Дорогие братия и сестры! Сегодняшний спасительный день Вознесения научает нас тому, что благословляющая десница Господа до сего дня является благословляющей, таковой и пребудет в Святой Церкви до скончания века. Мы, христиане, будем помнить, что за каждой литургией, когда священник благословляет народ Святой Чашей и говорит: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», а все молящиеся благоговейно склоняют свои головы, Сам Господь благословляет нас во исполнение слов: «Аз с вами есмъ... до скончания века». Аминь. 1977 г. В День Святой Троицы Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Десять дней тому назад Святая Церковь праздновала Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо. А сегодня Святая Церковь празднует пришествие Святого Духа на землю и свое рождение. Между этими событиями имеется существенная связь: если бы не было Вознесения, то Дух Святой не сошел бы на землю, без Него не было бы земной Церкви, и тогда дело спасения людей осталось бы незавершенным... «Аще бо не иду Аз, – говорил Господь, – Утешитель не приидет...» ( Ин. 16:7 ). По словам святителя Григория Богослова , со дня Вознесения оканчивается личное Домостроительство Сына Божия и начинается на земле личное Домостроительство Духа Святого. По Предвечному Совету, дело духовного рождения людей надлежало совершить не Сыну Божию, а Третьему Лицу Святой Троицы – Духу Святому. В последней беседе на Тайной вечере Господь говорил ученикам: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам... Когда же приидет он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ибо... пребудет с вами вовек... Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 16:7,13;14,16–17 ). Господь заповедал ученикам после Его Вознесения не отлучаться из Иерусалима. Исполняя это завещание Господа, апостолы молитвенно пребывали в Иерусалимской горнице, ожидая пришествия обещанного Утешителя – Духа Святого. И вот наступил иудейский праздник Пятидесятницы, апостолы в этот день молились в горнице, там была и Матерь Божия. У всех были словно одна душа и одно сердце. Когда они молились, внезапно послышался шум, как бывает во время бури от сильного ветра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пятнадцатая причина, по которой люди живут на земле, – та, чтобы они соделались богами по благодати, по написанному: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы ( Пс. 81, 6 ). Бог по безграничной Своей благости и любви к человеку благоволил соделать человека другим богом над всем, сотворенным Им. И чтобы как Он владычествует над всем как Создатель всего, так и люди как боги по благодати владычествовали над всем, созданным Богом на земле. Шестнадцатая причина, по которой мы живем на земле, та, чтобы мы исполняли заповедь, данную Богом, Который говорит: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6, 36 ). Семнадцатая причина – чтобы мы исполняли другую заповедь Спасителя, Который говорит: ...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5, 48 ). Восемнадцатая причина – чтобы служить Богу со страхом и радоваться Ему с трепетом ( Пс. 2, 11 ). Девятнадцатая причина, по которой люди живут на земле, – чтобы исполнялась заповедь, данная Спасителем, любить друг друга, как Он возлюбил нас ( Ин. 15:12 ), и любить врагов наших ( Мф.5:44 ), чтобы через эту любовь мы сделались, по силе своей, подобными Ему и сынами Отца нашего Небесного. Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить и над злыми, и над добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ; Лк. 6:35 ). И наконец скажу, что двадцатая причина, по которой люди живут на земле, та, чтобы они все вместе хвалили Его, как учит нас Дух Святой, говоря: Хвалите Господа, все народы, хвалите Его, все племена, ибо утвердилось милосердие Его на нас и истина Господня пребывает вовек (ср.: Пс. 116:1–2 ). Вот, я составил здесь мало-мальское и очень простое сочинение, так, наскоро, как смог, чтобы не огорчать Вас молчанием и не показать себя несмыслящим в том, о чем Вы написали мне. Знаю, что это окажется недостаточно и невкусно для вас. Но я, бедный, что имел, то и положил на стол. 16.01.1977 Клеопа немонах. Монастырь Сихастрия Беседы отца Клеопы с неправославными христианами Осенью 1987 года в монастырь прибыла группа католиков. Они попросили отца Клеопу рассказать о богословии нетварных энергий. Он ответил им так:

