Страна Великобритания Цитата «Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие» Тэги Человек и власть, сопротивление системе, маленький человек, эзопов язык, Россия на распутье 84. «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл Учебник жизни в переломные моменты истории Год 1936, перевод — 1982 Страна США Цитата «Не буду думать об этом сейчас. Подумаю об этом завтра» Тэги Россия на распутье, Россия, которую мы потеряли, настоящая романтика, прекрасное далеко, лабиринт чувств 85. «Алые паруса» Александр Грин Учебник романтики Год 1916–1922, издан в 1923-м Страна СССР Цитата «Море и любовь не терпят п­едантов» Тэги Прекрасное далеко, настоящая романтика, сказка 86. «Дары волхвов» О. Генри Учебник судьбы Год 1906, перевод — 1925 Страна США Цитата «Откуда напрашивается философский вывод, что жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают» Тэги Настоящая романтика, сказка 87. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигель де Сервантес Учебник доброй и умной иронии Год 1605 — первый том, 1615 — второй том; переводы — 1896 и 1954 Страна Испания Цитата «Сюда, сюда, отважные рыцари! — кричал он. — Пора вам выказать силу доблестных ваших дланей, не то придворные рыцари возьмут верх на турнире» Тэги Сказка, настоящая романтика, эзопов язык, прекрасное далеко, Россия, которую мы потеряли, инфантилизм 88. «Илиада» и «Одиссея» Гомер Учебник героического Год VIII век до н. э., переводы — с начала XIX века Страна Различные древнегреческие государства Цитата «Но не без дела погибну, во прах я паду не без славы;//Нечто великое сделаю, что и потомки услышат» Тэги Человек и Бог, человек и война, прекрасное далеко, настоящая романтика 89. «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо Учебник выживания и надежды Год 1719, первый перевод — 1762, современный — 1902 Страна Великобритания Цитата «Такова уж человеческая натура: мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не изведаем на опыте положения еще худшего, и никогда не ценим тех благ, какими обладаем, покуда не лишимся их»

http://pravmir.ru/genom-russkoj-dushi-10...

Закрыть Олимпиада фронтовиков Из истории Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки 26.09.2016 1423 Время на чтение 7 минут История Олимпийских игр насчитывает более двух тысячелетий. Первые игры состоялись в Древней Греции в 776 году до н.э. и регулярно проводились до 394 года н.э., прежде чем волевым решением императора Греции, были запрещены. Второе рождение Олимпийских игр состоялось в 1894 году, когда было принято решение об их проведении в 1896 году. За всю новейшую историю возрожденных Олимпийских игр, они не проводились трижды: в 1916, в 1940 и в 1944 годах - в период мировых войн. Первые послевоенные Игры состоялись в 1948 году в Лондоне. Спортсмены Советского Союза участия в них не принимали. Наша страна в это время залечивала послевоенные раны, поднималась из руин. При этом люди находили в себе силы и желание заниматься спортом. После тяжелого трудового дня фронтовики шли на стадионы, спортивные площадки и немногочисленные спортзалы. Во время различных состязаний трибуны всегда были заполнены до отказа. После одержанной победы над фашистской Германией руководство страны ожидало побед и на спортивных аренах. По этой причине вместо спортсменов на первую послевоенную Олимпиаду поехали наши спортивные специалисты, чтобы оценить уровень подготовки соперников и составить планы подготовки наших спортсменов. Олимпийские игры 1952 года в Хельсинки стали первыми для советских спортсменов спортивными соревнованиями такого масштаба. Эти Игры занимают особое место в истории нашего спорта еще и потому, что они пришлись на поколение, рождённое в 1920-26 годах, поколение, прошедшее дорогами войны, испытавшим все её тяготы и лишения. Для нас это была «Олимпиада фронтовиков», потому что костяк советской сборной составили фронтовики, блокадники, труженики тыла и даже бывшие узники концлагерей. Несмотря на это, советские спортсмены 22 раза поднимались на высшую ступень пьедестала, а всего советские спортсмены завоевали 71 медаль (30 серебряных и 19 бронзовых) и по медальному зачету стали вторыми из 69 стран - участниц Олимпиады.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/27/...

