Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Александрович Смирнов (8 фев. 1890, село Редино Клинского уезда Московской губернии (в настоящее время деревня Редино городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области) — 11 дек. 1937 г., полигон Бутово Московской области (ныне в черте Москвы), священномученик (пам. 28 нояб., в Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), священник. Из семьи псаломщика. В 1915 г. окончил Вифанскую Духовную семинарию и 22 сент. Того же года определен псаловщиком в храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери села Редино (сломан в 1936-1937 гг.). 21 апр. 1921 г. рукоположен во иерея к храму в честь Воскресения Словущего (храм закрыт в 1930-х годах, в последствии частично разрушен, с 2013 г. восстанавливается) в селе Мерзлое Клинского уезда (в настоящее время деревня Мерзлово сельского поселения Смирновское Солнечногорского муниципального района Московской области). После 1917 г. хозяйство отца Алексия было обложено большим налогом. Заплатить этот налог батюшка не смог и был приговорен к месяцу принудительных работ. В 1922 г. переведен в Успенскую церковь (закрыта в 1930-е, разрушена в 1940-е годы) Пречистенского Погоста Клинского уезда. 30 дек. 1929 г. батюшку и старосту храма Григория Сивохина арестовали по обвинению в распространении ложных слухов. После ареста они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. 23 фев. 1930 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР отца Алексия приговорили к 5 годам заключения в концлагере. Наказание он отбывал в Беломорско-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаг). Впоследствии срок заключения сократили на год. В 1933 г. отец Алексий был освобожден . 30 мая 1934 г. он получил назначение в тот же храм, в котором служил до ареста. 4 дек. 1937 г. священник Алексий Смирнов был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Виновным себя не признал. 9 дек. Тройка УНКВД по Московской области приговорила его к высшей мере наказания. Расстрелян 11 дек. На полигоне Бутово и погребен в безвестной общей могиле. Постановлением Священного Синода от 12 марта 2002 г. имч священномученика Алексия Смирнова внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2504137.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Борьба Русской Православной Церкви с расколами (см. также по периодам) АНДРЕЙ (Горак Андрей Григорьевич; род. в 1945), " митр. Львовский и Сокальский " Украинской Православной Церки Киевского Патриархата, раскольник ВЕНИАМИН (Троицкий Александр Васильевич; 1901-1938), еп. Бирский, вик. Уфимско-Уральской автокефальной епархии ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ДЕНИСЕНКО Михаил Антонович [в монашестве Филарет] (род. 1929), деятель церковного раскола на Украине в кон. XX - нач. XXI в., самозваный «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» (1716-1719 гг.) ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского мон-ря Питирима ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЖИТОМИРСКАЯ И НОВОГРАД-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ, учреждена летом 1940 г., с 1944 г. Житомирская и Овручская на территории Житомирской обл. Украины, с 1994 г. имеет совр. название и границы Андрей Иванович (1751 - 1813), прот., деятель единоверия, один из первых исследователей старообрядчества ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ИВАН (ум. между 1487 и 1490), «крылошанин», писатель, профессиональный книгописец, видный член московского придворного еретического кружка (см. Жидовствующие)

