В случае падения Москвы в 1941 году Япония планировала оккупацию Сибири и Дальнего Востока. Однако, как стало известно после войны из японских документов, в случае падения Москвы в 1941 году японцы планировали незамедлительно «малой кровью» оккупировать советские Сибирь и Дальний Восток (включая Северный Сахалин и Камчатку). В этом случае допускалось одновременное проведение операций как на юге, так и на севере. Выделенные для войны против СССР японские войска не включались в планы войны на юге и продолжали усиленно готовиться к действиям на севере . Япония держала на советских границах Квантунскую военную группировку численностью в 1 млн. человек. В свою очередь это вынуждало нас держать на границах с Маньчжурией значительную часть своих вооруженных сил, которых так не хватало на германском фронте. Но даже формально Япония не соблюдала пакт о нейтралитете: передавала Германии военную информацию о СССР, задерживала, арестовывала и даже топила советские суда и всячески препятствовала нашему судоходству на Дальнем Востоке . Все эти факты были подтверждены в приговоре Международного военного трибунала для Дальнего Востока (Токийский судебный процесс, 1946–1948). Нацизм по-японски Профессор Цзин Сидэ пишет: «В последние годы японские официальные лица с новыми силами занимаются приукрашиванием японской агрессии во время Второй мировой войны. Китай и другие страны Азии должны более активно распространять правду об агрессивном прошлом Японии» . Правда эта состоит в том, что по Тройственному пакту между странами «оси» от 1940 года (Германия, Италия, Япония) Япония получила согласие Германии и Италии на превращение в зону своих исключительных интересов всей Евразии восточнее 70 градуса долготы (т.е. от Урала на севере до Афганистана и Пакистана на юге). В борьбе за ресурсы Восточной Азии Япония объявила ее «сферой сопроцветания» и стала «освобождать» от европейского колониализма, заменяя его японским. Однако, как пишет А.Н. Мещеряков, японский «новый порядок» обернулся для народов Азии гораздо большими лишениями и горем, чем владычество европейцев .

http://pravoslavie.ru/73300.html

Василий Пантелеймонович собственноручно рисовал травы и цветы на больших листах бумаги и составлял описания их свойств. Его внук, мой двоюродный брат Василий с интересом и трепетом рассматривал тщательно выполненные рисунки, аккуратно сложенные в большую папку-альбом. Вероятно, дед собирал и литературные данные, а главное, собирал и обобщал опыт народной медицины и своей собственной врачебной практики. Альбом исчез. Брат Василий предполагает, что бабушка отдала его своему любимцу Василию Даниловичу N., к жене которого Лене, урожденной Корзун, относилась с какой-то особенной не свойственной ей нежностью. Пройдя многолетнюю практику сельского фельдшера в своей родной Лешне, он окончил институт, получил славу врача-травника, которая в годы немецкой оккупации приносила ему большой доход. Василий Данилович лечил, а таксу устанавливала и брала плату его Лена. В этом деле она была точна и неумолима. Я помню их приезд перед войной в Москву. В годы, когда были запрещены аборты, Василий Данилович занимался подпольной практикой, зарабатывал большие деньги. “Надо же как-то жить”, — произнес он, когда на него брезгливо посмотрела тетя Женя (вторая жена моего отца). Это был врач-кулак, медлительный и жирный, с невыразительными ленивыми глазами и толстыми короткими пальцами. Он уже не был похож на молодого фельдшера с открытым лицом, карточка которого сохранилась до сих пор, который лечил меня, младенца-сосунка, в Лешне. Казалось, он побаивается своей коротконогой Лены, что носила свой толстый зад, как верблюд горбы, как шкапчик под спиною. Кстати в 1939 году он был направлен в Западную Белоруссию, а в 1940 как врач сопровождал в Сибирь арестованного президента Литвы, который, потрясенный разыгранным добровольным, по воле народа, присоединением к Советскому Союзу, был в очень тяжелом, практически невменяемом состоянии. Что-то чуждое и неприятное было в этих супругах, живших от подпольной медицины. Дед не был лекарем-вымогателем и кулаком. Он лечил, не беспокоясь о плате. Тепло и с уважением о нем вспоминали приезжавшие к нам в Минск и Москву лешняне.

