4.9.1977     Невидимое не обязательно далекое светлое место идей. Оно отрицательно определяет наш малейший шаг. Мы своей жизнью, самим фактом своей жизни подвергаемся опасности оказаться за пределами жизни, по ту сторону видимого, в темноте. Гниение и тлен над нами нависают. В страхе мы всеми силами цепляемся за общее и бессмертное; нас никакими силами не оторвать от той крупицы Настоящей Жизни, к которой мы прилепились. Неточно называемое «наслаждением» вовсе не случайная приятность тела; никто не готов так страдать и даже умереть как страстный любитель женщин; завсегдатай ресторанов, масляный толстяк лучше проголодает несколько дней чем прикоснуться к скудной пище, которую каждый день ест аскет. У старого сластолюбца аппетиты острее, хотя тело уже увяло. Люди, которые действительно ничего не знают кроме приятности тела, теряют в конце концов вообще вкус к удовольствиям. Страстно любить что-то, пусть пирожное или власть, не такая уж частая вещь, она дается только почуявшим вечные сладости, потянувшимся за нездешними веяниями. 6.9.1977     К высоте и глубине Восток способен не меньше Запада. К восторгам, упоениям, слиянию со стихиями может быть больше Запада. К поэзии (музыке), танцу, религиям. Величие Запада в работе совсем другого порядка: в завершении, самоотчетности, самодержании. Поэтому Запад с самого начала отмечен философией: зрелой волей к строительству самого себя. Мы видим как философия может быть пуста: кружиться на месте. И видим как Восток может быть чудовищно бесплоден среди изобилия. Соединить обе черты: возможно и получится русское старчество? Дай-то Бог нашему теляти да волка съесть. 18.9.1977 (слушая парижское и лондонское радио)     Нет пророка в своем отечестве. Открываешься только когда обратишься к дальним. Ближние видят поверхностно, дальние вдруг видят всего человека насквозь. Среди близких человек живет фактом, словом, среди дальних легендой, символом, мифом, но ведь и в себе самом он изо всех сил тоже хочет жить сказкой. 18.9.1977     Runciman о Византии: «Самым стабильным слоем была интеллигенция». У нее был опыт культивирования, как совершенствуют породы собак, и самовоспитания. Культура ушла в себя. Насколько прекраснее Запад, который почти ничего имперски не культивирует, но и в безбожии живет в божественном беспорядке. Среда напряженного воспитывания противопоказана истине. Византийские красоты тепличны. Только среди кажущегося западного развала, среди невнимательной, занятой своим толпы вырастает настоящее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Вторник, 15 февраля 1977 Дома – после лекции утром в Hillsdale, завтрака, длинного путешествия (110 миль) в Детройт, оттуда аэропланом… Больше всего радости доставили две эти автомобильные поездки по южному Мичигану. Бледный солнечный свет, снег, деревья и такая ширь, такое внутреннее «приволье " … Занимательный опыт в Hillsdale – сознательно консервативного колледжа, основанного на культе Адама Смита: free enterprise and free market 891 . Но все – и студенты, и профессора – ходят и говорят с лицами миссионеров, спасающих мир… Хорошие люди. Я чувствую себя заодно с ними в их отрицаниях, но не могу почувствовать такого же единства в их утверждениях, главным образом из-за [моего] полного непонимания экономики. Длинный разговор вчера в Hillsdale с о. Недельковым, болгарским священником из Fort Wayne. Indiana, где я когда-то был и служил. О «болгарской каше» в Америке – точной копии «русской» и, я убежден, всех других. И люди этим живут, дышат, грезят… Разговор с молодым американским студентом. Хочет стать православным, потому что что-то слышал о «старцах»... Четверг, 17 февраля 1977 Вчерашнее утро на заседании предсоборной комиссии. Самая приятная часть – это длинное, «объездное», путешествие через весь Нью-Йорк при ярком морозном солнце. Днем в «Свободе» – в ожидании студии слушал программу Би-би-си и в ней проповедь о. Д[митрия] Дудко. Некое уныние от того «примитивизма», что, по всей вероятности, навязан самой ситуацией. Затем у Сережи и Мани: Сережа рассказывал о своем путешествии в Африку с A. Young. Очень интересно. И наконец ужин с Л. в [ресторане] «Pont Neuf». Масса дел и делишек, но внутри – detachment 892 , так что все эти дела как бы скользят по поверхности, не затрагивая нутра. «Tout est ailleurs...» 