Антонин (Грановский Александр), еп.Владимирский (обновл.митр. Московский) Родился 21 ноября 1865 года в Полтавской губернии. В 1891 окончил Киевскую духовную академию. В 1890 будучи в Академии был пострижен в монашество с именем Антонина, а по окончании – рукоположен во иеромонаха. Был назначен сначала помощником инспектора Киевской духовной академии, а затем смотрителем Московского Донского духовного училища. В 1893 переведен на должность смотрителя в Киево-Подольское духовное училище. В 1895 – инспектор Тульской семинарии. В 1897 – преподаватель Холмской семинарии. В 1898 – ректор Благовещенской (на Амуре) духовной семинарии, в сане архимандрита. В 1899 переведен, согласно прошению, на должность в С.-Петербургский Духовный Цензурный Комитет сначала младшим цензором, а затем старшим. 15 янв. 1903 утвержден в степени магистра богословия. 2 марта 1903 хиротонисан во епископа Нарвского, третьего викария С.-Петербургской епархии. Хиротония совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Антонием митрополитом С.-Петербургским при участии митрополита Московского Владимира, Преосвященного Владимира, епископа Владикавказского и целого ряда других иерархов. В 1904 ему присвоено наименование второго викария С.-Петербургской епархии, а в 1905 году – первого викария С.Петербургской епархии. В этом же году он состоял членом комиссии по выработке правил о свободе печати. В 1908, согласно прошению, уволен на покой по болезни, с назначением ему местопребывания в Сергиевой пустыни. Повлияло на увольнение также и сочувствие революционному движению 1905–1907 гг. 22 дек.1913 назначен епископом Владикавказским и Моздокским. 5 янв.1917 уволен на покой по болезни. Был членом Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. в Москве. Остался жить в Москве в Заиконоспасском монастыре без назначения. В 1922 уклонился в обновленческий раскол и был первым архиереем у обновленцев и вождем живоцерковников. Организовал в ближайшие месяцы церковную особую группу «Церковное Возрождение», но успеха она в Москве не имела и журнал этой группировки под тем же заглавием скоро перестал выходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Афанасий, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Иванов Алексей) Родился в 1746 году в Москве. Обучался в Московской духовной академии. 13 мая 1771 года пострижен в монашество. В 1774 году окончил курс академии и оставлен в ней учителем. С 1781 года – проповедник при академии. В 1782 году возведен в сан игумена Московского Покровского монастыря и определен на должность префекта бывшей при монастыре Крутицкой духовной семинарии. В 1784 году переведен префектом и профессором философии в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1786 году назначен ректором академии и возведен в сан архимандрита Заиконоспасского монастыря. 12 ноября 1788 года хиротонисан во епископа Коломенского. С 10 апреля 1799 года – епископ Воронежский. С 1 октября 1799 года – епископ Екатеринославский. 15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа. 18 августа 1805 года был назначен архиепископом Астраханским, но в самый день назначения скончался. Труды: Слова на торжественные дни и праздники. – М., 1787. Записки архиепископа Афанасия по Священному Писанию , где славянский перевод проверялся с греческим текстом и еврейским подлинником (хранились в рукописях). Переводы с латинского: Авл Геллий. Афинские или Аттические ночи: в 2 ч. – М., 1787. Апология Тертуллиана или защищение христиан против язычников. – М., 1802. Литература: Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 854–855. Русские книги. С биографическими данными об авторах и переводчиках (1708–1893): в 3 т./Под редакцией С. В. Венгерова. – СПб., 1897–1899. – С. 468. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1400. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 157. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 158, 210, 312, 487, 839, 1034. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 157.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Елец. Церковь Тихона Задонского при тюремном замке. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Тихоновская тюремная. Тюремная церковь во имя Тихона, Епископа Воронежскаго и Задонскаго, находится внутри здания тюремнаго замка. Устроена она в 1868 г. старанием Елецкого купца Михаила Михайлова Лаврова. Храм посвящен Свят. Тихону в память его любовнаго отношения к «несчастненьким узникам», которых он не раз посещал когда, живя на покое в г. Задонске, бывал в Ельце. Прихожанами храма являются одни заключенные, которых бывает от 100 до 130 чел. Для обучения и назидания узников здесь есть школа и установлены чтения. Имеются две библиотеки: учебная для школы и общая с религиозно-нравственными и популярно-научными книгами. В 1888 г., при еп. Симеоне, церковный иконостас перемещен с северной стороны на восточную, а в 1902 г., при еп. Иринее, вся внутренность храма обновлена и над ним устроен купол с крестом и изображениями святых на кровле. Капитал храма заключается в 700 р., хранящихся в Елецком Отделении Госуд. Банка. Храм посещали епископы: Макарий в 1872 и 1874 гг., Симеон в 1883 г., Мисаил в 1889 г., Митрофан в 1897 г. и Никанор в 1899 г.; губернаторы: генерал-лейтенант Бобарыкин в 1875 и 1879 гг., князь Дондуков-Корсаков в 1880 г., Шидловский в 1888 г., Евреинов в 1892 г., Неклюдов в 1893 г., Трубников в 1896 г. и Кристи 1902 г. Долгое время Тихоновская церковь, размещаясь на верхнем этаже тюремного замка, не имела церковного завершения на кровле здания. Лишь спустя почти полвека, «в 1902 г., при епископе Иринее, внутренность храма обновлена и над ним устроен купол с крестом» представляющий собой глухой четверик, установленный на крыше над центральной частью тюремного замка. Над четвериком размещался низкий восьмерик, увенчанный луковичной главкой на круглом барабане. Судя по фотографическому изображению нач. XX в., вся конструкция была деревянной, щедро украшенной резными полотенцами, причелинами, ширинками, городками, поясками и кокошниками в «ропетовском» стиле, характерном для конца XIX столетия. Вместо окон по сторонам света размещались нити с изображениями в них святых. Центральное место занимала икона святителя Тихона Задонского.

