9 февраля 1892 г. высочайший красавец-храм св. Петра Митрополита в византийском стиле был торжественно освящен. Во время богослужений он собирал в себе всех жителей пригородной Ульянки. В 1899 г. было построено новое двухэтажное здание церковно-приходской школы, и в начале XX в. - еще несколько построек. В архивах Ленинградской области искусствоведом Старицыной Г.К. обнаружены сведения о действовавшей церкви Петра Митрополита поселка Ульянка Лиговского сельсовета. Церковь зарегистрирована действующей в 1931, 1932 и 1933 гг. Там же указано, что здание церкви на учете в бюро охраны памятников не состоит. В годы Великой Отечественной войны церковь находилась на линии фронта и была разрушена. В советские времена, в 1963 г., при строительстве 1-го квартала Ульянки прямо по месту, где стояла церковь, прошла улица Лени Голикова. В 1991-1992 гг. церковь св. Петра Митрополита была возрождена - на исторической территории дачи, на месте господского дома, была построена деревянная часовня. Приход храма митрополита Петра надеется в будущем восстановить его в первоначальном виде. Благо, что пространство, на котором он стоял, не застроено и по-прежнему остается одним из живописнейших мест современного района «Дачное»  В 1894 г. высокочтимый постоянный благотворитель всего здешнего края граф Александр Дмитриевич Шереметев со своей достойной супругой Марией Феодоровной изъявили желание в левом приделе храма, еще не отделанном, внизу устроить склеп для своего семейства, а над склепом придел во имя тезоименитых им святых -  Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского и Св. Равно-Апостольной Марии Магдалины. С разрешения Епархиального начальства такое желание высоких благотворителей было уважено. В 1895 г. левый придел со склепом внизу был отделан. Работы производились под наблюдением придворного архитектора А. А. Бруни. Облицовка склепа с лестницей и баллюстрадой из белого мрамора сделана была известной скульптурной мастерской Ботта; стены украшены орнаментами и живописью мастерской Г. Малинари; образа для склепа и иконостаса изготовлены обществом художников; в окна поставлены цветные стекла работы магазина Эрленбаха; придел снабжен был всею утварью и полным облачением для двух перемен. 24-го августа, в день храмового праздника Св. Петра Митрополита, новый придел со склепом был особенно торжественно освящен. Сам Владыка Митрополит Палладий прибыл на освящение его и совершил с преосвященным Викарием своим Назарием, ныне Епископом Олонецким, в сослужении о. о. архимандритов, протоиерея о. Иоанна Сергиева и многочисленного духовенства. Новоосвященный придел, тогда же получивший среди прихожан название Графского и Шереметевского, и ныне поддерживается теми же благотворителями в таком же благолепии. Ремонты в этом приделе с неослабляющимся усердием высокими благотворителями производится ежегодно.

http://sobory.ru/article/?object=40745

Архиепископ Иоанн (Шаховской) . Родился в 1902 году в Москве. В 1920 г. выехал из России. В 1926 г. принял на Афоне монашеский постриг и был послан в Богословский институт прп. Сергия в Париж. С 1932 г. был настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине (до 1945 года). Гестапо ликвидировало его издательство. С 1946 г. он в США. В 1947 г. хиротонисан в епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской Православной Богословской академии. В 1950 г. переводится в г. Сан-Франциско. Скончался в 1989 г. Схимонах Антоний Савваит (Кузнецов Александр Сергеевич (в постриге Алексий)). (1898–1964) 2 . Родился в Нижнем Новгороде. В годы гражданской войны Александр Сергеевич Кузнецов (мирское имя о. Антония) вместе с матерью оказался в Константинополе. Очень бедствовали. Все пережитое: смерть отца, революция, потеря Родины, крайняя нищета – привело к духовному перерождению. Александр Сергеевич перебрался с матерью в Иерусалим, поступил в 1925 г. в лавру прп. Саввы Освященного, а мать – и русский женский монастырь на Елеоне. В 1938 г. его постригли после рясофора сразу в великую схиму с именем Антоний. В монастыре он пробыл 39 лет. Скончался о. Антоний в 1964 г. Игумен Никон (Воробьев) . Родился в 1894 г. в многодетной крестьянской семье и Тверской губернии. Учился в реальном училище, позже, желая стать врачом, поступил в Петербургский невропатологический институт. Здесь на первом курсе пережил подлинное обращение к Богу и потянулся душой к аскетической жизни. В 1917 г. поступил в Московскую Духовную академию, которую не мог окончить, так как в 1919 г. ее закрыли. Десять лет жил в небольшом городе Сухиничи. В 1931 принял монашество в Минске и через год был рукоположен в священники. В 1933 г. арестован и сослан в сибирские лагеря. Освободившись, жил в Вышнем Волочке. В конце войны стали открывать приходы, и о. Никона назначили в г. Козельск, потом – Ефремов, Смоленск, наконец, на последний в его жизни приход – в город Гжатск. Здесь и умер в 1963 г. О спасении Как спасаться, когда вокруг столько зла?

