(Владыка о матушке в одном письме написал: «Матерь Божия на Страшном Суде улыбнется матери Агнии». Матушка Агния в свою очередь почитала владыку, она подарила митрополиту Иосифу несколько икон написаных ею. Последние годы жизни подвижница страдала тяжелыми физическими недугами, но, несмотря на это, принимала страждущих людей, утешала, и молиться за них. В 1973 году в Караганде (Казахстан) матушка Агния была пострижена в схиму. Схимонахиня Агния мирно отошла ко Господу 17 марта 1973 года, её похоронили на Михайловском кладбище. Господи, упокой душу схимонахини Агнии, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Схимонахиня Анастасия (Шевеленко) (1888–1977 гг.) Схимонахиня Анастасия (в миру Анастасия Ивановна Шевеленко) родилась в 1888 году в Витебской области, в семье сапожника. С детства Анастасия часто уходила из родительского дома. Много времени проводила в молитве. Известно, что в юности матушка была послушницей Полоцкий монастырь, два года матушка провела в монастыре, где была пострижена в иночество, потом начала странствовать. Позже Оптинский старец Анатолий (Потапов) благословил матушку на юродство. Матушка жила в Оптиной Пустыни до её закрытия, там она познакомилась с будущим карагандинским старцем (преп. Севастианом) 49 , который в то время был послушником у старца Нектария. Блаженная часто обличала монахов, за что ей часто доставалось. Спустя годы старец Севастиан спрашивал матушку Анастасию: «А помнишь, Настя, как я тебя в Оптиной турнул однажды, когда ты спряталась к старцу под кровать? Кубарем по лестнице летела. А о. Нектарий говорит мне: «Ну-ка, Стефан, турни ее, непослушную. Ишь, спряталась! Расправься с ней! Все равно будешь юродствовать, другой дороги тебе нет». Тут батюшка замолчал, потом говорит: «Как мне было тогда тебя жалко! Но – послушание». В начале гонений на Церковь матушка некоторое время жила в Калуге, вскоре была арестована и сослана в лагерь, позже жила на поселении в Кокчетаве. Матушка Анастасия прошла через лагеря, после освобождения приехала в Караганду (Казахстан) к старцу Севастиану. Жила в сторожке при храме. Спала сначала в ванне, потом в холодном углу на тюках. Спала с вечера, а ночь работала – убирала под нарами, варила очень вкусный квас.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Село на реке Молокче и храм святителя Николая в нем существовали с глубокой древности. По преданию, чудотворная икона святителя явилась на одном из сенных стогов. Когда нашедший ее крестьянин хотел унести ее в ближний храм, он услышал голос: «Не смей уносить! Здесь строй храм!» Оттого и село получило свое название Стогово. В начале XVII века Стогово – дворцовое село, в нем находился деревянный храм. В 1803 году на средства местного помещика князя П.П. Щербатова и уроженца села митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова), сына священника храма в селе Стогове, построен каменный храм во имя святителя Николая с приделом во имя святителя Амвросия Медиоланского. В храме долго сохранялась очень древняя, чудом явленная, икона святителя Николая. В 1816 году митрополиту Амвросию Константинопольским патриархом Поликарпом был прислан золотой крест с частицей древа Креста Господня, украшенный 37 алмазами. В 1820 году , по завещанию владыки, этот крест был передан в Никольскую церковь и находился в ней на иконе Воздвижения Честного Креста, украшенной