Путей к Богу может быть столько же, сколько существует людей [...] Поскольку Бог бесконечен, ничто не мешает Ему раскрыть себя в бесконечном числе ограниченных форм, каждую из которых Он сам бесконечно превзошел в своей сокрытой от нас природе» (Sherrard 1998, pp. 63, 70). В основе позиции Шеррарда лежит его глубокая убежденность в том, что Истина одна: «основополагающий метафизический порядок, ряд вневременных и универсальных принципов, из которых все вытекает и от которых все зависит... существенное единство неизменных, неявных и вневременных принципов» (Sherrard 1998, pp. 62, 63). Шеррард выражает здесь центральное учение «традиционалистской» или «перенниалистской» школы мысли. Эта школа, следуя своим главным современным архитекторам, — философам Рене Генону (1886–1951) и Олдосу Хаксли (1894–1963), подчеркивает существование извечных и универсальных истин, являющихся источником вероучения всех ключевых мировых религий. «Истина существует, — пишет Шеррард, — поскольку она “заложена на небесах”, в своем доформальном и чистом метафизическом состоянии; и эта Истина предстает такой, какой она является на самом деле, при переводе на язык различных доктрин и символов человеческого рода» (Sherrard 1998, p. 64). Шеррард допускает, что одни традиции могут полнее выражать метафизическую Истину, чем другие. «Некоторые формы», в которых Бог открывает себя, могут «воплощать свою реальность более полно, чем другие»; одна религиозная традиция, коренящаяся в истинном откровении, может «выражать Божью мудрость и знание более полно, чем другие» (Sherrard 1998, pp. 70, 73–74). Однако Шеррард остерегается утверждать, что христианство, не говоря уже о Православии, является именно той традицией, которая наиболее полно и точно отражает божественную реальность или трансцендентную Истину, о которой он пишет. Николай Арсеньев (1888–1977) преподавал православное богословие в России до 1920 г., затем в Кенигсберге и Варшаве до 1939 г., а после Второй мировой войны в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке.

http://bogoslov.ru/article/6027646

23 Разумеется Иосиф, несмотря на свои добрыя качества, прибывший в Египет, как раб, и перепроданный Пентефрию купцами Измаильтянскими. 24 Бегство Иосифа приписывается в этих стихах его мужеству, иначе, его мужественному сопротивлению желаниям Египтянки; в этом сопротивлении состояла его доблестность. 26 В подлиннике: μγειρος. В русском переводе Библии Пентефрий есть начальник телохранителей. Но в славянской Библии он архимагир. т.-е. главный повар. Св. Певец, по-видимому, играет словом « μγειρος», ибо оно значит и повар и жертвоприноситель. – Пентефрий прогневляется странно, ибо не на что было прогневляться; он бесится необычно, ибо попирает правду, заключает в темницу невиннаго. 30 Разумеется заботливость Иосифа об Египтянах, когда сделался он управителем Египта, проявившаяся особенно во время наступившаго голода. 38 Иаков не поверил, что Иосиф был растерзан зверями и, когда сыны его возвратились без Симеона, подумал. что он убит ими. 39 Бедствия или несчастной судьбы сынов Рахилиных. которые рано лишились матери и из которых один. как братья сказали отцу, был растерзан зверями. 43 Иаков говорит: «я должен дослать Вениамина, чтобы выручить Симеона; но могут мне не возвратить Вениамина, значит, я потерять должен и Симеона и Вениамина». 46 Иаков опасается, что он не дождется Вениамина, что скончается ранее, чем узнает об его несчастной участи. 50 Стыдится того, что он, младший брат, скрывая положение вещей, обращается с старшими братьями, как властелин. 57 Иосиф сравнивает себя с Авелем, как подобный ему по судьбе своей, особенно по невинному страданию. 62 Наиболее полную библиографию, посвященную Св. Роману Сладкопевцу см. Μιτσκης Κ. Βυζαντιν μνογραφα. θναι. 1986. Фундаментальная работа, посвященная св. Роману: Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode et les origines de la poésie religieuse à Byzance. P., 1977 (далее – Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode). 63 Pitra J. Sanctus Romanus veterum melodorum princeps. Cantica sacra ex codicibus mss. Monasterii S. Ioannis in insuea Patmo. Roma, 1888. P. 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

