Архимандрит Арсений (Папачок). Воспоминания о старце Клеопе (версия для печати)/Православие.Ru Воспоминания о старце Клеопе Православие.Ru , 26 июля 2011 г. Архимандрит Арсений (Папачок) Перевела с румынского Зинаида Пейкова Архимандрит Клеопа Илие. (1912 - 1998) Я несказанно обрадовался, когда познакомился с отцом Клеопой однажды лютой зимой, в феврале, и он принял меня, разыскиваемого службой безопасности, в Сихастрию. К тому времени я уже был одет в подрясник, я не был новоначальным, я уже два года прожил в монастыре. И на духовном совете с самыми близкими к нему отцами – Паисием, Ианнуарием, Кассианом и Макарием, маститыми насельниками монастыря Сихастрия, – отец Клеопа решил отправить меня в лес, в пустыню. Места эти были довольно чужие для меня, они располагались в сильном удалении от людей и были мне незнакомы: лес, горы и пропасти. Потом пошел снег, и метель мела 13 дней не переставая, так что замело все тропинки. Но меня навестили спустя какое-то время: жив ли я еще – потому что никто не мог поверить, что я еще жив. Конечно, они нашли меня живым. Я был жив, весел и получил в пустыне огромную пользу. Когда я уходил в пустыню, все преподали мне свое благословение. Я их очень почитал. Не скажу, чтобы я тогда очень возрадовался, увидев, что на ногах у отца Клеопы одни лапти. Отец Паисий протянул мне 18 кусочков сахара… Я спрашивал себя: почему меня отправили в пустыню? Прежде всего, потому, что они знали силу воздействия и высоту пустыни. Здесь, в пустыне, нужно уметь беседовать с деревьями. Извлекать пользу из их глубокого молчания и того величавого движения, какое бывает, когда бьют ветры, и тогда понимаешь, какое важное значение в деле служения Богу имеет стойкость. У деревьев глубокие корни, и нужно уметь расслышать их величественную речь в их глубоком молчании. Потом меня взяли из пустыни, и я пришел в монастырь. Я считал важнейшим делом заботу о спасении; и отец Клеопа не задавался вопросом о комфорте, но о жертве, без которой нет спасения. Потому что только жертва и Крест дали Христу власть судить после распятия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

архимандрит Клеопа (Илие) (12.04.1912–02.12.1998) Нравственно-аскетические труды Основы православия Проповеди Труды на сербском языке архимандрит Клеопа (Илие) Архимандрит и настоятель монастыря Сихэстрия, подвижник Румынской Православной Церкви, старец. Биография Родился в городе Сулица и происходил из верующей крестьянской многодетной семьи. Своего девятого ребенка родители назвали Константином.  На духовное формирование юноши большое влияние оказал другой румынский подвижник — отец Паисий (Олару), бывший духовником семьи. Ранние годы провел выпасая овец неподалеку от своего будущего места подвижничества — монастыря Сихастрия, что на северо-западе Румынии. В 1929 вместе с двумя братьями пришел на послушание в эту обитель, где через семь лет принял монашеский постриг.  Молодому монаху было поручено послушание пастуха, которое он с любовью нес несколько лет. Это послушание также послужило и для внутреннего воспитания, ведь Клеопа имел возможность упражняться в смирении, молитве и безмолвии. К тому же окружающая природа Карпатских гор способствовала к размышлению о силе Творца. Кроме того, во время выпасания овец, отце Клеопа много читал – известно, что он наизусть знал многие места Священного Писания, житий святых угодников и святоотеческих творений, постановления Вселенских и Поместных Соборов и др. Многие молитвы он также читал по памяти – это несколько акафистов, и канонов, читаемых ежедневно. Время шло, и вскоре монах стал одним из опытнейших духовников Румынии. Его красноречивые проповеди были богаты на библейские цитаты и творения святых, что помогало доносить простому народу важные истины. В 1942 молодого и монаха без священного сана, в связи с тяжелой болезнью игумена, назначают временно управляющим Сихастрийским монастырем. В 1945-м, в короткий срок отец Клеопа принимает диаконский и священнический сан и становится игуменом обители. За четыре года, новый настоятель возвел кельи, зимний храм, возродил бывшее общежитие, совершил несколько миссионерских поездок. Число монахов в его обители возросло до 80 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/

