Иннокентий (Пустынский) Иннокентий (Пустынский Александр), архп. Туркестанский и Ташкентский (В обновленчестве митрополит Архангельский и Холмогорский. Родился в 1869 году. Уроженец Вологодской губернии. Окончил Вологодскую духовную семинарию. В 1893 году окончил Киевскую академию со степенью кандидата богословия, определён псаломщиком кафедрального собора в Сан-Франциско в Америке. В 1894 году пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. В 1895 году – помощник инспектора Новгородской духовной семинарии. В 1897 году – помощник инспектора Московской духовной академии. В 1898 году – и. д. инспектора той же академии. В 1899 году – член СПб. Дух. Ценз. Комитета в сане архимандрита. В 1900 году за свой труд «Пастырское богословие в России за XIX в.» получил степень магистра богословия и назначен ректором Тверской духовной семинарии. В начале 1903 года – наместник Московского Чудова монастыря. 14 дек. 1903 года хиротонисан в СПб во епископа Аляскинского, первого викария Северо-Американской епархии. Чин хиротонии совершали: митр. Московский Владимир, митр. Киевский Флавиан, архп. Казанский Димитрий, епископ Северо-Американский Тихон, еп. Тульский Питирим, еп. Волынский Антоний, еп. Якутский Никанор, еп. Гдовский Константин, еп. Нарвский Антоний и еп. Алавердский Евфимий. С 1 мая 1909 года – епископ Якутский и Вилюйский. 23 февраля 1912 года уволен от управления Якутской епархией. С 25 июня 1912 года – епископ Туркестанский и Ташкентский. С 1917 года кафедру из г. Верный перенёс в г. Ташкент. В 1918 году ко дню Св. Пасхи возведён в сан архиепископа. В марте 1923 года уволен на покой. В 1923 году уклонился в обновленчество и назначен архиепископом Курским и Обоянским. С 1924 года – митрополит Киевский и Галицкий. С 1929 года – митрополит Архангельский и Холмогорский. С 1934–1942 гг. жил в Алма-Ате на покое. Скончался в 1942 году в Алма-Ате, а по другим сведениям скончался в 1935 году. Архипастырь богомудрый. Имел много научных трудов, большой полиглот, блестящий проповедник, уставно и величественно служил. (Отзыв еп. Сергия).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Локти. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1812. Зимний придел - 1839; зимний храм с главным престолом окончен к 1865; Казанский придел устроен в 1891 . Адрес: Россия, Тюменская область, Ишимский район, д. Локти, ул. Центральная, д. 46 Координаты: 55.985422, 68.974792 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Строился храм на средства прихожан с 1812 г. Южный придел во имя святителя Иоанна Златоуста освящен в 1839 г., зимний храм с главным престолом окончен в 1865 г. В 1891 г. с северной стороны трапезной был устроен придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм представлял собой образец провинциального классицизма. Официально храм закрыт в 1941 г. В нем были устроены мастерская и гараж машинно-тракторной мастерской. С середины 1990-х гг. храм восстанавливался силами прихода Богоявленского собора г. Ишима. Для служб обустроен Иоанновский придел; внутренние помещения закрыты на консервацию. В 2008 г. храм передан Тобольско-Тюменской епархии и числится приписным к Никольской церкви города Ишима. Источник: Тобольско-Тюменская епархия   Каменный одноэтажный храм был заложен в 1809 году, строился на средства прихожан. Престол южного придела был освящен в 1839 году во имя святителя Иоанна Златоуста, главный престол храма - в 1865 году в честь Вознесения Господня. В 1891 году при трапезной был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм представлял собой образец провинциального классицизма. Не позднее 1897 года было открыто церковно-приходское попечительство. В начале 1910-х годов в состав прихода входили деревни Новолоктинская, Останина, Половникова, Ревягина. С 1893 года действовала церковно-приходская школа в селе, с 1896 года - школа грамоты (позднее церковно-приходская школа) в деревне Останиной, с 1899 года - школы грамоты в деревнях Новолоктинской и Ревягинской. Между 1903 и 1913 годами Локтинская, Ревягинская и Новолоктинская школы были закрыты. В 1914 году в приходе было учреждено общество трезвости.

