объезжал знаменитые монастыри: Новоиерусалимский, Савво-Сторожевский. Мне показывали кусок иконостаса в Савво-Сторожевском монастыре или кусок колокола - дара царя Алексея Михайловича. И я не хотел разрушать свои прежние детские впечатления о Валааме, которые были у меня глубоко в душе» (Там же). Лишь в 1988 г., спустя 50 лет, А., будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, приехал на разрушенный и поруганный Валаам, чтобы начать возрождение знаменитой обители. В 1940 г., по окончании богословско-пастырских курсов, М. А. Ридигер был рукоположен во диакона. В том же году в Эстонию вошли советские войска. В Таллине, среди местного населения и среди рус. эмигрантов, начались аресты и высылки в Сибирь и в сев. области России. Такая судьба была уготована и семье Ридигеров, однако Промысел Божий сохранил их. Вот как об этом впосл. вспоминал А.: «Перед войной, как дамоклов меч, нам грозила высылка в Сибирь. Только случай и чудо Божие нас избавило. После прихода советских войск к нам в пригород Таллина приехали родственники по линии отца, и мы им предоставили свой дом, а сами перешли жить в сарай, там у нас была комната, где мы и жили, с нами были две собаки. Ночью за нами приехали, обыскали дом, ходили по участку, но собаки, которые обычно вели себя очень чутко, ни разу даже не гавкнули. Нас не нашли. После этого случая, до самой немецкой оккупации, мы уже в доме не жили» (Там же). Алексей Ридигер с родителями - прот. Михаилом и Еленой Иосифовной. 1946 г. Алексей Ридигер с родителями - прот. Михаилом и Еленой Иосифовной. 1946 г. В 1942 г. в Казанском храме Таллина состоялась священническая хиротония М. А. Ридигера и начался его почти 20-летний путь священнического служения. Правосл. таллинцы сохранили память об о. Михаиле как о пастыре, открытом «для доверчивого с ним общения». В годы войны (см. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. ) свящ. Михаил Ридигер духовно окормлял рус. людей, к-рых через Эстонию вывозили на работы в Германию. В лагерях, расположенных в порту Палдиски, в деревнях Клоога, Пылкюла, в очень тяжелых условиях содержались тысячи людей, в основном из центр.

http://pravenc.ru/text/64696.html

3 января 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила отца Николая к пяти годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Сибирь. Вернувшись из заключения, отец Николай стал слу­жить в Христорождественской церкви в селе Большое Титовское Тутаевского района. В 1940 году в этом районе началось строительство узкоколейки для разработки торфяников; на ее прокладку сгонялись не толь­ко местные жители, но и население из других мест; зачастую это была комсомольская молодежь. В дом, где жил отец Николай, были поселены девушки-комсомолки, и одна из них, враждебно настроенная к Церкви, оклеветала его. Как-то утром она долго пудрила нос, и отец Николай, глядя на нее, пошутил, что слыхал, будто комсомольцы не умываются. 28 октября 1940 года отец Николай был арестован и на сле­дующий день допрошен. Он не признал себя виновным; на за­читанные ему показания свидетелей отвечал, что эти показания отрицает, и если свидетели дали их, то, вероятно, только после за­пугивания. Допросы продолжались несколько суток и проходили в основном ночью. На всех допросах отец Николай отверг предъ­являвшиеся ему обвинения. 11 января 1941 года в Ярославском суде состоялось закрытое слушание дела. Помощник областного прокурора в конце слуша­ния заявил, что считает священника социально опасным и просит при вынесении ему приговора определить максимальный срок наказания. После него выступил защитник, который, подтвер­див, что вина священника доказана, просил смягчить ему меру наказания, поскольку тот политически не образован. Суд приговорил отца Николая к максимальному сроку за­ключения – десяти годам с последующим поражением в правах на пять лет. 16 января отец Николай направил из ярославской тюрьмы в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РСФСР кассационную жалобу, в которой писал: «Не признавая себя виновным, я считаю приговор чрезмерно жестоким. По показанию свидетельницы , выражавшей ранее нена­висть к духовенству , она пристрастно исказила един­ственный случай, имевший место шутки, во время чаепития в квартире моей домохозяйки , когда я произнес фразу, что я слыхал, будто комсомольцы не умываются , я не могу согласиться с формулировкой, объявленной мне в обвинении и тем более в приговоре . Прошу Верховный суд отменить жестокий приговор».

