Моржегоры. Церковь Иоакима и Анны. Иоакимо-Аннинская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Иоакима и Анны Год постройки:1726. Год утраты:1977 (сгорела) Адрес: Россия, Архангельская область, Виноградовский район (Двиноважье), дер. Моржегоры. Координаты: 63.051854, 42.162636 Проезд:По трассе М8 до дер. Моржегоры. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Моржегорский приход Виноградовский район Архангельская область Приход располагался на левом берегу Северной Двины, в 154 верстах от Холмогор. В его составе было 19 деревень, жителей в которых к 1 января 1894 г. насчитывалось: 735 человек мужского пола и 789 - женского (в 1888 г. - 700 мужского пола и 771 женского). Приход существовал уже в XVI веке, как видно из грамоты Новгородского митрополита Макария от 15 апреля 1621 г., данной священнику церкви Иоакима и Анны Моржегорской волости Ивану Ермолину в ответ на челобитную крестьян Михаила Окулова, Климентия Тимофеева и других, каковой грамотой разрешалось вместо прежнего ветхого храма во имя Иоакима и Анны построить новый во имя тех же святых с придельным храмом в честь прор. Илии. По просьбе приходского священника Иакова Гурьева бревенчатые стены этого храма разрешено было отесать, по грамоте архиепископа Афанасия от 1688 г., между прочим писавшего, чтобы плотники при этом были однобрачные, чтобы щепа была сожжена в чистом месте, а пепел высыпан в воду. Церковь сгорела 8 марта 1700 г., как видно из грамоты архиепископа Афанасия на имя священника Василия от 23 марта 1700 г. Вместо сгоревшей была построена новая церковь во имя тех же святых Богоотец Иоакима и Анны и прор. Илии. Освящена 16 октября 1726 г. Второй приходской храм - во имя свт. Василия Великого, устроен в 1700 году по благословляющей грамоте архиепископа Афанасия от 23 марта того же года. Первый в приходе Васильевский храм к 1639 г. обветшал настолько, что в нём невозможно было служить. Новгородским митрополитом Аффонием 10 апреля 1640 г. была дана грамота в ответ на челобитную церковного прикащика Онашки Прокопьева и крестьян Моржегорской волости, в которой разрешалось ветхий храм разобрать и вместо него устроить новый.

http://sobory.ru/article/?object=34278

Роспись стен собора выполнил академик живописи А. В. Ступин и его сын Рафаил. Церковь была заложена 1 августа 1818 года, 5 июля 1822 года в храме был освящен главный престол в честь Происхождения честных древ Святого Животворящего Креста Господня, 31 июля – придел святого Макария Желтоводского и Унженского, чудотворца, а 1 августа – придел в честь святого Александра Невского. Собор в советский период Жители Нижнего Новгорода и приезжие купцы именовали собор Спасским из-за того, что еще до построения храма на стрелице Оки и Волги в дощатых временных лавках причт Спасо-Преображенского кафедрального собора поставил среди торга в полотняном шатре иконостас. Иконы и церковная утварь были доставлены из кафедрального храма в Кремле, оттуда же были священники. Поскольку ярмарка продолжалась всего месяц и содержать специальный ярмарочный причт было невыгодно, храм был приписан к Спасо-Преображенскому собору в Кремле. Именно поэтому ярмарочная церковь стала именоваться Спасской, а позже, когда был построен храм в честь Александра Невского, – Староярмарочной. Вскоре после освящения нового храма выяснилось, что многие купцы отказываются его посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными на европейский манер итальянским художником Торричелли. Фигуры святых на образах были с обнаженными частями тел, что вызывало недоумение и непонимание среди торговцев. Некоторые из них стали ходить в храм со своими иконами. Купцы приносили их заботливо завернутыми в тряпицы. Спустя несколько лет иконы заменили. Новый иконостас был выполнен архитектором В. Стасовым. Храм был возведен на достаточно опасной территории: паводковые воды постепенно размывали насыпной грунт, в стенах собора появились трещины. В конце XIX века Роберт Яковлевич Килевейн отреставрировал собор. Повторно он был освящен 31 июля 1888 года. В XX столетии в храме располагался склад, в административном здании – квартиры. Спасский Староярмарочный собор был возвращен Нижегородской епархии в 1991 году. Рядом с храмом находится часовня-усыпальница с могилой приснопамятного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) (на Нижегородской кафедре с 1977 по 2001 гг.). Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_Старо...