http://sobory.ru/article/?object=25248

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла К. Де Боор. Фотография. Нач. XX в. [нем. de Boor] Карл Готхард (4.03.1848, Гамбург - 31.01.1923, Марбург), нем. историк, византинист, проф. ун-та в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), исследователь и издатель визант. текстов. Сын гамбургского адвоката Карла де Боора и Августы Шварце. После ранней смерти родителей 14-летний де Б. воспитывался в семье преподавателя в Ратцебурге (Германия). C 1868 г. изучал классическую филологию, археологию и историю в Боннском ун-те. В период франко-прусской войны 1870-1871 гг. воевал добровольцем и заслужил Железный крест за то, что в одном из сражений после гибели всех офицеров принял на себя командование и взял штурмом важную позицию неприятеля. После окончания войны де Б. продолжил обучение в Берлинском ун-те (осень 1871 - кон. 1872). По предложению своего учителя Т. Моммзена де Б. занялся изучением визант. рукописей. С этой целью он позднее предпринял ряд научных поездок в Великобританию (1874), Грецию (1876), Италию (1895/98), Испанию (1899) и работал там преимущественно в монастырских б-ках. В янв. 1873 г. защитил докт. диссертацию в Берлине. В июне 1879 г. начал работу в б-ке Берлинского ун-та, получив 8 месяцев спустя должность ассистента Королевской б-ки в Берлине. Моммзен дал ему рекомендацию на должность доцента. С мая 1886 г. хранитель в университетской б-ке Бонна. В том же году де Б. переехал в Бреслау, получил должность библиотекаря в местном университете, позднее - старшего библиотекаря. С 1897 г. профессор. В течение этих лет де Б. испытывал материальные затруднения, так что едва находил время для научных изысканий и был вынужден занимать адм. должности. Де Б. подготовил критические издания значительного числа важнейших исторических источников, в т. ч. Хроники Феофана Исповедника (нач. IX в.), Хронику Георгия Амартола (сер. IX в.), исторических сочинений Никифора I , патриарха К-польского (кон. VIII в.). Его исследования рукописной традиции этих и др. текстов, поднявшие сложнейшие вопросы визант. источниковедения и характеризующиеся превосходным знанием материала и методической строгостью, стимулировали дальнейшее развитие визант. филологии.

http://pravenc.ru/text/171529.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мч. Константин Минятов. Фотография. Нач. 10-х гг. ХХ в. Александрович Минятов (11.05.1874, Орёл - июнь 1918, Екатеринбургский у. Пермской губ.), мч. (пам. 16 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Род. в семье офицера, католика по вероисповеданию. Мать была православная, и К. крестили в Православии. Вскоре овдовев, мать К. вышла замуж за статского советника Рупасова, владельца имения. В 1883 г., после переезда семьи, К. поступил в Ташкентскую гимназию, затем продолжил обучение в Орловской гимназии, к-рую окончил в 1892 г. Поступил в С.-Петербургский ун-т, где учился на физико-математическом и на юридическом фак-тах. В 1893 г. К. был командирован С.-Петербургским об-вом естествоиспытателей на Соловецкую биологическую станцию, тогда же посетил с научными целями Германию, Данию, Швецию и Норвегию. В ун-те увлекся народническими социалистическими идеями. В 1894 г. К. был привлечен к следствию по делу «Партии народного права». В 1895 г. он был отчислен из С.-Петербургского ун-та за участие в студенческой агитации в пользу подачи петиции о пересмотре университетского устава. Продолжил обучение с осени 1895 по весну 1896 г. в Казанском ун-те. В 1895 г. полиция установила за ним негласный надзор. В 1896 г. К. отбыл в орловское имение, где занялся печатью брошюр и воззваний к московским рабочим. В нояб. 1897 г. выехал в Германию, посещал лекции в Берлинском ун-те. В 1899 г. был объявлен в России в розыск по делу «О московском рабочем союзе». Живя за границей, К. отошел от увлечения социалистическими идеями, стал регулярно посещать рус. посольскую церковь в Берлине, настоятелем к-рой был прот. Алексий Мальцев. Собираясь вернуться в Россию, в сент. 1900 г. К. отправил письмо товарищу министра внутренних дел кн. П. Д. Святополк-Мирскому с просьбой о смягчении приговора. Эта просьба была подкреплена ходатайствами обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева и прот. Алексия Мальцева. 22 сент. 1900 г. при въезде в Россию К. был арестован. Виновным в принадлежности к нелегальному объединению себя не признал и отказался давать показания против др. лиц, привлекавшихся по тому же делу. После допросов был освобожден. К. получил разрешение продолжить образование в Юрьевском ун-те (ныне Тартуский, Эстония). Окончив ун-т, в 1905 г. поселился в Москве, занял должность присяжного поверенного. Придерживался либеральных взглядов, был членом Конституционно-демократической партии.

