Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Легенда о Четвертом Волхве Евангельское повествование о Рождестве Христовом вот уже две тысячи лет вдохновляет художников, поэтов, музыкантов создавать авторские произведения искусства, посвящённые главному событию истории человечества. Одним из центральных произведений в творчестве Эцарда Шапера является «Легенда о Четвертом Волхве», в которой четвёртым волхвом оказывается... русский князь! Прорываясь сквозь толщу времён, автор описывает путь христианина, следование за Христом даже до смерти. Перевод и контекстуализация — диакон Августин Соколовски. Статья Эцард Шапер – один из наиболее значимых христианских церковных писателей. Автор «Легенды о четвертом волхве», в которой описываются странствования русского князя, Эцард Шапер сам провел жизнь в вынужденных странствованиях и бесконечных переездах с места на место. Писатель родился в 1908 году в Острово (прусская провинция Позен, ныне Польша), умер – в 1984 г. в швейцарском Берне. Ему пришлось долгое время жить в Эстонии, затем в Финляндии, Швеции и, наконец, в Швейцарии. Дважды заочно приговоренный к смерти немецко-фашистским, а вскоре и советским военным судом, Эцард Шапер пересекал границы разных стран, находясь между жизнью и смертью. Его жизнь была как бы повторением слов святого апостола Павла: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (1 Кор.12, 9-10). Эцард Шапер – автор множества художественных произведений, романов, повестей и рассказов, в которых он смело выражает свою позицию писателя и христианина, призывает к следованию евангельским заповедям. Наибольшую известность принес писателю роман-дилогия «Разрушающаяся церковь» (1935) и «Последнее Рождество (1949), о жизни и трагической гибели православного священника отца Серафима и его общины, о новой надежде, рождающейся в Церкви страданием мучеников (1935).

