Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священноисп. Николай Лебедев, прот. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Васильевич Лебедев (1869, с. Бережай Бежецкого у. Тверской губ.- 1.09.1933, с. Керчёмья (ныне Керчомья) Усть-Куломского р-на Коми (Зырян) автономной обл.), священноисп. (пам. 19 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи рано умершего пономаря. Окончил Бежецкое ДУ, в 1893 г.- Тверскую ДС, обучался за казенный счет. 3 июля того же года определен псаломщиком к Богородице-Рождественской ц. в родном селе. 2 февр. 1894 г. был рукоположен во иерея к ц. Рождества Христова в с. Красный Холм Зубцовского у. Тверской губ., но вскоре переведен к ц. Казанской иконы Божией Матери в с. Власьеве Тверского у. и губ. С начала служения в Казанской ц. Н. много времени уделял воспитанию прихожан в духе правосл. нравственности, принимал деятельные меры по искоренению порока пьянства. 22 окт. 1897 г. им было открыто Об-во трезвости во имя Казанской иконы Божией Матери, утвержденное как официально действующее 28 янв. 1899 г. Впоследствии Н. писал в тюрьме об обстоятельствах своей жизни: «...на первом же году своего служения в приходе мне с громадными усилиями удалось построить во Власьеве земскую школу, потом добился закрытия кабаков и пивных, угрозой уйти даже из прихода добился приговора от крестьян на то, что и впредь кабаков и пивных у себя они не будут открывать... В 1904 г. мне удалось построить вторую образцовую земскую школу в дер. Большой Перемерке». В 1901 г. для страдающих от пьянства Н. устроил приют со столярной, шорной, сапожной, переплетной, швейной, кузнечной мастерскими; кто не работали в мастерских, занимались сельским хозяйством; нек-рые ухаживали за скотом. Одновременно в приюте проживали до 47 чел., работа в мастерских была сдельная, пациенты приюта получали готовый стол, одежду, обувь, а остальной заработок выдавался им при выходе из приюта. Цель приюта заключалась в том, чтобы дать возможность опустившимся людям освободиться от своего недуга и начать новую жизнь. Приют просуществовал 5 лет.

http://pravenc.ru/text/2565922.html

Справка Янышев Иоанн Леонтьевич (1826–1910) – известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Родился в семье диакона Калужской губернии, закончил Санкт- Петербургскую Духовную Академию в 1849 г., с 1850 был в Академии бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. определен священником православной церкви в Висбадене. В 1856 г. Янышев определен в Санкт-Петербургский университет профессором богословия и философии; в 1858 г. назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г. (в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В 1864 г. Янышев был приглашен в Копенгаген преподавать Закон Божий невесте наследника русского престола принцессе Дагмаре, впоследствии Императрице Марии Федоровне. С 1866 по 1883 гг. Янышев был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. Янышев был назначен духовником наследника престола Николая, заведующим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г. Янышев, по предоставлению Казанской духовной академии утвержден в степени доктора богословия. Янышев являлся одним из активных участников дела по старокатолическому вопросу. В 1874 г. Янышев был официальным представителем русской церкви на боннской конференции, в 1897 г. на четвертом интернациональном конгрессе старокатоликов. В 1890-е