Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУЗЕ Пантелеймон Крестович [араб. Бандали ибн Салиба аль-Джаузи] (20.07.1870, Иерусалим - 20.01. 1942, Баку), историк, исламовед, миссионер. Род. в семье правосл. арабов, в детстве остался сиротой. Окончил гимназию Православного миссионерского общества в Назарете, переехал в Россию. В 1889-1892 гг. учился в Вифанской ДС, в 1892 г. поступил в МДА, в 1895 г. переведен в КазДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью кандидата богословия. Ж. остался в академии практикантом на кафедре араб. языка и обличения мухаммеданства до 1916 г., одновременно с 11 окт. 1899 до 1913 г. преподавал франц. язык. 6 мая 1899 г. утвержден в степени магистра богословия за продолжавшее канд. работу соч. «Мутазилиты: Догматико-историческое исследование в области ислама» (Каз., 1899). При обсуждении диссертации автора обвиняли в объективистском подходе, отсутствии критики ислама, нек-рые профессора академии выступили против присуждения магист. степени. 16 дек. 1899 г. Ж. принял присягу и стал российским подданным. За время службы в КазДА был командирован в Египет в 1897 и 1909-1910 гг. Одновременно в 1901-1903 гг. был преподавателем Казанских миссионерских курсов, с 1 окт. 1912 по февр. 1917 г.- цензором Казанского временного комитета по делам печати (цензурировал мусульм. книги и периодические издания), с 1 нояб. 1913 г.- штатным преподавателем французского языка в КазДС, в 1914-1917 гг.- военным цензором. В 1911 г. баллотировался на должность профессора кафедры арабского языка и обличения мухаммеданства, но проф. М. А. Машанов выступил против, обвинив Ж. в светском характере его научных интересов и нежелании заниматься противомусульм. полемикой; избрание не состоялось. Неудачно окончилась и попытка Ж. возглавить кафедру татар. языка и этнографии поволжских инородцев. На заседаниях совета КазДА его критиковали за активное участие в общественной жизни христиан Ближ. Востока, вмешательство в «борьбу партий» Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей. В результате Ж. уже в 1912 г. пытался уйти из академии, в июле был назначен инспектором народных уч-щ Екатеринославской губ., но отказался от назначения. Покинул КазДА в 1916 г. 20 апр. того же года, продолжая службу в семинарии, стал приват-доцентом юридического фак-та Казанского ун-та, читал курс мусульм. права. К нач. 1917 г. имел чин статского советника. Был награжден орденами св. Станислава 3-й степени, св. Анны 3-й степени, св. Владимира 4-й степени.

http://pravenc.ru/text/182347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БРАТСКОЕ СЛОВО» журнал, посвященный изучению и критике старообрядчества. Выходил в Москве в 1875-1876 гг. (4 раза в год), 1883-1899 гг. (в 1883-1896 - 2 раза в месяц, в июне и июле не издавался, в 1897-1899 ежемесячно, кроме июня и июля), 1906-1917 гг. (с 1906 по авг. 1916 - 2 раза в месяц, с сент. 1916 ежемесячно). В 1875-1876, 1883-1899 гг. редактором являлся проф. МДА Н. И. Субботин . В выпусках с 1906 по 2 за 1910 г. редактор не указан, с 3 за 1910 до 1913 г. редактором журнала являлся прот. И. А. Орфанитский, 1-2 за 1913 г.- С. П. Полиевктов и свящ. В. П. Цветков, с 3 за 1913 г. до прекращения издания - свящ. В. П. Цветков. Журнал издавался Братством св. Петра митрополита. В 1877-1882, 1900 - апр. 1906 г. Братство публиковало «Материалы для истории раскола за первое время его существования» и журнал не печатался. Первоначально «Б. с.» состоял из 3 разделов. В 1-м публиковались материалы, «служащие к разъяснению раскола в его истории, вероучении и жизни». Памятники, относящиеся как к ранней, так и к более поздним периодам истории старообрядчества, издавались в полном виде, с соблюдением особенностей правописания, сопровождались предисловиями и примечаниями, в отдельных случаях - литографированными фрагментами рукописей. 2-й разд. включал исследования, посвященные старообрядчеству, как исторического, так и догматико-полемического характера. В 3-м разд. («Смесь») публиковались рецензии, библиографические замечания, летопись старообрядческой жизни, основанная на материалах, полученных из разных регионов России, а также хроника деятельности Братства св. Петра митрополита. Возобновление журнала в 1883 г., по мнению редакции, было актуально в связи с обострившейся полемикой вокруг старообрядчества, к-рое, как считал Субботин, все более набирало силы и было «поставлено на пьедестал» российским об-вом. Одной из главнейших тем «Б. с.» в 80-90-х гг. XIX в. было исследование и обличение недавно возникшей Белокриницкой иерархии ; эта тема разрабатывалась преимущественно в работах Субботина и архим. Павла (Прусского) .

