Пришлось уехать в другой дом, но вскоре пришел милиционер, стал грозить, был сильно выпивши. Дала ему сто рублей, по тем временам – большие деньги, он взял и сказал: “Ладно, дело закрою, а Варвара – баба дрянная”. После окончания ссылки и срока проживания за сто километров от Москвы о. Арсений поселился в небольшом подмосковном городке, где чудом еще сохранилась маленькая церковь с настоятелем о. Александром – больным и старым человеком. Он разрешил батюшке служить, договорившись, видимо, с властями предержащими. Служил о. Арсений не часто, это дало возможность всем сохранившимся духовным детям приезжать к нему, но мы чувствовали – это было временно, репрессии возрастали, усилия властей были направлены на уничтожение Церкви, на полное истребление духовенства, осквернение и разрушение храмов. В 1931 г.о. Арсения арестовали второй раз и выслали в Вологодскую область в ссылку. В 1939 г. – снова арест, кратковременное направление в Сибирь, на Урал, и потом – годовая ссылка в Архангельскую область, о которой сам батюшка рассказал в воспоминаниях об отце Иларионе. В конце 1940 г. о. Арсений был заключен в лагерь, и до 1956 г. мы не знали, жив он или расстрелян. Мы, его духовные дети, оставшиеся на свободе, жили тревожно. Участились вызовы некоторых из нас на Лубянку, кого-то арестовывали, ссылали в лагеря, выселяли из Москвы. Был арестован даже Борис Тимофеевич – о. Борис, тайно посвященный по благословению о. Арсения в иерея. О его посвящении в общине знали только Наташа, Юрий и Вера, но он по душевной доброте служил литургию у К. С., на которую она без его согласия позвала несколько человек. По вопросам следователей при вызове на Лубянку поняли, что среди наших работают доносители, и стали скрупулезно рассматривать каждый шаг людей, бывших на этой литургии. Определили, кто доносил, было противно, но знать было необходимо. Создали замкнутые группы по семь-восемь человек, хорошо знающих друг друга, договорились не сообщать членам других групп о предстоящих службах, о совместном чтении вечерни, утрени, акафистов, все переговоры о делах общины вели руководители групп, а сбор материальных средств проводился в каждой группе старшими по группам. Аресты прекратились, но прежней открытости между всеми нами уже не было.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/8