http://pravenc.ru/rubrics/121708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖОРДАНИЯ [груз. ] Гиви Георгиевич (29.12.1911, Тифлис - 3.09.2001, Кобулети), груз. историк, педагог, общественный деятель. Род. в семье юриста и этнографа Георгия Жордании и Нино Кумсиашвили, внук Ф. Д. Жордании . В 1929 г. с отличием окончил 1-ю тифлисскую среднюю школу, в 1930 г. поступил на исторический фак-т МГУ, по окончании был оставлен в аспирантуре, в 1937 г. защитил под рук. акад. С. Д. Сказкина канд. дис. «Экономическая политика правительства кардинала Ришелье». В конце того же года вернулся в Грузию, где читал курс лекций по истории Европы в Кутаисском и Горийском педагогических ин-тах. С 1940 г. доцент в Тбилисском гос. ун-те (ТГУ), с 1963 г. профессор. В 1961-1969 гг. возглавлял кафедру истории средних веков, в 1969-1991 гг.- кафедру новой истории ТГУ. В 1959 г. издал монографию по франко-русским отношениям в кон. XVI - 1-й пол. XVII в., в 1960 г. на ее основе защитил докторскую диссертацию, ввел в научный оборот мн. архивные материалы. Неск. трудов Ж. посвящены истории Кавказского музея в Тбилиси (ныне Национальный музей Грузии). В 1967 г. совместно с проф. Ш. Хантадзе подготовил к изданию 3-й т. сочинения Ф. Жордании «Хроники и другой материал для истории и литературы Грузии». В 1994 г. в соавторстве с З. Гамезардашвили выпустил книгу, посвященную деятельности римско-католич. миссии в Грузии в кон. XVI - 30-х гг. XVII в., где опубликовал архивные материалы, хранящиеся в Ватикане. Ж. изучал судьбу церковных ценностей и исторических памятников, вывезенных после революции 1917 г. из тбилисских музеев (Об-ва по распространению грамотности среди грузин, Об-ва истории и этнографии, Национального музея Грузии, Национальной галереи и т. д.), 24-летний период их пребывания во Франции, обстоятельства возвращения в Грузию, деятельность прав. Евфимия Такаишвили . Результатом этой работы стала монография «Возвращенные сокровища» (1983). Последние годы жизни Ж. посвятил расследованию обстоятельств убийства прав. Илии Чавчавадзе в с. Цицамури. Изучив архивный материал, он подготовил к изданию монографию, к-рая вышла в свет после его смерти (во время летнего отдыха утонул в Чёрном м.).

http://pravenc.ru/text/182335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Даланов Иван Михайлович; 12.09.1885, дер. Кожемякино Себежского у. Витебской губ.- 3.09.1942, Темниковский ИТЛ), прмч. (пам. 21 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу. Согласно летописи скита, 6 июня 1911 г. (после службы в армии) поступил в Иоанна Предтечи скит при Оптиной пустыни ., нес послушание на монастырской даче, затем был помощником повара. В июле 1914 г., после объявления мобилизации, призван в армию в числе др. послушников Оптиной пуст. Во время первой мировой войны И. М. Даланов служил в обозе. 1 февр. 1918 г. вернулся в Оптину пуст. Пострижен в рясофор. После закрытия мон-ря Даланов переехал в с. Стрельна Козельского у. Калужской губ. (ныне Сухиничского р-на Калужской обл.), работал сторожем при Тихвинской ц. Пострижен в монахи с именем Игнатий, рукоположен во диакона, в 1929 г.- во иерея. Служил в Калуге. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. И. оказывал материальную помощь монашеской общине в г. Мещовске, возглавляемой игум. прмч. Иоанникием (Дмитриевым) , с которым познакомился еще в Оптиной пуст. С 1934 г. служил в ц. в честь иконы Спаса Нерукотворного в с. Курыничи Перемышльского р-на Московской (ныне Калужской) обл. 24 нояб. 1937 г. арестован на основании лжесвидетельств. Обвинялся в том, что вел контрреволюционную агитацию, клеветал на советскую власть, Конституцию СССР, критиковал проведение советских выборов и переписей населения, «сожалел об осужденных врагах народа», создал нелегальный мон-рь (поводом для последнего обвинения послужило то, что при сельской церкви жили неск. монахов и монахинь). Свою вину не признал и не стал оговаривать др. людей. 2 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Тульской обл. приговорен к 10 годам ИТЛ. Отбывал заключение в разных тюрьмах, с 25 июля 1940 г.- в Темниковском ИТЛ. 24 авг. 1942 г. тяжело заболел и был помещен с пневмонией в лазарет-стационар лагпункта 11, где скончался. Похоронен в безвестной могиле. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г.