П. б. к. регулярно предоставляет Папскому престолу отчеты о результатах работы с указанием на то, что «должно быть принято в полной мере, требует дальнейшего изучения или может быть оставлено на усмотрение каждого» (Ibid. 40. 144). Обязательным стало регулярное проведение заседаний П. б. к. и публикация материалов этих заседаний. В 1909 г. был основан Папский библейский институт . Апостольским посланием «Scripturae Sanctae» от 23 февр. 1904 г. папа Римский Пий X (1903-1914) учредил ученые степени лиценциата и доктората в области библейского богословия (theologia biblica) и даровал П. б. к. право присваивать степени выпускникам Папского библейского ин-та (до 1916). Первым президентом П. б. к. был кард. Л. М. Парокки (1833-1903), секретарь Конгрегации римской и вселенской инквизиции (1896-1903). Важные адм. функции были возложены на секретарей П. б. к., обладавших широкими полномочиями. Идеологическое направление, избранное П. б. к. на заре ее существования, во многом определялось деятельностью 1-го секретаря комиссии Ф. Г. Вигуру . Будучи идейным противником франц. библеиста М. Ж. Лагранжа , он отстаивал историчность библейских повествований и являлся ревностным защитником консервативных взглядов в отношении интерпретации Свящ. Писания. С именем Вигуру связан 1-й период деятельности П. б. к., ознаменованный введением жестких ограничений на использование критической методологии в библейских исследованиях. 1-й этап (1902-1936): критика модернизма, период «ответов» С момента основания П. б. к. оказалась в центре антимодернистской полемики, что определило приоритетные направления работы комиссии на протяжении 30 лет. Папа Римский Пий X рескриптом «Praestantia Scripturae» от 18 нояб. 1907 г. указал П. б. к. на необходимость следовать антимодернистским предписаниям из ранее опубликованных документов: декрета верховной Конгрегации римской и вселенской инквизиции (впосл. верховная Конгрегация Sanctum Officium; ныне Конгрегация вероучения) «Lamentabili sane exitu» от 3 июля 1907 г. и папской энциклики «Pascendi Dominici gregis» от 8 сент. 1907 г. Исполнение декрета и энциклики стало обязательным, неисполнение каралось наказанием вплоть до отлучения от Церкви. В семинариях и религ. ин-тах деятельность профессоров и работы студентов попали под строгий надзор; была введена цензура научных публикаций. Одновременно активизировалась научная деятельность П. б. к.: папским декретом «Quoniam in re biblica» от 27 марта 1906 г. было введено специализированное изучение библейских дисциплин и языков в семинариях, указано на необходимость пересмотра текста Вульгаты на предмет текстологического обоснования его первоначальных вариантов чтения («Иеронимов текст») в наиболее древних кодексах. П. б. к. создала комиссию по пересмотру Вульгаты и поручила осуществление этого проекта ордену бенедиктинцев. Плодом этой работы стали изданные в 1926 и 1929 гг. первые 3 книги Пятикнижия. .