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Существует мнение, что наиболее ранней формой Декалога были заповеди Исх 34,14-26. Но они тесно связаны с оседлым образом жизни и обнаруживают близкое знакомство с Ханааном. В частности, в Исх 34,26 запрещается варить козленка в молоке его матери. Открытия в Угарите объяснили этот загадочный текст. Стало известно, что магические ритуалы хананеев включали «варение козленка в молоке» (см. Мифологии древнего мира. Пер. с англ., М., 1977, с.202). Само разделение заповедей на десять изречений в Исходе и Второзаконии не единственное. Так в Пс 14 перечислено 10 условий для того, кто достоин молиться в Доме Божием: 1) Тот, кто ходит непорочно и делает правду 2) и говорит истину в сердце своем; 3) кто не клевещет языком своим, 4) не делает искреннему своему зла, 5) и не принимает поношения на ближнего своего; 6) тот, в глазах которого призрен отверженный, 7) но который боящихся Господа славит; 8) кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; 9) кто серебра своего не отдает в рост, 10) и не принимает даров против невинного. Главной особенностью Декалога является его учение о Боге и служении Ему. Ничего подобного языческий мир не знал. Если в Египте мы находим нравственные заповеди, подобные Моисеевым (см. приложение 1), то они теряются в массе магических правил, заклинаний, в стремлении обмануть богов. В Декалоге единый Бог, творящий историю, требует от верных прежде всего соблюдения основных нравственных принципов: а) Первая заповедь (20,2-3) возвещает о Боге-Спасителе, о Боге, Который не просто желает сохранить Свой народ, но, освободив его из рабства, вести в будущее. Здесь ядро всей библейской эсхатологии и библейского понимания истории. Он — не далекий и безличный, а Живой и Действующий. Он являет Свое присутствие в мире. Декалог возвещает о Боге-Ревнителе, Который ждет от человека предельной верности. Он не «один из богов», пусть даже высший, а Бог единственный. Израильтяне, по-видимому, верили в существование языческих богов (напр., Суд 11,24), но эти боги рассматривались лишь как тварь. Только у поздних пророков мы находим ясно выраженную мысль, что боги язычников — «ничто» (Ис 41,23-24). Примечательно, что и в первохристианской Церкви не отрицалась реальность богов, которых именовали «демонами» (см. Тертуллиан. Апологетик, 23). Моисеев монотеизм был не философским, а «практическим» (прот. А. Князев). Богом — в подлинном смысле слова — для Моисея был только Ягве. Он стал Богом Израиля, но в то же время не есть бог какой-то одной стихии (или народа), а Владыка всей твари («ибо Моя вся земля»; 19,5). Ни боги язычников, ни земные соблазны не должны стоять между человеком и Творцом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Осенью 1978 года я поехал к старцу Паисию. Тогда он жил в келлии Честного Креста монастыря Ставроникита. День был дождливый. Когда я подошел к келлии, калитка была закрыта. Я потянул за веревку, и зазвонил колокольчик. Один, два, три раза… Ответа не было. Я подумал: «Не уйду, пока не увижу старца». Прошло минут десять, я снова позвонил и прождал еще десять минут с той же мыслью. Вдруг калитка открылась и показался старец. Он поклонился и поцеловал мне руку. Я попытался сделать то же, но у меня не получилось. Он провел меня к себе в келлию, и я поклонился Честному Кресту. Затем он предложил мне угощение. Он очень обрадовался, когда услышал, что я из далекой и гостеприимной Австралии. Старец ездил в Австралию с отцом Василием Гонтикакисом, игуменом монастыря Ставроникита, в марте 1977 года. Отец Василий ездил, чтобы исповедовать, а старец – чтобы наставлять. Старец очень полюбил Австралию, у него было святое желание, чтобы там основали православный монастырь. Он даже указал мне место между Сиднеем и Канберрой, сказав: «Монастыри – это Акрополь Православия. Там, где есть православные монастыри, есть и живая Церковь ». Я представляю себе радость старца сейчас на небе, когда он молится за четыре монастыря в Австралии – два женских и два мужских. Тогда, молодому иерею, он дал мне совет: «Жертвуй всем ради Христа. Но Христом не жертвуй никогда. Впереди у тебя много работы. Делай то, что можешь, а остальное устроит благодать Божия. Теперь я буду молиться за