http://bogoslov.ru/article/1365094

Скачать epub pdf Молодежный съезд в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, декабрь 1984 года, доклад протосингела Афанасия Евтича , профессора богословия Духовной академии в Белграде. Отец Афанасий в своих докладах часто упоминает своего духовного отца, архимандрита Иустина Поповича , а также митрополита Антония Храповицкого , бывшего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Мне бы хотелось вначале прочесть текст Послания Ефесянам ( Еф.3:14–19 ): «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». И заканчивает апостол Павел свою молитву: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» ( Еф.3:20–21 ). Там есть выражение «генерация» по-немецки, «во все генерации». Вот с этой молитвы я бы хотел начать слово о святых отцах. Разрешите мне сегодня говорить о святых отцах, а завтра уже об учении святых отцов. Они, как люди великие, а потом следует за этим их святое учение. Из этой молитвы апостола Павла, которая меня всегда глубоко впечатляла, видно, что от Бога Отца всякое отечество называется и на земле, и на небе. Бог есть Отец, и святой Василий Великий говорит между прочими отцами, что первое и подлинное настоящее Имя Бога нашего – это имя Отец. Первое имя Его не Творец, не Промыслитель, но Отец. И это Имя не только относится к нам, но, прежде всего, относится к Его Сыну, и Он – Отец Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Значит, Он Отец вечно. И по самому бытию Своему Он – Отец. Ибо наше название отцом даже своих родителей на земле или на небе, то отчество – имя, отчество мы получаем оттого, что Бог есть Отец. Это значит, что даже наши родственные связи и духовные связи со своими отцами, – потом будем объяснять, – происходят из Самого Имени Божия. И в этом, – что мы называем отцом своего родителя, или родителей, отца и мать, и своих духовных отцов, – мы уже исповедуем одну связь с Богом Отцом. Мы уже соотносим свои связи – родительские физические и родительские духовные – с Богом. Правда, почти все знаем, что Христос сказал: «Отцом себе не называйте никого на земле» ( Мф.23:9 ). Но именно этим Христос хотел сказать, чтобы все наши названия – или родителей отцом, или учителей своими отцами – были в связи с Богом как единым истинным подлинным Отцом. Можно даже сказать словами Христа: «Не называйте отцом никого на земле». Не запрещает называть отцом родителей как физических, так и духовных, а именно называть их в связи с этим, что Бог Единый и подлинный Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Слово на литургии в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне 20/7 мая 1984 г. «Ты еси Бог наш. Разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем...» Начиная с первого дня Св. Пасхи и кончая субботой пред праздником Пятидесятницы в православных храмах ежедневно звучит благовестие о первых временах бытия Церкви Христовой, – благовестие, которое содержится в книге Деяний Святых Апостолов. Сегодня апостольское чтение из этой книги повествует о событиях, с которыми связано самое наименование верующих во Христа Христианами. В городе Антиохии проповедь о Христе впервые была обращена к языческому населению. Имена тех пришельцев с острова Кипр и с берегов Северной Африки, которые были первыми благовестниками и языческой среде, нам неизвестны. Но Дееписатель говорит нам, что «была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» ( Деян. 11:21 ). Духовным окормлением и воспитанием этой новой паствы с большим усердием занимались святые апостолы Варнава и Павел. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» ( Деян. 11:26 ). В ближайшем и широком смысле слова христианами называют тех, кто принимают Евангелие Христово и стремятся быть последователями Христа в своей жизни. Однако история христианской религии показывает, что наряду с истинным учением о Христе существовали и ложные о Нем учения, что наряду с верными и всецело преданными Христу Его последователями нередко встречались христиане лишь по имени, но не по жизни. Именно по этой причине святые Апостолы, а после них многие святые Отцы и учители Церкви неоднократно и настойчиво увещевали верующих быть внимательными, испытывать «духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 ), а с другой стороны, проверять самих себя, свою собственную жизнь, следуя апостольскому совету: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте» ( 2Кор. 13:5 ). Каковы же те признаки, которыми отличается подлинный христианин? Какой должна быть жизнь, достойная называться христианской?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово на литургии в день памяти прп. Пимена Великого 9 сентября/27 августа 1984 г. Св. Апостол и евангелист Иоанн Богослов, ученик, «которого любил Иисус» ( Ин. 13:23 ), которого Церковь именует Апостолом любви, неоднократно говорит о любви Бога к созданному Им миру. " Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него« ( Ин. 3:16–17 ). Но у того же Апостола мы встречаем слова, где об отношении к миру говорится нечто иное и, на первый взгляд, даже нечто противоположное: »Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин. 2:15 ). Однако и здравый смысл и многовековый опыт Церкви, которая, будучи «не от мира», в то же время живет в мире и жертвенно служит делу спасения мира, уверяют нас в том, что в высказываниях Апостола о любви к миру и о том, что мир не следует любить, нет никакого противоречия. Все дело в том, что слово «мир» употреблено в них в двух различных значениях. В тех местах, где говорится о любви Божией к миру, под словом «мир» подразумевается человечество, т. е. совокупность разумных созданий Божиих, благостью Творца призванных к вечной жизни, но, по зависти диавола, отпавших от Бога чрез грехопадение и не способных собственными силами освободиться от мучительного рабства греху и возвратиться к чистому и безгрешному состоянию. Бог, как милосердный Отец, исполненный любви и сострадания к бедствующему падшему миру, делает все, чтобы спасти его. Благодаря искупительному подвигу Его Сына и благодатному воздействию Духа Святого в Церкви Христовой каждый человек доброй воли имеет возможность, чрез веру и подвиг любви, приобщиться к Божественной жизни, «войти в радость Господа своего» ( Мф. 25:21 ), наследовать Царство, уготованное праведным от создания мира (ст. 34). Там же, где заповедуется не любить мира и того, что в мире, под словом «мир» имеются в виду не сами люди, а то греховнее состояние человечества, которое оскверняет и отравляет земную жизнь, лишает ее высокого смысла как школы духовного воспитания и подготовки к будущей вечной жизни. Апостол характеризует это греховное состояние или «то, что в мире», как " похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» ( 1Ин. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

То место Писания, которое цитируется сегодня чаще всего - это тринадцатая глава Откровения. То место Апокалипсиса, где говорится о " печати антихриста " . Цитируется оно с тревогой: не о нас ли это пророчество... Да, оно - о нас. И именно потому в моем отношении к этой главе Откровения есть привкус радости. Ведь это пророчество говорит об отношении между антихристом и христианами. Значит, оно говорит не только об антихристе, но и о нас, о Церкви. Так вот, если увидеть в этом отрывке свидетельство о жизни и вере христиан последней поры, то появляется место для радости. Переместим этот текст из " антихристовой " перспективы в апологетическую. Апологетика поясняет, почему у православных христиан есть право верить, думать, действовать именно так, как мы верим, действуем и думаем. А среди тех реалий православной жизни, что вызывают наиболее жесткую критику со стороны - наше отношение к иконам. Именно эту грань нашей веры мы можем объяснить с помощью Апокалипсиса. Что мы знаем о цели антихриста? Мы знаем, что он придет, " чтобы прельстить, если возможно, и избранных " (Мф. 24,24). Языческий мир, поклоняющийся " духам " или же чисто земным ценностям, антихристу не надо завоевывать. Этот мир он попросту подберет под свою власть. Те, кто от мира сего, своим подчинением антихристу лишь открыто признают ту правду об истинном предмете своих верований и пристрастий, что и прежде в общем-то не была большим секретом. Но есть еще те, кого Христос избрал " от мира " . " Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир " (Ин 15,19). Вот эти, " избранные " , то есть отделенные и защищенные Христом люди и будут головной болью для антихриста. Ему нужна полнота власти. Значит, ему нужна власть не только над теми, кто " от мира " , но и над теми, кто просто " в мире " , власть не только над кошельками, деньгами и имуществом, но и власть над душами, над любовью и ненавистью людей. Так " Большому Брату " в романе Оруэлла " 1984 " недостаточно было лишь послушания, недостаточно было взаимного предательства людей, отречения от всех других привязанностей. Ему нужна была " любовь " тех, кого он пытал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/299/...

