28 июля 1938 г. А. был арестован и заключен в тюрьму, 17 июля 1939 г. военный трибунал Харьковского военного округа приговорил его к 10 годам тюремного заключения. 5 янв. 1940 г. приговор был отменен и дело возвращено на доследование, но в мае того же года А. скончался в тюремной больнице. На следующий день в городской судебно-медицинский морг был доставлен труп старика с документом, в к-ром была указана фамилия Петровский, с предписанием похоронить. Вскоре, однако, было получено указание возвратить труп в тюрьму. Работник морга, служивший иподиаконом у А., и привратник, впосл. ставший священником, сразу узнали А.; в тюрьму были отправлены останки др. человека с документами архиепископа, а тело А. было вывезено из морга. Ночью монахи и близкие почитатели А. облачили его в архиерейские ризы, совершили отпевание и с благоговением похоронили на кладбище с. Залютина в стороне от общего места захоронения, обозначив могилу особым знаком. 22 июня 1993 г. определением Синода УПЦ А. прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии; Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 45-46; Польский. Т. 2. С. 78-83. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64132.html

Амвросий (Полянский Александр Алексеевич ; 1878 – 20 декабря 1932), священ- ноисповедник, епископ Подольский и Брацлавский. Арестован в ноябре 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Амвросий Медиоланский (4 апреля 397), святитель Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич ; 1873 – 22 мая 1965), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей Анастасия, заключенная монахиня Андреев Геннадий Андреевич (наст. фам. Хомяков, псевд. Н. Отрадин; 1909(10) – 4 февраля 1984), эмигрант второй волны, публицист. Автор воспоминаний о Соловках Андреев Иван Дмитриевич (1867 – 28 июня 1927), историк Церкви Андреев Федор Константинович (1887 – 23 мая 1929), протоирей, богослов Андреевский Иван Михайлович (1894 – 30 декабря 1976), богослов, психиатр, публицист. Автор воспоминаний о Соловках Аничков Евгений Васильевич (1866 – 22 октября 1937), отец И. Е. Аничкова, кадет Аничков Игорь Евгеньевич (1891 – 21 мая 1978), офицер. Арестован в февраля 1928 г. «по делу А. А. Мейера», приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки Аничкова Анна Митрофановна (ум. 1935), мать И. Е. Аничкова Аничкова Елизавета Евгеньевна (по мужу – Евреинова; 1894 – 5 ноября 1940), сестра И. Е. Аничкова. Расстреляна Аничкова Татьяна Евгеньевна, сестра И. Е. Аничкова Антипина Эдита Федоровна, лагерный главврач Антоний (Панкеев Василий Александрович; 1882 – 1 июня 1938), священномученик, епископ Белгородский. Арестован в сане епископа Мариупольского, викария Екатеринославской епархии в сентябре 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863 – 10 августа 1936), митрополит Киевский и Галицкий, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей Антоний Великий (30 января 356), преподобный Анциферов Михаил Сергеевич (род. 1942), внук Η. П. Анциферова Анциферов Николай Павлович (1889 – 2 сентября 1958), культуролог, филолог, краевед. Автор воспоминаний о Соловках