серебряной ризой. Позже, вероятно в безбожные годы, святыня была утрачена. В 1888 году при храме была открыта приходская школа. Последний настоятель храма иеромонах Иероним (Киселев) был арестован 26 января 1938 года, а 17 февраля того же года расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой. Храм был закрыт и взорван, сохранилась только трапезная часть. В 1977 году Никольский храм был признан памятником архитектуры. В 1996 году руины храма возвращены верующим и организована православная община, настоятелем которой указом Митрополита и Крутицкого Ювеналия был назначен священник Вячеслав Брегеда. Ныне храм расположен на землях населенного пункта Малинники, поскольку село Стогово как административная единица было ликвидировано в 1988 году. К северо-востоку от села Малинники идет проселочная дорога к источнику преподобного Сергия Радонежского у деревни Взгляднево, известному как «водопад Гремячий Ключ». История сохранила свидетельство, что по пути в Киржач преподобный Сергий со своим учеником преподобным Романом останавливался на этом месте. Тогда же по его молитве на склоне горы забил святой источник. Другой целебный источник, о котором не все знают, находится в ста метрах от Никольской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00041

1. Мы уже отмечали причины, связывавшие святого Романа с Кирами, – это видение, бывшее ему в церкви Кириотиссы. 2. Историческая память и традиция склонны сохранять более низкую иерархическую степень в надписаниях гимнов. Пример – каноны и стихиры Космы Маиумского, называемые «Космы монаха», хотя, по преданию, он был епископом Маиумским; каноны Андрея Критского, которые подписаны «творение Андрея Иерусалимского» или просто Андрея. Роман прибыл в Константинополь диаконом, и, по-видимому, им и остался в церковной памяти. 3. В условиях господства стациональной литургии и ощущения города как одного большого храма связь с теми или иными церквями и служение в них еще не опровергает той или иной официальной степени. Тем не менее, для подтверждения гипотезы Мааса необходимы новые находки. Какова дата смерти Романа? Судя по кондаку «О десяти девах», содержащему сообщения о землетрясениях 551 и 554 годов (см. выше), в 555–556 годах святой Роман был еще жив. С другой стороны, этот кондак надписан «почти последняя ». У святого Романа нет кондака на обновление Святой Софии в 562 года; следовательно, по-видимому, он скончался между 555 и 562 годом. Выводя среднюю дату, историки говорят о 560 годе, цифра эта – условная. Зато мы можем назвать день и месяц его смерти – 1 октября, поскольку это день его памяти. Судя по житию святого Артемия (см. выше), святой Роман почитался как святой уже во времена Ираклия, и его творения пелись на бдении. Могила святого Романа Сладкопевца бережно сохранялась в течение веков. Еще в начале XIII века ее показывали Антонию Новгородскому, который сообщает, что «в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы погребен Роман Сладкопевец» .  Pitra. Sanctus Romanus veterum melodorum princeps. Cantica sacra ex codicibus mss. Monasterii S. Ioannis in insuoa Patmo. Roma, 1888. P. 42.  Philipps 1622, f 42 r (XIV в.). –  Delehaye S.  Romanos le Melode//Analecta Bollandiana. 13 (1894). P. 441.   Grosdidier de Matons J.  Ronanos le Melode et les origines de la poesie reiligieuse a Byzanice. Paris, 1977. P.169. Перевод д. В. Василика.

