Михаил Булгаков (1891–1940) — внук православного священника, сын православного священника, профессора, преподавателя истории Киевской Духовной Академии, родственник известного православного богослова о. Сергия Булгакова. Это дает основания предполагать, что Михаил Булгаков хотя бы отчасти был знаком с православной традицией восприятия мира. Сейчас для многих в диковинку, что существует какая-то православная традиция восприятия мира, но тем не менее это так. Православное мировоззрение на самом деле очень глубоко, формировалось в течение более чем семи с половиной тысяч лет и совершенно ничего общего не имеет с карикатурой, нарисованной на него, по существу, невежественными людьми в ту самую эпоху, в которую появился на свет роман “Мастер и Маргарита”. В 1920е годы Булгаков увлекается изучением каббалистики и оккультной литературы. В романе “Мастер и Маргарита” о хорошем знании этой литературы говорят имена бесов, описание сатанинской черной мессы (в романе она названа “балом сатаны”) и прочее… Уже в конце 1912 года Булгаков (ему был тогда 21 год) совершенно определенно заявил своей сестре Надежде: “Вот увидишь, я буду писателем” . И он стал им. При этом необходимо иметь в виду, что Булгаков русский писатель. А чем всегда по преимуществу занималась русская литература? Исследованием человеческой души. Любой эпизод жизни литературного персонажа описывается ровно настолько, насколько это необходимо для понимания того, какое влияние он оказал на человеческую душу. Булгаков взял западную популярную форму и наполнил ее русским содержанием, сказал в популярной форме о серьезнейших вещах. Но!.. Для религиозно несведущего читателя роман в благоприятном случае остается бестселлером, так как у него нет того фундамента, который необходим для восприятия полноты вложенной в роман идеи. В худшем случае эта самая неосведомленность приводит к тому, что читатель видит в “Мастере и Маргарите” и включает в свое мировоззрение такие идеи религиозного содержания, которые самому Михаилу Булгакову вряд ли бы пришли в голову. В частности, в определенной среде эта книга ценится как “гимн сатане”. Ситуация с восприятием романа аналогична завозу в Россию картошки при Петре I: продукт замечательный, но из-за того, что никто не знал, что с ним делать и какая его часть съедобна, люди травились и умирали целыми деревнями.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-prochteniy...

На новообразованную Варненскую и Преславскую кафедру, находившуюся первоначально в Шумене, был избран архим. Симеон , рукоположенный 21 авг. 1872 г. в К-поле с титулом «Преславский». Хотя до освобождения Болгарии митр. Симеон управлял объединенной епархией, берат на управление Варненской епархией он так и не получил. В кон. 1878 г. митр. Симеон перенес кафедру в Варну, став, т. о., законным Варненским и Преславским митрополитом. Несмотря на вхождение Варны в епархию Болгарского Экзархата, К-поль продолжал ставить на эту кафедру своих епископов. Греч. диаспорой одновременно с митр. Симеоном управляли владыки Кирилл (1875), Каллиник (1882), Гавриил (1887), Григорий (1889), Александр (1891) и Поликарп (ок. 1906). Митр. Симеон управлял епархией вплоть до своей смерти в 1937 г. Особое внимание уделял миссионерству и образованию, по его инициативе было учреждено неск. уч-щ (одно в Варне) и духовных школ, неск. народных гимназий. Велось активное храмостроительство, ок. половины церквей в епархии было построено в это время. Варненская и Преславская епархия насчитывала 36 храмов и часовен, в 1937 г. действовали 147 приходов, на к-рых служили 140 священнослужителей. После смерти митр. Симеона 26 дек. 1937 г. на кафедру был избран еп. Знепольский Иосиф (26 дек. 1937-1988). Он продолжил начинания митр. Симеона в оказании социальной помощи населению через правосл. братства, его трудами их число выросло с 10 до 27. Открылось много бесплатных столовых для детей при храмах (в 1938 было 13 городских и 48 сельских), в 1939-1940 гг. их было уже 72. В 1989 г. на кафедру был избран митр. Кирилл (Ковачёв), к-рый в наст. время ведет активную работу по возвращению Церкви ранее конфискованной государством церковной собственности. В кон. 90-х гг. ХХ в. епархия переименована в Варненскую и Великопреславскую. Неск. раз выбирались викарии с титулом «епископ Величский»: при митр. Симеоне - еп. Михаил (1926, впосл. митр. Доростольский и Червенский) и еп. Андрей (1929-1937, впосл. митр. Нью-Йоркский); при митр. Иосифе - еп. Иосиф (Босаков, с 1986 митр. Акронский).