В 80-х гг. XIX в. адвентисты седьмого дня появились в нем. колониях в Донском окр., Астраханской и Саратовской губерниях. В нач. XX в. группы адвентистов действовали в Камышине, в слободе Николаевской, в колонии Кано Николаевского у., в с. Н. Добринка. В 1908 г. Саратовский губернатор разрешил ежегодные собрания адвентистов в Камышине и в 1909 г. в Царицыне. В нач. 1934 г. в Камышине появилась адвентистская община, просуществовавшая, видимо, недолго. В 1977 г. были зарегистрированы общины в Волгограде и в пос. Петров Вал. В нач. 90-х гг. в В. о. действовали 5 общин, к 2005 г. зарегистрировано 17 общин адвентистов. Иудаизм 17 окт. 1888 г. в Царицыне открылась синагога, в 1911 г. в центре города построили хоральную синагогу, община просуществовала до кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. В 1993 г. в В. о. была зарегистрирована иудейская община. В наст. время насчитывается 9 иудейских общин. Они исповедуют ортодоксальный иудаизм (в подчинении Конгресса еврейских религиозных орг-ций и объединений России и Федерации еврейских общин России) и реформированный иудаизм. Ислам К сер. XIX в. в Царицыне действовали 2 мечети, в июне 1919 г. открылась 3-я. В 20-х гг. XX в. после закрытия этих мечетей мусульм. центром области стала мечеть в с. М. Чапурники (ныне Светлоярского р-на), к-рая действовала до 1941 г. и вновь открылась в мае 1946 г. В нач. 80-х гг. были зарегистрированы мусульм. общины в Волгограде, Палласовке, селах Маляевка и Бахтияровка Ленинского р-на, Латошинка Старополтавского р-на; началось строительство мечетей. В В. о. к 2005 г. зарегистрировано 17 мусульм. общин, действует Волгоградское региональное духовное управление мусульман, входящее в Центральное духовное управление мусульман России (центр в Уфе). Большинство мусульман области живут в Волгограде, Волжском, а также в Суровикинском, Светлоярском, Среднеахтубинском, Ленинском, Быковском, Палласовском, Старополтавском р-нах. Все местные орг-ции относятся к традиционному исламу - суннизму ханафитского мазхаба . Буддизм

http://pravenc.ru/text/155148.html

На Руси, несмотря на то что «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя» приводилась в этом месте в некоторых поздних списках Божественной литургии, московские дониконовские печатные Служебники не помещают молитву в этом месте литургии. В первом исправленном Служебнике С 1655 молитва вводится в анафору В непосредственно перед тропарём Третьего часа 729 . В анафору И , однако, она внесена не была. Это место осталось в наших Служебниках без изменений по сей день. Молитва «Боже, очисти мя грешнаго...» была, очевидно, внесена в это место Божественной литургии для личной подготовки священнослужителей перед преложением Честных Даров. Когда тропарь Третьего часа стал исключаться из греческого чина литургии, некоторые в Греции хотели оставить, а позднее – возвратить в это место службы «Боже, очисти мя грешнаго...» как подготовительную молитву священнослужителей. Думается, что это говорит о желании иметь хотя бы небольшой элемент личной молитвенной подготовки перед преложением Даров. В ИЕР 2002 эта молитва была удалена, видимо, потому, что является поздней вставкой. «Преложив Духом Твоим Святым» в В отсутствует в древних рукописях. Впервые эта фраза появляется в тексте В одного греческого Евхология XII b. (Grottaferrata Codex Arsenii) и в сравнительно небольшом числе более поздних рукописей 730 . Она вошла и в текст этой литургии, содержащийся в старопечатных греческих Евхологиях и изданиях «Божественных литургий». До середины XIX b. она приводится, насколько нам известно, всеми изданиями кроме ЕВХ 1564. В некоторых из них ей предшествуют слова диакона: «Благослови, владыко, обоя», и таким образом «Преложив...» сопровождает третье благословение Честных Даров 731 . Однако в большинстве «Преложив...» просто прибавляется (после точки) к словам: «Излиянную за живот мира». Начиная с изданий ЕВХ «Св. Георгий» 1850 (под набл. И. и С. Велудов) и БЛ «Св. Георгий» 1852, эта фраза удаляется из В 732 и до второй половины ХХ в. не встречается в греческих богослужебных книгах, кроме БЛ Калам. 