По одному из апокрифов, Новосёлова якобы в 1940 г. этапировали через Москву в Сибирь, а в столице он вместе с конвоиром заезжал к знакомым. Несколько более правдоподобным выглядит слух, что тайный епископ Марк был расстрелян в начале войны в 1941 г. на пересыльном пункте, когда ввиду угрозы приближения фронта заключённые зачастую ликвидировались 161 . Велико духовное наследие сего блаженного мученика! Это не только его многочисленные писания, не только его аскетический образ, не только его многочисленные ученики, но самое главное – живая, идущая от него традиция Катакомбной Церкви. Поистине, он был Учителем Церкви, и сия традиция учительства сохранялась до 1986 г. 162 Сначала это была Даниловская академия, ушедшая в подполье, потом – «Богословские курсы» в его «катакомбной общине», где после ареста «аввы» преподавали игумен Сергий (Гумилевский) и прот. Пётр Первушин 163 . Всё это поило благодатью умы и сердца истинно-православных христиан. Для нас, верных чад Катакомбной Церкви Истинно-Православных Христиан, чтущих благоговейно память тайного епископа Марка – (Михаила Александровича Новосёлова), – остаётся только воспеть: «Святый Мучениче Епископе Марко, моли Бога о нас!» Глава 5. М.А. Новосёлов в тюрьме 164 28 декабря 1939 г. Стамбул Многоуважаемый Сергей Николаевич! Я с Вашим близким другом – Михаил Александровичем Новосёловым очень знаком. Около девяти лет я с ним вместе сидел в тюрьмах чека. Он и мой друг, и духовный мой отец. М.А. очень меня просил, чтобы я Вам рассказал о нём, да не только о нём. О наших страданиях знать Вы, конечно, не откажетесь. Очень много воспоминаний. Если я получу ответ на моё письмо, я Вам всё, всё расскажу. Я приехал месяц тому назад из России. Я турок – сидел я в тюрьмах ЧК. 11лет 27 суток. М.А. часто мне про Вас рассказывал. Жду ответа. Да хранит Вас Господь – наш Бог. Ваш Ихсан Мой адрес; Turquie – Istanbul Halici oglu, tursucu mahlesi, Sivaci Ahmet sokak 44 Boy Ahmet Ihsan Tasdelen. 12 марта 1940 г. Стамбул Мой многоуважаемый друг-брат Сергей Николаевич! С опозданием пишу, прошу Вас, простите меня за это; я был болен гриппом.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЖОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Религ. неоязыческое движение в России (на Урале), соединяющее в себе элементы учения Рерихов, зороастризма, оккультизма, язычества и опирающееся на сказы П. П. Бажова , прочитанные как религ. тексты. Согласно учению Б. д., высшим разумом Вселенной является Логос, а космическим отцом Земли - Люцифер, к-рый со временем решил уничтожить Землю, но Логос дал Земле новых отца и мать - Великого Руководителя и Матерь Мира. С ними и их помощниками, Светлыми Демиургами, ведет непрестанную борьбу Люцифер. Планируя взорвать Землю, Люцифер в нач. XIX в. создал машину для сбора отрицательной психической энергии, в 1917 г. подготовил революцию в России. Помощниками Матери Мира являются описанная Бажовым Хозяйка Урала (Хозяйка Медной Горы), управляющая Уралом вместе с Великим Полозом, Бабкой Синюшкой и др. (персонажи сказов Бажова), а также Зороастр, управляющий Алтаем-Гималаями. По представлениям бажовцев, в 1928 г. произошло второе (духовное) пришествие Христа, целью к-рого было создание человека эпохи Водолея (людей 6-й расы) с развитыми интеллектом, сердцем и волей. Основой нового человечества являются россияне, сформировавшиеся как новый народ к 1940 г. из 3 главных этносов - русских (доброта), татар (воля), евреев (интеллект). Согласно эсхатологическим предсказаниям бажовцев, период с нояб. 1995 по май 1996 г. должен был стать временем третьей мировой войны («малого Страшного Суда»), в результате к-рой Сибирь станет местом расселения людей 6-й расы, столица России переместится в Царьград, к-рый, как и Иерусалим, окажется в российских пределах, Москва и Петербург должны погибнуть. Предполагалось, что в 1999 г. должен был состояться «окончательный Страшный Суд» - пришествие Христа в физическом теле и воскресение мертвых, после чего духовными центрами России станут Дивеево (во главе - прп. Серафим Саровский) и Аркаим (во главе - Зороастр), воскреснет таинственный темнокожий народ - уральская чудь, по преданию проживавший на Уральских землях и обладавший тайным знанием.

http://pravenc.ru/text/77354.html

Тюмень. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первая деревянная церковь была построена на этом месте ещё в 1616 г. Затем на её месте в 1789 г. возвели каменную. При ней в 1892 г. открыли первую в Тюмени смешанную церковно-приходскую школу. 10 декабря 1929 г. храм был закрыт. В 1934 г. разобрали колокольню, сняли купола. Сейчас восстанавливается. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Первое упоминание о храме во имя Архангела Михаила относится к 1616 г. Храм был деревянным, в 1697 г. он был уничтожен огнем. В 1781 г. на месте деревянной церкви Михаила Архангела по благословению епископа Тобольского и Сибирского Варлаама I была заложена каменная двухъярусная церковь. Первоначально предполагалось, что вновь возводимая церковь будет одноэтажной с приделом во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, однако в процессе строительства было решено возвести двухэтажное здание, с размещением на 1-ом этаже теплой церкви во имя Архистратига Божия Михаила (освящена в 1791 г.), а на втором – холодной церкви во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (освящена в 1824 г.). В 1898-1899 гг. был выстроен одноэтажный северный придел, освященный во имя святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца и покровителя Сибири. В 1911 г. церковь дважды посещал епископ Тобольский и Сибирский Евсевий (Гроздов). В 1920 г. храм был закрыт для службы. В 1922 г. по декрету ВЦИК из храма было конфисковано более 5 пудов серебряной утвари и ценных камней. С 1930-х гг. помещения храма реконструировались под клуб, контору, гараж, склады. В 1934 г. сняты купола, разобрана колокольня. В 1940-60-х гг. были разобраны портик главного входа и лестница на 2-ой этаж. В 1941 г. храм преобразован под гарнизонную прачечную, в 1945 г. - под столовую и общежитие. Позднее в нем располагались завод административные помещения различных организаций. С 1976 г. церковь взята под охрану государства как памятник истории и культуры регионального значения.