http://fond.ru/kalendar/579/nikolay/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Малюта; † после 1944, Сибирь), еп. Каменец-Подольский. Сведения по раннему периоду жизни немногочисленны и противоречивы. Приводимая в литературе дата рождения - 22 окт. 1903 г. ( Мануил. С. 10), возможно, недостоверна. По имеющимся сведениям, род. в правосл. семье в Австро-Венгрии, получил хорошее светское образование, владел неск. иностранными языками, ок. 5 лет подвизался на Афоне. В 1918-1919 гг. был иноком Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавры . С 1920 г. в качестве архимандрита и наместника возглавлял братию Почаевской лавры. В то время лавра оказалась на территории Польши; Д. вошел в клир автономной Православной Церкви в Польше, объявившей себя с 1923 г. автокефальной. Благодаря Д. в Почаевской лавре были устроены электростанция и мельница. На нужды правосл. приходов Польши в обители работали иконописная и позолотная мастерские, в к-рых обучались профессии воспитанники открывшегося в лавре приюта для сирот. Д. был талантливым и одаренным проповедником, иконописцем, умелым организатором хозяйственной жизни мон-ря. В 1928 г. окончил правосл. Богословский фак-т Варшавского ун-та. В 1931 г. отстранен от должности наместника Почаевской лавры Синодом автокефальной Православной Церкви в Польше. После присоединения осенью 1939 г. Зап. Украины к СССР вошел в клир РПЦ. 9 (по др. данным, 19) авг. 1940 г. в Москве Патриарший Местоблюститель митр. Сергий (Страгородский , впосл. Патриарх) возглавил хиротонию Д. во епископа Житомирского. Проживал в Ковеле. В связи с переходом летом 1940 г. Сев. Буковины от Румынии к СССР Черновицкая епархия перешла из юрисдикции Румынской Православной Церкви в ведение Московской Патриархии. Весной 1941 г. Д. был назначен епископом Черновицким и Хотинским. Прибыл в Черновицы (ныне Черновцы), но не успел за короткое время наладить управление епархией: мн. храмы были закрыты, большинство местного духовенства выехало в Румынию. С началом Великой Отечественной войны Д. покинул Черновицкую обл., переехал в Житомир, но продолжал носить титул «епископ Черновицкий». Вошел в состав епископата автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ), образованной на оккупированной нем. войсками территории Украины. 25 нояб. 1941 г. принимал участие в епископском совещании в Почаевской лавре, на к-ром главой автономной УПЦ был избран Волынский митр. Алексий (Громадский) .

