Как волшебник победил дракона Его сказки и притчи знают даже те, кто никогда не слышал имя скромного драматурга 21 октября, 2016 Его сказки и притчи знают даже те, кто никогда не слышал имя скромного драматурга 120 лет назад родился Евгений Львович Шварц (1896 – 1958). Его сказки, лирические драмы и притчи в нашей стране знают все – даже те, кто никогда не слышал имя скромного драматурга. Крылатые выражения и шутки, запущенные его героями, повторяются ежедневно, с примерным прилежанием – «В полночь, у амбара, жду, не пожалеете». Они по-прежнему нам необходимы. Фонарик мерцает. Такой игры с читателями и зрителями до него никто не затевал. Он добавлял к классическим сказочным (и не только сказочным) сюжетам репризы нового времени, наслаивал очаровательную отсебятину и подбрасывал одну за другой диковинные специи… Юмор и лиризм Шварца сценичен и киногеничен. Список фильмов, согретых его талантом, у каждого из нас вызовет ностальгическую грусть и радость: «Марья Искусница», «Снежная королева», «Тень», «Золушка», «Сказка о потерянном времени» и – на особом счету – несколько фильмов Марка Захарова, снятых по пьесам Шварца или навеянных его стилистикой… Где еще юмор, гротеск и политическая сатира так органично соседствовали с патетикой?  «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны», —  это как рыцарский девиз. А по репликам короля из той же пьесы до сих пор можно распознавать начальственную дурь… Даже сказочники имеют право на собственную биографию. Евгений Шварц родился в семье земского врача, крещеного еврея, в Казани. Семья переезжала из города в город, только в столицах Шварцы не живали, пока не пришло время получать образование. Мы представляем Евгения Шварца, по преимуществу, ленинградцем, но студенческие годы о провел в Москве. Учился на юриста и в университете Шанявского, и в старейшем Московском университете. В 1916-м, в разгар Великой войны, его призвали в армию. Но поучаствовать в сражениях тогда ему не довелось.

http://pravmir.ru/kak-volshebnik-pobedil...

К. Я. Здравомыслов. Сведения о существующих в епархиях церковно-археологических учреждениях и консисторских архивах. Пг., 1917 (ГПИБ) З. состоял членом различных научных и благотворительных учреждений. С 1892 г. почетный член и помощник председателя Об-ва попечения о бедных военного и морского духовенства, находившегося под покровительством имп. Марии Феодоровны. С 12 нояб. 1896 г. делопроизводитель Комиссии по разбору и описанию архива Синода. 1 марта 1901 г. назначен членом образованной при АН комиссии для установления правил пересылки рукописей и книг как в рус., так и в заграничные об-ва. С 24 февр. 1904 г. член Комиссии по вопросу о рус. правописании при Отд-нии рус. языка и словесности при АН. Входил в совет Об-ва духовной и материальной взаимопомощи бывш. питомцев СПбДА, в Комитет по охране памятников старины. Как представитель Ведомства правосл. исповедания участвовал в 1909-1912 гг. в работе межведомственной комиссии, созданной при МВД и Гос. думе для выработки законопроекта об охране памятников церковной старины (это был 1-й закон подобного рода). По приглашению Финляндского архиеп. Сергия (Страгородского) участвовал в работе Комиссии по исправлению богослужебных книг (1907-1917), фактически исполнял обязанности ее секретаря, готовил справки в архиве Синода по истории исправляемых текстов. Входил в Комиссию по пересмотру правил об отношении церковной власти к об-вам и союзам, возникающим в недрах правосл. Церкви и вне ее (1912). С 1908 по 18 марта 1910 г. состоял в Комитете по реставрации Сампсониевского храма в С.-Петербурге в память Полтавской победы, в 1915 г. вошел в состав Комиссии по ремонту и реставрации церквей. С 26 янв. 1915 г. сверхштатный член Учебного комитета при Синоде. В янв. 1915 г. вошел в созданную при Петроградской ДА Комиссию по научному изданию слав. Библии, был членом Ревизионного комитета комиссии, присутствовал практически на всех ее заседаниях вплоть до дек. 1920 г. (см.: ПФА РАН. Ф. 102. Оп. 2. Ед. хр. 1). С 1916 г. З.- действительный член Об-ва возрождения художественной Руси и член-корреспондент Об-ва любителей древней письменности, в марте 1917 г. вошел в Совет созданного Союза российских архивных деятелей. Состоял почетным членом Воронежского, Новгородского и Полтавского церковно-археологических об-в, Новгородского об-ва любителей древности, членом Нижегородской губ. архивной комиссии, был участником археологических съездов, читал лекции по архивоведению.