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Батумский собор Рождества Пресвятой Богородицы был назван кафедральным. В этом соборе служили: Митрополит Константин ( Меликидзе)---1986-1992 г.г. Епископ Христофор (Цамалаидзе)-1992-1993 г.г. Епископ Иов (Акиашвили)--- 1993-1996 г.г. Епископ Димитрий (Шиолашвили)---1996 г.- по сей день Церковь св. Николая в Батуми Строительство церкви им. св. Николая, как указывает мемориальная надпись на стене, закончилось в 1865 году. В 1871 г. была отслужена первая литургия, но к сожалению, не известно, кто освятил церковь. Церковь св. Николая, в то время была одной из наилучщих архитектурных памятников г. Батуми. В 1894-1898 г.г. на территории церкви были открыты мужская и женская школы. В 1898 г. в под подчинение этой церкви вошла церковь св. Пантелеимона в селе Королистави. В начале 20-го века греки острова Хиоси преподнесли церкви иконы св. Николая, Пресвятой Богородицы и св. Георгия. С 1890 г. протопресвитером г. Батуми являлся священник Симон Кикодзе. В 1896 г. священником церкви св. Николая благословили Александра Ральцевича, а в 1896-1917 г.г. в церкви служил священник Константин Цандеков. После создании Батумо-Шемокмедской епархии в 1920-1935 г.г. в церкви св. Николая служили митрополит Георгий(Аладашвили), епископ Давид (Качахидзе), епископ Нестор (Кубанеишвили) и митрополит Иоанн (Маргишвили). Во время владычества епископа Давида, в 30-е годы, церковь была закрыта. С 1931 г. все церковные строения стали государственным имуществом. В 1941 г. с цекви св. Николая богословская литература была перенесена в государственный музей. После окончания второй мировой войны, представителиБатумской интелигенции попросили Его Святейшество и Блаженство патриарха Калистрата (Цинцадзе) о посредничестве перед верховным правительством в деле открытия церкви. После согласия правительства, в 1948 г. в церкви св. Николая литургию вознес патриарх всея Грузии Калистрат. С 1963-1967 г.г. по благословению католикоса-патриарха Ефрема второго, в цекви св. николая служил иеромонах Илья (Шиолашвили). В последствии католикос-патриарх всея Грузии. С 1961 г. в церкви св. Николая служит архимандрит Харитон (Тудовш). Он в течении многих лет являлся наставником церкви. В разные годы в церкви служили: 1955-1964 г.г.---протоиерей Василий Табатадзе 1956-1965 г.г.---священник Алексей Собчук 1967-1973 г.г.--- священник Индиси Нуцубидзе 1970-1987 г.г.---священник Григорий Сванадзе 1986-1988 г.г.---священник Давид Шиолашвили (ныне епископ Батумо-Схалтской епархии Димитрий). В 1998 г. по благословению епископа Димитрия, по инициативе и финансовой помощью З. Джаиани, начались реставрационные работы. В 1999 г. финансовой помощью О. Галогре и А.Ахвледиани началось обновление и благоустроиство интериера церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В 1925 г. переселился в Париж, читал лекции по логике, философии и сравнительному богословию в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , работал библиотекарем ин-та, одновременно участвовал в создании кружков РСХД. В 1929 г. З. избран секретарем РСХД в Прибалтике, где до 1933 г. занимался миссионерской работой среди студентов. По возвращении во Францию избран финансовым секретарем Богословского ин-та и генеральным секретарем РСХД. Выступал с лекциями о Православии в Швейцарии, Великобритании, Нидерландах, Дании, Швеции, Норвегии. Был организатором поездок хора студентов Богословского ин-та по европ. странам, выступления хора сопровождались пояснительными комментариями З. (см. об этом в его кн. «Песнь Господня», 1981). Принимал участие в экуменических съездах 1937 г.- «Жизнь и деятельность» (Life and Work, Оксфорд), «Вера и устройство» (Faith and Order, Лозанна, Эдинбург) и в амстердамском съезде 1939 г. В 1941 г. З. был помещен в нем. лагерь для интернированных Фронтшталаг 122 (в Руайальё, пригороде Компьеня) из-за служебных связей с Великобританией и США, провел в заключении неск. месяцев ( Зандер В. А. 1984. 