Это утешение я принял от Бога за самое извещение, что труды мои, которые заставил меня трудиться владыка, приятны Господу Богу, и сердце мое сделалось очень покойно, и с радостию начал продолжать свое послушание. 140 . 1849 года в январе месяце скончался мой благодетель Федор Иванович Головков, причастившись Святых Таин и исповедавшись в полной памяти часа за три до смерти, маслом пособоровшись, и отходную духовный отец прочитал, – и отлетела душа его ко Господу. Сам владыка в соборе, – никто его не просил, и он никому не сказал, – сам назначил служить Литургию и сам отпевал погребение, – сам сказал нагробное слово, в котором ублажил покойного и вкратце объяснил его добродетели, но как сам не мог говорить от слез, но так весь народ, который почти не вместил собор, рыдал, а наипаче все бедные и странствующие, то и я теперь не могу все передать. Владыка по своему обыкновению говорил без приготовления – наизусть, но однако несколько слов остались у меня в памяти. Вышел он на амвон, перекрестился и протер слезы на глазах, и начал говорить следующее: 141 . «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Что это здесь в соборе стоит за гроб, и гроб, как видится, должно быть, самого бедного человека, потому что он ничем не раскрашенный и не покрытый златотканными покрывалами, как здесь есть обычай покрывать, и даже по обычаю здешнему по пути и не набросано ветвей пихтовых, это явно означает бедность умершего. Гроб его сделан из простых досок, покрыт он простым церковным покрывалом; это все явно показывает, что он был человек небогатый, да и вам всем известно, что он был человек небогатый; так точно, видно, он не заботился о том, чтобы собрать больше денег и оставить после себя, и заготовить себе богато убранный гроб. Но, стало быть, он больше старался о том, чтобы и последнюю свою копейку, которую он добывал своими трудами, предпослать ее к Богу через посредство ближних – странствующих, бедных и нищих, которых он ежедневно сотни пропитывал; это я не похваляю умершего, как это свойственно льстецам, но говорю истинную правду, что единогласно скажет весь Томск; но что я говорю Томск, и вся обширная Сибирь, и даже в России тысячи об этом знают, ибо вы спросите странника, и сборщика, и богомольца, который бывал в Томске, где он стоял и имел приют в Томске? Все единогласно скажут: “У Федора Ивановича Головкова”.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

По водохранилищу не плыли — летели на полуглиссере. Дурная молва велась в наших местах когда-то о речке Бирюсе. Леших, водяных и прочей нечисти водилось на ней видимо-невидимо, отбивало у многих желание здесь охотиться и рыбачить. А вообще-то, сказывали, речка богатющая, красивая. То, что увидели мы на Бирюсе, даже затопленной, в плесени замзгнутой воды, не поддается описанию. Дух захватывает от неповторимой, воистину колдовской красотищи! Есть на Бирюсе одна скала особенная. Верстах в десяти от устья Бирюсы, наподобие полураскрытой книги, тронутой ржавчиной и тлением времени, грузно стоит она в воде. На одной стороне скалы, на той, что страницей открыта в глубь материка, древним ли художником, силами ль природы, вырисовано лицо человека — носатое, двуглазое, со сжатым кривым ртом: когда проходишь близко, оно плаксиво, а как отдалишься — ухмыляется, подмигивает, живем, дескать, творим, ребята!.. — Вот она! Я вздрогнул и очнулся. Пассажиры в самолете приникли к окошкам, не отрываясь смотрели на отдаляющуюся гидростанцию. Они любовались творением своих рук. Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется — свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет. Всему свой час и время всякому делу под небесами: Время родиться и время умирать; Время насаждать и время вырывать насаженное; Время убивать и время исцелять; Время разрушать и время строить; Время плакать и время смеяться; Время стенать и время плясать; Время разбрасывать камни и время собирать камни; Время обнимать и время избегать объятий; Время искать и время терять; Время хранить и время тратить; Время рвать и время сшивать; Время молчать и время говорить; Время любить и время ненавидеть; Время войне и время миру. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа. 1972—1975 гг. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1478  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература

http://azbyka.ru/fiction/car-ryba-astafe...