http://pravenc.ru/text/293437.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иером. Даниил (Фомин). Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (Фомин Дмитрий Кириллович; 5.11.1875, Москва - 25.07.1953, г. Сорочинск, Чкаловская (ныне Оренбургская) обл.), иером., оптинский старец. Из семьи извозчика. Окончил 4-классную школу в Сокольниках. Поступил учеником в мастерскую серебряных и золотых изделий. Господь неоднократно избавлял Своего избранника от скорбей и смерти: в 1896 г. в давке на Ходынском поле, во время военной службы, по молитве матери в бурю на Каспийском м. Д. был благословлен на монашество схим. Марфой из московского во имя Алексия, человека Божия, жен. мон-ря и схимниками Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Получал наставление и обучение от духовника Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря в Москве игум. Герасима (Анциферова). В 1897 г. призван в армию, служил в учебной команде в Асхабаде (совр. Ашхабад) и Ташкенте, стал каптенармусом. Отбыв действительную службу, работал в Москве в мастерской серебряных и золотых изделий. Участвовал в русско-япон. войне 1904-1905 гг., после демобилизации испросил в Чудовом мон-ре благословение на монашеский путь у игум. Герасима и архим. Арсения (Жадановского) . Через сестру Анастасию (впосл. мон. Архелая) принял приглашение посетить Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст . Через старцев преподобных Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Потапова) получил указание от Господа остаться в обители. Духовно окормлялся у прп. Варсонофия (Плиханкова) . Нес послушание в ювелирной мастерской. Исполнял обязанности письмоводителя у прп. Анатолия, под его диктовку отвечал на письма верующих. В 1914 г. призван в армию, в 1917 г. вернулся в Оптину пуст. Принял иноческий постриг с именем Даниил. В 1919 г. рукоположен во диакона, позднее - во иерея. В нач. 1918 г. мон-рь был закрыт. Д. вместе с сестрой проживал в Козельске, где ему во время посещения Никольской ц. было явление свт. Николая Чудотворца, предсказавшего подвижнику тюремное заключение. В 1929 г. переехал в с. Вторая Михайловка Сорочинского у. Оренбургской губ., куда ранее переселились его родные. В 1930 г. арестован и приговорен к 5 годам ссылки, которую отбывал под Архангельском. Вернулся в с. Вторая Михайловка, вопреки запретам продолжал совершать тайные богослужения. Из-за угроз и преследования властей в 1936 г. переехал в Калугу. 11 февр. 1940 г. арестован в числе 9 священнослужителей и монашествующих по обвинению в «антисоветской пропаганде». Содержался в калужской тюрьме, где Д. перенес много скорбей и испытаний, но был утешаем от Господа откровениями о своей судьбе: ему являлись оптинские старцы преподобные Амвросий, Иосиф, Исаакий, Нектарий и Анатолий, наставлявшие его в молитве и укреплявшие в несении креста. 17-19 авг. во время выездной сессии Тульского обл. суда в Калуге отказался признать себя виновным и был приговорен к 8 годам ссылки.

http://pravenc.ru/text/171214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Дмитриевич Ансеров (8.09.1873, с. Чарус Касимовского у. Рязанской губ.- 6.05.1940, Карагандинский ИТЛ, Казахстан), сщмч. (пам. 23 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), прот. Из семьи пономаря (с 1881 диакона) Успенской ц. с. Чарус. В 1887 г. окончил Касимовское ДУ, в 1893 г.- Рязанскую ДС и был назначен учителем в церковноприходскую школу с. Лубонос. В 1894 г. рукоположен во диакона к Успенской ц. с. Чарус, 27 июля 1897 г.- во иерея к Преображенскому собору г. Спасска Рязанской губ., в том же году назначен законоучителем нижних чинов управления спасского уездного воинского начальника. Служил также законоучителем Спасского жен. начального уч-ща (с 1898) и Спасской жен. гимназии (с 1913). Был избран казначеем братства Всемилостивого Спаса при Преображенском соборе, возведен в сан протоиерея (год неизв.). В 1929 г. был раскулачен. К Преображенскому собору в советское время была приписана небольшая деревянная Успенская ц., при к-рой жили монахини. Городские власти предполагали закрыть церковь и передать ее под хранилище зерна, что вызвало протест верующих. После того как И. посоветовал прихожанам обратиться в Москву, вопрос о закрытии церкви был снят, но 27 мая 1931 г. она сгорела. 31 мая И., староста Успенской ц. и 12 монахинь были арестованы по обвинению в «антисоветской деятельности и поджоге церкви», заключены в тюрьму г. Спасска. И. признал, что недоволен политикой советской власти, «но свой ропот и негодование я на широкий круг людей не выносил». 9 авг. 1931 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан, отбывал наказание в Южно-Казахстанской обл. В кон. 1934 г. вернулся из ссылки, служил в Преображенском соборе. Вместе с прихожанами пытался отстоять собор от закрытия, когда же в 1936 г. храм все же был закрыт, верующие добились передачи им кладбищенской Вознесенской ц., куда с клиром перешел И.