http://pravenc.ru/text/153355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ» журнал Московского психологического общества . Основан по инициативе председателя об-ва Н. Я. Грота, издавался в 1889-1918 гг. с периодичностью 4-6 книг в год, всего вышло 142 книги (последняя в 1918). Издателем журнала первоначально был А. А. Абрикосов, к-рый в 1893 г. передал его в собственность Московского психологического об-ва. Тираж - ок. 1200 экз. С 1898 г. на обложке «В. ф. и п.» появилась надпись: «При содействии Санкт-Петербургского философского общества», но это содействие было почти номинальным. В 1889-1893 гг. редактором журнала был Грот, в 1894-1895 гг.- Грот и Л. М. Лопатин , в 1896-1897 гг.- Лопатин и В. П. Преображенский. В 1898-1899 гг. на титуле журнала было написано: «Под редакцией В. П. Преображенского, при непосредственном содействии Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина и кн. С. Н. Трубецкого и при ближайшем участии В. А. Гольцева, В. Н. Ивановского, Н. А. Иванцова, С. С. Корсакова, А. А. Токарского, Н. А. Умова»; в 1900-1905 гг. журнал выходил «под редакцией кн. С. Н. Трубецкого и Л. М. Лопатина, при ближайшем участии В. А. Гольцева, В. Н. Ивановского, Н. А. Иванцова, А. А. Токарского, Н. А. Умова». В 1905-1918 гг. журнал редактировал Лопатин. В программной ст. «О задачах журнала» (1889. 1. С. XIX) Грот писал, что рус. философия, «философия спасения мира от зла, его нравственного совершенствования, не будет ли именно нашей особой философией. От самой красоты мы ждем «спасения», от истины - также», т. о., журнал имел нравственно-просветительскую и религиозно-философскую направленность. В той же книге помещен «Обзор статей философского содержания в русских духовных журналах за первую половину 1889 г.» иером. Антония (Храповицкого ; впосл. митрополит Киевский). В дальнейшем печатались обзоры журналов «Православное обозрение» , «Вера и разум» . Благодаря участию в издании таких философов, как Лопатин, Вл. С. Соловьёв , С. Н. Трубецкой и Е. Н. Трубецкой , «В. ф. и п.» стал первым «большим» философским журналом. В своих статьях эти авторы боролись с позитивизмом и материализмом. Лопатин опубликовал ст. «Теоретические основы сознательной нравственной жизни» (1890. Кн. 5) и мн. др., Соловьёв - «Красота в природе» (1889. Кн. 1), «Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы)» (1897. Кн. 38), С. Трубецкой - «О природе человеческого сознания» (1889. Кн. 1; 1890. Кн. 3; 1891. Кн. 6, 7), «Основания идеализма» (1896. Кн. 31-35), «Религиозный идеал евреев» (1898. Кн. 44), Е. Трубецкой - «Философия христианской теократии в V в. Миросозерцание блаженного Августина в его генезисе» (1891. Кн. 9, 10; 1892. Кн. 13, 14), «Смысл жизни (Теодицея)» (1918. Кн. 141/142).