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний (Храповицкий) , митрополит. Учение о пастыре, пастырстве и об исповеди. Нью-Йорк, 1966. Антонов В. В., Кобак A. B. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия: В 3 т. СПб., 1996. Апостол. СПб., 1860. Аверкий, архиепископ. Отец Иоанн Кронштадтский , как Пророк Божий, посланный России для вразумления. Jordanville, N.Y., 1963. Августин (Никитин) , архимандрит. Православный Петербург в записках иностранцев. СПб., 1995. Балуев Б. П. Политическая реакция 80-х годов XIX века и русская журналистика. М., 1971. Бартенев Я. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX века. Л.,1984. Батс Р., Марченко В. Духовник царской семьи, святитель Феофан Полтавский. 1874–1940. Platina, Calif.; Москва, 1994. Биография о. Иоанна Кронштадтского . СПб., 1895. Благовидов Ф. В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II. Казань, 1891. Богданович Е. Открытое письмо старосты Исаакиевского Собора г. Пашкову. СПб., 1883. Болдовский А. Г. Возрождение церковного прихода. Обзор мнений печати. СПб., 1903. Большаков Н. Я. Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1910; репр. СПб., 1995. Большаков Н. Я. Ложная защитница православия и «Черные Вороны». Прил. 3 «Кронштадтского маяка». СПб., 1908. Большаков Н. Я. Правда о секте иоаннитов. СПб., 1906. Булгаков М. Мастер и Маргарита. Франкфурт-н. М., 1969. Булгаков С. (прот.). Автобиографические заметки. Париж, 1946. Булгаков С. В. Настольная Книга для священно-церковно служителей. Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства: В 2 т. Харьков, 1900. Буткевич Т. Я. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. Быстров Н. Религиозно-нравственные собеседования в Ильинской церкви погоста Муравейна, Островскаго уезда//Псковские епархиальные ведомости. 22 (15 ноября 1896 г.). Варжанский Н. В чем вера Л. Н. Толстого. Народно-популярный эскиз. СПб., 1911. В. Г. Короленко в воспоминаниях современников/Сост. Т. Г. Морозова и др. М., 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Барсов Т. В. О правилах карфагенского собора//Христианское чтение. 1879. Барсуков Т. Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью. М., 1878. Бартенев П. И. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1858. Бахрушин С.В. Научные труды. Т. III. М., 1955. Белокуров С.А. Арсений Суханов. Ч. 1. Биография Суханова//ЧОИДР. 1891. Т. I и II; Ч. II. Сочинения А. Суханова//ЧОИДР. 1894. Т. II (есть отд. издание). Белокуров С.А. Из духовной жизни московского общества XVII в. М., 1902. Белокуров С. А. Свидетельство Сильвестра Медведева о никоновском исправлении книг//Христианское чтение. 1886. Т. IV. Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Т. I. Богословский М.М. Земское самоуправление на русском севере в XVII веке. М., 1909. Т. I-II (ЧОИДР. 1909). Богословский М.М. Петр I. Материалы для биографии. Т. I. М., 1940. Бонч-Бруевич В.Д. Материалы к изучению русского сектантства и раскола. СПб., 1908. Т. I. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. СПб., 1898. Брикнер А. Патрик Гордон и его дневник. СПб., 1878. Броневский В. История Донского войска. СПб., 1834. Т. I. Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века. М.—Л., 1947. Булавинское восстание: Сборник документов. М., 1935. Бухтарминские старообрядцы. М.—Л., 1930. Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерк русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. Пг., 1916. Введенский В. Протопоп Даниил//Богословский вестник. 1913. 4. Веселовский С.Б. Памятники первых лет русского старообрядчества. II. Документы о постройке Пустозерской тюрьмы, о попе Лазаре, Иване Красулине и Григорее Яковлеве. СПб., 1914 (ЛЗАК. Т. 26). Викторовский П. Западно-русские дворянские фамилии, отпавшие от православия в конце 16 и в 17 веке//ТКДА, 1908. Виноград Российский – см. Семен Денисов. Виноград российский или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. Виноградский Н. Церковный Собор в Москве 1682 года. Смоленск, 1899.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

В 1905 году вышла его магистерская диссертация, после чего архимандрит Феофан был возведен в звание экстраординарного профессора, а также утвержден в должности инспектора Академии. В том же году он был впервые принят Государем Императором Николаем и вскоре получил предложение стать духовником Царской Семьи. Архимандрит Феофан не был политическим или административным советником Императора –– он был “совестью Царя” и оказывал доброе влияние на всю Августейшую Семью. 1 февраля 1909 года его назначили ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через три недели, 22 февраля, в соборе Александро-Невской Лавры Первенствующий Член Святейшего Синода, Высокопреосвященный Антоний (Вадковский) и другие прибывшие в столицу иерархи совершили хиротонию архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Новопосвященный епископ Феофан получил в подарок от Государя Николая Государыни Александры Федоровны и всей Августейшей Семьи панагию, такую же, какую носил затворник Вышенский Преосвященный Феофан, – с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, провел владыка Феофан в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом. Он прошел путь от студента Академии до ее ректора. Особое место в эти годы в его душе занимал Валаамский монастырь, где он часто уединялся. Нередко также он ездил к старцам в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, где в начале ХХ века подвизались два благодатных старца – отец Исидор и отец Варнава. В 1910 году был переведен в Крым – на Симферопольскую кафедру. 25 июня 1912-го святитель Феофан назначен епископом Астраханским. На новом месте служения Владыка перенес изнурившую его малярию, обострились и давнишние болезни горла. В следующем, 1913-ом, году владыка Феофан возвратился в центральный регион империи – в Полтаву – с повышением в сане: архиепископ Полтавский и Переяславский. На Полтавской кафедре архиепископ Феофан прослужил до 1919 года. О служении в этом городе в книге “Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874– 1940)” рассказывается так:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