г. Янышев опубликовал ряд статей о старокатоличестве, об отношении старокатоликов к православию и пр. Принимал деятельное участие в работах Комиссии по старокатолическому вопросу. Был одним из главных деятелей Петербургского Общества Любителей Духовного Просвещения. В 1908 году император Николай II наградил И. Л. Янышева орденом Св. Андрея Первозванного. Состав фонда Архив И. Л. Янышева был выделен из состава архива Санкт-Петербургской Духовной Академии. В фонде представлены материалы, касающиеся, главным образом, старокатоличества: переписка Янышева с деятелями старокатолического движения в Швейцарии, Германии и др. странах, представителями англиканской церкви, деятелями Общества Любителей Духовного просвещения, печатные материалы по старокатоличеству. Особый интерес представляет переписка И. Л. Янышева с А. А. Киреевым, охватывающая 1870-е – 1900-е годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Алексей Ефимович Вандам - русский геополитик 18.03.2010 1146 Время на чтение 17 минут Полная биография этого человека, скорее всего, никогда не будет написана. В посвященных ему очерках И. Образцова, Н. Рутыча, Р. Абисогомяна, А. Репникова немало белых пятен1. Однако, благодаря работе исследователей, из забвения постепенно возвращается его имя и его труды2, и мы открываем для себя еще одного из основателей русской военно-геополитической школы3. А.Е. Вандам (настоящая фамилия - Едрыхин) родился 17 марта 1867 года в Минской губернии в многодетной солдатской семье. 24 декабря 18844 поступил вольноопределяющимся 3-го разряда в 120-й пехотный Серпуховский полк. В 1886 году - в Виленское пехотное юнкерское училище, которое окончил 7 августа 1888 г. по второму разряду. Выпущен подпрапорщиком, т.к. не смог сдать экзамен на офицерский чин, и направлен в 117-й пехотный Ярославский полк. Производится в подпоручики (30 апреля 1892; ст. 7 мая 1890). 30 апреля 1892 г. награжден медалью «За спасение погибающих» для ношения на груди на Владимирской ленте. Причина награждения неизвестна. Поручик (ст. 7 мая 1894). В 1897 поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. Окончил по 1-му разряду 2 класса академии в 1899 г. с исполнением письменной работы за дополнительный курс, но продолжать учебу не стал и вернулся в полк. 9 октября 1899 г. обращается с рапортом: «Желаю отправиться в Южную Африку, чтобы лично следить за ходом англо-трансваальской войны, и прошу ходатайства вашего превосходительства о скорейшем зачислении меня в запас армии с предоставлением права по возвращении с театра военных действий быть зачисленным снова в свой полк с зачетом в службу времени, проведенного в отсутствии, и в отпуске за это время содержания»5. 11 ноября 1899 г., в связи с отъездом в Трансвааль, зачислен в запас по армейской пехоте. 14 декабря 1899 г. прибыл в Южную Африку. Участвовал добровольцем в англо-бурской войне на стороне буров. Сотрудничал в качестве внештатного корреспондента в газете А.С. Суворина «Новое время», публикуя осенью 1899 - летом 1900 гг. под псевдонимом А. Вандам очерки с театра боевых действий. Одно из первых сообщений датировано 22 октября 1899, послано из Амстердама и опубликовано 7 ноября 1899; корреспонденция от 2 ноября 1899 отправлена из Парижа, далее два сообщения от 14 декабря прибыли из Южной Африки. Большая часть очерков опубликована с 4 мая по 5 июня 1900 г., уже после возвращения. В июле - августе газета помещает комментарии Вандама к чужим сообщениям с театра боевых действий6. По некоторым данным выполнял в ходе войны разведывательные функции. Исследователь И.