http://pravenc.ru/text/155238.html

Осенью 1897 г. бывш. оперный певец Миролюбов, собиравшийся заняться издательской деятельностью, выкупил «Ж. д. в.» у Геника. Официально право на издание было передано преподавателю Театрального уч-ща П. В. Голяховскому. 2 сент. 1898 г. Миролюбов стал офиц. соиздателем журнала, а 25 февр. 1899 г.- его единственным владельцем, за Голяховским было сохранено право «совещательного голоса в делах редакции». Миролюбову удалось значительно повысить популярность издания, сделав его очень дешевым и ориентированным на широкие круги «провинциальной публики»: если к кон. 1896 г. тираж составлял 10 тыс. экз., а в сер. 1897 г.- 5 тыс., то в 1901 г. он достиг 78 тыс., в 1902-1904 гг.- 80-90 тыс. экз. Миролюбов реорганизовал издание: появился большой научный отдел, где печатались материалы по истории, этнографии, психологии, биологии, геологии, астрономии, был значительно расширен отдел библиографии. Постоянным разделом стала политическая хроника, содержавшая «иностранное обозрение» и «внутреннее обозрение». «Иностранное обозрение» до лета 1901 г. вел В. А. Поссе (под псевд. Вильде). С дек. 1901 по февр. 1902 г. отдел беллетристики возглавлял А. И. Куприн, участие в редакционной работе принимали публицисты Е. Н. Тарновский (1903) и М. А. Энгельгардт (1906). В «Ж. д. в.» стали сотрудничать педагог и психолог П. Ф. Каптерев , историки В. О. Ключевский , А. А. Кизеветтер , П. Н. Милюков , писатели и поэты А. П. Чехов , Л. Н. Андреев , А. К. Боане, Л. И. Андрусон, А. В. Амфитеатров , М. Горький , И. А. Бунин , Ю. К. Балтрушайтис, К. Д. Бальмонт , лит. критики А. Г. Горнфельд, Д. Н. Овсянико-Куликовский , Е. А. Соловьёв (под псевд. В. Мирский, Андреевич и др.). В нач. 1900-х гг. вокруг журнала сложился кружок во главе с Миролюбовым. В его состав входили М. П. Арцыбашев , В. В. Башкин, В. В. Муйжель, Скиталец, А. Н. Толстой, С. С. Юшкевич и др. По субботам участники кружка устраивали лит. чтения, а Миролюбов, «сам ничего не писавший, «учил» писать» ( Скиталец. Повести и рассказы. Восп. М., 1960. С. 444).

http://pravenc.ru/text/182363.html

Герасим Яред, митр. Селевкийский Герасим Яред († 12.09.1899, сел. Эль-Каръау, совр. Ливан), митр. Селевкийский (г. Захла; Антиохийский Патриархат), церковный деятель и писатель. Правосл. араб из Сирии. В молодости принял монашество. В 1865 г. приехал в Россию для продолжения образования. Окончил Московскую семинарию, СПбДА (1869). В 1869-1873 гг. преподавал в С.-Петербургской семинарии и СПбДА греч. язык и историю Византии. Опубликовал ряд трудов церковно-исторического, богословского и публицистического характера. В 1871 г. принял рус. подданство и был произведен в сан иерея. С 1876 г. архимандрит, ректор Псковской семинарии, с 1881 г. ректор Рижской семинарии. Из-за конфликта с архиеп. Рижским Филаретом подал в отставку и уехал в С.-Петербург. В это время там находился представитель Иерусалимского Патриархата в России митр. Никодим, только что избранный в сан патриарха Иерусалимского. Г. Я. стал его секретарем и вместе с Никодимом отбыл в Палестину. Он был первым из правосл. арабов, кто получил столь серьезное образование и играл заметную роль в церковно-общественной жизни России и Ближ. Востока. Судя по всему, российские дипломатические и церковные круги связывали с ним определенные надежды на усиление рус. влияния в странах правосл. Востока. В 1885 г. он сопровождал в Дамаск новоизбранного Антиохийского патриарха Герасима, остался в Сирии и был возведен в сан митрополита Селевкийского. После отставки патриарха Герасима в 1891 г., когда обострилась арабо-греч. борьба за замещение Антиохийского престола, Г. Я. сначала примыкал к араб. партии, но впосл. перешел на сторону греч. кандидата, митр. Спиридона, избранного в конечном счете на Антиохийскую кафедру. Спиридон ненадолго удержался у власти, в дек. 1897 г. он был низложен Синодом при поддержке араб. паствы и российской дипломатии. Последовал новый виток борьбы за Патриарший престол. Арабо-греч. противостояние, в к-рое были вовлечены остальные вост. патриархи, тур. власти и иностранные дипломаты, осложнялось соперничеством между арабами, Г. Я. и митр. Мелетием (Думани), претендовавшими на Патриаршество. Хотя Г. Я. имел немалые шансы на победу благодаря своей близости к рус. консулу в Дамаске А. П. Беляеву, 15 апр. 1899 г. антиохийский Синод избрал патриархом Мелетия. Османские власти по настоянию К-польского патриарха опротестовали результаты выборов и потребовали провести их вторично. В этот кульминационный момент борьбы Г. Я. скоропостижно скончался. По одной из версий, он был отравлен араб. националистами, стремившимися любой ценой положить конец распре между араб. митрополитами, гибельной для национального дела.

