Церковь и мир Церковь существует в мире и не вне мира, в свете Божественного Откровения, а значит и в свете и Священного Писания и Церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира – позитивное. Это – то, о чем сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Ин.3:16,17). Два файла в формате МР3 О Церкви Говорить о Церкви – значит говорить о самой сути христианства, о самой сути Божественного Откровения. Иногда кажется нам, читая Откровение Ветхозаветное и Новозаветное, и даже творения святых отцов, что как будто бы много слов о Церкви нет. Нет такой специальной книги или особого текста, послания в Библии или трактата в творениях святых отцов, которые были бы посвящены только Церкви. Но это только кажется нам. (2 файла в формате МР3 ) О святости Из бесед с отцом Афанасием (Евтичем) на молодежном съезде в 1985 году. К трудному вопросу о том, есть ли святые вне христианства или есть ли святые вне Церкви, что такое праведность и как понимать слово «святость», отец Афанасий указал на различие между благодатными дарами и природными дарами в человеке, растолковал различие разных уровней и качеств. (MP3 файл. Продолжительность 37:34 мин. Размер 18.1 Mb ) Учение святых отцов Прежде всего надо сказать, что Бог положил Свое Откровение в личности Сына Своего Единородного. Его откровение – не одна теория, не одна наука в смысле чего-то независимо и объективно данного вне Бога. Суть Божественного Откровения, Его истины – в лице Его Единородного Сына, воплощенного как Иисус Христос, исторический Богочеловек. Это очень важно для Православия, для учения святых отцов.(МР3 файл. Продолжительность 46:22 мин. Размер 22.3 Mb ) О святых отцах Редакция сайта Православие.Ru предлагает вниманию читателей аудиозаписи лекций, прочитанных протосингелом Афанасием (Евтичем) в 1984 году в мюнхенском монастыре преп. Иова Почаевского на молодежном съезде . Записи лекций были любезно предоставлены для публикации на сайте протоиереем Николаем Артемовым.(МР3 файл. Продолжительность 40:45 мин. Размер 19.6 Mb )

http://pravoslavie.ru/jurnal/07013011421...

«В 1984 году в Техасе были найдены ископаемые останки птиц. Их возраст по определению эволюционистов на «миллионы лет» превышает возраст, приписываемый археоптериксу. И эти птицы ничем не отличаются от современных». То же самое можно сказать и о целеканте, существующем поныне «предке земноводных», и о «предках млекопитающих», и тому подобное. Это все сказки, сочиненные для того, чтобы не слышать голоса Божия: «Образумьтесь, бессмысленные люди! Когда вы будете умны, невежды? Насадивший ухо не услышит ли? И образовавший глаз не увидит ли?» ( Пс.93, 8–9 ). «И подлинно, спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе, или побеседуй с землею и наставит тебя, и скажут рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» ( Иов.12, 7–8 ). Другим аргументом, приводимым в пользу эволюции, является сходство устроения органов различных живых существ, якобы говорящее об их родстве. Однако православное богословие блестяще объясняет этот факт. В основание мира Богом положены божественные идеи, которые образуют иерархию бытия и возводят его к Слову. Они и проявляются через премудрое устройство твари. Господь, как премудрый Художник и Конструктор, использовал один принцип для устройства живых существ, обитающих в сходных условиях. Да и само устройство, например, руки или глаза говорит явно о Творце Боге, а не о хаотической эволюции. Надо заметить, что если бы сходство обуславливалось родством, то все гомологичные органы происходили из одинакового генетического и эмбрионального материала, однако это не так! Существует также необъяснимое для эволюционистов явление: задние и передние конечности, хотя и образуются из разного эмбрионального материала, однако имеют одинаковый план. Случайно это возникнуть явно не могло! Таким же образом, не прибегая к эволюционизму, необходимо объяснять и существование различных типологических групп – классов, отрядов и т. п. Это есть отражение в веществе невещественной иерархии божественных идей, которые и устраивают всю иерархию чувственно постигаемой твари, имеющей своим венцом человека. Этим хорошо объясняется знаменитое сходство в эмбриональном развитии у всех позвоночных. Все они как бы стремятся к человеку, через которого они призваны получить освящение от Бога, ибо Он «все покорил под ноги его» ( Пс.8,7 ). Глава шестая. Человек: вид обезьяны или образ Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Писатель неканонической, но почитаемой Церковью, книги «Премудрости Соломоновой» в последних двух главах книги дает устрашающий образ абсолютной «египетской тьмы», поразившей Египет пред исходом оттуда иудеев, – это как бы символ той иной, «вечной тьмы». Для верующего же человека, для христианина, «свет во тьме светится, и тма его не объят». К приведенным выше словам Нагорной проповеди евангелист Лука присоединяет следующие слова Господа: «Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием » ( Лк.11:36 ). Вот, на таких светильниках веры стоит от начала своего бытия и утверждается единая, святая, кафолическая апостольская Церковь . 2 Так, например, в двухтомном курсе догматического богословия д-ра А. Санда: Синопсис догматического богословия, изд. первой четверти текущего века. Среди 800 страниц книги главе «Культ святых» отведено две страницы в отделе «О Небе», за нею «Культ останков святых» – одна страница. А далее идет отдел «О будущих судьбах мира», замыкающий весь курс. 3 Алала! равняется нашему «ура!» Также означает «бренчание». Ап. Павел умышленно приводит это последнее значение в заключение речи о «языках»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или κμβαλον λαλζον» – «кимвал звякаяй» (слав.). 5 В подвижнических наставлениях иногда страсти и лукавые бесы почти отожествляются: духи, поселяющиеся в телах живых людей, являются возбудителями страстей; страсти становятся не только недугами телесными, но и душевными, и потому продолжают оставаться в душе приманками земных страстей даже и по смерти. Поэтому можно представить мытарства, как и внутреннюю личную борьбу в оголившейся от тела душе. 6 Глоссолалия, о которой читаем в 14-й главе послания ап. Павла I Кор., имела обратное свойство: ее не понимали даже в собрании общины церковной, прибегали к помощи истолкователя, если таковой находился. Читать далее Источник: Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори (Пс.113:11) : Апологетические очерки (1978-1982)/Протопресвитер Михаил Помазанский. - Джорданвилль : Свято-Троицкий монастырь (Тип. преп. Иова Почаевского), 1985 (Тит. л. 1984). - 124 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