http://pravmir.ru/zapiski-ryadovogo/

-Выселяли людей в 1940- 41 гг. В 40-м выселяли людей, которые казались им нелояльными. А в 41-м – уже по национальным признакам. - К этому времени у нас ни одного монастыря тоже  не осталось. Это был террор против Церкви. Архиереев, простых  верующих, и, конечно же, монашествующих. - Я хочу несколько цифр назвать. До 1939 г. у нас  было 3 архиерея, ни одного монастыря и несколько сот храмов. - Т.е. десятки тысяч храмов были уничтожены, вместе с теми, кто там служил. - Когда наши войска заняли эти территории: Западная Белоруссия, Западная Украина, Финляндия, часть Румынии, то к нам присоединилось 64 монастыря, в которых было 5100 насельников. В 41 г. к нам присоединилось  6. 350 храмов, там огромное число было прихожан. Там  была твердая, устойчивая вера. Там вера была много веков стиснута католиками и  униатами. Надо было отстаивать ее, вплоть до пролития крови. Там новомученников было очень много. Стоит почитать жизнеописание преподобного Иова Угольского - из Закарпатья, из Угольки, Западная Украина – там очень подробно описывается, какое было притеснение со стороны униатов в 10-е гг. XX века. Там буквально было то же самое, что Сталин производил своими репрессиями по отношению к верующим Русской Церкви. Т.е. там и убивали, и в ледяной воде стояли. И девочек маленьких догола раздевали. Уж не говоря, что набивали концентрационные лагеря, которые тогда возникли.  А здесь это была политика государства. Это великое передвижение – я еще не назвала Прибалтику всю.  Я уже не говорю, что 12 июня 1941 г. один из потерпевших назвал «Варфоломеевской ночью». Он рассказывал, как грузовики ночью вывозили поляков в Сибирь. Грузовики покрыты были брезентом. 2-3 охранника сидели, и ехали во все стороны, никто не мог понять ничего. Сажали и вывозили – вывозили нацию. Названа цифра -20.000 поляков были предназначены к расстрелу. Это сотни тысяч каждого народа. Смотришь и изумляешься, запомнить все это  невозможно. -Как ни странно, местным русинам дали земли  и владения очень хорошие, которой до того владели выселенные поляки. И этим они чуть-чуть притушили сопротивление, но с 1939 г. начались массовые аресты ненадежных контрреволюционных элементов -  такие, как у нас были. Времени прошло очень мало между 39 и 41 годами, и, хлебнувши всего этого, западные территории немцев ждали как своих освободителей. Избавителей от этого всего ужаса. Поэтому, когда у нас начинают говорить: «Они все предатели,  немцев встречали с цветами», - так их можно понять. Они непривычны были к такой жизни, которая была у нас. Они ждали, что их сейчас освободят.  Люди, которые жили на этих территориях, говорили: «Если бы немцы поняли, почему мы их так встречаем!»  - тогда все эти огромные территории были бы за  них. Но немцы стали зверствовать. И люди попали в клещи. Что делать, на чьей стороне быть? Ведь для них это была еще и не – Родина, Родина была там, далеко. Они хотели просто нормально жить  со своей верой, со своими детьми, на своей земле.

http://radonezh.ru/text/tserkov-i-repres...