В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга архимандрита Клеопы (Илие) «Ценность души» . Архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998), духовник, молитвенник и церковный писатель, широко известен не только в Румынии, но и за рубежом. Его нелегкий опыт отшельника-исихаста, проведшего многие годы в суровых горных лесах Румынии, глубокое знание Священного Писания, творений святых отцов, а также мудрость и любовь к людям сделали его истинным духовным отцом не только для монахов, но и для многих мирян. Предлагаем читателям отрывок из книги. Фото: www.vimaorthodoxias.gr/ru      Поговорим о том, что понятно всем: и людям из низов, и высокопоставленным. Поговорим о том, что понятно и в то же время наиболее благотворно для добродетели. По говорим о страхе Божием. В Притчах сказано так: страхом Божиим уклоняется всякий человек от зла (ср. Притч. 15, 27). Если страхом Божиим человек уклоняется от всякого зла, то страх Божий – это первое препятствие на пути греха, не дающее греху проникнуть в нашу душу. Пророк Давид Духом Святым, вы видели это в Псалтири, говорит нам: «Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им» (ср. Пс. 110, 10). Соломон, его сын, говорит о премудрости еще больше: что страх Божий – это школа премудрости (ср. Притч. 15, 33). А Иисус, сын Сирахов, в своей Книге премудрости говорит так: «Страх Господень превосходит всякую премудрость» (ср. Сир. 25, 14). ­­­­Всякая добродетель начинается со страха Божия и завершается в любви к Богу Видите, три великих пророка восхваляют страх Божий, один другого выше мудрствуя о нем, ибо действительно, как говорит святой Исаак Сирин, «страх Божий – основание всех добродетелей». Он говорит, что у премудрости имеется два конца: один – это страх Божий, а другой – любовь к Богу. А почему так? Потому что всякая добродетель начинается со страха Божия и завершается в любви к Богу, которая есть союз совершенства и самая высшая ступень всех добродетелей, ибо любовь выше всего. Но чтобы человеку достичь любви к Богу, он непременно должен прежде всего иметь страх Божий. Ибо отсюда проистекает всякая добродетель – из того, чтобы человек боялся Бога.

http://pravoslavie.ru/98057.html

Календарь Материалы 24 ноября 2012 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 11/24 ноября 2012 г. Суббота 25-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной семинарии, прихожане Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:26:50 мин. Размер 105.8 Mb) [Интернет-журнал/Культура] Сергей Лабанов Духовный мир Леонтьева с самого раннего детства был обвеян религиозными переживаниями, – но они хотя и затрагивали глубину души, все же преимущественно были обращены к «внешним формам» церковной жизни, как он признавался сам в письме к В.В. Розанову. Еще мальчиком, Константин Николаевич полюбил богослужения, эстетически жил ими. [Документы истории] Мария Дегтярева 24 ноября – день памяти одного из самых самобытных российских политических мыслителей XIXbeka – Константина Николаевича Леонтьева. Некогда известный писатель и дипломат, Леонтьев пережил момент духовного перелома, изменившего течение его жизни. Ее внутренним содержанием становится христианство, воспитанное и поддерживаемое духовной традицией Оптиной Пустыни… [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Диакон Владимир Василик Вниманию читателей предлагается не переводившийся ранее текст окружного послания прп. Навкратия о кончине прп. Феодора Студита. Во времена прп. Феодора Студита прп. Навкратий был экономом Студийского монастыря и входил в ближний круг его учеников. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Однажды Стефану явился святитель Николай, возложил свои руки на глаза ослепленного князя и сказал: «Стефан, ничего не бойся. Вот твои глаза – в моих руках, и в нужный момент я тебе верну их». [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Архимандрит Клеопа (Илие) Старец архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Старец Клеопа удивительным образом совмещал безмолвие отшельнической жизни, духовное служение и написание книг. Книга обращена ко всем желающим идти путем спасения, руководствуясь советами умудренного старца. English Edition