Андрей Белый, вспоминая 1903 год, пишет: «Появление ко мне тройки «апокалиптиков», – Эрна, Флоренского и В. Свенцицкого … Вся суть в Флоренском… по мере того, как я слушал его, он меня побеждал… говорил умирающим голосом, странно сутулясь и видясь надгробной фигурой, где-то в песках провисевшей немым барельефом века и вдруг дар слова обретшей… Я в «Весах» позднее заставал его с Брюсовым, он разговаривал… поясняя какой-то штрих: деталь гравюры XIV столетия, что-нибудь вроде рисунка Упрата со скромной подписью. И Брюсов почтительно слушал… Оригинальные мысли его во мне жили; любил он говорить о теории знания и укреплял во мне мысль о критической значимости символизма; что казалось далеким ближайшим товарищам, – Блоку, В. Иванову, Брюсову и Мережковскому, – то ему виделось азбукой» 9 . К этой выписке из Белого можно добавить, что Флоренскому было тогда немногим более 20 лет. Символисты были для него людьми, мистически гораздо более чуткими, чем позитивисты науки, они что-то давали для его мистического реализма. В 1904 году, он поместил в их журнале «Весы» статью «Об одной предпосылке мировоззрения», в которой говорится о биологии, термодинамике, молекулярной физике и в которой есть фраза: «Мы, видевшие зарю «нового искусства», стоим и на пороге «новой науки " » Но самое драгоценное в этой статье, – это ее эпиграф, вскрывающий всю тоску века, всю жажду его истинных слов Господних, истинного Знания и Хлеба жизни. В эпиграфе он привел слова из восьмой главы книги пророка Амоса: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог , когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам.4:11–1 7. – К. И.) В 1933 году о. Павел Флоренский был сослан в Сибирь, в лагерь села Сковородико за Байкалом. От него требовали публичного отречения от веры. Вскоре, он был переведен на Соловецкие острова, откуда писал семье до 1937 г. Потом прекратились и письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