http://pravenc.ru/text/168714.html

Отец Сергий просил Шуру приглашать меня на богослужения, и я раза три-четыре бывала у Семененко, когда служил отец Сергий. На Преображение я впервые присутствовала на литургии, которую отец Федор совершал один, и с благословения отца Сергия причастилась у отца Федора. У Семененко я увидела отца Сергия в последний раз в моей жизни, когда он 29 августа 1940 года служил утреню на Погребение Божией Матери. Поздней осенью 1940 года отец Сергий сломал ногу и получил инвалидность. По не зависящим от него обстоятельствам он принужден был покинуть Рыбинск и жить в разных местах. В начале лета 1941 года он поселился в одной деревне на Волге. Около Троицына дня я приехала из Ленинграда в Москву в краткосрочную командировку. Меня спросили, не могу ли я каким-нибудь образом посодействовать переселению отца Сергия в более благонадежное место. Тогда у меня зародилась мысль с наступлением каникул, то есть после 1 июля, поехать к отцу Сергию и предложить ему одному или вместе со мною отправиться в Среднюю Азию к моей сестре и тем самым хотя бы на некоторое время исчезнуть с горизонта. Но война, начавшаяся 22 июня, разрушила эти планы. Сначала я довольно долго не могла получить отпуск (в связи с войной отпуска были отменены) и добилась его только потому, что весною этого года перенесла серьезное сердечное заболевание. Затем и при наличии отпускного свидетельства я никак не могла выехать из Ленинграда, так как немцы стремительно шли вперед, движение поездов нарушилось. Из Ленинграда жителей выпускали только эшелонами в товарных поездах, но эти эшелоны как нарочно через Рыбинск не проходили. Наконец, 15 июля я узнала, что на следующий день будет эшелон в Западную Сибирь, проходящий через Рыбинск, и что меня по знакомству смогут с ним отправить. 16 июля вечером я пошла на вокзал, взяв с собою не свыше 16 килограмм багажа. С одной из моих студенток, которая надеялась как-нибудь пробраться к родителям, жившим в Ростове-на-Дону, я расположилась на верхних нарах товарного вагона. По дороге все время ждали налета немцев, но все обошлось благополучно. Ехали мы почти четверо суток, и наконец, в воскресенье 20 июля, во втором часу ночи я выгрузилась в Рыбинске.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В 1872-1884 годах на добровольные пожертвования кунгуряков вокруг кладбища была построена с трех сторон каменная ограда. Обошлась она в 3670 руб. 50 коп., кроме того, было пожертвовано 56 тыс. штук кирпича. С запада ограды не было, так как там был крутой склон горы. В 1940 году власти закрыли церковь, опечатали, заколотили окна и двери. Позднее сбросили кресты и колокола. Но этот Божий храм, светоч русского зодчества, выстоял, уцелел! Правда, используется не по назначению. Что только в нем ни размещалось: и клуб, и овощехранилище, и хлебный склад. А последние десятилетия располагаются в нем цеха телефонного завода. Сайт «Весь Кунгур» http://www.allkungur.ru/index.php?showforum=178 Заложена 4.05.1833 г. Построена в 1838 г. Освящена 1.11.1838 г. Сооружена на пожертвования прихожан. Первоначально была приписана к Благовещенскому собору. Закрыта 6.01.1941 г. Здание перестроено под склад боеприпасов Уральского военного округа. Позднее – филиал Пермского телефонного завода. Е. Н. Шумилов. Сайт «Пермский край. Энциклопедия» Церковь построена в 1844 году как кладбищенская, на средства кунгурских купцов. Строилась она одиннадцать лет. Храм был последним зданием Кунгура на пути в Зауралье и Сибирь — тут была граница города. Вознесенская церковь построена в тот период, когда классицизм, даже в провинции, уже начал сдавать свои позиции. Она относится к типу однокупольных церквей без барабана, распространенных только в Прикамье. Была она приписной и собственного причта не имела. Церковь работала и после революции, аж до 1940 года, когда власти её закрыли, опечатали, заколотили окна и двери. Позднее сбросили кресты и колокола. Сначала здесь хотели создать антирелигиозный музей, но этим планам помешала Великая Отечественная война. Здание церкви и территория кладбища были отданы эвакуированному Киевскому танковому училищу. После войны на этом месте устроили военный городок. В январе 2002 года Вознесенскую церковь снова вернули верующим и даже включили в список объектов культурного наследия. Но, к сожалению, церковь находится далеко не в идеальном состоянии. Перманентно идет вялотекущая реконструкция. Службы не ведутся. Леса вокруг здания стоят, но работы ведутся лишь время от времени, насколько, видимо хватает средств. А их хронически не хватает. Хочется надеяться на лучшее, но не оставляет ощущение в душе, что судьба её может быть печальной. Сколько таких примеров в нашем крае!

http://sobory.ru/article/?object=16296

Рубрики Коллекции Журнал ФОМА - Журнал - Январь 2019 (189) 14.01.2024 Валаам: тишина небесная Фотограф Дмитрий Преображенский: «Для меня Валаам — символ пути к Богу. Я пытаюсь увидеть отблески небесного в земной красоте». 22.12.2019 Идите и пишите «Каждый человек интересен, будь то однокурсник, случайный попутчик или выдающийся артист, писатель. В каждом из них можно найти героя нашего времени, а можно и ошибиться». 31.01.2019 Борис Корчевников рекомендует короткий рассказ о любви, которая сильнее смерти Рассказ «Холодная осень» написан 3 мая 1944 года. Он входит в прозаический цикл «Темные аллеи». Конец 1930-х —1940-е годы были непростыми для писателя, который находился в отрыве от России уже более 20 лет. Живя во Франции, он постоянно испытывал нужду — солидная Нобелевская премия была уже потрачена и в значительной части роздана нуждающимся писателям-эмигрантам. 30.01.2019 Сборник рассказов: " Цветочки Александра Меня " Интеллектуал и миссионер, проповедовавший в невероятно тяжелое для Русской Церкви время, обладавший незаурядной харизмой и отзывчивостью, Мень отложился в памяти многих людей. В том числе и тех, кто видели его всего пару раз, чье впечатление было во многом определено его авторитетом как священника и мыслителя. 25.01.2019 Библиография. «Фома» – январь 2019 Полярная дочь. Беседа с Ольгой Стефановой. Как переделать ближнего при условии, что это невозможно. 23.01.2019 Нарты для апостола: Как Иннокентий Московский всю Сибирь на собаках объездил Мастер на все руки, он сам собирал часы, чинил барометры, знал кузнечное, плотницкое, столярное ремесло. Был богословом, этнографом, натуралистом, переводчиком. Спасал индейцев от оспы. Составил алфавит и перевел Священное Писание для алеутов, колошей, якутов. Его епархия была самой большой в мире. 12.04.2022 Священномученик Павел (Никольский) 6 июля 1941 года следствие было закончено и 22 сентября того же года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Павла к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 17 октября 1941 года он был отправлен этапом в Вятлаг, куда прибыл 9 мая 1942 года и был направлен в 4-й лагпункт Вятлага. Тяжелые условия жизни и каторжной работы в концлагере, в котором во время войны заключенных иногда переставали кормить, стали для него непосильны. Священник Павел Никольский скончался от голода 22 января 1943 года и был погребен на кладбище 4-го лагпункта Вятлага.