http://pravenc.ru/text/2578943.html

По благословению митрополита Московского Филарета в 1849 году работу по составлению описания славянских рукописей Синодальной библиотеки начали профессор Московской духовной академии протоиерей А. В. Горский (+ 1875) совместно с преподавателем Симбирской духовной семинарии К.И. Невоструевым (+ 1872). Этот труд, названный Российской императорской Академией наук гражданским подвигом, и до сих пор является образцом в деле описания памятников древней славянской письменности. Описание рукописей растянулось на целых 14 лет. Результатом такой долгой работы было появление в печати шести довольно объемистых томов, в которых были подробно описаны более 340 книг и рукописей. Первая книга «Описания» вышла в 1855 году. В этом первом томе рассмотрены все славяно-русские рукописи Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и, прежде всего, Библия архиепископа Новгородского Геннадия по спискам XV-XVII веков, а также отдельные списки XII-XVII веков Евангелия, Апостола, Псалтири, Пророчеств и так далее. Рассмотрены они в сравнении с печатными Библиями, начиная с Острожской 1581 года, и параллельно с библейскими греческими, латинскими и еврейскими текстами. Позднее над систематическим описанием славянских и греческих рукописей библиотеки потрудились еще такие видные знатоки, как архимандрит Савва (Тихомиров) (+ 1896), архимандрит Владимир (Филантропов) (+ 1916) и др. Национализация библиотеки в советский период В 1918 году библиотека (тогда снова называвшаяся Патриаршей) была национализирована. Рукописи и грамоты поступили в Государственный Исторический музей, где они составили Славянское и Греческое рукописные собрания. Печатные книги разошлись по разным библиотекам. В советское время уцелевшие в государственных библиотеках церковные книги чаще всего оставались недоступными широкому читателю. С церковными книгами в светских библиотеках всегда была проблема: что с ними делать? Нетрудно представить себе республиканскую или областную библиотеку того периода. Она оказывалась перед неразрешимой дилеммой: если сделать церковные книги общедоступными - можно получить взыскание по партийной линии; если уничтожить - можно также получить взыскание за порчу государственного имущества, хотя это было и менее опасно. Ситуацию обходили по-всякому: спецхраны, обмены, продажа за границу... В итоге очень многое исчезло бесследно. Если сказать конкретнее - значительная часть книг из академических и монастырских собраний дореволюционной России оказалась в частных руках. Многие издания со штампами учреждений Духовного ведомства оказались за пределами СССР. При содействии таких структур, как акционерное общество «Международная книга», созданное на основании декрета Совнаркома и получившее лицензию на деятельность от Наркомата внешней торговли в 1923 году, церковные книжные коллекции иногда целиком выставлялись на продажу и впоследствии обнаруживались в Европе. Так, например, была укомплектована библиотека Папского Восточного института в Риме.

http://drevo-info.ru/articles/6776.html

Книжка Шестакова даже не мозаика, а костюм, сшитый из лоскутков – сплошная заплата. Как сочетать Маркса, Грозного и Пугачева, Сталин и сам не знает. Он неуклюже топчется в новой для него области. Временами он делает открытия – Александр Невский, прогрессивное значение христианства. Но так как эти открытия случайны и бессвязны, и пришиваются эти лоскуты к основному – не марксистскому, но бакунинскому – красному пиджаку, то получается безвкусный и даже шутовской наряд. Учебник Шестакова отражает бесстильность настоящего дня русской культуры. В том состоянии рабства, в котором она находится, всякая независимая мысль, научная, патриотическая, революционная – заранее исключается в необходимом деле построения национально-исторического синтеза. В России думать разрешено одному Сталину. К сожалению, мысль Сталина ворочается с тяжестью мельничных жерновов. Не сомневаюсь, что опыт Шестакова (Сталин 1937 года) скоро будет объявлен вредительским. Но когда еще новый синтез найдет свое выражение! И даже оформленный, он сулит мало радости нам и России. В сущности дело идет только о том, чтобы из триады национальных героев окончательно исключить Маркса и потеснить Пугачева в пользу Грозного. На большее в царствование Иосифа Джугашвили рассчитывать не приходится. 