http://pravenc.ru/text/154303.html

Осенью 1889г. было испрошено разрешение, на постройку нового холодного храма. Строительство в основном было окончено в 1891 году, а в 1892г. архитектор обследовал вновь построенный храм, и признал " что по настоящее время кладка церкви окончена вся, осталось только приложить к ней нагрудные каменные крыльца с северной и южной сторон " .  Церковь выросла пятиглавая, украшенная девятью позолоченными крестами, с колокольней, высота которой 56 метров. Территорию обнесли кованной оградой на столбах кирпичной кладки, с восточной стороны ее частью были были часовни. Храм в зимнее время отапливался из подвала, где была кочегарка и пол при этом нагревался системой дымоходов. Но хотя храм был практически построен освящение его состоялось лишь через долгих 14 лет – 11 сентября 1906 года в честь Святой Троицы. А расписываем он был с 1 мая 1927 года по 20 сентября 1928 ода живописцами М.П.Корниловым и М.А.Корниловым. В годы советской власти храм пережил немало лишений, с церкви было снято 10 колоколов, в том числе большой колокол весом 2550 кг. Когда сбрасывали колокола с колокольни, для их более «мягкой посадки» использовали крышу паперти. Кованная железная ограда была срезана для кузнечных и прочих хозяйственных нужд. Но участь полного разрушения миновала её. В 1928 году храм был закрыт и использовался в качестве складского помещения. Но все же решением исполкома Санчурского районного совета народных депутатов от 1 июля 1930 года за восточная часть храма была передана церковному совету, до этого используемая колхозом имени Тимирязева под хранение зерна. В обязанность церковному совету вменялось обеспечение сохранности передаваемой части храма как архитектурного памятника. Поэтому, пока теплый храм был отобран у верующих, богослужение совершалось в холодном (летнем) храме даже зимой. Перед самой войной в 1940 году оба храма были опять изъяты у Церкви, но в марте 1946 года зимний храм вернули верующим и там начались богослужения. Летний же храм продолжали использовать как складское помещение еще почти 40 лет.