http://foma.ru/journal/janvar-2019-189-1

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Военные генетики США пока не подтверждают заявление Росселя о том, что исследуемые останки принадлежат царским детям 05.05.2008 13:03 Версия для печати Екатеринбург, 5 мая. Американские генетики пока не подтверждают заявление губернатора Свердловской области о том, что найдены останки царских детей - Алексея и Марии, сообщает " Седмица.Ру " со ссылкой на РИА Сибирь. В июле 2007 года на Старой Коптяковской дороге в окрестностях Екатеринбурга были обнаружены фрагменты тел двух человек с признаками насильственной смерти: останки ребенка 12-14 лет и девушки 17-19 лет. 30 апреля на специальной пресс-конференции губернатор Эдуард Россель сделал сенсационное заявление. " Теперь мы нашли всю семью " , - сказал он. По его информации, американские эксперты закончили генетическое исследование останков, найденных прошлым летом под Екатеринбургом. И теперь сомнений нет: прах принадлежит детям Николая II - княжне Марии и цесаревичу Алексею. " Действительно, нашли детей. И практически все, кому мы дали на анализ материал, это подтверждают, - сказал Эдуард Россель, - Сейчас закончила работу генетическая лаборатория в США. И наша лаборатория тоже, а мы ее сделали на уровне мировых требований " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Лука Войно-Ясенецкий Больница, где работал будущий святитель Лука (Войно-Ясенецкий), станет монастырем в его честь Один из заброшенных корпусов здания уже обжили монахини и послушницы с матушкой Серафимой, которую владыка Вениамин благословил быть игуменией будущего монастыря. Святой хирург, работавший в «анатомичке», и античные александрийцы Православный врач, в представлении людей, целит травами и добрым словом, да еще и маслицем. Образование у него, конечно, есть, но оно исключительно духовное. Какие трупы, какие операции на трупах! Бог ему все и так открывает! Православный врач получает свои целительские дары исключительно за благочестие, а не за кропотливый труд над книгами и в анатомичке! В Алма-Ату доставлены мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Вместе с мощами в храм была доставлена икона святителя и целителя Луки, написанная по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра специально для Митрополичьего Округа Как святитель Лука стал греческим святым Находясь в Греции, мы поняли, почему там так почитают и любят святителя Луку, почему он так щедро являет греческому народу свою помощь и любовь. Мы своими глазами увидели, как общество и Православная Церковь воспринимают духовный подвиг русского святого. Святитель Лука Крымский: чудо с маленьким пианистом Назар Стадниченко не только пишет музыку, но и играет на фортепиано… Это кажется невероятным для всех, кто знает его историю. Мальчику, мечтавшему стать пианистом, ампутировали два пальца руки, а они… выросли… 5 лет Отечественной войны святителя Луки Этап со ссыльными в Восточную Сибирь был сформирован в начале марта 1940 года. В Ташкенте весна в разгаре, все цветет и благоухает, а в Краснояр­ком крае в марте морозы за 40°… В это время туда был сослан епископ Лука сроком на пять лет. Радоница: Невозможное человекам возможно Богу! От Москвы до Красноярска лёту четыре часа. Сутки без сна дают себя знать – состояние бредовое, дико хочется спать, но на руках икона. Борьба со сном кажется мне уже почти героической, когда где-то в подкорке всплывает цифра – 13. Тринадцать суток без сна провел святитель Лука в подвалах НКВД во время «конвейерного» допроса.

http://pravmir.ru/tag/luka-vojno-yasenec...

