В 1880 году по билету внутреннего выигрышного займа Духосошественская церковь выиграла по тем временам громадную сумму — 200 000 рублей. Деньги были положены в Саратовский городской общественный банк, и Синод разрешил с процентов этой суммы выдавать ежегодно 2800 рублей пособий церковнослужителям. Имея такие деньги, церковь постепенно построила дома для богадельни, церковно-приходской школы и для священников. Все здания расположились рядом с церковью. Богадельня открылась в 1880 году и опекала около 20 стариков. Церковно-приходская школа для детей из бедных семей начала работать в 1885 году, а уже в 1887 году в ней обучалось 64 мальчика и 47 девочек. Три священника и три учителя преподавали Закон Божий, грамоту и церковное пение. В годы Первой мировой войны, когда из западных губерний в Саратов хлынул поток беженцев, Духосошественская церковь открыла вторую школу для детей других конфессий. В ней училось 25 детей иудейского вероисповедания и 14 детей католиков. После революции школы были отделены от церкви, постепенно ликвидирована и богадельня. Для церкви настали трудные времена. С 1918 года храм, по договору с горисполкомом, содержали верующие. Договор этот неоднократно расторгался. Второго декабря 1930 года Саратовский горсовет своим распоряжением запретил церковный звон в городе, колокола со всех храмов были сняты. 2 сентября 1934 года Саратовский горисполком издал распоряжение о временном закрытии ряда церквей города, в том числе и Духосошественской, и о передаче их под зернохранилища. В Духосошественскую церковь предписано было засыпать не менее 1650 тонн зерна. Однако в ноябре 1935 года церковь вновь удалось открыть для богослужений. Коллектив церкви продержался до 1939 года. Постановлением Саратовского горсовета от 17 июня 1939 года Духосошественская церковь была закрыта. 13 июня 1941 года горисполком рассматривал ходатайство Волжского райсовета об использовании здания церкви под кинотеатр. Но этому страшному намерению не суждено было осуществиться. После войны верующие неоднократно обращались к властям с просьбами об открытии храма, и только 2 января 1948 года горисполком вынес решение: «Ходатайство группы верующих об открытии Духосошественской церкви удовлетворить». При активной помощи епископа Саратовского и Вольского Бориса церковь была возрождена. В последующие годы в почти миллионном городе было всего два храма.

http://sobory.ru/article/?object=02697

48 копеек. Несмотря на то, что Симеоновский собор посетил Гродненский губернатор и лично убедился в его плачевном состоянии, необходимой помощи на ремонт не последовало. Тем временем к 1885 г. положение храма ухудшилось: по всей крыше образовались трещины, во время дождя пропускающие воду, что грозило разрушением сводов. Штукатурка местами на стенах осыпалась. Рамы и окна сгнили и при сильном ветре выпадали. Из-за сильных сквозняков в соборе некоторые прихожане перестали посещать богослужения. Только благодаря неоднократным требованиям и энергичной деятельности настоятеля собора протоиерея Иоанна Григоровича было получено разрешение и финансовая помощь на ремонт собора. По новым расчетам на реставрацию здания выделили 5 363 руб. 64 коп. Под председательством церковного старосты генерал-майора в отставке Н. Д. Ширмо-Щербинского была создана строительная комиссия. Подряд на ремонт получил московский купец И. И. Горбунов, который в декабре 1886 г. добросовестно завершил ремонтные работы под надсмотром академика архитектуры В. И. Чагина. По данным 1925-28 г.г. состояние собора было удовлетворительным. Собор не перестраивался, с 1865 г. ремонта не было. При соборе имелось около 25,5 га земли: усадебной - около 1 га, пахотной - около 7 га: сенокосной - около 3,5 га, неудобной - около 14 га. Каменный дом для священно-церковнослужителей принадлежал церкви. В годы советской власти собор не закрывался. Он был поставлен на учёт уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР как действующий. 28 марта 1945 г. максимальное количество верующих, посещавших храм, достигло 1000 человек. Имелась опись имущества храма. На учёте исторических, архитектурных или культурных памятников не находился. Из сообщения в Журнале Московской Патриархии за 1948 г., которое написал настоятель собора протоиерей Илия Реент, стало известно, что в соборе проходили Афанасиевские торжества по случаю 300-летия со дня мученической кончины святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского.

