Закрыть «Марфинская шарашка», или «Утоли моя печали» 24.03.2024 248 Время на чтение 6 минут Фото: Здание приюта с храмом иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» Есть такой на Северо-Востоке столицы район - Марфино. Почему Марфино? Скорее всего, предполагают историки, по имени жены первого владельца этого села – Марии. Вельяминов Василий Васильевич и его жена, Мария, в 1373 году приняли монашество. Мария стала Марфой. Она и передала это село во владение московского Богоявленского монастыря (есть мнение, что это могли сделать ее дети). Надо сказать, что село называлось сначала Вельяминово, затем Владыкино, а Марфино – часть этого владения. Позже, в 1885 году, Богоявленский монастырь, владевший сначала всем селом Марфино, а потом частью его, построил в этом селе приют, который стал именоваться Александро-Мариинским. Почему Александро-Мариинским? Александр - это имя Императора Российского Александра III, а Мариинский – по имени императрицы Марии Федоровны, жены императора, которая продолжила традиционную благотворительную деятельность русских императриц. В России много было Александро-Мариинских заведений – и приютов, и больниц, и учебных заведений. Всем этим благотворительным организациям и Александро-Мариинскому приюту «для детей-сирот из семей духовного звания» финансово помогала императорская семья. В Марфино дети-сироты, числом около сорока, обрели место, где их кормили, о них заботились, их учили – и столярному делу, и пению, и даже игре на скрипке. Но тогда в России никакое воспитание не могло быть отдельно от веры, от церкви. И в здании приюта выстроили храм с двумя приделами. Верхний – в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» и нижний – вмч. Пантелеимона (на фото – полукруглый выступ). Во время Первой мировой войны в этом приюте содержались и дети погибших солдат. Обслуживать детей помогали сестры Марфо-Мариинской обители. Сюда, в Марфино, приезжала святая – прпмч. великая княгиня Елисавета Федоровна. Революция уничтожила и монастырь, и приют. Некоторое время там был детский сад, а потом, уже в 1948 году, была образована «Марфинская шарашка» - под таким именем и в историю нашей страны и в литературу вошло «оборонное предприятие «Лаборатория где работали заключенные – специалисты: инженеры, переводчики, в т.ч. и пленные немецкие специалисты. В числе заключенных был Александр Солженицын, поведавший миру в книге «В круге первом» об этой «Марфинской шарашке» и его коллега по работе, а потом литературовед, переводчик и писатель Лев Копелев. Среди специалистов, работавших в разные годы на предприятии - авторы первых шифровальных машин (Петерсон А.П., Калачев К.Ф., Нейман И.С.); разработчики средств спецсвязи - академики Котельников В.А. и Минц А.Л. За все время существования предприятия 38 сотрудников института были награждены Ленинскими и Государственными премиями.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/22/...