В. Образцов полагает, что Вандам, получивший на свою поездку средства от великого князя Александра Михайловича, выполнял во время англо-бурского конфликта миссию «тайного военного агента России»7.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Константин Дмитриевич (3.06.1867, дер. Гумнищи Шуйского у. Владимирской губ.- 23.12.1942, Нуази-ле-Гран, близ Парижа), поэт, переводчик, эссеист, критик. Из дворянской семьи. До 7-го класса учился в гимназии в Шуе, в 1884 г. исключен за сочувствие народническим идеям, в 1886 г. окончил гимназию во Владимире. В 1885 г. в ж. «Живописное обозрение» опубликовал 3 стихотворения. В 1886 г. поступил на юридический фак-т Московского ун-та, в следующем году был исключен за участие в студенческих беспорядках; в 1888 г. возобновил учебу, но вскоре сам ушел по болезни. Активно занимался самообразованием, изучал иностранные языки. В 1887-1889 гг. переводил западноевроп. поэтов (Г. Гейне, А. Мюссе и др.), после путешествия по Скандинавским странам в 1892 г. занимался переводом Г. Ибсена, Г. Брандеса, Б. Бьёрнсона. В 1893-1899 гг. перевел и издал в 7 выпусках сочинения П. Шелли, в 1895 г.- 2 книги Э. По. В 1896-1897 гг. путешествовал по Зап. Европе, увлекся испан. культурой, переводил произведения П. Кальдерона , Лопе де Веги, Тирсо де Молины и др. В 1898-1901 гг. часто бывал в С.-Петербурге, общался с представителями «нового религиозного сознания» (Д. С. Мережковским , З. Н. Гиппиус и др.), остался равнодушен к их идеям (стихотворение «Далеким близким»). С 1900 г. примыкал к кружку московских символистов (В. Я. Брюсов , Ю. К. Балтрушайтис, С. А. Поляков и др.), активно сотрудничал с изд-вом «Скорпион» и ж. «Весы». В мае 1901 г. на 2 года лишен права проживать в столичных и университетских городах за публичное чтение антиправительственного стихотворения «Маленький султан». В 1902 г. уехал за границу, жил в основном в Париже, много путешествовал (в 1904 - по Швейцарии и Испании, в нач. 1905 - по Мексике и Калифорнии, юго-зап. части США). В дек. 1905 г. участвовал в революционных событиях в Москве; опасаясь возможного ареста, 31 дек. покинул Россию, с 1906 г. жил во Франции, много путешествовал (посетил Балеарские о-ва (1907) и Египет (1910), в 1912 совершил кругосветное путешествие). В 1913 и 1914 гг. после амнистии политических эмигрантов дважды приезжал в Россию. В июне 1915 г. вернулся на родину, в сент.-дек. совершил турне по стране, выступал с лекциями в Тифлисе и Кутаиси (читал отрывки из перевода на рус. язык поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). В мае 1916 г. путешествовал по Японии. Октябрьскую революцию 1917 г. не принял. В брошюре «Революционер я или нет» (1918) осудил революционные методы борьбы, поскольку «не революцией, а эволюцией жив мир», поэт, по мнению Б., «выше партий». В 1920 г. уехал в командировку за границу, на родину не вернулся, жил во Франции, с кон. 1936 г.- в Нуази-ле-Гран. Во 2-й пол. 20-х гг. совершил поездки в Литву, Польшу, Чехословакию, Югославию, Болгарию. С кон. 30-х гг. страдал психическим заболеванием. Умер в нищете от воспаления легких. Предсмертная исповедь Б., по свидетельству Б. К. Зайцева , произвела на священника большое впечатление силой покаяния. Похоронен на католич. кладбище в Нуази-ле-Гран.