http://sobory.ru/article/?object=11051

Западный притвор и двухпролётная звонница тоже в своё время исчезли. На рубеже XVIII-XIX столетия на месте небольшого притвора построили низкую и широкую трапезную, в 1820-х годах перед ней выросла колокольня - по мнению искусствоведов, совершенно " никакая " . В трапезной устроили два придела - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери. Так образовалась тёплая церковь - основной же объём оставался холодным, в нём зимой не служили. Приделы в камерах на хорах были ликвидированы задолго до этого, в XIX веке в них находились кладовые. Несмотря на постоянные поновления и перестройки, Спасо-Преображенская церковь к 1880-м годам пришла в совершеннейшую ветхость: осыпалась штукатурка, на прихожан из арок падали кирпичи. В 1885 году её закрыли для богослужений. Речь шла даже о разборке церкви. К счастью, деньги на ремонт нашлись; храм согласно тогдашним отчётам, " благоукрасили " и в сентябре 1889 года заново освятили. В советские годы богослужения в Спасской церкви разумеется прекратились, она подверглась музеефикации. В 1936 году - по плану возвращения ей первоначального облика - были снесены позднейшие трапезная (тёплая церковь) и колокольня. В годы Великой Отечественной войны храм чудом избежал гибели. Он находился на передовой и подвергался артиллерийским обстрелам. На фотографии 1944 года, сделанной после освобождения Новгорода от немцев, видно, что кровля церкви разрушена, стены покрыты трещинами, а юго-западный угол здания вообще почти отвалился от основного объма. В таком виде Спасская церковь вступила в свою новейшую историю. На восстановление Новгорода советское правительство выделило огромные средства, работы не прекращались ни днём, ни ночью. В 1946 году очередь дошла и до Спасо-Преображенского храма. Его реставрация осуществлялась в 1946-1948 и 1950-1951 годах под наблюдением известного архитектора-реставратора Любови Митрофановны Шуляк. По окончании реставрации храм вполне мог исполнять музейную функцию. Исследовательские работы в Спасском храме, в 1992 году включённом - в составе группы исторических памятников Новгорода и его окрестностей - в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, продолжаются по сей день.

http://sobory.ru/article/?object=00321

Старец Михаил оставил после себя замечательные пастырские наставления. Вот как он, например, отвечает на вопрос о том, что же есть самое важное в христианской жизни: «Любовь... Никогда никого не осуждай, не имей врагов, каждого уважай. В жизни избегай всего, что делает тебя горделивым и что нарушает твое душевное спокойствие. Самая лучшая молитва — это как ты и сам говоришь: " Да будет воля Твоя " . Искреннее покаяние покрывает все грехи. Всегда помни, что все треволнения в этой жизни предназначены сделать нас наиболее чуждыми миру сему. Следовательно, они ведут нас к лучшей жизни. Наружное благочестие, набожность, молитвенные песнопения, бдения и посты хороши сами по себе и необходимы, но лишь как обрамление напряженной внутренней жизни: смирения, непрекращающейся молитвы, веры в Бога и так далее. Если второе отсутствует, то и от первого немного толку... Не пренебрегай искренним покаянием, которое есть самое полезное для возрастания в нас смирения. Воистину покаяние может совершенно преобразить человека» . В обители также подвизались валаамские старцы схиигумен Лука (Земсков; 1880-1968), иеросхимонах Иоанн (Андреев; 1874-1961), схимонах Герман (Соколов; 1879-1965), схимонах Николай (Монахов; 1876-1969) и другие. Учеником валаамских старцев, унаследовавшим их духовную традицию, в Псково-Печерском монастыре стал иеромонах Ипполит (Халин; 1928-2002, с 1985 года — архимандрит), принявший здесь монашеский постриг и пребывавший в обители с 1957 по 1966 год, до отъезда на Афон, где провел 17 лет. Известным монастырским духовником, претерпевшим до поступления в обитель тяжелые советские репрессии, но неизменно относившимся ко всем с большим терпением, смирением и любовью, был схиархимандрит Агапий (Агапов; 1881-1979; в обители с 1945 года). В послевоенные годы на жительство в Псково-­Печерский монастырь прибыли старцы: архимандрит Иероним (Тихомиров; 1905-1979; в обители с 1947 года), многие годы несший послушание келаря; иеродиакон Анатолий (Семенов; 1905-1986; в обители с 1945 года), потерявший на фронте руку, но непрестанно и благоговейно совершавший диаконское церковное служение; схиигумен Онисифор (Михайлов; 1885-1980; в обители с 1948 года), монастырский кузнец, известный своим смирением и благочестием.

