За время моего пребывания в Тобольске, удалось посетить знаменитый Абалакский Знаменский мужской монастырь, который по праву считается одной из главных святынь всей Сибири. Монастырь пережил годы советского лихолетья и был возвращен Церкви в 1996 году. В 2012 году в монастыре был, наконец, отреставрирован и освящен храм преподобной Марии Египетской, а в 2013 году Никольский храм. Казалось бы, радость! Но не прошло и десяти лет, как святыня снова стоит фактически в руинах. На сегодняшний день, из-за непригодности для проживания, с территории монастыря выселены учебные заведения, всё закрыто, корпуса не отапливаются. Год другой и средства пущенные на ремонт можно будет считать потраченными на ветер. Местные жители рассказывали о приезде в 2014 году в Тобольск патриарха Кирилла, который на жалобы горожан о плачевном состоянии церквей, многие из которых на сегодняшний день можно считать утраченными, сказал, что Церковь восстанавливает лишь те храмы, где есть приход. Но снова встаёт вопрос, почему в советское время (как не парадоксально) государство занималось сохранением наследия древности, а сегодня сама РПЦ фактически покрывает апостасийные процессы? Ведь Тобольск по благословению самого же Патриарха признан сакральным центром Сибири. Неужели ни государству, ни Церкви, ни частным предпринимателям до этого нет дела? А между тем проблема утраты памятников архитектуры актуальна не только для Тобольска, но является общенациональной. Согласно резолюции состоявшейся в Москве в 2000 году Всероссийской конференции «Охрана и реставрация архитектурного наследия России», ситуация в реставрационной отрасли оценивалась как «катастрофическое положение в стране с охраной памятников истории и культуры, которое приведёт к большим утратам ценнейшего культурного наследия народов России». Прогноз специалистов сбылся: в наши дни страна ежегодно теряет, по разным оценкам, от 300 до 900 памятников архитектуры. Точной статистики утрат культурного наследия в России за прошедший век не существует, но и приблизительные подсчеты позволяют почувствовать масштаб катастрофы: «Погибло или превращено в руины 25-30 тысяч церквей и соборов, около 500 монастырей, не менее 50 тысяч ценных городских зданий... около 2 тысяч усадеб... Погибли сотни тысяч предметов прикладного искусства, десятки тысяч художественных живописных произведений, фресок, росписей, не менее 20 миллионов икон» (О.Платонов «Путешествие в Китеж-град»//Москва. 1990. С.166.). По материалам Всесоюзного совещания по вопросам охраны памятников (1988) из 130 выдающихся памятников деревянной архитектуры Русского Севера, описанных в специальной монографии 1940-х годов, к 1986 году существовало лишь 38.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/29/...

Она пошла путем подлинного юродства во Христе: прожила судя по человеческому разуму, безумно. Но разве не все Евангелие «безумие» в глазах мудрых, опытных по-земному людей? Разве вообще любить, то есть совершенно о себе забыть ради Бога и ради ближнего – не сплошное безумие? И разве не так – именно так – нас любит Бог: «до смерти, смерти крестной?» «Над могилою надпись: Гаяна» Елена Делоне: В августе 1936 года мать Марию посетило новое горе: она узнала о внезапной смерти старшей дочери Гаяны, которая за год до этого вернулась в Советский Союз после настоятельных уговоров Андре Жида и Алексея Толстого. Гаяна скончалась в Москве и была похоронена на Преображенском кладбище в Москве. Елизавета Скобцова (слева), Гаяна (справа) Мать Мария: Не слепи меня, Боже, светом Не терзай меня, Боже, страданьем. Прикоснулась я этим летом К тайникам Твоего мирозданья Средь зелёных дождливых мест Вдруг с небес уронил Ты крест! Принимаю с Твоею же силой, И кричу через силу: Осанна! Есть бескрестная в мире могила Над могилою надпись: Гаяна. Под землей моя милая дочь Над землей осиянная ночь. Тяжелы твои светлые длани, Твою правду с трудом принимаю, Крылья дай отошедшей Гаяне, Чтоб лететь ей к небесному раю. Мне же дай мое сердце смирять, Чтоб Тебя и весь мир Твой принять. «Я не боюсь страданий и люблю смерть» Вторая мировая война в Европе разразилась в 1939 году, после поражения 1940 года наступила немецкая оккупация. К.В.Мочульский вспоминал о спокойствии матери Марии в этих обстоятельствах. Мать Мария: – Я не боюсь страданий и люблю смерть. К.В. Мочульский: – А как будет после смерти? Мать Мария: – Не знаю…  просторно. И там мы узнаем маленькую тайну, что ад уже был… Если немцы возьмут Париж, я останусь со своими старухами. Куда мне их девать? … а потом буду пробираться на восток, пешком, с эшелонами. Уверяю вас, что мне будет лестно погибнуть в России, чем умереть с голоду в Париже… При первой возможности поеду в Россию, куда-нибудь на Волгу или в Сибирь. В Москве мне нужно пробыть только один день, пойти на кладбище на могилу Гаяны. А потом где-нибудь в Сибири буду странствовать, миссионерствовать среди простых русских людей.

