Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Явление Пресвятой Богородицы На Почаевской горе " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Явление Пресвятой Богородицы На Почаевской горе Как гласит народное предание, записанное в старинных книгах, Явление Божией Матери на горе Почаевской было в 1240 году. Пресвятая Богородица явилась нескольким монахам и одному мирянину-пастуху по имени Иоанн. На месте, где произошло явление, Царица Небесная оставила отпечаток Своей правой стопы. С этого места забил источник целебной воды, от которой и поныне получают исцеление от всевозможных болезней верующие люди. Сия Святая гора стала с тех пор местом подвига многих монахов, приходящих под невидимый благодатный покров Пресвятой Богородицы. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: " Явление Богоматери на горе Почаевской " Россия, 1894 г. Title: Икона " Явление Богоматери на горе Почаевской " Place: Россия Date: 1894 г. Publishing house, workshop: Хромолитография Е. И. Фесенко, Одесса Material: бумага Technique: хромолитография Dimensions: 28,9х22,8 см Acquisition date: Поступил в 1950 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел) Inventory Number: ЭPГ.II-4882 Category: Гравюра Collection: Русск[...] Файл 33784.jpg:   Размер: 1472x1920, 2.83 MPix, 653 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (141) , (4) . Описание: Богоматерь Почаевская. Конец XIX - начало XX в. Материал: Дерево, левкас, Техника: Темпера, золочение. 10,9 х 8,7 х 0,8см. Национальная галерея Республики Коми. Файл 35094.jpg:   Размер: 2048x2493, 5.11 MPix, 1963 Kb. Дата: 2020-10-31, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (53) , (1) . Описание: Чудесное явление Божией Матери на горе Почаевской : Молитва к Пресвятой Богородице : [лубок]/Ценз. прот. Александр Смирнов. - Москва : Лит. Т-ва И. Д. Сытина, 1896. - л. : хромолитогр.; 38,2 х 29,4 (изобр.); 43 х 31,9 (л.) см. По нижнему полю л.: " От Моск. Дух. Ценз. Ком. печ. дозв. Москва, августа 21-го дня 1896 г. Ценз. прот. Александр Смирнов. Лит. Т-ва И. Д. Сытина, в Москве " . РГБ. Файл 35116.jpg:   Размер: 1920x2546, 4.89 MPix, 1610 Kb. Дата: 2020-11-07, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (87) , (1) .