http://pravenc.ru/text/1842048.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Политические процессы, массовые казни и ссылки БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953), сов. гос. и полит. деятель, организатор массов. репресс. 30-х-нач. 50-х гг. ХХ в. БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления» БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАЛЕРИАН Васильевич Новицкий (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРВАРА (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 1918), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Мамчин Валентин Михайлович; 1875 - 1938), прмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), архим. ВАРФОЛОМЕЙ (Ратных; 1894 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв., 19 нояб.- в Соборе Крымских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/121848_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Виноградский, прот. Фотография. 20-е гг. XX в. Васильевич Виноградский (3.09.1873, Москва - 15.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. После учебы в Волоколамском ДУ поступил в 1887 г. в МДС, которую окончил в 1894 г. С 1895 г. Н. работал учителем в Москве в церковноприходской школе Преображенского храма на Песках. В 1897 г. был рукоположен во иерея и назначен священником в Крестовоздвиженский храм погоста Дмитриевского, что в Кругу, Клинского у. Московской губ. (ныне с. Воздвиженское Клинского р-на Московской обл.). 10 нояб. 1899 г. Н. был назначен заведующим и законоучителем церковноприходской школы при храме Четырех святителей Московских Московского епархиального свечного завода с правом совершения богослужений в заводском храме. 29 мая 1901 г. переведен на должность священника Николаевской ц. с. Субботина Верейского у. Московской губ., с авг. 1902 г. также был законоучителем земской школы в соседнем с. Курневе. 30 нояб. 1905 г. назначен священником Троицкой ц. в с. Рюховском Волоколамского у. Московской губ. Кроме пастырского служения с 1906 г. исполнял обязанности законоучителя в Рюховском земском уч-ще и одноклассном министерском железнодорожном уч-ще на ст. Волоколамск. В 1909 г. награжден набедренником, в 1913 г.- фиолетовой скуфьей. В 1918 г. переехал в Волоколамск, где служил на одном из приходов. В 1924 г. был назначен священником Георгиевского храма с. Егорье (Георгиевский Погост; ныне Егорье Лотошинского р-на Московской обл.). В 1929 г. переведен в Георгиевскую ц. с. Лихачёва (ныне в черте г. Долгопрудного). С 1931 г. служил в Никольской ц. с. Федоскина (ныне городского окр. Мытищи). В мае 1937 г. назначен настоятелем храма арх. Михаила в с. Михайловском Рузского р-на Московской обл. К этому времени Н. был возведен в сан протоиерея. Рано овдовел, детей не имел. Вел монашеский образ жизни. 27 нояб. 1937 г. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе он отказался давать показания против др. лиц, отверг обвинения в контрреволюционной деятельности. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 5 дек. 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://pravenc.ru/text/2565686.html

Мценск. Церковь Воздвижения Креста Господня. Никитская, Мироносицкая церковь Карта и ближайшие объекты Расположена на углу при пересечении улиц К. Маркса и Пионерской (Б. Никитской и Староникитской) в юго-восточной части города. Крупный объем храма господствует над застройкой правобережья Зуши. Это один из лучших памятников классицизма в Орловской области. Предположительно, Никитский приход “повыше” Затинной (Вышезатинной) слободы существовал уже в XVI в. Впервые же деревянная Никитская (Мироносицкая) церковь упоминается в переписной книге г. Мценска 1625 г.: “Церковь Святых жен Мироносиц да Никиты святаго Мученика древеная клецки, а в них Божия милосердия образы месные, книги и ризы и колокола и всякое церковное строенья тое ж церкви попа Герасима”. В 1757 г. вместо обветшавшей деревянной церкви была выстроена каменная, но и она из-за близости к реке быстро обветшала. В начале XIX в. на средства купца Ивана Никитича Барыкова на новом месте, выше старого на квартал, началось строительство каменного храма, превосходившего по размерам все остальные церкви города и оконченного в 1818 г. Он имел три престола: главный холодный — Воздвижения Креста Господня, в теплой трапезной — во имя св. Жен-мироносиц (справа) и св. великомученика Никиты (слева). Благодаря богатому внутреннему убранству и значительной вместимости, превосходившей старый городской собор, Крестовоздвиженская церковь вплоть до 40-х гг. XIX в., когда был окончен новый собор во имя Св. Николая Чудотворца, выполняла функции соборной. 23-25 января 1826 г. в храме покоилось тело императора Александра I, которое везли из Таганрога в Санкт-Петербург. В память об этом событии членами царской фамилии храму было поднесено паникадило, а внутри церкви установлена памятная доска. В 1897 г. храм в последний раз капитально отремонтировали. С 1899 г. при нем начала функционировать церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном деревянном доме. Церковь закрыта в 1930 г. В годы войны авиабомбой были разрушены своды трапезной. В 1960 г. здание поставили на госохрану, что не помешало городским властям хлопотать о его сносе под предлогом ветхости. К счастью, храм удалось отстоять. 