В 1968 году священником становится отец Алексей, алтарником - Михаил (Чукавин), который в 1977 году рукоположен в диаконы. В 1978  отец Михаил (Михаил Николаевич Чукавин умер в 2008 году) рукоположен священником Арефинской церкви во имя Живоначальной Троицы. Диаконом в то время служил иерей Александр Калев из Павлова, затем он был рукоположен священником в данном приходе. После него некоторое время диаконом служил  иерей Владимир, который впоследствии был рукоположен в сан священника в данный приход, а диаконом становится Павел Шутов. Материал из книги: Г.А. Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. Книга памяти жертв политических репрессий Вачского района Нижегородской области. Составитель О. Михеева. Н. Новгород. «БИКАР», 2010г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Пятидесятилетний юбилей дьякона села Арефина Муромского уезда С благословения Высокопреосвященнейшего Феогноста, 24-го июня 1888 года Арефинский приход и причт, при участии местного благочинного села Новосёлок протоиерея Гавриила Валединского, праздновали пятидесятилетний день служения своего дьякона Степана Степановича Херсонского. К назначенному дню юбиляра были приготовлены подарки. Ровно в 7 часов звон к водоосвящению возвестил жителям смежных, многолюдных сёл Арефина и Зяблицкого Погоста с соседними их деревнями о небывалом здесь торжестве. Много людей стало стекаться во Входоиерусалимский храм, желая своим усердием почтить всем известного в окрестности старца. Здесь священник П. Адлеров произнёс краткую речь, в которой  высказал свои благо пожелания юбиляру и радость за выпавший ему счастливый жребий подносить дар от всего причта своему доброму сослуживцу.  Затем церковный староста Д. В. Казаков и два представителя от прихожан, - прежде бывший 33 года церковным старостой потомственный Почётный гражданин И. А. Гаврилов и старшина Ф. А. Макаров, поднесли юбиляру святое Евангелие. Выступили на этом торжестве священник Пётр Соколов, священник Зяблицкого Погоста Василий Соколов, протоиерей Новосельского округа Г. А. Валединский.

http://sobory.ru/article/?object=09879

Причина этого – в ослаблении стремления к единству, ослабление готовности и воли к «обращению», к кафолическому обновлению. Именно это в первую очередь заставляет Русскую Православную Церковь пересмотреть свое отношение ко Всемирному Совету Церквей. Негативные тенденции в ВСЦ приводят к тому, что Русская Православная Церковь оказывается перед необходимостью быть готовой к изменению своего статуса в отношениях с ВСЦ. Впрочем, такое решение должно быть принято лишь при полном исчерпании всяких средств по изменению характера ВСЦ. Коротко об авторах Амфилохий (Радович) , митрополит Черногорско-Приморский (р. в 1938 г.), экзарх Печского Патриаршего престола (Сербия), богослов, духовный писатель. Окончил богословский и филологический факультеты Белградского университета, стажировался в Восточном институте в Риме. В 1967 году в Афинах был пострижен в монашество, в 1968 году рукоположен во священника и возведен в сан архимандрита. В 1973 году защитил докторскую диссертацию «Тайна Св. Троицы по учению св. Григория Паламы », затем провел год на Афоне в общении со старцем Паисием Святогорцем († 1993). С 1975 года преподавал в Православном богословском институте преподобного Сергия в Париже, в 1986 году рукоположен во епископа Банатского, в 1991 году возведен в сан митрополита. Обновил и построил заново большое количество церквей в Черногории, основал журнал «Светигора» Сербской Православной Церкви, ведет активную проповедь православия по телевидению и в черногорской печати, много пишет и переводит. Библиография: «Смысл Литургии» (1974, на греч. яз.), «Основы православного воспитания» (Белград, 1983, на сербск. яз.), «Исторические основы толкования Ветхого Завета» (Никшич, 1996, на сербск. яз.). Арсеньев Николай Сергеевич (1888–1977) – русский религиозный писатель, публицист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, посещал различные философские кружки (в том числе «Кружок ищущих христианского просвещения»), находился под сильным влиянием философии С. Н.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Все цитаты из произведений Пушкина приводятся по следующему изданию: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10-и т. Л., 1977-1979. Здесь и далее первая цифра в скобках указывает номер тома, вторая — страницу. К теме живописи и поэзии Пушкин обращается в третьей части. Он сожалеет, что не родился художником, как Корреджо, Тициан, Пуссен или Рубенс, уверяет, что с удовольствием променял бы лиру на вдохновенную кисть, дабы воспеть женскую красоту. Здесь живопись однозначно предназначается поэтом для изображения плотской красоты (в противоположность иконе, которая призвана изобразить духовную красоту; напрямую у Пушкина этой мысли нет, но такой вывод напрашивается сам собой). В Петербурге прославилось несколько чудотворных икон Богородицы «Всех скорбящих Радость». Две из них — «Всех скорбящих Радость» с грошиками и Больше-Охтинская — прославилась в 1888 и 1873 годах; естественно, они были неизвестны Пушкину. Та, перед которой заказал молебен Самсон Вырин, — список первоначальной иконы «Всех скорбящих Радость», которая была явлена в Москве в храме Преображения на Ордынке сестре патриарха Иоакима в 1648 году. Сестра Петра I Наталья Алексеевна заказала список чудотворной иконы и привезла его в Петербург. Икона была с Петром в походе против турок. В память спасения и государя, и армии при реке Прут в 1711 году Петр построил храм Воскресения, куда и поставили икону. Позже на этом месте Елизавета Петровна построила каменный храм, освященный в честь чудотворной Скорбященской иконы (был разрушен, ныне восстанавливается). Он стоял на Шпалерной улице, которая выходит на Литейный проспект. Поэтому Самсон Вырин после молебна и оказался на Литейном. В настоящее время чудотворная икона находится в Спасо-Преображенском храме (сооружен по проекту В.П. Стасова на месте сгоревшего в 1825 году храма лейб-гвардии Преображенского полка и освящен в 1829 году), так что если бы ныне Самсон Вырин отслужил молебен иконе, то он опять легко вышел бы на Литейный, но с другой стороны. Сокращение «разб» было прочитано как разбойный; «блг» — как бог; святой, в сокращении «ст» и «Рах», как страх.