http://pravicon.com/icon-587

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Рак или другой смертельный диагноз Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. ( Мф. 26:39 ). Ясно, что есть особое Божие определение, чтобы большинство людей умирало от рака. Болезнь безнадежна и дается время на покаяние. Вот почему так распространился рак. Если будет полезно для тебя, то Господь продлит твою жизнь для твоей пользы. Жизнь во вред для души в тысячи раз хуже смерти, если она приводит в царствие Божие. Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963). Есть такие болезни, в которых ясно можно усматривать волю Божию. Мы имеем в виду неизлечимые болезни, хотя бы рак печени и т. п... Лучше бы верующему христианину в таких случаях примиряться с болезнями и смотреть на них, как на посылаемое Господом Богом очистительное испытание. Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Господу Богу все возможно есть – не точию отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А посему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости много. Когда приходит, как темная туча, сомнение за жизнь, говорите: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покровитель мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!» И Господь оживотворит надежду в сердце вашем на спасение Его. Преподобный Антоний Оптинский (1795–1865). В последнем письме... сказала, что боишься болезни рака в груди. И всякая болезнь тяжела, тем более болезнь рака; но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: «боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». Сама знаешь, что болезнь эта большей частью происходит от тревожного состояния души, но по немощи и давней привычке не можешь удержаться от таких мыслей. Сама явно видишь, что враг под благовидными предлогами искушает тебя такими помышлениями; но под теми же предлогами не можешь не увлекаться этими мыслями, и по характеру твоему, и по особенному взгляду на вещи. Заметив и познав это искушение вражие, чаще молись Господу Богу, чтобы устроил о тебе полезное и спасительное по воле Своей святой и простил бы тебе невольные ошибки. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Умирать? Это не особенность какая. И ждать надо! Как бодрствующий днём ждёт ночи, чтобы соснуть, так и живущим надо впереди видеть конец, чтобы опочить. Только даруй, Боже, пожить о Господе, чтобы с Господом быть всегда. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Большая ошибка и немощь много заботиться о том, чтобы продлить нашу жизнь. Жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6:33 ). Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Если спросить не у кого Обращайтесь к закону и откровению. ( Ис. 8:20 ). У нас есть достаточное руководство – совесть, и невозможно, чтобы кто-нибудь был лишен ее помощи. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Поистине, если кто направит сердце свое по воле Божией то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему сообразно с его развращенным сердцем. Преподобный Дорофей Палестинский († 620). Руководство писаниями Святых Отцов ведет гораздо медленнее, слабее; на этом пути гораздо больше преткновений: книга, начертанная на бумаге, не может заменить живой книги человека. Чудная книга – ум и сердце, исписанные Святым Духом! так и дышит из нее жизнь! так и сообщается эта жизнь слушающим с верою. Но руководство писаниями отеческими сделалось уже единственным руководством ко спасению по конечном оскудении наставников. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). Если же нет руководителя человека, может руководствовать своя совесть и разум. В случае же скудости разума, может наставиться от Писания. Не унывай! Господь близ. Тому возвещай все печали и неумения. Где недостает человеческого пособия ко вразумлению, там Божия помощь непосредственно подает мысль благу, когда обращаемся к Нему, как дети к Отцу. Преподобный Моисей Оптинский (1782–1862). Воля Божия видна в заповедех Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Не ищи своего пути к Царствию Небесному, а иди тем узким, по которому тебя ведет Господь. Преподобный Иосиф Оптинский (1837–1911). Теперь могут быть такие случаи: последовать своей воле нельзя и спросить не у кого. Как же поступить? Нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости... Заповеди Божии были и есть всегда основанием жизни. Что же нужно, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним. Знать это особенно важно в настоящее время, когда так заметно оскудение наставников. Преподобный Никон Оптинский (1888–1931). В добром Бог помогает, а в худом – враги, но зависит это и от нашей воли; надо себя понуждать на добро, но умеренно, и знать свою меру. Надо изучить свою душу, что ей полезно; одному более полезно больше молиться, другому читать или писать. Преподобный Силуан Афонский (1866–1938). Руководителем теперь является Сам Господь, да отчасти книги, кто имеет их и может понимать. Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами. Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок ( Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго ( Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский) , к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония//ДВГЭ. 1894. 18. С. 17-18; То же//Кавказ. Тифлис, 1894. 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. 1829. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