http://pravenc.ru/text/199679.html

Мир Святых Царственных Страстотерпцев, раскрытый в письмах к Анне Вырубовой дорог каждому, кто любит Царскую Семью, для кого разговор о Них важен, приятен и радостен. Тем более, о чём-то или о ком-то можно было говорить только с Аней, потому как никто другой не понимал Государыню так, как понимала Её милая Аня. Между ними были тайны, понятные только им обеим. Закономерно желание чуть больше узнать о тех, кто..., и о том, что... стоит за именами людей, упомянутых Царственными Мучениками в письмах. Государыня желала узнать, что сталось с тем-то, а где тот или этот. Кто эти люди? Как они жили, почему их вспомнила Государыня, или Великие Княжны, или Царевич Алексей? Каждый человек - это неповторимый мир и одновременно загадка, понятная до конца только Богу. Из судеб соткана эпоха. Через судьбы людей благоговейно прикоснёмся к Их, Царской, тайне. В письмах из заточения Государыни Императрицы Александры Феодоровны и Её Детей к Анне Вырубовой упомянуто более 150 имён. Для публикации на Русской Народной Линии из всего списка выбраны несколько. Это родные Григория Ефимовича Распутина-Нового: жена, дети, подпоручик Борис Соловьёв (зять Григория Ефимовича), а также друг и соратник Соловьева - офицер Николай Яковлевич Седов. Одна из целей данной публикации - осветить лики людей, близких и любимых старцем Григорием, а также внести ясность в понимание особой роли Б.Н. Соловьёва в попытках освобождения Царской Семьи, предпринятых в 1918 году. Седов Николай Яковлевич, архимандрит Серафим (1896 - 23 декабря 1984, Иерусалим) - штабс-ротмистр, офицер Крымского Конного Е.И.В. Государыни Императрицы Александры Федоровны полка. Окончил Кадетский корпус, Тверское кавалерийское училище (1914). Штабс-ротмистр Крымского конного Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка. О его происхождении сведения отсутствуют. Участник 1-ой Мировой войны. Был ранен в марте 1916 г. Лечился в Дворцовом лазарете N 3 ( Лазарет был открыт Государыней Императрицей Александрой Федоровной, содержался на Её средства и Её заботами. Царица вместе со старшими дочерями Ольгой и Татьяной значились в списках медицинского персонала как Высочайшие Сестры Романовы. Поэтому лазарет стал именоваться «Собственный Ея Величества лазарет», хотя официально такого наименования он не имел ).

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/28/...