http://sobory.ru/article/?object=00958

Дудишки. Старообрядческая моленная Николая Чудотворца. Свято-Никольская моленная Дудишкской староверческой общины Часовня. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Литва, Каунасский уезд, Кайшядорский район, деревня Дудишки Ddišks, Nemaitoni seninija, Kaišiadori rajono, Kauno apskritis, Lietuva Координаты: 54.715559, 24.353318 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Дудишская община - одна из древнейших в южной Литве. По данным словаря «Староверие в Балтии и Польше», она образовалась в 1763 как федосеевская, а со второй половины XIX в. стала поморской брачной. Ранняя история общины недостаточно известна, но до настоящего времени местные староверы сохранили память о том, что первый деревянный староверческий храм в Дудишках был построен " еще при царе, или даже раньше " . Храмовым праздником был праздник Св. Николы (22 мая). В 1937 Дудишская община насчитывала 406 прихожан. В 1941 г. деревянный храм сгорел. Община приступила к строительству каменного храма. В этот период молились по частным домам: у Игнатия Бульбова или Василия Дорчанова. Во время немецкой оккупации и в послевоенные годы пострадала часть прихожан общины, многие были вывезены на принудительные работы в Германию. В 1944 часть мужчин мобилизовали в советскую армию, некоторые погибли на фронте. После 1944 последовали массовые депортации местного населения в Сибирь. Пострадали местные староверы и ототрядов антисоветского партизанского движения. После 1945 г. было закончено строительство нового каменного храма. В 1949 г. община насчитывала около 500 прихожан. В самой деревне Дудишки было 22 усадьбы и 108 жителей, староверы проживали и в окрестных деревнях Скарбишки (Скарбишкес), Дембняки (Дубнекай), Застенок, Кубиляй и других. Наставниками общины в разное время были Мелетий Савельевич Павлов, 3. И. Алексеев, Михаил Давыдович Гаврилов. В конце 1940-1960-х гг. быстро сокращалась численность прихожан. Коллективизация и урбанизация способствовали тому, что многие местные старообрядцы, особенно молодого возраста, уезжали в Кайшядорис, Каунас, Вильнюс, некоторые - в Борисов. В 1970-1980-х гг. отток населения из сельской местности продолжался. Постепенно община приходила в упадок. С середины 1980-х г. у нее не стало своего наставника, прихожан осталось мало, богослужения и требы проводились редко, из храма была украдена большая часть икон. К 2000 г. дер. Дудишки почти опустела - осталось 6 усадеб и 8 жителей. Оставшиеся прихожане общины посещают ближайшую Муро-Стревининскую общину.