В 1918 году Соборной площади не стало. На смену приходили новые названия, и кафедральный собор теперь располагался на Площади 1 мая. С 1940 года – имени Ленина. А красавец Троицкий собор, гордость города, в 1936 году был взорван. Как, впрочем, большинство храмов Симбирска. В 1924 году город переименовали в Ульяновск. До известных событий 1917 года Симбирск было принято считать дворянским городом. Его даже называли «барином на Волге». Здесь жили и творили в разное время знаменитые подданные Российской империи: Николай Карамзин, Иван Гончаров, Аполлон Коринфский, Николай Языков, Денис Давыдов и… Илья Ульянов. Симбирск и Ульяновы Отец Владимира Ильича был чиновником от образования. В какой-то степени и борцом за права и свободы: Илья Николаевич ратовал за всеобщее равное для всех национальностей образование. Но по-настоящему известным директор народных училищ Симбирской губернии стал не благодаря трудам на педагогической ниве. «Славу» Ульянову принесли дети-революционеры: Александр, Владимир, Дмитрий и Мария. В 16 лет Владимир Ульянов сорвал с себя крест и бросил его на землю Сами дети вспоминали об Илье Николаевиче как о человеке религиозном. Вот что писала о нем дочь Анна: «Отец наш был искренне и глубоко верующим человеком и воспитывал в этом духе детей. Дома дети видели искренне убежденного человека, за которым шли, пока были малы». Мать Ульяновых Мария Александровна «не была богомольна и одинаково мало посещала как русскую церковь, так и немецкую». Несмотря на старания отца воспитать детей в вере, увлечение их с ранних лет революционными идеями пересилило. Интеллигенция того времени с презрением относилась к православной вере. В 16 лет Владимир Ульянов сорвал с себя крест и бросил его на землю. Позже, заполняя анкету всероссийской переписи членов РКП(б), Ленин напишет об этом. Илья Ульянов умер от кровоизлияния в мозг в январе 1886-го. Спустя год за покушение на императора Александра III казнили Александра – старшего сына. В 1891 году от брюшного тифа в Петербурге умирает Ольга Ульянова. Владимир, Анна, Дмитрий и Мария стали яростными революционерами, а впоследствии – государственными деятелями СССР.

http://pravoslavie.ru/112801.html

В 1932 г., после закрытия воронежского Троицкого Смоленского собора, Воронежский архиеп. сщмч. Захария (Лобов) перенес кафедру в Успенскую ц. Часть клириков храма уклонились в обновленчество (Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) объявил штат Успенской ц. состоящим в расколе). По доносу клириков, уклонившихся в раскол, были арестованы архиепископы Захария и Петр (Соколов) . В февр. 1940 г. Успенский храм был закрыт и передан горсоветом Осоавиахиму. Во время Отечественной войны сгорела кровля трапезной и неск. куполов храма, в стенах образовались трещины. Летом 1946 г. храм передали Гос. архиву Воронежской обл., в кон. 40-х гг. во время ремонта были уничтожены росписи. В 1969 г. Успенская ц. перешла в ведение краеведческого музея, приобрела статус памятника архитектуры республиканского (позже федерального) значения. Перед празднованием 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. и 300-летия Военно-морского флота была устроена гидроизоляция храма (после 1972 в результате затопления чаши Воронежского водохранилища храм оказался в болотистой местности). В сент. 1996 г. Успенская ц. была передана Воронежской епархии, стала приписной к Никольской ц., в авг. 2001 г. приобрела самостоятельный статус. В нояб. 1998 г. Успенский храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 8 мая 2002 г. по благословению Воронежского митр. Мефодия (Немцова) в церкви была установлена мемориальная доска в память о воронежских моряках, погибших на подводных лодках «Комсомолец» и «Курск» (автор - скульптор А. И. Кожевников). 12 июня 2002 г. на острове у храма воздвигнут деревянный крест в память 330-летия рождения имп. Петра I. В следующем году в храм передали флаг атомной подводной лодки «Воронеж». Арх.: РГАДА. Ф. 141. Д. 1. Ч. 2. Л. 45-48; ГАОПИ ВО. Ф. 9353. Арх.-следств. дела. Оп. 2. Д. 6014 [Арх.-следств. дело З. П. Лобова]; Оп. 2. Д. 23242 [Арх.-следств. дело П. И. Соколова]. Ист.: Мат-лы для истории Воронежской и соседних губ.: Воронежские писцовые книги. Воронеж, 1891. Вып. 2. С. 18-19; Окладные книги Рязанской митрополии 1676 г.: Воронежский и Елецкий уезды/Предисл. Н. И. Поликарпова//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 105; Мат-лы по истории монашества на Дону/Сост. П. В. Никольский//Там же. 1903. Вып. 2. С. 212-213; Лукин Ф. М. Успенская ц. (бывш. Успенский мон-рь)//Там же. 1905. Вып. 5. Прил. С. 64-69.