http://pravenc.ru/text/77460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРЕНСКИЙ Владимир Александрович (13.12.1868, с. Куроедово Карсунского у. Симбирской губ.- после 1922), проф. КазДА. Сын священника, двоюродный брат председателя Временного правительства (1917) А. Ф. Керенского . В 1889 г. К. окончил Симбирскую ДС, в 1893 г.- КазДА, получил степень кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и получения степени магистра богословия без нового устного испытания, но по напечатании и защите сочинений. Оставлен под рук. проф. Н. Я. Беляева профессорским стипендиатом кафедры истории и разбора западных исповеданий (15 авг. 1893 - 15 авг. 1894); с 23 сент. 1894 г. преподаватель кафедры обличительного раскола Пензенской ДС, одновременно заведовал фундаментальной б-кой. 23 дек. 1894 г. утвержден в степени магистра богословия (дис. «Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедальном отношении»). С 11 мая 1895 г. доцент кафедры истории и обличения зап. исповеданий, с 26 июля 1902 г. экстраординарный профессор, с 1 мая 1903 г. статский советник. В 1897 г. К. была предоставлена годичная заграничная командировка с денежной субсидией в 600 р. В этот период он изучал новое лютеранство в Берлинском ун-те (посещал лекции протестантских профессоров А. фон Гарнака, Ю. Кафтана, О. Пфлейдерера), нем. старокатолицизм при Боннском ун-те и швейцар. старокатолицизм в Берне (слушал лекции профессоров-старокатоликов И. Лангена, Т. Вебера, И. Ф. Шульте, Э. Герцога, Э. Мишо и А. Тюрлингса). Присутствовал на IV Международном старокатолическом конгрессе (Вена, 1897). Кроме того, К. побывал за границей летом 1899 г. В 1898-1899 гг. по итогам командировок К. написал и опубликовал статьи «Старокатолический вопрос в новейшее время: (По поводу переговоров между русской и старокатолической комиссиями)», «Четвертый интернациональный старокатолический конгресс и его значение в истории старокатолического движения», «Три месяца в центре старокатолицизма (в Бонне и Берне)». В 1902 и 1904 гг. был на заседаниях V и VI старокатолических конгрессов. Научные работы К. этого времени посвящены изучению старокатолицизма и лютеранства. 17 марта 1904 г. Указом Святейшего Синода утвержден в степени доктора богословия (дис. «Школа ричлианского богословия в лютеранстве»), 9 марта 1905 г. назначен сверхштатным ординарным профессором, с 23 окт. штатный ординарный профессор. Для годичного акта КазДА 1905 г. К. подготовил речь «Армия спасения», но не зачитывал ее в связи с временным прекращением деятельности академии в период студенческих и революционных волнений. С 16 авг. 1911 г. ординарный профессор кафедры истории и обличения зап. исповеданий в связи с историей Зап. Церкви от 1054 г. до XX в. С 1913 г. преподавал историю Церкви (конспекты лекций были опубл. отдельным изданием), затем - историю религий на Казанских высших жен. курсах.

http://pravenc.ru/text/1684223.html

Степан (Стефан) Самойлович (20.01.1874, имение Каскевичи Ошмянского у. Виленской губ.- 9.08(6.07?).1923, Петроград), российский архит., работал в основном в С.-Петербурге. Род. в семье генерал-майора, происходившего из дворянского рода литов. татар. После ранней кончины отца мать К., урожденная Тольская, вышла замуж за полковника из рода Кричинских. По окончании реального уч-ща в Вильне К. в 1892 г. поступил в Ин-т гражданских инженеров в С.-Петербурге, в 1897 г. завершил обучение с отличием, получив право на чин 10-го класса. С 16 июля 1897 г. причислен к Мин-ву внутренних дел. С 1899 г. К. служил в Главном управлении неокладных сборов. С 1900 г. также архитектор, с 1914 г. главный архитектор управления Отдельного корпуса пограничной стражи (до 1917). Архитектор Дома милосердия (1907 - 10-е гг. XX в.). После 1917 г.- председатель технического комитета при Мин-ве народного просвещения. В 1916-1918 гг. в ведении К. находились вопросы курортного строительства на Кубани и Черноморском побережье Кавказа, в дальнейшем проектировал дома отдыха и санатории на курортах юга. В 1918 г. переехал на Кубань, где занимал должность профессора и декана архитектурного отд-ния строительного фак-та Кубанского (первоначально Северо-Кавказского) политехнического ин-та. При белогвардейской власти выступил с инициативой сооружения Дома просвещения в память освобождения Кубанского края. Вернулся в Петроград. В 1920-1921 гг. инженер технического отдела Народного комиссариата иностранных дел РСФСР, в связи с чем занимался реставрацией зданий нем. и швед. посольств и создал план реконструкции буддийского храма. C 1921 г. профессор (?) архитектурного фак-та Ин-та гражданских инженеров, где преподавал историю архитектуры. С 1922 г. начальник Архитектурно-строительного управления при Петроградском губ. отделе коммунального хозяйства, в ведении к-рого находились все архитекторы Петрограда, здесь создал проект законодательства о строительстве городов-садов (1922-1923). К. был действительным членом Об-ва гражданских инженеров и Петербургского (Петроградского) об-ва архитекторов, членом Об-ва возрождения художественной Руси. Он получил более 20 премий на конкурсах, проводившихся как в России, так и за рубежом. В разное время К. изучал памятники рус. зодчества Севера, Новгородской, Московской, Ярославской, Владимирской губерний, Донской обл., архитектуру Ср. Азии (Бухара и Самарканд), Европы (Италия, Германия, Швеция, Финляндия, Франция).