http://pravmir.ru/mat-mariya-ya-ne-boyus...

Улан-Удэ Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 51.834809; 107.584547 Россия, Республика Бурятия, Улан-Удэ Улан-Удэ, Республика Бурятия Россия История православия [ править править код ] Бурятия - особый этноконфессиональный регион России имеющий уникальное историко - культурное наследие. Православие - религия самого многочисленного народа Бурятии - русских, а также других народов многонационального Забайкалья. Распространение православия в Восточном Забайкалье начинается с середины XVII века. В 1648 году русскими казаками и землепроходцами, осваивавшими Сибирь и Дальний Восток, на севере Байкала был основан Баргузинский острог и заложена Спасо-Преображенская церковь. Баргузин, позднее ставший уездным городом, был первым опорным пунктом за Байкалом при продвижении русских на восток. Нередко строительство православного храма, возведение часовни определяло появление будущего острога-поселения; они были не только религиозными, но и культурными, административными центрами общества. Очень долгие годы православная вера в Восточном Забайкалье присутствовала отдельными небольшими островками в зависимости от численности русского населения, влияния священнослужителей и количества верующих. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции в Бурятии было до двухсот православных храмов, два монастыря - Посольский Спасо-Преображенский и Селенгинский Свято-Троицкий. Смерч советского, безбожного времени очень сильно прошелся по республике. Почти все церкви в конце двадцатых-тридцатых годов прошлого века были закрыты, разрушены. В 1940 году в Бурятии был закрыт последний православный Свято-Троицкий храм города Улан-Удэ. В конце войны в отношении религии наступило известное потепление: были открыты учебные духовные заведения, выпущены из тюрем священнослужители, начали открываться православные храмы и приходы. В мае 1945 года в г. Улан-Удэ начала действовать Заудинская Вознесенская церковь, в 1946 году - Успенская церковь в городе Кяхта. В начале 60-х годов снова в отношении церкви начались гонения: Н.С. Хрущев обещал «показать последнего попа по телевидению к 1965 году». В 1962 году в Кяхте Успенская церковь была вновь закрыта. И практически до конца восьмидесятых годов прошлого века единственным действующим православным храмом на всю республику оставалась Вознесенская церковь в Улан-Удэ.