http://sobory.ru/article/?object=09235

ПБ – Письмо к г. Бунзену. ПЛ – Письмо к Монсеньору Лоосу, епископу Утрехтскому. ПО – Православное обозрение (М., 1860–1891). Св. Серафим – Беседа преп. Серафима о цели христианской жизни//Русский паломник (Platina СА). 1900. Тютчев – Федор Иванович Тютчев. Кн. 1. М., 1988 (ЛН. Т. 97). Флоровский – Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. ЦО – Церковь одна. Baron – Baron Ρ., L " abbé. Un théologien laïc ortodoxe russe au siècle Alekxis Stépanovitch Khomiakov (1804–1860). Son ecclésiologie – exposé et critique. Roma, 1940 (OCA, Birkbeck – Birkbeck W J. Russia and the English Chuch. During the Last Fifty Years. Vol. l. London, 1895. Gratieux 1, 2, 3 – Gratieux A. A. S. Khomiakov (1804–1860) et le Mouvement slavophile. Vol. 1, 2. Paris, 1939 (Unam Sanctan, N 5, 6). (Vol.3) Le Mouvement slavophile à la veille de la Révolution. Dmitri A. Khomiakov. Paris, 1953 (Unam Sanctan, N25). EL – Khomiakov A.-S. L " Eglise latine et le protestantisme au point de vue de L " Eglise d " Orient. Lausanne et Vevey, 1872. Ir – Irenikon. Amay-sur-Meuse-Chevetogne, 1924–. ОСА – Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1937 – (NN 101–). OCP – Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1937 – O " Leary – O " Leary P. P., OP. The Triune Church. A Study in the Ecclesiology of A.S. Khomiakov. Freiburg, 1982 (Okumenische Beihefte zur Freiburger Zeitschrft fur Rhilosophie und Theologie, 16). PC – Patrologiae cursus completus. Accurante T. – P. Migne. Series graeca. T. 1–161. Parisiis, 1857–1865. Podskalsky – Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrshaft (1453–1821). Die Ortodoxie im Spannungsfeld der nachreformatorischen Konfessionen des Westers. München, 1988. Suttner – Suttner E. Offenbarung, Gnade und Kirche bei A.S. Chomiakov. Würzburg, 1967 (Das östliche Christentum. N. F. H. 20). Florovsky I, II, III – Florovsky G. Collected Works. Belmont, Mass. Vol. I. Bible, Church, Tradition: An Eastern Orthodox Vlew. 1973. Vol. II. Christianity and Culture. 1974. Vol. III. Creation and Redemption. 1975.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Поначалу церковь была приписана к Ишимскому духовному училищу, а комитет по постройке с 1885 года возглавлял настоятель Богоявленского собора, член правления вышеозначенного училища, протоиерей Алексий Федюшин; с декабря 1891 года его сменил священник Николай Гвоздицкий. Главный престол храма в честь Святителя и Чудотворца Николая освящен 26 ноября 1892 года, а справа от него, в южной части храма, устроен небольшой придел в честь святого благоверного и Великого князя Александра Невского на средства купца Александра Порфирьевича Кутырева. В 1920-е годы церковь была передана обновленцам. После закрытия в 1930 г. Богоявленского собора она стала кафедральным собором Ишимской обновленческой епархии. В летнюю ночь с 23 на 24 июня 1937 года, в день памяти святителя Иоанна Тобольского, в Ишиме арестовали всех священнослужителей. Среди них были настоятель Никольской церкви Иосиф Моисеев и священник Михаил Аталыков. Формально Никольскую церковь не закрыли. Но стадо, оставшееся без пастыря и основательно поредевшее в дни репрессий, постепенно рассеивалось. Тактика «естественного самораспада» общины была излюбленным приемом властей, инсценировавших «законность» закрытия якобы пустующих и разрушающихся от бесхозяйственности храмов. 9 марта 1940 года исполком Ишимского горсовета постановил: церковь закрыть, ценности реализовать, «внеся деньги в Государственные фонды», в помещении храма предложить открыть клуб. В 1943 году начинается период смягчения политики государства по отношению к религиозным организациям. В стране открываются монастыри, храмы, духовные школы, появляется возможность провести выборы Патриарха. В этот год в Ишим переводят ссыльного Епископа Афанасия Ковровского (Сахарова). Он – один из составителей службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, участник Всероссийского поместного собора 1917 года, пострадавший за твердое стояние в вере Христовой и верность святооотеческим правилам. Поскольку в Ишиме не осталось ни одного священника, православные жители города обратились к Владыке Афанасию с просьбой возглавить возрожденный приход при одном из храмов. Епископ дал принципиальное согласие. Однако 7 ноября он был вновь арестован и продолжил исповеднический путь в сибирских лагерях…

