[Информация о книге]. Автор :  Гузель Яхина родилась и выросла в Казани, закончила факультет иностранных языков Казанского педагогического университета, а так же сценарный факультет Московской школы кино. Она публиковала свои рассказы в литературных журналах, однако бурный успех ей принес дебютный роман «Зулейха открывает глаза», благодаря которому Яхину называют «самой яркой дебютанткой в истории российской литературы новейшего времени». В 2018 году вышел второй роман писательницы - «Дети мои»; Врем я написания и публикация : Долгое время писательница нигде не могла опубликовать свое произведение, безуспешно посылала его во многие издательства и журнальные редакции. И всё же в 2014 году отрывок из него  появился в журнале «Сибирские огни», а в 2015 году роман вышел отдельной книгой. Как призналась автор: «Зулейха...» - очень личная вещь, я вынашивала и писала ее почти три года»; История создания : В основе романа о жизни и судьбе раскулаченных лежит история переселения бабушки писательницы. Автор поместила свою героиню в ту же эпоху (1930-е — 1940-е гг.)  и провела ее тем же маршрутом: Казань — Красноярск — спецпоселение на Ангаре. Бабушка, родителей которой раскулачили  когда ей было семь лет, прожила на Ангаре 16 лет, а потом вернулась домой. Из сибирских воспоминаний бабушки в романе используется несколько потрясающих эпизодов. Однако героиня произведения - тридцатилетняя женщина. Автору было важно показать изменения ее характера и мировоззрения.   Центральной частью романа стала сцена, когда героиня стоит перед огромной картой Советского Союза и осознает, что сама она  - «маленькая песчинка в этом огромном мире»;  Содержание : Действие начинается в 1930 году и продолжается до 1946 года. В центре повествования судьба молодой татарской женщины Зулейхи Валиевой, которая живет со строгим мужем и суровой свекровью в деревне. Представители новой власти убивают ее мужа, а беременную Зулейху вместе с другими «кулаками» и прочими «врагами народа» везут в вагонах для скота в Сибирь, где на голом берегу Ангары те, кто смог выжить, строят «социалистический поселок» Семрук. Главным для маленькой женщины в этой новой жизни становится сын Юзуф и материнская самоотверженная любовь к нему; Интересные факты . Подготовила Ася Занегина. Ил.: Тутта Ларсен. Фото Владимира Ештокина; Гузель Яхина. Фото Владимира Герда/ТАСС; Обложка отдельного издания романа «Зулейха открывает глаза»; Карта СССР. 1931 год; Портновская мастерская в одном из спецпоселений на Ангаре. 1930-е гг.//Фома. - –  октябрь 2018. – С.78-79. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Стоит прочесть »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-186...

- Я всегда служил Отечеству и присяге не изменял. Царь отрёкся от престола, но ведь Отечество-то наше осталось... Следователи из соответствующих органов, которые в тридцатых годах начнут рыться в биографии комдива Лукина, занимавшего высокий пост военного коменданта Москвы (1935-1937), непременно обратят внимание не только на офицерское прошлое, но и на некоторую близость к окружению маршала Советского Союза Михаила Тухачевского, к тому времени уже угодившего под гильотину советского образца. А разве крупный военачальник должен был отдаляться на пушечный выстрел от первого заместителя наркома обороны СССР ? Ведь это когда вскрылось, что маршал троцкист, возомнивший себя маленьким Бонапартом, враг народа и «немецкий шпион», а всё остальное время, перед опалой и последующим арестом, он благополучно занимался перевооружением и модернизацией «несокрушимой и легендарной». Сибирская стажировка комдива Как бы то ни было, Лукина спасла Сибирь. Оказавшись снятым с прежней должности и полгода пребывая в кадровом резерве РККА, ожидая неизбежного в таких случаях ареста, он вдруг получил назначение в Новосибирск, в распоряжение Сибирского военного округа. Понятно, что чистили капитально везде и в Сибири тоже план перевыполняли, но больно уж мудрыми оказались товарищи по оружию, удалив Лукина подальше от завистливых глаз очередных бездарей, строивших козни и строчивших доносы в НКВД. Кстати, есть предположение, что заступился «первый красный офицер» Климент Ворошилов. Да и не нашли ничего органы при ближайшем знакомстве с личным делом, а вот строгий выговор по партийной линии Михаилу Фёдоровичу всё же вкатили, причём с формулировкой, традиционной для той непредсказуемой поры: «за притупление классовой бдительности». Так витиевато именовалось элементарное недоносительство. Комдив Лукин вплоть до 1940 года по-прежнему занимал большие должности: и начальника штаба, и заместителя командующего Сибирским военным округом. Служил под началом комкора Степана Калинина, будущего командарма-24 на Западном фронте, человека с большими аналитическими и организаторскими способностями, но не очень-то угодного кадровикам РККА. Нестандартно мыслил генерал! Народный комиссар обороны СССР Семён Тимошенко, побывав как-то на масштабных учениях в Сибири, остался доволен качеством боевой подготовки в подразделениях прежнего сослуживца по Киевскому военному округу. Недоумение маршала вызвало только одно странное обстоятельство: почему это Калинин и Лукин заставляли командиров бригад и дивизий отрабатывать действия в условиях возможного окружения, ведь полевой Устав РККА его не предусматривал? Красная Армия громила и будет громить врага на чужой территории, зачем забивать голову всякой чепухой начальствующему составу?..