По этой же причине они не получили благословения и повеления размножаться, – то и другое уже ранее дано было той силе, которая животворит вещество в животном организме. Подобно первоначальным растениям и низшим животным организмам, животные суши были наделены чрезвычайной жизненностью, выразившейся в быстром размножении их и в величине некоторых из них, далеко превосходящей величину нынешних, родственных им животных. Ископаемые остатки мамонтов и мастодонтов показывают, что они были вдвое, и даже более чем вдвое, больше нынешних слонов. Такая же пропорция наблюдается и относительно многих других пород. В настоящее время самые большие животные держатся на довольно небольшом пространстве суши и сравнительно в ограниченном числе. В первобытное же время они жили на пространстве всей суши и в огромном количестве. Есть свидетельство, что остров Новая Сибирь представляет из себя громадный склад костей первобытных слонов и что море в этих местах при каждой буре выбрасывает на берега такие же кости 146 . Кости эти вероятно нанесены сюда могучими сибирскими реками, близ которых жили и погибли бесчисленные стада допотопных гигантов. – Вышеописанные создания шестого дня, каковы бы они ни были, во всяком случае, как и все предыдущие, отвечали намерению Создателя: «и увидел Бог, что это добро». Когда земля оживилась и украсилась разнообразными видами растительного и животного царства, когда она вообще устроением Божием достигла такого состояния, что стала способна воспринять на себя высшее воздействие Творческой силы в области материи, уже граничащей с областью духа, – Бог сказал: «сотворим (создадим) человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют (они) над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил (бара) Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужа и жену». Здесь обращают на себя внимание некоторые особенности текста. В начале сказано: создадим (образуем) человека (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Охват происходящего в мире может возрастать до убегающих от определения широт. Жизнь молящегося духа – может, да и должна, получить космические измерения, которых требуют от нас евангельские заповеди Христа. В нем человек становится воистину универсальным: не в смысле философского синкретизма, а по объему и масштабности захвата реального бытия; по приближению к последним граням возможного живого опыта в духе. Один из случаев быстрого ответа на молитву я привожу в книге «Старец Силуан» (стр. 110). Сам блаженный старец сказал мне, что, по прочтении письма митрополита, он обратился к Господу и с первого же слова почувствовал в сердце мир и радость. Он, старец, сразу же ответил письмом, что «дочь этой женщины-матери жива и счастлива». Дальнейшие розыски подтвердили верность чувства старца. Сама дочь сказала посетившей ее женщине-иностранке: «Скажите маме, что я благополучна и счастлива с моим мужем. Но очень прошу маму не повторять подобного шага, чтобы не повредить мне и мужу». Это было в эпоху Сталина, когда всякий контакт с людьми из-за границы ставил лицо под подозрение и в опасность ссылки в Сибирь. Опыт трагизма земных судеб нам необходим. Он показывает пределы наших тварных дарований в их отрыве от сотрудничества с Богом. Нормально после краха всех наших усилий и страданий раскрыться для новых горизонтов уже иного мира, неизмеримо высшего. Тогда вместо «рокового конца», в большинстве случаев гениев человечества, наступает благословенное начало, которое может явиться человеку как Свет Воскресения, как вхождение в нетленный мир, где нет места трагедии, ибо царит безначальная вечность. Наш собственный опыт приводит к констатации того факта, что человечество в массе своей даже до сего дня не доросло до евангельского христианства. Отказываясь от Христа как Вечного Человека и прежде всего как Истинного Бога в какой бы то ни было форме, под каким бы то ни было предлогом, люди теряют Свет безначального Царства и славу богосыновства. «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» ( Ин. 17, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Господь наш Иисус Христос говорил нам: «Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» ( Ин.12:35 ). Пока светит вам в этой жизни свет Христов, пока слышите святые слова Евангелия и заповеди Христовы, пока сподобил ещё вас Господь посещать храм святой, ходите в этом свете. Ибо свет этот угаснет для вас, когда придёт смертный час, а за гробом уже нет покаяния, и получите вы то возмездие, какое заслужили к часу вашему смертному. Итак, ходите в свете, пока есть свет, чтобы не померк он для вас, чтобы не объяла вас тьма вечная, смертная. Св. ап. Павел говорит: «Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения» ( 2Кор.6:2 ). Вот теперь, пока мы живы, для нас время благоприятное, время спасения. Только теперь должны мы помышлять о нашем спасении и готовиться к жизни вечной. Так готовятся все христиане, все любящие Христа. Лет 70 тому назад жил в Петербурге доктор Гааз. Он был тюремным врачом и имел святое сердце, полное милосердия, полное любви к людям. И в своём положении тюремного врача всячески старался, чем мог, облегчить участь несчастных заключенных. Он видел, как угоняли на каторгу колодников в кандалах, он знал, что они должны были идти многие тысячи верст в Сибирь, и его сердце терзалось жалостью к ним. Для того, чтобы ясно представить себе их мучения, он однажды надел на свои ноги кандалы и несколько часов подряд маршировал в них по двору своего дома, чтобы почувствовать, каково идти людям в них. Перед смертью этот добрый и святой врач сказал окружавшим его удивительные слова, которые вы все запомните: «Спешите делать добро». Спешите, потому что смертный час нас всех подстерегает. Не будьте беспечны, будьте верны даже до смерти, и даст вам Бог венец жизни. А святый пророк Исаия вот какие слова сказал, которые тоже всем нам надлежит запомнить и которые должны проникнуть глубоко в сердце: «Содрогнитесь, беззаботные, ужаснитесь, беспечные, сбросьте одежды и обнажитесь, и препояшьте чресла» ( Ис.32:11 ). Содрогнитесь, беззаботные, помните всегда о страхе смертном, о часе смертном, никогда о нём не забывайте. А чтобы об этом помнить, чтобы идти путем Христовым, чтобы не был для нас страшен час смерный, нужна нам, слабым, всесильная Божия помощь. Без неё мы не справимся с соблазнами сатаны, и потому неустанно должны просить благодатной помощи Божией. Господи, помилуй нас, грешных, Господи, помоги нам!