http://pravoslavie.ru/archive/121124

«Мы судим не группу верующих – мы судим нашего врага» О новомучениках и Преображенском храме г. Кимры Диакон Павел Садовников Икона новомучеников Кимрских      26 июля 1998 года в Преображенском соборе города Кимры состоялась канонизация кимрских новомучеников настоятеля собора протоиерея Феодора Колерова и мирян Анания Бойкова и Михаила Болдакова. Все крупные города земли Тверской имеют своих небесных покровителей: Тверь – святого благоверного князя Михаила, священномученика архиепископа Фаддея (Успенского) . Кашин – преподобную благоверную княгиню Анну, Калязин – святого преподобного Макария, а у Кимр долгое время не было прославленного небесного покровителя. До 1917 года Кимры считались крупным селом, центром российского обувного промысла. После 1917 года молодой город продолжал активно развиваться, и вскоре Кимры стали одним из крупных городов Тверской области. Вместе с городом возрастали в нем духовно и будущие святые земли Кимрской. Множество мучеников прославили Христа в годы страшных гонений на Русскую Церковь. Они стали достойными Христа, потеряв души свои, сберегли их, потому и святы. И наш город получил благословение Божие, и имеет теперь своих святых, молитвенно предстоящих за нас пред Престолом Божиим. Священномученик Феодор Колеров Священномученик Феодор Колеров Несмотря на молодость, отец Феодор для своих прихожан стал отцом, и в трудных случаях люди шли к нему за советом Родился Феодор Колеров в 1882 году в селе Большое Семеновское Калязинского уезда. Служил в местном Богоявленском храме псаломщиком, диаконом, затем священником. Удаленный сельский приход считался бедным, поэтому семья Колеровых постоянно испытывала нужду и членам семьи приходилось много трудится на своём земельном участке. В июне 1905 года Феодор Колеров окончил Тверскую духовную семинарию (ныне в этом здании располагается Суворовское военное училище) и был отправлен в Бежецкий уезд псаломщиком в храм преподобного Кирилла Белозерского. В начале 1906 года после женитьбы на Анне Думановой был рукоположен в сан священника и стал настоятелем храма. В апреле 1906 года отец Феодор был переведен в храм села Ключевое Бежецкого уезда, а в 1910 году назначен настоятелем храма Рождества Христова в селе Стопово. Указом Святейшего Синода в 1912 году в селе Кимры открывается новопостроенный Преображенский храм. Его настоятелем становится священник Феодор Колеров. Семья Колеровых переезжает в Кимры и селится в церковном доме, построенном напротив храма (сейчас на этом месте установлен памятный крест). Своим ревностным служением отец Феодор быстро привлек к себе сердца верующих. Несмотря на молодость, он для своих прихожан стал отцом, и в трудных случаях люди шли к нему за советом. Даже когда отец Феодор проходил по улице, его часто останавливали, многие стремились поговорить с ним, получить поддержку и утешение. Отец Феодор не жалел времени, всегда подолгу беседовал с людьми, стараясь разрешить возникшие вопросы.

http://pravoslavie.ru/74381.html

Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души» , вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.      — Когда благодать пребывает с нами? — спросил один верующий отца Клеопу. А он ответил: — Пока мы живы. Но только если ищем ее. А если не ищем ее, поскольку умерли душой, то ее нет больше с нами. — Как мы можем стяжать благодать Божию? — Благодать Божию мы получаем в крещении и сохраняем ее в себе благодаря святым таинствам и всем добрым делам. То есть посредством поста, молитвы, исповеди, причащения, чтения священных книг, бдения, милостыни, смирения, рождения и воспитания детей в страхе Божием и прочего. Благодать приходит к нам, но она не ломится в закрытые двери Благодать приходит к нам, но она не ломится в закрытые двери. Бог не выламывает ничьих дверей сердца, чтобы войти. Ты слышал, что Он говорит в Апокалипсисе? «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь», Я и Отец Мой «придем к нему и обитель у него сотворим» (Откр. 3, 20; Ин. 14, 23)… Благодать приходит только тогда, когда мы открываем ей дверь сердца. Она стучится в дверь, а если мы окаменели и не усиливаемся творить волю Божию, благодать не входит насильно. Потому что Бог дал человеку самовластное произволение — принимать благодать или нет. Благодать не приходит насильно к нам. Нет! Ибо вот что говорит Дух Святой: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят это» (Ис. 1, 19–20). Послушай, что еще говорит Писание: «Он [Бог] от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его» (Сир. 15, 14). И снова говорит оно в Псалтири: «Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас» (Пс. 5, 13). Благодать наводит тебя на мысль: «Постись, человек, молись, храни ум свой, твори милостыню, ходи в храм, брось и возненавидь грех, исповедуйся чисто!» Вот что тебе нужно делать.