Православную Церковь в Австралии. – Помолчал и продолжил: – Австралийский архиерей Стилианос просит, чтобы я поехал туда. Чтобы построить монастырь. Однако помысел говорит мне, что он будет всегда держать меня рядом с собой, куда бы ни поехал, чтобы представлять меня христианам. Я помолюсь нашей Матушке, Пресвятой Богородице, и да будет воля Божия». И воля Божия была, чтобы он остался в уделе Богородицы, что и сделал. Австралия была лишена его присутствия, однако он распростер над ней свой молитвенный покров. Он расспросил меня о разных людях и вещах, с которыми встретился во время своего пребывания в Австралии. Обо всех он сказал доброе слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

10. Если богословие, осмысляя событие Христа, в ситуации неверия воодушевляет к вере и в ситуации лжи осмеливается на истину, в ситуации иллюзии – на действительность, в ситуации бесчеловечности – на человечность, оно становится, наконец, церковным богословием. Если богословие возвращает обратно и оживляет вытесненное, насильственно заезженнное и в то же время обнаруживает себя как силу обновления, то оно создает не допускающее смешения с неопределенным плюралистическим релятивизмом свободное пространство, делающее возможным общение разъединенных в жизни общества групп и поколений. В этом живущем надеждой на Святого Духа усилии богословие становится тем, чем оно должно быть: функцией Церкви. 314 Рим.1:20 : «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны»; Рим.2:1 «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же». 319 Gestrich Chr. Neuzeitliches Denken und die Spaltung der Dialektischen Theologie. Zur Frage der natürlichen Theologie. Tübingen, 1977. 320 Ср.: Barth К. Abschied von «Zwischen den Zeiten» (Разрыве [группой] «Между времен»)//Zwischen den Zeiten. 1933. 11. S. 536–544 (или: Anfänge der dialektischen Theologie II (Начала диалектической теологии II)//Theologische Bücherei 17, hg. v. J. Moltmann. 1963. S. 313–321), здесь: S. 539 (или, соответственно, С. 316–317): «Я не могу рассматривать движение «немецких христиан» иначе, как последнее, завершающее и наихудшее порождение сущности неопротестантизма (естественная теология!). Если Евангелическая Церковь не в состоянии ее преодолеть, она должна вновь обратиться к Риму...» 321 Начало этому положило следующее утверждение Барта: «Крик о «естественной теологии» разлается уже на всех углах и во всех концах. Также и процесс ее нового утверждения идет полным ходом на всех углах и но всех концах и в различных формах» (Die Theologie und der heutige Mensch (Богословие и современный человек)//Zwischen den Zeiten. 1930. S. S. 395).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Прор. Даниил. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. Прор. Даниил. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. В оде 6 стихов; 1-я часть каждого стиха благословляет Бога, а 2-я представляет собой почти постоянный рефрен. Для датировки оды привлекают обычно стих 53: «Благословен Ты в храме святой славы Твоей», однако непонятно, идет ли речь о храме в Иерусалиме, или имеется в виду «небесный храм». Можно предположить также, что моделью для оды и для псалма стала Молитва Товии (Тов 8. 5); в этом случае Песнь трех отроков датируется не ранее чем рубежом III и II вв. до Р. Х. Псалом по структуре напоминает Пс 135, где 1-я часть каждого стиха также является призывом к восхвалению Бога, а 2-я представляет собой постоянный рефрен. По тому, как все части творения Божия вовлекаются в это восхваление, можно предположить влияние Пс 148. Большинство исследователей считают, что псалом, как и ода, был написан во II в. до Р. Х. в Палестине ( Moore. 1977). II. «Сусанна». В этом добавлении рассказывается о «красивой и богобоязненной» (Дан 13. 2) иудейке по имени Сусанна, к-рая, отвергнув домогательства 2 старейшин, была обвинена ими в прелюбодеянии и спасена от неминуемой смерти лишь благодаря вмешательству Д. Повествование начинается с рассказа о том, как в доме некоего именитого вавилонского иудея Иоакима двое старейшин-судей были «уязвлены похотью» (Дан 13. 10) к Сусанне, жене Иоакима. Старейшины подкараулили женщину, когда она пошла мыться в сад; после того как служанки Сусанны вышли из сада, они стали принуждать ее к прелюбодеянию, угрожая в противном случае публично оклеветать ее и предать суду. Сусанна отвечала: «Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» (Дан 13. 