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Сибирская торговля возникла вскоре по открытии Сибири и достигла важного значения, ибо предметы вывоза из Сибири состояли преимущественно в мехах, которые были важнейшим произведением России. Вскоре по завоевании Сибири многие смельчаки отправились в неведомые пустыни для звериных промыслов; потом страсть отыскивать новые землицы и принуждать инородцев платить ясак сделалась господствующею между служилыми людьми: это привлекало в Сибирь русских. Само правительство старалось о заселении новоприобретенного края, строило города, поселяло пахотных людей для земледелия и населяло Сибирь ссыльными. Русское население, отодвинутое от прежнего отечества на большое расстояние, нуждалось в подвозе пищи, одежды, предметах домашнего быта, а потому товары, удовлетворявшие этой потребности, были первыми статьями ввоза в Сибирь из России. В конце XVI века и в начале XVII русские купцы возили в Сибирь хлеб, также русский холст, готовые однорядки, юфти, кожи, оружие и военные снаряды, столь необходимые в этой стране против зверей и людей, и прочие товары, большею частью простого достоинства русского изделия. Купцы, которые вели торговлю с Сибирью, были из Москвы – большею частью знатные гости, посылавшие в Сибирь своих покрученников и приказчиков, родом из Казани и так называемых поморских городов: Устюга-Великого, Вятки, Перми, Тотьмы и Сольвычегодска; эти агенты, скупая хлеб в России, отправляли его в Сибирь водою, потому-то в этих последних, так называемых поморских, городах образовался склад хлеба, назначенного для Сибири. Торг был больше меновой, как с инородцами, так и с русскими поселенцами; первые не знали толку в монете, а последние нуждались более в произведениях Европейской России, чем в деньгах; деньги, прибывая в Сибирь, скоплялись там без ходу; таким образом, когда при Алексее Михайловиче выпущены были медные деньги, то купцы, ездившие за мехами, скупали на них дешевою ценою меха, а сами выменивали у сибиряков серебряные деньги и не привозили в Сибирь русских товаров; от этого в Сибири сделалась страшная дороговизна на всякие русские товары – сукна, холсты, кожи, и правительство приказало у купцов, привозящих в Сибирь деньги, отбирать на государя деньги и купленные на них меха. Простота жизни в Сибири долго исключала потребности изысканного быта, удовлетворяемого в России заграничными товарами. В 1609 году в пермской земле во всех городах не оказалось иноземных сукон, ка-мок, тафты; торговые люди не привозили этих товаров в Сибирь. Впоследствии, однако, во второй половине XVII века, большая развитость жизни привлекала в Сибирь и иностранные товары, доставляемые из Архангельска.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Закрыть На краю ойкумены О новом томе альманаха «Тобольск и вся Сибирь». - кн.1-2 - «Белорусы и Сибирь» Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» 30.10.2018 507 Время на чтение 13 минут В предыдущих томах альманаха «Тобольск и вся Сибирь» панорамно и объёмно показана роль многих коренных народов Сибири и русского народа в историческом освоении необъятных просторов, лежащих, как это было принято считать в европейском цивилизованном мире, далеко за Уралом-камнем, где-то на краю ойкумены. Эпопея освоения Сибири - это великий поход на Восток. В этом грандиозном походе огромную роль играет история белорусского народа, который внёс свой незаменимый вклад в дело продвижения человеческой цивилизации в дикую таёжную страну, носящую имя Сибирь. Первая книга нового тома альманаха «Белорусы и Сибирь» открывается вступительной статьёй Аркадия Елфимова, где говорится об исторически обусловленной многовековой связи между русским и белорусским народами: « [...] множество выходцев из Белоруссии ещё со времён Ивана Грозного немало способствовали тому, что могущество России из века в век прирастало Сибирью. Как свидетельствует один из самых осведомлённых экс­пертов в этой области, В.А. Ермоленко, выходцы из Бело­руссии были «...в числе первых отважных мореплавателей в суровых условиях Северного Ледовитого океана (Прончищев и братья Лаптевы, Зарембо). Белорусы Долгушин и Мосаль­ский основали «златокипящую Мангазею», город Анадырь на Чукотке (Гриневецкий), построили морские порты на всём побережье Ледовитого океана (Ляхницкий, Лукашевич), ре­шили проблему строительства в условиях вечной мерзлоты (Цытович)». [...] Су­ществуют свидетельства, что в окружении Строгановых, на службе у которых состоял Ермак, были «литвины», при­бывшие из белорусских земель. Некоторые из них могли принимать участие в походе Ермака на Сибирское ханство. [...] Новая волна переселения белорусов в Сибирь началась в конце XVIII в. после вхождения белорусских земель в состав Российской империи. В этот период в Сибирь стали отправ­ляться люди, надеявшиеся найти лучшую долю в этом бога­том, но суровом краю. После разгрома восстания в Польше 1830-1831 гг. в Сибирь было сослано немало участвовав­ших в нём представителей белорусской шляхты»