— Церковь никогда не будет единой до последнего человека, — сказал митрополит Кирилл и подчеркнул, что разделения христианских общин начались сразу же после их создания. — Это было в Коринфе, еще при жизни апостола Павла. Возможно, многие не знают, но Вселенская Церковь никогда не праздновала Пасху в один день. Важно, чтобы разногласия не заглушали духовный сигнал. Иерарх также рассказал, что воссоединение Русской православной церкви было тепло встречено в Ватикане: «Сейчас, когда христианство вытесняется из жизни общества, преодоление разногласий внутри общин идет на пользу всем христианам». При этом иерарх отметил, что достичь единства по всем вопросам крайне сложно. В рамках Всемирного совета церквей это не удалось, хотя в проект вкладывались немалые интеллектуальные и финансовые средства. Владыка Кирилл заявил, что в Церкви есть вопросы, которые следует обсуждать, в том числе и отношение к инославным: «Апостол Павел писал: «Надлежит быть и разномыслиям среди вас...». Но обсуждать проблему надо на богословском уровне, а не на публицистическом, посредством писем, в которых пытаются скомпрометировать Патриарха, Священный синод, представить дело так, что есть какие-то предатели, чтобы кого-то выгнать из Церкви». Откололись... После подписания Акта о каноническом общении 17 мая РПЦЗ действительно понесла потери. Часть противников воссоединения ушла под юрисдикцию непризнанной в православном мире Русской истинно-православной церкви (председатель Архиерейского синода архиепископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник). Самым ценным приобретением РИПЦ стал Леснинский женский монастырь в Превомоне, во Франции. Учреждена была обитель в 1885 году. На сайте РИПЦ сообщается о переходе еще 11 приходов в США, Канаде и во Франции. Пасечник родился в 1948 году, по специальности инженер-строитель. Лидером другой группы оппозиционеров стал запрещенный в служении Архиерейским Синодом РПЦЗ епископ Таврический и Одесский Агафангел. Он отказался от назначения в Буэнос-Айресскую епархию РПЦЗ и сформировал из своих сторонников Временное Высшее Центральное Управление Русской православной церкви заграницей. На сайте ВВЦУ приводит список своих приходов: примерно 20 в Южной Америке, почти столько же на Украине и в Молдавии и около десятка в США и Канаде. Епископ Агафангел (в миру Михаил Пашковский) родился в 1956-м году. Окончил Одесский пединститут.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Одновременно необходимо было добиваться открытия новых храмов как в Ленинграде, - дополнительно к уцелевшим после Большого террора 1937-1938 годов, так и в восточных районах области, не подвергшихся оккупации. В самом Ленинграде, даже после гибели сотен тысяч горожан в блокадную годину, число действовавших храмов совершенно не соответствовало потребностям верующих. На востоке области богослужение всюду смолкло еще в 1938 г. - «за отсутствием служителей культа», достигнутого путем массовых расстрелов. После кончины 15 мая 1944 г. Патриарха Сергия (Страгородского) митрополит Алексий вступил в должность Патриаршего местоблюстителя и почти постоянно находился в Москве. Следует отметить, что за предшествующие три с половиной месяца (со времени освобождения прилегающих к Ленинграду районов области) никаких следов по управлению им епархией не прослеживается. Очевидно, работу в освобожденных районах в этот период вели только органы госбезопасности. 26 мая 1944 г. на Псковскую и Порховскую кафедру, с поручением временного управления Ленинградской, Новгородской и Боровичской епархиями и с проживанием в Ленинграде, был перемещен архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков; 1870-1955). Для владыки, служившего в 1920-е - 1930-е годы настоятелем университетской церкви, Казанского и Николо-Богоявленского соборов, город на Неве был родным. Утверждение духовенства на местах, во вновь открытых во время оккупации храмах, началось только с прибытием архиепископа Псковского и Порховского Григория в Ленинград. По приезде владыка познакомился с уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви по Ленинграду и области А.И. Кушнаревым, вместе с которым 6 июня разбил вверенные его управлению районы на благочиннические округа и назначил благочинных. Первоначально благочиний было создано семь. В Ленинградской области в ее нынешних границах, установившихся к осени 1944 г., владыка Григорий выделил 4 благочиния, в том числе - Городское и Пригородное. Благочинным Пригородного округа до своей кончины в 1955 г. состоял настоятель Спасо-Парголовского храма протоиерей Александр Мошинский (1885-1955).