О многом могут рассказать двухсотлетние стены старинного храма. Поведают они о том, как в первые дни войны центр города был почти полностью разрушен бомбовыми ударами фашистской авиации. Один из снарядов, пробив крышу собора, угодил внутрь, но не взорвался. Воины с величайшей осторожностью вынесли снаряд из церкви и обезвредили его на берегу Реута. В ночь с 23 на 24 января 1959 г. из-за небрежности пономаря в храме случился пожар. Обгорела часть иконостаса, были уничтожены ценные церковные книги. Выстоял собор и во время сильных землетрясений. В 1977 г. одна из стен собора дала трещину, которая, к счастью, оказалось неопасной: повредился лишь верхний слой штукатурки. Какие бы бурные события - войны, революции, стихийные бедствия не бушевали над храмом, он оставался целым и невредимым. Дует ли холодный осенний ветер, светил ли яркое весеннее солнце, падает ли снег - древние стены храма будто излучают внутренний свет, покой, защищённость. Они призваны сохранять священный порядок, установленный временем. Собор Святого Николая и по сей день остаётся символом города, живым свидетелем стойкости духа, самоотверженности бельчан, незыблемости традиций, передающихся из поколения в поколение. Согласно преданию, в эпоху Александра Доброго на месте Свято-Николаевского собора стояла скромная деревянная церковь (остатки фундамента, престол были обнаружены во время строительства каменного здания). Во время одного из набегов татар церковь была дотла сожжена, и на её месте позднее была построена новая деревянная церковь. Когда началось строительство каменного здания, деревянная церковь была разобрана. Сейчас она находится в селе Старые Гечи. Собор Св. Николая строили в 1791–1795 годах. Колокольню при нём возвели почти через век — в 1888-м. Первая колокольня была похожа на шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, только меньших размеров. В начале Второй мировой войны Бельцы подверглись сильным бомбёжкам и артобстрелам. По рассказам священнослужителей, тогда снаряды попали и в колокольню, и в церковь Святого Николая. Верхние ярусы колокольни пришлось снести. Колокольню ещё во время войны восстановили. Она стала выше на несколько ярусов и приобрела почти сегодняшний вид. Единственное, чего не было, так это арки, которая служит сегодня и центральным входом во двор церкви. Пострадавшая и возродившаяся в войну звонница собора мирного времени не пережила. 5 апреля 1965 года местные власти снесли колокольню. Официальным мотивом было, по некоторым данным, расширение площади у Дома Советов. Колокольню удалось восстановить уже при независимой Молдове, в середине 1990-х годов. Строительство и изготовление колоколов оплатил бельцкий бизнесмен и политик Николай Кирильчук. Освятили колокольню 22 мая 1995 года при большом стечении верующих. На церемонии присутствовал митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир и тогдашний президент Мирча Снегур.

http://sobory.ru/article/?object=26716

После издания имп. св. Юстинианом I эдикта против еретиков (529) один из важнейших сторонников Севира, Захария Ритор , еп. Митилинский, составил антиманихейский трактат (Adversus Manichaeos; CPL, N 6998; изд.: Pitra. Analecta Sacra. 1888. T. 5. P. 67-70), от к-рого сохранился небольшой фрагмент. Захарии также принадлежит соч. «7 глав против манихеев» ( Zach. Rhet. Capita VII contra Manichaeos; CPG, N 6997; изд.: Ioan. Caes. Opera quae supersunt. Turnhout, 1977. P. XXXIII-XXXIX; оно представляет собой перечень анафематизмов, которые должны были публично прочитать и подписать лица, отрекающиеся от М. и вступающие в Церковь. Это произведение достаточно подробно передает содержание манихейской мифологии и является одним из наиболее надежных источников, что подтверждается данными оригинальной манихейской литературы ( Хосроев. 2007. С. 38-39). В VII в. на территории Византии стало распространяться павликианство (см. ст. Павликиане ), связывавшееся визант. полемистами с М., свидетельством чего служит название трактата Петра Сицилийского «История манихеев, которые также именуются павликианами» (между 870 и 874 гг.; изд.: Petrus Siculus. Historia Manichaeorum qui et Pauliciani dicitur/Ed. C. Astruc e. a.//TM. 1970. Vol. 4. P. 3-67). По поручению имп. Василия I Македонянина (867-886) Петр Сицилийский отправился в столицу павликиан Тефрику и узнал об их желании организовать миссию в Болгарии. Составляя трактат, он опирался не только на сведения, полученные в ходе личных встреч со сторонниками ереси, и на информацию, содержащуюся в их сочинениях, но и на свидетельства о М. в «Огласительных поучениях» свт. Кирилла Иерусалимского и в «Панарионе» свт. Епифания Кипрского (см.: Бартикян. 1961). Свт. Фотий, патриарх К-польский, в своей «Библиотеке» ссылается на несохранившееся соч. «Против манихеев» Гераклиана, еп. Халкидона ( Phot. Bibl. T. 2. P. 9-10). Весьма значительный материал по истории М. представлен в произведениях араб. авторов IX-XII вв., причем их сведения подтверждаются данными оригинальных манихейских текстов ( Хосроев.