http://azbyka.ru/palomnik/Улан-Удэ

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Мать Мария о. Сергий Гаккель написал небольшую, но очень важную книгу, в которой читатель найдет полное жизнеописание матери Марии Скобцовой, подвижницы и святой ХХ века. Книга сопровождается поэзией самой матери Марии. Гаккель Сергий Мать Мария Я силу много раз еще утрачу; Я вновь умру, и я воскресну вновь; Переживу потерю, неудачу, Рожденье, смерть, любовь. ………………………………………. И знаю, — будет долгая разлука; Неузнанный вернусь еще я к вам. Так; верю: не услышите вы стука, И не поверите словам. Но будет час; когда? — еще не знаю; И я приду, чтоб дать живым ответ, Чтоб вновь вам указать дорогу к раю, Сказать, что боли нет. Не чудо, нет; мой путь не чудотворен, А только дух пред тайной светлой наг, Всегда судьбе неведомой покорен, Любовью вечной благ. И вы придете все: калека, нищий, И воин, и мудрец, дитя, старик, Чтобы вкусить добытой мною пищи, Увидеть светлый лик. «Руфь» (1916) Предчувствия Мысли о жертвенном служении играли первенствующую роль в писаниях и деяниях матери Марии не только в эмиграции. В той или иной форме она лелеяла один и тот же идеал с самого детства. Как отметила подруга ее школьных лет: «Всё, что в девочке было драгоценного, человеческого, возвышенного — всё это она донесла до своего трагического конца […]. Как бы ни казалась противоречива жизнь Елизаветы Юрьевны, она сама всегда оставалась себе верна». Будущую основательницу нескольких храмов уже можно различить в девочке, которая с большим увлечением следит за завершением постройки второго храма в городе Анапе (храм был основан ее дедушкой, а достраивался отцом — городским головой) и которая «все скопленные в копилке деньги отдала, чтобы на стене написали образ ее святой — Елизаветы». Будущую монахиню–странницу можно узнать в девочке, которая явилась к матери с просьбой отпустить ее в монастырь. Хотя мать ей «решительно отказала», не прошло и года, как она опять пришла «просить паспорт, чтобы путешествовать с богомолками по монастырям, и опять получила отказ». Монахиней она, конечно, стала (хотя и не в монастыре). А мечта о страннической жизни не покидала ее до конца. В 1940 году она говорила: «При первой возможности поеду в Россию, куда–нибудь на Волгу или в Сибирь. В Москве мне нужно пробыть только один день, пойти на кладбище, на могилу Гаяны. А потом где–нибудь в Сибири буду странствовать, миссионерствовать среди простых русских людей».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Проект предполагаемого храма составил шестидесятилетний городской архитектор, военный инженер, отставной генерал-майор В. П. Герасимов. Это должен был быть кирпичный крестово-купольный храм в «русском» стиле, длиной 25 метров и шириной 21 метр, с большим количеством мелких главок и колокольней над западным входом. Святейший Синод одобрил проект внешнего вида храма. Весной 1913 года началось строительство храма под наблюдением местного строительного комитета. 4 августа 1913 года в присутствии представителей города и жителей Новых планов, викарный епископ Пятигорского духовенства Преосвященный Давид отслужил молебен и совершил закладку здания и освящение места строящейся церкви во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. К концу 1913 года были выведены фундамент и цоколь церкви. Затем работа была надолго остановлена до поступления новых пожертвований. До 1918 года строительство Никольского храма так и не было завершено, а службы по-прежнему велись в домовой церкви школы. В 20-е годы ХХ века домовая церковь в старом Николаевском училище была закрыта. Последним настоятелем был протоиерей Николай Добровольский. В его доме была устроена молельня. В 30-е годы ХХ века церковная община в Ново-Пятигорске подверглась преследованию и уничтожению. Духовенство, священнослужители, верующие подвергались гонениям. Их ссылали на Урал, в Сибирь, на Соловецкие острова, другие отдаленные места. Не избежал этой участи и отец Николай. Его с матушкой арестовали и куда-то сослали. Участь их неизвестна. А дом отца Николая отдали под детский сад. В 1940 году в Пятигорск приехал к своей дочери священник отец Василий (Василий Алексеевич Казанский) с матушкой Клавдией Михайловной Рождественской. Оккупанты разрешили вести занятия по Закону Божию, и отец Василий был призван для преподавания в стенах церковно-приходской школы. В 1941 году под Никольскую церковь вернули молельный дом отца Николая Добровольского. Отец Василий стал возрождать православную Ново-Пятигорскую общину. 19 декабря 1942 года произошло освящение молельного дома (так он значился в документах епархии) во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=27885