А царь тем временем то и дело поднимал кубок «за здоровье кого-нибудь из сидящих за столом», и снова все вставали, кланялись и садились. Так продолжалось более трех часов. По окончании трапезы государь подзывал к себе по очереди послов, вручал каждому кубок с вином, послы же, отойдя на некоторое расстояние, низко, «по-турецки» , кланялись, молча выпивали вино, отдавали кубок царским слугам и уходили [Путешествие в Московию 1842: 17–20]. Трудно судить, насколько точно переданы Барберини детали царского пира: он, например, ничего не говорит о государевых чашах, то есть здравицах в честь государя [Орлов 1913: 22–29; Бурилина 1984]. Но несомненно, что его рассказ свидетельствует об одном: царь — возвышен над всеми, он полный хозяин всему, все происходит по его воле, и все беспрекословно и преклоненно подчиняются ему. Между прочим, очень похоже, что описанное Барберини действо, а именно раздача царем хлеба во время трапезы и вина по ее окончании, мыслилось в окружении Ивана Грозного как демонстрация идеи о его богоподобии в качестве наместника Иисуса Христа в подвластной ему земле. Не случайно же это действо внешне так напоминает свидетельства Нового завета о тайной вечере. Например: «И взяв хлеб и благодарив, (Иисус — В. К.) преломил и подал им (ученикам — В. К.), говоря: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22: 19-20). Ср.: «…Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание…» (1 Кор. 11: 23-25). То, что возможность такой идеологической параллели или аллюзии в сознании московского общества была весьма реальна, подтверждается в какой-то мере словами св. митрополита Московского Макария, венчавшего Ивана Васильевича на царство: «…Се отныне от Бога поставлен еси князь великий и боговенчанный царь правити хоругви и съдержати скипетр царства Русскаго, и венчан еси царьским венцем по благодати Святаго Духа…» [Макарий 1547: 1093].