1870, БЛ Афин. 1888 (М. Папагеоргиу) и Евхология, изданного в Риме в 1873 г. 733 ИЕР 1977 возвращает «Преложив…» в В в качестве третьей «благословительной» фразы, а его переиздания воспроизвели эту особенность. Наконец, ИЕР 2002, как все остальные «Иератиконы», удаляет эту фразу из В , а третье благословение Честных Даров связывает со словами «Излиянную за живот мира». Добавление «и спасение» к последней фразе (см. X XI V .2.Б.б ) не встречается в древних рукописях 734 и было, вероятно, взято из чинопоследования протесиса, где священник произносит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за живот мира 735 и спасение (πρ τς το κσμου ζως κα σωτηρας)» 736 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После землетрясений 1802 года, а затем 1838 года, «эта святая и божественная церковь, находящаяся в великом разорении и разваливании, начала подниматься от земли в 1850 году с благословения Его Высокопреосвященнейшего митрополита Венгерского Валахийского Д. Владыка Румынской страны Димитрие Штирбей, Святейший епископ Д.Д. Калистрат Ливис, настоятель того времени». Церковь отделана преемником игуменом, Атанасием Левисом, который «много работал, дабы построить Святую церковь от начала, и по всей площади с помещениями и зданиями, от фундамента, как видно вокруг этой Святой церкви. А покровительницей стало Рождество Богородицы, которое отмечается 8 сентября, в день ее освящения», как гласит новая надпись 1860 года, тоже на греческом языке. Строительство церкви велось по плану архитектора Ксавье Вильякросса. Роспись интерьера с библейскими сценами, сгруппированными на больших панно была сделана в 1853-1856 годах Георгием Таттареску. Резной деревянный и полированный иконостас вместе с храмовыми иконами, покрытыми серебром, представляют собой произведения искусства. Тогда же была перестроена колокольня. С 1867 по 1887 год на этаже гостиницы размещалось Министерство народного просвещения и культов. В 1870 году в Златари Инн находился один из крупнейших и наиболее подходящих продуктовых магазинов Бухареста, принадлежавший Пауну Попеску. Церковь также была реставрирована в 1864, 1876, 1898 годах. С 1888 года она стала приходской церковью. В 1903 году трактир и колокольня (с картинами греческого художника Диамантопулоса) перед церковью были снесены, чтобы расширить проспект Виктории (Calea Victoriei). Затем была обнаружена утраченная фреска с изображением Рождества Богородицы и молитвенной надписью Александрийскому Патриархату. Церковь Златари была восстановлена в 1907–1908 годах архитектором Жаном Помпилианом (1872–1938). Землетрясение 1940 года затронуло церковные башни, которые затем были временно перестроены, а в 1971–1973 годах восстановлены в их нынешнем виде. До 1977 года одна церковь охраняла пространство между улицами Ставрополеос и Липскани, а зеленые насаждения покрывали фундамент и остатки гостиницы Златари через дорогу от бывшего отеля Hotel de France, который также частично разрушился в результате землетрясения. С 1977 года церковь отражается в стеклянном фасаде гигантского здания Bucharest Financial Plaza.