http://pravoslavie.ru/46917.html

Свято-Владимирская семинария существовала в скудных условиях, занимая помещения Рид-Хауса на углу Бродвея и 121-й улицы, в ней обучалось всего пятнадцать студентов. Тем не менее материальные трудности тяготили отца Александра меньше, чем взвинченная атмосфера в семинарии, в преподавательской среде которой вспыхивали конфликты самолюбий и амбиций. Следствием этого стал уход в 1955 г. протоиерея Георгия Флоровского (отчасти из-за его тяжелого характера, тяготившего подчас даже его близких), которого тут же пригласили на должность профессора Гарвардский, затем Принстонский университеты. А православной семинарии нужно было бороться за существование и развиваться уже без общепризнанного авторитета Флоровского. В таких непростых условиях отец Александр не просто выстоял, но в конечном счете добился обретения семинарией прочного положения, в 1962 г. став ее деканом. Он был не один: его поддержал профессор истории культуры Николай Сергеевич Арсеньев (1888–1977), из Парижа переехали Сергей Сергеевич Верховский (1907–1980), занявший должность проректора и профессора догматического богословия, и протоирей Иоанн Мейендорф (1926–1992), ставший профессором патрологии, а затем и сменивший отца Александра на посту декана. И далее на протяжении двадцати лет в жизни отца Александра уже не случается рубежных событий, хотя в ровном течении его семинарской, церковной и литературной деятельности происходили заметные явления. Семинария переехала в современный кампус в Крествуде (штат Нью-Йорк). Год делился на учебные семестры и каникулы. Главным делом стало руководство семинарской жизнью, десятками молодых людей и преподавательской корпорацией. К этому постепенно добавлялись написание книг богословской проблематики, выступление на радио «Свобода» по воскресеньям с популярными беседами на различные темы церковной жизни, активное участие в деятельности Митрополичьего совета Православной Церкви в Америке, чтение лекций по приглашению различных церковных общин и учебных заведений в США и других странах, участие во Всемирном экуменическом движении, публицистические выступления в связи с событиями в СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