http://sobory.ru/article/?object=29988

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРГИН Вáргин Константин Константинович (15.05.1876, С.-Петербург - 31.05.1912, Москва), композитор, регент, педагог. Сын певчего Придворной певческой капеллы . До 1902 г. жизнь В. была связана с капеллой, где он начинал малолетним певчим (17 янв. 1886 - 1 нояб. 1889 г.); по окончании регентского класса (1894) был удостоен звания учителя церковного пения и теории музыки, а также аттестата регента 1-го разряда, выданного в 1902 г. за подписями С. В. Смоленского и Н. С. Кленовского . Здесь же, в капелле, В. преподавал фортепиано (1892-1902) и скрипку (1896-1902) в инструментальном классе и с 3 апр. 1897 г. по 2 янв. 1902 г. выполнял обязанности помощника учителя пения, дирижируя отд-нием певчих в «Большой церкви». Последние 10 лет жизни В. прошли в Москве. В 1902 г. он поступил учителем церковного пения в Филаретовское епархиальное уч-ще, затем преподавал церковное пение, дирижирование и фортепиано в регентских классах Б. В. Решке, открывшихся осенью 1906 г. Руководил московскими церковными хорами Г. Е. Захарченко (бывш. капелла С. П. Губонина) в 1906-1909 гг. и по назначению митр. Московского и Коломенского Владимира - митрополичьим Чудовским (с лета 1909 по весну 1911). Внимание В. как композитора духовной и светской музыки привлек обычный (московский) распев, который он использовал в своем творчестве. В 1910-1914 гг. Решке издал все 30 духовно-муз. сочинений В., за исключением «Боже, приидоша языцы» (опубл. в 1913 Юргенсоном). Мн. сочинения В. исполнялись в концертах, напр. хором в составе до 600 чел., созданным А. А. Архангельским . Большая часть сочинений написана для смешанного хора: Литургия св. Иоанна Златоуста (соч. 1907-1908), «Свете тихий» (1910 [здесь и далее в скобках указан год издания.- А. Н.]), «Помяни нас, Господи» обычного распева (1910), «Песнопения 1-й недели Великого поста обычного распева» (1910), «Песнопения Страстной седмицы Великого поста» обычного распева (1911), «Блажен муж» с посвящением московскому Чудовскому хору (1911), «Милость мира» 2 (1911), «Господи, воззвах» и «Бог Господь» 8 гласов, обычного распева в простейшей гармонии (1912), «От юности моея» для трио муж. голосов и смешанного хора (1912), «Постимся постом приятным» (вместо причастного стиха Великим постом) (1912), «Святейшая херувим» (вместо причастного стиха в богородичные праздники) (1912), «Милость мира» (на литургии свт. Василия Великого) (1912), «Плотию уснув» и «Да воскреснет Бог» (стихиры Пасхи, обычного распева в простейшей гармонизации) (1912), «Ныне отпущаеши» 2 (1913), великое славословие (1913), «Хвалите Господа с небес», соч. 1899 г. (1913), Херувимская Es-dur (1913), «Ныне силы небесныя» 1 (1913), Ирмосы богородичные (1914), Херувимская 2 E-dur (1914), «Тебе поем» 1 F-dur (1914), «Тебе поем» 2 Es- dur (1914).