http://bogoslov.ru/article/6176826

Пусть я буду твоей смертью и воскресением. 144 Грешников не бывает. Даже если ты дошел до самого дна в этой жизни, ты божественен, как прежде, ты не можешь потерять эту божественность. Я говорю тебе: спасение не нужно, оно в тебе самом. 145 Неповиновение не грех, но показатель роста. 146 Бог это не «он» и не «она». Если ты скажешь, что Бог – «она», я скажу, что это «он», а если ты скажешь, что Бог – «он», я тебе скажу, что это, «она»... Каковы бы ни были твои убеждения, я разрушу их. (курсив мой – У.М.). 147 Если бы у него [Иисуса] была хоть капля ума и сообразительности, он бы туда не пошел [в Иерусалим и на крест]. Но тогда не было нужды объявлять себя Мессией и Сыном Божиим... Мессиями бывают, как правило, безумные. Он был абсолютно уверен, что распятие докажет его правоту, и именно поэтому я вижу в его действиях просто замаскированную попытку самоубийства. Если кто-то и был повинен в его распятии, так только он сам. Он сам на него напрашивался. И ни один источник – еврейский или исторический – не подтверждает, что он воскрес. Только Новый Завет. Фикция. Не было никакого воскресения (из проповеди Бхагвана Шри Раджниша тридцати ученикам в Раджнишпураме 12 ноября 1984 года). Дьявол соблазнил Еву доводом, будто Бог хочет, чтобы она осталась невежественной... Он завистлив. И это похоже на правду, ибо Бог евреев очень завистлив. Он не хочет, чтобы люди стали равны ему. Он – не любящий отец... Знание – не грех... Я советую вам есть с дерева познания… (там же). Для любого, кто серьезно относится к библейскому учению, приведенные цитаты разоблачают раз и навсегда тот дух, который движет Раджнишем и его «религией» ( 1Тим. 4:1–6 , Мф. 24:2, 4, 5, 23–24; 7:15 ). ...Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире ( 1Ин. 4:3 ). Очевидно, что устами Раджниша вещает та же духовная сила, что говорила устами змея в Едемском саду. Он покорно сдался этой силе. Но тысячи искателей истины, с обожанием поющих Раджнишу: «Я вручаю свое сердце в твои руки», 148 – не замечают этого, и здесь требуется настоятельная молитва христиан Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. (Ев. Мф. 24:20-22) Всему этому надлежит быть,поэтому и заповедовано бодрствовать, чтобы день нас этот не застал неготовыми. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.(Евангелие от Луки 1:37) Алена 19 марта 2012, 23:57 Видно,что Хаксли точно знает о чем пишет, он не пророчествует,потому что он не пророк,просто он знает план, по которому все осуществляется,и осуществляется, там где люди отвернулись от Бога и предпочли материальные блага и удобства.И нам как православным христианам не стоит читать подобные книги иначе мы не спасемся,уж лучше делать то, что мы обязаны делать во спасение души(пост,молитва,покаяние,добродетель)и тогда, как сказал наш любимый Серфим Саровский,вокруг нас спасутся тысячи и наши дети тоже. Павел 18 марта 2012, 13:15 Есть еще Оруэл с его 1984 годом. Тоже пророческая книга Елизавета 17 марта 2012, 19:30 Статья мне понравилась, конечно об этом нужно говорить. Направление к " новому миру по-Хаксли " очевидна и мы уже сегодня можем наблюдать. Это и изьятие детей из семей, особенно нашумевшие в СМИ за последнее время случаи во Франции и Финляндии, в приютах куда детей временно помещают заставляют детей забывать о своих родителях, или случай во Франции когда у матери отобрали сына за чрезмерную материнскую любовь и отдали мальчика другой женщине, или другие случаи когда отцы крадут у своих жен даже грудных детей и т.д. все, что написано в этом романе уже осуществлено. Вот мы цивилизовываемся, интересно кому это нужно? Олег 17 марта 2012, 18:57 Интересны комментарии, возмущающихся тем, что авторы сделали сравнительный анализ книги и нашей действительности. Позиция " Екатерины " и " Наталии " очень напоминает позу страуса прячущего голову в песок от надвигающейся опасности. Конечно же можно жить не вникая в происходящее, не осознавая его. Так, в принципе, и живет большинство людей в мире. Авторы не пугают, не страшат примерами, они, как профессиональные психологи раскрывают нам глаза на происходящее. Предупрежден - значит. вооружен. Силы зла боятся, когда в их темное царство проникает свет и показывает реальную картину действующего зла.