893 , как почти всегда… Пятница, 18 февраля 1977 Письмо Картера Сахарову. Чувство, что произошло нечто очень значительное. Какой-то прорыв сквозь тину дипломатии и расчета. Радость об этом. Вчера в «Nouvel Observateur» читал статью о женском «движении освобождения». Там же фотография: какие подлинно страшные лица, какая злоба, вызов, а одна почему-то по пояс голая! Какая ужасная путаница должна быть в сознании, чтобы это называть, это восхвалять как «освобождение». Уродство этого мира, той жизни, того образа человека, что противопоставляют теперешнему, по-ихнему – «нестерпимому»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Вторник, 17 мая 1977 Три переполненных дня – суббота, воскресенье, понедельник – в Лос-Анджелесе. Службы, лекции, обеды, разговоры, радио. Устал очень, а тут – в семинарии – надвинулась самая занятая, переполненная неделя всего учебного года. Хочу, для памяти, отметить – встречу в Лос-Анджелесе, в воскресенье, с коптским папой и патриархом Шенуди III. Удивительное впечатление – подлинности, глубины, «радости и мира в Духе Святом». Приглашение на январь в Каир. Радостное впечатление от «наших»: о. Фаддея Войчика, о. Гавриила Аши и др. в Лос-Анджелесе. Калифорнию в этот раз почти не видел. Серые, прохладные дни, и этот бесформенный, нигде не кончающийся, надо сказать – ужасный город. Задача, призванье нашей Церкви: неуклонно стремиться к тому, чтобы изгнать всякую «игру» из религии, все те безделушки, что повисли на ней и многим, большинству, кажутся чуть ли не сущностью Православия. Мое состояние на этой неделе: сжавши зубы, прожить до конца, не быть безнадежно раздавленным ужасающей ее суматохой. Среда, 18 мая 1977 Отдание Пасхи. Вчера вечерня, сегодня Литургия по пасхальному чину. Евангелие: «Столько чудес сотворил Он… и они не веровали в Него…» 991 . Все утро в суматохе конца учебного года. Вл. Димитрий… Просмотр фильма о семинарии – до чего я выгляжу старым! В «Русской мысли» сегодня очередная статья о. Д[митрия] Дудко. Все верно, ничего не скажешь, но – на мой слух – оттенок некоей декламации. Помимо этого да еще отзыва К. Померанцева о книге Краснова-Левитина («Лихие годы»), читать в этой газете решительно нечего. Что не мешает какому-то читателю утверждать, что без «Русской мысли» Западная Европа немыслима… Leautaud: «…j " ai une egale horreur des musees et des bibliotheques. J " aime mieux la rue, 1 " actuel, le reel, le vivant…» 992 (XII, 296). Тяжелая, серая жара: провозвестница нью-йоркского лета. Четверг, 19 мая 1977 Вознесение. Лучшие из всех кондаков: «Еже о нас исполнив смотрение…» Все христианство, в сущности, об этом – «и еже на земли соединив небесным…». Говорил проповедь об этом: что все решается, так сказать, по отношению к Воскресению. Христианство может быть «вниз» и может быть «вверх». Те же слова, те же обряды, а «сокровища сердца» – разные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

40 Sibley, Mulford. Life After Death? Minneapolis: Dillon Press, 1975. 41 Swedenborg, Emmanuel. Compendium of the Theological and Spiritual Writings of Emmanuel Swedenborg. London: The Swedenborg Society, 1954. 42 Swihart, Phillip. The Edge of Death. Downers Grove, III: Inter Varsity Press, 1978. 43 Varughese, K. V. Life After Death, Makerbag, Cuttack, India: Ebenezer Publizhers. 44 Watson, Lyall. The Romeo Error: A Meditation on Life and Death. London: Coronet Books, 1976. 45 Welch, Thomas. Oregon’s Amazing Miracle. Dallas: Christ for the Nations, Inc., 1976. 46 Weldon, John and Zola Levitt. Is There Life after Death? Irvine Calif.: Harvest House, 1977. 47 Wheeler, David. R. Journey to the Other Side. New York: Ace Books, 1977. 48 Wilkerson, Ralph. Beyond and Back: Those Who Died and Lived to Tell It. Anaheim, Calif.: Melodyhand Productions, 1977. 