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/13/...

Дядя Толя разбогател и переехал со своей семьей в Ригу, где имел доходный дом. У него было четыре сына: Сергей, расстрелянный перед немецкой оккупацией Риги, Жорж (Георгий), Волик (Владимир) и Борис. После присоединения в 1940 году Латвии к Советскому Союзу дядя с женой и младшим сыном Борисом «поехали на поселение в Сибирь», Борис попал в лагерь, где и умер. Дядя списался с тетей Соней, которая пыталась им помочь. Они даже купили себе домик, но в 1942 году скончались один вслед за другим: тетя Саша – в день ангела мужа, 3 декабря, а дядя Толя – 13 декабря этого же года. Дядя Толя написал мне несколько писем на кусочках конверта. Писал, что всегда нас помнил, и что если мы покажем эти листочки его детям, то они дадут завещанную нам часть его наследства. (Какое наследство? Дом же у них отобрали.) Эти листки, как память об отце, я отдала при свидании Жоржу, единственному, с которым была знакома. При уходе немцев он с Воликом и семьей остался в Риге, отсидевшись где-то в подвале. Сестры уехали в США, а братья надеялись найти родителей. Жорж перенес много страданий, но как-то себя реабилитировал и стал даже заместителем директора «Рижской мануфактуры», так как был хорошим специалистом (химиком-красителем). В конце войны он приехал в командировку в Москву. Я жила с «мамой» 11 на Смоленском бульваре у Надежды Григорьевны Чулковой 12 . Звонок, стоит гражданин и говорит: «Я Алексеев». Я и забыла, что это девичья фамилия моей мамы, Вали. Повела его в комнаты, «мама» была у Надежды Григорьевны, и видит, что какой-то мужчина целует мне руку. Потом все выяснилось. Его манеры элегантного кавалера в Москве выглядели очень странно. Например, он старался пропустить всех дам в автобус – это при нашей московской толчее. У меня не было в это время зимнего пальто, и мне приходилось поддевать под пальто платок, а он старается мне подать его. Или приглашает в кафе-мороженое, а там швейцар. Мне, несмотря на холод, хотелось и мороженого. В обращении он был элегантен, требовал, чтобы я называла его на «ты», хотя он был лет на двадцать меня старше. Но с женщинами он ни о чем серьезном не говорил, к чему мы не привыкли. Я же окончила институт и привыкла к равным отношениям между мужчиной и женщиной. Жорж много рассказывал о том, что они пережили при немцах, как третировали их латыши и как изменилось отношение к ним после победы под Сталинградом: «Латыши стали заигрывать…»