http://pravenc.ru/text/154111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ Егений (Бережков), еп. Костромской и Галичский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Егений (Бережков), еп. Костромской и Галичский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Бережков Иван Николаевич; 15.03.1864, Владимирская губ.- 1922 (?)), еп. Костромской и Галичский. По окончании Владимирской ДС (1884) определен учителем начального уч-ща. 30 авг. 1887 г. рукоположен во диакона. В 1893 г. поступил в МДА, которую окончил в 1897 г. кандидатом богословия. 1 нояб. того же года принял монашество с именем Евгений, 9 нояб. рукоположен во иерея и назначен инспектором Владимирской ДС. В 1899 г. возведен в сан архимандрита, назначен ректором Владимирской ДС. 27 нояб. 1905 г. хиротонисан во епископа Сумского и назначен викарием Харьковской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Успенском соборе Харькова, возглавлял Харьковский архиеп. Арсений (Брянцев) , 22 мая 1909 г. Е. был назначен епископом Приамурским и Благовещенским. 29 июля прибыл в Благовещенск. В 1910 г. получил от Синода разрешение на открытие вблизи Хабаровска Тунгусского мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В том же году трудами Е. был открыт Благовещенский женский монастырь в честь Албазинской иконы Божией Матери (учрежден в 1908 по ходатайству еп. Владимира (Благоразумова) ). Всего за время управления Е. епархией было построено 20 храмов и получено разрешение на строительство еще 11 церквей, открыто ок. 50 церковноприходских школ. Был проведен ремонт зданий Благовещенской ДС, она была восстановлена в составе всех классов. В 1912 г. было открыто новое здание свечного завода. Ежегодно проводились епархиальные богословские чтения. Е. пользовался в епархии всеобщей любовью за сердечное человеческое внимание к пастве и клиру. 11 июля 1914 г. Е. был назначен епископом Костромским и Галичским. 16 сент. прибыл в Кострому. Архиерейское служение Е. на Костромской кафедре пришлось на первую мировую войну, и он принимал меры по созданию госпиталей для раненых, оказанию помощи беженцам и семьям фронтовиков.