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Сменил отца Илию священник Андрей Степанович Готовкин, назначенный в с. Музыковку 13 сентября 1946 года. Отец Андрей родился 16 октября 1988 года в с. Большая Знамянка Каменского района Запорожской области. Окончил Сафиезскую учительскую школу г. Каховки. С 1918 по 1929 годы исполнял обязанности псаломщика в Геническом районе. Работал гидрологом-метеорологом на реке Чаткале от Ташкентского гидрометеорологического управления до 1938 года, затем три года заведовал хозяйством при СШ г. Макецки. Был псаломщиком при Казанском храме станции Сокольногорное Генического района до принятия священства. 14 июня 1945 года в г. Херсоне был возведен в сан священнослужителя. В то время каждый священник должен был получить справку о регистрации духовенства у уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Херсонском облисполкоме с правом совершения богослужений в храме и церковных треб на дому у верующих по их приглашению. В случае оставления священником места своего служения, эта справка возвращалась уполномоченному. Есть такие справки и в архивах Музыковского храма на служивших там священнослужителей. Преосвященнейший Сергий, епископ Херсонский и Одесский, 16 мая 1947 года назначил на приход в с. Музыковку священника Стефана Дудкина. 10 апреля 1948 года распоряжением Фотия, архиепископа Херсонского и Одесского, настоятелем Свято-Покровского храма был назначен священник Иоанн Родионович Фетисенко. Отец Иоанн родился в 1885 году в Каирах Горностаевского района в семье крестьян. Окончил земскую школу. Воинскую школу в 1915 году проходил в Одессе в звании рядового. С 22 октября 1945 года находится в сане священнослужителя. В анкете отец Иоанн приписывает себя к черному духовенству, но, к сожалению, нам не известно его имя в монашестве. Отец Иоанн деятельно приступил к исполнению своего служения. Его усердием и Божией помощью начался ремонт церковного здания, хотя, возможно, это было затеяно для того, чтобы местные власти не отобрали храм, потому что верующие люди вложили в это определенные суммы денег.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_муж...

От этого источника тропинка круто поднимается в сторону поселения Эвен-Сапир (около 700 жителей), основанного в 1950 году на месте арабского села Катра и названного так в честь израильского писателя и путешественника Якова Сапира (1822–1885) – автора широко известной книги «Эвен сапир», переизданной в 1969 году. На территории этого поселения и находится конечный пункт паломников – францисканский монастырь святого Иоанна Предтечи. Как повествует легенда, сюда на ослике прибыла Елизавета с младенцем Иоанном, и здесь их спасла расступившаяся по ее молитве и затворившаяся за ними скала. Арабы до 1948 года называли это место «Дер Элхабес», а находящийся в нем источник – «Эйн-Хабес» («Отшельник») (7, с.375). Во времена путешествия игумена Даниила это место называлось «Орани», то есть точно так же, как и поселение у подножия горы Ора, где находится Эйн-Карем. Согласно данным писателя Муравьева, источник и пещера Иоанна Предтечи находятся «недалеко от Абу-гоша» (6). …Ныне через Эвен-Сапир проложена проселочная дорога к этому монастырю, имеющему собственную автостоянку для туристов и паломников. Небольшой монастырь прилепился к почти отвесной скале на краю горного хребта. В наши дни Пустынь св. Иоанна Предтечи, основанная в XVII веке, является собственностью францисканцев, но арендуется пятью французскими униатами (3, с.91). До VII века здесь стоял византийский храм, который был разрушен персами и больше не восстанавливался. Францисканцы купили этот участок в 1911 году, а в 1923 году здесь началось возведение монастырских зданий, проектирование которых было поручено работавшему на Святой Земле итальянскому архитектору Антонио Барлуцци (1884–1960). Он органично соединил в единую композицию монастырские постройки, пещеру источник с круглым водоемом. Последние призваны вызвать у паломников ассоциацию с живительною влагою мудрости, которую обрел здесь Иоанн и с которой пришел на берег Иордана, проповедуя смирение и покаяние в ожидании Мессии. Неизвестно, по каким причинам, но в 1923 году архитектор отказался от своего проекта.