Получила домашнее образование. В 1877 г. сдала экзамены при 6-й петербургской гимназии и поступила на Высшие женские курсы (Бестужевские) в Санкт-Петербурге; но не окончила их. В 1891 г. Бекетова вышла замуж за переводчика, литературного критика, публициста П.Н.Краснова. Екатерина Андреевна печаталась в журналах «Огонек», «Вестник моды», «Всемирная иллюстрация», «Наблюдатель», в журналах для детей и юношества «Вестник воспитания», «Детское чтение», «Мой журнал», «Родник». Известность она приобрела как детская писательница и автор переработок для юношеского чтения эпизодов из романов Чарльза Дарвина, Виктора Гюго и других зарубежных писателей. Ее произведения для детей собраны в посмертно изданной книге «Счастливое царство. Рассказы в стихах и прозе для юношества» ( Москва , 1878). Посмертно изданы сборники «Стихотворения. Посмертное издание» (Санкт-Петербург, 1895), включивший искренние стихотворения, проникнутые теплым чувством, и «Рассказы» (Санкт-Петербург, 1896). Краснова переводила с французского, немецкого, испанского, английского, итальянского языков. В ее переводах вышли «Черная стрела» Р.Л.Стивенсона (1890), «Копи царя Соломона» Г.Р.Хаггарда (1891), «Персидские письма» Монтескье (1892) и многие другие. Е.А.Бекетова скончалась в 1892 г. Виктор Максимович Голубев родился 4 января 1916 г. в Петрограде в семье рабочего. В 1939 г. юноша окончил Харьковскую военную авиационную школу. С первых дней Великой Отечественной войны воевал в штурмовой авиации, в составе 285-го штурмового авиаполка 228-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Командуя звеном штурмовиков «Ил-2», Голубев участвовал в боях под Смоленском, Ростовом-на-Дону. В дни Сталинградской битвы летчики-штурмовики его звена, а затем и эскадрильи проявили образцы героизма и мастерства, уничтожая технику и живую силу гитлеровцев, рвущихся к Волге. 12 августа 1942 г. за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками В.М.Голубеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

http://ruskline.ru/history/2015/05/17/et...

101 Действительный статский советник – до 1917 г., в Российской империи, гражданский чин 4-го класса Табели о рангах, позволял влиять на политику государства и давал потомственное дворянство. Соответствовал должностям директоров департаментов, губернаторов и градоначальников. Упразднен декретом советской власти от 23.11.1917 «Об уничтожении сословий и чинов» 102 Тайный советник – до 1917 г., в Российской империи, гражданский чин 3-го класса Табели о рангах, соответствовал должностям высших государственных чиновников: руководитель крупного департамента, сенатор, зам. министра, министр. В науке – действительному члену Императорской Академии Наук. Упразднен декретом советской власти от 23.11.1917 «Об уничтожении сословий и чинов» 103 Скворцов Василий Михайлович (1859-†1932), «тайный советник, известный миссионер, общественный деятель, участник монархического движения … в 1895 г. назначен на должность чиновника особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода. … основал ежемесячный журнал «Миссионерское обозрение», который издавал и редактировал в теч. 20 лет (1896–1916). В 1906 основал ежедневную церковно-политическую газету «Колокол», издавал и редактировал ее». Написал множество трудов миссионерского содержания. С 1915 г. в отставке. В эмиграции жил в Югославии, преподавал в Сараевской семинарии, был членом Карловацкого Всезаграничного церковного собора (1921) 106 Личность епископа Никона Серпуховского, на момент написания настоящего исследования, не установлена. Он не значится в списках участников иноческого съезда. Возможно, что им было реализовано право письменно обращаться с предложениями к съезду. Владыка Никон (Рождественский) состоял в должности епископа Серпуховского, викария Московской епархии в период с 8 ноября 1904 г. по 25 апреля 1906 г., что исключает его авторство указанной Докладной записки в 1909 г., если только документ не написан им в указанные ранние годы и вложен в архивное дело, как имеющий значение при рассмотрении вопросов съезда. 107 Фрагменты некоторых докладов о. Серафима (Кузнецова) на съезде 1909 г. приведены в Приложении 7.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