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

3 В 1987 при обсуждении уголовного законодательства СССР 78% опрошенных высказали готовность привести в исполнение смертный приговор. Таков был взращенный в XX веке новый тип – советский человек. 5 Пьяных Иван Емельянович (1863–1929) – крестьянин, эсер с 1903, депутат II ГД, в 1905–1907 организатор и руководитель самого массового и активного отдела Всероссийского крестьянского союза; его называли «президентом Щигровской республики» (Курская губ.), боровшейся против угнетателей за землю и волю. В октябре 1907 арестован вместе с детьми в числе 96-ти участников движения. Отца и сына Ивана (?–1919) как «организаторов преступного общества, стремившегося насильственным путём изменить в России образ правления и существующий строй», приговорили к повешению, а сына Дмитрия (1883–1940) и дочь Ольгу (1892–?) – к вечной ссылке в Сибирь. Под давлением общественности смертный приговор был заменён пожизненной каторгой. Отбывал срок в Тобольской каторжной тюрьме (до 1914) и Шлиссельбургской крепости, освобождён в 1917. Депутат Учредительного собрания, член Всесоюзного общества политкаторжан; в советское время подвергался арестам. 6 Новь. 1914. 18 марта. 54. С. 3. Подпись: В. С. Ср. указ 1961 «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», по которому были репрессированы десятки тысяч человек. 9 После двухлетнего обсуждения в III ГД проект закона о старообрядческих общинах перекочевал в ГС, где действовавшая с 11 ноября 1909 особая комиссия под председательством Π. Н. Дурново удалила из него право проповедования веры, право образовывать общину 12-ю лицами, явочный порядок регистрации общин и наименование старообрядческих духовных лиц священнослужителями; для общей молитвы старообрядцам предписывалось собираться только в храме или ином «помещении» (а не «месте»). Для согласования поправок была образована совместная комиссия ГС и ГД. Осенью 1912 законопроект был передан в комиссию по вероисповедным вопросам IV ГД, где сильное влияние имели православные депутаты-священники, a 6 марта 1913 была создана особая Старообрядческая комиссия. 27 марта 1914 «Русские ведомости» писали: «Прежняя вера значительной части старообрядцев в добрую волю власти, в её искреннее благожелательное отношение к новым правам пала, как она пала по всей стране, особенно после того «предметного урока», который старообрядческая масса получила при обсуждении в законодательных палатах».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Все это позволяет говорить о том, что в критический период, когда на кон были поставлены жизнь и вера, между «сопротивлением» и «сотрудничеством» были десятки оттенков серого. Для выживания и сохранения целостности Общества Сторожевой башни свидетели Иеговы вырабатывали альтернативные стратегии борьбы и адаптации в условиях репрессий и тотального государственного контроля. Несмотря на это, истории сотрудничества и голоса осведомителей умалчиваются в официальной историографии как свидетелей Иеговы, так и других религиозных деноминаций, прошедших через опыт советских репрессий. В политике памяти еще не осмыслены до конца истории сотрудничества и тот факт, что многие верующие доносили друг на друга. Депортация и секретный план «Я вижу по происходящим событиям 8.IV—1951 г., что это вложенный только ключ в замке к раскрытию дверей этого дела», — пишет в своем донесении агент и по совместительству один из видных свидетелей Иеговы . 8 апреля 1951 г. — печально известная дата операции «Север», в результате которой свидетели Иеговы, проживающие на западных границах Советского Союза, подлежали депортации . Более 6 300 верующих с их семьями были отправлены в Сибирь (в основном Томскую и Иркутскую области). Украинская часть операции «Север» проходила под кодовым названием «Тройка» (депортации подлежали три категории населения — «кулаки, андерсовцы и иеговисты» ). На сегодня история операции довольно хорошо изучена и собрана значительная источниковая база, состоящая как из архивных документов, так и из устной истории и воспоминаний очевидцев событий . Однако мало известно о том, что депортация была только частью большого плана. С началом Холодной войны свидетели Иеговы неслучайно стали одной из главных мишеней украинских спецслужб. Уже в конце 1940-х гг. МГБ организовало серию групповых следственных дел, за период 1947–1953 гг. было арестовано около 2 000 верующих, конфисковано тысячи единиц журналов, книг, листовок, более 300 тысяч рублей и другие ценности, раскрыто несколько подпольных типографий, принадлежащих свидетелям Иеговы. Трижды краевое бюро было арестовано в полном составе .