http://sobory.ru/article/?object=36600

Павел охотно вел разъяснительные беседы с собратьями в вере, заботясь об их нравственности. Благодаря своим незаурядным личностным качествам, он стал авторитетом для деревенской молодежи. Поначалу Павел решительно и последовательно выступал против брака (согласно федосеевской доктрине) и исключал из общего моления и трапезы женатых мужчин и замужних женщин [Iwaniec 2000: 39–40]. На деньги Преображенского кладбища игумен достроил в монастыре необходимое число келий и башню моленной, на которой поместил купол с крестом, а моленную снабдил иконостасом. Монастырские земли были окружены каменной стеной, а внутри возведены различные хозяйственные постройки. По инициативе Павла Прусского был построен также женский монастырь в деревне Пупы, в 15 километрах от Войново, в котором проживало около 20 монахинь [Iwaniec 1977: 125]. Со временем взгляды Павла Прусского на брак изменились, и он стал сомневаться в правильности федосеевского учения. Федосеевская доктрина безбрачия не укладывалась в повседневную жизнь мирских членов общины, ведущих семейную жизнь и рожавших детей. Прийдя к выводу, что за отрицанием таинства брака следует отрицание остальных таинств, Павел Прусский решил, что истинная церковь была, есть и будет, и что в ней существует истинное, хотя незримое духовенство. В связи с этим с 1861 года в монастыре начинают молиться за восстановление истинного, нениконианского духовенства [Iwaniec 1977: 126]. Для распространения своих новых идей в 1859 году Павел создал Славянскую типографию в Иоганнесбурге (ныне Пиш), предназначив для этого часть монастырских средств. Прикрытием для подпольной старообрядческой типографии была действующая типография Антония Алоизия Гонсеровского (1821 – ок. 1888). Для освоения печатного дела Павел Прусский определил в помощь владельцу своего лучшего ученика Константина Голубова, который вскоре стал настоящим хозяином типографии. Голубов был не только наборщиком, печатником и корректором, но также автором многих публикаций, в том числе полемических статей в журнале «Истина».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Николай Сергеевич (16.05.1888, Стокгольм - 18.12. 1977, Сиклифф, США), рус. религ. писатель, публицист, культуролог. Род. в семье дипломата. В 1910 г. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. Большую роль в становлении взглядов А. сыграли философские кружки и об-ва, к-рые он активно посещал: Об-во памяти кн. С. Н. Трубецкого (по собственному признанию А., сам он был под сильнейшим влиянием книг Трубецкого), «Кружок ищущих христианского просвещения» («душой» к-рого был В. А. Кожевников ), Религиозно-философское об-во памяти Вл. Соловьёва и др. Продолжил учебу в Германии, получил степень д-ра философии в Кёнигсбергском ун-те. С 1914 г. приват-доцент кафедры западноевроп. лит-ры Московского ун-та. В 1914-1916 гг. служил в Красном Кресте на сев.-зап. фронте. В революции 1917 г. А. видел болезненный разрыв культурной преемственности и в неск. брошюрах призывал соотечественников к духовной и гражданской ответственности. С нояб. 1917 по февр. 1918 г. находился в Белой Армии. В 1918-1920 гг. профессор кафедры сравнительной истории религий Саратовского ун-та. В эти годы А. дважды подвергался аресту, в 1920 г. эмигрировал. Преподавал историю рус. культуры и духовной жизни на философском фак-те Кёнигсбергского ун-та (1920-1944) и богословские дисциплины на правосл. фак-те Варшавского ун-та (1926-1938). А. стал одним из членов-учредителей Софии Св. братства , основанного прот. С. Булгаковым (Прага, 1923), живо интересовался церк. и культурной жизнью рус. эмиграции, особенно молодежи, присутствовал на съездах рус. студенческого христ. движения (РСХД). А. участвовал в конференциях Албания св. и прп. Сергия содружества и экуменическом движении (конференции в Лозанне (1927) и Эдинбурге (1937)). Являлся постоянным автором ж. «Путь» . В 1945 г. А. выехал из Германии в Париж. Преподавал в различных учебных заведениях. В 1948 г. переехал в США, куда был приглашен в качестве профессора Владимира св. семинарии в Нью-Йорке , где одновременно с А. работали Н. О. Лосский , прот. Г. Флоровский , Г. П. Федотов . В этот же период А.- почетный д-р богословия Православного Богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже (1960), приглашенный профессор в Монреальском ун-те и профессор истории культуры в Русско-Американском ин-те в Нью-Йорке (1963). В 1971-1977 гг. председатель Рус. академической группы в США. А. читал лекции в ун-тах и христ. орг-циях европ. стран, был принят на аудиенции папой Иоанном XXIII (1959), в качестве почетного гостя присутствовал на Ватиканском II Соборе .