http://pravoslavie.ru/155819.html

Клир, которому предстоятельствует на Евхаристическом собрании местной церкви епископ, есть клир Божий во всей его полноте, а не часть клира Божьего. 16 См. Ал.Лебедев. «Клир» в Богословской Энциклопедии. СПБ, 1910, том XI, стр.242. 17 Конгар пишет: «Отметим прежде всего очень важную истину, которую никогда не следует упускать из вида: священник (епископ, папа) является сначала лаиком» (с. 234). Но у него это действительно только «сначала», т.к. ставши клириком, он перестает быть лаиком. После Тридентского собора ничего другого ни один католический богослов не может утверждать. 18 Насколько нам известно, впервые термин «лаик» появляется у Климента Римского в выражении «лаический человек» в приложении к членам ветхозаветного народа, не имеющим храмового служения (1 Послание Климента, 40, 5). В конце II и в начале III века в церковном сознании ясно намечается разделение народа Божьего на лаиков и клириков. 19 Цитирую по русскому синодальному переводу. 20 Вопреки Конгару он пишет: «Церковь–таинство логически предваряет Церковь общение. Она предваряет ее даже генетически, поскольку Церковь была Церковью священников прежде, чем стать Церковью верных» (op. cit., с. 223). Это учение о двух церквах, церкви священников и церкви верных, хотя и вытекает их католического богословия, но не имеет оснований ни в Писании, ни в Предании. Оно свидетельствует, что для католического богословия одна группа верных без другой может составлять Церковь и, что еще более важно, существование верных не абсолютно обязательно для жизни Церкви. 21 См. мой очерк «Народ святой». Православная Мысль No.6, 1948 г., который лежит в основе настоящего введения. 22 De exhort, castit., 7. 23 Иустин Мученик. 1–ая Апология, гл. 67. Русский перевод, Москва, 1864 г., стр. 107–108. 24 Дионисий Ареопагит. «О церковной иерархии», II, 4. Русский перевод, СПБ, 1885, стр. 40. 25 Там же, VI, 2. Русский перевод, стр. 194. 26 Русский термин «миряне» не является, по–видимому, переводом термина «βιωτικο», а, скорее, переводом термина «лайки», но его современное содержание совершенно соответствует первому термину. 27 Ср. Congar, op. cit.: «Клирики и монахи суть люди посвященные, насколько возможно они живут в мире божественном. Лайки живут среди вещей земных» (с. 28). «В смысле условий жизни лаик есть тот, кто живет в веке сем» (с. 36). 28

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю, восходящую к 988 году, когда Киевская Русь была крещена святым равноапостольным князем Владимиром в водах Днепра. В течение нескольких веков единая митрополия Руси — с центром сначала в Киеве, затем во Владимире и, наконец, в Москве — входила в состав Константинопольского Патриархата. Однако в 1448 году Русская Церковь обрела фактическую самостоятельность после того, как на Московский митрополичий престол без согласия Константинополя был избран святитель Иона. Данное решение для Русской Церкви было вынужденным: Константинопольский Патриарх на тот момент находился в унии с Римом, а Русская Церковь категорически отвергла унию. Автокефалия Русской Церкви не сразу была признана Константинополем и другими восточными Патриархами. Однако в 1589 году при участии Константинопольского Патриарха Иеремии II в Москве был учрежден Патриархат, и святитель Иов был возведен в Патриаршее достоинство. В связи с этим актом Патриархом Иеремией и сопровождавшими его лицами, а также архиереями и архимандритами Русской Церкви была подписана «Уложенная грамота». Патриаршее достоинство Московской кафедры было утверждено на Соборах Восточных Патриархов в Константинополе в 1590 и 1593 годах . Решения о предоставлении автокефалии частям Константинопольского Патриархата неоднократно были принимаемы Священным Синодом или Соборами этой Церкви. Так, Константинопольский Патриархат даровал автокефальный статус входившим в его состав Элладской (1850), Сербской (1879), Румынской (1885) и Албанской (1937) Церквам. Автокефалию в истории, кроме Соборов, предоставляли не только Константинопольский Патриархат, но и другие Церкви. Так, в V веке автокефалия Грузинской Православной Церкви была дарована Антиохийским Патриархатом, а Московский Патриархат в XX веке даровал автокефалию Польской Православной Церкви (1948), Чехословацкой Православной Церкви (1951) и Православной Церкви в Америке (1970). В 2022 году Македонская Православная Церковь (Охридская Архиепископия) получила автокефалию от Сербской Православной Церкви.

http://mospat.ru/ru/documents/90905-ob-i...

12. Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая; 1861–1927). Закончив в 1885 г. Тифлисскую Духовную Семинарию, служил священником в Грузии. Затем поступил в Казанскую Духовную Академию (окончил в 1901 г.); на третьем курсе ее принял монашеский постриг. Впоследствии служил как в Грузии, так и в России. В октябре 1917 г. был хиротонисан во епископа Чкондидского. С 1921 г.– Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1926 г., по причине возникших нестроений, был устранен от дел управления. 13. Католикос-Патриарх Кирион III (Садзаглишвили; 1854–1918) родился в семье священника. По окончании Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии (1880 г.) некоторое время занимал должность помощника инспектора Одесской Духовной Семинарии; затем работал преподавателем Кутаисского и Тифлисского Духовных Училищ. В 1896 г. принял монашеский постриг и два года спустя был хиротонисан во епископа Алавердского. В дальнейшем служение проходил в различных епархиях Грузии и России. С 1915 г. епископ Полоцкий и Витебский. В августе 1917 г., согласно собственному прошению, от управления епархией был уволен и возвратился в Грузию. С сентября того же года – Католикос-Патриарх всея Грузии. Оставил по себе ряд трудов, посвященных исследованию истории Грузинской Церкви. 14. Схиигумен Савва (Остапенко; 1898–1980) родился 6 декабря 1898 г. в станице Новоминской на Кубани в благочестивой крестьянской семье и был наречен Николаем. Желание иноческой жизни пробудилось в его душе еще в детстве. Однако возможность исполнить это желание Господь даровал ему не скоро. В 1911 г. Николай окончил двухклассное училище Министерства народного просвещения. С 1916 г.– проходил службу в армии и в 1923 г. завершил курс обучения в Московском военно-инженерном училище, получив специальность техника по возведению оборонительных сооружений. После этого работал на производстве и продолжал учиться, так что к 1932 г. окончил строительный техникум по специальности «инженер-строитель». Только после окончания войны, когда в стране вновь стали открываться храмы и духовные учебные заведения, когда открылась Троице-Сергиева Лавра, Николаю удалось наконец исполнить то, к чему стремилась его душа. В 48 лет он оставляет профессию строителя и поступает в Московскую Духовную семинарию. Учебу в ней он завершил в 1948 г. и тогда же был принят в число братии Лавры. Осенью того же года состоялся его постриг в мантию с именем Савва – в честь преподобного Саввы Сторожевского. В 1952 г. отец Савва был рукоположен в сан иеромонаха и по 1952 г. исполнял возложенное на него послушание лаврского эконома.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Decizia de a acorda autocefalie unor pri ale Patriarhiei Constantinopolului a fost adesea luat de Sfântul Sinod sau de Soboarele acestei Biserici. Astfel, Patriarhia Constantinopolului a acordat statut de autocefalie Bisericilor din Grecia (1850), Serbia (1879), România (1885) i Albania (1937), care s-au aflat cândva sub jurisdicia sa. De-a lungul istoriei autocefalia a fost acordat, i de alte Biserici în afar de Patriarhia Constantinopolului i de Sinoade. Astfel, în secolul al V-lea autocefalia Bisericii Georgiei a fost acordat de Patriarhia Greac a Antiohiei, în timp ce în secolul al XX-lea Patriarhia Moscovei a acordat autocefalie Bisericii Ortodoxe Polone (1948), Bisericii Ortodoxe a Cehoslovaciei (1951) i Bisericii Ortodoxe din America (1970). În 2022, Biserica Ortodox Macedonean a Arhepiscopiei Ohridei a primit autocefalie de la Biserica Ortodox Sârb. Sanctitatea Sa Patriarhul Constantinopolului Atenagora, într-o scrisoare ctre lociitorul Patriarhului Bisericii Ortodoxe Ruse, mitropolitul Krutitsky i ctre Pimen de Kolomensk din 24 iunie 1970 scria: „Canoane speciale care s defineasc cu precizie toate problemele referitoare la autocefalie nu se regsesc în legislaia ecleziastic. Acordarea autocefaliei rmâne la competena întregii Biserici i în niciun caz nu poate fi considerat ca drept al vreunei Biserici Autocefale. Hotrârea final cu privire la problema autocefaliei aparine unui Sobor general care s reprezinte toate Bisericile Ortodoxe Locale i în mod special unui Sinod Ecumenic.” Noiunea ordinului de acordare a autocefaliei ca fiind o cauz soborniceasc a „întregii Biserici” a stat la baza unui proiect de document privind autocefalia i mijloacele de acordare a acesteia, care a fost examinat de ctre comisia pregtitoare inter-ortodox din 1993 i la a Patra întâlnire Panortodox pre-sinodal din anul 2009. Ordinea prevzut i convenit în prealabil în proiectul respectiv a acordrii statutului de autocefalie presupune: 1. Acordul Sinodului Local al Bisericii Mame pentru ca o parte a acesteia s primeasc autocefalie; 2. Patriarhul Ecumenic trebuie s obin consensul tuturor Bisericilor Ortodoxe Locale, exprimat în unanimitate la Sinoadele lor; 3. În baza consimmântului Bisericii Mame i a unui consens pan-ortodox, autocefalia urmeaz s fie proclamat prin emiterea unui Tomos care „este semnat de Patriarhul Ecumenic i atestat prin semnturile Preafericiilor Întâistttori ai Sfintelor Biserici Autocefale invitai s fac acest lucru de ctre Patriarhul Ecumenic”. Referitor la ultimul punct, nu s-a stabilit definitiv doar ordinea semnrii respectivului Tomos, iar acest fapt nu diminueaz cu nimic importana acordurilor încheiate în celorlalte prevederi.