http://pravenc.ru/text/2561840.html

1889–1915 гг. Разумеется, была широко распространена и неоготика. Но если для мн. др. стран Европы ее популярность была связана с достройкой оставшихся неоконченными монументальных готических соборов, являвшихся символами национального духа, то для И., где готические соборы были не столь грандиозны, чтобы столетиями оставаться неоконченными, и где имелся Эскориал, в избытке выражавший национальный дух, тема достройки не была актуальной. В формах неоготики было возведено много монументальных, но вряд ли оригинальных сооружений, таких как интерьер базилики Ла-Альмудена (1883-1993, маркиз Кубас) и мн. др. Любопытна композиция огромной приходской ц. Сан-Хуан-Баутиста в Арукасе на о-ве Гран-Канария (1909-1977, Мануэль Вега) - квадратной в плане, с 4 башнями по углам, одна из к-рых значительно превосходит другие по высоте. Нестандартны произведения Ф. Арбоса-и-Треманти, ориентировавшегося на романо-готическую архитектуру соборного ансамбля Пизы, в первую очередь баптистерия (1152-1363). По проектам Арбоса были построены монументальная ротондальная ц. Сан-Мануэль-и-Сан-Бенито в Мадриде (1902-1910), а также Пантеон замечательных людей и колокольня базилики Аточа (1891-1901); сама базилика в нехарактерных для И. неовизант. формах (проект 1888) была возведена позже др. архитекторами. Исключением из описанной выше ситуации была Каталония, где готика стала знаменем национального Возрождения. Знаковым зданием, нуждавшимся в достройке, стал собор Санта-Эулалия в Барселоне, получивший новый фасад (с 1882, Жозеп Ориол Местрес-и-Эсплугас) и башню над средокрестием (1906-1913, Аугуст Фон-и-Карререс) в духе архитектуры Виолле-ле-Дюка, мало напоминавшей каталон. готику. Попыткой, и скорее неудачной, приблизиться к образцам местной готики стал вотивный храм Саграт-Кор на высоком холме Тибидабо в Барселоне (1902-1961, Энрик Саньер-и-Виллавеккья, Жозеп Мария Саньер-и-Видал). Его крипта (1903-1911) - причудливая смесь неороманских и неовизант. форм; 5-башенный верхний храм (1915-1951), увенчанный огромной статуей Христа,- несколько менее эклектическая фантазия на тему средиземноморской готики.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Духовное влияние отца Сергия на друзей и учащуюся молодежь очень глубоко. Его облик и воздействие ярко запечатлены в воспоминаниях его почитателей и тех одаренных студентов, которые впоследствии внесли свой посильный вклад в православное богословие и пастырское служение. 19. Воспоминания о протоиерее С. Булгакове, характеризующие его личность Среди почитателей и друзей отца Сергия прежде всего следует упомянуть профессора Л.А. Зандера (1893–1964), человека высокой духовной и философской культуры, который до самых тонкостей постиг и изложил все его творчество как целостную богословскую систему в двух фундаментальных томах под заглавием «Бог и мир» (401). «В течение двадцати лет, – пишет Л. А. Зандер, – мне было дано жить и работать в свете мудрости и вдохновений о. Сергия. Это лучшее время моей жизни было увенчано единственным и редким счастьем: возможностью писать о любимом учителе еще при его жизни, беседовать с ним по поводу написанного, слушать его собственные слова о моем труде, полные смирения и любви...» (401, с. 7). «Ничто не поражает в о. Сергии так сильно и глубоко, как слияние воедино двух стихий: священства, связанного со всем богатством церковного прошлого, и пророчества, устремленного к грядущему. Но этот порыв ввысь, эта ненасытность его духа в принятии Божества сообщает всему его творчеству силу огненного потока, сжигающего сердца и увлекающего за собой к своему первоисточнику – Богу» (401, с. 18). «Церковный характер мысли о. Сергия мы должны определить как «церковность изнутри»: он церковен не потому, что хочет быть в согласии с тем или иным признанным, или утвержденным учением, но потому, что любит Христа, потому, что Церковь для него – высшая Реальность, Правда и Красота» (401, с. 21). Н.