В 1928 году по обвинению в нелояльности к советской власти протоиерей Валентин был сослан в Сибирь на поселение. Именно там он пишет книгу «Диалоги», явившуюся венцом его пастырской и литературной деятельности. В 1931 году, смертельно больной, он направил покаянное письмо митрополиту Сергию. Получив прощение, 7/20 октября 1931 года отец Валентин скончался в больнице г. Канск (Красноярский край). Гроб был перевезен в Москву, и на заупокойном богослужении, состоявшемся на 20-й день после кончины пастыря, присутствующие с благоговением увидели, что тление не коснулось его тела. Отец Валентин был похоронен на Пятницком кладбище, а в 1940 году его останки были перенесены на Введенское, куда по сей день приходят верующие, чтобы почтить память пастыря и мученика. Книга «Диалоги» неоднократно переиздавалась и была популярна среди образованной молодежи, в том числе учащихся духовных учебных заведений. Избранная автором форма диалога использовалась уже в античности. Согласно традиции, диалог ведется между мудрецом (в данном случае Духовником) и профаном (в «Диалогах» Свенцицкого – Неизвестным). Духовник, собирательный образ православного священника, отвечает на вопросы неверующего интеллигента Неизвестного и постепенно приводит его к православной вере. Оба персонажа – и Духовник, и Неизвестный – описаны с большой искренностью. Отец Валентин, сам переживший в юности тяжелый опыт духовных исканий, глубоко понимал трагедию утраты веры и уже как добрый пастырь мог указать путь к свету Христову. Многие годы эта книга помогала молодым людям, в числе которых было немало будущих священнослужителей, укрепиться в вере, преодолеть сомнения, неизбежные на пути духовного делания. Сейчас ее также можно рекомендовать воцерковляющимся христианам, вслед за первым восторгом неофита ощутившим конфликт веры и рассудка. Мария Сеньчукова Диалог первый О бессмертии Неизвестный. Я пришел к тебе не исповедоваться. Мне просто надо поговорить с тобою. Но, может быть, это невозможно? Духовник. Почему? Неизвестный. Да видишь ли, я хочу говорить о вере, но сам человек совершенно неверующий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Карта Протектората Богемии и Моравии, 1942 год. http://vk.com/wall527105565_48 Формально наделённый куцей автономией протекторат, однако, являлся лишь временной формой административного контроля нацистского рейха над чешскими землями, что было обусловлено чрезвычайными условиями военного времени. После окончательной победы Германии в войне и успешной германизации большей части чешского населения Берлин планировал «разделение протектората с включением его частей в состав соседних административных единиц рейха». Таким образом, о чешском народе и его былой государственности не должно было остаться даже воспоминания. Планы немецких нацистов в отношении чехов исходили из нацистской расовой теории, трактовавшей все славянские народы как расово неполноценные, и были в общих чертах сформулированы Гитлером в Мюнхене ещё летом 1932 г. «Территорию Чехии и Моравии мы заселим немецкими крестьянами. Чехов мы выселим в Сибирь или на Волынь, выделив им резервации.… Чехи должны покинуть Среднюю Европу, – утверждал Гитлер. – Если они тут останутся, они продолжат формирование гуситско-большевистского блока» . Более подробно и детально политика нацистской Германии в отношении чехов была разработана позднее руководителями протектората Богемия и Моравия К.Г. Франком и К. фон Нейратом. Большую роль в разработке политики нацистского рейха в чешском вопросе сыграли бывшие лидеры судето-немецкого движения в Чехословакии и судето-немецкие этнографы и историки. В документе под красноречивым названием «План ликвидации чешского народа», направленном Гитлеру 28 августа 1940 г., К.Г. Франк откровенно указывал, что «целью имперской политики в Чехии и Моравии должна быть полная германизация пространства и населения» . При этом Франк указывал две возможности достижения этой цели – полное выселение чехов за пределы империи с последующим заселением Чехии и Моравии немцами или «изменение национальности расово пригодных» чехов с выселением «расово непригодной» части чешского населения, враждебно настроенной чешской интеллигенции и всех «деструктивных элементов». В своем плане Франк высказывался за более мягкий второй вариант, аргументируя это технической невозможностью тотального выселения 7,2 миллионов чехов в условиях войны, отсутствием необходимого числа немецких колонистов, способных быстро освоить освободившееся пространство и целесообразностью использования квалифицированной рабочей силы чехов в интересах рейха. Исходя из этих обстоятельств, Франк предлагал «отделение той части чешского народа, у которой возможно изменение национальности, от расово неполноценной части» и планировал «путём систематически проводимой политической нейтрализации и деполитизации добиться вначале политической и духовной, а затем и национальной ассимиляции чешского народа» .

http://ruskline.ru/opp/2024/02/19/cheshs...