http://bogoslov.ru/article/1343205

В новое время Константинопольский Патриархат даровал автокефальный статус входившим в его состав на тот момент Элладской (1850), Сербской (1879), Румынской (1885) и Албанской (1937) Церквам. Русская Церковь предоставила автокефалию Церквам, входившим в ее состав: Польской (1948), Чехословацкой (1951) и Американской (1970). А Сербская — входившей в ее состав Македонской Церкви (2022). Во всех упомянутых случаях соблюдался основной принцип: кириархальная Церковь предоставляла автокефалию своей части», - отметил докладчик. Он сообщил, что в ходе подготовки к Общеправославному Собору был разработан документ, согласно которому в дальнейшем автокефалия будет предоставляться только с согласия всех Поместных Православных Церквей, и Томос об автокефалии будут подписывать все Предстоятели в порядке диптиха. «Однако Константинопольский Патриарх воспрепятствовал принятию этого документа, а теперь все предварительные договорённости, достигнутые на общеправославном уровне, вменяет " яко не бывшие " . И заявляет, что право дарования автокефалии принадлежит только и исключительно Константинопольской Церкви», - подчеркнул владыка. «Результатом развития этих взглядов стало предоставление в 2019 году Томоса об автокефалии так называемой Православной церкви Украины. Этот Томос подробно анализируется в шестом разделе нашего документа. Фактически создан прецедент появления структуры, имеющей лишь формально автокефальный статус, но в действительности находящейся в подчинении Константинополя. Именно так теперь Константинополь воспринимает другие Поместные Церкви — не как Сестры, а как Дочери, пребывающие в прямой зависимости от своей Матери, которая может по своему усмотрению вмешиваться в их внутренние дела», - отметил он. «Более того,- констатирует иерарх, - Константинополь якобы вправе не только даровать автокефалию, но и упразднить её. Об этом прямо говорится в письме Патриарха Варфоломея Предстоятелю Православной Церкви Чешских Земель и Словакии 2012 года». «Также Константинополь считает себя вправе пересматривать в одностороннем порядке акты, имеющие правоустанавливающее значение, как это имело место в 2018 году, когда Константинопольский Патриархат отменил акт 1686 года, подтверждающий пребывание Киевской митрополии в составе Московского Патриархата.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/20/ko...

Со стороны англо-католиков главным вдохновителем стал епископ Лондонский Джон Уильям Чарльз Уанд. Он родился 25 января 1885 г. в Грантеме, окончил местную школу имени Короля Эдуарда VI и в 1904 г. поступил в Сенд-Эдмунд-холл (Оксфорд). В 1909 г. Уанд был рукоположен и назначен младшим священником на приход в рабочем районе Ньюкасла, где получил первый опыт миссионерской работы. В 1911 г. он женился и переехал в Ланкастер, а в 1919 г. после капелланской службы в армии получил место викария в Церкви святого Марка в Солсбери. В 1925 г. Уанд был избран членом Ориел-колледжа (Оксфорд) и стал его деканом (настоятелем домовой церкви). В Оксфорде он совмещал служение священника с административной, преподавательской и научной деятельностью, написал ряд трудов. В 1933 г. Уанд отправился в Австралию, чтобы занять кафедру архиепископа Брисбенского, главы церковной провинции штата Квинсленд, где он остался в памяти, как строитель множества церквей. Уанд вернулся в Англию через десять лет, будучи назначен епископом Батским и Уэллским. Его интронизация состоялась в ноябре 1943 г., но уже в июне 1945 г. Джон Уанд был переведен на Лондонскую кафедру. Из 701 церкви его новой епархии 91 была разрушена до основания, а все остальные серьезно повреждены, церковное образование и социальная работа нарушены, духовенства не хватало. В мае 1948 г. в Роял-Алберт-холле прошло собрание клира и мирян в основном (но не исключительно) англо-католической традиции, на котором было принято решение организовать большую миссию к послевоенной Англии, в особенности к ее столице. В 1949 г. Уанд провел масштабный проект Лондонской миссии , в который было вовлечено множество добровольцев из мирян, всего же в ее подготовке приняло участие до 15 тысяч человек. По замыслу епископа, миссия под девизом «Возрождение начинается изнутри» должна была принести большую пользу не только тем, к кому она была обращена, но и самим ее участникам. Однако главных целей у Лондонской миссии 1949 г. было три: обращение людей, индифферентных или враждебных к религии; работа с теми, кто потерял связь с Церковью по разным причинам, и оказание христианского влияния на различные явления общественной жизни. Кроме широкой программы социальной помощи, миссионеры организовали публичные лекции в соборе святого Павла и в Саутуаркском соборе, в Вестминстерском аббатстве, а также торжественные богослужения и освещение своей деятельности в газетах. «Церковь была повсюду: в пабе и клубе, на фабрике, на улице и в магазине. Весь Лондон, казалось, говорил о Боге» . Миссия стала одним из ярких событий послевоенной жизни Церкви Англии. Епископ Джон Уанд ушел на покой 1955 г. в возрасте 70 лет, но еще долго участвовал в церковной жизни столицы как один из каноников собора святого Павла. В 1969 г. он покинул Лондон и уехал в Суссекс, где умер в 1977 г.