http://pravoslavie.ru/74385.html

в США, печатала в американской прессе статьи по спиритизму; приняла американское гражданство (1877). Под влиянием индийской философии основала в 1875 г. в Нью-Йорке Теософское общество; в 1878 г. уехала в Индию, куда было перенесено Теософское общество; в 1884 г. вернулась в Европу. Главные сочинения Блаватской: «Разоблаченная Исида» (1877), «Тайная доктрина» (т. 1–3, 1888–1897). Штейнер (Steiner) Рудольф (1861–1925) – немецкий философ-мистик, основатель антропософии. Начав, как последователь натурфилософии Гете, Штейнер в 1900-х гг. возглавлял немецкую секцию Теософского общества, в 1913 г. создал Антропософское общество. По проекту Штейнера в Дорнахе было построено здание Гетеанума – «свободного университета науки о духе»). 227 Софья Петровна Хитрово (урожденная Бахметьева) была племянницей жены известного поэта графа А. К. Толстого, Софьи Андреевны. Владимир Соловьев познакомился с ней в 1876–1877 гг. (вероятно, в Петербурге), и это знакомство стало началом единственной серьезной любви Соловьева. В семье покойного графа Толстого, где стал очень часто бывать Соловьев, господствовали мистические настроения, поддерживаемые его вдовой Софьей Андреевной. Это сильно влияло на молодого философа, который незадолго перед этим пережил в Египте «свидание» с Божественной Софией; в последующих стихах Соловьева образ Софии стал сливаться с образом Софьи Петровны, и мистическая составляющая воззрений Соловьева достигла своей кульминации (см.: Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. С. 203–213). Отметим, что стремление Флоровского вывести «мистику» Соловьева исключительно из обстоятельств его личной жизни (как и общая оценка его философии) выглядит неубедительно и искажает логику мыслей великого русского философа. 229 Никон (Минин Никита) (1605–1681) – русский патриарх с 1652 г. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол в Русской Православной Церкви. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем; в 1658 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

1977 Последнее замечание преп. Иосифа затрагивало ту сторону в вопросе об еретиках, которая после собора 1504 г. сделалась основным пунктом полемики между ним и «заволжскими старцами». Дело в том, —62— что некоторые из посланных в заточение еретиков, страшась возможности подвергнуться новым мукам, 1978 стали каяться; естественно, поднялся вопрос, как относиться к их покаянию? Проповедники христианской любви к заблуждающимся «заволжские старцы», конечно, встали на сторону кающихся еретиков. Вероятно в это время они обратились к преп. Иосифу с посланием, о содержании которого, так как оно не дошло до нас, можно судить только по ответу самого адресата, т. е. знаменитого Волоцкого игумена; ответ этот содержится в его послании заволжцам «о повиновении соборному определению». Как видно, это послание заволжцев вполне отражало в себе дух направления преп. Нила Сорского : основная идея его – идея терпимости; заволжцы доказывают в нём, что не следует разыскивать и истязать еретиков, если последние, удаляясь всякой пропаганды, держат ересь в тайне; если же еретик или отступник принесет покаяние, то его следует даже допускать к причащению Божественных Таин; при этом в Послании опровергалось мнение о беспощадной строгости к еретикам. 1979 Престарелый великий князь, быть может смягчившийся под влиянием предчувствия близкой смерти, 1980 склонился на убеждения «заволжских старцев»: он поверил покаянию еретиков и дал им «ослабу», 1981 т. е. велел освободить из заключения. 1982 Но тотчас или вскоре по смерти Ивана III (27 октября 1505 г.) при сыне его, великом князе Василии, победа по вопросу об еретиках склонилась на сторону «осифлян». Воспитанный своею матерью Софией Палеолог в преданиях Византии, Василий скорее мог послушаться голоса преп. Иосифа, находившего подтверждение своим взглядам в византийских законах и практике отношений к еретикам византийских императоров. 1983 —63— Поэтому, когда преп. Иосиф Волоколамский обратился к Василию Ивановичу с посланием, где примерами из жизни апостолов, ветхозаветной библейской и церковной истории доказывал, что «грешника или еретика руками убити или молитвою едино есть», 1984 то великий князь снова отправил в заточение еретиков, отпущенных было на свободу его отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1294 г. папа Целестин V передал аббатство основанному им ордену целестинцев , но после отречения понтифика это распоряжение было отменено (см.: Herde. 1977). Папа Иоанн XXII даровал М.