http://sobory.ru/article/?object=12877

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Брянской епархии: протодиакона Серафима (Василенко; 1905 — 13 октября 1937); от Йошкар-Олинской епархии: протоиерея Сергия (Стрельникова; 1887 — 8 августа 1937); от Московской епархии: протоиерея Павла (Ансимова; 1891 — 21 ноября 1937), протоиерея Александра (Цицерова; 1884 — 9 сентября 1939), иеромонаха Космы (Магды; 1904 — 15 декабря 1937), диакона Димитрия (Троицкого; 1884 — 21 сентября 1937), послушницы Наталии (Баклановой; 1880 — 31 марта 1938), послушницы Ксении (Петрухиной; 1897 — 20 марта 1938), послушницы Анны (Гороховой; 1896 — 20 марта 1938), Феодора (Гусева; 1874 — 1 февраля 1940), Параскевы (Кочневой; 1890 - 8 апреля 1939); от Рязанской епархии: протоиерея Михаила (Кобзева; 1874 — 23 декабря 1937); от Санкт-Петербургской епархии: протоиерея Михаила (Чельцова; 1870 — 7 января 1931); от Санкт-Петербургской и Тверской епархий: епископа Шлиссельбургского Григория (Лебедева; 1878 — 17 сентября 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об обращении Преосвященного архиепископа Токийского, митрополита всея Японии Даниила с просьбой об оказании содействия в возрождении монашеской жизни в Японской Автономной Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Герасима (Шевцова) командировать в распоряжение Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви митрополита Токийского Даниила для оказания содействия в организации монашеской общины. ЖУРНАЛ 48 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, председателя Синодальной Богослужебной комиссии, о подготовленной комиссией Службе общей преподобномученику Российскому XX века единому.

http://sedmitza.ru/lib/text/429889/

Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества. Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было “дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” ( Флп 1:29 ), Освященный Архиерейский Собор единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1 . Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. 2 . Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили: от Алма-Атинской епархии: митрополита Алма-Атинского Николая (Могилевского ; 1877–1955) митрополита Горьковского Евгения (Зернова; 1877–1937) архиепископа Воронежского Захарию (Лобова; 1865–1937) архиепископа Семипалатинского Александра (Щукина; 1891–1937) епископа Липецкого Уара (Шмарина; 1880–1938) епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова; 1868–1921) епископа Стародубского Дамаскина (Цедрика; 1877–1937) архимандрита Вениамина (Зыкова; 1870–1937) архимандрита Григория (Ребезы; 1872–1937) архимандрита Маврикия (Полетаева; 1880–1937) архимандрита Феогена (Козырева; 1862–1939) протоиерея Александра Сереброва (1868–1937) протоиерея Александра Скальского (1867–1933) протоиерея Владимира Джуринского (1885–1920) протоиерея Владимира Цидринского (†1920) протоиерея Димитрия Рождественского (1868–1921) протоиерея Евфимия Горячева (1884–1937) протоиерея Иоанна Гранитова (1875–1920) протоиерея Иоанна Малиновского (1881–1937) протоиерея Иоанна Родионова (1881–1937) протоиерея Константина Михайловского (1874–1937) протоиерея Николая Романовского (1869–1937) протоиерея Николая Сущевского (†1923) протоиерея Павла Добромыслова (1877–1940) протоиерея Стефана Пономарева (1878–1933)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества. Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было " дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него " (Флп. 1, 29), Освященный Архиерейский Собор единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили: от Алма-Атинской епархии: митрополита Алма-Атинского Николая (Могилевского; 1877-1955) митрополита Горьковского Евгения (Зернова; 1877-1937) архиепископа Воронежского Захария (Лобова; 1865-1937) архиепископа Семипалатинского Александра (Щукина; 1891-1937) епископа Липецкого Уара (Шмарина; 1880-1938) епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова; 1868-1921) епископа Стародубского Дамаскина (Цедрика; 1877-1937) архимандрита Вениамина (Зыкова; 1870-1937) архимандрита Григория (Ребезы; 1872-1937) архимандрита Маврикия (Полетаева; 1880-1937) архимандрита Феогена (Козырева; 1862-1939) протоиерея Александра Сереброва (1868-1937) протоиерея Александра Скальского (1867-1933) протоиерея Владимира Джуринского (1885-1920) протоиерея Владимира Цидринского († 1920) протоиерея Димитрия Рождественского (1868-1921) протоиерея Евфимия Горячева (1884-1937) протоиерея Иоанна Гранитова (1875-1920) протоиерея Иоанна Малиновского (1881-1937) протоиерея Иоанна Родионова (1881-1937) протоиерея Константина Михайловского (1874-1937) протоиерея Николая Романовского (1869-1937) протоиерея Николая Сущевского († 1923) протоиерея Павла Добромыслова (1877-1940)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Минского и Белорусского Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Сопредседателя комиссии по проведению празднования, посвященного 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Возложить ответственность за проведение празднования, посвященного 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского в городе Курске, на Преосвященного Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Астраханской епархии: священника Григория Хлебунова (1873 — 6 марта 1930); от Екатеринбургской епархии: священника Феодора Располова (1891 — 8 (21) июля 1918); от Московской епархии: архимандрита Серафима (Щелокова; 1877 — 21 октября 1937), протоиерея Николая Заболотского (1876 — 15 декабря 1937), протоиерея Александра Виноградова (1884 – 22 сентября 1942), священника Сергия Гусева (1886 — 31 октября 1937), священника Евгения Васильева (1892 — 24 ноября 1937), священника Иоанна Соловьева (1894 — 9 августа 1941), священника Александра Лихарева (1876 — 17 марта 1938), священника Алексия Никонова (1881 — 29 октября 1938), священника Феодора Грудакова (1889 — 26 ноября 1940),