http://bogoslov.ru/article/6172462

Ссыльные И. п. х. жили изолированными общинами, где обязанности священников в большинстве случаев выполняли чернички. Несмотря на тяжелые условия жизни, ссыльные (в основном малограмотные пожилые женщины) не принимали ничего от советской власти - «власти антихриста». Они отказывались от продуктовых карточек, смерть от голода в этой среде была обычным явлением. «Рязанцы» (так называло их местное население) сильно отличались в быту от др. жителей: мужчины отпускали длинные волосы, женщины постоянно ходили в черных платках, в домах заделывались окна. В большинстве общин соблюдался обет безбрачия. По этой причине и в силу пожилого возраста численность И. п. х. постоянно сокращалась. Если в 1944 г. в Ханты-Мансийском национальном округе проживало 500 чел., принадлежавших И. п. х., то к 1963 г. осталось только 39. В др. регионах Сибири И. п. х. действовали более активно, проповедуя свои идеи. Репрессии против И. п. х. продолжались и после выселения их общин из Воронежской, Рязанской и Орловской областей. В авг. 1944 г. в с. Углянец Воронежской обл. был раскрыт тайный мон-рь буевцевцев во главе с иеромон. Антонием (Гирчевым) и свящ. Иоанном Скляровым. Всего по этому делу были осуждены ок. 100 тайных монахов, монахинь и послушниц. В кон. 1943 г. в Липецкой и Тамбовской областях были арестованы 49 участников движения И. п. х. во главе с проповедником Ф. Чесноковым и его родственницей тайной мон. М. Чесноковой; в 1945 г. в Липецкой обл. арестовали еще 25 членов «секты ИПХ». По указанию органов госбезопасности, семьи всех осужденных сослали в Томскую обл. В кон. 40-х гг. из Молдавии, Одесской и Винницкой областей Украины были выселены в Сибирь и Ставропольский край иннокентьевцы - участники движения, которое возникло в 10-х гг. XX в. в Бессарабии среди паломников Феодосиевского мон-ря в г. Балта, обожествлявших насельника обители иером. Иннокентия («тату Иона»). Советские власти стали бороться с деятельностью иннокентьевцев после вхождения Молдавии в состав СССР в 1940 г. В 1947 г. уполномоченный по делам религ. культов по Воронежской обл. Н. Озёркин выяснил, что в составе 18 из 130 зарегистрированных приходов РПЦ в области были «самочинные требоисправители», к-рые не являлись священниками РПЦ и не поминали Патриарха Московского и всея Руси, относя себя к сторонникам ИПЦ и И. п. х. Со 2-й пол. 40-х гг. органы власти, очевидно, уже не усматривали разницы между сектантскими и полусектантскими группами И. п. х. и почти лишившимися духовенства последними общинами оппозиционных церковных течений, объединяя и тех, и других в единую категорию.

http://pravenc.ru/text/675029.html

Следует отметить, что разрешение проблем социальной справедливости А. Мацейна всегда связывал с нравственным совершенствованием личности, а нравственное возрождение с укреплением веры, хотя свойственный ему в те времена радикализм, острота и безапелиционность высказываний приводили и всё ещё приводят к весьма неоднозначной оценке его социальной философии, в которой за последнее время в Литве даже усматриваются опасные для литовской развивающейся демократии тенденции и при этом совершенно не принимаются во внимание его нравственные установки. «Жить по совести -- единственный способ быть спасенным», -- эти слова преподавателя Гижайской духовной семинарии профессора теологии Ражайтиса Мацейна помнил всегда и всегда следовал им. В 1968 году в беседе с профессором И. Гринюсом он сказал: «Сегодня эта мысль Ражайтиса звучит удивительно современно». Думается, что её актуальность вообще не подвластна времени. Спасаясь от советского террора, А. Мацейна в 1940 году уезжает в Германию, однако спустя немногим больше года возвращается (это произошло во времена немецкой оккупации) и продолжает работу в университете, читает курс «Введение в философию». В это время его внимание приковано к основным проблемам философии и, надо полагать, что именно в это время, завершив долгий подготовительный период, А. Мацейна прочно вступает на путь философии. Но идти по этому пути и его завершить ему было суждено уже не на родине. В 1944 году А. Мацейна покидает родину, на этот раз уже навсегда. Вынужденную эмиграцию Мацейна расценивал как насильственную ссылку, себя называя ссыльным. «А как же иначе мы назовем человека, которого насильно лишили Родины, если не ссыльным... Ссыльными должны называться все те, кто был вытолкнут из своей страны -- необязательно насильно физическим способом, как, скажем, А.Солженицын, но насильно моральным, все те, кто не вынес нового общественного строя...» («Личность и история», 1981). Можно как угодно расценивать этот шаг А. Мацейны, но не следует забывать про тысячи и тысячи ссыльных, дороги которых шли не только на Запад, но и на Восток -- в Сибирь, в лагеря Коми и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