http://pravenc.ru/text/164641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВ Александр Александрович (22.09.1867, С.-Петербург - 30.05.1953, Вашингтон), византинист, арабист, исследователь истории Причерноморья, один из родоначальников научного византиноведения в США. Окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. Начав образование как арабист и тюрколог, по совету своего учителя востоковеда В. Р. Розена стал специализироваться по истории Византии под рук. В. Г. Васильевского . В 1897-1900 гг. был командирован в Париж в качестве стипендиата С.-Петербургского ун-та, был стажером Русского археологического института в К-поле (1899). В 1902 г. вместе с Н. Я. Марром посетил мон-рь вмц. Екатерины на Синае, изучая араб. и греч. рукописи. Защитив в 1902 г. докт. диссертацию, в 1903 г. работал в Италии. Проф. Юрьевского (Тартуского) ун-та (1904-1912), приват-доцент (1912-1917) и экстраординарный проф. (1917-1925) Петроградского ун-та, проф. и декан славяно-исторического фак-та 1-го Петроградского гос. педагогического ин-та, председатель РАИМК (1920-1925), чл.-кор. РАН (с 1919). Однако все возраставшая изолированность византиноведения в Сов. России от мировой науки, серьезные препятствия в проведении исследований, большие материальные трудности заставили В., оказавшегося в 1925 г. в командировке в Германии и Франции, переехать в США (1925-1928) и остаться за границей. Этому способствовали и идейные убеждения ученого, далекого от марксизма и не принявшего чуждый для него политический режим, а также его личные качества: любовь к путешествиям и перемене мест. Работая в Европе и Америке, В. стремился продолжать общение с коллегами в России, вел переписку и делал все возможное, чтобы не порывать связей с АН и ун-том, хотя с кон. 20-х гг. это стало практически невозможно для человека, причисленного к эмигрантам. В нач. 1926 г. по рекомендации друга В. акад. М. И. Ростовцева он стал проф. Висконсинского ун-та в Мадисоне (США), где проработал до 1938 г., сначала временно, затем в штате. Оставив ун-т по возрасту и уйдя на пенсию, В. успешно продолжал свои исследования и в 1944 г. был приглашен в центр византиноведения при Гарвардском ун-те Дамбартон-Окс в Вашингтоне в качестве старшего исследователя; с 1949 г. имел звание почетного исследователя.

http://pravenc.ru/text/149811.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИГУРУ [франц. Vigouroux] Фулькран Грегуар (13.02.1837, Нант - 21.02.1915, Париж), франц. католич. библеист-апологет. Богословское образование получил в семинарии в Бельмоне. После вступления в монашескую общину сульпициан посвящен в сан 21 дек. 1861 г. В 1862-1868 гг. В. был профессором философии в духовных семинариях Отёна и Иси. В 1868 г., после смерти А. М. Ле Хира, занял кафедру философии в семинарии св. Сульпиция (Париж). В 1890-1902 гг. возглавлял кафедру библеистики в Католическом ин-те в Париже, где он стал преемником П. Мартина. С 1902 г. занимал должность первого секретаря Папской библейской комиссии . В соч. «Библия и новые открытия в Палестине, Египте и Ассирии» (La Bible et les Découvertes modernes en Palestine, en Égypte et en Assyrie. P., 18844. 4 vol.) на основании обширного археологического материала В. защищал историчность ветхозаветных повествований. Исторической достоверности НЗ посвящена книга В. «Новый Завет и новые археологические открытия» (Le Nouveau Testament et les Décovertes archéologiques modernes. P., 1980), отдельные главы к-рой опубликованы А. П. Лопухиным в ж. «Странник» (1891. 1-9) и в кн. «Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Новый Завет» (СПб., 1895). Весь доступный на то время археологический материал учтен В. в «Библейском словаре» (Dictionnaire de la Bible. [Ed.]. P., 1895-1912. Suppl., 1928. 5 vol.). В. вел активную полемику с Э. Ренаном и др. представителями критической школы в библеистике. Опровержению рационалистических воззрений на Свящ. Писание посвящено исследование «Священные книги и рационалистическая критика» (Le livres Saints et la critique rationaliste. P., 1886-1891. 5 vol.). «Введение» в ВЗ (Manuel biblique ou cours d " Ecriture Sainte a l " usage des seminaires: Ancien Testament. P., 1879-1880, 190612) - главный труд В., выдержавший ряд переизданий и переведенный на мн. языки,- содержит анализ ветхозаветных книг в том порядке, как они расположены в Свящ. Писании. Первые 2 тома «Введения» были переведены на рус. язык (Руководство к чтению и изучению Библии. М., 1897-1899, 19162. Т. 1-2), текст был отредактирован переводчиком В. В. Воронцовым, к-рый, кроме того, переписал разделы «О богодухновенности» и «О каноне» Свящ. Писания в соответствии с правосл. учением, а также существенно переработал раздел, посвященный слав. переводам Библии. Ряд исправлений вызвал критику со стороны рецензентов (см.: Мышцын. С. 329). Издание дополнено подробной библиографией работ рус. библеистов (Там же. С. 293-326).