Понадобились воистину титанические усилия и горячая молитва, чтобы к лету будущего года на этом месте вознес к небу свои купола белостенный красавец-храм первого в Новосибирской епархии женского монастыря. Закладной камень в основание жилого корпуса обители освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в 1991 году - во время своего визита в Сибирь. В 1992 году протоиерей Николай Чугайнов становится настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи города Куйбышева (Каинска) Новосибирской области. За два года до этого старинное здание церкви, порядком обезображенное за десятилетия, минувшие с момента ее закрытия в 1940 году, решением городского Совета депутатов было передано Новосибирской епархии. Опять надо было заниматься ремонтом и реставрацией. Последним местом служения отца Николая стал храм Всех святых, расположенный в бывшем здании кинотеатра «Луч», по улице Новогодняя, 24. Много сил – душевных и физических – понадобилось для того, чтобы этот «очаг мирской культуры» превратить в православное культовое сооружение. 31 декабря 1993 года храм был освящен. В 1994 году отец Николай взялся за проектирование и возведение нового здания храма на пересечении улиц Немировича-Данченко и Ватутина (ныне - монастырь в честь Новомучеников и Исповедников Российских). Освящение места под строительство храма состоялось 29 августа 1994 года. Отец Николай уже успел возвести фундамент, когда у него вдруг остановилось сердце. Батюшка умер на посту, в своем кабинете, расположенном на втором этаже здания храма Всех святых. Смерть застала протоиерея Николая Чугайнова в этом святом месте, потому нельзя просто сказать, что 22 сентября 1994 года батюшка умер – нет, он отошел ко Господу, завершив на земле свой славный священнический путь. «Смерть всегда внезапна. Однако у Господа изочтены годы, дни, часы и минуты жизни каждого человека, - отметил Владыка Тихон в прощальном слове в день похорон почившего пастыря. – Как же мы должны ценить это краткое время, отпущенное нам для подготовки к Вечности! «Помни последняя твоя, и во веки не согрешишь» (Сир. 7, 39), - учит нас Священное Писание… Он был мирным и дружелюбным человеком, не имел врагов. У него был большой опыт пастырской деятельности, он мог утешить любого скорбящего. Доброе дело само ходатайствует о человеке, умоляя о нем милосердие Божие. Мы верим, что добрые дела отца Николая будут приняты Господом». За годы своего служения во славу Святой Церкви протоиерей Николай Чугайнов неоднократно был отмечен церковными наградами: в 1967 году - камилавкой; в 1975 году – наперсным крестом; в 1982 году – палицей и крестом с украшениями; в 1993 году, ко дню Святой Пасхи, - митрой. Похоронен протоиерей Николай Чугайнов († 1994) в церковной ограде храма святого мученика Евгения (Новосибирск, Заельцовское кладбище).

http://sobory.ru/article/?object=19203

1) Учение, совмещенное с послушанием по реставрации собора – очень ответственное, трудное и мучительное по переживаниям; 2) Различные искушения и унижения от всех и во всем; 3) Служение людям через духовничество. Итак, открывается третья часть моей жизни, самая ответственная пред Богом и людьми: «Открывается путь» – по изречению преп. Серафима. Господи, дай мне исполнить волю Твою в преданном служении Святой Твоей Церкви, которую Ты стяжал (далее низ листка отрезан, но можно догадаться, что там было)... Честною Твоею Кровию». Сбоку приписано: «Помни слова старца архим. Илариона: «Терпи казак – атаманом будешь» и «Большому кораблю – большое плавание». А пока, – пока он, действительно, после юбилейных торжеств или после Казанской (в июле 1953 г.) отправился в «дальнее плавание» –в путешествие – в далекую Сибирь, чтобы навестить свою присногонимую родную сестру Наталию – монахиню Сергию, которой он многим был обязан и которой еще в июне 1940 года он послал свою карточку с надписью: «Дорогой незабвенной сестрице Наташе от глубоко любящего ее брата Павлика. Ты всегда была и остаешься для меня самой дорогой из сестер. Всегда я буду ценить твою материнскую любовь и заботливость в годы моей сиротской юности. 