141. С. 214-215). Во время войны писал статьи и издавал «Вестник церковной жизни» (см.: «Вестник Русского христианского движения» ), единственный журнал во Франции, печатавшийся в эти годы на ротаторе. По окончании войны продолжал работу в Богословском ин-те. Участвовал в экуменических съездах - в Осло (1947), Амстердаме (1948), Торонто (1950). Был членом Албания святого и прп. Сергия содружества . В 1960 г. получил степень д-ра (honoris causa) в Богословском ин-те и в том же году степень д-ра богословия в ун-те Марбурга. Последние 7 лет жизни З. вел в Богословском ин-те литургический семинар. Летом 1964 г. прочитал 6-недельный курс лекций о Православии на богословском фак-те Берлинского ун-та. З. умер от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Его жена Валентина Александровна Зандер (урожд. Калашникова; 1894-1989) - правосл. духовная писательница, иконописец и церковный публицист. Работала вместе с З. секретарем РСХД в Прибалтике, была секретарем Женских богословских курсов в Париже. Автор популярных книг: «О русских православных братствах» (1925, под фам. Калашникова), «Les implications sociales de la doctrine de la Trinité» (Социальные последствия учения о Троице, 1936), «La fête de l " Épiphanie» (Праздник Богоявления, 1947), «La Pentecôte» (Пятидесятница, 1948), «La fête de Noël» (Праздник Рождества, 1949), «Преподобный Серафим Саровский» (1963), «Христос - Новая Пасха: Богослужения Страстной седмицы и Пасхи» (Брюссель, 1964) и ряда статей в журналах «Путь» (Икона Св. Троицы - 1931. 31. С. 30-52), «Вестник РСХД» (в т. ч. о матери Марии (Скобцовой) - 1955. 36. С. 3-7), «Русское возрождение» (В обители прп. Серафима - 1983. 22-24; То же - 2003. 82. С. 45-101).

http://pravenc.ru/text/182553.html

Каждый из нас грешен, и священники тоже исповедуются своим духовникам, тоже понимают свою греховность. Но и видят высоту того, кто без пощады и саможаления рассказал о себе самое плохое… Протоиерей Игорь Фомин   Духовник все знает, все грехи знает, так как у него не одна душа, а сотни исповедуются, и его не удивишь никаким грехом, как бы он велик и тяжек ни был. Наоборот, всякий исповеданный какой-либо тяжкий грех возбуждает во мне особенную заботу о душе, и я никогда не изменялся и не могу измениться в своем отношении к душе, какие бы ни были исповеданы ею согрешения, наоборот, я больше о ней болею, беспокоюсь, забочусь о ее уврачевании и спасении. Поэтому старайтесь ничего не скрывать, старайтесь чисто исповедоваться. Игумен Никон (Воробьев) (1894—1963)   «Вокруг меня святые» После того как я стал священником, для себя решил, что по возможности буду избегать совершения таинства исповеди, пока не наберусь пастырского опыта. Насмотрелся плачевных примеров, когда молодой батюшка на исповеди начинал раздавать советы направо и налево, незаметно для себя превращаясь в младостарца. А потом — слезы, поломанные судьбы… Другими словами, я пугался той ответственности, которая легла на мои плечи. И потом думал, чему могу я научить убеленных сединой стариков, которые начали ходить в церковь, когда я под стол пешком бегал? И становиться бездушной машиной по приему исповедей совсем не хотелось. Я рассуждал так, что, дескать, послужу немного, заматерею, а потом уже… Но Бог рассудил иначе: на одной из архиерейских служб владыка благословил меня помочь требному священнику исповедовать людей. И вот моя первая исповедь. На аналой кладу Евангелие, Крест. Почему-то стараюсь не смотреть в глаза «исповедникам», будто боясь смутить их своей «желторотостью». Подходит первый — слушаю, читаю разрешительную молитву. Всем своим нутром чувствую силу этой молитвенной формулы. Потом второй, третий, четвертый… Мои глаза повлажнели. Понимаю, что они мне называют мои собственные грехи. А некоторые прихожане называют такие поступки, которые я и за грехи-то не считал. «Вокруг меня святые люди!» — пульсировало в сознании.