http://pravenc.ru/text/155262.html

В состав прихода входят, кроме села, деревни: Иванцева, Деревнищи, Лескова, Федотиха, Поздняки и Запутная, причисленная к Знаменскому приходу в 1793 г. по просьбе помещика Веселицкого, в коих числится муж. пола 1120 душ, жен. пола 1158 душ. В причте по штату 1885 г. состоят: священник, диакон и псаломщик. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г. Комментарии и обсуждение В Знаменском служили священнки: с 27 июня 1775 г. по 6 июня 1781 г. Симеон Васильев. С 28 июня 1781 года по 1830 год Епифаний Симеонов. С 30 ноября 1830 г. по 1852 год Карп Яковлев. С 30 ноября 1852 года по 1862 год Иосиф Иоаннович Арбеков. с 27 февраля 1865 года по 1905 год Илья Кузьмич Лагов. С 1905 года по 1914 год Павел Иоаннович Надеждин. с 1914 года Иоанн Григорьевич Успенский. В 1940 году священник Михаил Андреевич Кедров был арестован и сослан на Колыму, где ему была уготовлена участь принять мученическую смерть в числе других отправленных в 1942 году по реке на льдине. До закрытия церкви, которая последовала в июле 1942 года, служил Сергей Осипович Троицын. Он также был арестован, но в 1947 году был отпущен и он продолжал свою миссию в церкви, что находилась в селении Низком. 20 марта 2007. Настоящая каменная церковь, сооружение которой начато в 1849 г., построена на средства помещицы Александры Васильевны Веселицкой. (по материалам ГАРО, ф. 627, оп. 240) Первый священник с. Знаменское, Симеон Васильев, до рукоположения во иерея в Знаменское был дьячком с. Вышелес (тогда - Владимирского, с 1778 г. - Егорьевского уезда). По Исповедной росписи 1770 г., он родился в 1732 г. (38 лет). Второй священник, Епифаний Симеонов - его сын. По той же Исповедной росписи с. Вышелес, родился в 1754 г. До рукоположения - дьячек в с. Знаменское. Его брат Феофан Симеонов (1759 - пос. 1832) - пономарь, затем диакон в Знаменском. Сменивший Епифания Симеонова Карп Яковлевич Лебедев (1810 - 1852) был сыном диакона с. Стружаны Рязанского уезда. Два последующих священника - И.И. Арбеков (30 лет по Клировой ведомости 1860) и И.К. Лагов (29 лет по Клировой ведомости 1870) - оба были зятьями К.Я. Лебедева, мужьями его дочерей Евдокии и Натальи соответственно. Арбеков был уволен за штат в связи " с расстройством умственных способностей " , на 1900 г. ещё был жив, но находился в Рязанском доме умалишенных. Среди детей И.К. Лагова известны Иоанн (на 1900 г. священник с. Ибердус Касимовского уезда, 32 г.), Егор (Георгий) (на 1900 г. псаломщик с. Княжое (Княжево) Егорьевского уезда, 27 л.), Михаил (священник с. Еголдаево Ряжского уезда, 25 л. в 1900 г.), Александр (23 г. в 1900 г., обучался в Юрьевском университете), Петр (1880 - 1943, окончил Московскую духовную академию, протоиерей в Москве, был репрессирован, умер в Рязани, см. о нём http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=5970 ) и др.