57 Вероятно, Мария Семеновна Добромыслова (1900–1986). После смерти прп. Никона приняла тайный постриг без перемены имени. Автор полного Жизнеописания прп. Никона. При жизни Батюшки проживала в Козельске. 58 Иеродиак. Петр (Драчев 1888–1981). Начинал подвизаться в Оптине, после ее закрытия – в Даниловом монастыре, после пинежской ссылки получил схиму в Почаеве (схиигумен Павел). 59 М. Амвросия в это время находилась в Архангельске, в ссылке. Посоветовавшись с Оптинскими отцами, они решили бросить жребий, предоставив на волю Божию вопрос о том, проситься ли м. Амвросии о переводе ее в Пинегу. Помолившись, вытянули «не проситься», так и решили. 60 Письма адресованы проживавшей в г. Калуге Лидии Евгеньевне Межековой (мон. Анфуса, в схиме – Лидия, 1896–1977); в них упоминается ее сестра Валентина Евгеньевна Межекова (1898–1966). 61 См. также: Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Изд. Оптиной Пустыни, 1900. С. 266. Вопрос 82: «Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает...»; «Смущение... есть дело неразумия и гордости...». Там же. Поучение 13. О том, как переносить искушения. Стр. 150. 62 Прп. старец Оптинский Антоний (Путилов, 1795–1865), схиигумен. Начало подвигов положил в Рославльских лесах, затем, вместе с братом Моисеем по приглашению преосв. Филарета (Амфитеатрова) перешел в Оптину для строительства там Скита, начальником которого был назначен в 1825 г. С 1834 по 1853 гг. был настоятелем Малоярославецкого монастыря, откуда был уволен на покой в Оптину. О нем см.: Жизнеописание игумена Антония. Изд. Оптиной Пустыни, 1992. 223 с. (Преподобные Старцы Оптинские). 63 Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Изд. Оптиной Пустыни, 1900. 64 Тогда, т.е. если человек находится во всяком душеспасительном делании, проходя «семь телесных деланий», подвизаясь в терпении и во всем, что вышеизложено. Сравни с поучением прп. Аввы Дорофея о смиренномудрии [Прим. прп. Никона].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. 192. лупанар или лупанарий — публичный дом в Древнем Риме, размещенный в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат. Lupa) — так в Риме называли проституток. 194. Сирин — псевдоним Набокова Владимира Владимировича (1899-1977) — русского и американского писателя, поэта, переводчика, литературоведа и энтомолога. Федотов имеет в виду роман Набокова «Приглашение на казнь», вышедший в 1936 году. 195. De profundis (лат.) — цитата из 130 псалма «из бездны...». В русском синодальном переводе «Из глубины взываю к Тебе, Господи...». 196. La Belle Dame sans Merci...(фp.) — «Безжалостная красавица» — баллада английского поэта-романтика Джона Китса. Название Китс позаимствовал у французского средневекового поэта Алена Шартье (1424). 198. парусил (греч.) — «присутствие, наличие», «прибытие, приход», «пришествие». Понятие, изначально обозначавшее как незримое присутствие Господа Иисуса Христа в мире с момента Его явления, так и пришествие его в мир в конце света. Со временем термин парусия стал рассматриваться только в эсхатологическом плане как обещанное пришествие Христа по окончании судьбы мира. 199. монтанизм — религиозное движение в христианстве II века. Бывший языческий жрец Монтан из Фригии (на границе с Мизией), обратившись в христианство (около 156 г.), стал проповедовать живое духовное общение с Богом, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в особых дарах Святого Духа, преимущественно в даре пророческом. Последователи Монтана, между которыми выдавались особенно две пророчицы, Приска (или Присцилла) и Максимилла, признали своего учителя за Параклета (Духа-Утешителя), обещанного в Евангелии Иоанна. Движение распространилось из Малой Азии во Фракии; отголоски его достигли Карфагена, Рима и Южной Галлии. 200. Зиммель Георг (1858-1918) — немецкий социолог, создатель теории анализа социального взаимодействия, один из основоположников конфликтологии. 201. Сетницкий. Об общественном идеале. Харбин, 1932 г. См. рецензию в «Новом Граде», 9 — прим. Г. П. Федотова. Сетницкий Николай Александрович (1888-1937) — русский философ. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1912). Испытал влияние философии «общего дела» Η. Ф. Федорова.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Начальник РДМ РПЦЗ архимандрит Антоний (Граббе) отказал дочери похоронить мать на монастырском кладбище женского монастыря, рядом с храмом св. Марии Магдалины в Гефсимании. Погребение схимонахини Александры состоялось на греческом кладбище, недалеко от Успенского храма с гробницей Богоматери. Десятки икон, среди них и образ «Святителя Николая Утешителя», а также некоторые личные вещи новопреставленной схимонахини были перевезены дочерью из Иерусалима в Баварию. В доме Елены Александровны появилась мемориальная «комната-часовня схимонахини Александры Глазуновой» с иконами из ее иерусалимской келии. …Елене Александровне пришлось дважды восстанавливать надгробие матери на греческом кладбище в Иерусалиме. В 1977 году в Мюнхен поступило сообщение о том, что кладбище «приходит в упадок и его могут передать под застройки» На следующий год после смерти Елены Александровны Гюнтер-Глазуновой, наступившей в Мюнхене 18 июня 1999 года, глава Фонда имени А.К. Глазунова, прихожанин Кафедрального собора РПЦЗ Н.А. Воронцов (Гофман), добился перезахоронения останков греческой схимонахини Александры в другом месте. 9 мая 2000 года, на Радоницу, останки схимонахини, согласно желанию ее покойной дочери были выкопаны и перенесены в усыпальницу Алисы, принцессы Греческой и Баттенбергской в Гефсиманской женской обители Во второй половине следующего дня находившийся в то время на Святой Земле архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ) отслужил панихиду в храме обители, а затем гроб с бренными останками предали земле на кладбище в саду обители у храма Св. Марии Магдалины. Почти все иконы, некогда принадлежавшие схимонахине Александре, возвращены на Святую Землю, в Свято-Троицкий собор РДМ Московского патриархата. Образ «Святитель Николай-Утешитель» хранится в мемориальной комнате-часовне схимонахини Александры Глазуновой в Мюнхене. Примечания Холодюк А. «Моя душа небесного взывает». Схимонахиня Александра (Глазунова)//Русский инок. 2003. 14 (177) и приходская газета Свято-Воскресенской общины городов Дахау и Мюнхен. N 13 (декабрьский выпуск), 2002 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/28/...