http://sobory.ru/article/?object=33093

С сент. 1918 по 30 июня 1920 г. прот. Сергий преподавал Закон Божий в муж. гимназии в г. Елизаветполе (ныне Гянджа,Азербайджан), в 1920 г. назначен настоятелем Александро-Невского собора в Баку, затем служил во Флотской ц. В кон. авг.- нач. сент. 1923 г. был арестован, по постановлению Бакинского ОГПУ выслан в Уфу на 5 лет. После пересмотра дела в Москве 5 окт. 1924 г. отправлен в СЛОН на 2 года, овдовел, 7 окт. 1926 г. выслан в Сибирь, в Остяцкий сельсовет (деревни Ургуль и Львовка), 1 янв. 1930 г.- в г. Богучар Воронежской обл., где находился до кон. 1933 г., когда получил право на свободное проживание в СССР, в Богучаре служил в местной церкви. В нач. февр. 1935 г. получил место священника в дер. Воловниково Клинского р-на Московской обл. В дек. 1940 г. прот. Сергию был выдан паспорт, по к-рому ему запрещалось проживание в большинстве крупных городов СССР и в стокилометровых зонах вокруг них. В 1941 - апр. 1942 г. жил в дер. Рабочий Посёлок Завидовского р-на Калининской обл. После оккупации района немцами убеждал жителей верить в приход Красной Армии и освобождение. 17 апр. 1942 г. указом Патриаршего Местоблюстителя Московского митр. Сергия (Страгородского) прот. Сергию определено быть после принятия монашества епископом Можайским, викарием Московского митрополита (с пребыванием в г. Ульяновске, где в эвакуации находился Патриарший Местоблюститель). 29 мая 1942 г. в Казанском соборе Ульяновска митр. Сергий совершил постриг прот. Сергия в монашество с наречением имени в честь ап. Варфоломея, 31 мая состоялась архиерейская хиротония В., на следующий день он был возведен в сан архиепископа. В авг. 1942 г., несмотря на военное время, В. совершил поездку из Ульяновска в Можайск, служил в храмах Москвы. В нояб. 1942 г. назначен архиепископом Ульяновским, в годы Великой Отечественной войны был одним из ближайших помощников главы РПЦ митр. Сергия. Личные духовные связи В. с Грузинской Церковью способствовали восстановлению канонического общения между Русской и Грузинской Церквами в 1943 г.

http://pravenc.ru/text/154403.html

Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы. Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Жестокие репрессии, учиненные Сталиным не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря. Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации. Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре. Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви. Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом постоянного Синода.

http://pravoslavie.ru/54169.html

15 января 1940 года образовался Малоритский район. С этого момента Малорита получила статус городского посёлка. В районе начали учреждаться партийные и советские органы власти. Руководящие должности в них занимали люди, которых присылали из разных уголков СССР. Это были опытные советские работники. Правда, все очень быстро убедились, что ни о какой свободе веры здесь не может быть и речи. Партийцы сразу же начали массовые депортации. К вывозу в Сибирь подлежали все, кто хоть как-нибудь был связан с поляками. Репрессии не минули и Церковь. У приходов отбирали землю и церковные дома. Очень нелегко жилось и священникам. К началу Великой Отечественной войны осталось служить в приходах Малоритчины только 7 священников. Судьба же большинства остальных не известна. Оставшиеся на своих местах священники привлекались советскими властями на лесозаготовки, строительство дорог и другие работы. Причём, нормы выработки для священников были в несколько раз больше, чем для простых людей. Так, священнику Хотиславской церкви Димитрию Вагатовичу была назначена норма поставки леса на железнодорожную Малоритскую станцию в размере 100 кубометров в месяц. Такой объём работы практически был не под силу одному человеку. Во время войны немцы не запрещали православным священникам вести пастырьскую деятельность. К концу 1942 года почти во всех храмах Малоритчины возобновились богослужения. Смутное и тяжёлое время предвоенных лет и немецкой оккупации принесло для Православной Церкви немало испытаний. Священникам предстояло восстанавливать приходскую жизнь. В 1957 году Митрополит Питирим несколько раз командировал в пустующие приходы Малоритского района священников – воспитанников Минской Духовной Семинарии. В Хотиславский приход приезжали два священника: Вадим Шантыко – на рождественские каникулы и Пётр Пинчук – на пасхальные каникулы. В 1957 году настоятелем Хотиславской церкви был назначен священник Борис Трунин. С этим человеком связана трагическая судьба Хотиславской церкви. Трунин Борис Вячеславович родился в 1921 году в городе Бресте.