http://pravenc.ru/text/76338.html

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Памфил Данилович Юркевич (1826-1874) — нетривиальный русский философ, богослов, педагог. Незаслуженно забытый, Юркевич стоит в начале великого интеллектуального движения русской религиозной философии. Более всего известна его… далее» (1910 — 2006 гг.) — «всероссийский старец», как его называют. В 1950 г. арестован за «антисоветскую агитацию», провёл 5 лет в лагерях. В 1967 г. становиться… далее» (1977 — 1961 гг.) — великий святой XX века. Епископ, исповедник, выдающийся врач и учёный-медик, духовный писатель. Происходил из польского дворянского рода. К Православию пришёл сам… далее» (1894 — 1978 гг.) — великий сербский богослов, философ, духовный писатель. Учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии, Оксфорде, Афинском Университете. Близок к русской религиозной философии, неопатристике. Преподавал… далее» Николай Сергеевич Арсеньев (18881977) — малоизвестный, но достойный представитель мысли Русского Зарубежья. Философ, богослов, культуролог, приват-доцент кафедры западноевропейской литературы Московского университета (в 1914-1918), профессор… далее» Протоиерей Максим Козлов (род. 1962 г.) — богослов, специалист по западным исповедованиям, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ, профессор МДАиС, настоятель храма свщм. Татианы при МГУ, член… далее» Валентин Николаевич Васечко (род. 1963 г) — закончил факультет романо-германской филологии Тверского государственного университета, учился в Санкт-Петербургской духовной семинарии и в Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке… далее» (1903 — 1958 гг.) — сын значительного русского философа Николая Лосского. Ученик Карсавина. Сохранял верность Московскому Патриархату в русской диаспоре. М. б. самый значительный православный богослов… далее» В Ниле Сорском (1433-1508) обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского Севера. Он завершает собой весь великий XV век русской святости. Единственный из древних наших святых, он… далее» Уильям Шекспир (1564-1616) — почти с полной уверенностью величайший драматург мира. Человек биография, которого до сих не может оставить многих в покое. Достаточно вспомнить два хрестоматийных… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Арсеньев Николай Сергеевич (1888–1977) – философ, богослов, культуролог, литературовед. Родился 16/28 мая 1888 г. в Стокгольме (Швеция), где на дипломатической службе находился его отец. Благодаря семье отца и семье матери (Шеншины) в детстве часто и подолгу бывал в России, жил в Москве, в Тульской, в Рязанской губерниях. Большое впечатление произвела на него жизнь в русской деревне, в Новосильском уезде Тульской губернии. Среднюю школу окончил в Москве (Московский лицей, где Арсеньев особенно увлекался греческим языком) в июле 1906 г. Далее учился на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в июне 1910 г. с дипломом Первой степени и с «оставлением при университете для подготовки к профессорскому званию». Готовясь к магистерскому экзамену, он в 1910–1912 гг. слушал лекции в германских университетах: Мюнхене, Фрайбурге и Берлине (по семестру в каждом университете). В течение зимы 1912 г. сдал магистерские экзамены при Московском университете. В марте 1914 г. прочитал пробные лекции и был избран приват-доцентом Московского университета по кафедре западноевропейской литературы. С сентября 1914 г. по сентябрь 1916 г. Арсеньев находился на Северо-Западном фронте в качестве помощника уполномоченного, а потом собственно уполномоченного Красного Креста. В сентябре 1916 г. он начал чтение лекций по культуре и литературе Средних веков и эпохи Возрождения и по истории религий (Античный мир и раннее христианство) в Московском университете, на Московских Высших женских курсах и в Московском городском университете имени Шанявского. В 1918 г. был избран профессором вновь основанного Саратовского университета. В марте 1920 г. уехал из России. С ноября 1920 г. Арсеньев – преподаватель русского языка в Кенигсбергском университете (Восточная Пруссия), где летом 1924 г. получил степень доктора философии и стал приват-доцентом. Далее – доцент, затем экстраординарный профессор по русской культуре и русской религиозной жизни того же университета. Одновременно с этим в 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вечером 6 января 1977 года священник Виктор Карзаев последний раз причастил схимонахиню Сергию. На следующий день утром в великий праздник Рождества Христова праведница мирно отошла ко Господу. Незадолго до смерти прозорливица сказала: «Как привезут меня в церковь – все ко мне сбегутся». По свидетельству очевидцев действительно «все сбежались» в храм. Вспоминает Любовь К.: «В последний раз пришлось видеть матушку Сергию на похоронах. Народу было очень много. Все хотели в последний раз получить ее благословение, приложиться к иконке на ее груди, испросить духовной помощи. При погребении всем хотелось нести ее гроб или хотя бы дотронуться до него». Схимонахиню Сергию похоронили на Ишеевском кладбище города Ульяновска. Господи, упокой душу схимонахини Сергии, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Блаженная Валентина Минская (1888–1968 гг.) Блаженная Валентина родилась 7/20 апреля 1888 года в деревне Коски Минского уезда в семье священника Феодора Иосифовича Чернявского. Отец Феодор был настоятелем Свято-Николаевской церкви в деревне Станьково. У отца Феодора и матушки Софии было четыре дочери. С детства Валентина отличалась смирением, кротостью, любовью к ближним. В отроческом возрасте девушка сподобилась беседовать со святым праведным Иоанном Кронштадтским и получить от него благословение. Незадолго до первой мировой войны Валентина вышла замуж за коллежского советника Феодора Сулковского, происходившего из духовного сословия. 27 декабря 1919 года отец Валентины после продолжительной болезни скончался, а в 1931 году был арестован её супруг. Известно, что Феодор Васильевич Сулковский отбывал срок в так называемом «Темлаге». В 1933 году, после освобождения, он получил разрешение выехать на вольное поселение в Астрахань, однако вскоре был вновь арестован и выслан на Дальний Восток. Со своими родными ему больше не суждено было больше встретиться. В начале 30-х годов пострадали и другие родственники Валентины: муж старшей сестры Анны священник Василий Степура был арестован и выслан в Казахстан сроком на три года. Муж сестры Ксении, священник Сергий Родаковский в 1933 году постановлением Особой тройки НКВД БССР был приговорен к расстрелу. (В 1999 году иерей Сергий Родаковский был прославлен со святыми в лике новомучеников и исповедников Минской епархии в чине священномученика.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010