1 Шестаков Андрей Васильевич (1877–1941) – советский историк, специалист по аграрной истории России. Профессор (1935), д-р ист. наук (1937), член-корреспондент АН СССР (1939). 2 Жданов Андрей Александрович (1896–1948) – государственный и партийный деятель СССР 1930–1940-х гг. 3 Датов Сарымани – скорее всего, речь идет о Срыме Датове, предводитель восстания в Казахстане в 1783–97 годах. Иманов Амангельды Удербайулы (1873–1919) – руководитель народного восстания 1916 года против царизма и активный участник установления Советской власти в Казахстане. Читать далее Источник: Собрание сочинений : в 12 томах/Г. П. Федотов ; [сост., примеч., вступ. ст.: С. С. Бычков]. - Москва : Мартис : SAM and SAM, 1996-./Т. 7: Статьи из журналов " Новая Россия " , " Новый Град " , " Современные записки " , " Православное дело " , из альманаха " Круг " , " Владимирского сборника " .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Автором проекта был инженер П. Ф. Горбачёв из Ростова-на-Дону, строительством руководил берлинский архит. А. Вихман. 26 нояб. 1896 г. состоялось освящение Братского дома. В здании разместились типография, мастерские (столярная, слесарная, переплетная; изготавливались свечи для рус. храмов в Германии, Австрии, Дании, Швеции), где работали русские, небольшая бесплатная гостиница для молодых ученых из России, квартиры (на 3-м этаже с сент. 1897 жил М.). Здесь устраивались рождественские елки и др. праздники, чаепития, беседы о трезвости. Бедным безвозмездно предоставляли средства для возвращения на родину (до 50 марок), выплачивали ежемесячные пособия (от 5 до 20 марок), раздавали одежду, обувь, школьные и учебные принадлежности; помогали с оформлением документов, решали спорные вопросы с нем. работодателями, для больных приглашали врачей. Напр., в 1900 г. трудовой помощью братства воспользовались 137 чел. «Всех приютить, успокоить, приискать дело, всячески помочь - вот что ставил своей прямой задачей Алексей Петрович» (Христианская мысль. К., 1916. 12. С. 65). В здании находились также исторический музей и Русская бесплатная б-ка с каталогами и читальней для рабочих, занимавшей половину дома в саду. Фонды б-ки насчитывали свыше 3 тыс. томов и ок. 50 рукописей, включали периодические издания, труды отечественных и зарубежных богословов, философов и историков. М. пожертвовал б-ке свое личное собрание книг, была приобретена б-ка богослова Н. П. Аксакова , мн. исторические издания были переданы в дар бароном А. Е. Врангелем, кнг. В. Ю. Трубецкой и российскими дипломатами. Русский исторический музей за границей, занимавший 2 комнаты, состоял из 14 витрин и имел более чем 2 тыс. картин и гравюр, посвященных истории Православия и рус. присутствию в Европе. Предметы правосл. быта в значительной степени были собраны М. у старообрядцев и особенно у единоверцев из Вост. Пруссии. Они передали М. листы Следованной Псалтири, святцы, медные литые кресты, образки и складни, вериги и др.

http://pravenc.ru/text/2561766.html

При этом Глубоковский замечал: «Многое в этом роде воскресает пред умственным взором и однако вовсе не вызывает ожесточенных чувств. Скорее – напротив... За внешнею грубостью педагогической некультурности всюду видятся живые люди, а не машинные и показные чиновники по воспитательной части, какие фабрикуются ныне. Эти люди действительно болели школьными интересами и самою резкостью приемов обнаруживали страстную преданность заведению. Последнее было собственно большою семьей, где каждый знал все и обо всем до того, что члены одной многочисленной сиротской семьи всем известны были по переходившим преемственно парадным «пальтам» из «чертовой кожи» 175 (...). Здесь просто дух не имел приличной формы, а это, конечно, лучше обратного, как свидетельствуется ревизором даже в 1896 г. Обучение было тоже не хитростное, но с обеих сторон оно велось не для отметок, но для развития и для знания. Это было главным, а не