http://pravenc.ru/text/158400.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕЛЛИН [нем. Sellin] Эрнст Франц Макс (26.05.1867, Альт-Шверин - 1.01.1946, Эпихнеллен, близ Айзенаха), нем. протестант. библеист. Изучал богословие и древние вост. языки в ун-тах Ростока, Эрлангена и Лейпцига. После защиты диссертаций по морфологии евр. языка (Die verbal-nominale Doppelnatur der hebräischen Participien und Infinitive und ihre darauf bruhende Construction, 1889) и истории традиции псалмов (Disputatio de origine carminum, quae primus psalterii liber continet, 1890; опубл.: Erlangen; Lpz., 1892) преподавал в гимназии в Пархиме (ныне земля Мекленбург-Передняя Померания) (1891-1894), был репетитором (1894), приват-доцентом (1895) в Эрлангенском ун-те. С 1897 г. внештатный профессор Евангелического богословского фак-та в Вене, с 1899 г. профессор в Венском ун-те. З. был профессором в ун-тах Ростока (1908), Киля (1913), Берлина (с 1921 жил и преподавал в этом городе до увольнения на пенсию в 1935). З. принадлежат многочисленные публикации по истории Израиля и ветхозаветной лит-ры. Он первым среди нем. библеистов признал, что в работе необходимо использовать результаты археологических исследований Палестины (см. Археология библейская ). В 1901-1904 гг. при поддержке Австрийской имп. АН он возглавил экспедицию на Тель-Таанах в долине Изреель. Под патронатом нем. Восточного об-ва З. проводил раскопки Иерихона (1907-1909) и ветхозаветного Сихема (1913-1914; работы продолжались в 1926-1934). Он обращал первостепенное внимание на исследование архитектуры построек и фортификационных сооружений и не проводил необходимого анализа керамики. Было найдено 12 табличек с аккад. надписями (впосл. уничтожены во время бомбардировок Берлина). В работе «Введение в Ветхий Завет» (1910) ученый использовал метод лит. критики. Его книга о пророках (1912) содержит исследование истории их служения, описание представлений о мессианском времени, сравнение понятия о теофании в Библии и в ханаанской религ. традиции. З.- автор работ о Книге Иова (1919), о прор. Моисее (1922). В комментариях на книги малых пророков (1922) он критиковал распространенный в кон. XIX - нач. XX в. метод анализа пророческих текстов, при к-ром поздние добавления в библейский текст рассматривались как не имеющие ценности для понимания ветхозаветного пророчества.