http://pravenc.ru/text/2462019.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИВАЯ СТАРИНА» ж. Отделения этнографии имп. Рус. географического об-ва (РГО), выходивший в 1890-1916 гг. в С.-Петербурге 4 раза в год (отдельные номера были сдвоенными). Решение об учреждении издания было принято 19 дек. 1889 г. Первым редактором журнала (1890-1905) был председатель Отд-ния этнографии РГО В. И. Ламанский , далее журнал редактировали Ф. И. Щербатский и Н. Н. Виноградов (1906-1907), Виноградов (с вып. 3 за 1907), Ламанский и А. Н. Самойлович (с вып. 2/3 за 1909), редколлегия (1911), С. Ф. Ольденбург , Э. К. Пекарский и Самойлович (1912), А. А. Шахматов и А. Д. Руднев (1913. Вып. 1/2), Н. Ф. Познанский и Пекарский (вып. 3/4), Шахматов и Пекарский (1914), Ольденбург, Пекарский и редколлегия (с 1915). «Ж. с.» и московский ж. «Этнографическое обозрение» были известными периодическими изданиями в стране, объединявшими специалистов в области этнографии и фольклора. Здесь печатались статьи А. Н. Веселовского , В. И. Срезневского , А. И. Соболевского , В. Н. Перетца , Ольденбурга, литературоведа и фольклориста П. К. Симони, слависта П. А. Ровинского, путешественника и этнографа Г. Н. Потанина, историка лит-ры и фольклориста Л. Н. Майкова и др. Однако основной круг авторов складывался из провинциальных корреспондентов РГО. В программной статье вып. 1 за 1890 г. журнал анонсировался как издание, «посвященное народоведению России и соплеменных ей стран», проблемам «антропологии, этнографии, исторической географии и этнологии России и соплеменных… народов» (1890. Вып. 1. С. III). Характерными для «Ж. с.» были статьи, в которых давалась этнографическая, экономическая и статистическая характеристика рус. населения определенного края: «Троичина Кадниковского уезда: Бытовой очерк» (1892. Вып. 2. С. 106-138), «Тавреньга Вельского уезда: Этнографический очерк» (1895. Вып. 2. С. 171-198; вып. 3/4. С. 359-375) А. А. Шустикова, «Деревня Будогоща и ее предания» Перетца (1894. Вып. 1. С. 3-18), «Поездка на Алтай: Описание поездки по Змеиногорскому округу Томской губернии Тюменского округа, Семипалатинской области, в январе и феврале месяцах 1897 года» (1897. Вып. 3/4. С. 267-293), «Усть-Ницынская слобода Тюменского уезда Тобольской губернии» (1898. Вып. 2. С. 125-157; Вып. 3/4. С. 320-328) Ф. К. Зобнина, «Сольвычегодский крестьянин, его обстановка, жизнь и деятельность» Н. А. Иваницкого (1898. Вып. 1. С. 3-74), «Домашний быт крестьян Левочской волости Боровичского уезда Новгородской губернии» М. А. Синозерского (1899. Вып. 4. С. 403-435), «О быте казаков Восточного Забайкалья» К. Д. Логиновского (1902. Вып. 2. С. 182-200) и др. Печатались статьи о русских поселениях в других странах (напр., Я. И. Смирнова «Из поездки по Малой Азии: У Некрасовцев на острове Мада, на Кейшеирском озере, Гамид-абадского санджака, Конийского вилайета» (1896. Вып. 1. С. 3-31)).