http://pravoslavie.ru/52206.html

L. Koehler et W. Baumgartner, Lexicon in Veteris Testamenti libros, Leiden, 1985, p. 444–445). Именно из такого понимания исходят наиболее авторитетные современные переводы; а если иметь в виду особую важность именно Книги Захарии для непосредственно предшествующего эпизода въезда в Иерусалим (см. выше к 11:9–10), понимание это представляется оправданным и в экзегетическом отношении. Ср. также: J. J. Petuchowski, Feiertage des Herrn. Die Welt der jьdischen Feste und Вгдцсне, Freiburg-Basel-Wien, 1984, S. 63. 11:17 Дом молитвы [...] притон разбойничий. Возможна арамейская игра созвучий: [цлута] «молитва», [листим] (от греч. ) «разбойники». 11:27. Первосвященники, книжники и старейшины. Встречающиеся в современной «гиперкритической» (около) научной литературе сомнения относительно возможности для первосвященника действовать совместно с (фарисейскими) книжниками и старейшинами (ср. Н. Macoby, The Myth-Maker: Paul and the Invention of Christianity, San Francisco, 1986, p. 8) исчерпывающе опровергаются свидетельствами источников, прежде всего Иосифа Флавия (Bell. II, 17, 3; Vita 5. 38–39 и др.). Ср. S. Mason, Flavius Josephus und das Neue Testament, Tьbingen-Basel, 2000, S. 199–200). 12:1–9 Виноградник – символ Израиля как Народа Божия. Этот образ развивается в ряде ветхозаветных текстов, например, в Пс. 79 /80: 9–16: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, изгнал народы, и укоренил ее, расчистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю; горы покрылись тенью ее, и ветви ее, как кедры Божьи. [...] Боже сил! Обратись же, призри с небес, и воззри, и посети виноград сей, охрани то, что насадила десница Твоя..». Но особенно важна для понимания нижеследующих слов Христа грозная притча о винограднике Ис 5:1–5 , имеющая своей темой недостоинство Народа Божия и возможность для него утратить свое избранничество: «У Возлюбленного моего был виноградник, на вершине утучненного холма. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные лозы виноградные, и построил башню посреди него, и выкопал в нем давильню, и ожидал, что принесет он гроздья добрые, – а тот принес дикие ягоды! И ныне, жители Иерусалима и мужи иудейские, рассудите Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

6:52–54 Ибо они не извлекли урока из того, что было с хлебами; сердца их были нечувствительны. И совершив переправу, они добрались до Геннисарета и пристали к берегу. И когда вышли они из лодки... Именно с этим местом Мк пытаются отождествить знаменитый кумранский фрагмент 7Q5 (J. O " Calaghan» Papiros neotestamentarios еп la cueva 7 de Qumran? Biblica 53, 1972, pp. 91–93; M. Bailet, Les manuscrits de la Grotte 7 de Qumran et le Nouveaux Testament, ibid., pp. 514–515; K. Aland, Neue neutestamentliche Papyri III, New Testament Studies 20, 1974, pp. 361–362, 375–376; C.P. Thiede, 7Q-Eine Rьckkehr zu den neutestamentlichen Papyrusfragmenten in der siebten Hцhle von Qumran, Biblica 65, 1984, pp. 538–539 – 66, 1985, p. 261; id., Die дlmesme Evangelien-Handschrift? Ein Qumran-Fragment wird enmschlьsselm, 4 Aufl., Wuppertal, 1994). Проблема в том, что степень, так сказать, фрагментарности фрагмента чрезвычайно велика: в нем отчетливо читается не более 20 букв. Попытки защитить идентификацию фрагмента основываются на нормах построения грекоязычной рукописи этого времени. Если принять эту идентификацию, датировка Мк должна быть перенесена на значительно более раннее время (не позднее 50 года). 6:56 Чтобы им дотронуться до кистей (το κρασπδου) плаща его. Ср. Чис 15:38–39 : «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих [...] и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни..».. Такого рода кисти ( [цицит]) на плаще навсегда вошли в употребление верующих евреев. Порицая книжников и фарисеев за склонность к тому, чтобы делать их чересчур заметными в качестве внешнего знака благочестия своего носителя ( Мт 23:5 ), Иисус Сам соблюдал благочестивый обычай (ср. Мт 14:36 и др.). 7:3–4 Дело в том, что фарисеи и вообще иудеи, держась предания древних, не едят, пока не омоют рук должным образом, и т.д. Разъяснение, очевидным образом реющее в виду нееврейского и также непалестинского читателя? Мысль о миссионерской интенции автора лишает убедительности попытки усмотреть в «дистанцированном» тоне этого места доказательство нееврейского происхождения автора (в качестве примера подобной попытки назовем Н. Conzelmann, A. Lindemann, Arbeitsbuch zum Neuen Testament, 9. Auflage, Tьbingen, 1988, S. 273). Запреты, о которых идет речь, весьма радикально сформулированы в Вавилонском Талмуде: Sotah 4b; Shabbath 62b.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