http://mospat.ru/archive/86334-zhurnaly-...

Соборное духовенство принимало участие во всех важных событиях: осада города пугачевцами в 1774 году, пожары, посещение города духовными и светскими особами, в первую очередь 20–21 июля 1891 года наследником престола Николаем Александровичем, крестный ход с чудотворной Табынской иконой Божией Матери. Все создаваемые в городе церкви сначала были приписными к собору. На 1913-й год при соборе существовали три приходских и три городских училища, одна приходская школа. Наиболее известными священниками были Ф. Галяховский, С. Бирюков, Д. Озерецковский, Г. Аманацкий, И. Тернов, П. Сементовский, В. Лавровский, В. Петропавловский, А. Будрин, М. Менстров, И. Ильин, Г. Троицкий. В 1918 году в соборе, как и в других храмах России, была произведена опись имущества, изъяты ценности, церковное здание муниципализировано как «молитвенный дом». В 1920-х годах, с образованием Челябинской и Троицкой епархии, Свято-Троицкий храм стал кафедральным собором. В 1930-е годы предпринимались попытки закрытия собора, в мае 1940 года исполком горсовета депутатов трудящихся просил районный и областной советы закрыть собор. В опустошенном здании располагались склад, общежития, спортзал и др. В 1997 году храм был возвращен верующим, 7.03.1998г. состоялось освящение собора. В 2003 году группой художников-реставраторов объединения «Росреставрация» Министерства культуры РФ начаты реставрационно-консервационные работы на стенописи собора. Художником-иконописцем Ю.С. Кадомцевой пишутся иконы для иконостаса. В 2012 году художниками-иконописцами С.Н. Коломыцевым и В.Б. Ярцевой в куполе реконструирована роспись, исходя из остатков живописи XIX века.  Елена Королева, http://troitsk-eparchy.ru/temples/1/ Свято-Троицкий собор - первое в Троицкой крепости каменное сооружение - занял особое место в структуре города. Он - визитная карточка Троицка, господствующая доминанта планировочной структуры города, он же играет значительную роль в формировании силуэта и панорамы исторической городской застройки. Троицкая крепость, предшествующая городу, была заложена в 1743 году. Поначалу в крепости существовала т. н. " полотняная " церковь. " Палатка, как говорит предание, стояла на Соборной улице. В 1861-1864 г. место, где стояла палатка, долгое время не было застроено и принадлежало уездному училищу. В 1898 году на сем месте отстроено прекрасное здание для трёхклассного городского училища " . Полотняную церковь вскоре сменила деревянная. Возле этой церкви разместились первые захоронения военного гарнизона. До нашего времени этот храм также не сохранился. Известно, что место, где стояла та самая деревянная церковь, Троицкая дума в 1843 году предоставила диакону Базанову для постройки дома. Что касается описываемого храма, то его закладка состоялась в 1754 году, то есть через 20 лет после закладки Троицкой крепости на берегу рек Уй и Увелька. В этом мероприятии принял участие приехавший оренбургский генерал-губернатор И. И. Неплюев.

http://sobory.ru/article/?object=11854

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010