http://bogoslov.ru/article/489640

Эти и другие высказывания Предстоятелей, Соборов, Синодов и отдельных иерархов иных Поместных Церквей приводятся в нашем документе. Они показывают, что мы отнюдь не одиноки в непризнании антиканонических деяний Константинополя по «восстановлению в сане» раскольников, никогда такого сана не имевших. Эти деяния вызвали широкий негативный резонанс во всем православном мире. В четвертом разделе говорится о претензиях Константинопольского Патриархата на право принимать клириков без отпускных грамот. Подобный прецедент был создан в 1996 году, когда Константинополь принял в свою юрисдикцию епископа Сергиевского Василия (Осборна), управлявшего Сурожской епархией. В обоснование этого деяния митрополитом Иоанном (Зизиуласом) было сказано, что епископы, несущие служение в диаспоре, являются по факту клириками Константинопольского Патриархата, даже если сами этого не сознают. А потому и принимать их якобы можно без отпускных грамот. То деяние относилось к диаспоре, но к настоящему моменту Константинопольский Патриарх расширил свои претензии и теперь уже принимает без отпускных грамот не только клириков диаспоры, но и клириков, находящихся на канонической территории иных Поместных Православных Церквей. И обоснование для этого берется из толкований византийского канониста Феодора Вальсамона. Однако, во-первых, Вальсамон в своих толкованиях говорил о событиях, происходивших внутри Константинопольского Патриархата; именно внутри него Патриарх, по мнению Вальсамона, имеет право в исключительных случаях принимать в свое непосредственное подчинение клириков иных епархий без отпускных грамот. А во-вторых, законодательную силу в Церкви имеют сами каноны, а не их толкования, хотя бы и авторитетные. Каноны же однозначно осуждают практику принятия клириков без отпускной грамоты. Пятый раздел посвящен претензиям Константинопольского Патриархата на исключительное право предоставления автокефалии. Как известно, в Православной Церкви нет единой общепризнанной процедуры предоставления автокефалии. Четыре Восточных Патриархата вообще ни от кого не получали автокефалию. Грузинская Церковь получила автокефалию от Антиохийской, а Кипрская — решением III Вселенского Собора. Русская Церковь самостоятельно обрела автокефальный статус в то время, когда Константинопольский Патриарх вступил в унию с Римом, а затем, почти полтора века спустя, была признана в Патриаршем статусе деяниями четырех Восточных Патриархов. В новое время Константинопольский Патриархат даровал автокефальный статус входившим в его состав на тот момент Элладской (1850), Сербской (1879), Румынской (1885) и Албанской (1937) Церквам. Русская Церковь предоставила автокефалию Церквам, входившим в ее состав: Польской (1948), Чехословацкой (1951) и Американской (1970). А Сербская — входившей в ее состав Македонской Церкви (2022). Во всех упомянутых случаях соблюдался основной принцип: кириархальная Церковь предоставляла автокефалию своей части.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

Вновь, как при усташах, сербское население подвергалось преследованиям, православные монастыри, кладбища и храмы осквернялись и уничтожались. В Косово и Метохии в 1999 году началось систематическое уничтожение древних православных храмов, и большинство сербского населения было вынуждено покинуть эти территории. В то же время в Сербии 1990-е годы ознаменовались религиозным возрождением и восстановлением церковной жизни. Символом этого возрождения стало строительство крупнейшего православного храма Европы – кафедрального собора во имя святого Саввы в Белграде. В настоящее время в состав Сербской Православной Церкви входит более 3 500 приходов, более 200 монастырей, действуют 2 богословских факультета и 6 духовных семинарий. Число верующих Сербской Православной Церкви составляет около 8 миллионов. Епархии и приходы Сербской Православной Церкви существуют за пределами бывшей Югославии, в том числе в странах Западной Европы, в Америке и Австралии.  