49 Zodhiates, Spiros. Life after Death? Richfield, N. J.: AMG Publishers, 1977. Примечания Аноксия — состояние, возникающее при недостаточном снабжении организма кислородом или при нарушении его усвоения в процессе биологического окисления. (Прим. перев.) Тренажер — установка, имитирующая важнейшие элементы какого-либо вида деятельности. (Прим. перев.) Электрокардиограмма (сокращенно ЭКГ) — кривая, отражающая изменения во времени разности потенциалов электрического ноля сердца при его сокращениях. (Прим. перев.) Мерцательная аритмия — прекращение выполнения предсердиями насосных функций с полной нерегулярностью интервалов между сердечными сокращениями и силой сокращений желудочков сердца. (Прим. перев.) Электрокардиостимулятор (сокращенно ЭКС) — аппарат для искусственного ритмичного возбуждения деятельности сердца генерируемыми электроимпульсами. (Прим. перев.) Полная блокада сердца — полная утрата способности всех проводящих отделов миокарда (стенки сердца, образованные сократительными мышечными волокнами) проводить возбуждение. (Прим. перев.) Катетеризация — введение катетера в кровеносный или лимфатический сосуд с диагностической или лечебной целью. Катетер — инструмент трубкообразной формы, предназначенный для введения лекарственных средств и рентгеноконтрастных веществ в кровеносные и лимфатические сосуды, а также для извлечения их содержимого с диагностической или лечебной целью. (Прим. перев.)

http://azbyka.ru/zdorovie/za-porogom-sme...

Сегодня утром на радио «Свобода», наговорил сразу четыре скрипта… Потом несусь в семинарию: заседание Scholarship Committee 877 , а затем прием студентов все по тому же несчастному делу [«экзорциста»] Н.Н. Сейчас (шестой час), придя домой, пишу все это просто чтобы «отдышаться» и отдалить момент чтения (мучительного для меня) груды сочинений… Понедельник, 31 января 1977 Тридцать четыре года со дня свадьбы! Как хорошо помню серый, ветреный парижский день и как мы втроем – папа, мама и я – шли пешком на rue Daru. И тоже канун этого дня, когда под вечер, с Льяниным чемоданом, я долго ждал автобуса на углу rue de Sivres. Благодарность Богу. Сан-Франциско Четверг, 3 февраля 1977 В мотеле в Saratoga. Прилетел вчера в три часа дня в Сан-Франциско. Почти пустой аэроплан. Прочел в связи с субботней лекцией «Сердце смятенное» М. Курдюмова (о Чехове). Встречали о. Г. Бенигсен и о. Сергий Глаголев, с которыми сидели час, обсуждая здешнее церковное положение. Едем через Сан-Франциско, залитый послеобеденным солнцем, бесконечно красивый и праздничный. Ужин у Оли Раевской, разговоры, как всегда, о литературе, о «третьих» и т.д. В восемь часов лекция в Graduate Theological Union, много народу, старые знакомые… В семинарии два последних дня исключительно суетные заседания с владыками и т.д. Твердо решил по возвращении обсудить свое положение: дальше в такой суматохе жить невозможно… Недели за неделями без возможности работать. Опять пропускаю очередной «Вестник " … Саратога. Пятница, 4 февраля 1977 Целый день в Саратоге у Бенигсенов. Вечером лекция «Spirituality: an Orthodox Perspective» 878 , около восьмидесяти человек! Как всегда, радостно видеть «своих»: о. Войчик, о. Прокурат, о. Глаголев, о. Гизетти… Ужин с «диссидентами»: [новоприезжий] Виктор Соколов и его жена [американка]. Очень интересные рассказы. И все же, слушая его, думал: как трудно узнать и почувствовать всю картину того, что делается «там»... Днем в мотеле читал Michel Foucault, первый том его «Histoire de la sexualimй» 879 . To же чувство, что и при чтении [его] «Mots et choses» 880 : бесконечно умно, блестяще и, по всей вероятности, частично верно. Но как-то ненужно, рядом, не о том… Автор блестяще анализирует и «разоблачает». Но неизвестно, во имя чего он это делает или, проще, для чего? Что-то предельно безблагодатное и потому безрадостное, подавляющее… Все та же игра ума. Слепая игра в мире, в жизни – власти и отказа. Ни та, ни другой при этом тоже не знают, во имя чего и для чего они действуют…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В нач. 70-х гг. XX в. З. А. Бхутто начал реализовывать программу социально-экономических реформ с целью построения т. н. исламского социализма: предполагалось, что