http://mospat.ru/ro/news/90540/

Санкт-Петербург. Домовая церковь Александра Невского при бывшем Училищном совете Синода. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На своем заседании 13 января 1895 Синод принял предложение обер-прокурора К. П. Победоносцева почтить память скончавшегося императора Александра III постройкой образцовой церковно-приходской школы со своим храмом. Позже было решено разместить в здании также Училищный совет Синода, созданный в 1885 для управления приходскими школами и издания литературы для народных библиотек и читален. В воскресенье, 14 июня 1898, архиепископ Новгородский Гурий, председатель Совета, заложил здание и при нем пятиглавый храм, возводимые в русском стиле XVII века, частично на пожертвования столичного духовенства. А. Н. Померанцев был автором проекта, строителем – А. А. Стаборовский. Для облицовки фасада использовался желтый радомский песчаник, для украшения – мозаичные вставки. Митрополит Антоний (Вадковский) освятил храм 17 января 1901. Он был двусветным и занимал часть третьего этажа, в плане подражая собору XIV века в Борисоглебске. Церковь была сплошь расписана в московском стиле по эскизам А. В. Серебрякова. Золоченый двухъярусный иконостас вырезали из липы в Черниговской губернии, образа исполнили в Москве иконописцы мастерской Н. М. Сафонова. Против входа, под резной золоченой сенью, помещалось изображение Голгофы. Храм-памятник действовал недолго и был закрыт при прот. Павле Ильиче Соколове 30 июля 1918, когда здание занял институт фотографии и фототехники. Через год церковь ликвидировали, но в 1923 власти позволили отпеть в ней умершего ректора института. В 1947–1948 замечательный памятник церковного зодчества был безжалостно искалечен при внутренней переделке. Сейчас в здании размещается Университет кино и телевидения. Когда в очередной раз отлетает штукатурка, над входом можно различить фрагменты большой мозаики „Христос, благословляющий детей“, исполненной по рисунку акад. А. Н. Новоскольцева в мастерской В. А. Фролова. Над мозаикой некогда красовались надпись „В память царствования Императора Александра III“ и царский вензель.

http://sobory.ru/article/?object=01682

Из документов исполкома райсовета из­вестно, что Троицкий храм села Рамешки официально закрыт в 1935 году по причине отсутствия служителя культа и как требующий ремонта. Там же значится, что здание храма (на момент составления списков в 1944 году) ни для каких целей не используется. 28 июня 1948 года председатель Рамешского сельсовета В.П. Петров, секретарь сельсовета В.М. Малькова и агент госстраха Н.К. Сергеева в присутствии старосты Рамешской религиозной общины А. Боковой произвели опись движимого и недвижимо­го имущества храма. Имущества значится всего 53 единицы, в храме очень мало икон, но сохранилось семь медных колоколов об­щим весом 168 пудов 34 фунта. Староста церкви вме­сте с членами церковной двадцатки все эти годы исправно платили налоги, регистриро­вали общину и таким образом с 1935 года сохраняли храм от окончательного разоре­ния. Окончательное же разорение храма началось в 1950-е годы. Сначала в нем был зерносклад, но посте­пенно здание стало разрушаться, сломали решётки, окна и двери, всю медь (оклады, лампадки, кадила) и другую церковную ут­варь местные жители сдали в металлолом. Татьяна Байкова.  http://live.kostromka.ru/province/rameshki-14676/ Троицкая с. Рамешки зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1885 г. Петербургским купцом Григорием Семеновичем Раменским. Ограда каменная с деревянной решеткой. Кладбище при церкви. Престолов 3: а) во имя Живоначальной Троицы, б) в честь Тихвинской иконы Божией Матери и в) трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Расстояние от Костромы 160 в., от Чухломы 17 в. Ближайшие церкви: Преображенская с. Серапихи в 7 в. и Богородицкая с. Бушнева в 11 в. http://www.old-churches.ru/ch_056.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39947

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010