http://pravoslavie.ru/99978.html

Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги « Ценность души », вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.      Преблагий Бог установил в мире таинство Исповеди, ибо если бы ее не было после крещения, то никто не смог бы спастись. Кому удастся принести чистую исповедь, тому удастся совершить второе крещение, как вы слышали, что священник говорит в молитве: «О сих всех отныне должен еси блюстися, понеже вторым крещением крещаешися, по таинству христианскому…» 1 Таинство Исповеди, или Покаяния, является одним из семи таинств Церкви и включает четыре части: Первая — это сердечная боль о грехах. Пусть исповедующийся сожалеет и плачет о грехе, которым он огорчил Бога. Вторая — это исповедание грехов вслух перед духовником. Третья — выполнение епитимии и принятие перед священником твердого решения, что выполнит ее. Четвертая часть — это ключ Исповеди, то есть отпущение грехов через возложение рук священника на голову верующего. Это называется эпиклезой духовничества 2 , то есть схождением Духа Святого на голову исповедавшегося чисто. Ибо таинство святой Исповеди не может завершиться иначе, как только тогда, когда священник возложит руку свою на голову исповедующегося, как архиерей возлагает руку на голову диакона или священника, когда рукополагает его, и сходит Дух Святой по апостольскому преемству. Итак, и здесь также Дух Святой сходит через руку священника, чтобы разрешить душу исповедавшуюся. Исповедь, будучи омытием или духовным крещением души после первого крещения, есть таинство, в котором человеку прощаются грехи через разрешение, получаемое от духовника, и хорошо, чтобы она совершалась как можно чаще. Потому что нет такого мгновения или минуты, когда мы не согрешали бы перед Богом Божественный отец Иоанн Златоуст так говорит в своей книге, которая называется «Кладезь», то есть «Колодец» 3 : «Если возможно будет, о христианин, то и на каждый час исповедуйся у духовника».

http://pravoslavie.ru/99867.html

Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души» , вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря. В.М. Васнецов. Распятый Иисус Христос      «Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». 1 Кор. 1, 18 Каждый раз, когда слышите слово «Крест», не понимайте его как безумные сектанты — как баптисты, адвентисты, евангелисты, пятидесятники, назаряне, кающиеся, жнецы, феодоровцы, свидетели Иеговы и всякие прочие сектанты, заполонившие мир; как богохульные языки сектантские, свирепствующие в мире и разоряющие ниву Бога Слова. Не думайте о Святом Кресте как они, но так понимайте и помните, что слово «Крест» имеет двоякую силу и двоякую тайну. Двояк Крест, двояки и значения Креста. Не разумейте Святой Крест так, как эти недалекие умом и неумные, не желающие поклониться спасительному Кресту Христову, как говорит о том святой апостол Павел. Пусть они хулят, ибо сатана помрачил их, наложил им печать на лоб прежде всего, то есть там, где находится головной мозг, чтобы они не веровали. Он наложил им печать на правую руку, чтобы они не поднимали ее ко лбу и не могли осенить себя спасительным знамением пречестного и животворящего Креста Христова. Итак, знайте, что человек двояк, двояк и Святой Крест Итак, знайте, что человек двояк, двояк и Святой Крест. Разве ты не видишь в человеке одну ипостась в двух естествах? Одна часть видна, то есть тело, другая не видна, то есть душа, потому что она — невидимой природы. Так станем понимать и Крест. Один Крест — вещественный, видимый, а другой — таинственный, мистический и невидимый, который мы носим в сердце нашем. В Святом Евангелии мы слышим, что говорится так: и стояли при Кресте «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25). Слышишь? Они стояли возле Его Креста. Посему пойми, что стоять при Кресте Его не значит стоять возле духовного креста, а возле вещественного, деревянного Креста Христова, возле которого стояли Матерь Господа, Мария Клеопова и Мария Магдалина.