23). На следующий день старейшины устроили суд над Сусанной; они свидетельствовали, что в саду «пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею» (Дан 13. 37). Иудейское собрание поверило им «как старейшинам народа и судьям, и осудили ее на смерть» (Дан 13. 41). После этого «возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниил» (Дан 13. 45), к-рый убедил народ возвратиться для повторного рассмотрения дела. Для изобличения старейшин-лжесвидетелей Д. допросил их по отдельности; поскольку ответы оказались разными, собрание оправдало Сусанну, а старейшин народ умертвил. В конце говорится, что «Даниил стал велик перед народом с того дня и потом» (Дан 13. 64).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Это уже в древности породило легенду о христианстве Сенеки и дало повод к составлению мифической псевдопереписки между Сенекой и апостолом Павлом. В одном из писем к Луцилию Сенека приводит распространенную в Риме пословицу «сколько рабов, столько врагов» и, охарактеризовав ее как «безнравственную», пишет далее: «Они (рабы) – не враги. Мы сами делаем их врагами. Разве он, кого ты зовешь своим рабом, не родился от того же семени, не ходит под тем же небом, не дышит, как ты, не живет, как ты, не умирает, как ты? Равным образом и ты мог бы видеть его свободнорожденным, а он тебя – рабом» (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. Письмо XLVII, 5. С. 77). 240 Христианское представление о равенстве сформулировано апостолом Павлом: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3, 28 ). 243 «Единственный и его собственность» (нем.) – название книги М. Штирнера, которая начинается и заканчивается словами: «Я основал свое дело на ничто». Это выражение Штирнер заимствовал из стихотворения Гете «Vanitas! Vanitatum vanitasi»: «Я сделал ставку на ничто.» (Гете И.В. Собр. соч.: В 10-ти томах. М., 1975. Т. 1. С. 273), который, в свою очередь, повторил начало изречения из собрания Михаэля Неандера (1585). 244 Штаммлер, у которого превосходно выяснен регулятивный характер социального идеала, совершенно справедливо указывает, что такой идеал не может мыслиться достигнутым, движение к нему бесконечно, а следовательно, в этом смысле и социальный вопрос в пределах истории окончательно не разрешим. 245 В «Основах метафизики нравственности» Кант писал: «. Я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе.». «Отсюда, – продолжает он в «Критике практического разума», – само собой напрашивается вывод, что в ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т.е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью.» (Кант И.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

“Писатель почти бегом идет по склону к терраске, потом шаги его замедляются, ноги начинают заплетаться, он хватается обеими руками за голову, описывает замысловатую кривую и, шатаясь, как пьяный, возвращается обратно и садится на обломок бетона”. В сценарии здесь он произносит монолог, который в фильме звучит по выходе из коридора, называемого “мясорубкой” – монолог, который он обращает к своим воображаемым собеседникам, заканчивающийся словами: “Я пытался переделать вас, а переделали-то вы меня – по своему образу и подобию…”.  Глаза их были удержаны “Мы написали сценарий-притчу. В Зону за исполнением заветных своих желаний идут модный Писатель и значительный Ученый, а ведет их Апостол нового вероучения, своего рода идеолог”. Кадр из фильма «Сталкер» (1979) Так Аркадий Стругацкий фактически обозначает религиозный смысл этого произведения. Об отношении братьев Стругацких к христианству уже было сказано; но иным было мировоззрение Тарковского. Атеистом он не был никогда. Правда, в его “богоискательстве” не обошлось без оккультных издержек, но поиск его был искренним, и умер он через семь лет после съемок “Сталкера” христианином, причастившись перед концом. Православие было знакомо ему с детства: его отец, Арсений Александрович, был человеком верующим. Поэтому, кстати, вполне оправдан комментарий диакона Андрея Кураева к стихотворению Арсения Тарковского (“Вот и лето прошло…”), которое в фильме читает Сталкер: рефрен “только этого мало” – это о духовном голоде, о ненасыщаемости человеческого духа земными благами. Непостижимо, как работы Андрея Тарковского прорывались через худсоветы брежневской эпохи: в его фильмах звучат слова Нового Завета. Там, где в сценарии 1977 года Сталкер молится, в фильме он произносит строчки Евангелия от Луки, но пропускает в евангельском тексте все имена и названия: “В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от… (Иерусалима) называемое… (Еммаус). И Сам (Иисус), приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один же из них, именем…”