Древний И. стал известен с 80-х гг. XIX в. благодаря А. А. Цагарели, обратившему внимание на папирусно-пергаменную рукопись И. (в наст. время Кекел. Н 2123; см.: Цагарели. 1888. С. 1, 36, 126, 159-163). Эта рукопись была привезена еп. Порфирием (Успенским) из лавры прп. Саввы Освященного в 50-х гг. XIX в. Ее подробное описание и перевод мн. текстов на слав. и рус. языки были сделаны прот. Корнилием Кекелидзе ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 350-372); он же первым обратил внимание на соответствие И. груз. версии иерусалимского Лекционария ( Он же. Канонарь. С. 27-28). На протяжении мн. лет папирусно-пергаменная рукопись Древнего И. считалась единственным списком дошедшего до нас памятника; она была издана А. Шанидзе совместно с А. Мартиросовым и А. Джишиашвили ( , , . 1977). При этом еще П. Ингороква, изучая сборники древнегруз. песнопений, писал о рукописях Sinait. iber. 18 и 40, что они сохранили «тексты древнейшей книги грузинских песнопений - Древнего Иадгари» (Соч. Тбилиси, 1965. Т. 3. С. 562-563), но не заметил, что эти рукописи и папирусно-пергаменный список относятся к одной редакции. В процессе составления научного описания рукописей синайской коллекции стало очевидно, что Sinait. iber. 18, 40 и 41 содержат ту же редакцию И., что и папирусно-пергаменная рукопись (см.: . 1978). На основе папирусно-пергаменного списка и проч. выявленных рукописей исследователи осуществили реконструкцию Древнего И. в полном виде и издание сборника ( , , . 1980; см. также краткое резюме о проделанной работе: Eidem. 1981; можно отметить, что уже после выхода книги в новой синайской коллекции был выявлен ряд новых фрагментов Древнего И.- 29, 36-39, 54, 74, 96). Опубликованный груз. текст не сопровождался переводом на к.-л. европ. язык, и это затруднило быстрое вхождение памятника в широкий научный оборот; лишь к нач. XXI в. его материал начал активно изучаться западноевроп. учеными - Ш. Рену (к-рый, в частности, подготовил полный комментированный франц. пер. воскресных текстов Древнего И.- Renoux. 2000), Габриеле Винклер, С. Фрёйсховом и др. Содержание сборника

http://pravenc.ru/text/200125.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010