2004. С. 39). Мон-рем в тот период управлял настоятель в чине архимандрита (Грамота царя Имерети Баграта IV царю Алексею Михайловичу, 1669 г.//Переписка на иностранных языках... 1861. С. 83). Рождество Христово. Роспись конхи юго-вост. апсиды кафоликона. 1660–1670 гг. Рождество Христово. Роспись конхи юго-вост. апсиды кафоликона. 1660–1670 гг. Во 2-й пол. XVII в. Н. стал усыпальницей князей Цулукидзе. В надписи, выполненной письмом мхедрули на серебряном дискосе из Агарской ц. во имя вмч. Георгия, указано, что Мераб Цулукидзе посадил на престол Никорцминдского епископа своего родного брата Симеона, а в кафоликоне Н. выстроил гробницу ( Кутателадзе. 1894. С. 59-60; Такаишвили. 1963. С. 41-42). «Великий боярин» Мераб Цулукидзе (Переписка на иностранных языках... 1861. С. 83) хорошо известен по разным источникам; при нем резиденцией этого рода стала крепость Хотеви близ Н., там же была устроена еще одна родовая усыпальница ( Соселия. 1981. Т. 2. С. 52-54). По его указу была обновлена стенная роспись Н. в 1672 г. Изображение представителей разных поколений рода Цулукидзе (некоторых - с моделью церкви в руках и с благословляющей десницей Спасителя) визуально декларировало их заслуги и права на обитель. Между 1696-1700 гг. усыпальницу Цулукидзе в Н. посетил католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742) и «исправил все незаконное» (Дарственная грамота Мераба Цулукидзе Бичвинтской Богоматери// Какабадзе С. Н. 1921. Т. 1. С. 85). Из надгробных плит уцелела лишь одна (1806 г.), в сев.-зап. апсиде, эпитафия посвящена Георгию Цулукидзе. Сохранились 2 дарственные грамоты, выданные им Н. (Там же. Т. 2. С. 100, 116). Архангелы. Рельеф тимпана сев. входа кафоликона. 1010–1014 гг. Архангелы. Рельеф тимпана сев. входа кафоликона. 1010–1014 гг. В 60-х гг. XVIII в. Н. подвергся нападению турок, «которые многое разрушили и украли драгоценности из церкви» ( Гюльденштедт. 2002. С. 122). Возможно, в это время была разрушена колокольня, о постройке к-рой говорится в приписке неизвестного лица на оборотной стороне грамоты Баграта III ( Какабадзе С.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Education and Theology While theological education has become more important than ever in light of centuries of oppression, the pervasiveness of western forms of humanistic and scholastic theological approaches, and the danger of modern secularism, a theological education which is not based upon an Orthodox understanding of theology fails us. A contemporary Russian elder, Abbot Nikon (1894- 1963), gives us an excellent summary of the objectives of theological education. Speaking of some tendencies of theological education in this time he says: Instead the students are obliged to memorize huge amounts of material. Does even one subject reach the mind, let alone the heart? … This is a conglomeration of facts — raw, undigested material. What is worse, given a weak faith and a worldly mind, the study of spiritual truth only leads to the diminution of these truths. The veil of mystery is removed from them, the depth of divine wisdom is stripped away. These truths become the subject of polemics, foreign to the student’s soul. His faith dwindles and even evaporates. In contrast to this academic approach, Abbot Nikon presents the objectives for a good theological education: A spiritual school must 1) strengthen faith; 2) teach one to pray; 3) teach one to know himself, his fallen state; 4) teach one to fight sin and temptations through the example of the Holy Fathers; 5) teach one to understand and gain a feeling for the writings of the Holy Fathers, and through them, the Gospel — to make them one’s own, dear and close to the heart, alive, answering the need of the soul in all circumstances, and not merely the subject of intellectual knowledge; 6) teach one to view the Gospel commandments not as an impediment to free living but as a path to finding … the pearl of great price for which, upon discovering it, a man gladly sells everything else, i.e. all the worldly interests and pleasures, all that the world prizes. Without these criteria there is the danger of making theology an academic subject matter, or a speculative philosophy that produces purely abstract concepts and intellectual formulations wholly foreign to faith. We should not pursue theology as such but seek to be formed in the spiritual life through guidance from holy and experienced teachers who follow the practical path of the Holy Fathers.

http://pravmir.com/academic-theology-swi...