демократическое правительство будет претворять в жизнь социалистические принципы, заложенные в исламе. Принятая 14 авг. 1973 г. конституция провозгласила П. ислам. республикой, ислам впервые получил статус гос. религии. Участие немусульман в гос. политике ограничивалось, все действующее законодательство П. должно было быть приведено в соответствие с положениями Корана и Сунны. С этой целью были расширены полномочия Совета по исламской идеологии. В 1974 г. была принята 2-я конституционная поправка, в соответствии с к-рой община ахмадийя была признана немусульманской. Политика «исламского социализма» вызывала серьезную критику со стороны ислам. религ. партий ДИ, ДУИ и ДУП, к-рые требовали всесторонней исламизации. Начиная с сер. 70-х гг. XX в. они стали наиболее влиятельной антиправительственной силой, под давлением к-рой З. А. Бхутто был вынужден принять новые меры по исламизации: в мае 1977 г. запрещены азартные игры и употребление алкоголя, закрыты кинотеатры и ночные клубы, а пятница объявлена выходным днем. В ночь на 5 июля 1977 г. ген. М. Зия уль-Хак (1924-1988), поддерживавший всестороннюю исламизацию, совершил гос. переворот. 1 окт. 1977 г. он объявил о намерении выстроить в П. особую ислам. форму демократии - шурократию. В 1977-1978 гг. была введена жесткая цензура и запрещена деятельность не согласных с режимом политических партий, были созданы шариатские судебные органы (Федеральный шариатский суд и суды кази на местах), Уголовный кодекс дополнен нормами ислам. права, началось регулирование духовно-нравственной жизни общества (созданы комитеты для продвижения в массы ислам. морали), произошло частичное объединение религ. и гос. образования, были введены традиц. мусульм. налоги закат и ушр (только для мусульман-суннитов) и запрещено взимание процента. Общий подъем религ. настроений привел к активизации движения шиитов в защиту своих прав, возникли первые религ.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

Среда, 8 июня 1977 Вчера все утро у доктора на омерзительных «тестах». В результате все оказывается благополучным, но вся процедура – когда вдруг оказываешься беспомощным, голым, как бы лишенным «зрака и образа» объектом всевозможных манипуляций – поучительна. Один шаг – и ты отделен от бодрого «человечества» на улице, становишься постыдным «отбросом». Настоящее memento mori 1005 . Исчезает стыд, уже все равно, что какая-то девчонка с тем же выражением на лице, с каким готовят суп или подметают комнату, равнодушно возится с твоим телом. Каких-то «прав» ты уже лишен и только ждешь «приговора». Вечером два часа у Литвиновых: отвозил им ответ о. Сергию Желудкову. Неизбежный разговор – о Солженицыне, о России, о «диссидентах» и т.д. С одной стороны – как бы согласие, а с другой – наличие в этом согласии какой-то неопределимой «червоточинки " … Разговор также о православных «неофитах» в России, о разрастающемся там фанатизме. Четверг, 9 июня 1977 Тучи, дождь, прохладно. Последняя «лавина» дел перед отъездом завтра вечером в Labelle. Вчера весь день в семинарии, в судорожных попытках «ликвидировать» завалы. Вечером ужин в честь о.Кирилла Ставревского в узкой «компании» – Верховские, Дриллоки, Бэзили, Рошаки, я. Очень дружески, очень уютно. Чувство спаянности, дружбы, принадлежности тому же делу… Сегодня – на «Свободе», потом час в Biltmore с о. Кириллом Фотиевым. Статья о «Прогулках с Пушкиным» Синявского в «Время и мы» – Натальи Рубинштейн, блестящая – в ответ всей заборной брани со стороны «благомыслящей» нашей эмиграции. В сущности, у русских нет чувства свободы – не в смысле свободы от «запрета» (за этим, слава Богу, следит гнилой Запад, которому куда уж там до нас…), а в смысле допущения другого мнения и, что еще печальнее, его понимания… Милое письмо от Миши Меерсона. Labelle. Понедельник, 13 июня 1977 Выехали в пятницу 11-го поздно вечером. Ехали под проливным дождем. Ночевали [по дороге]. В субботу ехали под облачным, серым небом. Остановка у Вани и Маши [Ткачуков], в Монреале.