Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич), митр.Крутицкий и Коломенский Родился 31 декабря 1891 года (по н/ст.13 января 1892 года) в г.Ковне, в семье протоиерея, настоятеля Ковенского Александро-Невского собора. Окончил Петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета в СПБ университете и поступил в СПБ духовную академию, которую окончил в 1914 году со степенью кандидата богословия. 23 октября этого же года пострижен в монашество, 34 октября рукоположен во иеродиакона, а 29 октября – в сан иеромонаха. Вскоре после своего рукоположения в священный сан он выехал на фронт, сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндскогополка. С 1915 года в СПБ духовной семинарии преподавал Литургику, Гомилетику, Практическое руководство для пастырей, Церковную археологию и немецкий язык. В 1917 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.» (Этот труд был его кандидатским сочинением). В 1916 году – настоятель Петергофского собора. Веспой 1919 года возведен в сан архимандрита. В том же году наместник Александро-Невской Лавры. 25 марта 1922 года хиротонисан во епископа Петергофского, вик. Ленинградской епархии. С 17 сент.1927 г. по февраль 1928 г. временно управлял Ленинградской епархией. В 1935 году возведен в сан архиепископа и назначен архп. Петергофским с предоставленными правами епархиального архиерея. После известной декларации митрополита Сергия, вызвавшей большое волнение умов, был полностью согласен с декларацией. С 1936 по 1940 г., оставаясь архиепископом Петергофским, управлял Новгородской и Псковской епархиями по поручению митрополита Алексия. В 1940 г. – архиепископ Волынский и Луцкий, Экзарх Украины и Белоруссии. 9 марта 1941 года возведен в сан митрополита. С 19 июля 1941 года – митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, с правом ношения двух панагий и предношением креста при богослужении. С февраля 1942 года по сентябрь 1943 года – заместитель митрополита Сергия Патр.Местоблюстителя по управлению Московской епархией и управляющий делами Московской Патриархии на время эвакуации митр.Сергия в Ульяновск. В короткое время заслужил горячую любовь верующих Москвы. |
Фряново. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты В 1680 году во Фряново была построена деревянная шатровая церковь Воскресения Господня с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и Андрея Критского. Церковь Иоанна Предтечи построена в 1797 году владельцами села Лазаревыми. Строителем храма является Иван Лазарев. Род Лазаревых известен своей благотворительностью, всего ими построено двадцать церквей по всей России. С 1902 по 1937 годы в церкви Иоанна Предтечи служил псаломщиком, диаконом и священником священномученик Михаил Никологорский. Отец Михаил был арестован 5 декабря 1937 года, 7 декабря приговорён к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлен на общие работы на Беломорско-Балтийский канал. Священник Михаил Никологорский скончался в заключении 2 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле. Память священномученика Михаила совершается в день его смерти - 17 февраля (2 марта), а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. В советское время в 1940 году храм был закрыт. Восстановление храма началось в январе 1990 года, тогда же были возобновлены богослужения. Церковь Собора Иоанна Предтечи была построена в 1797 г. владельцем села и местной фабрики И.Л. Лазаревым по проекту известных архитекторов Ю.М. Фельтена (автора многих построек Санкт-Петербурга) и И.Подьячева (местного уроженца). Была как усадебной, так и приходской для рабочих фабрики, чем объясняются ее большие размеры. Из-за смерти И.Л. Лазарева в 1801 г. храм остался без внутреннего убранства. Сооруженный позднее иконостас, остатки которого сохранялись до начала ХХ в., был примитивен, живопись отсутствовала. В 1842 г. при владельцах Ефимовых поставлен новый иконостас, позолочены главы и кресты. В 1853 г. деревянный пол был заменен чугунным с орнаментальным рисунком, устроено духовое отопление. В 1870 г. на средства купцов Залогиных храм был впервые расписан. Эти же вкладчики в 1888 г. заменили кровлю, а в 1891 г. возвели ограду (сохранялась фрагментарно). В XIX в. колокольню украшали башенные часы. В начале ХХ в. было перестроено завершение, световой барабан заменен глухим, отверстие заложено. Церковь была закрыта в конце 1930-х гг. (1940 г. ?). и использовалась под склад и мастерские. Вновь открыта в 1990 г. и отреставрирована. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ Аркадьевич Андреев (1880-1937)), прот., сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Павлович Аношкин (1891-1919), свящ., сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Георгиевич Ансимов (1891-1937), прот., сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Михайлович Березин (1866-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Васильевич Борисоглебский (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Алексеевич Брянцев (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Иванович Васильевский (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Игнатьевич Гайдай (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 авг., в Соборе Одесских святых, Соборе Балтских святых, Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Александрович Дернов (1870-1918), прот., сщмч. (пам. 14 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАВЕЛ Николаевич Добромыслов (1877-1940), прот., сщмч. (пам. 20 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) |
Закрыть itemscope itemtype="" > Михаил Булгаков Писатель, который не заслужил покоя 25.05.2011 437 Время на чтение 6 минут Михаил Булгаков (1891-1940) не дожил двух месяцев до своего сорокадевятилетнего юбилея. Юбилея - потому что сорок девять - семь отрезков по семь лет. Каждый из них обладает определенной законченностью, и по ним можно судить о том, как распорядился человек тем даром, который Пушкин в минуту уныния назвал напрасным и случайным. В булгаковской судьбе вопрошающий мотив «Кто меня враждебной властью/Из ничтожества воззвал,/Душу мне наполнил страстью,/Ум сомненьем взволновал?..» звучит невероятно остро - иное дело, что до пушкинского приятия Божьей воли, явленной в «Капитанской дочке» и в поздней лирике, он дойти не успел. Но вектор его пути был несомненно таким. О детстве и отрочестве, то есть, условно говоря, первых двух семилетиях в жизни Михаила Афанасьевича мы знаем не очень много, но судя по тому, в какой семье он родился и вырос, с какой любовью описал свой чудный дом на Андреевском спуске в «Белой гвардии» и как много значили для него шестеро братьев и сестер, а также воспитывавшиеся в семье кузены, то была необыкновенно счастливая пора его жизни. Она была омрачена смертельным заболеванием отца, профессора богословия Киевской духовной академии, и последовавшим после его смерти противостоянием шестнадцатилетнего подростка и матери, такой же сильной и волевой личности, как и ее первенец. Психологически именно этот продолжительный, то затухающий, то обостряющийся конфликт стал едва ли не главной причиной отхода юного Михаила от Церкви, хотя в более широком смысле слова, будучи писателем по факту своего рождения, Булгаков был обречен пройти сквозь искушения и соблазны, которыми было переполнено богатое, но очень мутное время Серебряного века. Однако, уйдя от обрядовой стороны Православия и став человеком расцерковленным, что и можно считать главным событием его юности, он всегда ощущал в душе образовавшуюся пустоту, своего рода духовную черную дыру, и тема веры и безверия влекла его, как род душевного недуга. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (3.05.1891, Киев - 10.03.1940, Москва), писатель, драматург, публицист. Сын А. И. Булгакова . В 1900 г. поступил в подготовительный класс 2-й киевской гимназии, с 1901 г. учился в 1-й киевской (Александровской) гимназии. После окончания гимназии выбрал профессию врача «по семейной традиции» (врачи были среди родственников отца и матери) и в 1909 г. стал студентом медицинского фак-та Киевского ун-та св. Владимира. По свидетельству сестры Н. А. Булгаковой, в 1910 г. под влиянием занятий в ун-те перестал соблюдать правосл. обряды и посещать церковь. Весной 1916 г., сдав ускоренные выпускные экзамены, поступил добровольцем в каменец-подольский военный госпиталь, с сент. 1916 г. работал в земских больницах Смоленской губ. В марте 1917 г. получил диплом «лекаря с отличием», в февр. 1918 г. вернулся в Киев, где открыл частную врачебную практику. Осенью 1919 г. был мобилизован в Белую армию в качестве военного врача. В белогвардейской прессе появились первые публикации Б., в частности очерк «Грядущие перспективы» (1919), содержавший негативную оценку рус. революции. Б. признавал идеалом мирное развитие, сочувствовал Белой армии и не сомневался в том, что Россия будет очищена от «негодяев» и «безумцев», но не скоро оправится от потрясений. В 1920 г., оказавшись с отступающими войсками во Владикавказе, Б. решил оставить профессию врача и посвятить себя лит-ре, в местных газетах стали появляться его статьи, очерки, рассказы, на сценах - первые пьесы. В сент. 1921 г. Б. приехал в Москву, печатался в московских газетах «Торгово-промышленный вестник», «Рабочий», «Гудок», «Правда» и др., в периодических изданиях Ленинграда, Тифлиса и Баку, с 1922 г.