Далее говорилось, что США стремятся устранить власть Москвы «над главными национальными меньшинствами». Фактически это эвфемизм сказанного Гиммлером об инкорпорации Украины в состав III Германской Империи с противопоставлением её Великороссии. Этих целей не учли М.С. Горбачёв и Б.Н. Ельцин, добровольно устремившиеся «дружить» с Америкой. Достаточно было прочесть вышеупомянутый бывший «совершенно секретный» документ, известный нашему руководству уже в конце 1940-х гг., чтобы понять: США и нас разделяет пропасть. Однако многие наши начальники его не учли и не осмыслили. Запад и в формально «мирное» время (холодной войны) был нацелен на уничтожение России вне какой-либо связи и её политическим режимом, царским ли, советским, либо постсоветским. Читаем: «после коммунизма» в России даже в случае возможного прославления в ней «демократии и либерализма» западного типа, «мы должны добиваться осуществления наших целей…» – устранить Россию из числа великих держав. Особо цинично предполагалось обеспечить надёжность захвата России. «Проблема человеческих остатков» (преодоление сопротивления русских патриотов) должна быть решена возвращением «всех эмигрантских элементов» в Россию, стравливанием их друг с другом для обеспечения господства в духе «разделяй и властвуй» . В наши дни «теоретическая» мысль США и Запада в целом движется в том же русофобско-патологическом направлении. Так, этим постоянно занимались З. Бжезинский, Д. Чейни (вице-прездент в 2000-х). Бжезинский в работах 1990-х гг. («Шахматная доска», «Геостратегия для Евразии») продолжил «думы» прежних американских стратегов нашего уничтожения. Якобы для самих русских полезно расчленение России на три части (Европа, Сибирь, Дальний Восток). Наши специфические блоггеры (А. Широпаев, например) энергично раскручивают эту «идею», попутно русофобствуя для «доказательства», что Русские – это недочеловеки (см. его статью «Могила неизвестного насильника», ценимую немцами и их калининградской агентурой в БФУ). Не так давно бывший вице-президент США Д. Чейни в книге «Исключительная» (2015) также «обосновал» необходимость окончательной победы США над Россией. XX и XXI вв. – это века «американские». США, пишет он, победила Германию и Японию в 1945 г., затем она победила СССР в холодной войне. Сегодня, взывают отец и дочь Чейни, – Америка должна одержать третью победу: «Следующий американский президент должен предпринять меры… против региональных амбиций Владимира Путина, который назвал коллапс СССР " одной из величайших геополитических катастроф…”. Он несомненно стремится подорвать силы НАТО» .

http://ruskline.ru/opp/2022/11/10/s_mech...

В Кемерове в то время жили иностранные рабочие, приехавшие в Автономную индустриальную колонию «Кузбасс», — они искренне недоумевали, почему советское правительство запрещает им елку. — Для западных коммунистов, приехавших в Сибирь, Рождество было праздником народным, отнюдь не религиозным. Почему им, интернационалистам, ленинцам, нельзя поставить дома елку? Ян Рутгерс, сын директора колонии, вспоминал: «Когда наступил сочельник, мы наглухо закрыли ставни и задернули шторы. Не дай бог русские пойдут с рейдом по домам! Увидят елку — греха не оберешься, в несоблюдении ленинских заветов обвинят», — рассказывает краевед Владимир Сухацкий. — В 30-х Новый год отмечали, но весьма скромно. С 1929 по 1935 год в стране были продовольственные карточки, поэтому, конечно, никаких изысков. Винегрет был роскошью, самое желанное блюдо — пельмени — могли позволить себе горожане, державшие скот. У пролетариев деликатесом считалась даже конская колбаса, в которой мяса было очень мало, а требухи — много. Водки пили мало, в основном — брагу, самогон, медовуху. Трудно сказать, почему, но в 1936 году Сталин вновь разрешил устанавливать елку. Называлась она с тех пор новогодней, а не рождественской. Было рекомендовано проводить елочные праздники коллективно — в Домах пионера, клубах, театрах и школах. Вернулись елки и маскарады. Тогда же появился и Дед Мороз на замену рождественскому Святому Николаю, и Снегурочка — образ взяли из пьесы Александра Островского. Николай Сячин, рядовой роты автоматчиков, разведчик, подполковник милиции в отставке: «Новый год перед войной не слишком-то праздновали — тогда ведь достатка такого не было, как сейчас. Но все равно праздник такой был, неправильно говорить, что не было совсем. Ходили в гости друг к другу, поздравляли, желали всего наилучшего. Особых застолий не помню. А главный праздник был, конечно, в мае. Сначала Первомай, а после войны еще День Победы добавился». — В 1940 году в клубе кемеровской ГРЭС Дед Мороз не только поздравил собравшихся с Новым годом, но и поведал, сколько киловатт энергии выработано за прошедший год, рассказал о плане и соцсоревновании, — улыбается Владимир Сухацкий. — Подобные выступления были в порядке вещей, считалось, что речь Деда Мороза должна заряжать трудящихся оптимизмом и способствовать повышению производительности труда. Думаю, именно в те годы зародилась привычная нам сейчас, но вообще-то странная форма официальных поздравлений. Что-то вроде короткого доклада об итогах года и планах на будущее. Война: елка в гильзах и Дед Мороз с пулеметом