программы, которыми, конечно, не предусмотрены были великие труды преподавателя русского языка по таким предметам, как минералогия, ботаника (составление гербариев) и многое другое. В общем, нужно сказать, что из Никольского училища выходили и знающими, и развитыми (...) было бы несправедливо умолчать, что в семинарии знания иногда не увеличивались, а даже растрачивались и забывались, так что и в академии чаще вспоминалось училище» 176 . По случаю 75-летия со дня основания Никольского училища Глубоковский поместил небольшую заметку, предложив основать при училище общество вспомоществования бедным воспитанникам 177 . В 1904 г. при училище было основано Александро-Невское братство. 9 марта 1909 г. Глубоковский избран почетным членом этого братства и затем утвержден епископом Великоустюжским Алексием (Бельковским) 178 . 21 октября 1916 г., поздравляя с очередным юбилеем, правление Александро-Невского братства выражало Глубоковскому благодарность за «помощь и не малую» родному училищу, высказывая при этом убеждение, что юбилей Глубоковского – событие в жизни «всей мыслящей России» 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Лука на это ничего не ответил, попрощался и ушел. Сообщая о вышеизложенной беседе с архиепископом Лукой, прошу Вашего указания, как поступить с проведением в жизнь решения Совета от 25 сентября, протокол 33, о слиянии приходов, вследствие того, что архиепископ Лука категорически отказался давать какие-либо указания по данному вопросу. О его заявлении, сделанном мне, что он не будет меня посещать вследствие якобы моего «грубого» с ним разговора, считаю необходимым сообщить следующее: Лука всем и всюду, всегда подчеркивает о своих заслугах, как перед гражданскими лицами, так и среди церковников, что он большой ученый с мировым именем, лауреат Сталинской премии, и как архиерей – один из первых среди них, пользующийся авторитетом не только в церковном мире, но и среди ученых за границей. Говоря обо всем этом мне в присутствии своего секретаря Милославова, Лука, видимо, хотел показать себя и свое якобы преимущество перед мною, этим самым игнорируя меня и, видимо, хотел показать своему секретарю, как ему со мной следует разговаривать. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданов Характеристика архиепископа Симферопольского и Крымского Луки, составленная уполномоченным 8 марта 1949 г. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) родился в апреле 1877 года в городе Керчи, в семье провизора. В 1896 году окончил Киевскую гимназию и в 1903 году – Киевский университет по медицинскому факультету. 13 лет был земским врачом. С 1917 года – главным врачом и хирургом Ташкентской городской больницы. С 1916 года – доктор медицины. С 1920 года – профессор топографической анатомии и оперативной хирургии Ташкентского университета. С 1921 года в сане священника. С 1923 года – епископ Ташкентский, позже – архиепископ Красноярский и Тамбовский. С мая м-ца 1946 года – архиепископ Симферопольский и Крымский. В 1945 году награжден медалью «За доблестный труд [в Великой Отечественной войне 1941 –1945 гг.] ». В 1946 году получил Сталинскую премию первой степени за научную работу по хирургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

«Пещера Платона»–платоновский символ из начала VII книги «Государства» (514a517d). В русской религиозной философии образ «пещеры Платона» образовал самостоятельный сюжет начиная, видимо, с П. Чаадаева (см.: Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М., 1987. С. 142). Л. Шестов связал с платоновским символом образ «подполья» у Достоевского: «Ведь и Платон знал подполье, только он назвал его пещерой и создал великолепную, прогремевшую на весь мир притчу о людях как обитателях пещеры. С Достоевским в подполье произошло то же, что с Платоном в пещере: явились новые глаза и там, где все видели реальность, человек видит только тени и призраки» (Шестов Л. Преодоление самоочевидностей. Современные записки. Париж, 1921. Т. 8. С. 144). В реплике по поводу культуроборческих настроений века (один из мотивов платоновской утопии «изгнание Муз») Вяч. Иванов отметил: «...