-К. статус епископской кафедры: община монахов получила права капитула, в юрисдикцию аббата-епископа вошли монастырские владения (булла «Supernus Opifex» от 2 мая 1322). С этого времени монастырь возглавляли назначавшиеся понтификом аббаты-епископы, которые мало интересовались делами мон-ря и поручали управление викариям. Среди них преобладали выходцы из Юж. Франции, близкие к папскому двору в Авиньоне; 1-м администратором кафедры был доминиканец Оддоне делла Сала, лат. патриарх Александрийский († 1326), его преемником стал Раймон де Грама (1326-1340), бывш. приор клюнийского мон-ря Паре-ле-Моньяль. В 1340 г. монахи самостоятельно избрали аббата, но папа Бенедикт XII не признал результаты выборов. Аббатство и его владения были разорены во время вторжения венг. кор. Людовика (Лайоша) I в Италию (с 1347). Вассалы перестали повиноваться монастырским властям; один из них, Джакомо ди Пиньятаро, грабил земли М.-К., в 1352 г. был схвачен и казнен папскими чиновниками ( Tosti. 1888-1890. Vol. 3. P. 49-53). Тяжелое положение М.-К. усугубилось из-за землетрясения (9 сент. 1349), сильно повредившего здания аббатства. Разоренную и разрушенную обитель посетил Гийом Гримоар, аббат мон-ря Сен-Виктор в Марселе, который пообещал монахам помощь. Когда Гримоар был избран папой Римским (см. Урбан V ), он упразднил епископскую кафедру (булла «Romanus Pontifex» от 31 марта 1367), принял должность аббата и послал в М.-К. викария с поручением вернуть мон-рю владения, утраченные в годы войны. Понтифик велел епископам Акуино, Вероли и Соры отлучить грабителей от Церкви. В 1369 г. все бенедиктинские мон-ри были обложены податью в 1/60 доходов, которая была предназначена для восстановления зданий М.-К. Согласно отчету Неаполитанского архиеп. Пьера Амьеля де Бренака (1365), не только здания и владения аббатства оказались в критическом состоянии, но резко снизилась монашеская дисциплина (см.: Documenti vaticani per la storia di Montecassino: Pontificato di Urbano V/Ed.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Папирусно-пергаменный Иадгари (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Папирусно-пергаменный Иадгари (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Древний Иадгари стал известен с 80-х гг. XIX в. благодаря А. Цагарели, обратившему внимание на папирусно-пергаменную рукопись Иадгари (в наст. время Кекел. Н 2123; см.: Цагарели. 1888. С. 1, 36, 126, 159-163). Эта рукопись была привезена еп. Порфирием (Успенским) из лавры прп. Саввы Освященного в 50-х гг. XIX в. Подробное ее описание и перевод мн. текстов на слав. и рус. языки были сделаны прот. К. Кекелидзе ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 350-372); он же первым указал на соответствие Иадгари груз. версии иерусалимского Лекционария ( Кекелидзе. Канонарь. С. 27-28). На протяжении мн. лет папирусно-пергаменная рукопись древнего Иадгари считалась единственным списком дошедшего до нас памятника, она была издана А. Шанидзе совместно с А. Мартиросовым и А. Джишиашвили ( Шанидзе А. , Мартиросов, Джишиашвили. 1977). Во 2-й пол. XX в. среди груз. рукописей синайского собрания было выявлено еще неск. экземпляров древнего Иадгари (об этих рукописях сообщал уже П. Ингороква). С использованием рукописей Sinait. iber. 18, 40, 41, 20, 26, 34, в к-рых содержатся тексты древнего Иадгари, стали возможны реконструкция и критическое издание полного текста памятника, выполненные Е. Метревели, Ц. Чанкиевой и Л. Хевсуриани на основе папирусно-пергаменной рукописи ( Метревели, Чанкиева, Хевсуриани. 1980). В основе структуры Иадгари лежит структура иерусалимского Лекционария: его календарь, особенности служб, жанры песнопений, основанные на псалмах и поэтических монострофах. Формирование нового типа гимнографии - многострофных стихир и канона - привело к окончательному отделению гимнографического сборника от Лекционария. Как и в Лекционарии, календарь древнего Тропология открывается Рождеством Христовым, однако перед ним, в самом начале сборника, помещены песнопения праздника Благовещения (25 марта). Подобная особенность цикла неподвижных праздников, когда еще перед его началом выписаны благовещенские тексты, встречается и в древних груз. рукописях Евхология и Многоглава (сборник учительных чтений); М. ван Эсбрук связывал ее возникновение с окончательным отделением праздника Рождества Христова от Богоявления в VI в. (см.: Esbroeck. 1968; 1994). Др. особенность календаря древнего Иадгари - наличие предварительного поста ниневитян в пятницу мясопустную (он упом. и в календаре Sinait. iber. 34), широко известного у нехалкидонитов. Кроме того, в Иадгари сдвинут (по сравнению с Лекционарием) счет великопостных воскресений - Неделя мясопустная названа 1-й, а Неделя ваий - 8-й. Как и в Лекционарии, песнопения подвижных периодов Великого поста и Пятидесятницы помещены в одном ряду с текстами неподвижных памятей - между мартом и апрелем.