http://pravmir.ru/ded-moroz-s-pulemetom-...

- Можно ли считать, что движение протеста охватило большую часть русскоязычного населения? Какие бы Вы назвали причины противостояния в эстонском обществе? - У памятника собиралось не так уж много людей относительно всего русскоязычного населения. Крестные ходы в защиту Эстонской Православной Церкви Московского патриархата в 1990-е гг. собирали около десяти-пятнадцати тысяч человек. Внутренней солидарности с протестующими было больше, чем одновременно присутствовало людей: многие приходили и уходили. В разное время там побывало намного больше, чем находилось на момент разгона. На мой взгляд, основные причины социальных катаклизмов, проявившиеся в том числе и в событиях на Тынисмяги, - доминирование в обществе ложных, искаженных стереотипов мышления. В русскоязычной среде сохранился советский стереотип мышления, который предполагал отождествление народа, коммунистической партии, советского государства, красной армии как единой и неделимой силы. Отсюда клише: «Мы гордимся тем, что во время Великой Отечественной войны, идя в атаку под красным знаменем «за Родину, за Сталина», ценой колоссальных жертв, победили фашизм и тем самым спасли мир от порабощения». Тогда как в эстонской среде сформирован другой стереотип: «Русские нас оккупировали в 1940 г., многих эстонцев убили, заточили в концлагеря, сослали в Сибирь или вынудили стать изгнанниками. Немцы нас освободили от русских в 1941 г. и многие из нас пошли добровольцами в их армию, а кого-то призвали, чтобы сражаться за свободу своей родины. Но в 1944 г. русские вернулись в Эстонию, и после победы над немецкими и нашими эстонскими солдатами восстановили оккупацию, которая продолжилась до 1991 г., когда наш героический народ в борьбе вновь обрел государственную независимость». В рамках этого стереотипа победа над фашизмом и советская оккупация со всеми вытекающими трагическими последствиями - явления одного порядка. Отсюда - ложный стереотип советского воина, как сатрапа тоталитарного режима. И этот стереотип распространен не только в эстонской, но и в русскоязычной среде. Но распространенность среди рядовых граждан - это полбеды. По-настоящему страшно, когда советским идеологическим стереотипом руководствуются первые люди вроде бы демократического государства. Правительство заявляет о борьбе за реальный суверенитет Эстонии, а сами оказываются носителями советских стереотипов, тем самым продолжая традиции советской власти, о которых свидетельствует поговорка: «Коммунисты ушли, большевизм остался». Идеологическая «оккупация» продолжается, и проводниками ее являются те, кто, находясь у власти, руководствуется стереотипами коммунистического сознания. Провозглашая себя борцами за свободу эстонского народа, они продолжают заниматься тем же, чем занимались в своем номенклатурном прошлом: насаждать и оберегать стереотипы коммунистической идеологии, провоцируя народ на разрушительные для своей родины настроения и действия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Еще один расчет. Предположим, что цифра расстрелянных за 23 года, указанная в «Правительственном вестнике» - 786 098 относится только к периоду 1937-38 гг. Тогда число жителей страны в 1939 году, если бы не было расстреляно столько человек, достигло бы более 171 млн., т.