После его ухода я принялся за Петра и поработал особенно интенсивно до 7 час. вечера, порядочно написав. Стала необычайно понижаться температура. Утром было 10°, часов с 4-х термометр начал быстро понижаться, и в 7 час. вечера было уже только 2°. Вечером я читал Мине из «Таинственного острова», а затем сделал прогулку по холоду. 19 мая. Четверг. Вознесение. Продолжает стоять сильный холод. По газетам, ночью был мороз. Сегодня докончил описание 1695 г. В те дни, когда не удается работать над биографией Петра, не чувствую себя нормально. Заходил ко мне студент, сын покойного проф. Шостьина, занес мне некролог отца, составленный А. М. Туберовским. Юноша необычайной скромности. Очень доволен тем, что поступил в Университет. Говорил со мной о войне и о том, что уже над ним тяготеет возможность призыва. Он родился в 1897 г. Я его успокоил, сказав, что берут только студентов, достигших 21 года, а потом в газетах прочел, что Игнатьев вносит предложение в Совет министров брать родившихся в 1896 и в 1897 году, но не трогать студентов 3-го и 4-го курсов. Вечер дома. Читал Мине из «Таинственного острова», а затем за книгой. На театре военных действий полное затишье кроме Вердена. Что-то дальше! В Государственной думе пошлейшая речь Чхенкели 406 . 20 мая. Пятница. Утро за работой над январем и февралем 1696 г. После завтрака заходил в Архив МИД расплатиться за шкаф из обстановки покойного архитектора Никитина, старейшего члена ОИДР, умершего в прошлом году. Его вещи распродавал Н. В. Рождественский . В архиве все служащие сидели без дела, т. к. директор куда-то уехал и увез с собою ключ от несгораемого шкафа, где хранятся ключи от всех шкафов архива, забыв их выдать. Оттуда я прошел в Сберегательную кассу, где подписался еще на 500 руб. военного займа, а всего, таким образом, на 4 000. По дороге встретил Ю. В. Готье, у которого сегодня умерла мать [Наталья Степановна Готье], долго болевшая. Смерти ее ожидали со дня на день. В Кассе меня довольно долго продержали. Оттуда я заходил в магазин Аралова запастись почтовой бумагой и перьями на лето. Все это страшно подорожало – вдвое; но хорошо, что все-таки нашлось. Зашел еще в университетскую лавку за маслом. Из путешествия вернулся домой в 5 часов. Стало несколько теплее. Вечером мне позвонил Д. Н. Егоров, позвав меня к себе. У него просидел до 12 вместе с С. К. Богоявленским.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Значимым событием стал выход в 1892 г. в Киеве учебника «Нравственное богословие, или Христианское учение о нравственности» известного ученого, проф. КДА М. А. Олесницкого . Труд соответствовал офиц. программе, впрочем, автором были рассмотрены и некоторые дополнительные вопросы. Последним изданием XIX в. стал учебник С. П. Никитского «Учение христианской православной Церкви о нравственности, или Нравственное богословие», опубликованный в 1899 г. На рубеже XIX и XX вв. был также издан ряд учебников по Н. б. для гимназий и ун-тов. Начиная с 1896 г. неск. раз издавался курс лекций проф. А. А. Бронзова по Н. б., читанный в СПбДА в разные годы. В 1909 и 1911 гг. в виде журнальных статей появились опыты изложения системы Н. б. П. В. Левитова «Введение в христианское нравственное богословие» (ХЧ. 1909. 1. С. 83-96; 2. 279-292) и «Из курса христианского нравственного богословия» (ХЧ. 1911. 7/8. С. 901-916; 10. С. 1190-1205). Летом 1910 г. Синодом была утверждена новая программа Н. б., авторы которой призывали преподавателей отойти в преподавании от философии в пользу собственно христианства. В 1910 г. в Могилеве-на-Днепре была издана работа архиеп. Стефана (Архангельского) «К вопросу о системе православного христианского нравоучения», в которой автор представил типологию всех существовавших к тому времени христ. учений о нравственности. В 1912 г. в Твери был опубликован учебник свящ. М. Березина (впосл. Рафаил, еп. Калининский) «Православно-христианское нравоучение», составленный по новой программе. В предреволюционные годы принципиально новый метод Н. б. предложил проф. МДА М. М. Тареев . Свое видение Н. б. он изложил в многотомном труде «Основы христианства» (Серг. П., 1908-1910. 5 т.) и многочисленных статьях. Последней фундаментальной системой Н. б. до революции стал 3-томный труд Харьковского проф. прот. Н. С. Стеллецкого «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освящении». Первый том, «Общий или основоположный», издан в 1914 г. Второй, посвященный нравственности индивидуальной, и 3-й том, посвященный общественной нравственности, вышли в 1916 г. Труд Стеллецкого представляет собой наиболее фундаментальное учебное издание по Н. б., опубликованное в XX в. Ориентируясь в целом на программу 1910 г., автор подчеркивает, что намеревается восполнить ее пробелы как в области философских и рациональных обоснований нравственности, так и в освещении ряда вопросов личной и общественной нравственности.