409 В Последовании погребения мирских человек стихиры подобны на целование 3-я, 4-я, 9-я, глас 2. 417 «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти»: 421 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь, s.v. πστασις; Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь, s.v. substantia. 440 «Щедрость дающего блаженнее, нежели скудость принимающего, особенно та щедрость, которая подает не из денег, сбереженных по неверию или безнадежности (на Промысл Божий), и не из сокровищ, скрытых по скупости, но происходит от плода собственного труда и благочестного пота», когда подающий «своим трудом не только удовлетворяет свои потребности, но с благочестивой заботливостью спешит приготовить еще, что подать бы нуждающемуся (это относится особенно к монахам)»; таковой «почитает Бога от своих праведных трудов, приносит Ему жертву от плодов своей правды» ( Иоанн Кассиан . К Кастору, 10, 19, со ссылкой на Деян.20:35 ). 442 Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена , изъясненная по святоотеческим толкованиям. М., 1993, с отсылкой к Евсевию, Златоусту и Исихию (репринт с изд.: Киев, 1882); далее цит. как: Зигабен с отсылкой на соотв. стих. 443 «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»: 444 Тканями. См., например: «Преславный же Девгений ...взя с собою драгоценныя порты и коня своего с звончатыми гусли и сяде на борзой свой фарь, и поеде с войском своим ко Стратигу царю» и др. (Девгениево деяние/Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981; Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»: В 6 вып. Сост. В.Л. Виноградова. М.-Л., 1965–1984. Вып. 1. А-Г. М.-Л., 1965. С. 60–61). 456 Бесами названы в церковнославянском переводе греческие δαιμνια, латинские daemonia. Зигабен (на данное место Псалтири) указывает: «Еллины называли их демонами, как сведущих, по их мнению, в добре, производя их имя от δαω, знаю. А мы, христиане, называем их демонами, как сведущих во зле. Таковы-то, говорит, бога язычников: а истинный Бог есть Тот, Который сотворил небеса, и не только небеса, но и все прочие твари». Русский перевод о бесах не упоминает, трактуя их в данном месте как «идолов». Но классические словари (см.: Вейсман Л.Д. Греческо-русский словарь, s.v. δαμον, Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь, s.v. daemon) согласно и совершенно недвусмысленно переводят и с греческого – «а) божество (доброе и злое), бог; b) вообще судьба (добрая и злая), особенно несчастье, гибель; с) низшее божество, нечто среднее между θες и ρως; d) в Новом Завете злой дух, бес, диавол», и с латыни – «1) демон, дух, гений (с иллюстрацией из Апулея: daemones sunt genere animalia, corpore aëria, tempore aeterna); 2) демон, злой дух, бес». Как же можно полагать «идолом» то, что имеет, по Апулею, «род животный, тело воздушное, а время [существования] вечное»?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

        Вот в таком обществе предлагали жить нам  доблестные руководители коммунизма. Интересно, что сам Маркс так характеризовал в «Святом семействе» коммунизм: «Этот коммунизм, отрицающий повсюду  личность человека, есть лишь последовательное выражение частной собственности, являющейся этим отрицанием».    «...он так переоценивает роль и господство  вещественной собственности, что он хочет уничтожить  все, что не может стать достоянием и  частной собственностью всех; он хочет  насильственным образом устранить таланты и т. д.».       «...наконец, это движение, стремящееся противопоставить частной собственности всеобщую частную собственность, выражается в совершенно животной форме, когда оно противопоставляет  браку (являющемуся, конечно, известной  формой исключительной частной собственности)  общность женщин, когда следовательно женщина становится у него общественной и низкой собственностью».       «Подобно тому как женщина покидает брак для царства всеобщей проституции, так и весь мир богатства, то есть предметной сущности человека, переходит из состояния исключительного брака с частным собственником ко всеобщей проституции с коллективностью».        Правда, следует оговориться, это ранний Маркс. Поздний уже выступает против частной собственности и подпишется под каждым положением «Коммунистического манифеста».          Коммунизм как явление мирвой истории выступает в ней в качестве болезни. Требование уничтожить человечскую личность: в этом суть социализма. И тот, кто не видит этого, либо круглый идиот, либо подлец с большой дороги. Коммунисты страшно не любят, когда им предлагаешь почитать «Скотный двор» и «1984» Дж. Орруэла. Они считают, что это пародия, но на самом деле – это реальная правда. Орруэл видел социалистов и их методы в Испании. Как и в России происходило уничтожение христианства. И в Испании, и в России происходили мучительные процессы, так схожие с теми, что происходили в страшную Гефсиманскую ночь.   Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его,  и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником.  

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/30/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010