С. Арсеньев (1888–1977) – профессор православного факультета Варшавского университета (с 1926 по 1938 г.) – делится такими воспоминаниями: «В о. Сергии Булгакове было большое горение духовное и большая сила веры, и этим своим пламенем духовным он часто зажигал души других... Его горящий интерес к великому обетованию о преображении твари через подвиг Христов я высоко ценю и чту... Он многим указал путь ко Христу; у многих раскрыл глаза на действие Слова Божия в мире и истории. Имя его займет почетное место в истории русской духовной жизни и духовной культуры как ревностного и пламенного служителя и проповедника Воплощенного Слова» (398).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Согласно действующему «Типикону Великой Церкви», одобренному в 1888 году, «Иже жертву хваления...» читается в В «по исключению, так сказать,... на Святой Горе перваго января», во всех же остальных случаях положена «Благословляяй...» 973 . «Иератиконы» до издания 1977 г. были согласны с этим замечанием, лишь распространяя практику чтения «Иже жертву хваления...» на области вне Св. Горы. Чин, представленный в этом месте ИЕР 1977 и его переизданиями, очевидно, оказал влияние на практику Элладской Церкви, так что сегодня на многих её приходах молитва «Иже жертву хваления...» читается на каждой В богослужебного года. По мнению проф. И. Фундулиса, эту молитву стоит сохранить в богослужебной практике 974 . Несмотря на то, что церковное предание не единодушно относительно использования «Иже жертву хваления...», очевидно, что её связь с В наличествует в предании. Кроме того, читатель, наверное, согласится, что «Иже жертву хваления...», более богословски насыщенная, пространная и величественная, чем «Благословляяй...», очень подходит к В , да и к общей атмосфере духовного пробуждения, которую призвана создать эта литургия. И, как мы видели выше, смена заамвонной молитвы на литургии согласна с древней традицией различных заамвонных молитв для различных праздников и периодов богослужебного года 975 . Как было сказано выше, 33-й псалом был прибавлен к концу Божественной литургии в XI–XII bb. в Палестине и в монастыре Благодетельницы, вместе с другими элементами палестинского «последования изобразительных». В этом последовании Пс.33 использовался в качестве причастна, в соответствии с древней традицией пения во время св. причащения целого псалма 976 . Псалом этот, особенно с его стихом «Вкусите и видите, яко благ Господь», весьма подходил для этой цели. При присоединении элементов «последования изобразительных» к литургии Пс.33 был помещён в самом конце службы, так как к тому времени пение во время св. причащения пришло в упадок и причастен сократился до одного-двух стихов 977 . Из константинопольского монастыря Благодетельницы употребление 33-го псалма в этом месте литургии постепенно распространилось по православному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В сер. XX в. большинство паствы составляли выходцы из европейских стран, гл. обр. из Франции и Испании, а также из Италии и Португалии. Их численность резко упала в 60-70-х гг. XX в. (с 3 до 0,4% населения страны). В 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. к ним присоединились трудовые и транзитные мигранты из Африки южнее Сахары (преимущественно из бывш. франц. колоний). Несмотря на закрытие большинства католич. храмов и часовен и сокращение количества монахов-миссионеров (за 1960-1977 в 11 раз), ордены францисканцев и иезуитов сохранили свои позиции в системе образования (за тот же период число опекаемых ими учебных заведений различного уровня - семинарий, частных школ и т. д.