http://pravenc.ru/text/186967.html

Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия 26 апреля 2017 года Сергий, Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич) Родился 11 (23) января 1867 г. в Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея Николая Страгородского. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 30 января 1890 г. на Валааме пострижен в монашество, 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 г. окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. 13 июня был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 г. назначен судовым священником на корабль «Память Азова». С декабря 1893 г. инспектор Московской духовной академии. 21 сентября 1894 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1897 г. вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. С июля 1899 г. ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, с январоя 1901 г. ректор Санкт-Петербургской духовной академии. 25 февраля 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию совершили митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Киевский Феогност (Лебедев), Московский Владимир (Богоявленский), архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский), епископы Кишиневский Иаков (Пятницкий), Борис (Плотников), Гдовский Вениамин (Муратовский), Нарвский Никон (Софийский) и Сарапульский Владимир (Благоразумов). С 6 октября 1905 г. — архиепископ Финляндский и Выборгский. Участник Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. С 10 августа 1917 г. — архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября того же года возведен в сан митрополита. В январе 1921 г. арестован и некоторое время находился в Бутырской тюрьме, на Пасху был освобожден. В соответствии с пунктом обвинения приговорен к ссылке в Нижний Новгород. С 18 марта 1924 г. — митрополит Нижегородский.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Владикавказ. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор (старый собор) /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Сейчас трудно сказать, чье имя носил первый храм. В делах соборного архива за 1806 год упоминалось о церкви во имя Иоанна Предтечи. Церковь была выстроена из турлука и обмазана глиной. В 1818 году вместо нее была сооружена деревянная Спасо-Преображенская церковь. Церковь принадлежала Владикавказскому гарнизонному полку, затем Кавказским линейным батальонам. Об этой церкви известно лишь наличие в ней очень хорошего письма иконостаса, приношения одной из царственных особ. В 1858-1859 гг. храм был расширен приделами на юг и север. В 1863 году церковь становится собором и переходит в собственность города Владикавказа. В 1885 году к ней был пристроен придел во имя Святого Николая Мирликийского, она получила статус Кафедрального собора, а через пять лет вместо деревянной постройки была воздвигнута каменная церковь. В 1897 году храм стал принадлежать Терскому казачьему войску, выполняя роль войскового собора. По инициативе Высокопреосвященного Павла, экзарха Грузии, при Спасо-Преображенском соборе в сентябре 1890 года было учреждено православное Братство Грузинского экзархата во имя Пресвятой Богородицы, покровительницы Грузии, с целью распространения и утверждения религиозно-нравственного просвещения, осуществления миссионерской деятельности среди сектантов и раскольников. Перед храмом находился сквер. В 1899 году к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина Городская Дума постановила: «Назвать именем Пушкина сквер против Старого собора». Этот сквер между Старым собором и Михайловской площадью был разбит давно. В центре его стояла красивая беседка в честь посещения Владикавказа Императором Александром III. В 1920-х годах беседку Александра III снесли, а Пушкинский сквер назвали сквером Красных пожарников. Правда, прежнее название вскоре вернули, но уже в 1930-х годах на месте сквера построили правительственное здание. В 1937 году, в год 100-летия со дня смерти известного поэта, из Москвы прибыл запрос - существует ли Пушкинский сквер. Спасо-Преображенский храм к этому времени был уже снесен, и местные власти снесли и кладбище в его ограде, в центр нового сквера поставили памятник поэту и сказали, что это и есть дореволюционный Пушкинский сквер.

http://sobory.ru/article/?object=42813

Гладковское. Церковь Николая Чудотворца (новая). Карта и ближайшие объекты Церковь в селе каменная, построена 1903 году прихожанами; в ней один престол во имя святителя и чудотворца Николая; в деревне Романовой находится часовня. В приходе деревни: Ершовка (1 вер.), Романова(12 вер.), Менщикова (18 вер.), Горький Лог (4 вер.). Всего в приходе 674 двора, прихожан: муж. пола 2381, женск. пола 2307. Церковной земли имеется: усадебной 5 дес., пахотной 55 дес., сенокосной 8 дес., земля находится в расстоянии 4 вер. от церкви. Штат: священник, диакон и псаломщик. Священник получает жалования 130 р., псаломщик 40 р. Кружечных доходов получается в год 530 р. Для священника и псаломщика имеются церковные дома, построенные прихожанами в 1897 и 1899 г.г. В селе имеется церковно-приходская школа, в дер. Горький Лог - министерская школа. Ближайшая церковь в селе Нижне-Алабугском (8 вер.). Расстояние церкви от Консистории 545 вер., от местного благочинного 25 вер., от уездного города 105 вер. Адрес: Нижне-Алабугское Волостное Правление Курганского уезда. Источник: Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года/Изд. Тобол. епарх. братства св. великом. Димитрия Солунского. Тобольск, 1913. Существует предание о том, что из деревни Камыши (ныне Куртамышского района) был изгнан Савушка Гладков за «волшебство». После долгих скитаний изгнанник обосновался на берегу речки Алабуги. Так было положено начало новому селению - сначала малолюдному, а с приходом в 1840-х гг. псковских переселенцев разросшемуся до большого селения. Гладковка входила в приход церкви Пресногорьковской крепости. В 1860 г. деревня Гладкова вошла в состав нового прихода строящейся Николаевской церкви села Нижне-Алабугского. Но, «смотря на охлаждение многих крестьян прочих селений на начатое строительство», в 1861 г. жители деревень Гладковской и Ершовской решили выстроить церковь в селении Гладковском с отчислением от Нижне-Алабугского прихода. 15 сентября 1861 г. Тобольской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на постройку деревянной однопрестольной церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая. Подряд на строительство, как самой церкви, так и иконостаса был заключен с крестьянином из поселенцев Ишимского уезда Степаном Крутовым.