Закрыть Легенда о Четвертом Волхве 09.01.2011 1192 Время на чтение 41 минут Евангельское повествование о Рождестве Христовом вот уже две тысячи лет вдохновляет художников, поэтов, музыкантов создавать авторские произведения искусства, посвящённые главному событию истории человечества. Одним из центральных произведений в творчестве Эцарда Шапера является «Легенда о Четвертом Волхве», в которой четвёртым волхвом оказывается... русский князь! Прорываясь сквозь толщу времён, автор описывает путь христианина, следование за Христом даже до смерти. Перевод и контекстуализация - диакон Августин Соколовски. Эцард Шапер - один из наиболее значимых христианских церковных писателей. Автор «Легенды о четвертом волхве», в которой описываются странствования русского князя, Эцард Шапер сам провел жизнь в вынужденных странствованиях и бесконечных переездах с места на место. Писатель родился в 1908 году в Острово (прусская провинция Позен, ныне Польша), умер - в 1984 г. в швейцарском Берне. Ему пришлось долгое время жить в Эстонии, затем в Финляндии, Швеции и, наконец, в Швейцарии. Дважды заочно приговоренный к смерти немецко-фашистским, а вскоре и советским военным судом, Эцард Шапер пересекал границы разных стран, находясь между жизнью и смертью. Его жизнь была как бы повторением слов святого апостола Павла: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (1 Кор.12, 9-10). Эцард Шапер - автор множества художественных произведений, романов, повестей и рассказов, в которых он смело выражает свою позицию писателя и христианина, призывает к следованию евангельским заповедям. Наибольшую известность принес писателю роман-дилогия «Разрушающаяся церковь» (1935) и «Последнее Рождество (1949), о жизни и трагической гибели православного священника отца Серафима и его общины, о новой надежде, рождающейся в Церкви страданием мучеников (1935).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Исход: от ислама к православию Во славу Господа и Его Церкви Пролог …Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14–17). Я всегда Тебя любил! Иногда больше, иногда меньше, иногда со всем напряжением душевных сил, иногда — нет, иногда мучительно, иногда радостно, порой безумно, порой спокойно, но любил всегда, с тех самых пор, как Тебя узнал. Помнишь, как билось у меня сердце, когда я встречал Твое имя в персидских стихах? Хафиз  и Руми упоминают о множестве людей, но лишь при Твоем дивном Имени, Иисусе, душа моя трепетала от неведомой радости. Пусть тогда я не знал Тебя умом, пусть кривое зеркало исламской мистической литературы изображало Тебя обычным человеком, мое сердце различило в Тебе красоту, много выше человеческой. Было ли то наитие Святого Духа, или Твой образ во мне, поврежденный, но не уничтоженный, узнал свой прообраз, когда я увидел Твое благодатное имя? Или, может быть, сердце, намного опередив разум, узнало в Тебе своего Создателя? Знаю только, что я ликовал, видя Твое благословенное имя. Помнишь, в 1984 году, через пять лет после Исламской революции, я, тогда еще подросток, встречался с другом на площади Фирдоуси в Тегеране? Я пришел слишком рано и чтобы убить время, решил посидеть в кино и посмотреть фильм — все равно какой. Этим фильмом оказался «Иисус, сын Марии» — урезанная цензурой версия «Иисуса из Назарета» Франко Дзеффирелли! Помнишь, как я позабыл про весь мир, поглощенный Тобой, несмотря на то, что власти сознательно изуродовали эту ленту? Помнишь, как там, в Иране, я хотел пойти в церковь, и каким духовным огнем зажигалось мое сердце при виде Твоего храма? Помнишь, как в 1989 я впервые осмелился переступить порог церкви — католической, в центре Карачи — и как разочаровался, не найдя Тебя там? Я не знал, что Ты в своей безграничной любви хранишь меня для той благодати, которую дает истинно Твоя, Православная Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Ложь « Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына ». (1 Иоанна 2:22) В 1984 году Невзоров стал много времени уделять церкви и в этом же году он впервые появляется на телевидении. Он пел в церковном хоре, учился на богословских курсах, собирался даже принять постриг, внешне являлся человеком верующим, и своими пороками считал то, что «недостаточно часто бывал на исповеди и к причастию ходил редко». Но потом он совсем ушёл из церкви, но не сразу стал ярым богохульником. Вначале он начал постигать школу безответственной лжи. Зачем? Прежде всего для того что бы оправдать свою гордость, своё нежелание смирится с Божьими заповедями и, по ходу, самореализоваться. Человек неспособный искренне сказать «Господи помилуй!», вначале попытается убедить себя, в том, что его миловать не за что, а когда это не получается, он будет пытаться убедить себя и других в том, что «Бога нет, а все попы – воры». Уход из церкви он оправдывает, якобы, увиденной им мерзостью в православном храме. Очень удобная ложь. Она, как бы, снимает все вопросы и даже сподвигает посочувствовать потерпевшему. Надо сказать, что подобные штучки часто придумывали люди, взявшие на себя иноческий подвиг в монастыре, а потом, по маловерию, сбежавшими в «мир». Я слышал подобное не раз. Кстати никто из них не стал после этого нормальным человеком. Кто спился, кто сошёл с ума, а кто вскоре погиб. Александр Невзоров пока ещё живёт, но в отношении его психического здоровья есть масса вопросов… Диагноз « Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие » . (Екк 10:12,13) 27 июля 1991 г. ленинградская газета «Невское время» опубликовала, а «Независимая газета» перепечатала, выдержки из истории болезни Александра Глебовича Невзорова за 1975 год, связанной с прохождением им медицинской комиссии «в связи с сомнением в психической полноценности и решением вопроса о годности к военной службе».