- выросло на 1/3). Протестанские церкви, деноминации и секты Первыми протестантами среди марокканцев стали выходцы из евр. общины, среди которой со 2-й пол. XIX в. вело проповедь англикан. Лондонское об-во по распространению христианства среди иудеев (London Society for the Propagation of Christianity among the Jews), открывшее свое 1-е отд-ние в Могадоре в 1874 г. Затем на той же ниве подвизались Церковная миссия для евреев (Mildway Mission to the Jews) и церковь Эммануэль (Eglise Emmanuel). Наряду с англиканами лидировали методистские и пресвитерианские орг-ции. Штаб-квартиры в Танжере имели Британское Библейское об-во (British and Foreign Bible Society, с 1903) и Североафриканская миссия (North Africa Mission, с 1904), из которых последняя в 1959 г. объединилась с шотл. Миссией Южного Марокко (Southern Morocco Mission), основанной в 1888 г. В 80-х гг. XX в. она присоединилась к организации «Арабская мировая миссия», к-рая в нач. XXI в. насчитывала ок. 350 чел. в стране. В 1894 г. в стране развернул работу неденоминационный Миссионерский союз Священного Писания (Gospel Missionary Union, ныне Avant Ministries), созданный под эгидой амер. Юношеской христианской ассоциации (YMCA). В 1952 г. его члены, с 1901 г. работавшие в горах Атлас, учредили «библейский институт», в задачи которого входил перевод НЗ на арабские и берберские диалекты и к-рый был закрыт в 1967 г. после изгнания иностранных миссий из М.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

[Диакон:] Всех нас да помянет Господь... Таже священник возгласно: Благочестивейшаго и Христолюбивого Царя нашего (имярек), всю Палату и Воинство. Всех благочестивых и Православных Христиан, живущих и обретающихся во граде (или монастыре) сем. Прихожан, попечителей, жертвователей и обновителей святаго храма сего. Блаженных создателей его. И священство наше да помянет Господь Бог... 523 Издание С. Юлиса, датируемое серединой ХХ в., БЛ Афин. 1912 и «Божественная литургия» под ред. протопресв. Н. Пападопулоса (1924) воспроизводят эту формулировку, только иногда без упоминания короля и «палаты». Это зависело от политического статуса Греции, менявшегося несколько раз в течение ХХ в. Однако иные издания той же эпохи – БЛ «Феникс» 1888 (под набл. Е. Пердикариса) и БЛ Афин. 1923 (А. Пасхас) – приводят лишь общее поминовение, а БЛ Афин. 1888 (М. Папагеоргиу) опускает и его. Это, конечно, не означает, что частные поминовения не произносились, просто они не включались в ряд изданий «Божественных литургий» 524 . «Иератиконы» константинопольской традиции во всех своих изданиях печатают только общее поминовение, которое идентично этому поминовению в ИЕР 2002 и ИЕР 2004 525 . А первый элладский «Иератикон», ИЕР 1962, предписывает поминовения, которые мало отличаются от поминовений в только что упомянутых «Иератиконах». Отличий всего три: в общем поминовении стоит «Всех вас (μν)...», а не «Всех нас (μν)...»; вместо «начала» и «власти» поминается король и высочайшая «фамилия», а «род» (народ) поминается после воинства 526 . Близки к современному греческому чину и ИЕР 1977 и его переиздания. Единственное различие существует в формулировке общего поминовения. В ИЕР 1977 стоит: «Всех вас, и всех благочестивых и православных христиан, да помянет Господь Бог...» 527 . Такой в общих чертах была история формирования поминовений в греческом православном мире. Существует и вопрос о том, каков правильный вариант общего поминовения: «Всех вас (Πντων μν)...» или «Всех нас (Πντων μν)...».