http://pravenc.ru/text/199711.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН (Бессонов (Безсонов) Николай (Микола) Николаевич; 10.07.1868 (по др. данным, 1871), Могилёвская губ.- 1919, Одесса), бывш. еп. Енисейский и Красноярский. Из дворянской семьи. В 1891 г. окончил Константиновский межевой ин-т в Москве. В том же году поступил в МДА. 2 дек. 1892 г. пострижен в монашество с именем Никон. 13 дек. того же года рукоположен во диакона, 22 июля 1895 г.- во иерея. В том же году окончил МДА со званием кандидата богословия. Был назначен преподавателем гомилетики, литургики и пастырского практического руководства в Новгородскую ДС. С 1897 г. служил преподавателем философии, психологии, логики и дидактики в Могилёвской ДС. В окт. того же года назначен заведующим Бийским миссионерским катехизаторским училищем. В 1899 г. назначен ректором Благовещенской ДС с возведением в сан архимандрита. С 1901 г. ректор Иркутской ДС. Также в 1901-1903 гг. являлся цензором проповедей в Иркутске и с 1905 г.- редактором «Иркутских епархиальных ведомостей». 26 февр. 1906 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. 27 февр. 1909 г. назначен епископом Кременецким, 1-м викарием Волынской епархии. В 1912 г. избран членом Гос. думы 4-го созыва. На заседаниях в думе выступал за создание группы депутатов-клириков ( Фирсов. 2002. С. 388). Присоединился к фракции рус. националистов. 26 янв. 1913 г. назначен епископом Енисейским и Красноярским. Несмотря на то что, согласно синодальному постановлению, правящие архиереи не имели права быть членами Гос. думы, Н. сумел сохранить депутатское звание, но вышел из фракции националистов и стал беспартийным. В Енисейской епархии часто вступал в противоречия с енисейскими губернаторами И. И. Крафтом и Я. Г. Гололобовым, которые обвиняли его во вмешательстве в гражданские дела. Публиковал статьи в периодических печатных изданиях, высказывая свое мнение по вопросам внутренней политики. Неск. раз Синод требовал от Н. объяснений по поводу его публикаций.

http://pravenc.ru/text/2577541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в. Иван Иванович (25.01.1870, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 23.02.1931, г. Кириллов (совр. Вологодская обл.)?), историк. Из семьи священника, брат А. И. и В. И. Бриллиантовых. Окончил Кирилловское ДУ и Новгородскую ДС. С 1891 г. учился в СПбДА, после окончания к-рой оставлен на год профессорским стипендиатом, в 1895-1906 гг. служил помощником инспектора в СПбДА, с 1897 г. преподавал в Исидоровском жен. епархиальном уч-ще, с сент. 1915 г.- в Александро-Невском ДУ. Входил в комитет по восстановлению Ферапонтова Мартинианова Белозерского муж. мон-ря . Занимался историей Кириллова и Ферапонтова мон-рей, написал ряд статей и кн. «Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патриарха Никона» (1899). Одним из первых Б. предположил, что фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре принадлежат Дионисию (впосл. доказано К. К. Романовым и В. Т. Георгиевским ). В 1918 г. Б. уехал из Петрограда на родину в Цыпино, стал депутатом сельсовета. В 1919 г. работал в Кирилловском подотделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины, являлся членом комиссии по окончанию реставрации Ферапонтова мон-ря. В 1922 г. уволен из подотдела по сокращению штатов, работал в цыпинской крестьянской трудовой артели и преподавал в местной школе. Отрицательно относился к большевикам и «живоцерковникам» (обновленцам). 22 янв. 1931 г. арестован вместе со священниками Александром Фоминым, Михаилом Цветаевым и др. по обвинению в сопротивлении организации колхозов и «связях с чуждыми элементами», вскоре расстрелян. Арх.: РНБ ОР. Ф. 102. Оп. 1. Ед. хр. 190-193 [Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову]; Ед. хр. 362 [Канд. соч. «Анастасий, библиотекарь Римский». 1893-1894]. Соч.: К 500-летию основания Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//Рус. паломник. 1897. 30. С. 472-473; Пятисотлетие Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//ЦВ. 1897. 25. Стб. 814-816; Из Белозерска: (500-летний юбилей Кирилло-Белозерского первоклассного мон-ря)//Там же. 26. Стб. 835-837; Из Белозерска: (О закладке нового здания для духовного училища)//Новгородские ЕВ. 1897. 16. С. 1030-1032; Из недавней старины: Пасхальная дань архиерею и его свите в XVIII в.//Странник. 1898. Апр. C. 818-821; Патриарх Никон в заточении на Белеозере: Ист. очерк. СПб., 1899; Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патр. Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398-1898: С прил. очерка «Патриарх Никон в заточении на Белоозере». СПб., 1899. М., 1994п; Письма И. И. Бриллиантова к брату А. И. Бриллиантову в Петербург, 1919-1929//Памятники отечества. 1993. 3/4. C. 139-143; Чем хуже, тем лучше: Письма И. И. Бриллиантова 1919-1929 гг.//Лад. 1994. 8. С. 27-41; Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову, 1894-1929//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1997. Вып. 4.

http://pravenc.ru/text/153441.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010