http://sobory.ru/article/?object=48292

Дионисий, митрополит Киевский и Галицкий (Балабан-Тукальский) Происходил из древней русской дворянской фамилии. По окончании курса обучения в Киево-Могилянском коллегиуме пострижен в монашество. С 1650 года – епископ Холмский. С 1655 года – епископ Луцкий и Острожский. В 1657 году скончался Киевский митрополит Сильвестр. По желанию гетмана Ивана Выговского, 28 февраля 1658 года на Киевскую митрополию был назначен преосвященный Луцкий Дионисий. Утверждение в сане митрополита он получил не в Москве, а в Константинополе. Когда гетман изменил Москве и подписал договор о подчинении Польше, преосвященный Дионисий перешел на его сторону, хотя остальное малороссийское духовенство не сочувствовало этому. Московское правительство было возмущено поступком преосвященного Дионисия и, не признавая его, назначило в Киев своего местоблюстителя. Владыка Дионисий, в свою очередь, не признал назначенного местоблюстителя. Хотя в гражданских делах он подчинился Польше, но в вопросах духовных был ревностным поборником Православия. Он выступил противником междоусобных войн и даже грозил проклятием зачинщикам их. Из жизни митрополита Дионисия известен случай троекратного явления ему во сне преподобного Иова (28 августа/10 сентября и 28 октября/10 ноября), увещавшего митрополита открыть его (Иова) мощи. После тщательного исследования о жизни, деятельности и чудесных явлениях у гроба преподобного Иова 28 августа 1659 года были открыты его нетленные мощи. Скончался митрополит Дионисий 10 мая 1663 года. Погребен в Корсунском Онуфриевом Гуляницком монастыре. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 3. – С. 19, 102, 109. Эйнгорн В. О. Очерки по истории Малороссии в XVII в. – М.. 1899. Карпов Г. Ф. Киевская митрополия и московское правительство во время соединения Малороссии с Великой Россией 1654–1661 гг.: в 3 т. – М., 1871–1876, т. 2 (Дионисий Балабан, митрополит Киевский). Зверинский В. В. Материалы для Историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897. т. 2. 885. – С. 188, 189.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ерохина. Церковь Гавриила Архангела (единоверческая). Гаврило-Архангельская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Гавриила Архангела Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1887 и 1895. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Курганская область, Юргамышский район, д. Ерохина Координаты: 55.245502, 64.661675 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Деревня Ерохина расположена в З-х км юго-восточнее села Горохова на левом берегу реки Юргамыш. Она основана во второй половине XVIII века крестьянами переселенцами, в основном староверами-единоверцами. С 1887-1895гг. построена Гаврило-Архангельская единоверческая церковь. Из статьи С. Плотникова " Старообрядцы села Ерохина " : В 1887 году единоверцы д. Ерохиной начали строительство Гаврило-Архангельской церкви и завершили в 1895 году. Церковь была не достроена, но службы начались в ней с 1890 года. Первым священником был Пётр Вонифатиев Маркин (1890–декабрь 1894 гг.), с 6 июля 1892 года с ним начал служить псаломщиком Александр Попов; с 3 декабря 1894 года – священник Илья Инфантьев. При священнике Илье Инфантьеве псаломщиком был Филимон Ногин. В метрической книге Гаврило-Архангельской церкви имеется такая запись: «3 сентября 1895 года родилась Раиса, родители с. Ерохинского псаломщик Филимон Павлов Ногин и жена его Анастасия Александрова, оба единоверцы». Но в следующей записи за 1897 год отмечено, что Филимон Ногин и его жена православные. Псаломщики в церкви часто менялись: Антоний Бельков (13.02.1899–1.01.1901), Константин Страхов, Александр Попов (19.07.1902–13.09.1902), Владимир Дементьев (29.10.1903–16.11.1905), с 8.12.1906 – Леонтий Подгорбунский. Число родившихся в приходе постоянно увеличивалось, а по селу Ерохинскому – почти в два раза.

http://sobory.ru/article/?object=48365

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010