24. VII.40 г., снимался 6. V.40 ». Теперь же она жила на «свободном поселении» в с. Большой Улуй, недалеко от Ачинска, где она купила в качестве домика чью–-то баню, которую, как смогла, отремонтировала, как могла, и приспособила к жилью. Отправился он к ней, со своим братом Алексеем на три, примерно, недели. Благополучно возвратились обратно. 3 марта 1954 года Совет МДА присудил иеромонаху Сергию звание доцента. 8 июля 1954 года возведен в сан архимандрита 212 . 17 октября 1955 года Священный Синод в соответствии с пожеланием Святейшего Патриарха, видимо, в знак уважения к нему и памяти его отца, профессора А.П. Голубцова , учеником которого был Патриарх Алексий I, определил архимандриту Сергию быть епископом Старорусским. 30 октября 1955 года архимандрит Сергий за Божественной литургией в Покровском академическом храме был рукоположен во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. В хиротонии, которую возглавил Святейший Патриарх, участвовали Блаженнейший Митрополит Пражский и всея Чехословакии Елевферий, митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей, епископ Волынский и Ровенский Палладий, епископ (бывший Прешовский) Алексий (Дехтярев).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В начале 20-х годов семья Лепешкиных в Крюково существовала неплохо. Сыновьям Григория Васильевича за границей материально помогал Федор Иванович Шаляпин, а в Москве Лепешкин помогал старшей дочери Шаляпина Ирине, оставшейся в России. Дружба семьи Лепешкиных с Ириной Шаляпиной продолжалась до самой ее смерти. В семье сохранились их общие фотографии 883 . Но Лепешкины в Крюкове нанимали рабочую силу, и в 1926 году об этом донесли. Пришли «раскулачивать». В это время Григорий Васильевич был болен саркомой горла, и «раскулачивание» приблизило его конец. Он умер в том же 1926 году. Вскоре арестовали его жену. А когда в 1937 году расстреляли их сыновей, вернувшихся из-за границы, ее арестовали вторично и сослали в Сибирь, где она и умерла в 1940-х годах. На похороны Григория Васильевича собралось много родственников и знакомых. Приезжала и его родная сестра Александра Васильевна Лепешкина, в то время бывшая игуменией в подмосковном монастыре, и оставила у всех неизгладимое впечатление своими умными и интересными беседами. В доме Лепешкиных разместили школу, но она сгорела уже в 1980-х годах. Сохранились пруды, которые до сих пор называют Лепешкинскими. О разрушении монастыря (Воспоминание Николая Алексеевича Калинкина 884 ) Родился я и вырос в деревне Архангельской, что невдалеке от монастыря Зосимова пустынь. Помню стройные аллеи в монастыре вдоль дорожек с деревянными настилами. Около храма могилки за алтарем и с южной стороны, некоторые с памятниками высотой в метр или 1,20 м. Надписи на них были выбиты. В 1931 году последний раз праздновали Пасху (храм еще действовал). Съехалось много монашек. В 1933 году, когда ликвидировали храм, иконы складывали под пол, многие иконы удалось местным жителям унести домой. Монашки сами просили разобрать иконы по домам и сохранить от осквернения: «Их все равно изуродуют», – говорили они. Организовано было смывание с икон золота, для чего собирали окрестных детей. Но не все семьи посылали на это своих детей. А те дети, которые ходили смывать иконы, потом погибли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Пятеро из них дослужились до высших чинов, среди них З. Пешков, Нольде, Фавицкий, Румянцев Н. и Андоленко. Об одном из них, а именно генерале Зиновии Пешкове, следует сказать особо. Имя этого человека высечено на одной надгробной плите с княгиней В. Оболенской Зиновий - старший брат