http://pravenc.ru/text/2577979.html

5. Аскетика. Духовные наставления Афраата носят умеренный и спокойный характер. В основном они посвящены любви. Как любви, которую следует созерцать в Боге, так и любви, которую следует проявлять к Богу и ближнему. Программа Афраата направлена на достижение спокойствия души посредством веры, которая деятельна в любви. § 14. Симеон бар Саббаэ Деяния этого епископа Селевкии-Ктесифона, претерпевшего мученическую смерть во время гонений персидского царя Шапура II на христиан, будут рассмотрены ниже (см. § 142). Происхождение литургических гимнов, даже тех, которые признаются подлинными в несторианских книгах, спорно. Некоторые из них приписываются св. Ефрему Сирину , свидетельства чего содержатся в позднейших рукописях. Издание (4 гимнов). Kmosko M. PS. T. II. P. 10048−1051 (с лат. переводом). § 15. Марута Майперкатский Чтобы избежать ошибок, возникших у Ренодо, Ассемани и др., следует, прежде всего, различать двух, исторически засвидетельствованных, Марут. Известны Марута Тагритский (см. § 125; ум. до 649) и Марута, рассматриваемый нами. Он родился около середины IV в., отцом его был Лийута, правитель Софанены, государства в верховьях Тигра. На родине Марута изучал науки, проявил способности к медицине. Затем он был избран епископом города Майперката или, по-арабски, Майяфарикина (греч. Мартирополь). После смерти отца Марута получил светскую власть в Софанене, а когда со стороны персов стала угрожать опасность, укрыл полученное по наследству имущество в горах к северу от Амиды. Об этом сообщает арабский географ Йакут (ум. 1229), ссылаясь на хрониста ибн аль-Азрака аль-Фарики (ср.: Markwart J. Mipherqet und Tigranokerta. Händes Amsorya 30 (1916). P. 125035). С этого времени сходные свидетельства начинают появляться и в других источниках, как в греческих (Сократ. Церковная история. VI 15; Фотий. Библиотека. Cod. 53), так и в сирийских (ср. Деяния Соборов Селевкии-Ктесифона, изд. Chabot J. В. Synodicon Orientale, Paris, 1902. P. 18 (255), 49 (293) и арабских, например, в «Хронике Мариса и Амра» (изд. Gismondi. Romae, 1896–1899), «Хронике Сеерта» (PO 5) и некой биографии на сирийском языке, которая сохранилась в армянском переводе. Существует также английский перевод, выполненный Р. Маркусом (R. Marcus), в котором также собраны и сопоставлены все источники. Биография же, написанная по-гречески, не представляет особенной исторической ценности и сохранилась в несколько видоизмененной форме в менологиях (cod. Hierosol. I (X в.) и cod. Bib. Synodal. Mosquens. 183 (XII в.); см. Latyšev V. Menologii anonymi byzantini saeculi X quae supersunt. Fase. 1. Petropoli, 1911).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