http://pravenc.ru/text/182245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Алексей Николаевич (19.03.1854, г. Наровчат Пензенской губ.- 9.02.1914, Москва), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению. Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1869 г. окончил Наровчатское уездное уч-ще и поступил на должность помощника учителя в Наровчатское приходское уч-ще. С 1871 г. был учителем в с. Рамзай Пензенского у. В том же году в Пензе начал преподавать пение в 4-м муж. городском начальном уч-ще, с 1885 г.- в 1-й жен. гимназии, с 1891 г.- в 3-м муж. городском начальном уч-ще. В этот же период преподавал пение в техническом железнодорожном уч-ще (5 лет), во 2-й муж. гимназии (5 лет), в землемерном уч-ще. В кон. 80-х - 1-й пол. 90-х гг. XIX в. был регентом местных церковных хоров; также дирижировал сводными городскими хорами учащихся общей численностью до 600 чел. В течение 25 лет читал лекции и проводил занятия с хорами на регентско-учительских и педагогических курсах в Киеве (1887, 1888, 1900), Инсаре (Пензенская губ.; 1889), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896), Чернигове (1897), Владикавказе и Туле (1898), Саратове и Обольянове (1899), Вятке (1903, 1904), Москве (1908, 1909), Херсоне (1909), Могилёве (1911), Курске (1912, 1913). На курсах К. занималось более 2 тыс. слушателей. В сер. 1900-х гг. переехал в Москву, был одним из организаторов и преподавателей Народной консерватории (с 1906). Заслуги К. как народного учителя были отмечены серебряной (1893) и золотой (1911) медалями, званием личного почетного гражданина г. Пензы (1895). В 1907 г. за многолетнюю педагогическую деятельность К. получил от Придворной певческой капеллы аттестат 1-го разряда на звание учителя церковного пения и теории музыки. Руководства и пособия К. по обучению пению были награждены большой золотой медалью Южнорусской областной выставки в г. Екатеринославе (1910). Деятельность К. была направлена на повсеместное распространение муз. грамотности и поднятие пения как школьного предмета до уровня др. общеобразовательных дисциплин. Более 20 методических работ К., в к-рых затронут весь спектр постановки хорового, гл. обр. церковного, пения, получили положительные отзывы в учительской среде, переиздавались большими тиражами.

http://pravenc.ru/text/1680991.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (10.08.1859, С.-Петербург - 15.01.1936, Ленинград), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон. Из дворян, владельцев Кыштымских горнопромышленных заводов на Урале, племянник писателя и лит. критика А. В. Дружинина. В 1879 г. поступил на физико-математический фак-т С.-Петербургского ун-та. В том же году перешел на историко-филологический фак-т, к-рый окончил со степенью кандидата в 1883 г. Был учеником профессоров Е. Е. Замысловского и К. Н. Бестужева-Рюмина, входил в «Кружок русских историков», членами к-рого являлись С. Ф. Платонов , А. С. Лаппо-Данилевский, Н. Д. Чечулин, Е. Ф. Шмурло, М. А. Дьяконов, И. А. Шляпкин и др., заседания кружка часто проходили в доме родителей Д. После окончания курса Д. был оставлен при ун-те для приготовления к профессорскому званию. В 1889 г. получил степень магистра рус. истории за дис. «Раскол на Дону в конце XVII в.» (изд.: СПб., 1889), был избран приват-доцентом С.-Петербургского ун-та. В 1886-1891 гг. служил внештатным сотрудником при Мин-ве внутренних дел по Департаменту духовных дел иностранных исповеданий. В дек. 1888 г. Д. был избран секретарем отд-ния рус. и слав. археологии имп. Русского археологического об-ва. В 1896 г. стал членом Археографической комиссии. В сент. 1897 г. был удостоен золотой Уваровской медали за рецензию на работу А. В. Краснова «Зыряне и св. Стефан, епископ Пермский». С 1899 г. являлся секретарем имп. Археографического об-ва, заведовал его б-кой, с 1914 г. почетный член Археологического ин-та. Д. также состоял действительным и почетным членом КДА, Русского географического об-ва, Русского военно-исторического об-ва, Русского технического об-ва, Уральского об-ва любителей естествознания, Тверской губ. ученой комиссии, входил в Комитет попечительства о рус. иконописи. Через посредничество гр. С. Д. Шереметева Д. обращался к имп. св. Николаю II Александровичу , добиваясь сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества, ок. 1912 г. составил записку «Об охранении разрушающихся церковных памятников».