http://sobory.ru/article/?object=02790

До упразднения в 1764 г. Менюжская обитель была приписана к новгородскому в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рю . К нач. XIX в. в деревянной Свято-Троицком храме в дер. Менюше (Менюж), построенном на месте бывшего монастырского храма, который сгорел в 1780 г., существовал придел во имя И. и Иоанна, в к-ром под спудом почивали мощи святых (ИРИ. Кн. 5. Стб. 65). В «Патерике Новгородских чудотворцев» Паисия Кривоборского 1831 г. (РНБ. Собр. Александро-Невской лавры. 9. Л. 35 об.) под заголовком «Житие праведных Иоанна и Якова, Минюжских чудотворцев» указано, что они «опочивают под спудом… в деревенной особой во имя их церкви» (на поле приписано: «Бысть в лето 7000»),- по всей видимости, речь идет о Свято-Троицкой ц. с посвященным И. и Иоанну приделом. Память отроков указана в «Повести о российских святых угодниках» (РНБ. Q.I.382. Л. 17 об., XVIII в.) и в перечне Новгородских чудотворцев (РНБ. Погод. 1940. Л. 31 об., XVIII в.). Существуют тропарь и кондак святым (Минея (МП). М., 2002. Июнь. Ч. 2. С. 311; Святые Новгородской земли. 2006. С. 1164). Деревянная приходская Свято-Троицкая ц. с приделом во имя И. и Иоанна по повелению имп. Николая I Павловича и на дарованные им средства (по преданию, в благодарность жителям Менюши за то, что в холерные годы в военных поселениях в этом районе не было бунтов) была заменена на каменную в 1837 - дек. 1841 г. В 1859 г. в храме над могилой И. и Иоанна была установлена сооруженная на пожертвования медная посеребренная гробница с изображениями перенесения мощей св. младенцев в Менюшу, явления святых охотникам, извлечения гробов из озера и нахождения И. убитым. В 1891 г. к Свято-Троицкой ц. был пристроен придел во имя свт. Николая Чудотворца. 28 сент. 1895 г., после окончания работ по ремонту и расширению храма, Новгородский и Старорусский архиеп. Феогност (Лебедев) освятил главный престол храма во имя И. и Иоанна. В ходе перестройки пещера над могилой святых была расширена, над могилой устроена мраморная рака с серебряной доской наверху с изображением И. и Иоанна.

http://pravenc.ru/text/200323.html

Жители Лимасола были недовольны тем, что из-за перемещения церковно-адм. центра епархии в Ларнаку их город стал второстепенным по значению. Так, в 1869 г. на собрании представителей Лимасольского окр. говорилось о необходимости строительства в Лимасоле новых зданий митрополии, потому что в том состоянии, в котором она находилась, была «недостойна своего названия» (Ibid. Σ. 245). Интенсивное развитие Лимасола началось с 1878 г., в период брит. правления. Первым из Китийских митрополитов, проживавших в Лимасоле больше времени, чем в Ларнаке, был Киприан (Икономидис; 1868-1886). Из-за этого жители Ларнаки в 1882 г. пригрозили сделать митрополитом Китийским Хрисанфа (Иоаннидиса) Киринийского, а Киприана оставить митрополитом Лимасольским и Курийским (Ibid. Σ. 313). После этого Киприан вернулся в Ларнаку. Значительное внимание Лимасолу уделил Китийский митр. Мелетий (Метаксакис; 1910-1918; впосл. К-польский патриарх Мелетий IV и Александрийский патриарх Мелетий II). Он построил новую митрополичью резиденцию (архит. З. Вондас из Александрии), в 1911 г. освятил величественный храм Агия-Напа (1891-1903, архит. Г. Пападакис), к-рый стал кафедральным собором вместо небольшой ц. преподобных Андроника и Афанасии (1835-1850). На свои средства он начал восстановление мон-ря св. Иоанна Предтечи (Меса-Потамос), в котором поселил 3 монахов из Ставровуни и хотел создать Земледельческую школу. При разработке проекта Уставной хартии Кипрской Православной Церкви 1914 г. митр. Мелетий первым высказал идею о выделении из состава Китийской митрополии Лимасольской. Кафедральный собор Панагии Кафолики. 50-е гг. XX в. Кафедральный собор Панагии Кафолики. 50-е гг. XX в. Большую роль в развитии духовной жизни в епархии сыграл эконом ц. Св. Троицы в Лимасоле свящ. Соломон Панагидис. Он создал первые на Кипре катехизаторскую школу (1933), правосл. лагеря (1937), правосл. молодежную организацию (1939) и открыл вечернюю школу (1940). В 30-40-х гг. при приходах стали возникать кружки и общества, напр.

http://pravenc.ru/text/2110505.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010