Румынская Православная Церковь объединяет верующих, проживающих не территории нескольких областей – Молдавии, Валахии, Трансильвании, Буковины, Бессарабии. В течение веков эти земли входили в сферу политических интересов Османской, Российской и Австро-Венгерской империй. После Первой мировой войны Трансильвания, Буковина, Бесарабия и часть Молдавии вошли в состав новообразованного Румынского государства, другая часть Молдавии отошла к Советскому Союзу. Еще в 1877–1878 годах Синод Румынской Православной Церкви обратился в Константинополь с просьбой о даровании автокефалии. Константинополь признал автокефалию Румынской Церкви в 1885 году, а в 1925 году предстоятель Румынской Церкви был возведен в достоинство патриарха. Во второй половине XX века, в отличие от других Православных Церквей Восточной Европы, Румынская Церковь не подверглась массовым репрессиям со стороны коммунистического режима. В период с 1948 по конец 1980-х годов, когда у власти в Румынии находились коммунисты, Церковь имела право обладать недвижимостью, осуществлять благотворительную и издательскую деятельность, пользоваться государственными дотациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Los más destacados entre ellos fueron los ex-marxistas que ya hemos mencionado, quienes, después de muchas aventuras, se congregaron de nuevo en Europa occidental. Tres de ellos, Bulgakov, Frank y Berdiaev, fueron expulsados de Rusia en 1922; Struve escapó a Occidente con los restos del Ejército Blanco. A estos nombres se deben añadir otros dirigentes cristianos: Lev Karsavim (1882–1952), Antón Kartashev (1875–1960), V. Zenkovsky (nacido en 1885), G. Florovsky (1893–1979), G. Fedotov (1886–1951), Constantino Mochulsky (1892–1948), B. Visheslavtsev (1877–1954), Vladimir Lossky (1903–1958), L. Zandes (nacido en 1893), y otros que contribuyeron a la vida espiritual e intelectual de la comunidad exiliada. Eran hombres de grandes dotes, que conocían igualmente la cultura rusa y la europea occidental y podían interpretarla para otros. Fueron nulos los esfuerzos que los rusos exiliados hicieron por ayudar a sus hermanos de religión bajo los comunistas. El Telón de Acero les separaba por completo de su propio país y de su pueblo, y sólo en raras ocasiones se podía intentar un intercambio de noticias. La organización de la vida eclesiástica independiente en la Europa occidental y en América fue más venturosa, aunque las tensiones políticas entorpecían el progreso. Los rusos exiliados hicieron su más valiosa contribución al Movimiento Ecuménico y a la teología, incluyendo la interpretación cristiana de los cambios sociales y económicos que produjeron los comunistas. El Estado Actual de la Iglesia Oriental Es demasiado pronto para hacer un detallado comentario sobre el nuevo período en la historia de los cristianos orientales que empezó después de la segunda guerra mundial. Sin embargo, dos facetas aparecen con claridad suficiente para ser mencionadas. En primer lugar, ha terminado la íntima identificación de la Iglesia y el pueblo, que había sido una de las principales características del cristianismo oriental y la Iglesia empieza a darse cuenta de su separación. En segundo lugar, ha desaparecido el temor a Occidente que ha acogido al Oriente cristiano desde la caída de Bizancio.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010