http://sobory.ru/article/?object=02342

Н. А. Кривошеева. Биография архимандрита Феодосия (Алмазова) Архимандрит Феодосий (Алмазов) родился в семье священника с. Сырокоренские Липки Духовищинского уезда Смоленской губернии 21 мая 1870 г. и был наречен именем Константин. После окончания духовного училища юноша поступил в Смоленскую духовную семинарию, которую окончил в 1891 г. и вступил в должность смотрителя Смоленского архиерейского дома. Через год поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидат богословия в 1896 г. В том же году в Смоленском архиерейском доме пострижен в монашество с именем Феодосий, 14 сентября возведен в сан иеродиакона, а на следующий день – в иеромонаха в Донском ставропигиальном монастыре в Москве. Будучи соборным иеромонахом в Смоленском архиерейском доме, он был сверхштатным членом Смоленской духовной консистории. С 1897 г. началась его преподавательская деятельность в Воронежской духовной семинарии, в 1899 г. последовал перевод на должность инспектора Владимирской духовной семинарии, в 1900 г. – инспектора Волынской духовной семинарии, с 1902 г. – Новгородской духовной семинарии, в 1903 г. отец Феодосий становится ректором Минской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Вскоре следует назначение синодальным ризничим и настоятелем собора Двенадцати Апостолов в Московском Кремле. В 1904 г. архимандрит Феодосий назначается настоятелем Старорусского монастыря в Новгородской епархии. В 1910 г. он – преподаватель Курской духовной семинарии, а с 1912 г. – Каргопольского духовного училища, через год – Иркутской духовной семинарии, в 1914–1916 гг. преподавал в Астраханской духовной семинарии. В 1916 г. архимандрит Феодосий вступает в ведомство военного и морского духовенства и служит полковым священником в Царской армии до декабря 1917 г. В 1918 г. его впервые арестовывают в Петрограде и почти год держат в тюрьме на Гороховой улице. После выхода из заключения он служит настоятелем Ушаковской церкви в Петрограде, а с 1922 г. – настоятелем петроградской церкви Свт. Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Е. своеобразная и эффективная педагогическая система, сложившаяся в Казанской центральной крещено-татарской школе, основанная в первую очередь на авторитете руководителя и имевшая сходство с постановкой обучения в лучших мусульм. медресе, была заменена обычной классно-урочной системой. По наблюдениям педагогов и отзывам кряшен, в сохранении миссионерских и патриархальных традиций школы ведущую роль играла жена Е. Пелагея, к-рая в 1885-1913 гг. была учительницей жен. отд-ния и фактически руководила отд-нием. Е. пользовался авторитетом среди кряшен в основном не как администратор, а как регент и обладатель замечательного голоса. Его распевы без указания имени автора и в наст. время используются в церковных службах на татар. языке, бытуют среди кряшен как народные песни. Е. не вполне свободно владел рус. языком. После смерти Ильминского и прот. В. Тимофеева работа над переводом на татар. язык Свящ. Писания приостановилась, издавались в основном переводы Житий святых и назидательная лит-ра, над к-рыми Е. работал вместе с А. А. Воскресенским и Р. П. Даулеем . Были опубликованы переведенные ими книги «Целитель всемилостивый» (1896), «Небесная воевода русской земли» (1898), «Небесные споручники брачного союза» (1898), «Господь любит праведных» (1898), Житие свт. Николая Чудотворца (1898), «Русские первомученики» (1898), беседа на молитву «Царю Небесный» (1898), «Сказание о Смоленской иконе Божией Матери» (1898), «Церковное пение» (1898), «Равноапостольная мироносица» (1899), «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1900), Жития свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова (1903), прп. Серафима Саровского (1904), свт. Аверкия, еп. Иерапольского, царя и прор. Давида, свт. Петра мытаря, свт. Харитона, прп. Виссариона, прп. Серапиона, прп. Симона, Христа ради юродивого, прмч. Дамаскина, прмч. Илии Ардуниса, прмч. Никодима, прмч. Романа, прп. Исидоры, Христа ради юродивой, кнг. мц. Феодоры Владимирской, ап. Андрея Первозванного, мучеников Аврамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана Казанских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, мч. Маманта, мч. Фоки (1905), сборник рассказов из Житий святых для детей (1907), Жития первомч. Стефана (1908), равноапостольных Константина и Елены (1914). Те же авторы продолжили начатую Ильминским и прот. В. Тимофеевым работу по переводу на татар. язык молитв и богослужений: были опубликованы Великий канон прп. Андрея Критского (1897), последование ко Св. Причащению (1906), акафист иконе «Благовещение Пресв. Богородицы» (1910), молитва после сугубой ектении (1911). Также были изданы краткая церковная история, катехизические поучения на Символ веры (1907), «Беседы о силе крестного знамения», «Наставление крещеным татарам, колеблющимся в христианской вере» (1908), «Указание пути в Царствие Небесное» (1910), брошюры о Евангелии, о почитании икон (1911).