http://pravenc.ru/text/469043.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ПЕРТОМИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Архангельском у. Архангельской губ., на вост. берегу Унской губы Белого м. (ныне пос. Пертоминск в 120 км от г. Архангельска) PERFECTAE CARITATIS декрет Ватиканского II Собора об обновлении монашеской жизни (лат. renovatione vitae religiosae) применительно к совр. условиям ПЕТЕРГОФСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало в 1922-1940 гг. на территории городов Петергоф, Ораниенбаум (с 1948 Ломоносов), Стрельна (ныне входят в состав Петродворцового р-на С.-Петербурга) и Петергофского у. Петроградской губ. (совр. Ломоносовский р-н и часть Волосовского р-на Ленинградской обл.) ПЕТР первоверховный апостол (пам. 29 июня, 16 янв.), миссионер; согласно христ. традиции, автор 2 Посланий, вошедших в состав канона НЗ ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ПЕТР (Могила) (1596 - 1647), митр. Киевский, свт. (пам. 31 дек., 1 сент.- в Соборе Винницких святых, 1 окт.- в Соборе Молдавских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых), ПЕТР (341/5 - после 392), свт. (пам. 9 янв.), еп. Севастии Армянской, брат свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского и прп. Макрины Младшей ПЕТР (Зверев Василий Константинович; 1876-1929), архиеп. Воронежский, сщмч. (пам. 25 янв., 4 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Нижегородской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Соловецких святых ) ПЕТР (Арихара Дзиро; 1931-2000), еп. Иокогамский, избранный предстоятель Японской Автономной Православной Церкви ПЕТР (Каменский Павел Иванович; 1765-1765), архим., миссионер, начальник 10-й Русской духовной миссии в Пекине, ориенталист, гос. деятель

http://pravenc.ru/rubrics/121236_194.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНДИДОВ Борис Павлович (1902-1953), один из организаторов антирелиг. кампаний в СССР, автор работ по истории Церкви. Во время гражданской войны служил в Наркомате юстиции, занимался вопросами адм. контроля за деятельностью Церкви. В 1923 г. организовал антирелиг. выставку в помещении Московской военно-инженерной школы. Через неск. месяцев выставка прекратила работу, но К. по личной инициативе сохранил экспонаты на своей квартире, и в 1929 г. они стали основой для Центрального антирелиг. музея, открытого в помещениях бывш. Страстной иконы Божией Матери жен. мон-ря в Москве. В кон. 20-х - 30-х гг. ХХ в. К. опубликовал большое количество статей по атеистической и антицерковной тематике. Оправдывал репрессии против верующих, исходя из выдвинутого им тезиса: «Каждая церковь - крепость контрреволюции, каждый церковник - ее агент и шпион!» (Голод 1921 г. и церковь. 1932. С. 18). Книга К. «Церковь и шпионаж» выдержала в 1937-1940 гг. 5 изданий. Автор ряда исследований, посвященных «разоблачению реакционной деятельности церковников» в период революции и гражданской войны. В работах К. иногда содержались ценные документальные материалы, отсутствующие в др. источниках. К. как пропагандист атеизма занимал среди соратников крайние позиции, боролся против «примиренческого отношения к поповщине». Осенью 1939 г., после присоединения к СССР Зап. Украины и Зап. Белоруссии, выступил за немедленное проведение антицерковной кампании на этих территориях, что, однако, не было одобрено вышестоящими структурами. К. был раскритикован за «перегиб», его статьи перестали публиковать в центральных изданиях. Во время Великой Отечественной войны К. был лектором в Сибири, Поволжье, на Урале, в Казахстане и Ср. Азии. В 1945 г., находясь в Казани, выступил против смягчения политики Советского гос-ва по отношению к Церкви и продолжал обличать «реакционность» религии. Обращался с письмом к секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Жданову, предлагая вновь развернуть антирелиг. кампанию. Направил в Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) докладную записку, в которой оценивал патриотическую деятельность Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны как «саморекламу и обман», осуждал руководителей Совета по делам РПЦ и Совета по делам религиозных культов за «повторение поповских утверждений», требовал от партийных органов «перейти от самоуспокоения к борьбе с церковниками». В офиц. отзыве Управления пропаганды и агитации было указано, что К. «живет старыми взглядами». Его деятельность как лектора была резко раскритикована в газ. «Правда», после чего К. отстранили от пропагандистской работы. В кон. 40-х гг. он выступал как рецензент книг на антицерковную тематику.