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

«С вручением ордена Славы и чести III степени Вагит Юсуфович становится полным кавалером этого высшего ордена Русской Православной Церкви, — пояснил Святейший Владыка. — Таких людей в нашей стране очень мало. Благодарю Вас за труды, и помогай Вам Бог и дальше нести свое служение во благо страны нашей и народа нашего, в том числе верующих людей». В ответном слове В.Ю. Алекперов поблагодарил Его Святейшество, выразив уверенность, что «сегодня многотысячный коллектив нашей компании также удостоен этой высокой награды». В дар храму президент ПАО «Лукойл» передал икону святой мученицы Татианы. Также во внимание к помощи в строительстве храма святой мученицы Татианы г. Когалыма Святейший Владыка вручил Патриаршие грамоты генеральному директору ООО «Лукойл — Западная Сибирь» С.А. Кочкурову, заместителю генерального директора по управлению персоналом ООО «Лукойл — Западная Сибирь» А.А. Кабатову, заместителю генерального директора по общим вопросам ООО «Лукойл — Западная Сибирь» В.В. Невмержицкому, начальнику производственного отдела обустройства месторождений и ремонта ООО «Лукойл — Западная Сибирь» А.В. Шершневу, ведущему инженеру производственного отдела обустройства месторождений и ремонта ООО «Лукойл — Западная Сибирь» А.И. Новикову, ведущему инженеру производственного отдела обустройства месторождений и ремонта ООО «Лукойл — Западная Сибирь» Д.А. Ласточкину, ведущему инженеру отдела капитального строительства ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «Лукойл — Западная Сибирь» С.Р. Колосову, инженеру первой категории отдела проектных работ и экспертизы проектов и смет ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «Лукойл — Западная Сибирь» Я.В. Варфоломееву, ведущему инженеру производственного отдела обустройства месторождений и ремонта ООО «Лукойл — Западная Сибирь» И.Т. Галееву. Храм святой мученицы Татианы в Когалыме построен на средства Благотворительного фонда «Лукойл». Строительство храма началось в сентябре 2014 года. Автором проекта стал архитектор Андрей Оболенский, участвовавший в воссоздании Храма Христа Спасителя и реализовавший более 50 проектов храмовых комплексов в Москве, Подмосковье и других регионах России. Храм — пятикупольный, диаметр центрального купола — 3 метра. Высота до креста — 48 метров, общая площадь — более 2 000 кв. м. В храме созданы условия для пребывания маломобильных групп населения. Монументально-декоративную стенопись храма святой мученицы Татианы выполнили томские иконописцы в сербско-византийском стиле.

http://patriarchia.ru/db/text/5264755.ht...

документах, соблюдаются правила, изложенные в статьях 3 и 4-й отдела 1-го настоящего узаконения; III). Действие правил, изложенных в отделах I и II-м настоящего закона, распространить на лиц, сосланных до издания сего закона в каторжные работы, на поселение в Сибирь и на житье в Сибирь, и на супругов сих лиц, по принадлежности, а силу правил, содержащихся в отд. I-м того же закона, – на лиц, сосланных по действовавшим в прежнее время указаниям (втор. П. С. З. в Сибирь на водворение, с лишением всех особенных прав и преимуществ, и на их супругов, с тем, чтобы каторжные, ссыльно-поселенцы, а равно сосланные на житье в Сибирь или на водворение, представляли при просьбах о расторжении брака, засвидетельствованную копию со статейного о них списка и удостоверения губернского правления, в ведении коего они состоят, о том, что супруги их не последовали за ними в место ссылки 57 . В виду возникшего недоразумения по поводу применения закона о расторжении браков лиц, ссылаемых в Сибирь по судебным приговорам, к расторжению браков лиц, ссылаемых в Сибирь по общественным приговорам, Св. Синод, циркул. указом от 7-го окт. 93 г., разъяснил, что данным законом (от 14 дек. 92 г.) предоставляется право просить о расторжении брака и о дозволении вступить в новый лишь супругам лиц, присужденных к ссылке в Сибирь, а не к.-л. другие отдаленные губернии и притом, если к этой ссылке лицо присуждено Уголовным Судом; допускаемое же в иных случаях законом (11 ст. Уст. о ссыльн.) удаление в Сибирь в порядке административном ни по прежним узаконениям, ни по новому закону о браке ссыльных не сопровождается для невиновного супруга правом на расторжение его брака с супругом, подвергшимся таковой административной каре 58 . Вследствие неоднократного отступления Епарх. Суда от установленного законом порядка решения дел, касающихся расторжения и признания браков незаконными и недействительными, Св. Синод постановил, чтобы дела о расторжении и признании незаконными и недействительными браков лиц, состоящих в близком родстве (порядок окончательного решения по этим делам опущен в новом Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010