http://pravmir.ru/pisma-svyashhennikov-o...

Методы Основную методологическую базу составили следующие диагностические методики. Кроме того, был использован метод включенного наблюдения, личный практический опыт автора, приобретенный в результате многолетнего священнического и монашеского служения, а также опыт изучения внутренней жизни монастырей различных областей и регионов России (Самарская, Ленинградская, Ульяновская область). Эмпирическое исследование проводилось на базе Сызранского Вознесенского мужского монастыря и Самарского Иверского женского монастыря с учетом всех норм профессиональной этики. Выборка отличалась по гендерному составу, в ее состав вошли 10 женщин и 10 мужчин, возраст респондентов — от 30 до 65 лет, срок монашества — от 3 до 20 лет. Обследуемые были разделены на две группы по гендерному признаку. В табл. 1 представлена эмпирическая выборка исследования ( n =20).   Таблица 1 Общие сведения о монашествующих, принимавших участие в исследовании Код Возраст Стаж монашеской жизни, лет   Из табл. 1 видно, что средний возраст пострига женщин моложе и составляет 34,5 лет, в то время как средний возраст пострига мужчин — 39 лет. Большинство женщин приняли решение о монашеском постриге в возрасте от 30 до 40 лет (30% от общей выборки), в возрасте от 20 до 30 — 10%, в возрасте от 40 до 50 — 10%. В мужской выборке монашеский постриг в возрасте от 40 до 50 лет приняли 30%, от 29 до 40 — 20%. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе в результате применения биографического метода были проанализированы биографии архимандрита Феофана (Соколова) (1752–1832), игумена Никона (Воробьева) (1894–1963), игумении Феофании (Готовцевой) (1787–1866), схимонахини Сепфоры (Шнякиной) (1886–1987). Анализ проводился по таким параметрам, как социально-психологические особенности личности, мотивы принятия монашества и ключевые жизненные этапы и стратегии, особенности жизнестойкости. Выявлены следующие общие социально-психологические особенности монашествующих: трудолюбие, доброта по отношению к людям, способность к обучению, терпение, строгость послушания, чистота помыслов, кротость, дух любви и смирения, заботливость, дар исцеления. Мотивы принятия монашества связаны с благочестием родителей и семейным укладом, а также с переживанием сложных личных обстоятельств. Общими стратегиями жизнестойкости при переживании жизненных событий были верность христианству, стойкость и сила духа, требовательность к себе и окружающим, доброта и служение людям через молитву и исцеление страждущих или обустройство обители.

http://bogoslov.ru/article/6194710

О жизни Моисея-законодателя: De vita Moysis II PG 44, 297430.Русский перевод: Григорий Нисский , свт. О жизни Моисея- Законодателя. М., 2009. Послания: Epistulae I ed. G. Pasquali II GNO. Vol. 8 (2). Leiden, 1959. Ефрем Сирин , преподобный Толкование на Четвероевангелие: Commentaire de l’Évangile concordant: Texte syriaque (Ms. Chester Beatty 709) I éd. Leloir L. Dublin, 1963. Русский перевод: Ефрем Сирин , прп. Толкование на Четвероевангелие II Творения. Т.8. Сергиев Посад, 1896 (перевод с армянской версии). Иероним, блаженный На пасхальное Воскресение: In die dominica Paschae IICCSL 78, 545–547. Толкование на Евангелие от Матфея: Commentariorum in Matthaeum Libri 4 II PL 26, 15–218; CCSL 77. Русский перевод: Иероним Стридонский , блж. Четыре книги толкований на Евангелие Матфея, к Евсевию II Творения. Ч. 16. Киев, 1901. С.1–316. Толкование на Послание к Галатам: Commentariorum in Ep. Paulini ad Galatas II PL 26, 307–438. О знаменитых мужах: De viris illustribus II PL 23, 597–722. Русский перевод: Иероним, блж. Книга о знаменитых мужах II Творения. Ч.5. Киев, 1880. С.283–344. Иларий Пиктавийский Комментарий на Евангелие от Матфея: Commentarius in Matthaeum II SC258. Иоанн Дамаскин , преподобный Точное изложение православной веры: Expositio fidei orthodoxae II PG 94, 781–1228; Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 2: Expositio fidei II ed. B. Kotter. Berlin, 1973. (PTS12). Русский перевод: Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры . СПб., 1894. Иоанн Златоуст , святитель Беседы на Евангелие от Иоанна: Homiliae in loannem II PG 59. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т.8. Кн.1–2. СПб., 1902. Беседы о покаянии: Homiliae 9, de poenitentia II PG 49, 277–350. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. О покаянии II Творения. Т.2. Кн.1. СПб., 1896. С.308–391. О воскресении мертвых: De resurrectione mortuorum II PG 50, 417–432. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. О воскресении мертвых II Творения. Т.2. Кн.1. С.465–481. О расслабленном, спущенном через крышу: In paralyticum demissum per tectum II PG 51, 47–64.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Обнаруженные в составе книг Коронной Метрики Польского государственного архива неизвестные ранее послания папы Пия II, униатского патриарха Константинополя Григория Маммы, митр. Исидора и самого митр. Григория (см.: Prochaska A. Nieznane dokumenta do unii Florenckiej w Polsce//Ateneum wileñskie. 1923. 7) и работа по установлению дат этих документов, предпринятая А. Ваврыком (Wawryk A. Quedam nova de provisione metropoliae Kioviensis et Moscoviensis. Ann. 1458–59//Analekta Ordinis s. Basilii Magni. Roma, 1963. V. 4. Fasc. 1–2), позволяют теперь точнее судить о действиях, предпринятых в Ватикане при поставлении митрополитом Григория. Действительно, первоначально в Риме было принято решение о разделе единой Русской митрополии, с тем что Григорию будут переданы православные епархии во владениях короля Казимира как особая митрополия Киевская, Литовская и всея Руси. 15 октября 1458 г. Григорий Болгарин был рукоположен в митрополита Григорием Маммой. Позднее, однако, намерения в Ватикане изменились. Митр. Григорий, собиравшийся в дорогу, был задержан в Риме, где митр. Исидор отказался в его пользу и от «Московской» части митрополии. В январе 1459 г. папа Пий II отправил к королю Казимиру вместе с митрополитом своего посла с просьбой способствовать признанию Григория и в Москве. О Казимире Ягеллончике как личности и правителе см. его биографию: Bogucka M. Kazimierz Jagie³³oñczyk i jego czasy. Warszawa, 1981. Упомянутая митр. Макарием грамота 1456 г. представляет собой подтверждение Казимиром более раннего привилея Владислава III о предоставлении местному дворянству равных сословных прав с польской шляхтой. Документ был адресован всем феодалам, имевшим здесь владения, в том числе и полякам-католикам, которые наравне с другими местными дворянами должны были ранее нести службу и повинности, дворянство же на территории Польши было уже давно свободно от них. Грамота (привилей) Казимира жителям великого княжества Литовского, как было установлено позднее, датируется 1447 г.— временем непосредственно перед его вступлением на польский трон (установление даты документа см.: Monumenta medii aevi res gestas Poloniae illustrantia. Cracoviae, 1894. Т. 14. S. 12). Действительно, по этому документу права и привилегии были предоставлены боярам и шляхтичам великого княжества Литовского «без всякого различия в вере», но в этом отношении Казимир следовал более раннему образцу — привилею 1434 г. Сигизмунда Кейстутовича, который и отменил ограничения, установленные Городельским привилеем. Но среди сословных групп, которым был адресован документ, представители лишь католического духовенства.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Кайся, ты не должна требовать от него здоровья, когда он болен, а должна оказывать снисхождение его немощи. Не должна ругать, когда он пьян, а молчать, чтобы не вызвать на что-либо худшее. И в трезвом состоянии ты должна не пилить его, а совместно обсудить с ним, как вам быть, чтобы общими усилиями победить его слабость. Должна ты помнить и то, что ты не безгрешна. Можно дела по внешнему виду иметь вполне правые, а глубокие душевные мотивы (т. е. причины) могут пред Богом оказаться лукавыми. Если он пьет, то надо его пожалеть. Он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может... Духом кротости исправляйте, а не руганью, упреками, ссорой, самооправданием и т.п. Таким поведением ты себя губишь; может от этого пострадать и С., тогда ты ответишь и за его душу. Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред С., сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты была и в чем-либо права), попроси прощения за все прошлое; затем дай обет Богу все делать ради мира и спасения обоих. Ты не можешь спастись без С., а он без тебя. Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963). Будем любить нам близких, но не по слепой привязанности, а по Его заповеди ( Ин. 13:34 ): Заповедь новую даю вам, да любите друг друга чисто, бескорыстно, во имя Его. Для этого от нас потребуется некоторое самоотвержение: с памятью о Нем мы должны прощать недостатки ближним нашим, стремиться послужить им, а не дожидаться, когда они нам служить будут. Сокращать, подавлять свое самолюбие с памятью о том, что мы дети (по вере) нашего Небесного Отца, Который есть вечная, всепрощающая любовь и источник блаженства вечного. Иеромонах Петр (Серегин) (1895–1982). Если супруги хотят, чтобы их брак был Таинством, если хотят создать настоящую, полноценную семью, они должны бороться с недостатками вместе, воспринимая их не как недостатки другой половины, но как свои собственные. Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.). Мать никогда не должна портить помысл детей об отце. Даже если отец виноват, она должна его оправдывать. К примеру, если отец ведёт себя плохо, то мать должна сказать детям: «Папа устал, он всю ночь работал, чтобы закончить одно срочное дело. И ведь это он для вас старается».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А. с. широко распространены в восточнослав. рукописной традиции, в особенности в XV-XVII вв.; в ряде случаев встречаются подборки А. с., включающие до 10 и более стихотворений (напр., в сборнике толкований сер. XVI в. РГАДА. Ф. 181. 478; в сборнике 1632 г. РНБ. Погод. 1615; в сборнике 1-й трети XVII в. НБ МГУ. 1356). В южнослав. традиции они известны гораздо меньше - надежно засвидетельствовано лишь неск. редакций А. с. «Аз есмь Бог» в списках XIV-XVI вв. Изд.: Амфилохий [ Сергиевский] , архим. Описание рукописей Воскресенского ставропигиального... монастыря. М., 1875. С. 140-141; Петров А. К истории букваря//Рус. школа. 1894. 4. С. 18-21; Соболевский А. И. Церковнославянские стихотворения IX-X вв. и их значение для изучения церковнославянского языка//Труды XI Археологического съезда. М., 1902. Т. 2. С. 29-34; то же// Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910. С. 3, 13-15; Демкова Н. С., Дробленкова Н. Ф. К изучению славянских азбучных стихов//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 27-61; Куев К. М. Азбучната молитва в славянските литератури. София, 1974; Д., Милтенова А. Апокрифният сборник от монастира Савина XIV в. в сравнение с други подобни южнославянски ръкописи//Археографски прилози. Београд, 1987. 9. С. 14-15; Кобяк Н. А. Азбуки толковые в сборнике XVII в. собрания МГУ 1356//Из фонда редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. М., 1987. С. 142-156. Лит.: Якобсон Р. О. Заметки о древнеболгарском стихосложении//ИзвОРЯС. 1923. Т. 24. 2. С. 354-356; Адрианова-Перетц В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М.; Л., 1937. С. 10-14; Vrana J. O postanku i karakteru staroslovenskih azbukvara i azbunih molitava//Filologia. Zagreb, 1963. K. 4. S. 191-204; Панченко А. М. Перспективы исследования древнерусского стихотворства//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 256-273; Mare š F. V. Azbuna básén z rukopisu Statni veejne knihovny Saltykova-Šedrina v Leningrade (Sign. Q.I.1202)//Slovo. 1964. K. 14. S. 5-24; Драгова Н. Втората апология на българската книга и нейните извори//Константин-Кирилл Философ: Юбилеен сб. по случай 1100-годишнината на смъртта му. София, 1969. С. 315-347; Mare š F. V. Hlaholice na Morav a v échach//Slovo. 1971. K. 21. S. 160-163; Зыков Э. Г. Судьба «Азбучной молитвы» в древнерусской письменности//ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 177-191; он же. Русская переделка древнеболгарского стихотворения//Там же. 1974. Т. 28. С. 308-316; Mo š in V. Još o Hrabru, slavenskim azbukama i azbunim molitvama//Slovo. 1974. K. 23. S. 5-71; Сказания о начале славянской письменности/Вступ. ст., пер. и коммент. Б. Н. Флори. М., 1981. С. 177-178.

http://pravenc.ru/text/63680.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010