- в газ. «Накануне» (Берлин). В многочисленных сатирических рассказах, очерках, фельетонах, повестях «Собачье сердце», «Дьяволиада», «Роковые яйца» (2 последние изд. в кн. «Дьяволиада», 1925), опубликованных Б. в 20-х гг., подвергалась критике советская действительность, в частности воинствующее невежество «новых хозяев жизни», к-рому Б. противопоставлял идеалы классической культуры. Сатира осложнила отношения писателя с властью, в 1926 г. в его квартире был произведен обыск, конфискованы рукопись повести «Собачье сердце» и дневники. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Александрович Смирнов (26.09.1870, Норский посад Ярославского у. и губ.- 26.06.1940, Усть-Каменогорск, Казахстан), сщмч. (пам. 13 июня - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи священника. В 1891 г. окончил Ярославскую ДС. Работал преподавателем в уч-ще при Норской мануфактуре, организовал там хор. В 1894 г. рукоположен во иерея к церкви с. Пестова Ярославского у. Заведовал Пестовской второклассной школой, а также состоял в ней законоучителем. При нем эта школа стала одной из образцовых в Ярославской епархии, имела кузнечно-слесарные мастерские. В 1898 г. Д. за безвозмездные труды по устройству здания для школы было преподано архипастырское благословение. В 1902 г. переведен на место умершего отца в Троицкую ц. Норского посада. В 1902-1914 гг. был настоятелем этой церкви, организовал при ней в 1904 г. церковноприходское братство. Одновременно являлся заведующим Куриловской церковноприходской школой, законоучителем в Норском уч-ще, духовным следователем. Был депутатом съездов духовенства. В 1911 г. за особые труды по должности духовного следователя награжден золотым наперсным крестом. В 1913 г. Д. завершил начатое отцом строительство Никольской ц. в дер. Курилово, к-рая стала приписной к Троицкой ц. В 1915-1930 гг. Д. в сане протоиерея служил настоятелем Крестовоздвиженской ц. в Ярославле. Не позднее 1918 г. стал личным секретарем митр. Ярославского сщмч. Агафангела (Преображенского) и оставался им до смерти владыки в 1928 г. Д. подвергался арестам при крупных антицерковных кампаниях. 22 мая 1922 г. арестован во время изъятия церковных ценностей , осужден, приговорен к 3 годам лишения свободы, заключен в ярославскую тюрьму в Коровниках. В том же году по амнистии срок был сокращен наполовину. 13 июля 1927 г., в год ареста Романовского еп. сщмч. Вениамина (Воскресенского) , повторно арестован по обвинению в «распространении в частных беседах, на собраниях и с церковного амвона провокационных слухов в связи с китайской революцией и разрывом дипломатических отношений с Англией». На допросе Д. отвечал, что всегда держался в рамках обязанностей чиновника канцелярии архиерея, не совершая антисоветских действий. Через месяц «за недостаточностью компрометирующего материала» освобожден. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 ИННОКЕНТИЙ (Беда Дмитрий Пантелеймонович; 1881-1928), архим., прмч. (пам. 24 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Соловецких новомучеников и исповедников) ИННОКЕНТИЙ (Мазурин Игнатий Потапович; 1874 - 1937) иеродиак., прмч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИННОКЕНТИЙ (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869 - 1937), архиеп. бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви ИОАНН († 1615), затворник, Псковский, прп. (пам. в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАНН Григорьевич Алешковский (1888 - 1398), священник, священномученик (пам. 4 февр., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников, исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Дмитриевич Ансеров (1873 - 1940), прот., сщмч. (пам. 23 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ИОАНН Алексеевич Артоболевский (1872 - 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН Самсонович Баранов (1874 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 22 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Александрович Блюмович (1888 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 31 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Крымских святых) ИОАНН Дмитриевич Богоявленский (1892-1941), свящ., сщмч. (пам. 11 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) ИОАНН Яковлевич Бойков (1891- 1934), свящ., сщмч. (пам. 6 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) ИОАНН Петрович Бороздин (1878-1937), прот., сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) |
Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Михаил Булгаков: писатель, который не заслужил покоя 7 мин., 25.05.2011 Михаил Булгаков (1891–1940) не дожил двух месяцев до своего сорокадевятилетнего юбилея. Юбилея — потому что сорок девять — семь отрезков по семь лет. Каждый из них обладает определенной законченностью, и по ним можно судить о том, как распорядился человек тем даром, который Пушкин в минуту уныния назвал напрасным и случайным. В булгаковской судьбе вопрошающий мотив «Кто меня враждебной властью/Из ничтожества воззвал,/Душу мне наполнил страстью,/Ум сомненьем взволновал?..» звучит невероятно остро — иное дело, что до пушкинского приятия Божьей воли, явленной в «Капитанской дочке» и в поздней лирике, он дойти не успел. Но вектор его пути был несомненно таким. О детстве и отрочестве, то есть, условно говоря, первых двух семилетиях в жизни Михаила Афанасьевича мы знаем не очень много, но судя по тому, в какой семье он родился и вырос, с какой любовью описал свой чудный дом на Андреевском спуске в «Белой гвардии» и как много значили для него шестеро братьев и сестер, а также воспитывавшиеся в семье кузены, то была необыкновенно счастливая пора его жизни. Она была омрачена смертельным заболеванием отца, профессора богословия Киевской духовной академии, и последовавшим после его смерти противостоянием шестнадцатилетнего подростка и матери, такой же сильной и волевой личности, как и ее первенец. Психологически именно этот продолжительный, то затухающий, то обостряющийся конфликт стал едва ли не главной причиной отхода юного Михаила от Церкви, хотя в более широком смысле слова, будучи писателем по факту своего рождения, Булгаков был обречен пройти сквозь искушения и соблазны, которыми было переполнено богатое, но очень мутное время Серебряного века. Однако, уйдя от обрядовой стороны Православия и став человеком расцерковленным, что и можно считать главным событием его юности, он всегда ощущал в душе образовавшуюся пустоту, своего рода духовную черную дыру, и тема веры и безверия влекла его, как род душевного недуга. |
Статистика Булгаков Михаил Афанасьевич Михаил Афанасьевич Булгаков (3 (15) мая 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский советский писатель и драматург. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто. Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922). В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954). В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак — с Татьяной Лаппа (1892—1982). После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работает врачом в прифронтовой зоне. Затем направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме. С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведенной операции. Затем прием морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как венеролог. В это время М. Булгаков перестает употреблять морфий и никогда более к нему не возвращается. Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России (по другой версии — попал к ним в плен) и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка. |
На стр. 5 начинается второе вступление. Оно называется " Вступление от авторов к учебнику " . Два предлога создают удивительную иллюзию движения, на которую авторы вряд ли рассчитывали. Обращаясь к ученику, они пишут: " Обещаем, что скучно тебе не будет, потому что читать и говорить нам предстоит о самом интересном на свете: о центральном персонаже всех литературных произведений. Этот персонаж – Человек " . Неужели всех? Вы, г-н президент, возможно, читали дочкам вслух. Винни Пух, (который в тумане), котёнок Гав, лисица (которая то ворону обижала, то журавля, то волка без хвоста оставила), бесчисленные медведи, кошки, собаки, Холстомер, Каштанка и, наконец, Тараканище... В центре этих литературных произведений Нечеловек. На стр. 9 начинается третье вступление. Оно называется " Вступление от авторов к Прологу " . Создаётся впечатление, что Бунеевы никак не могут начать. На стр. 12 появляется наконец первый писатель. Вот как он представлен – В.В.Маяковский (1893 – 1930. ХХ в.) Следует " Надоело " – довольно сложное стихотворение 1916 года. А потом появляется – А.А.Блок (1880 – 1921. Конец XIX – начало ХХ в.) Начинаешь понимать систему. Под каждым именем в скобках – даты рождения и смерти. Сперва годы, потом века. Это полезно, пусть дети понимают, какой год в каком веке был. Далее в учебнике появляется Н.В.Гоголь (1809 – 1852. XIX в.) Опубликована " Шинель " , занимает 12 страниц. Далее – А.П.Чехов (1860 – 1904. XIX – начало ХХ в.) Опубликована " Душечка " , занимает 10 страниц. После чеховской душечки в учебнике вопрос: " Есть ли что-то общее в жизни Акакия Акакиевича и Ольги Семёновны из рассказа А.П.Чехова " Душечка " ? Простите, но Акакий Акакиевич в " Душечке " и не ночевал, они жили раздельно... Далее – М.А.Булгаков (1891 – 1940. XIX – ХХ в.) Опубликованы куски " Собачьего сердца " , занимают 13 страниц. После чего немедленно появляется Н.В.Гоголь (1809 – 1852. XIX в.) Полный текст " Ревизора " занимает 70 страниц. Далее следуют Левитанский (поэт), Чехов, Вяземский, Чехов, Тушнова (поэт), Фет, Шекспир, Тарковский... Мольер, Ахматова, Монтень (1533 – 1592. XVI в.), а за ним Евтушенко, а за ним Карамзин " Бедная Лиза " . |
| |