http://pravenc.ru/text/639853.html

«Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такого в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов», – говорит Апостол Павел (Гал. 6: 1, 2). И старый канонический принцип гласит: «Всякий преступный грех есть нарушение церковного закона, но из этого не следует, что всякое нарушение церковного закона есть преступный грех» . Нужно ли сегодня, когда мир становится антихристианским, когда Христос не просто забыт, но уже и вновь гоним, продолжать тысячелетнюю порочную традицию на путях поиска своей правды – особенно там, где ее нет?! Разумеется, было бы наивным полагать, будто старые раны немедленно затянутся, как только Восточная и Римо-католическая церкви продемонстрируют свое желание прекратить схизму. Но, остановившись перед пропастью, поняв, что до сих пор нами двигали не истина и желание ее защитить (или не только они), а более мирские и земные мотивы, что в минувших межцерковных баталиях было много человеческого и мало духовного, разве мы не отрешимся от былых заблуждений? Возможно, восстановление Кафолической Церкви не случится до последнего дня – всё возможно . Однако само желание увидеть в ближнем брата, а не еретика, жить с ним одной Церковью, не может не быть замеченным Богом. А что человеку невозможно – возможно Ему (Мф. 19: 26). Величко Алексей Михайлович , доктор юридических наук Шмеман Александр, протопресвитер. Дневники. 1973-1983 гг. Понедельник, 14 марта 1977 г. М., 2007. С.346. Соловьев В.С. Три разговора//Соловьев В.С. Собрание сочинений. В 12 т. Т.10. Брюссель, 1966. С.90. Леонтьев К.Н. Письмо И.И. Фуделю 6-23 июля 1888 г. Оптина пустынь//Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений. В 12 т. Т.12 (2). СПб., 2020. С.124, 125. Преподобный Симеон Новый Богослов. Гимн XXXIV//Творения преподобного Симеона Нового Богослова. Слова и гимны. В 3 книгах. Книга 3. М., 2011. С.519. Оговоримся, что здесь речь идет лишь о христианах, а не вообще обо всех людях; «внешних судит Бог» (1 Кор.5:13), и их спасение целиком и полностью находится в милосердии Божием, суды Божии нам не ведомы.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/30/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Одзун. 40-е гг. VII в. Фотография. 2010 г. Фото: В. Е. Сусленков [Арм. ], церковь в одноименном поселке Лорийской обл. Республики Армения, возведенная в 40-х гг. VII в. (ранее датировалась кон. VI в. или 1-й пол. VIII в., временем правления католикоса Ованнеса III Одзнеци ). Исторически располагалась в Вел. Армении, в пров. Гугарк (визант. Гогарена), в гаваре Ташир. Обмеры сделаны в 1859 г. (Д. Гримм), первые научные изыскания произведены в нач. XX в. Дж. Ривойрой, Й. Стржиговским, Т. Тораманяном, Г. Овсепяном, Н. Токарским. Эпиграфические надписи VII в. на вост. стене и юж. портале исследованы К. Кафадаряном, П. Мурадяном, Г. Шахкяном. Храм поновлялся в 1801, 1888 (ротонды над пастофориями), 1939, 1949-1950, 1977 и 2013-2014 гг. Архитектура Крупные размеры 4-столпного крестово-купольного храма (31,62×20,71 м) позволяют предположить, что это - епископский собор, близкий по типу к церквам Сурб-Ованнес в Багаване (631-639), Сурб-Гаяне в Вагаршапате (30-е гг. VII в.), Мрен (завершена в 639), выстроенный в технике «мидис» с использованием фельзитного кремово-охристого туфа, пористого трахита и базальта (на камнях сохр. метки мастеров-каменщиков); первоначально был покрыт черепицей ( Казарян. 