован, сумел бежать, когда партию захваченных скитских жителей переправляли в центр пересылки - с. Ярцево (Енисейского р-на). После мн. скитаний М. поселился в одной из деревень на Н. Енисее, стал наставником местной общины. Вся его жизнь была связана с книгами. Он много переписывал, великолепно переплетал книги в кожу и, главное, активно работал в разных лит. жанрах. Важнейшими своими сочинениями он считал эсхатологические: «О временах» (1969-1970), «О останке Израилевом» (1982), «Предатомные предвестии» (1983), «Наука и техника - природе убийца» (1984), «О конце света» (1994). В них он развивал идеи о. Симеона о «порче» мира через достижения науки и техники и об антихристе . Много места в творчестве М. занимала полемика. В жанре древнерус. диалога написан «Пример ко лжедуховномудреникам» - спор о «чувственном» и «духовном» представлении об антихристе. По этому вопросу М. не раз вступал в «письменную перестрелку» с писателем-беспоповцем А. К. Килиным . Килин обличал М. за «чувственное» понимание антихриста, М. опровергал взгляды «духовномудрствующих», в первую очередь Килина. В сер. 90-х гг. М. вступил в ожесточенную полемику по вопросам эсхатологии уже с центром часовенного согласия - нижнеенисейскими скитами. Он написал соч. «О начертании», в котором обрушился на новые представления о признаках конца света, появившиеся у енисейских часовенных и взятые на вооружение скитами. Речь идет о толковании товарного штрихкода как антихристовой печати, разработанном в среде зап. протестант. конфессий и распространившемся в 90-х гг. XX в. в России, в т. ч. у нижнеенисейских скитников. М. называл эту новацию «баптистскими выдумками».

http://pravenc.ru/text/2564358.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010