Еще на территории кладбища находилась лютеранская часовня. Недалеко от нее в центре католического участка в 1918 г. захоронили чешских и польских легионеров и поставили небольшой мемориал, который, правда, просуществовал недолго. В 1920 г. умер председатель Совета приюта Отец Диомид. Он был похоронен тут же, недалеко от фермы. А через два года, когда в стране расцветал НЭП, над могилой построили часовню. Она так и называлась - Диомидовская. Настоятелем ее стал отец Илья Копылов. Но в 1924 г. часовню разобрали, а через год на ее месте был построен деревянный храм опять же в честь Успения Пресвятой Богородицы. И в нем снова настоятельствовал Илья Копылов. В 1937 г. отец Илья был арестован, а через месяц расстрелян вместе с еще пятнадцатью верующими - священниками и прихожанами. Но сама церковь выжила. И вплоть до 1944 г. Успенская церковь была единственным в городе действующем культовым сооружением. После принятия решения о закрытии церкви, летом 1963 года церковь была уничтожена за одну ночь. В 1995 г. уже в другом месте, в центре парка, на основе одноэтажного домика шахматного клуба построили каменный новый храм Успения Пресвятой Богородицы. Из истории ПКиО " Берёзовая роща " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Мягко сказано, что Успенская церковь Новосибирска до 1944 г. " была единственным в городе действующем культовым сооружением " . С 1940 до начала 1943 г. она была единственным действующим храмом на всю Сибирь - от Урала до Тихого океана. При этом нет доказательств, что и в ней, как в ряде других храмов, богослужения насильственно не прерывались в первой половине 1941 г. И если в Европейской части РСФСР НКВД " ешники бросили верующим тыла кость, разрешив возобновить службы в нескольких храмах уже в первые месяцы войны (Горький, Свердловск), то 1-й храм в Сибири был открыт лишь в 1-м квартале 1943 г. - на окраинном кладбище Красноярска. 5 января 2019. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=39561

305; см. также: Успенский Д., 1906, с. 14). Не менее примечательны намерения комитета возродить монастырское иконное дело, взяв за образец процветавшую с 1880-х годов иконописную мастерскую русского монастыря св. Пантелеймона на Афоне, заполонившую своими иконами русский рынок рубежа веков. Иконописец-монах, по идее, давал бы пример благочестивого отношения к ремеслу иконописцам-мирянам. Монастырские, городские и деревенские иконописные мастерские работали бы как единый «организм», проникнутый духом обновленного православия 45 . Помимо Палеха, Мстеры, Холуя и села Борисовки, учебно-иконописные мастерские планировалось создать в Киево-Печерской лавре, Казани, Санкт-Петербурге, в Соловецком монастыре, в Новом Афоне и даже в Иерусалиме. Для устройства мастерской в Новоафонском монастыре комитет обращался к экзарху Грузии и к настоятелю монастыря св. Пантелеймона на Афоне с просьбой об открытии там отделения святогорской иконописной мастерской «для потребностей Кавказа и юго-восточной России». В Петербурге иконописная школа должна была быть устроена при Александро-Невской лавре (ИКП, в. 1, 1902, с. 26). 112. Иоанн Богослов. Палех. Василий Хохлов. 1901. Музей палехского искусства, Палех. В функционировании всей этой грандиозной сети немаловажное значение имело возрождение миссийного аспекта древнерусского иконного дела. В свое время А. Грабар имел все основания предположить, что в XVI-XVII вв. иконы мя православного Московского царства были еще и «инструментом политической игры»: они широко распространялись по всему православному миру и, как правило, активно проникали в те зоны, которые затем присоединялись к империи. Так, после присоединения Поволжья потоки русских икон хлынут в Сибирь. В 1676 г. русская икона окажется даже в пекинской католической капелле. В середине XVII в. все больше «московских» икон появляется в Киеве, Смоленске и Вильно. С другой стороны, в XVI-XVII вв. русские иконы довольно широко распространятся на греко-славянском Востоке, где они символически представят свободное и «незамутненное» православие Москвы (Грабар, 1940, с.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010