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Арсеньев Николай Сергеевич Николай Сергеевич Арсеньев (18881977) — малоизвестный, но достойный представитель мысли Русского Зарубежья. Философ, богослов, культуролог, приват-доцент кафедры западноевропейской литературы Московского университета (в 1914-1918), профессор кафедры сравнительной истории религий Саратовского университета (в 1918), эмигрироровал в Варшаву в апреле 1920, преподаватель (с 1921), а затем профессор русской литературы Кенигсбергского университета (в 1924- 1944), с мая 1945 жил в Париже, преподавал в Institut St. Denis, Сорбонна, с февраля 1948 профессор Свято-Владимирской духовной семинарии (Нью-Йорк), председатель Русской академической группы в США (1971-1977). Читал лекции в Оксфордском, Кембриджском, Лондонском университетах. Сотрудничал в основанном Н. А. Бердяевым журнале «Путь» и других периодических изданиях. Участвовал в экуменическом движении. Член Палаты Всемирного союза христианских церквей. Автор около 40 книг и множества статей по богословию, философии, истории религий, античности, средним векам, эпохе Возрождения и современности. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ars...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Схим. Анастасия (Шевеленко) (Шевеленко Анастасия Ивановна; 1888, Витебская губ.- 13.04. 1977, Караганда), схим. Род. в многодетной семье сапожника, оставила школу в 10 лет и начала работать. Получила религ. воспитание от матери, с детства мечтала о подвиге юродства. Переехав к тетке в г. Шуя Владимирской губ., 6 лет служила домработницей у врача, бывшего духовным сыном оптинского старца прп. Амвросия (Гренкова) , после чего приняла постриг в полоцком мон-ре. Прожив там 2 года, получила от старца Оптиной пуст. прп. Анатолия (Потапова) благословение на юродство и ушла странствовать. В годы гонений на Церковь А. К. находилась в лагерях, после освобождения была оставлена на поселении в Кокчетаве, затем переехала в Караганду, где жил после заключения оптинский старец исп. Севастиан (Фомин) . А. К. поселилась в сторожке, пела на клиросе, с радостью принимала подаяния, к-рые раздавала нуждавшимся. Обладала даром прозорливости и утешения скорбящих. Скончалась на Пасхальной седмице, перед смертью приняла постриг в схиму, похоронена на Михайловском кладбище Караганды. Лит.: Королева В. Карагандинский старец преподобный Севастиан. М., 1998. С. 375-414. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114926.html

В издательстве храма св. мц. Татианы при МГУ вышла книга Николая Арсеньева «Душа Православия» 24 мая 2009 г. 17:21 В издательстве храма св. мц. Татианы при МГУ вышла книга Николая Арсеньева «Душа Православия». Николай Сергеевич Арсеньев (1888-1977) — русский религиозный мыслитель, философ и богослов, историк русской духовной культуры и литературовед (а также писатель и поэт), автор более тридцати книг, десятков статей, очерков, рецензий. Многие из них были либо написаны, либо переведены на немецкий, французский, английский и другие языки. Лингвистическое разнообразие его работ отражает не только эрудицию, культуру и талант автора (Н.С. Арсеньев владел 12 языками), но и трудную судьбу человека ХХ столетия, вынужденного покинуть свою родину и испытать участь «странника на чужбине». Известный русский философ-эмигрант Ф.А. Степун, читая одну из книг Н. Арсеньева («О русской культурной и творческой традиции»), скажет, что это «не Арсеньев говорит с ним (читателем — ред.) о России, а она сама повествует ему о себе». А другой русский изгнанник, С.А. Зеньковский, о книге «Дары и встречи жизненного пути» заметит, что она «по настроениям и стилю... напоминает лучшие страницы Тургенева и Бунина». В сборник «Душа Православия» вошли две работу автора — «О жизни преизбыточествующей» и «Православие. Католичество. Протестантизм». Книга рекомендована Учебным комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви. «Татьянин день» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/654170.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010