http://ruskline.ru/analitika/2011/07/19/...

Общение с этими удивительными людьми осталось для меня самым светлым воспоминанием на всю жизнь. Размышляя о жизни этих людей, я был поражен тому свету и покою, какой исходил от них. А ведь жизнь их легкой не назовешь. Там были и тяжелый крестьянский труд, и коллективизация, и репрессии, и лагерь, и война, и оккупация. Батюшка показывал дом в деревне Чудские Заходы, где когда-то жила их семья и откуда они были выселены комиссарами в 1930-х годах. Возникает вопрос: смогли бы эти люди перенести все эти трудности без веры во Христа Спасителя? Думаю, что нет. Недаром старец Николай часто любил повторять народную пословицу: «Без Бога не до порога, а с Богом и за море можно». – Многим сложно смириться с тем, что придется терпеть трудности, быть исповедником веры. А некоторым и вовсе Господь уготовал мученический венец. – Да, мученический венец тяжел. Но это есть и участие в Славе Распятого и Воскресшего Иисуса Христа. И нужно еще заслужить такую честь. Истинно пострадать за Христа – это великая честь для каждого христианина. Неслучайно Сам Господь определил страдание за Него как блаженство. – Ваш пастырский совет: как относиться к несправедливостям и гонениям? – Конечно, по Священному Писанию. Давайте читать его не только глазами, но и повседневной нашей жизнью. Это, как показывает практика, возможно. Более того – необходимо, если мы хотим называться христианами по праву. Вспомним слова апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 18–21). Вот такой победы над злом я всем нам от сердца и желаю. Повторяю: победа возможна, не надо отчаиваться – Христос ведь за нас.   Достоевский Ф.М . Дневник писателя. 1881 г.//  Достоевский Ф.М . Полное собрание сочинений. Т. 27. Л., 1984. С. 85.

http://pravoslavie.ru/124178.html

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» ( Мф.23:25 ). Поэтому людям говорит Спаситель о том, что не нужно подражать книжникам и фарисеям, потому что они ведут себя неправильно. И поэтому недостойны Царства Небесного. Поэтому Спаситель и говорит людям о том, чтобы они не уподоблялись книжникам и фарисеям. «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ( Мф.5:20 ). Слово «праведность» – это свойство по значению прилагательного «праведный». Слово «праведный» обозначает «человека, который строго соблюдает правила религиозной морали, благочестивый; справедливый, правильный» (Словарь русского языка, под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1984. т. 3. С. 353). «Слово «превзойти» обозначает «оказаться выше, сильнее, значительнее в каком-нибудь отношении» (СП. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994. С. 568). Таким образом, Спаситель говорит о том, чтобы мораль, порядочность, справедливость людей стала выше, сильней, значительней ложной праведности фарисеев. Только тогда и можно будет людям войти в Царство Небесное. Потому что праведность фарисеев и книжников была показной и ложной, направленной на искажение Закона Божьего. Спаситель и говорит о том, что Царство Божье открывается лишь тем людям, которые живут честно и справедливо, соблюдая Законы Божьи, совершая добрые поступки. То есть ведут высоконравственный богоугодный образ жизни. Понятие невозможности войти в Царство Небесное употребляется в Библии как характеристика образа жизни, связанного с неискренним, лицемерным верованием в Бога. Таким людям Спаситель говорит «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). То есть Спаситель говорит о том, что люди, которые часто упоминают имя Бога, молятся Ему, но признают Бога только на словах, для вида, не войдут в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010