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

А мы ведь сейчас ОБОГАЩАЕМСЯ плодами содомского " мастерства " : ходил на концерты и слушаем музыку откровенно нескрывающих свою ориентацию пидерастов, да что там, песенки к детским мультикам они пишут; покупаем продукцию произведённой фирмой откровенно пропагандирующую пидерастию(посмотрите эмблему Apple за 1977 год, это только единичный пример) и т.д. и т.п. И мы ВСЕ становимся сопричастниками этого содомского разврата(хотя жителям Содома и не снилось то, что сейчас твориться - достаточно включить телек). Дмитрий 4 сентября 2013, 14:08 Американцы (я имею обычных людей, не политиков) бедные и несчастные люди. Их уже так замордовали свои же руководители и законы, что уж лучше жить в бедной стране с нормальными нравами и морально-этическими ценностями, чем в этом театре абсурда, который считается образцом экономического успеха. Правильно все пишут " как я уже устал от этого всего " . Понимаю их. У нас это все только начинается, и уже сил нет терпеть, хочется уже идти на баррикады. А там уже 40 лет одно да по тому. Лариса 4 сентября 2013, 13:42 Спаси и защити Господи наших детей!полностью поддерживаю этот закон,радостно что мы не безразличны властям,появилась надежда что мы не задохнёмся в зловонии грехов и разложении морали! Ирина П. 4 сентября 2013, 13:41 .......тогда Господь решил уничтожить город под названием Содом, населенный нечестивыми людьми. Авраам сказал Богу: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников?» Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие». Но в городе Содоме не нашлось даже десяти праведников, их осталось всего четыре. Это была семья праведного Лота. Бог вывел их из опасного места и истребил города Содом и Гоморру. Вот и в Помпее, видно, не осталось ни одного праведника, если Бог уничтожил этот город....... Елена 4 сентября 2013, 12:32 Узнав об этом Российском законе, серьезно подумываю принять гражданство этой страны, если позволят! Да хранит Господь Россию!

http://pravoslavie.ru/63807.html

Он заучивает особые позы, возгласы произносит неестественным театральным голосом «со слезой и умилением», проповедует в фальшиво-слащавой манере. Все эти признаки свидетельствуют о ложной «духовности» и самообольщении. Священник должен быть весьма строг к себе, как можно глубже укореняться в атмосферу молитвенности и тайнодействия; верить несомненно в то, что он призван к чудотворению, уповая при этом на благодать Духа Святого, а не на собственные дарования, личное «избранничество», подавать пример смирения и самоотвержения своей пастве. Все перечисленное не может исчерпать в полноте вопроса о пастырских искушениях, ибо испытания пастырской совести и духовной чуткости могут являться в самых неожиданных ситуациях, на всех этапах служения, в храме и вне его. Самый большой грех тот, который наша совесть склонна считать малым и незначительным. Поэтому по учению православных учителей-подвижников борьба должна начинаться в самом начале развития греховного пожелания, не дожидаясь, когда это пожелание осуществилось бы уже в форме явного греха. Необходимо помнить, что часто грехи представляются в виде добродетелей и благих порывов. Искуситель может явиться и в виде «ангела света». Грех может увлечь нас самыми благочестивыми соображениями и возвышенными целями, и лишь оказавшись всецело в его власти, мы к ужасу своему обнаруживаем свое прельщение. Поэтому очень важно пастырю обладать даром рассуждения, помня завет апостола Иоанна Богослова: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире ( 1Ин. 4:1–3 ). Читать далее Источник: Настольная книга священнослужителя. - Москва : Моск. патриархия, 1977. - 22 см./Т. 8: Пастырское богословие. - 1988. - 800 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010