http://pravenc.ru/text/1470203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Васильевич Виноградов (1870, погост Малахово Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ.- 1.12.1948), священноисп. (пам. 18 нояб., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. Окончил в 1888 г. Ярославское ДУ, в 1895 г.- Ярославскую ДС. Был рукоположен во иерея. Служил священником в храме Рождества Христова в Малахове (вероятно, был назначен на место скончавшегося отца не позднее 1898). В 1905 г. Христорождественский храм был расширен на средства благотворителей. В июле 1908 г. с Н. беседовал во время поездки по Ярославской епархии прот. св. прав. Иоанн Кронштадтский , отметивший это в своем дневнике. Впосл. Н. был возведен в сан протоиерея. 14 нояб. 1929 г. арестован в Малахове по обвинению в антисоветской пропаганде. 1 дек. того же года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ. В дальнейшем еще неск. раз отбывал заключение в лагерях. Скончался в глубокой старости. Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. Лит.: Синодик священнослужителей и мирян Ярославской епархии, пострадавших в годы гонений. Романов-Борисоглебск, 2003. С. 17. Рубрики: Ключевые слова: НИКОЛАЙ Петрович Розов ( 1879-1941), прот., священноисп. (пам. 25 сент., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВЛАДИМИР Григорьевич Хираско (1874 - 1933.), прот., священноисп. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Александрович Смирнов (1870-1940), прот., сщмч. (пам. 13 июня - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Андреевич Елховский (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 16 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2565916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Дмитриевич Никольский (8.09.1896, с. Сосновка Зарайского у. Рязанской губ.- 22.01.1943, Кировская обл.), сщмч. (пам. 9 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи псаломщика, впосл. диакона. В 1910 г. окончил Зарайское ДУ, в 1916 г.- Рязанскую ДС по 2-му разряду. В том же году был призван в армию, воевал в звании прапорщика. В 1918 г., во время антибольшевистского крестьянского восстания, приехал к отцу, служившему диаконом в Иоанно-Богословской ц. с. Плахина Михайловского у. Рязанской губ. (ныне Захаровского р-на Рязанской обл.). После подавления восстания арестован, провел полтора месяца в тюрьме. Оправдан и призван в Красную Армию, служил учителем и секретарем военкома. В 1922 г. рукоположен во иерея к Ильинской ц. с. Лобкова Михайловского у. В 1928 г. переведен в Дмитриевскую ц. дер. Трасны Зарайского у. Рязанской губ. (ныне городской окр. Зарайск Московской обл.). В 1929 г. П. обратился к уполномоченному местного земельного об-ва с просьбой выделить ему землю в аренду. Вопрос был поставлен на решение общего собрания, и крестьяне проголосовали за выделение земли. Это послужило поводом для преследований П. 5 янв. 1930 г. он был арестован по обвинению в подкупе крестьян и оказании на них морального давления. Помещен в тюрьму г. Коломны. На допросах виновным себя не признал и отверг все обвинения. 3 февр. 1930 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ИТЛ. Был отправлен в распоряжение Управления сев. лагерей особого назначения. Освободился в 1932 г. и поселился в с. Серебряные Пруды (ныне поселок) Московской обл. В 1938 г. переехал в Зарайск. В 1940 г. П., как бывшему в заключении, было предложено покинуть Зарайск, и он переехал в Рязань. В это время он не служил, посещал храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 30 июня 1941 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации и помещен в тюрьму в Рязани. Виновным себя не признал. Постановлением особого совещания при НКВД СССР от 22 сент. 1941 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. 17 окт. отправлен этапом в Вятский ИТЛ в Кировской обл. (Вятлаг), куда прибыл 9 мая 1942 г. Скончался вслед. тяжелых условий жизни и работы, похоронен на кладбище 4-го лагпункта Вятлага.

http://pravenc.ru/text/2581851.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010