В России всегда был и остается культ труда, культ целеустремленной, созидательной работы, а не зарабатывание денег; выше всех качеств ценилось в России мастерство, «золотые руки»; русский человек умеет и любит работать, если его работа имеет смысл. «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки и пошел рубить себе новую избу» (Н. Гоголь, «Мертвые души»). Да так оно и было во всю историю России: еще в IX веке русские мореходы из Новгорода на утлых суденышках по северным морям добрались до Югры (Западная Сибирь), и в XV веке вместе с Новгородом Югра вошла в состав Московского государства (России тогда еще не было). А в XVI веке началось интенсивное проникновение русских в Сибирь, взятие Казани, походы Ермака, деятельность Строгановых, строительство городов: Тюмень, Тобольск, Березов, Сургут, Томск, Красноярск, Братск, Якутск. Казак Владимир Атласов по собственному почину вышел по Оби в Ледовитый океан, доплыл до Чукотки, подчинил России Камчатку, обнаружил Сахалин и Курилы и, явившись к Петру I, сообщил ему о своих открытиях. И Петр, одной рукой прорубая «окно в Европу», другой прокладывал дороги в Азию, и в XIX веке Россия вышла к Тихому океану. На новые земли устремились массы переселенцев, особенно после реформ 1861 года: свыше 5 миллионов человек выехало за Урал в 1861-1917 годах. При советской власти (1926-1940 годы) на Дальний Восток переселилось еще около 5 миллионов. Люди работали по трудовым договорам, получали высокие зарплаты, пользовались северными льготами. Но их влекло на восток еще и желание увидеть новые земли, проявить себя в большой созидательной работе, найти свой жизненный путь. Это БЫЛО... А сейчас люди покидают Дальний Восток: там нет перспектив, и Россия теряет с таким трудом приобретенные и освоенные земли, теряет огромные природные богатства. Аналогичная ситуация уже была в истории России: после поражения в Крымской войне российское правительство в 1855 году передало Японии Южные Курилы, в 1867 году продало Америке Аляску, в 1875 году отдало Японии все Курильские острова, и неизвестно, как далеко оно зашло бы в этих операциях, если бы не движение сибирских «областников», намеревавшихся вывести Сибирь из состава России, и не убийство царя-реформатора Александра II. Александр III, напуганный таким развитием событий немедленно начал строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которое сразу соединило Сибирь с европейской частью России, привлекло людей, наполнило Сибирь жизнью.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/22/...