Изгнать Муз было бы только паллиативом: опять выступят письмена и их свитки отразят снова то же неизменное умоначертание прикованных к скале узников Платоновой пещеры» (Вяч. Иванов, М. Гершензон. Переписка из двух углов. Пг., 1921. С. 21). Флоренский, который не раз указывал на «пещеру Платона» как на возможность символической гносеологии (см.: «Обратная перспектива», 1919), знает и другую пещеру – довременную утробу, где рождаются первые вещи мира: «Ниже, оставь страх, спустись в пещеру. Капли времен срываются со сводов и падают в глубины мрака. Как в мастерской часовщика, нагоняют и перегоняют друг друга неисчислимые ритмы. Упруго жужжат веретена судеб. Сердца всех существ пульсируют в этих недрах. Тут, из мглы и лучей, рождаются все вещи мира. Тут ткется, из ритмических колебаний, быстрых и медленных, глухих и звонких, из гулов и пещерных отзвучий, живой покров, что называется Вселенной» (Флоренский П. А. На Маковые. Сочинения. М., 1990о Т. 2. С. 20; ср.: Не восхищение непщева. Богословский вестник. 1915. Т. 2. С. 528). Особую заслугу символа «пещеры Платона» русская философия увидела в плане истории самосознания: «Свою «Пещеру» Платон высекал в самосознании человечества» (Эрн В. Ф. Верховное постижение Платона, 1917. Сочинения. М., 1991. С. 465). С.Булгаков сумраку «пещерного» знания противопоставил интуитивное озарение: «Наука с ее инструментальностью и прагматизмом связана как с местоположением узников в пещере, так и с отношением их к источнику света. Наука, родившаяся в царстве теней и полутеней, становится ненужной, раз пещера осветилась бы непосредственно светом» (Булгаков С. И. Философия хозяйства. М., 1990. С. 137). Особое внимание «пещера Платона» снискала в литературе авангарда: В. Брюсов – «Я вернулся на яркую землю» (1896), «Презрение» (1900), «К Медному всаднику» (1906), «Верные лире» (1916); А. Рославлев – «В пещере» (1905); Е. Замятин – «Пещера» (1922); М. Алданов – «Пещера» (1930-е гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Евреи, насильно обращенные в ислам, составили массу «новообращенных», втайне продолжавших придерживаться религиозных обрядов прежней религии. Власти, сомневаясь в их чистосердечии, разлучали родителей с детьми и воспитывали детей в мусульманских обычаях. Сходный закон существовал и в Йемене, где каждого еврейского ребенка-сироту обращали в ислам. 66 Эти законы, отмененные турками во время короткой оккупации ими страны после 1872 года, снова вступили в силу в правление имама 67 Йахьи в 1922 году и были подтверждены в 1925 году (см. док. 107). В 1896 году группу армян в районе Бирджика у реки Евфрат силой пытались обратить в ислам, и они вынуждены были отправиться в изгнание, лишь бы сохранить веру отцов. 68 В период великой резни 1915–1916 годов лишь незначительная часть армян, приняв ислам, избегла смерти. По хроникам Марокко, Алжира и Йемена можно установить, что во времена изменений режима или в иные периоды нестабильности еврейские кварталы регулярно подвергались грабежам, а еврейские женщины – насилию. Свидетели описали разрушение еврейского квартала в Фесе в 1912 году в начале французского протектората 69 и в столице Йемена Сане не позднее 1948 года, после покушения на имама Йахью. 70 Подобные преступления, совершавшиеся в течение столетий, приводили к массовым обращениям зимми в ислам. Так, несколько иудео-берберских племен в горах Атласа, а также мусульманских фамилий в Фесе являются, как известно, потомками евреев, принявших ислам, чтобы спасти свои жизни (в 1165, 1275, 1465 и 1790–92 годах). И в Триполитании имеются мусульмане – потомки евреев, насильно обращенных в ислам в различные периоды истории. Евреи Тебриза были вынуждены перейти в мусульманство в 1291 и 1318 годах, а евреи Багдада – в 1333 и 1344 годах. На территории Персии насильственные обращения привели с XVI и вплоть до начала XX столетия к почти полному истреблению христиан и целых еврейских общин. В правление шаха Аббаса II (1642–1666) закон 1656 года давал обращенным в ислам, будь то христиане или иудеи, исключительные права на фамильное наследство.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010