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В заботах каждого дня Живу, – а душа под спудом Каким-то пламенным чудом Живет помимо меня. И часто, спеша к трамваю Иль над книгой лицо склоня, Вдруг слышу ропот огня – И глаза закрываю. Понедельник, 12 декабря 1977 Вся семинария больна: сплошной госпиталь. И, как это всегда бывает, особое чувство спайки, солидарности… Все после-обеда в Syosset «внешние дела», малый синод. Суетливо, но хорошо. Мороз, снежинки в воздухе. И уже всюду горят рождественские украшения. Читал вчера Набокова. «Весна в Фиальте». И раздумывал о месте и значении этого удивительного писателя в русской литературе. Вспоминал давний ужин с ним в Нью-Йорке. «Моя жизнь – сплошное прощание с предметами и людьми, часто не обращающими никакого внимания на мой горький, безумный, мгновенный привет…» За такие-то вот строчки сразу все ему прощаешь: снобизм, иронию, какую-то «деланость» всего его мира. Вторник, 13 декабря 1977 Преп. Германа Аляскинского. Ранняя Литургия, которую служил «соборне» – с Ваней [Ткачуком] и Томом [Хопко] (а Алеша Виноградов, опоздавший к облачению, приобщался у престола). Чувство, нет – не гордости, а благодарной радости… Раздвоение – в продолжение позавчерашнего («а душа под спудом»). Я всегда чувствую его. То есть всегда, или почти всегда, вижу все и со стороны. Как, например, вчерашнее заседание. Я одновременно в нем и участник, и его созерцатель, почти зритель, причем в созерцании этом я и себя вижу со стороны, извне. И то во мне, что «созерцает», в заседании не участвует. А, например, все время видит окно и за ним голые деревья, зимние сумерки, тишину огромного парка. Четверг, 15 декабря 1977 Вчера вечером рождественский концерт в Spence. Глядя на этих поющих девочек, думал: 1) что нет некрасивых, когда они отдаются, как в хоре, чему-то высшему и лучшему в себе; 2) что прекрасно, в сущности, каждое человеческое лицо, и каждое «являет», «доказывает» существование Божье; 3) что есть в Америке, у американцев некое, им имманентное добро, желанье, чтобы все вышло хорошо, уменье отдавать себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Беркман и др., «Культура и результаты лечения при эндометриозе, вызванном произведенным абортом», Американский журнал акушерства и гинекологии, т. 128, 5, 1977, с. 556-559 Burkman et al., «Culture and Treatment Results in Endometritis Following Elective Abortion, » Amer. Jour. OB/GYN, vol. 128, no. 5, 1977, p. 556-559 В независимом местном абортарии, где качество медицинского обслуживания гораздо ниже, число таких случаев инфицирования, по крайней мере, вдвое превышает соответствующий показатель для хорошего медицинского центра. «Одно из осложнений после аборта может привести к смерти. Это — абсцесс тазовой полости, почти всегда возникающий при перфорации матки, а иногда и кишечника». Это утверждают два профессора Университета штата Калифорния, Лос-Анджелес, приводя данные по четырем таким случаям. К. Гасснер и К. Баллард, Амер. журн. ак. и гин., том 487, с. 716 цит. по «Экстренная помощь при послеабортном абсцессе», т. 19, 4, апрель 1977 C. Gassner & C. Ballard, Amer. Jour. OB/GYN, vol. 48, p. 716, as reprted in Emerg. Med. After Abortion-Abscess, vol. 19, no. 4, Apr. 1977 В развивающихся странах осложнения встречаются гораздо чаще, а лечение гораздо менее доступно и эффективно. Может ли инфекция привести к повреждениям? Инфицирование матки и труб ведет к необратимым повреждениям. Фаллопиевы трубы — весьма хрупкий, тонкостенный орган. Если они инфицированы, они зачастую закупориваются. Типичными инфекциями, поражающими эти органы, являются воспалительные заболевания тазовых органов. Больные, страдающие трахоматозным хламидиозом шейки матки (13%) и сделавшие искусственный аборт, «подвергаются на 23% большему риску заболеваний тазовых органов». Э. Квигстад и др., Британский журнал венерических заболеваний, июнь 1982, с. 182 E. Quigstad et al., British Jour, of Veneral Disease, June 1982, p. 182 «Воспалительные заболевания тазовых органов трудно лечить; они зачастую приводят к бесплодию, даже при надлежащем лечении. У около 10% женщин развиваются спайки маточных труб, у 30% — после двух абортов и у 60% — после трех абортов».