http://sobory.ru/article/?object=27639

В 1924 году её Генеральный синод принял Основной закон, регламентирующий деятельность Церкви, получившей название Евангелическо-лютеранская церковь Советского Союза. В 1937 году большинство финнов-ингерманландцев было выслано из Ленинградской области в Среднюю Азию , Сибирь и Казахстан . В результате репрессий в 1938 году всякая деятельность лютеранских церковных структур в СССР прекратилась. Однако с присоединением Прибалтики (лето 1940) в пределах СССР оказались лютеранские церкви Эстонии и Латвии . В августе 1941 года власти осуществили насильственную депортацию российских немцев, значительное число которых составляли лютеране. До 1980-х годов функционировали небольшие немецкие лютеранские общины в местах ссылки, часто не имевшие пасторов и не поддерживавшие контактов с единоверцами за рубежом. В 1980 году советская власть признала существование лютеранских «братских общин» и разрешила создание немецко-лютеранского пробства в составе Евангелическо-лютеранской церкви Латвии . В 1988 году созван Генеральный синод немецкой лютеранской церкви, на котором учреждена Немецкая евангелическо-лютеранская церковь (НЕЛЦ) СССР. После 1991 года НЕЛЦ стала формально самостоятельной, фактически находясь в зависимости от Евангелическо-лютеранской церкви Германии. В 1994 году она получила наименование Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ). Удаление из её названия определения «немецкая» подчёркивало, что отныне ЕЛЦ ориентируется в своей пасторской деятельности не только на российских немцев. В конце 1950-х годах большинство финнов-ингерманландцев сумело вернуться в Ленинградскую область. В Нарве и Петрозаводске были созданы приходы Эстонской церкви с богослужением на финском языке. В 1977 году зарегистрирована община в городе Пушкин . С распадом СССР Ингерманландская лютеранская церковь - Церковь Ингрии стала самостоятельной (1 января 1992). С начала 1990-х годов немецкие и финские лютеране стали активно помогать своим единоверцам в России.

http://drevo-info.ru/articles/13679446.h...

В 1903-04 гг. в общине был сооружен первый деревянный храм прп. Серафима Саровского, тогда только что прославленного во святых Русской Православной Церкви. На самой вершине горы была выстроена часовня, к 1907 г. на месте которой по проекту архитектора В.А. Косякова был выстроен величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделами свт. Николая Чудотворца и свв. апостолов Петра и Павла и прп. Максима Исповедника. Община в 1919 г. получила статус монастыря, к 20-м гг. здесь подвизалось 18 сестер. Духовником обители был священник Пенинского погоста о.Николай Никольский, после революции его сменил протоиерей Василий Добронравин, скончавшийся у Престола Божия в алтаре Покровского храма за литургией. В 1920-х — 30-х гг. во время гонений на веру многие сестры были арестованы и высланы в Казахстан, в Сибирь. Лишь некоторые из них в 1940-х — 50-х гг. смогли вернуться в родную обитель, ставшую приходом. (Богослужения здесь были возобновлены в 1942 году в Свято-Покровском храме, деревянная же церковь прп. Серафима Саровского была сожжена в 1930-х начале 40-х гг. и не сохранилась до возобновления богослужений на Козьей Горе. Ныне на ее месте выстроен церковный дом). Вернувшиеся сестры проживали в деревнях в окрестностях обители до 1960-х — 70-х гг. Последние из них преставились в 1981-84 гг. Погребены они на местном монастырском кладбище за алтарем Покровского храма. В 1908 г. последнем году жизни Кронштадтского пастыря, при Поречской женской общине близ обители, на издавна чтимых Доложских пещерах с источником Божией Матери, расположенном в скале и лежащем в реке камнем с Ея следом (Царица Небесная Сама являлась здесь), был учрежден Свято-Успенский скит с богадельней, где призревалось до 20 престарелых женщин, за которыми ухаживали сестры обители. Здесь был выстроен и каменный храм во имя Успения Матери Божией, куда ежегодно совершался многотысячный крестный ход с чтимой иконой Успения. Закрытый в 1930-х гг., храм сохранялся до 1950-х гг., когда по указанию местных властей, во время новых “хрущевских” гонений на веру был разобран на кирпич.

http://sobory.ru/article/?object=06122

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010