http://pravoslavie.ru/99532.html

Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души» , вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря . Фото: Г. Михеев/Православие.Ru Диавол примешивается ко всякой добродетели. Диавол примешивается ко всякой добродетели. Ты видел растение, называемое хмелем? Он цепляется ко всему, что ни встретит на своем пути: к забору, столбу, воротам, дереву и колу. И глядишь — знай себе растет. Так поступает и диавол со всякой добродетелью. Обвивается вокруг нее, чтобы сделать ее бесполезной, чтобы она уже не была добрым делом. Как велик дар слез! Но и тут диавол привносит искушение. В разные виды слез примешивается диавол, чтобы сделать напрасной слезу человека на молитве, чтобы она не была принята Богом. Истинные слезы, текущие из любви к Богу, обладают такой силой, говорит святой Иоанн Лествичник, что источник слез после крещения больше самого крещения 1 . А святой Григорий Назианзин говорит: «Знаю я и пятое крещение, которое рождается из слез, из покаяния со слезами, и такую силу имеет это крещение, что оно больше первого крещения. Потому что первое крещение стирает наши грехи, но не придает нам сил более не грешить» 2 . Однако если бы мы захотели, то могли бы это, ибо воле человека предоставлена свобода после крещения — грешить или нет. А слезы после крещения стирают грехи, которые мы совершаем. Слезы умиления более крещения, ибо стирают все грехи, совершенные после крещения, и делают тебя чистым. Существует несколько видов слез. Если у тебя есть слезы, вникни в то, какие из них благие, какие средние и какие от сатаны. Благие слезы льются из любви к Богу. Благие слезы льются из любви к Богу. Они утучняют человека, доставляют душе великие радости — и ест человек или не ест, но если он плачет, он сыт. Эти слезы сдерживают и голод, и жажду, и человек не сердится ни на кого. Душа его всегда радуется, потому что у нее есть любовь к Богу.

http://pravoslavie.ru/98563.html

Старец архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Старец Клеопа удивительным образом совмещал безмолвие отшельнической жизни, духовное служение и написание книг. Книга обращена ко всем желающим идти путем спасения, руководствуясь советами умудренного старца. Предисловие Архимандрит Клеопа (Илие). О снах и видениях/Пер. с румынского З. Пейковой — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 288 с. С помощью Всемилостивого и Всещедрого Бога, в Троице поклоняемого, молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых признаюсь, что я дерзнул начать это смиренное сочинение, будучи много побуждаем к тому советами отца моего духовного. Он укрепил меня своим благословением, и я подумал, что то, о чем я буду писать в настоящей книге, послужит на общую пользу братиям нашим монахам и мирянам. Итак, начав с этого, вот что я скажу далее. Мы узнаем из Божественных Писаний, из церковной истории и поучений святых отцов, что на протяжении веков Церковь Христова почти всегда была искушаема и борима гонениями и еретиками, которые примешали плевелы своих ересей к чистой пшенице священных и православных учений. Но это происходило не только в древние времена, ибо мы ясно видим, что и в наши дни волки, одетые в овечьи шкуры, напирают и входят в овчарню Христову, чтобы разорвать и растерзать словесное стадо. И в наши дни мы видим, как теологи и философы тьмы искажают Священные и Божественные Писания и своими постижениями, кажущимися возвышенными и духовными, заблуждаются сами и других отводят от истины и ведут в погибель. Эти делатели — лукавые слуги и лжеучители (см.: 1 Тим 4, 1; 2 Пет 2, 1), как и сам сатана, которому они служат, притворяются, по апостольскому слову, Ангелами света (см.: 2 Кор 11, 14). Одни из них много постятся и молятся напоказ, под стать фарисеям времен Спасителя; другие ходят босиком, одетые в ветхую и рваную одежду, как некогда еретики-евстафиане; лицемерствуют, будто достигли подлинного самоотвержения, выставляют себя удивительно милосердными и, не будучи посланы церковной властью, проповедуют по селам и городам, дабы привести людей к покаянию, а о послушании и повиновении канонической церковной иерархии и не поминают. И так, прикрывая коварство своих нравов тем, чему они учат людей, отделяют их, неосторожных, от послушания Церкви и духовным руководителям.

http://pravoslavie.ru/57654.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010