http://azbyka.ru/zdorovie/uillke-dzh-i-b...

P. 37-59). Достаточно давно ученые отмечали общие идеологические черты П. и Книг Ездры и Неемии: священническую т. зр. на события истории, особенный интерес к храму и культу и роли левитов в обществе. Однако авторы ряда последних исследований сделали выводы о нек-рых богословских различиях в книгах: 1) отсутствие важнейшего для автора П. понятия о возмездии и связанной с ним терминологии в Книгах Ездры и Неемии ( Williamson. 1977. P. 67-68); 2) разное отношение к сев. коленам, в особенности к самаритянам (Ibid. Р. 60-61); 3) большое внимание в П. к династии Давида; 4) различные акценты в Книгах Ездры и Неемии на избрании Авраама и на событии исхода, в П.- на роли патриарха Иакова (Летописец всегда называет его Израиль), очень редко упоминается исход (Ibid. Р. 61-66); 5) частые упоминания пророков в П. и практически полное отсутствие обращения к ним в Книгах Ездры и Неемии (Ibid. Р. 68); 6) только в повествовании Ездры и Неемии часто встречаются упоминания о храмовых служителях (петопот) и сыновьях слуг Соломона, в П. как исключение в 1 Пар 9. 2 ( Japhet. 1968. Р. 351-354; Williamson. 1977. P. 69); 7) в П. понятие Израиль охватывает все 12 колен, а в Книгах Ездры и Неемии Израиль - это только колена Иуды и Вениамина ( Williamson. 1977. P. 69). В совр. научной лит-ре можно выделить 3 основных взгляда на историю Летописца и Книги Ездры и Неемии (цит. по: Klein. 1992. P. 993): изначально была написана история, включавшая весь текст или отдельные части Книг Ездры и Неемии (ср.: Freedman. 1961. P. 436-442; Cross. 1975); П. и Книги Ездры и Неемии - это произведения разных авторов ( Japhet. 1968; Idem. 1993. P. 3-14; Williamson. 1977); книги являются работами одного автора ( Willi. 1972). Судя по всему, богословские отличия между произведениями являются убедительным аргументом в пользу вывода о том, что они написаны разными авторами. Датировка По вопросу о датировке написания П. согласия у исследователей нет. Диапазон предполагаемых дат появления П. составляет приблизительно 350 лет (с сер. VI по II в. до Р. Х.). Ранняя датировка определяется упоминанием в П. о возвышении Персидского царства (2 Пар 36. 20), т. е. о событиях 539 г. до Р. Х., не ранее к-рого книга могла быть написана. Наиболее поздняя дата появления П. обосновывается ссылкой на греч. перевод книги в сочинении иудейско-эллинистического историка Евполема, жившего во II в. до Р. Х.- приблизительно в 150 г. до Р. Х., если учесть, что между написанием книги, появлением ее в Египте и переводом на греч. язык должно было пройти какое-то время ( Knoppers. 2003. Р. 106; см. также: Klein. 1992. P. 994).

http://pravenc.ru/text/2578974.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010