2012. Т. 2. С. 282, 284). О. долгое время определяли как купольную базилику. Однако при вытянутом плане и узких боковых нефах в ней доминируют 4 подкупольные опоры, а подкупольный квадрат завершается поперечными сводчатыми рукавами креста (они заметны и снаружи), прерывающими протяженность боковых нефов и нарушающими композицию, характерную для базилики. Продольные рукава заметно длиннее поперечных, на зап. стороне для поддержки хоров установлена дополнительная, 3-я пара меньших по высоте, чем остальные, столбов, или пристенных пилонов (сохр. остатки кронштейнов). Церковь имеет 3 входа, оформленных снаружи перемычкой и выступающей аркой, и фланкированных парными полуколоннами. Апсида неглубокая, пространство вимы практически отсутствует, к ней примыкают перекрытые продольными сводами прямоугольные пастофории, выходящие в боковые нефы. Переход к куполу осуществлен с помощью 4 тромпов, за ними расположены 8-гранный барабан с 4 окнами на осях и небольшие завершающие тромпы. Купол имеет слегка вытянутую форму, изнутри украшен исходящими из вершины 16 гуртами-лучами. Наос освещается крупными окнами на торцах рукавов и малыми - в стенах угловых зон.

http://pravenc.ru/text/2578197.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОЛЬЦ ГЕРМАН ГОТФРИД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Герман Гольц Герман Готфрид Гольц (нем. Goltz) ( 1946 - 2010 ), немецкий протестантский богослов, специалист по истории и богословию Дохалкидонских и Православных церквей. Родился 1 апреля 1946 г. в городе Гера ( Тюрингия ) в семье канатного мастера. С 1964 по 1969 г. изучал богословие, византинистику, востоковедение и славистику в университете им. Мартина Лютера городов Галле и Виттерберг . Православное богословие со специализацией в области истории и богословия Русской Православной Церкви изучал у проф. д-ра Конрада Онаша (ученика Н.С. Арсеньева , 1888-1977), основавшего вместе с проф. д-ром Куртом Аландом кафедру истории Православия (Institut fuer Konfessionskunde der Orthodoxen Kirchen). В 1972 году защитил кандидатскую диссертацию в области греческой патристики о понятии иерархии у св. Дионисия Ареопагита . Работу издала проф. д-р Фэри фон Лилиенфельд. В 1975 был рукоположен в сан евангелического пастора в Галле . В 1979 году завершил в Галле докторскую работу, - исследование в области славяно-русских переводов Corpus areopagiticum , материал к которой был собран в 1978 году, по приглашению Московского Патриархата, в рукописных архивах Москвы, Ленинграда, Киева и Троице-Сергиевой Лавры. С 1981 руководил кафедрой истории Православия при богословском факультете университета им. Мартина Лютера (Галле-Виттеберг). В 1981 г. основал «Галльский октет» - хор православного литургического пения, певший в русской православной церкви св. Марии Магдалины в Веймаре и дававший духовные концерты в Германии, в бывшем Советском Союзе (в Минске, Жировицах, Киеве, Тобольске, Омске, Тюмени и др.) и в Израиле (в Иерусалиме, а также в русском православном монастыре св. Марии Магдалины на Генисаретском озере). В 1988 г., несмотря на сопротивление университетского руководства, организовал Международный симпозиум по случаю тысячелетия Крещения Руси, проходивший в Галле и в крепости Кверфурт.

http://drevo-info.ru/articles/16595.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010