http://pravenc.ru/text/180490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Г. Джанашвили. Фотография. 40-е гг. XX в. [груз. ] Моисей (Мосе) Георгиевич (19(31).03.1855, с. Кахи Закатальского окр. Тифлисской губ., ныне г. Гах, Азербайджан - 19.04.1934, Тифлис), груз. историк, филолог, педагог. Род. в бедной крестьянской семье. Отец Д. в юности находился на службе у султана Илису (территория совр. Гахского р-на Азербайджана, груз. историческая обл. Саингило), позже вместе с семьей перебрался в Тифлис, принял крещение, участвовал в миссионерских поездках в Саингило. Д. учился в приходской школе с. Кахи (1865-1868), затем в Закатальском ДУ (1868-1872) и Тифлисской ДС. С 1875 г. преподавал исторические и филологические дисциплины, в т. ч. в Тифлисском ДУ (1878-1901), жен. уч-ще св. Нины и 5-й жен. гимназии Тифлиса (1909-1917), Тифлисском политехническом ин-те (с 1920). Участвовал в разработке груз. учебников: в 1884 г. в Тифлисе был издан его учебник по истории Грузии, в 1906 г. вышла в свет «Грузинская грамматика», где значительное внимание уделялось этимологии груз. лексики с привлечением мегрело-сванских корней, а также синтаксису, грамматике и стилистике груз. стиха. С 1888 г. работал в Церковном музее Тифлиса (в 1898-1926 директор), в 1897 г. избран членом Тифлисского музейного комитета. Продолжал работу по изучению и описанию рукописей, начатую его предшественником Ф. Жордания . В рукописном фонде музея Д. обнаружил мн. произведения груз. оригинальной лит-ры. Он составил и выпустил (1898, 1899) 1-е каталоги рукописей и грамот музея с описанием 484 рукописей и 994 грамот. С 1902 по 1914 г. Д. и Жордания описали и издали каталоги всего рукописного фонда Церковного музея: в 2-томнике 1902 г. было описано 800 рукописей, в 3-м т. (1908) - 240, в каталоге 1914 г.- 68. В 1916 г. Д. опубликовал итоговую работу о содержании фондов музея. Д. занимался изучением сб. груз. летописей Картлис Цховреба (КЦ) и древней груз. историографией. 21 мая 1906 г. в тифлисском магазине торговца древними рукописями Г. Майсурадзе Д. обнаружил список КЦ XVIII в., ставший известным в научной лит-ре как «рукопись Джанашвили». Текст содержал историю Грузии XIV - нач. XVIII в., изложенную неск. авторами по заказу груз. царя Вахтанга VI Законодателя (джанишин Картли в 1703-1712, царь - в 1716-1724). Д. назвал хронику «Новая Картлис Цховреба», исследовал и опубликовал текст в своих «Трудах» (1907). В 1904 г. он издал «Географию Грузии» Вахушти Багратиони (Батонишвили), также входящую в свод КЦ.

http://pravenc.ru/text/171813.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010