е. увеличилось бы на 16 с лишним процентов даже с учетом снижения рождаемости. Ежегодный прирост населения отличался бы от фактического на десятые доли процента. Далее, демократы, настаивая на правильности числа жертв сталинского времени - 50-60 млн., ссылаются на то, что тогда подверглось «спецпереселению» в Сибирь и другие районы востока 20-25 млн. крестьян, которые будучи ограбленные, раздетые и разутые, большей частью погибли. Откуда взята эта цифра? Чтобы представить, как бы отразилась эта гибель крестьян при «спецпереселении» на общей численности населения страны, возьмем реальную, хотя может быть и несколько заниженную, как теперь иногда думают, цифру - 20 млн. наших соотечественников, погибших во время Великой Отечественной войны. Как это число жертв сказалось на росте населения? В 1940 году население страны (в новых границах) было равно 194,1 млн. человек. Согласно переписи 1959 года оно увеличилось до 208,8 млн. или на 14,7 млн. человек, Прирост составил всего 7,5%, а годовой прирост - только 0,4%. Вот как отражаются действительно огромные потери на движении народонаселения страны. Таким образом, объявленное демократами число жертв периода 1930 - начала 1950-х гг. - вымысел, а названные в «Правительственном вестнике» цифры близки к действительности. Русские, не верьте демократам. Клевета на Сталина - это клевета на НАШУ победу, клевета на тех, кто не вернулся с полей сражений. И сколько бы демократы не визжали о «сталинских репрессиях», портреты Сталина должны быть везде, на всех улицах и площадях всех городов России. Защищая Сталина от этой «демократической» нечисти, мы, русские, защищаем НАШУ победу. Источники, которыми я пользовался: БСЭ. Союз Советских Социалистических республик. Под редакцией С.И. Вавилова и др., 1947 г.; СССР в цифрах в 1983 году. М., издание «Финансы и статистика», 1984 г. А у демократов источник - Солженицын.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Вероятно, после войны стар-дцы собирались на обществ. молитву в жилом доме в дер. Чеховщизна. В 1938 в дер. Богданцы был построен каменный храм заботами Прокофьевых, А.М. Шмурягина, пожертвовавшего землю под храм; в 1939 небольшую ссуду предоставил ЦСС Литвы. Храмовый праздник - Св. Николы (22 мая). В это время служили наст.: Н.И. Васильев, Е.В. Филипов, Е. Фитингов, а в 1934-1943 - Иван Назаров, преподаваший с 1935 Закон Божий в школе для детей стар-дцев. В 1924 БО насчитывала 405 прихожан, в 1937 - ок. 500, в 1949 - ок. 600. Местные староверы славились как прекрасные плотники и столяры, жили в мире и согласии с окружающими литовцами. В нач. войны между Германией и СССР нацисты казнили коммунистов, комсомольцев, расстреляли в Купишкской вол. сотни невинных евреев, также 23 жит. дер. Багдонис (В память о жертвах 1941-1947 в дер. построен памятник). Особенно пострадали семьи Антиповых, Архиповых, Широковых, Мурниковых. И позднее дер. теряла жит. Во время антисов. движения сопротивления угрозам и казням подверглись прежде всего те, кто поддерживал или сочувствовал сов. власти. Некот. прихожане пострадали от сталинских репрессий, были вывезены в Сибирь (впоследствии реабилитированы). В 1940-е БО возглавлял наст. Ефимий Никитин (с сент. 1943), Попков, З.А. Сидоров (до 1949), осужденный на 10 лет за " антисов. деятельность " ; в 1950 утвержден зам. наст. Ф. А. Ветренко, в 1950-е служил наст. Фаддей Иванович Жемчугов. Позже своего дух. о. не было, но общину опекал наст. И. Самуйлов из Федоришек, С. Т. Скоробогатов, обслуживавший в сер. 1970-х еще несколько общин, с 1984 - наст. Г.С. Мурников, быв. ее головщик (1960-1983) и служивший тогда в Рокишкской общине. В конце 1990-х в дер. Багдонис жило 12 рус. и немало литов. семей. Кроме того, прихожане общины проживают в окрестных дер. и хуторах, а также в Купишкисе. Дальнейшему подъему БО препятствует ее малочисленность, отсутствие своего наст. Ныне в общине ок. 60 прихожан; некот. из них постоянно в дер. не живут. Богослужения совершаются изредка, преимущественно во время престольного праздника, когда собирается большая часть прихожан. Общину обслуживает Рокишкский наст. А. М. Кудряшов. Предс. совета БО (2003) - Анна Мурникова.

http://sobory.ru/article/?object=37336

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010