Рубрики Коллекции ВРАЧ И СЛУЖИТЕЛЬ 3 мин., 01.01.2008 Поделиться Памяти священноисповедника ЛУКИ (Войно-Ясенецкого) 11 июня Русская Православная Церковь празднует память священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Священноисповедник Лука родился в 1877 году в городе Керчи Таврической губернии. Он окончил Киевскую гимназию, Киевскую художественную школу и в 1903 году — медицинский факультет Киевского университета имени святого князя Владимира и долгое время работал земским врачом. В 1921 году в разгар гонений на Русскую Православную Церковь, когда будущее церковнослужителя сулило только тяжелый крест исповедничества и мученичества, он выбрал путь служения Церкви и был рукоположен во священника, а в 1923 году пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Ташкентского и Туркестанского. И в том же году он был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. В 1926 году епископ Лука вернулся в Ташкент, но в 1930 году снова был арестован и приговорен к трем годам ссылки. По освобождении он снова вернулся в Ташкент и занимался врачебной практикой, и в результате появилась книга — «Очерки гнойной хирургии», положившая начало целому направлению в медицине. В 1936 году епископу Луке за эту работу была присуждена степень доктора медицинских наук, причем работа эта используется в медицине до сих пор. В 1937 году владыка был арестован и более двух лет находился в тюрьме в тяжелых условиях пыточного следствия. Но, надеясь на помощь Господа, он мужественно претерпел эти испытания, не только не соглашаясь с возводимой на него ложью, но и активно протестуя, отказываясь от пищи и направляя жалобы на беззаконные действия следователей в вышестоящие инстанции. «Мне твердят: сними рясу, — я этого никогда не сделаю. Она, ряса, останется со мной до самой смерти... — говорил он в тюрьме соузникам. — Я помогаю людям как врач, помогаю и как служитель Церкви...» В 1940 году епископ Лука был приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край. С началом Великой Отечественной войны владыка предложил властям свою помощь в качестве врача и в 1941 году был назначен консультантом красноярских госпиталей. В 1942 году окончился срок ссылки, и владыка был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру, не имевшую тогда ни одного храма. Стараниями архиепископа Луки в 1943 году в Красноярской епархии был открыт храм в пригороде Красноярска. «Вся Восточная Сибирь, от Красноярска до Тихого океана, не подавала никаких признаков церковной жизни… — писал он в докладе Патриарху Сергию. — Если не будут открыты в близком будущем храмы в различных местах Красноярского края, то грозит религиозное одичание народа...»

http://foma.ru/vrach-i-sluzhitel.html

Некоторые румынские органы печати даже позволяли себе открыто русофобские высказывания. Так, в декабре 1941 г. бухарестская газета «Акциун» опубликовала пожелание, чтобы в рамках планируемого нового порядка восточного пространства было бы проведено насильственное переселение русского народа из Европейской России в Сибирь: «За исключением финнов в Карелии, румын в области Буга и Днепра и, может быть, также еще украинцев, все славянские и славянизированные народы должны быть перевезены в Сибирь». Эта публикация вызвала конфликт с Болгарской Церковью, официальный орган печати которой — журнал «Црковен Вестник» — опубликовал ответную статью «Никто не борется против русского народа!». [xxix] Помимо миссионерской деятельности на Востоке, у некоторых представителей Румынской Церкви были гораздо более глобальные планы. В 1942 г. упоминавшийся уже профессор-теолог Н. Крайник обратился в немецкий МИД с докладной запиской «Германия и православный мир», в которой выдвигал идею восстановления полновластного Экуменического Патриархата в Константинополе (Стамбуле) с руководящим органом — постоянным Синодом из представителей всех православных народов. Он рассчитывал, что Румынская Церковь, как самая сильная на тот момент, займет в этом Синоде преобладающие позиции. Крайник предлагал также принять надгосударственный православный устав, предоставить одинаковые права всем национальным Церквам на Святой Горе Афон, вернуть храм Святой Софии в Стамбуле православным и т.д. Убеждая Германию поддержать свой план, профессор утверждал, что он направлен против русских панславянских устремлений. [xxx] Но нацистские ведомства, естественно, не поддержали Крайника, они не были заинтересованы в значительном усилении какой-либо из Православных Церквей, тем более в объединении под ее эгидой всех остальных. В то же время, стремясь использовать возможности Румынской Церкви в антисоветской пропаганде, немецкий МИД в июле 1943 г. пригласил профессора Н. Крайника и ряд румынских священнослужителей, наряду с представителями Болгарской, Греческой и Сербской Церквей, посетить раскопанное захоронение около 10 тыс. жертв террора НКВД в Виннице. [xxxi]

http://bogoslov.ru/article/637896

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010