http://pravenc.ru/text/189535.html

Усть-Кишерть. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Первая церковь – деревянная – построена в 17 в. (в 1778 г. была ветхой). Взамен её сооружена Пророко-Ильинская деревянная (уже была в 1764 г.). В 1805 г. воздвигнута Покровская каменная. Освящена 30.09.1805 г. Строитель – мастер Комаров. Закрыта 22.12.1935 г. Е. Н. Шумилов. В соответствии с распоряжениями краевого правительства от 12.01.2011г в безвозмездную собственность Пермской епархии РПЦ будут переданы три здания: церковь Покрова и часовня в с.Усть-Кишерть, а также часовня в Чердынском районе. 1-этажная Церковь Покрова и часовня в Усть-Кишерти являются объектами культурного наследия регионального значения. Они безвозмездно передаются в собственность местной православной организации - Покровского прихода Пермской епархии РПЦ. Покровская церковь - первое каменное здание в селе Усть-Кишерть, построенное на средства прихожан в 1805 году. В церкви было три священника, дьякон и три псаломщика. В 1933 г. храм был закрыт, а колокольня разрушена. В 1941-1945 гг в церкви размещалась артель " Прогресс " по изготовлению железных печек, труб к ним и других изделий из железа на нужды Красной Армии. Потом многие годы здание церкви использовалось как склад райпотребсоюза, райпо. В 1991 году была восстановлена часовня. С 1992 года начала действовать и сама церковь. 13 октября 1992 года установлен крест на западной стороне, а в октябре 1996 года - на восточном куполе. Перед этим перекрыта новым железом крыша церкви. Покровская церковь - первое каменное здание в селе Усть-Кишерть. построенное на средства прихожан в 1805 году. В церкви было три священника, дьякон и три псаломщика. Дома для двух священников, двух псаломщиков и двух дьяконов построены на средства церкви в 1904, 1907 и 1916 годах. При церкви состояло усадебной земли вместе с погостом 2 десятины 20000 квадратных сажен, пахотной 72 десятины 1229 квадратных сажен и сенокосной 25 десятин 1141 квадратная сажень. Приход составлял 1105 дворов и 6360 человек, из которых мужчин 3116 человек. К приходу было приписано 14 семей: Усть-Кишерть - 2604, Пятково - 639, Низкое - 669, Шарашино - 200, Голдыри - 261, Лобанцы - 134, Капустино - 225, Желобята - 38, Кошевята - 55, Багили - 33, Камаи - 84, Гарино - 430, Седа - 290, Верх Седа - 688. В 1898 году Покровская церковь была в ведении Благочинного православных церквей в городе Кунгуре. В приходе имелось 9 школ: одна церковная, одна министерская и 7 земских. Церковная школа была открыта, в деревне Седа в 1888 году, министерская в селе Усть-Кишерть в 1897 году и называлась - низшая ремесленная школа. Земские школы открыты: в селе Усть-Кишерть в 1871 году, в деревне Низкое в 1899 году, в деревне Голдыри в 1898 году, в деревне Камаи в 1914 году, в деревне Пятково в 1911 году, в деревне Гарино в 1914 году, в деревне Капустино в 1916 году.

http://sobory.ru/article/?object=17419

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010