Glycas – «Michaelis Glycae Annales», rec. I. Bekkerus, Bonn, 1836. Guib. – «Guiberti Abbatis Gesta dei per Francos», – RHC occ., IV. Guil. Ap. – Guillaume de Pouille, La Geste de Robert Guiscar, edition, traduction, commentaire et introduction par М. Mathieu, Palermo, 1961. Guil. Tyr. – Guillelmi archiep. Tyrensis Historia Hierosolymitana, – RHG occ., I. Hagenmeyer, Die Kreuzzugsbriefe – Hagenmeyer H., Die Kreuzzugsbriefe (1088–1100), Innsbruck, 1901. Hist. gr. min. – «Historici graeci minores», ed. L. Dindorf, Lipsiae, 1870–1871. Horna, Das Hodoiporikon... – Horna K., Das Hodoiporikon des Konstantin Manasses, – BZ, 13, 1904. Iohannis Euchaitorum... – «Iohannis Euchaitorum metropolitae quae in codice vaticano graeco 676 supersunt», ed P. de Lagarde. Abhandl. d. hist.-philol. Cl. d. k. Gesellsch. d. Wissensch. zu Göttingen, 28, 1882. Ioannis Tzetzae epistolae – «Ioannis Tzetzae epistolae», ed. Th. Pressel Tübingen, 1851. Jaffe, Monumenta Gregoriana. – Jaffe Р., Bibliotheca rerum germanicarum, II, Monumenta Gregoriana/, Berlin, 1865. Joranson, The spurious letter... – Joranson E., The spurious letter of Emperor Alexius, – AHR, 55, 4, 1950. Kauchtschischvili, Typicon – «Typicon Gregorii Pacuriani», ed S. Kauchtschischvili, Thbilisiis, 1963. Kroll, De oraculis chaldaicis – Kroll G., De oraculis chaldaicis, Breslau, 1894. Kurtz, Unedierte Texte... – Kurfcz E., Unedierte Texte aus der Zeit des Kaisers Johannes Komnenos, – BZ, 16, 1907. Legrand, Bibliothèque grecque vulgaire – Legrand E., Bibliothèque grecque vulgaire, I, Paris, 1880. Leib, Alexiade – Anna Comnèna, Alexiade (règne de /етре/rеи/r Alexis I Comnène 1081–1118), texte établi et traduit par B. Leib, I-III, Paris, 1937–1945. Leo Tact. – «Leonis imporatoris tactica», – PG, 107, 1863. Lup. Protosp. – Lupus Protospatharius, Rerum in Regno Neapolitano gestarum breve chronicon ab anno 860 ad 1102, – MGH SS, V. Malat. – Gaufredus Malaterra, Historia Sicula, – PL, 149. Math. Ed – Récit de la Première Croisade extrait de la Chronique de Matthieu Edesse, et traduit de arménien par M. E. Dulaurier, Paris, 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андреев см. Андреевский, Иван Михайлович Андреевский (Андриевский), Иван Михайлович (1894–1976). Родился 14 марта в Санкт-Петербурге в семье медиков. В 1913–1914 гг. учился в Сорбоннском университете во Франции на Философском факультете. Окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета, психо-неврологический институт и Богословский Институт. После окончания университета был оставлен при нем в качестве доцента. Одновременно работал в Бехтеревском институте психиатрии в должности научного сотрудника. В 1923 г. начал подпольно посещать богословские курсы и религиозно-философские кружки. Выступил против декларации митрополита Сергия в 1927 г. Арестован в 1928 г. в Петрограде и осужден на пять лет по делу «Братства преп. Серафима Саровского ». Заключение отбывал на Соловках, где общался с епископами-исповедниками. Был связан с катакомбной Церковью. После освобождения работал в 1937 г. в должности главного психиатра Новгородской областной больницы. Тайно вел семинар по изучению богословия. Затем работал врачом в Пскове. Видимо, арестован в марте 1938 г. в Пскове. Во время войны оказался на оккупированной немцами территории. Покинул Россию во время войны. Сначала оказался в Германии, а затем в 1950 г. переехал в США. Профессор нравственного богословия, апологетики и русской литературы в Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвиле (до 1971 г.). Автор многочисленных трудов, писал под псевдонимом Андреев. Скончался 30 декабря. Андрей (в миру Адриан Адрианович Рымаренко; 1893–1978), Архиепископ. Родился 15 марта в г. Ромны (Полтавская губерния). Окормлялся у прпп. оптинских старцев Анатолия и Нектария. Священник (1921) Александро-Невской церкви г. Ромны. В 1930 г. арестован. Во время Второй Мировой войны духовник киевского духовенства и Покровского женского монастыря в Киеве. Бежал с группой духовных детей в Германию. Настоятель Берлинского собора. В 1945 г. эвакуировался в Южную Германию. Служил в церкви под Штутгартом, в Вендлингине. В 1949 г. вместе с церковной общиной переехал в США. Основал Ново-Дивеевский женский монастырь. После смерти матушки (1963) принял монашество и хиротонисан во епископа Роклендского, викария Нью-Йорской епархии, в марте 1968 г. Архиепископ (1973). Скончался 12 июля в Ново-Дивеевском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