языка с общим филологическим обзором языков и наречий означенных племен по конкурсу занимал Катанов. С 1884 по 1911 г. кафедру араб. языка и обличения мухаммеданства занимал Машанов, прежде состоявший приват-доцентом по кафедре миссионерских противомусульманских предметов. С авг. 1911 г. кафедру араб. языка, истории и обличения мухаммеданства занял выпускник КазДА епархиальный противомусульманский миссионер М. Г. Иванов. Штатными практикантами татарского языка состояли: до 1895 г. кряшенский свящ. В. Т. Тимофеев, ученик Ильминского, переводчик Свящ. Писания и вероучительных книг на кряшенский язык, заведующий Центральной крещенотатарской школой в Казани, с дек. 1895 г. до 1918 г.- его ученик-кряшен свящ. Т. Е. Егоров . Сверхштатными практикантами арабского языка были татарин-мусульманин Сахиб-Гирей Ахмеров, принявший крещение с именем Павел с марта 1891 г., сириец Жузе, окончивший КазДА, также преподаватель миссионерских курсов при академии с авг. 1896 г. (с 1916 - приват-доцент Казанского ун-та по новоучрежденной кафедре мусульм. права). Все преподаватели татар. отдела много сделали для развития исламоведения, востоковедения и этнографии поволжских и азиатских народов. Кафедру истории и обличения ламайства и монг. языка с бурят. наречием занимали: Миротворцев с 1884 по сент. 1891 г., с 1876 г. член Переводческой комиссии при братстве свт. Гурия Казанского, в 1889 г. составил записку об открытии при академии 2-годичных миссионерских курсов; М. С. Нефедьев с сент. 1891 по авг. 1889 г.; свящ. И. В. Попов с авг. 1889 по авг. 1909 г.; иером. Амфилохий (Скворцов) с февр. 1910 по сент. 1918 г. Кафедру калм. наречия, общего филологического обзора и наречий монг. отдела, этнографии племен этого отдела и истории распространения христианства занимали: Нефедьев с сент. 1886 по 1893 г., архим. Иннокентий (Ястребов) в 1893-1906 гг., архим. Гурий (Степанов) с 1906 г. Практикантами калм. языка состояли: калмык Дик Бадмаев, принявший в 1888 г. крещение с именем Михаил с авг. 1884 до 1901 г.; буддист Лижди Нормаев с 1901 г.; крещеный калмык А.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Здравомыслов исправил и дополнил более чем 400 из 1380 биографий в «Биографическом словаре студентов первых XXVIII курсов СПбДА» Родосского, и кроме того, в отзыве на эту книгу опубликовал таблицу для будущих составителей подобных словарей, содержащую сведения о справочных изданиях по 57 епархиям. Он, кроме того, позднее в качестве одного из составителей принял участие в подготовке «Биобиблиографического словаря» выпускников СПбДА 1871—1918 годов, работа продолжалась до 30-х годов XX века, но осталась незавершенной. Он был членом различных научных и благотворительных учреждений. С 1892 года Здравомыслов — почётный член и помощник председателя Общества попечения о бедных военного и морского духовенства, находившегося под покровительством императрицы Марии Феодоровны. С 12 ноября 1896 года он — делопроизводитель Комиссии по разбору и описанию архива Синода. 1 марта 1901 года Здравомыслов был назначен членом образованной при Императорской Санкт-Петербургской академии наук комиссии для установления правил пересылки рукописей и книг в русские и в заграничные общества. С 24 февраля 1904 года он — член Комиссии по вопросу о русском правописании при Отделении русского языка и словесности Императорской Академии наук. Он входил в Комитет по охране памятников старины, в совет Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев Санкт-Петербургской духовной академии. С 1907 по 1917 год Здравомыслов по приглашению архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского) участвовал в работе Комиссии по исправлению богослужебных книг, он фактически исполнял обязанности её секретаря, готовил справки в архиве Синода по истории исправляемых текстов. С 1908 года по 18 марта 1910 года Здравомыслов состоял в Комитете по реставрации Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге в память Полтавской битвы. С 1909 по 1912 год он как представитель Ведомства православного исповедания участвовал в работе межведомственной комиссии, созданной при Министерстве внутренних дел Российской империи и Государственной думе для выработки первого законопроекта об охране памятников церковной старины. В 1912 году он входил в Комиссию по пересмотру правил об отношении церковной власти к обществам и союзам, возникающим в недрах Православной церкви и вне её. В январе 1915 года вошёл в созданную при Петроградской духовной академии Комиссию по научному изданию славянской Библии, был членом ревизионного комитета комиссии, присутствовал практически на всех её заседаниях до декабря 1920 года. С 1916 года Здравомыслов — действительный член Общества возрождения художественной Руси и член-корреспондент Общества любителей древней письменности. В марте 1917 года он вошёл в совет созданного Союза российских архивных деятелей. Он был почётным членом Воронежского, Новгородского и Полтавского церковно-археологических обществ, Новгородского общества любителей древности, членом Нижегородской губернии архивной комиссии, был участником археологических съездов, читал лекции по архивоведению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010