Якова Свердлова приемный сын и крестник М. Горького написавшего о нем: " сей маленький и сурово правдивый человек, - за что повсюду ненавидим " Зиновий родился в еврейской семье. Отец работал сапожником в Нижнем Новгороде, куда семья переехала из Белоруссии. По законам Российской империи лица иудейского вероисповедания были ограничены в правах. Поэтому многие из них принимали православие, в частности наш герой решается на перемену веры для того, чтобы иметь возможность получить высшее образование. По российским законам, а Церковь тогда была учреждением государственным, для того, чтобы стать православным, а значит не иметь ущемления в правах, при совершении Таинства крещения требовалось наличие двух восприемников-свидетелей (мужчины и женщины). Таким человеком, или по распространенной народной традиции, крестным отцом и стал для Зиновия Алексей Максимович Пешков, под псевдонимом " Горький " . Французский справочник " Кто есть кто " сообщает о Пешкове следующие сведения: родился он в 1884г. в г. Нижнем Новгороде. Перед первой мировой войной вынужден был эмигрировать из России, добровольцем вступил во французскую армию в 1914 г. Участвовал в миссиях: в США - 1917 г., Китай, Япония, Манчжурия и Сибирь - 1918-1920 гг., Кавказ - 1920 г. Участник войны в Марокко, офицер Иностранного легиона - 1921-1926 гг., командир Иностранного легиона в Марокко - 1937-1940 гг., присоединился к " Свободной Франции " - 1941 г. Представитель " Свободной Франции " в ЮАР, в ранге министра - 1941-1942 гг. Глава Миссий в Британской Африке - 1943 г. Французский посол в Китае - 1943-1945 гг. и Японии - 1945-1949 гг. Награды: Большой Крест Почетного Легиона; Военная медаль; Военный Крест Большой французский энциклопедический словарь " Larousse " содержит следующие сведения: " Pechkoff (Zinovi), general fransais d " origine russe " ( " Пешков (Зиновий), французский генерал русского происхождения " (с фр.)).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/401/...

130 Краснов Сергий Иосифович (1862 или 1864–1933), прот. – родился в семье священника, иерей в Знаменском храме с. Черкасское Вольского у. Саратовской губ. (1890-е), настоятель храмов в хуторах Ельшанка (5 вёрст от Царицына) и Ново-Никольское (1900-е), храма Воздвижения Креста Господня в Туапсе, благочинный Иверско-Алексеевской женской общины (1913); его дочь Евгения летом 1917 г. стала женой Свенцицкого. Отличался смелостью, твёрдостью принципов и веры: во время эпидемии причащал в холерном бараке умирающих; выйдя с крестом против разъярённой толпы, остановил самосуд над конокрадами; преставился от скоротечной простуды, полученной на похоронах прихожанина; похоронен в приделе храма. 131 Пьяных Иван Емельянович (1863–1929) – крестьянин, член партии социалистов-революционеров (1903), депутат II Государственной думы, организатор и руководитель самого активного отдела Всероссийского крестьянского союза; его называли «президентом Щигровской республики» в Курской губ. (1905–1907). В 1908 г. вместе с сыном Иваном (?–1919) приговорён к повешению, сын Дмитрий (1883–1940) и дочь Ольга (1892-?) – к вечной ссылке в Сибирь. Под давлением общественности смертный приговор был заменён пожизненной каторгой. Отбывал срок в Тобольской каторжной тюрьме (до 1914) и Шлиссельбургской крепости (до 1917). Депутат Учредительного собрания, член Всесоюзного общества политкаторжан; в советское время подвергался арестам. 132 Музей основан в 1870 г., ныне в этом здании филиал Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. 133 Краснов Александр Сергеевич (1888–1919) – окончил 4 класса семинарии, поступил на юридический факультет Казанского университета, в октябре 1907 г. возглавил местную организацию эсеров, 1 ноября арестован и осуждён на 20 лет каторги за подготовку экспроприации, 1 мая 1913 г. выпущен на поселение. В 1918 г. усыновил беспризорника. Расстрелян большевистским патрулём после проверки документов в поезде («за фамилию» и новую каракулевую папаху). 134 Крестный ход с Абалакской иконой «Знамение» Божьей Матери ежегодно совершался из Абалака в Тобольск 8 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010