В 1674 г. церковный Собор поручил П. организацию процесса перевода на слав. язык Библии, к-рым занимался иером. Епифаний (Славинецкий) . Переводчики начали работать на Крутицком подворье, однако не завершили перевод в связи с кончиной П., а позже и Епифания (Славинецкого). Кроме того, П. руководил подготовкой к публикации «Извещения о согласнейших пометах вкратце изложенных со изящным намерением требующим учитися пения». Для работы со сборником правил знаменного пения П. по поручению царя собрал «мастеров… добре ведуших знаменное пение и знающих того знамени лица и их разводы», одним из них стал Александр Мезенец ( Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: По рукоп. мат-лам XV-XVIII вв. Л., 1972. С. 112). Среди достоинств П. Симеон Полоцкий отметил страннолюбие и нищелюбие: «...питаше священныя люди, монахи, и всяких чинов церковники и часто и доволно, приимаше странныя в дом свой, яко вторый Авраам… нескудная подаяния творяше» ( Белокуров. 1886. С. 604). П. сделал множество вкладов в мон-ри и храмы и прежде всего в Новоспасский мон-рь, где был пострижен. Монахи обители составили «Хартию» «за своими «руками», в которой описали деятельное участие П. в монастырской жизни и перечислили его богатые дары (на 2 тыс. р.): драгоценную церковную утварь, облачения, митры, иконы, кресты и проч. (Хартия Новоспасского монастыря архим. Иосифа о пожертвованиях митр. Павла// Белокуров. 1886. С. 606-611). Сохранилось духовное завещание П., написанное им в 1672/73 г. В нем он не столько распоряжается своим имуществом, сколько рассуждает о грехах, кается в них и просит прощения, обращаясь ко всем братьям во Христе (Духовное завещание Павла, митр. Сарского и Подонского. 1886). Исследователи высказывают предположения, что и завещание П. в его богословской части было написано для П. Симеоном Полоцким ( Татарский И. А. Симеон Полоцкий. М., 1886. С. 108-111), а перу П. принадлежат лишь хозяйственные распоряжения. Известны письма и грамоты П. о церковных делах и вкладах, напр., он благословил строительство придела во имя св. Феодора Стратилата при костромском Успенском соборе (1665) ( Соловьев. 1894. С. 85), возведение ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Колесниковой пуст.; писал Вологодскому архиеп. Симону о хозяйственных делах (1671), в Сундырь (ныне г. Мариинский Посад) - дьяку А. Земцову. П. написал Завет архимандриту Новоспасского мон-ря - своеобразное духовное поучение, к-рое сопрождалось вкладом (РНБ. Погод. 1963. Л. 133-137). Кроме того, по поручению П. Федор Константинов написал Чиновник, посвященный пребыванию в Москве вост. патриархов ( Зиборов. 1998. С. 7).

http://pravenc.ru/text/2578473.html

Лит.: Квашнин-Самарин Н. Исследование об истории княжеств Ржевского и Фоминского. Тверь, 1887; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 107-108; Тюменев И. Верховья Волги//ИВ. 1894. Июнь. С. 705; Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888; Голубинский. Канонизация святых. С. 140, 198-199; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Тверь, 1991р. С. 30-32; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 269; Назарова Е. Л. Место Ливонии в отношениях между Новгородом и Псковом (1-я четв. XIII в.)//Историческая археология: К 80-летию Д. А. Авдусина. М., 1998. 352-359; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси: X-XV вв. М., 1970. С. 121, 243; он же. Новгород и Литва: Пограничные ситуации XIII-XV вв. М., 1998. С. 48-60; Кузьмин А. В. Торопецкая знать в XIII в.//RM. Vol. 10. S. 67-68; Валеров А. В. Новгород и Псков: Очерки полит. истории Сев.-Зап. Руси XI-XIV вв. СПб., 2004. С. 136-144. А. В. Назаренко, Е. В. Романенко Иконография Описание облика святых в иконописных подлинниках не представлено. Однако прориси и сведения о несохранившихся иконах, немногочисленные сохранившиеся образы дают представление о сложившейся в XVII в. иконографии В. и А. Как правило, их изображали вместе, предстоящими в молении Спасителю (в облаках). Фигуры показаны в 3/4 развороте, обе руки сложены в молитвенном жесте (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-4209) или со свитком в одной руке (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-2423). У князя поверх нижнего платья ферязь, подбитая мехом, он простоволос, вьющиеся волосы спускаются на плечи, борода недлинная. Одежды А. традиционны для изображений св. жен: голова покрыта платом, поверх платья плащ. Этой иконографии соответствует икона из собрания Тверского музея (не сохр.), известная по описанию и прориси, со следующей характеристикой головного убора А.: «Голова покрыта белым платком, обернутым вокруг шеи» ( Жизневский. С. 67. Кат. 86. Рис. 3 - прорись с иконы). О распространенности данного извода свидетельствуют известия об иконах в ржевских часовнях: при храме в честь Рождества Христова (Опись Ржевской градской приходской Христорождественской ц., 1849 г.- ГА Тверской обл. Ф. 160. Оп. 1. Т. 64. Д. 19011. Л. 41) и при единоверческом кладбище ( Жизневский. Табл. IV), в Твери на соборной колокольне и в ц. во имя Двенадцати апостолов (позднее хранилась в Тверском музее, утрачена в числе др. икон в период оккупации нем.-фашистскими войсками в 1941-1943) и др.

http://pravenc.ru/text/159124.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010